Методологические основы обучения русскому языку.
Заказать уникальную курсовую работу- 76 76 страниц
- 39 + 39 источников
- Добавлена 24.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………….2
Глава 1. КОММУНИКАТИВНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………6
1.1. Принципы обучения русскому языку………………………………...9
1.2. Типы уроков русского языка…………………………………………14
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА……………………………………………………………………………19
2.1. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА…………………………………………………………….32
Заключение………………………………………………………………..40
Список литературы……………………………………………………….41
Приложение……………………………………………………………….45
Кроме того, концепция академической свободы педагога подчеркивает важность индивидуального подхода к выбору методологии обучения, что позволяет преподавателям гибко адаптироваться к потребностям и особенностям учащихся. Основная задача педагога в рамках методологических основ обучения заключается в том, чтобы создать благоприятную среду для познавательной деятельности учеников, стимулировать их критическое мышление и самостоятельность. Эффективное обучение возможно только при условии взаимодействия и понимания между учителем и учеником, где каждый из них вносит свой вклад в общий процесс познания и развития.Таким образом, методологические основы обучения служат основой для разработки и реализации образовательных программ и курсов, обеспечивая их соответствие современным требованиям и потребностям обучающихся, а также способствуя их всестороннему развитию.Список литературы1. Аксенова, А.К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: Учеб. для студентов пед. вузов / А.К. Аксенова, С.Ю. Ильина. - М.: Просв., 2011. - 335 c.2. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Бахмутова, Е.К. Калуцкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 274 c.3. Бахрамов, Ю.М. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов. - СПб.: Планета Музыки, 2010. - 256 c.4. Бахрушин, Ю.А. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / Ю.А. Бахрушин. - СПб.: Планета Музыки, 2013. - 256 c.5. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - СПб.: Лань, 2014. - 512 c.6. Блинов, В.И. Методика преподавания в высшей школе: Учебно - практическое пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 315 c.7. Вольхин, В.В. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе: Учебное пособие / В.В. Вольхин. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 160 c.8. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 176 c.9. Геронимус, Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом / Т.М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. - 336 c.10. Гусев, Г.П. Народный танец: методика преподавания: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 608 c.11. Гусев, Г.П. Народный танец: методика преподавания / Г.П. Гусев. - М.: Владос, 2012. - 608 c.12. Денисенко, В.И. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе / В.И. Денисенко, О.В. Ратиева. - СПб.: Лань, 2014. - 160 c.13. Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008. - 606 c.14. Иванова, М.Е. Мы играем в английский! Методика преподавания: Из опыта работы репетитора английского языка с дошкольниками и младшими школьниками / М.Е. Иванова. - М.: Перо, 2011. - 142 c.15. Кавун, И.Н. Методика преподавания арифметики в начальной школе / И.Н. Кавун, Н.С. Попова. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 417 c.16. Калиниченко, А.В. Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии: методика преподавания, планирование, конспекты уроков: Пособие для учителя / А.В. Калиниченко. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 236 c.17. Калинченко, А.В. Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии: методика преподавания, планирование, конспекты уроков: пособие для учителя / А.В. Калинченко. - М.: Владос, 2013. - 236 c.18. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: Учебник для бакалавров / В.Н. Карандашев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 376 c.19. Кацман, Н.Л. Методика преподавания латинского языка / Н.Л. Кацман. - М.: Владос, 2015. - 239 c.20. Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета "Окружающий мир": Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 336 c.21. Крюков, В.Ф. Современная методика преподавания дисциплины "Прокурорский надзор" / В.Ф. Крюков. - М.: НОРМА, 2011. - 176 c.22. Ливенцев, Н.М. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие / Н.М. Ливенцев. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 512 c.23. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. - М.: Академ. Проект, 2006. - 590 c.24. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 464 c.25. Малкин, В.С. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе: Учебное пособие / В.С. Малкин. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 176 c.26. Мандель, Б.Р. Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.27. Манжелеева, С.И. ВПС: Методика преподавания литературы. Конспект лекций / С.И. Манжелеева. - М.: Приор, 2005. - 80 c.28. Матвеев, В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Планета Музыки, Лань, 2010. - 256 c.29. Матвеев, В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Планета музыки, 2010. - 256 c.30. Матвеев, В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Лань, 2013. - 256 c.31. Мисаренко, Г.Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.Г. Мисаренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 337 c.32. Мисаренко, Г.Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: Учебник и практикум для СПО / Г.Г. Мисаренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 337 c.33. Рабиль, Г.Б. Гимнастика. Методика преподавания.: Учебник / В.М. Миронов, Г.Б. Рабиль, Т.А. Морозевич . - М.: Нов. знание, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 335 c.34. Роде, П. Режиссура и методика ее преподавания: Учебное пособие / П. Роде, П. Бальо, Р. Крейцер. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 320 c.35. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для ВУЗов / Н.Н. Ростовцев. - М.: Альянс, 2014. - 256 c.36. Сосновская, Е.Б. Техникум/колледж (экзамен 2007-2008 год). Методика преподавания природоведения. / Е.Б. Сосновская. - М.: Приор-издат, 2008. - 204 c.37. Сосновская, Е.Б. Учебник для ССУЗов. Методика преподавания природоведения. / Е.Б. Сосновская. - М.: Приор, 2005. - 208 c.38. Титов, В.А. ВПС: Методика преподавания русского языка. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор-издат, 2008. - 174 c.39. Шадрина, И.В. Методика преподавания начального курса математики: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Шадрина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 279 c.Приложение 1.Разделы тематической группы «Принципы методики обучения русскому языкуОбщие принципыЧастные принципыПринципы методики изучения орфографииОпора на основные принципы русской орфографии при выборе написания слова. Опора на связь изучения орфографии с изучением грамматики и фонетики. Опора на опознавательные признаки орфограмм.Принцип сопоставления звуков слабой позиции со звуками в сильной позиции в определённой морфеме. Сопоставление звуков и их фонетического окружения. Принцип сопоставления собственного имени и собственного наименования и нарицательного имени. Принципы обучения детей дефисным и слитнораздельным написаниям: сопоставление семантики слова и структуры слова; сопоставление части речи и члена предложения. Наблюдения над слоговым составом словаПринципы методики изучения пунктуацииСмысловой, интонационный, синтаксический (грамматический) принципы как общие принципы русской пунктуации.Опора на принципы русской пунктуации при выборе постановки знаков препинания. Принцип анализа, строения, состава и типов предложения, а также смысловых и синтаксических отношений между членами предложения; принцип развития речевого слуха учащихся; принцип выразительного «чтения» знаков препинания (интонационно показать синтаксические и смысловые отношения частей и членов предложения); принцип расстановки знаков препинания в процессе письма; принцип усвоения и тренировки пунктуационного правила.Принципы методики обогащения словарного запаса учащихсяЭкстралингвистический (соотношение слова и реалии); парадигматический (показ слова в его ассоциативных связях — родо-видовых, синонимических, антонимических, тематико-смысловых, лексикосемантических, деривационных); синтагматический (показе возможного словесного окружения нового слова с целью выяснения его валентных связей)Принципы методики изучения фонетикиФункциональный принцип (фиксация внимания на том, что звуки в сильных позициях — фонемы — выполняют смыслоразличительную роль, обращение к смыслоразличительной роли русского ударения) и системный принцип (установление связей между единицами фонетического уровня и морфемами и словами).Принцип опоры на речевой слух учащихся, сопоставление звуков и букв и рассмотрение звука в морфеме.Приложение 2Зв.Гл. Изготовить или изготовить перед (зв. согл. )БесшумныйБесшумный (перед гл. согл.)Приложение 3Фрагмент рабочей программы факультативного курса (курса по выбору) «Язык мой – друг мой».1. Пояснительная записка1.1. Нормативно-правовые документы. Программа факультатива по русскому языку для 5 класса составлена на основе Образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, авторской образовательной программы по курсу "Русский язык" (Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова) для основной школы, 5-9-й классы. Под науч. ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 2012.1.2. Цели, задачи преподавания учебного предмета. Привить любовь к великому русскому языку.Повысить общую языковую культуру.Развить интерес к языку как учебному предмету.Тренировать внимание обучающихся и умение логически мыслить.Развить речь обучающихся.Достижению поставленной цели способствуют задачи:Расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые обучающимися на уроках.Научить обучающихся самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили язык и книгу как источник знания.Развить творческие способности обучающихся.Общая характеристика курса2.1. Роль и значимость предмета, курса с точки зрения целей общего образования и современных требований к выпускникуШкольный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа не даёт. Все эти вопросы можно подробно рассмотреть на занятиях факультатива по русскому языку «Язык мой – друг мой». Раскрытие закономерностей развития языка, тесной связи его истории с историей развития народа – его создателя, практическое знакомство с богатейшими возможностями языка для выражения самых тонких оттенков чувств и мыслей – всё это пробуждает интерес к родному языку, желание познать его богатства, способствует повышению успеваемости и воспитанию чувства патриотизма у обучающихся.2.2. Преемственность при изучении данного предмета, курсаФункциональный и системный подходы, заложенные авторами программы в