Техническая подготовка юных футболистов 10-12 лет

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 60 60 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 29.05.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 7
1.1. Характеристика системы спортивной подготовки в футболе 7
1.2. Особенности технической подготовки в футболе 10
1.3. Анализ опыта технической подготовки юных футболистов 10-12 лет 14
ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Цель, задачи исследования 22
2.2. Методы исследования 22
2.3. Организационные основы исследования 26
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 29
3.1. Характеристика уровня технической подготовленности юных футболистов 10-12 лет 29
3.2. Программа технической подготовки юных футболистов 10-12 лет 36
3.3. Анализ эффективности разработанной программы технической подготовки юных футболистов 10-12 лет 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Фрагмент для ознакомления

При изучении удара нужно обратить внимание занимающихся на верное положение тела и головы, на согласованность движений ног, тела и завершающее движение головой. Упражнения с теннисным мячом можно включать для развития более тонкой координации движений и точности удара в процессе занятия.Упражнения: Удар головой по подвешенному мячу в прыжке и без прыжка.Удар головой по мячу, стоя у стены.Удары головой в парах, уменьшая и увеличивая расстояние друг от друга.Игроки располагаются по кругу, в центре находится пасующий, который ударом головы поочередно направляет мяч всем игрокам.Удары головой в ворота. Два игрока с мячом располагаются по краям от ворот, остальные стоят в две колоны. Игроки, стоящие у ворот, набрасывают мяч, а игроки, стоящие в колонах, поочередно головой выполняют удары по воротам.Обучение ведению и отбору мяча. Начинать обучение ведению мяча лучше всего с ведения по прямой. Скорость бега при всем этом должна равномерно возрастать. После этого можно переходить к обучению ведению мяча змейкой и с обводкой стоек. Следующий этап — ведение мяча при сопротивлении соперника. Сначала соперник позволяет обводить себя, потом наиболее активно стремится отобрать мяч. Совершенствуется ведение в игровых упражнениях и двухсторонней игре.Упражнения:Поочередное ведение мяча по прямой до конуса и обратно. Ведение с передачей мяча после поворота.Ведение мяча по кругу.Ведение мяча между стоек.Произвольное ведение мяча в группах на ограниченной площадке.Совершенствование ведения мяча с обводкой соперника следует проводить в таких игровых упражнениях, как «два против трех», «три против четырех», «четыре против пяти» с различными заданиями. При изучении и совершенствовании техники защиты надо воспитывать умение отбирать мяч без нарушения правил.Упражнения:Двигаясь лицом к воротам, отбить мяч, летящий справа или слева, в обозначенную зону. Двигаясь лицом к воротам, догнать опускающийся мяч и ударом ноги или головы отправить его через себя в поле. Двигаясь вдоль ворот, отбить мяч, летящий в ворота.Выбить мяч подкатом. Нападающий ведет мяч, защитник встречает его, пытается отобрать мяч.Соблюдать последовательность изучения тех или иных технических элементов от простого к сложному не менее важно в организации технической подготовки юных футболистов 10-12 лет.Мы полагает, что задачи технической подготовки юных футболистов должна вестись с учетом следующих этапов:этап обучения базовым элементам техники, направленный на формирование – обобщенной ориентировочной основы базовых элементов техники футбола;мотивационной и координационной готовности к обучению;этап обучения техническим приемам и их согласованному выполнению в структурецелостного двигательного действия;этап формирования умений выполнять технические приемы в движении и вовзаимодействии с партнерами;этап формирования умений применять технические приемы в условиях игры (припротиводействии соперников).Задачами первого этапа являются: формирование представления (логического, зрительного и двигательного образа) о способах выполнения базовых элементовтехники футбола; формирование мотиваішонной и координационной готовности кобучению.Последовательность обучения базовым элементом техники и способамвыполнения технических приемов футбола представлен в таблице 4Таблица 4Последовательность обучения базовым элементом техники и способамвыполнения технических приемов футболаБазовые элементы техникиБазовые способы выполнения технических приемовОстальные способы выполнения технических приемовОсновная стойка, поза упругости, динамическая поза упругостиСмена опорыБеговой шагБег обычныйБег приставным шагомСтопорящий шагОстановка шагомОстановка прыжкомШаг прыжковПрыжок толчком одной ногиПрыжок толчком двумя ногами, повороты в сторону опорной ноги, повороты в сторону от опорной ноги Выход на мячСтопаКатание мячаТолкание мячаУдар по мячу ногойУдар ногой без замаха с хлестомВедение мяча серединой подъемаВедение внутренней частью подъемаФинт «ложная остановка мяча»Финт «убирание мяча внутренней частью подъема»Финт «убирание мяча внешней частью подъема»Финт туловищемФинт «убирание мяча внешней частью подъема»Удар ногой без хлеста и замахаУдар внутренней стороной стопыУдар внешней частью подъемаОтбор мяча выбиваниемУдар ногой с замахов и хлестомУдар серединой подъемаУдар внутренней частью подъемаУдар внешней частью подъемаНеподвижное накрывание мячаОстановка опускающегося мяча подошвой после отскокаОстановка летящего мяча внутренней стороной стопыОстановка летящего мяча бедромОстановка летящего мяча грудьюХлесть ногами и туловищемУдар серединой лбаУдар боковой частью лбаХлест ногами, туловищем и рукамиВбрасывание мячаВбрасывание мяча с разбегаЗадачами второго этапа являются: 1) формирование способности выполнять технические приемы на уровне умения; 2) формирование способностисогласованно выполнять технические приемы в структуре целостного двигательного действия.Задачей третьего этапа является формирование способности выполнятьтехнические приемы и их сочетания в вариативных условиях скоростных передвижений по футбольному полю и взаимодействия с партнерами.Задачей четвертого этапа является формирование способности надежно и эффективно применять технические приемы в условиях игры при активномпротиводействии со стороны соперника.Таким образом, составлена программа технической подготовки юных футболистов 10-12 лет, которая применялась в ЭГ.3.3. Анализ эффективности разработанной программы технической подготовки юных футболистов 10-12 летОценка уровня технической подготовленности в ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента представлена в таблице 4.По тесту «Ведение мяча 10 м, с» в ЭГ результат вырос с 4,04±0,19 с до 2,51±0,19 с, в КГ – с 4,11±0,18 с до 3,33±0,11 с. При норме в 3 с спортсмены КГ не достигли нормативного результата, в ЭГ результаты выросли значительнее и стали нормативными (рисунок 7).Рис.7. Результаты по тесту «Ведение мяча 10 м, с» на контрольном этапе экспериментаТаблица 5Результаты оценки уровня технической подготовленности на контрольномэтапе эксперимента в ЭГ и КГНорма Результат участникаСредний результат123456789101112Экспериментальная группаВедение мяча 10 м, с32,62,52,52,42,62,62,52,62,52,42,52,42,51±0,19Ведение мяча с изменением направления 10 м, с65,85,66,05,45,45,65,85,96,46,05,76,45,83±0,10Ведение мяча 3 х 10 м, с11,69,69,19,99,29,89,89,19,49,511,110,411,09,83±0,19Удар на точность по воротам (10 ударов), число попаданий588878768977107,75±0,35Передача мяча в «коридоре» (10 попыток), число попаданий56878869676777,08±0,23Вбрасывание мяча на дальность, м810899891091010979,00±0,26Контрольная группаВедение мяча 10 м, с32,63,13,93,33,23,73,43,42,73,53,73,53,33±0,11Ведение мяча с изменением направления 10 м, с67,26,96,47,57,05,25,35,87,06,66,76,36,49±0,21Ведение мяча 3 х 10 м, с11,612,611,411,310,812,212,012,111,912,411,611,310,811,7±0,17Удар на точность по воротам (10 ударов), число попаданий56455655747465,33±0,31Передача мяча в «коридоре» (10 попыток), число попаданий54557484667865,83±0,42Вбрасывание мяча на дальность, м.88888699598998,00±0,37По тесту «Ведение мяча с изменением направления 10 м, с» результат в ЭГ вырос с 7,01±0,22 с до 5,83±0,10 с, в КГ – с 7,05±0,17 с до 6,49±0,21 с. При норме в 6 с спортсмены ЭГ достигли нормативных результатов, КГ – не достиг нормативного результата (рисунок 8).Рис.8. Результаты по тесту «Ведение мяча с изменением направления 10 м, с» на контрольном этапе экспериментаПо тесту «Ведение мяча 3 х 10 м, с» результат в ЭГ выросли с 11,99±0,19 с до 9,83±0,19 с, в КГ – с 11,90±0,16 с до 11,7±0,17 с. При норме в 11,6 с спортсмены КГ не достиг нормативного результата, спортсмены ЭГ достигли такого результата(рисунок 9).По тесту «Удар на точность по воротам (10 ударов), число попаданий» результат в ЭГ вырос с 4,75±0,35 раз до , 7,75±0,35 раз, в КГ – с 4,58±0,31 раз до 5,33±0,31 раз. При норме в 5раз спортсмены обеих групп достигли нормативного результата (рисунок 10).Рис.9. Результаты по тесту «Ведение мяча 3 х 10 м, с» на контрольном этапе экспериментаРис.10. Результаты по тесту ««Удар на точность по воротам (10 ударов), число попаданий» на контрольном этапе экспериментаПо тесту «Передача мяча в «коридоре» (10 попыток), число попаданий» результат в ЭГ вырос с 4,58±0,23 раз до 7,08±0,23 раз, в КГ – с 4,67±0,19 раз до 5,83±0,42 раз. При норме в 5 раз спортсмены всех групп достигли нормативного результата (рисунок 11).Рис.11. Результаты по тесту ««Передача мяча в «коридоре» (10 попыток), число попаданий» на контрольном этапе экспериментаПо тесту «Вбрасывание мяча на дальность, м» результат в ЭГ вырос с 6,67±0,26 м до 9,00±0,26 м, в КГ – с 7,00±0,30 м до 8,00±0,37 м. При норме в 8 м спортсмены обеих групп достигли нормативного результата (рисунок 12).Достоверность результатов оценки уровня технической подготовленности на контрольном этапе эксперимента в ЭГ и КГ представлена в таблице 5. Из таблицы следует, что при tэмп для p≤0,05 составляет 2,07, для р≤0,01 составляет 2,82 по тесту «Ведение мяча 10 м, с» показатель tэксп составил 62,74, т.е. различия стали достоверными. Аналогично по тесту «Ведение мяча с изменением направления 10 м, с» показатель tэксп составил 12,28, по тесту «Ведение мяча 3 х 10 м, с» – 27,49, по тесту «Удар на точность по воротам (10 ударов), число попаданий» – 12,80, по тесту «Передача мяча в «коридоре» (10 попыток), число попаданий» – 4,77, по тесту «Вбрасывание мяча на дальность, м» – 4,71. Все эти показатели говорят о том, что полученные в ЭГ и КГ стали различаться, т.е. группы стали различными по уровню своей технической подготовленности.Рис.12. Результаты по тесту «Вбрасывание мяча на дальность, м» на контрольном этапе экспериментаТаблица 6Достоверностьрезультатов оценки уровня технической подготовленности на контрольномэтапе эксперимента в ЭГ и КГ (показатель tэмп для p≤0,05 составляет 2,07, для р≤0,01 составляет 2,82)ТестСредний результатtэкспрЭкспериментальная группаКонтрольная группаВедение мяча 10 м, с2,51±0,193,33±0,1162,74p<0,01Ведение мяча с изменением направления 10 м, с5,83±0,106,49±0,2112,28p<0,01Ведение мяча 3 х 10 м, с9,83±0,1911,7±0,1727,49p<0,01Удар на точность по воротам (10 ударов), число попаданий7,75±0,355,33±0,3112,80p<0,01Передача мяча в «коридоре» (10 попыток), число попаданий7,08±0,235,83±0,424,77p<0,01Вбрасывание мяча на дальность, м9,00±0,268,00±0,374,71p<0,01Таким образом, мы видим, что спортсмены ЭГ показатели более высокие результаты технической подготовленности.Показатели в ЭГ выросли значительнее, чем в КГ, что видно в таблице 6.