Русская народная вышивка

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 16 16 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 30.07.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Особенности русской народной вышивки 4
ГЛАВА 2. Традиционные орнаменты, узоры и символика 6
Заключение 10
Список литературы 12
Приложения 13

Фрагмент для ознакомления

В русской вышивке широко используются два цвета: красный и белый. Помимо этих цветов, мастерицы также используют черный (или синий) и золотой. Белый—женственный и мягкий цвет, символизирующий чистоту, свет и добро. Красный — цвет солнца, огня. Это цвет жизненной энергии, счастья, богатства, процветания, красоты и мужества. Вышитый крест с красным узором на белом фоне символизирует землю, готовую впитать жизненную энергию солнца и дать начало всему живому. Черный цвет — ассоциируется с пониманием краткости человеческой жизни и часто используется в одежде пожилых людей.Многие узоры и разнообразные орнаменты сегодня являются лишь украшением для людей, которые даже не подозревают, какую интересную информацию несут в себе эти изображения. «Полотняный фольклор» сохранил путем механической передачи то, что давно стерлось из памяти людей. В этом и заключается величайшая ценность вышивки. ЗаключениеРусская народная вышивка представляет собой важную часть культурного наследия России. Ее уникальные узоры, разнообразие техник и символическое значение отражают богатство русской культуры и традиций.Вышивка не только является прекрасным видом народного творчества, но и отражает историю, обычаи и мифологию русского народа. Она олицетворяет в себе труд и мастерство наших предков, сохраняя в себе мудрость и эстетику русской культуры [1].В результате проделанной работы были выявлены особенности русской народной вышивки, даны ответы на поставленные задачи:—изучена история развития народной вышивки: в истории народной вышивки можно выделить несколько ключевых периодов, включая традиции Древней Руси, влияние православия, а также различные стили и техники, которые развивались на протяжении веков. Изучение этой истории позволяет понять эволюцию узоров, техник и значимость вышивки в русской культуре;—рассмотрены технологии и методы выполнения вышивки: традиционные технологии выполнения вышивки делают акцент на использовании различных видов стежков, отличающихся по методике выполнения и визуальному эффекту. Каждая техника обладает своими уникальными особенностями, которые влияют на визуальное восприятие и символическое значение результата;—проанализированы особенности различных русских узоров: русские узоры обладают богатством мотивов, отражающих природные элементы, религиозные сюжеты и сакральные символы. Каждый узор имеет свою историю и символическое значение, которые можно пронаблюдать через анализ их геометрии, комбинации цветов, и мифологического контекста;—исследованы символические значения узоров и орнамента:изображенные сюжеты могут символизировать различные аспекты жизни и мировоззрения русского народа. Многие узоры отражают темы плодородия, жизни, защиты от зла и сопровождаются особыми обрядами и традициями.Также были сделаны соответствующие выводы:—изучение истории, технологий и методов выполнения вышивки, а также символических значений узоров, позволяет более полно воссоздать ценность и значение русской народной вышивки в культуре России;—искусство русской вышивки отражает не только мастерство и красоту, но и транслирует ценности, мировоззрение и духовные традиции русского народа.Изучение русской народной вышивки позволяет погрузиться в мир символов и исторических традиций русского народа. Это искусство продолжает вдохновлять художников и дизайнеров, сохраняя свою актуальность и значимость в современном мире.Таким образом, русская народная вышивка — это ценное наследие, которое представляет не только искусство, но и часть истории, культуры и души русского народа.Список литературыАлексеева Т.П. Традиционный национальный костюм как модель мироздания //Культурное наследие Сибири: сборник научных трудов /под редакцией Т.М. Степанской. - Вып.12. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2011. - 189 с.Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа//Сов. археология №1. - 1966. - С. 62-76Богуславская И.Я. Русская народная вышивка / И.Я. Богуславская. - М.: Искусство, 1972. - 151 с.Божьева Н.П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность/ Н. Божьева. Московское художественное училище прикладного искусства. М.: Северный Паломник, 2008. - 263 с.Валькевич С.И. Архаические геометрические орнаменты художественной вышивки Русского Севера № 1-2 (40), 2014. - 293-298 с.Ефимова Л.В., Белогорская Р.М., Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея. – М.: «Изобразительное искусство», 1982 – 269 с.Маслова Г.С., Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.: Издательство Наука, 1978 – 205 с.ПриложенияПриложение 1Рисунок 1 - Русский народный костюмПриложение 2Рисунок 2 - Символ женского начала, плодородия «розетка», состоящая из 8-ми лепестковПриложение 3Рисунок 3- Сюжет русской народной вышивки, деревоПриложение 4Рисунок 4 - Символ женского плодородия, РоженицыПриложение 5Рисунок 5 - Орнамент в виде ромба и креста

Список литературы

1. Алексеева Т.П. Традиционный национальный костюм как модель мироздания //Культурное наследие Сибири: сборник научных трудов /под редакцией Т.М. Степанской. - Вып.12. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2011. - 189 с.
2. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа//Сов. археология №1. - 1966. - С. 62-76
3. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка / И.Я. Богуславская. - М.: Искусство, 1972. - 151 с.
4. Божьева Н.П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность/ Н. Божьева. Московское художественное училище прикладного искусства. М.: Северный Паломник, 2008. - 263 с.
5. Валькевич С.И. Архаические геометрические орнаменты художественной вышивки Русского Севера № 1-2 (40), 2014. - 293-298 с.
6. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М., Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея. – М.: «Изобразительное искусство», 1982 – 269 с.
7. Маслова Г.С., Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. – М.: Издательство Наука, 1978 – 205 с.