учебном курсе 5-9 классов, позволяют учащимся осваивать знакомые единицы языка в 5 классе на новом уровне сложности.2.3. Акценты в осуществлении связи обучения по предмету с практикой и актуальными проблемами современностиСвободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.2.4. Особенности построения курса по конкретному учебно-методическому комплектуПрограмма факультативных занятий по русскому языку в 5 классе строится на основе интереса обучающихся, занятия имеют элемент занимательности. Работа факультатива по русскому языку строится на основе общедидактических принципов: научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода, занимательности, развивающего обучения, развития активности и самостоятельности обучающихся, укрепления связи обучения с жизнью. Все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или видом работы. Материал подобран таким образом, что каждое занятие обогащает обучающихся новыми знаниями.Место учебного курса в учебном плане3.1. Описание места факультатива в учебном планеПрограмма рассчитана на 34 учебные недели: 1 час в неделю.Кол-во часов:Всего - 34 часовВ неделю - 1 часаПлановых контрольных работ - часовПлановых уроков развития речи - часов4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета4.1. Описание важности учебного курса.Особенность данной программы заключается в том, что теоретические сведения о русском языке изучаются с позиции функционирования в языке той или иной единицы языка, используются для формирования практической речевой деятельности учащихся на родном языке. Программа предлагает рассматривать традиционные разделы языкознания прежде всего с точки зрения общих задач овладения родным языком в разных его формах (устной и письменной). В связи с этим в программе уделяется особое внимание характеристике текста как языковой системы, как средства речевой коммуникации. Параллельно предлагается систематизировать и совершенствовать знания и умения по орфографии и пунктуации, а также знания в области норм литературного языка, что необходимо для точной передачи смысла высказывания, составления собственного текста как в устной, так и в письменной форме.4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета.Факультатив по русскому языку для 5 класса предназначен для обучающихся, изучающих русский язык на базовом уровне. Данный материал поможет систематизировать изученное и получить новые знания о языке, совершенствовать свою устную и письменную речь, а также приобрести умения, необходимые для функционально грамотного человека, который хочет максимально реализовать себя в жизни. 4.3. Особенности обучающихся.При планировании уроков необходимо учитывать особенности обучающихся 5 класса. Ребята в классе обладают низкими учебными возможностями. Большое внимание приходится уделять дисциплине, т.к. для них характерны неусидчивость, отсутствие внимания. При разработке практических заданий следует учитывать медленный темп работы учеников. Особое внимание необходимо уделить созданию учебных ситуаций, которые учат подростков принимать разные точки зрения, т.к. обучающиеся не привыкли выслушивать товарищей по классу. Формы обучения: урок-беседа,урок-семинар, урок-лекция, интегрированный урок, дидактическая игра, урок-консультация, урок-конференция, урок-диалог, урок с применением игровых методов, урок-зачёт, урок-конкурс, урок развития речи, урок-исследование, повторительно-обобщающий урок.Методы и приёмы обучения: а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником; в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, проектные работы; г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль5. Содержание факультативаКультура речиВведение. Роль языка в жизни человека. Можно ли сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.ФонетикаВ мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо. Секреты одной буквы, логогриф.Этимология словаК истокам слова. Почему мы так говорим? «Биография слов».Занимательная грамматикаИгры со словами: «Слово – образ, слово – ассоциация». «Слово – понятие, слово – творчество». Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения). Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики; распавшиеся слова, слово в слове; верно – не верно. Что бы это значило? Превращения слов.ЛексикаБывают ли у слов родственники? Сказал то же, да не одно и то же. Тёзки наоборот. О словах одинаковых, но разных. Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы ( буриме). Богатство русского языка (синонимы, антонимы).ФразеологияФразеологические обороты. Крылатые слова. Использование фразеологических оборотов не в бровь, а в глаз. Богатство русского языка (фразеологизмы).Учебно-тематическое планирование.№Название темы (блока)Количество часовКонтрольные работыСочиненияИзложения1Введение12Культура речи73Фонетика74Этимология35Занимательная грамматика66Лексика67Фразеология47. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса7.1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: Учебные пособия:Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.7.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.Данная программа реализуется на базе учебного кабинета русского языка и литературы, который оборудован -мультимедийной аппаратурой, -интерактивной доской, -словарями, справочниками, наглядными пособиями,-учебными пособиями, -дидактическими материалами, -художественной литературой, -методической литературой.