Таблица 7Динамика результатов оценки уровня технической подготовленности на контрольномэтапе эксперимента в ЭГ и КГТестЭкспериментальная группаКонтрольная группаДоПосле%ДоПосле%Ведение мяча 10 м, с4,04±0,192,51±0,19–37,944,11±0,183,33±0,11–18,86Ведение мяча с изменением направления 10 м, с7,01±0,225,83±0,10–16,777,05±0,176,49±0,21–7,92Ведение мяча 3 х 10 м, с11,99±0,199,83±0,19–18,0711,90±0,1611,7±0,17–1,68Удар на точность по воротам (10 ударов), число попаданий4,75±0,357,75±0,35+63,164,58±0,315,33±0,31+16,36Передача мяча в «коридоре» (10 попыток), число попаданий4,58±0,237,08±0,23+54,554,67±0,195,83±0,42+25,00Вбрасывание мяча на дальность, м6,67±0,269,00±0,26+35,007,00±0,308,00±0,37+14,29Как видно из представленных данных, в ЭГ показатели выросли значительнее. Так, по тесту «Ведение мяча 10 м, с» результат в ЭГ вырос на 37,94%, в КГ – на 18,86%. По тесту «Ведение мяча с изменением направления 10 м, с» результат в ЭГ вырос на 16,77%, в КГ – на 7,92%. По тесту «Ведение мяча 3 х 10 м, с» результат в ЭГ вырос на 18,07%, в КГ – на 1,68%. По тесту «Удар на точность по воротам (10 ударов), число попаданий» результат в ЭГ вырос на 63,16%, в КГ – на 16,36%. По тесту «Передача мяча в «коридоре» (10 попыток), число попаданий» результат в ЭГ вырос на 54,55%, в КГ – на 25,00%. По тесту «Вбрасывание мяча на дальность, м» результат в ЭГ вырос на 35,00%, в КГ – на 14,29%.Таким образом, мы видим более значительный рост уровня технической подготовленности в ЭГ, когда как в КГ рост был, но незначительный. Это говорит об эффективности разработанной нами программы.Полученные сведения подтверждают нашу гипотезу о том, что повышение эффективности технической подготовки юных футболистов возможно, если:учитывать возрастные, анатомо-физиологические особенности юных футболистов;применять комплекс подводящих, специально-подготовительных, технических, тактико-технических упражнений;соблюдать последовательность изучения тех или иных технических элементов от простого к сложному.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе проведения исследования мы выявили, что, несмотря на то, что в целом технической подготовке футболистов уделяется много внимания, проблема технической подготовке юных футболистов раскрыта недостаточно.Мы провели практическое исследование, в котором приняло участие две группы спортсменов по 12 человек. В ЭГ применялась специальная программа по технической подготовке, спортсмены КГ занимались по стандартной программе.На констатирующем этапе эксперимента спортсмены показатели низкие результаты технической подготовленности. Результаты КГ и ЭГ были сравнительно схожи, т.к. полученные в ЭГ и КГ были статистически неразличимыми.В программе по технической подготовке для спортсменов ЭГ мы реализовали следующие направления:учет возрастных, анатомо-физиологических особенностей юных футболистов должен идти в направлении связи физической подготовки и технической подготовки;применять комплекс подводящих, специально-подготовительных, технических, тактико-технических упражнений;соблюдать последовательность изучения тех или иных технических элементов от простого к сложномуВ рамках первого этапа мы рекомедуем:провести оценку уровня физической подготовленности футболистов;выявить «выпадающие» физические качества;развивать «выпадающие» физические качества параллельно с технической подготовкой.В рамках второго направления мы разработали комплекс подводящих, специально-подготовительных, технических, тактико-технических упражнений.В рамках третьего направления были применены следующие этапы:этап обучения базовым элементам техники, направленный на формирование – обобщенной ориентировочной основы базовых элементов техники футбола; мотивационной и координационной готовности к обучению;этап обучения техническим приемам и их согласованному выполнению в структуре целостного двигательного действия;этап формирования умений выполнять технические приемы в движении и во взаимодействии с партнерами;этап формирования умений применять технические приемы в условиях игры (при противодействии соперников).На контрольном этапе эксперимента по тесту «Ведение мяча с изменением направления 10 м, с» результат в ЭГ вырос с 7,01±0,22 с до 5,83±0,10 с, в КГ – с 7,05±0,17 с до 6,49±0,21 с. По тесту «Ведение мяча 3 х 10 м, с» результат в ЭГ выросли с 11,99±0,19 с до 9,83±0,19 с, в КГ – с 11,90±0,16 с до 11,7±0,17 с. По тесту «Удар на точность по воротам (10 ударов), число попаданий» результат в ЭГ вырос с 4,75±0,35 раз до , 7,75±0,35 раз, в КГ – с 4,58±0,31 раз до 5,33±0,31 раз. По тесту «Передача мяча в «коридоре» (10 попыток), число попаданий» результат в ЭГ вырос с 4,58±0,23 раз до 7,08±0,23 раз, в КГ – с 4,67±0,19 раз до 5,83±0,42 раз. По тесту «Вбрасывание мяча на дальность, м» результат в ЭГ вырос с 6,67±0,26 м до 9,00±0,26 м, в КГ – с 7,00±0,30 м до 8,00±0,37 м. Полученные в ЭГ и КГ стали статистически различаться, т.е. группы стали различными по уровню своей технической подготовленности. В процентном отношении более значительный рост уровня технической подготовленности в ЭГ, когда как в КГ рост был, но незначительный. Это говорит об эффективности разработанной нами программы.Полученные результаты могут быть использованы тренерами футбола в школах, детских юношеско-спортивных школах и др. организациях, занимающихся спортивной подготовкой юных футболистов.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлвим В. Структура и содержание клубной подготовки юных футболистов Бразилии 14-16 лет [Текст] / В. Алвим, М.В. Жийяр, З. Фатех // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2018. – № 3 (157). – С. 11-16.Барчук И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования [Текст] / И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. – М.: КноРус, 2011. – 365 с.Берикашвили В.Ш. Статистическая обработка данных, планирование эксперимента и случайные процессы: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / В.Ш. Верикашвили, С.П. Оськин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 164 с.Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник [Текст] / А.А. Васильков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 379 с.Гладков В.Г. Футбол: учебное пособие для вузов [Текст] / В.Г. Гладюк, Е.В. Конеева; под ред. Е.В. Конеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 106 с.Голомазов С.В. Футбол: теоретические основы и методика контроля технического мастерства: учебно-методическое пособие [Текст]/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 79 с.Губа В. П. Теория и методика спортивных игр: учебник [Текст] / В. П. Губа. – М.: Спорт, 2020. – 720 с.Губа В.П. Интегральная подготовка футболистов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. – М.: Советский спорт, 2010. – 207 с.Губа В.П. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы: монография [Текст] / В.П. Губа, А.В. Стула, К.П. Кромке. – М. Спорт, 2017. – 269 с.Денисенко Ю.П. Пути повышения эффективности подготовки в футболе [Текст] / Ю.П. Денисенко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2007. – № 2 (3). – С. 60-74.Забайрачный О.Д. Повышение технической подготовки футболистов способом сопряженного воздействия [Текст] / О.Д. Забайрачный // Модели и методы повышения эффективности инновационных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Т. 2, 2019. – С. 47-50.Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера: II этап (11-12 лет): организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе [Текст] / А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия: Человек, 2008. – 203 с.Лымарь А.О. Техническая подготовка квалифицированных футболистов различных соматотипов: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.04 [Текст] / А.О. Лымарь. – Краснодар, 2010. – 25 с.Мальцев В. П. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / В. П. Мальцев, Е. В. Григорьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 210 с.Матяш В.В. Техническая подготовка футболистов на этапе предварительной базовой подготовки [Текст] / В.