Организация исследовательской деятельности обучающихся при обучении математике
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 23.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Теоретические основы исследовательского метода 4
1.1 Сущность исследовательского метода 4
1.2 Педагогические условия организации исследовательской деятельности школьников 5
2. Использование исследовательского метода обучения на уроках математики 7
2.1. Применение исследовательского метода на уроках математики 7
2.2. Использование исследовательского метода на уроках математики во внеурочной деятельности 11
Заключение 13
Список литературы 14
Далее после нескольких попыток выразить такую формулу учащимся дается краткая историческая справка, наводящая на ответ исследовательского задания.Такая работа закрепляется непосредственным участием учащихся в обсуждении данного исследовательского задания, их активным познавательным интересом и помощью учителя по запросу.2.2.Использование исследовательского метода на уроках математики во внеурочной деятельностиВо внеурочной деятельности учащихся, связанной с математикой, исследовательские методы обучения также могут оказаться высокоэффективными. Ученикам, помимо непосредственного участия в мероприятиях различного уровня и тематики, предоставляется хорошая возможность самостоятельным образом составлять игры и конкурсы, различные викторины и шарады по математике как для младшеклассников, так и для ровесников.В средних классах школы в рамках исследовательской деятельности учащихся уместным считаетсяначало написания первыхнаучно-исследовательских работ (НИР). При такой работе ученику предоставляется широкая возможность действий в рамках собственных интересов и увлечений(исследовательских предпочтений), а также творчества и авторской позициидля создания собственного исследовательского продукта, то есть ученик становится способен самостоятельно ставить цели для своей научной деятельности. Из сказанного следует тот факт, что на любом исследовательском этапенеобходимо предоставлять ученикам определенную свободу в творчестве,порой жертвую строгими методическими правилами, –в целях недопущения превращения данной работы в обыкновенную репродуктивно-иллюстративную реферативную работу без элементов творчества и научной новизны.Исследовательская деятельность для учениковявляется особенно важной не только для развития самих учеников, но и для руководящего данной работой педагога, который при помощи такой координирующей деятельности растет профессионально.Поисково-исследовательская деятельность, на взгляд самих учеников представляется великолепной возможностью для самостоятельногосоздания интеллектуального авторского продукта, с максимальным использованиемсобственных возможностей; это та деятельность, которая помогает проявиться, испробовать собственные силы и таланты, способности,найти практическое применение имеющимся знаниям, принести социальную пользу и показать результат собственного труда. Ученики в процессе исследовательской деятельности получают весьма осязаемый наглядный результат: научный проект, презентацию или другой.В старших классах школы ученики могут представлять свои исследовательские проекты на научных конференциях различного уровня и тематики, также в старших классах открываются новые возможности для написания проектов по математике, поскольку основная часть учебного школьного материала уже пройдена.В результате анализа методической литературы, посвященной использованию исследовательских методов обучения, а также опыта учителей математики, можно прийти к выводу о высокой важности этого метода одновременно для ученика и для учителя.ЗаключениеИсследовательская деятельность учащихся выступает важнейшим методом в процессе обучения. Такая деятельность способствуют развитию у учащихся уровней любознательности, познавательной активности и последующей настоящей научной деятельности.Организация исследовательской деятельности учащихсяпредставляет собойуправленческий процесс по подготовке, методическому и ресурсному обеспечению и проведениюисследованию учащимися [8, с.224].В процессе выполнения исследовательской деятельности учащимся необходимы анализ и систематизация всей получаемой информации, обобщение ее для необходимых последующих исследований, а также практическая реализация в экспериментах.Исследовательская деятельность учащихся предоставляет возможность ученикам, подобно настоящим ученым, пройти все этапы исследовательского процесса, начиная от выявления исследовательской проблемы и выдвижения гипотезы, и заканчивая формулированием выводов по результатам работы и их публичную защиту [2, с.137]Исследовательский процесс учащихся должен проходить под руководством учителя, который в данном случае выступает лишь как координатор деятельности учеников, помогающий учащимся в их самостоятельной исследовательской деятельности.Список литературыВахтеров, В. А. Избранные педагогические сочинения [Текст]/ В.А. Вахтеров; - М.: Педагогика. 1987.Гафитулин, М.С. П. Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст]/М.С. Гафитуллин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/ В.В. Давыдов;- М.: Интор, 1996. - 542 с.Основы научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Н. Мартюшов ; Урал.гос. пед. ун-т. – Электрон.дан. – Екатеринбург : [б. и], 2017Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст]/А.В. Леонтович // Школьные технологии - 1999.- № 1- С. 132-137.Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Школ.технол.-2006.-№3. - с.85-91.Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков; М.: Просвещение, 2006.- 434 с.Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся //Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.
2. Гафитулин, М.С. П. Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст]/М.С. Гафитуллин // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
3. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст]/ В.В. Давыдов;- М.: Интор, 1996. - 542 с.
4. Основы научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Н. Мартюшов ; Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и], 2017
5. Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст]/А.В. Леонтович // Школьные технологии - 1999.- № 1- С. 132-137.
6. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности// Школ.технол.-2006.-№3. - с.85-91.
7. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст] / А. И. Савенков; М.: Просвещение, 2006.- 434 с.
8. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся //Начальная школа.- 2006. - №2.-С.45-49.