Календарно-тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование CD дисков8. Планируемые результатыВ результате изучения факультатива обучающиеся должны:- углубить и расширить знания о языке;- развить смекалку и сообразительность;- обогатить свою речь фразеологизмами;- получить дополнительные сведения по лексике и этимологии;- повысить грамотность. - сформировать творческий потенциал.Программа рассчитана на 34 учебные недели: 1 час в неделю.Таблица планируемых результатов, содержание тематического планирования в 5 классе по учебному курсу «Язык мой- друг мой» Планируемые результаты освоения предмета в программе представлены в двух уровнях:Базовый (пятиклассник научится)Повышенный уровень (пятиклассник получит возможность научиться) (выделен курсивом)Название темы Кол. Часов содержаниеПланируемые результатыпредметныеЛичностные и метапредметныеВводное занятие: знакомство с курсом2Цель, разделы, основные понятия и термины Знает основные понятия исследовательской деятельности; основные закономерности исследовательской деятельности,отличает исследовательскую деятельность от других видов деятельности.Личностные универсальные действия:Ответственно относится к учению, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;Этапы исследовательской деятельности3Этапы исследовательской деятельностизнает этапы учебно - исследовательской работы;составляет план, работает по алгоритму.Ориентируется на оценку результатов познавательной деятельности;Проводит самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;Имеет представления о значении исследовательской деятельности для познания окружающего мира.Имеет критичность мышления, умеет распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;Владеет креативностью мышления, инициативы, находчивости, активности.Поиск источников информации, постановка проблем, выбор темы и цели исследования3Главный критерий при выборе темы. Цель. ГипотезаЗнает общую схему этапов научного исследования.Анализирует проблему, вычленять её суть,выдвигать гипотезы, определять объект и предмет исследования.Обработка собранной информацииСтруктура исследовательской работыОформление результатов исследованияКритерии оценки исследовательской работы учащихсяРедактирование текста. Подготовка тезисовПодготовка доклада, презентацииПубличное выступление. Оппонирование5371242Составление таблиц, диаграмм, графиков. Работа с источниками. Результат исследования.Структура исследовательской работыОформление результатов исследованияКритерии оценки исследовательской работы учащихсяТезисы докладаКритерии оценивания презентации.Публичное выступление. Оппонирование. Памятки.Составляет таблицы, диаграммы, графики, работает с разными источниками информации.Знает структуру исследовательской работы.Ставит конкретные цели и задачи, собирает материал, анализирует его и делает выводы.Выполняет требования к оформлению научно-исследовательских материалов.Оформляет свою работу в соответствии с требованиями к разным видам материалов.Знает критерии оценки исследовательской работыСоставляет тезисы к своей работе.Знает основы ораторского искусства, культуры публичного выступленияСтроит свое выступление согласно логике изложения материала, принципам убедительности и наглядности.Метапредметные универсальные действия:Регулятивные УУДанализирует существующие и планирует будущие образовательные результаты;выдвигает версии решения проблемы, формулирует гипотезы, предвосхищает конечный результат;ставит цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;формулирует учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.определяет необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составляет алгоритм их выполнения;составляет план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования).определяет совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;оценивает свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.фиксирует и анализирует динамику собственных образовательных результатов.Познавательные УУДОпределяет понятия, создает обобщения, устанавливает аналогии, классифицирует, самостоятельно выбирает основания и критерии для классификации, устанавливает причинно-следственные связи, строит логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делает выводы.Коммуникативные УУДОрганизует учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работает индивидуально и в группе: находит общее решение и разрешает конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулирует, аргументирует и отстаивает свое мнение. моделирует задачи на основе анализа жизненных сюжетов;устанавливает аналогии; формулирует выводы на основе аналогии, сравнения, обобщения.Коммуникативные:принимает активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;допускает существование различных точек зрения;контролирует своидействия в коллективной работе;понимает содержание вопросов и воспроизводит вопросы;следит за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.строит понятные для партнера высказывания и аргументирует свою позицию;корректно формулирует свою точку зрения;проявляет инициативу в учебно-познавательной деятельности.Работа с текстомнаходит в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);ориентируется в содержании текста, понимает целостный смысл текста, структурирует текст;устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;критически оценивает содержание и форму текста.владеет культурой активного использования словарей и других поисковых систем;определяет необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществляет взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;соотносит полученные результаты поиска со своей деятельностью.резюмирует главную идею текста;преобразовывает текст, «переводя» его в другую модальность,интерпретирует текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный,)-использует формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работает с несколькими источниками информации; сопоставляет информацию, полученную из нескольких источников.формирует множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поискаФормирование ИКТ • использует инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации; • собирает и/или извлекает информацию; • применяет существующую схему организации или классификации; • интерпретирует и представляет информацию: обобщает, сравнивает и противопоставляет данные; • выносит суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации; генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее; должным образом передает информацию в среде ИКТ: направляет электронную информацию определенной аудитории и передает знания в соответствующем направлении. Учебно-исследовательские УУДФормулирует проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблемы;формулирует цель деятельности по заданному результату;формулирует задачу, исходя из формулировки цели;участвует в распределении деятельности между членами группы;отвечает за порученный участок работы, использует предложенные методы; использует такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, эксперимент; использует некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: опросы, описание; находит необходимую информацию, работает с источниками, составляет список литературы.проводит рефлексию результатов;демонстрирует усвоение необходимого для работы над проектом нового знанияМетоды исследовательской деятельности3Объект исследования. Метод. Анализ, синтез, обобщение, аналогияЗнает методики исследования.Проводит анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование.Ориентируется на оценку результатов познавательной деятельности;Проводит самооценку на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;Имеет представления о значении исследовательской деятельности для познания окружающего мира.Имеет критичность мышления, умеет распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;Владеет креативностью мышления, инициативы, находчивости, активности.Календарно – тематическое планирование по учебному курсу«Язык мой – друг мой» в 5 классе№п/пТема занятияКол-во часовДата1Введение. Роль языка в жизни человека.12В мире звуков. Звук и буква.13Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные.14Игры с буквами, звуками.15Игры с буквами и словами.16«Слово – образ, слово – ассоциация». Игры со словами.17Бывают ли у слов родственники?18К истокам слова.19Можно ли сломать язык?110Сказал то же, да не одно и то же.111Тёзки наоборот.112Игры со словами. «Слово – понятие, слово – творчество».113О словах одинаковых, но разных.114Азбука важных и вежливых слов.115Фразеологические обороты.116Почему мы так говорим?117Крылатые слова.118Игры с буквами (королевский квадрат, огородные растения).119Демонстрация проектных работ.120Использование фразеологических оборотов не в бровь, а в глаз.121Как правильно употреблять слова.122Игры с буквами и словами: анаграмма, буквенные столбики.123Игры с буквами и словами: распавшиеся слова, слово в слове.124В руках умелых слово творит чудеса.125Откроем за буквами русского языка чудо.126Игры с буквами и словами: верно – не верно.127Игры с буквами и словами: угадай синонимы, омофоны, омонимы, буриме.128Почему мы так говорим?129Богатство русского языка (фразеологизмы).130Богатство русского языка (синонимы, антонимы).131Что бы это значило? Секреты одной буквы, логогриф.132Превращения слов. 133Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.134Итоговое занятие. Защита проектных работ.1Материально-техническое обеспечение учебного предмета.Литература.Детская одарённость: от теории к практике. - Ижевск: Изд-во ИПК и ПРО УР, 2005.Савенков А. И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема//Педагогика.-2000.-№10.-С. 87-94. Библиотековедение. Общий курс/ Под. ред. К.И. Абрамова.-М: Книжная палата, 1988.Молодежь. Культура. Философия: Материалы IV-V Удмуртской республиканской конференции. - Ижевск, 2002.Лазаревич И. Как писать научную работу // Библиотека в школе. - 2002. -№10.-С. 18-19Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. - М., 2002.Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. -М., 1999.Никитин В. В. Резервы вашего интеллекта. -М., 2002. Бахтурина Т. Изменения в библиографическом описании // Библиоте-ка.-2001.-№9.Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум.-М., 1989.Резник А.Б. Еще об ученическом реферате // Преподавание истории в школе. -1990.- №2. -С. 122.Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения - М., 1986.Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.Культура устной и письменной речи делового человека. - М., 1999. Специфическое сопровождение (оборудование)классная доска персональный компьютер; мультимедийный проектор;видеокамера;демонстрационные материалы.
Список литературы
1. Аксенова, А.К. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: Учеб. для студентов пед. вузов / А.К. Аксенова, С.Ю. Ильина. - М.: Просв., 2011. - 335 c.
2. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Бахмутова, Е.К. Калуцкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 274 c.
3. Бахрамов, Ю.М. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / Ю.М. Бахрамов, В.В. Глухов. - СПб.: Планета Музыки, 2010. - 256 c.
4. Бахрушин, Ю.А. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / Ю.А. Бахрушин. - СПб.: Планета Музыки, 2013. - 256 c.
5. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - СПб.: Лань, 2014. - 512 c.
6. Блинов, В.И. Методика преподавания в высшей школе: Учебно - практическое пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 315 c.
7. Вольхин, В.В. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе: Учебное пособие / В.В. Вольхин. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 160 c.
8. Галямова, Э.М. Методика преподавания технологии: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Э.М. Галямова, В.В. Выгонов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 176 c.
9. Геронимус, Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом / Т.М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. - 336 c.
10. Гусев, Г.П. Народный танец: методика преподавания: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Г.П. Гусев. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 608 c.
11. Гусев, Г.П. Народный танец: методика преподавания / Г.П. Гусев. - М.: Владос, 2012. - 608 c.
12. Денисенко, В.И. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе / В.И. Денисенко, О.В. Ратиева. - СПб.: Лань, 2014. - 160 c.
13. Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008. - 606 c.
14. Иванова, М.Е. Мы играем в английский! Методика преподавания: Из опыта работы репетитора английского языка с дошкольниками и младшими школьниками / М.Е. Иванова. - М.: Перо, 2011. - 142 c.
15. Кавун, И.Н. Методика преподавания арифметики в начальной школе / И.Н. Кавун, Н.С. Попова. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 417 c.
16. Калиниченко, А.В. Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии: методика преподавания, планирование, конспекты уроков: Пособие для учителя / А.В. Калиниченко. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 236 c.
17. Калинченко, А.В. Методика обучения обыкновенным дробям детей с нарушениями в развитии: методика преподавания, планирование, конспекты уроков: пособие для учителя / А.В. Калинченко. - М.: Владос, 2013. - 236 c.
18. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии: Учебник для бакалавров / В.Н. Карандашев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 376 c.
19. Кацман, Н.Л. Методика преподавания латинского языка / Н.Л. Кацман. - М.: Владос, 2015. - 239 c.
20. Клепинина, З.А. Методика преподавания предмета "Окружающий мир": Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 336 c.
21. Крюков, В.Ф. Современная методика преподавания дисциплины "Прокурорский надзор" / В.Ф. Крюков. - М.: НОРМА, 2011. - 176 c.
22. Ливенцев, Н.М. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие / Н.М. Ливенцев. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 512 c.
23. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. - М.: Академ. Проект, 2006. - 590 c.
24. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 464 c.
25. Малкин, В.С. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе: Учебное пособие / В.С. Малкин. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 176 c.
26. Мандель, Б.Р. Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях: Учебное пособие / Б.Р. Мандель.. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 c.
27. Манжелеева, С.И. ВПС: Методика преподавания литературы. Конспект лекций / С.И. Манжелеева. - М.: Приор, 2005. - 80 c.
28. Матвеев, В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Планета Музыки, Лань, 2010. - 256 c.
29. Матвеев, В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Планета музыки, 2010. - 256 c.
30. Матвеев, В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие / В.Ф. Матвеев. - СПб.: Лань, 2013. - 256 c.
31. Мисаренко, Г.Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.Г. Мисаренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 337 c.
32. Мисаренко, Г.Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: Учебник и практикум для СПО / Г.Г. Мисаренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 337 c.
33. Рабиль, Г.Б. Гимнастика. Методика преподавания.: Учебник / В.М. Миронов, Г.Б. Рабиль, Т.А. Морозевич . - М.: Нов. знание, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 335 c.
34. Роде, П. Режиссура и методика ее преподавания: Учебное пособие / П. Роде, П. Бальо, Р. Крейцер. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 320 c.
35. Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для ВУЗов / Н.Н. Ростовцев. - М.: Альянс, 2014. - 256 c.
36. Сосновская, Е.Б. Техникум/колледж (экзамен 2007-2008 год). Методика преподавания природоведения. / Е.Б. Сосновская. - М.: Приор-издат, 2008. - 204 c.
37. Сосновская, Е.Б. Учебник для ССУЗов. Методика преподавания природоведения. / Е.Б. Сосновская. - М.: Приор, 2005. - 208 c.
38. Титов, В.А. ВПС: Методика преподавания русского языка. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор-издат, 2008. - 174 c.
39. Шадрина, И.В. Методика преподавания начального курса математики: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И.В. Шадрина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 279 c.