В. Матяш // Здоровье для всех. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Ч. 1, 2013. – С. 228-232.Монаков Г.В. Подготовка футболистов: теория и практика [Текст] / Г.В. Монаков. – М.: Советский спорт, 2005. – 285 с.Муллер А. Б. Физическая культура: учебник и практикум для среднего профессионального образования [Текст] / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 424 с.Носаева М.М. Техническая подготовка футболистов на этапе начальной подготовки [Текст] / М.М. Носаева, А.Ю. Михайлов // Наука-2020, 2019. – № 3 (28). – С. 60-65.Поливаев А.Г. Организация судейства и проведение соревнований по игровым видам спорта (баскетбол, волейбол, мини-футбол): учебное пособие для вузов[Текст] / А.Г. Поливаев. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 103 с.Приказ Министерства спорта Российский Федерации от 16.11.2022 года № 1000 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол» [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/405933349/ дата обращения: 03.04.2024).Селуянов В.Н. Футбол. Проблемы технической подготовки: монография [Текст] / В.Н. Селуянов и др. – М.: ТВТ Девизион, 2014. – 103 с.Теория и методика футбола: учебник [Текст]/ по общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лексакова. – М.: Советский спорт, 2013. – 536 с.Теория и методика футбола: учебник [Текст]/ по общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лексакова. – М.: Советский спорт, 2013. – 536 с.Феуерман В.В. Физическая подготовка в футболе на тренировочном этапе как фактор эффективной технической оснащенности юных футболистов / В.В. Феукрман, А.А. Матлубов // Научные тенденции: педагогика и психология, 2018. – С. 37-40.Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования / В.Д. Фискалов. – М.: Советский спорт, 2010. – 391 с.Футбол. Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва. Сборник [Текст]. – М.: Спорт, 2007. – 124 с.Футбол: учебник для институт физической культуры [Текст] / по ред. М.С. Полишкиса, В.А. Выжгина. – М.: Физкультура, образование и наука, 1999. – 254 с.Холодов Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Ж. К. Холодов. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 494 с.Шаргаев А.Ш. Физическая подготовка юных футболистов с использованием средств основной гимнастики [Текст] / А.Ш. Шаргаев // Наука и спорт: современные тенденции, 2018. – Т. 20. – № 3. – С. 151-157.Щанкин А. А. Возрастная анатомия и физиология: учебник [Текст] / А. А. Щанкин. – М.: Берлин; Директ-Медиа, 2015. – 173 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алвим В. Структура и содержание клубной подготовки юных футболистов Бразилии 14-16 лет [Текст] / В. Алвим, М.В. Жийяр, З. Фатех // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2018. – № 3 (157). – С. 11-16.
2. Барчук И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования [Текст] / И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. – М.: КноРус, 2011. – 365 с.
3. Берикашвили В.Ш. Статистическая обработка данных, планирование эксперимента и случайные процессы: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / В.Ш. Верикашвили, С.П. Оськин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 164 с.
4. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник [Текст] / А.А. Васильков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 379 с.
5. Гладков В.Г. Футбол: учебное пособие для вузов [Текст] / В.Г. Гладюк, Е.В. Конеева; под ред. Е.В. Конеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 106 с.
6. Голомазов С.В. Футбол: теоретические основы и методика контроля технического мастерства: учебно-методическое пособие [Текст]/ С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. – 2-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 79 с.
7. Губа В. П. Теория и методика спортивных игр: учебник [Текст] / В. П. Губа. – М.: Спорт, 2020. – 720 с.
8. Губа В.П. Интегральная подготовка футболистов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. – М.: Советский спорт, 2010. – 207 с.
9. Губа В.П. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы: монография [Текст] / В.П. Губа, А.В. Стула, К.П. Кромке. – М. Спорт, 2017. – 269 с.
10. Денисенко Ю.П. Пути повышения эффективности подготовки в футболе [Текст] / Ю.П. Денисенко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, 2007. – № 2 (3). – С. 60-74.
11. Забайрачный О.Д. Повышение технической подготовки футболистов способом сопряженного воздействия [Текст] / О.Д. Забайрачный // Модели и методы повышения эффективности инновационных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Т. 2, 2019. – С. 47-50.
12. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера: II этап (11-12 лет): организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе [Текст] / А.А. Кузнецов. – М.: Олимпия: Человек, 2008. – 203 с.
13. Лымарь А.О. Техническая подготовка квалифицированных футболистов различных соматотипов: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.04 [Текст] / А.О. Лымарь. – Краснодар, 2010. – 25 с.
14. Мальцев В. П. Возрастная анатомия и физиология: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / В. П. Мальцев, Е. В. Григорьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 210 с.
15. Матяш В.В. Техническая подготовка футболистов на этапе предварительной базовой подготовки [Текст] / В.В. Матяш // Здоровье для всех. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Ч. 1, 2013. – С. 228-232.
16. Монаков Г.В. Подготовка футболистов: теория и практика [Текст] / Г.В. Монаков. – М.: Советский спорт, 2005. – 285 с.
17. Муллер А. Б. Физическая культура: учебник и практикум для среднего профессионального образования [Текст] / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 424 с.
18. Носаева М.М. Техническая подготовка футболистов на этапе начальной подготовки [Текст] / М.М. Носаева, А.Ю. Михайлов // Наука-2020, 2019. – № 3 (28). – С. 60-65.
19. Поливаев А.Г. Организация судейства и проведение соревнований по игровым видам спорта (баскетбол, волейбол, мини-футбол): учебное пособие для вузов[Текст] / А.Г. Поливаев. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 103 с.
20. Приказ Министерства спорта Российский Федерации от 16.11.2022 года № 1000 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол» [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/405933349/ дата обращения: 03.04.2024).
21. Селуянов В.Н. Футбол. Проблемы технической подготовки: монография [Текст] / В.Н. Селуянов и др. – М.: ТВТ Девизион, 2014. – 103 с.
22. Теория и методика футбола: учебник [Текст]/ по общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лексакова. – М.: Советский спорт, 2013. – 536 с.
23. Теория и методика футбола: учебник [Текст]/ по общ. ред. В.П. Губы, А.В. Лексакова. – М.: Советский спорт, 2013. – 536 с.
24. Феуерман В.В. Физическая подготовка в футболе на тренировочном этапе как фактор эффективной технической оснащенности юных футболистов / В.В. Феукрман, А.А. Матлубов // Научные тенденции: педагогика и психология, 2018. – С. 37-40.
25. Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования / В.Д. Фискалов. – М.: Советский спорт, 2010. – 391 с.
26. Футбол. Программа для футбольных академий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва. Сборник [Текст]. – М.: Спорт, 2007. – 124 с.
27. Футбол: учебник для институт физической культуры [Текст] / по ред. М.С. Полишкиса, В.А. Выжгина. – М.: Физкультура, образование и наука, 1999. – 254 с.
28. Холодов Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Ж. К. Холодов. – 15-е изд., стер. – М.: Академия, 2018. – 494 с.
29. Шаргаев А.Ш. Физическая подготовка юных футболистов с использованием средств основной гимнастики [Текст] / А.Ш. Шаргаев // Наука и спорт: современные тенденции, 2018. – Т. 20. – № 3. – С. 151-157.
30. Щанкин А. А. Возрастная анатомия и физиология: учебник [Текст] / А. А. Щанкин. – М.: Берлин; Директ-Медиа, 2015. – 173 с.