Роль мифа в культуре
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 22.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Космогонический миф и ранние представления людей о мире 5
2. Миф и первобытное искусство 8
3. Мифология как основа современных мировых религий 10
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Например, истории о создании мира и первых людях были переосмыслены с точки зрения религиозного сознания и нашли отражение в понятии бога-творца, демиурга, который создал мир и управляет им [3, c. 89]. По мере развития религии верховное божество становилось все более абстрактной идеей — духом всеведущего и всемогущего.Однако для обычных верующих, далеких от теологии, боги и демоны оставались антропоморфными существами, близкими и понятными людям, и по сути не отличались от мифических персонажей. Посланники богов и проповедники божественных истин также часто ассоциировались с чертами мифических героев.Мировые религии заимствовали множество идей и сюжетов из мифов. Например, идея конца мира - Страшного суда, Апокалипсиса, Киямата, дня переселения душ — связана с мифологическим представлением единства всего живого, а также мироустройство, включающее разделение Вселенной на три яруса: верхний (рай, мир богов), средний (мир людей) и нижний (ад, мир демонов), сформировалось в мифологическом сознании и было переосмыслено через призму религиозной веры [8, c. 114].В священных текстах мировых религий можно найтимножество распространенныхмифологических сюжетов.Христианское мировоззрение имеет свои корни в иудаизме, древней монотеистической религии, возникшей во II тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке. Иудаизм, являясь национальной религией евреев, включал в себя мифологические представления различных народов, проживавших в междуречье Тигра и Евфрата, Синайском полуострове и севере Африки.Эти мифологические сюжеты оказали влияние на христианство, особенно в отношении книг Ветхого Завета, где можно обнаружить элементы древних мифов. Исследователи давно отметили, что последовательность этапов создания мира, описанная в Ветхом Завете, практически идентична аналогичной истории творения, представленной в древневавилонской поэме "Энумаэлиш" []. Однако в Ветхом Завете данная история адаптирована под иудейский монотеизм.В шумерской поэме о Гильгамеше содержится миф о путешествии этого героя на райский остров, где он стремился обрести растение бессмертия, но бог в образе змея отнял его у Гильгамеша и изгнал из рая.Миф о древе Жизни, являющемся центром рая, присутствует в мифологии многих народов, включая древние общества Ближнего Востока. Однако наибольшее количество сходств можно найти в мифе о Всемирном потопе, который присутствует не только в шумерских и вавилонских текстах, но и в преданиях многих других культур, проживавших в отдаленных от Ближнего Востока регионах. Даже в Новом Завете можно обнаружить параллели с древними мифами о конце света и воскрешении из мертвых, которые были распространены на севере Африки и в Передней Азии.С появлением рационального сознания древние мифы не теряют полностью своего влияния на людей. В период расцвета мифологии формируются религиозные убеждения, что приводит к появлению веры в сверхъестественные сущности. Божественные и демонические силы отступают в иные миры, и контакт с ними становится доступен лишь особым людям, таким как жрецы, волхвы, маги. Однако память о том, что боги и демоны жили рядом с человеком, сохраняется сначала через мифы, а затем в сказках.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что мифология играла значительную роль в формировании ранних представлений о мире, религии и искусстве в различных культурах. Мифы были основой для объяснения происхождения мира, природы, человека и божеств. Они служили своеобразным "кодом" для общества, передавая ценности, нормы поведения и моральные уроки.В древних философских учениях отразилась ключевая идея мифологического мировоззрения: все элементы мира взаимосвязаны, и человек не стоит выше или ниже богов и животных, он является неотъемлемой частью вселенной.В религиозных понятиях мифы часто служили основой для верований, обрядов и празднеств. Они помогали людям понять свое место в мире, отношения с божествами и миром духов. Мифологические персонажи и сюжеты влияли на формирование мировоззрения и религиозной практики.В искусстве мифы часто становились источником вдохновения для художников, писателей, скульпторов и музыкантов. Они воплощались в произведениях искусства, отражая мифологические сюжеты, героев и божеств.Таким образом, мифы играли важную роль в формировании представлений о мире, религии и искусстве, оказывая влияние на культуру и общественные ценности различных народов.Список использованной литературыМелетинский Е.М. Поэтика мифа. / Е.М. Мелетинский. Санкт-Петербург: Азбука, 2021. - 478 с.Найдыш В.М. Мифология и теология. / В.М. Найдыш. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, №4, 2019, С. 17-26Попов Е.А. Мировая культура и искусство: от первобытности до Возрождения. / Е.А. Попов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2019. - 155 с.Римский В.П. Миф в первобытных культурных сообществах / В.П. Римский, О.Н. Римская. // Наука. Искусство. Культура: Научный рецензируемый журнал БГИИК. № 3 (31), 2021, С. 93-108Римский В.П. Трансформации архаического мифа: от шаманизма к философскому и поэтическому творчеству. / В.П.Римский, О.Н.Римская.// Наука. Искусство. Культура, №3 (31), 2021, С. 108-114Ставицкий А.В. Роль мифа в современном обществе. / А.В. Ставицкий. // Ценности и смыслы, №8(62), 2019, С. 52-56Фаткуллина Ф.Г. Мифологическая картина мира как форма миропредставления. / Ф.Г. Фаткуллина. // Мир науки, культуры, образования, №1, 2020, С. 62-66Федчук Д.А. Религия и миф как принципы культуры и переживание времени. / Д.А. Федчук. // Журнал интегративных исследований культуры, №11-2, 2021, С. 113-115
2. Найдыш В.М. Мифология и теология. / В.М. Найдыш. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия, №4, 2019, С. 17-26
3. Попов Е.А. Мировая культура и искусство: от первобытности до Возрождения. / Е.А. Попов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2019. - 155 с.
4. Римский В.П. Миф в первобытных культурных сообществах / В.П. Римский, О.Н. Римская. // Наука. Искусство. Культура: Научный рецензируемый журнал БГИИК. № 3 (31), 2021, С. 93-108
5. Римский В.П. Трансформации архаического мифа: от шаманизма к философскому и поэтическому творчеству. / В.П. Римский, О.Н. Римская. // Наука. Искусство. Культура, №3 (31), 2021, С. 108-114
6. Ставицкий А.В. Роль мифа в современном обществе. / А.В. Ставицкий. // Ценности и смыслы, №8(62), 2019, С. 52-56
7. Фаткуллина Ф.Г. Мифологическая картина мира как форма миропредставления. / Ф.Г. Фаткуллина. // Мир науки, культуры, образования, №1, 2020, С. 62-66
8. Федчук Д.А. Религия и миф как принципы культуры и переживание времени. / Д.А. Федчук. // Журнал интегративных исследований культуры, №11-2, 2021, С. 113-115