Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ОНР.
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 23.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 3
1.1. Фонематические процессы как основа развития речи 3
1.2 Особенности формирования звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР 4
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКА ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР 6
2.2. Методика и результаты обследования неречевых функций у детей экспериментальной группы 9
Заключение 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
100% детей выполняют эти задания без ошибок и затруднений.Понимание пространственных наречий также находится на высоком уровне у всех детей.Обследование понимания грамматических форм:Уровень развития понимания грамматических форм находится на среднем уровне. Около 25%-37,5% детей успешно справляются с заданиями без затруднений, но у остальных возникают ошибки.Некоторые дети испытывают затруднения с пониманием падежных окончаний существительных, форм единственного и множественного числа, а также с различением глаголов совершенного и несовершенного вида.Обследование активного словаря:Дети успешно справляются с заданиями на называние предметов, изображенных на картинках, и нахождение общих названий.В названии действий людей и животных дети допускают некоторое количество ошибок, но в целом справляются с заданиями.Названия времен года и их последовательности дети называют на высоком уровне.Подбор синонимов, антонимов и однокоренных слов вызывает больше затруднений. Около 12,5% - 25% детей справляются с заданиями без проблем, но остальные испытывают трудности.Таким образом, обследование понимания речи и активного словаря показало, что у детей обследуемой группы есть какие-то проблемы в некоторых аспектах, особенно в понимании грамматических форм и в подборе синонимов, антонимов и однокоренных слов.По результатам обследования грамматического строя у детей обследуемой группы выявлены следующие особенности:Составление предложений:Дети успешно составляют предложения по сюжетным картинкам и сериям сюжетных картинок, однако при ответах на вопросы, требующие сложные предложения (например, "почему?" или "зачем?"), уровень сложности немного повышается.Составление предложений по опорным словам:Здесь дети справляются на среднем уровне. Они могут составить предложения, используя опорные слова, но иногда допускают ошибки или не всегда точно передают смысл.Подстановка недостающего предлога:Дети испытывают определенные трудности с точным выбором и вставкой предлогов в предложения. Примеры таких ошибок отмечены в результатах обследования.Рассказ из собственного опыта:Дети рассказывают о своем опыте, но в их высказываниях наблюдаются нарушения согласования и управления, что свидетельствует об аграмматизмах.Словоизменение:Употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах вызывает определенные затруднения у детей.Также наблюдаются трудности в употреблении предлогов и падежных окончаний.Словообразование:Сложности возникают в образовании уменьшительной формы существительного и при образовании прилагательных от существительных.Образование сложных слов из двух слов также представляет трудность для детей.Таким образом, обследование грамматического строя позволяет сделать вывод о том, что уровень сформированности грамматических навыков у детей обследуемой группы не достигает оптимального уровня. В особенности, выявлены сложности в словообразовании и употреблении грамматических конструкций в речи.Вывод по 2 главеВ заключительном этапе констатирующего эксперимента был выявлен важный аспект: тесная связь между неречевыми и речевыми функциями. Неречевые функции, такие как анатомическое строение артикуляционного аппарата и моторика органов, создают базу для формирования речевых звуков. Поэтому нарушения в артикуляционном аппарате, моторике и фонематическом восприятии могут затруднять овладение навыками звуко-буквенного анализа и синтеза. У детей экспериментальной группы отмечается несформированность артикуляторной и фонологической базы речи, что оказывает влияние на лексико-грамматический строй. Это подчеркивает важность коррекционной работы по формированию звуко-буквенного анализа и синтеза, так как они являются основой для становления всех компонентов речи.Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подчеркивают не только важность раннего выявления и коррекции нарушений в речевом развитии, но и необходимость комплексного подхода к обучению, включающего в себя работу как над неречевыми, так и над речевыми компонентами.ЗаключениеКурсовая работа на тему "Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с ОНР." состоит из двух глав.В первой главе проведен анализ теоретических источников, включающий описание фонематических процессов и их роль в развитии речи, рассмотрение психолого-педагогической характеристики у детей с органическими нарушениями речи (ОНР).Во второй главе было проведено экспериментальное исследование на Была обследована группа детей в возрасте от 6 до 7 лет с ОНР II-III уровня. Целью исследования было выявление уровня сформированности звуко-буквенного анализа и синтеза у этих детей.Целью логопедической работы стало формирование звуко-буквенного анализа и синтеза у этих детей. Работа проводилась в форме индивидуальных занятий с использованием специальных методик. По окончании работы было проведено повторное обследование, которое показало положительное влияние логопедической работы на развитие речи детей с ОНР.Это исследование подтверждает важность и эффективность коррекционно-логопедической работы для детей с органическими нарушениями речи.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А.Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – СПб. : «Каро», 2002. – 193 c.2. Вансовская, Л. И. Устранение нарушений речи при врожденныхрасщелинах неба [Текст] / Л. И. Вансовская. – СПб. : Гиппократ, 2000.136c.3. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : Учебник для пед. вузов / Подред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. :ВЛАДОС, 2003. – 292 c.4. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак.пед. высш. учеб. Заведений [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд.,перераб. и доп. – М. :гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 418 c.5. Волкова, Л. С. Учебное пособие для студентов педагогическихинститутов по специальности «Дефектология» [Текст] / Л. С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.]. – М. : Просвещение, 1989. – 528 с.6. Ермакова, И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей иподростков [Текст] / И. И. Ермакова. – М. , 1984. – 143 с.7. Ипполитова, А. Г. Открытая ринолалия [Текст] / А. Г.Ипполитова - М. , 1983. – 95 с.8. Мазанова, Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушенияязыкового анализа и синтеза [Текст] / Е. В. Мазанова. – М. , 2006. – 378c.9. Мазанова, Е. В. Формы и методы логопедической работы покоррекции дисграфии. Развитие и коррекция [Текст] / Е. В. Мазанова. – М. :ГНОМ, 2001. – 199 c.10. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыминарушениями речи учебник для студентов дефектологических факультетовпедагогических вузов [Текст] / З. А. Репина. – Екатеринбург : ИздательКалинина Г.П., 2008. – 140 с.5311. Сереброва, Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолалитиками впослеоперационный период [Текст] / Н. И. Сереброва // Нарушение речи удошкольников. – М.: Просвещение, 1969. – С.113-136.12. Соболева, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детейс врожденной расщелиной губы и неба [Текст] / Е. А. Соболева, Т. В.Волосовец // Практичская психология и логопедия. – 2006. – №2. – С. 37.13. Соломатина, Г. И. Развитие фонематического восприятия у детейс врожденными расщелинами неба [Текст] / Г. И. Соломатина // Логопед. –2005. – №3. – С40-4814. Таптапова, С. Л. Коррекционно-логопедическая работа принарушении голоса [Текст] : Кн. для логопеда / C. Л. Таптапова. – М. :Просвещение, 1984. – 112 c.15. Ткаченко, Т. А. В первый класс – без дефектов речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. – СПб. , 1999. – 48 с.16. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитиефонематического восприятия и навыков звукового анализа [Текст] / Т. А.Ткаченко. – СПб. , 1998. – 32 с.17. Ткаченко, Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 летк обучению грамоте [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. , 2000. – 48 с.18. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты.Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург:Уральский государственный педагогический университет, 1998. – 51 с.19. Трубникова, Н. М. Логопедическая работа с детьми, имеющимиразные формы речевой патологии: Учебно-методическое Урал.гос. пед. ун-т.[Текст] / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург, 2005. – 94 с.20. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования
1. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания [Текст] / Г.А.
Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – СПб. : «Каро», 2002. – 193 c.
2. Вансовская, Л. И. Устранение нарушений речи при врожденных
расщелинах неба [Текст] / Л. И. Вансовская. – СПб. : Гиппократ, 2000.136c.
3. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : Учебник для пед. вузов / Под
ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. :
ВЛАДОС, 2003. – 292 c.
4. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак.
пед. высш. учеб. Заведений [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой. – 5-е изд.,
перераб. и доп. – М. :гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 418 c.
5. Волкова, Л. С. Учебное пособие для студентов педагогических
институтов по специальности «Дефектология» [Текст] / Л. С. Волкова, Р.И.Лалаева, Е. М. Мастюкова [и др.]. – М. : Просвещение, 1989. – 528 с.
6. Ермакова, И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и
подростков [Текст] / И. И. Ермакова. – М. , 1984. – 143 с.
7. Ипполитова, А. Г. Открытая ринолалия [Текст] / А. Г.
Ипполитова - М. , 1983. – 95 с.
8. Мазанова, Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения
языкового анализа и синтеза [Текст] / Е. В. Мазанова. – М. , 2006. – 378c.
9. Мазанова, Е. В. Формы и методы логопедической работы по
коррекции дисграфии. Развитие и коррекция [Текст] / Е. В. Мазанова. – М. :ГНОМ, 2001. – 199 c.
10. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми
нарушениями речи учебник для студентов дефектологических факультетовпедагогических вузов [Текст] / З. А. Репина. – Екатеринбург : ИздательКалинина Г.П., 2008. – 140 с.53
11. Сереброва, Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолалитиками в
послеоперационный период [Текст] / Н. И. Сереброва // Нарушение речи у
дошкольников. – М.: Просвещение, 1969. – С.113-136.
12. Соболева, Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей
с врожденной расщелиной губы и неба [Текст] / Е. А. Соболева, Т. В.
Волосовец // Практичская психология и логопедия. – 2006. – №2. – С. 37.
13. Соломатина, Г. И. Развитие фонематического восприятия у детей
с врожденными расщелинами неба [Текст] / Г. И. Соломатина // Логопед. –
2005. – №3. – С40-48
14. Таптапова, С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при
нарушении голоса [Текст] : Кн. для логопеда / C. Л. Таптапова. – М. :
Просвещение, 1984. – 112 c.
15. Ткаченко, Т. А. В первый класс – без дефектов речи [Текст] / Т.
А. Ткаченко. – СПб. , 1999. – 48 с.
16. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие
фонематического восприятия и навыков звукового анализа [Текст] / Т. А.
Ткаченко. – СПб. , 1998. – 32 с.
17. Ткаченко, Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет
к обучению грамоте [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. , 2000. – 48 с.
18. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты.
Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург:
Уральский государственный педагогический университет, 1998. – 51 с.
19. Трубникова, Н. М. Логопедическая работа с детьми, имеющими
разные формы речевой патологии: Учебно-методическое Урал.гос. пед. ун-т.[Текст] / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург, 2005. – 94 с.
20. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования