Исследование взаимосвязи познавательных процессов и тревожности дошкольников
Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы:
Дипломная работа
Предмет:
Психология и педагогика
- 69 69 страниц
- 54 + 54 источника
- Добавлена 15.06.2024
2 500 руб.
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Проблема изучения познавательных процессов в психологии 6
1.2 Изучение тревоги и тревожности в психологии 14
1.3 Познавательные процессы и тревожность у детей дошкольного возраста 25
Выводы по главе 1: 29
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Организация и процедура исследования 30
2.2. Методы и методики исследования 32
2.3. Результаты исследования 33
2.3.1. Результаты описательной статистики 33
2.3.2. Результаты корреляционной статистики 46
Выводы по главе 47
3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 50
3.1. Методологическое обоснование программы 50
3.2. Содержание программы 52
3.3. Особенности реализации программы 54
Выводы по главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Проблема изучения познавательных процессов в психологии 6
1.2 Изучение тревоги и тревожности в психологии 14
1.3 Познавательные процессы и тревожность у детей дошкольного возраста 25
Выводы по главе 1: 29
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ТРЕВОЖНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 30
2.1. Организация и процедура исследования 30
2.2. Методы и методики исследования 32
2.3. Результаты исследования 33
2.3.1. Результаты описательной статистики 33
2.3.2. Результаты корреляционной статистики 46
Выводы по главе 47
3. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ 50
3.1. Методологическое обоснование программы 50
3.2. Содержание программы 52
3.3. Особенности реализации программы 54
Выводы по главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития мышления у старших дошкольников / З.Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 350 с.
2. Акулина, Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний: дисс. исслед. / Н.Н. Акулина //Ананьевские чтения – СПб: Питер, 2015. – 396 с.
3. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности: автореф. / В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 2016. – 158 с.
4. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков. – Моск. гос. обл. ун-т. М.: Академический Проект: Трикста, 2016. – 255 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 471 с.
6. Гилевич, А.А. Дети с отклонениями в развитии / А.А. Гилевич, Э.В. Миронова, Л.И. Тигранова. – Москва: Правда, 2015. – 320 с.
7. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов. – М.: Издательский Центр «Академия». – 2017. – 480 с.
8. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учебн. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – 2-е изд., перераб. / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение: Владос, 2015. – 300 с.
9. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций / С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. – М.: В. Секачев, ТЦ «Сфера», 2016. – 470 с.
10. Кичатинов, Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников: автореф. / Л.П. Кичатинов. – Харьков: Юго-Восток, 2016. – 122 с.
11. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2016. – 314 с.
12. Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно / О.И. Крупенчук. – СПб, 2015. – 180 с.
13. Курдюкова, Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема / Н.А. Курдюкова. – СПб.: Питер, 2015. – 386 с.
14. Кузьмина, Р.И. Особенности развития общей одаренности учащихся младшего школьного возраста / Р.И. Кузьмина // Проблемы и перспективы современной науки: IX Международная научно-практическая конференция. – Москва, 2016. – Ч 2. – С.185-191.
15. Кузьмина, Р.И. Склонности к деятельности как фактор развития одаренности младшего школьника / Р.И. Кузьмина // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта: ГПА, 2017. – Вып. 49. – Ч.1. – С. 383-398.
16. Кузьмина, Р.И. Структура мотивации младшего школьника в зависимости от сферы деятельности / Р.И. Кузьмина // Проблемы современного педагогического образования, КГУ, 2011. – Вып. 32. – Ч.2.– С.76-84.
17. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 168 с.
18. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. – М.: Астория, 2016. – 279 с.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – М., 2015. – 305 с.
20. Лозница, B.C. Основы психологии и педагогики: учеб. пособ. / B.C. Лозница. – К.: КНЭУ, 2016. – 288 с.
21. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Микляева // Дефектология, 2018. – №3. – С. 52-57.
22. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г. Милостивенко. – СПб, 2015. – 260 с.
23. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман //Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 42-47.
24. Мир детства: Младший школьник. – М.: Педагогика,1981. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: lib.mgppu.ru/opacunicode/index.
25. Младший школьный возраст / Г. И. Боровая. – 1989. – 86 с. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: lib.mgppu.ru/opacunicode/index..
26. Моргун, В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения / В.Ф. Моргун // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С.13-24.
27. Нищева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 320 с.
28. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – С. 93-120.
29. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. – М.: Эксмо, 2018. – 340 с.
30. Парамонова, Л.Г. Как подготовить ребенка к школе / Л.Г. Парамонова. – СПб, 2017. – 410 с.
31. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: 2015. – 450 с.
32. Примчук, Н.В. Образовательная мотивация учащихся и критерии ее измерения / Н.В. Примчук // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2016. – №32. – Т.11. – С. 368-371.
33. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2015. – 410 с.
34. Психология: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М: Знание, 2015. – 288 с.
35. Психология. Словарь. / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 2015. – 850 с.
36. Психологические тесты / Под ред. А. Карелина: В 2-т. – М., 2016. – Т.2. – С.173-179.
37. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2016. – 180 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.1. / С.Л. Рубинштейн. – М., 2014. – 258 с.
39. Сеттарова, З.У. Креативность школьников 8–10-летнего возраста в контексте их одаренности / З. У. Сеттарова, Р. И. Кузьмина // Современные приоритеты практической психологии в образовании: Материалы III Крымской научно-практической конференции. – Симферополь: КРП «Крымнавчпеддержидав», 2015. – С.23-35.
40. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду: занятия с детьми 6-7 лет: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л.Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 246 с.
41. Тригер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: пособие для учителя / Р.Д. Тригер. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2018. – 350 с.
42. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: автореф. / Д.И. Фидельштейн. – М.: «Генезис», 2016. – 283 с.
43. Филонова, Е.А. Психолого-педагогические условия организации учебного процесса в современной системе образования / Е.А. Филонова // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2017. –№ 16 (649). – С. 161-168.
44. Хамидулина, Р.М. Развитие речи и мышления. Подготовка к школе. Сценарии занятий / Р.М. Хамидулина. – М.: Экзамен, 2016. – 260 с.
45. Цикото, Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция предметно-практической деятельности. – М.: Полиграф-сервис, 2017. – 189 с.
46. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. – М.: «АСТ - Москва», 2014. – 139 с.
47. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Щадриков. – М., 2014. – 192 с.
48. Шалимов, В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений / В.Ф. Шалимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 112 с.
49. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать / Д.Б. Эльконин. – М.: Знание, 1976. – 243 с.
50. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. – 250 с.
Иностранная литература:
51. Kretsmer, E. Korperbau and character / Kretsmer E. – Berlin: Springier, 1921.
52. O'Boyle M.W., Benbow CP., Alexander J.E. Sex differences, hemispheric laterality and associated brain activity in the intellectually gifted / O'Boyle M.W., Benbow CP., Alexander J.E // Devel. Neurophysiology. – 1995. – V.11. – С. 114-148.
53. Shore, A. Affect Regulation and the Origin of the Self: The Neurobiology of Emotional Development / Shore A. – Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc, 1999.
54. Shore, A. Affect Regulation and the Origin of the Self: The Neurobiology of Emotional Development / Shore A. – Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc, 1999.
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития мышления у старших дошкольников / З.Е. Агранович. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 350 с.
2. Акулина, Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний: дисс. исслед. / Н.Н. Акулина //Ананьевские чтения – СПб: Питер, 2015. – 396 с.
3. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности: автореф. / В.Г. Асеев. – М.: Мысль, 2016. – 158 с.
4. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие для вузов / Б.С. Волков. – Моск. гос. обл. ун-т. М.: Академический Проект: Трикста, 2016. – 255 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 471 с.
6. Гилевич, А.А. Дети с отклонениями в развитии / А.А. Гилевич, Э.В. Миронова, Л.И. Тигранова. – Москва: Правда, 2015. – 320 с.
7. Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В.В. Давыдов. – М.: Издательский Центр «Академия». – 2017. – 480 с.
8. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учебн. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – 2-е изд., перераб. / С.Д. Забрамная. – М.: Просвещение: Владос, 2015. – 300 с.
9. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. Курс лекций / С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. – М.: В. Секачев, ТЦ «Сфера», 2016. – 470 с.
10. Кичатинов, Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников: автореф. / Л.П. Кичатинов. – Харьков: Юго-Восток, 2016. – 122 с.
11. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2016. – 314 с.
12. Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно / О.И. Крупенчук. – СПб, 2015. – 180 с.
13. Курдюкова, Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема / Н.А. Курдюкова. – СПб.: Питер, 2015. – 386 с.
14. Кузьмина, Р.И. Особенности развития общей одаренности учащихся младшего школьного возраста / Р.И. Кузьмина // Проблемы и перспективы современной науки: IX Международная научно-практическая конференция. – Москва, 2016. – Ч 2. – С.185-191.
15. Кузьмина, Р.И. Склонности к деятельности как фактор развития одаренности младшего школьника / Р.И. Кузьмина // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта: ГПА, 2017. – Вып. 49. – Ч.1. – С. 383-398.
16. Кузьмина, Р.И. Структура мотивации младшего школьника в зависимости от сферы деятельности / Р.И. Кузьмина // Проблемы современного педагогического образования, КГУ, 2011. – Вып. 32. – Ч.2.– С.76-84.
17. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей / В.В. Лебединский. – М.: Изд-во МГУ, 2016. – 168 с.
18. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. – М.: Астория, 2016. – 279 с.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. – М., 2015. – 305 с.
20. Лозница, B.C. Основы психологии и педагогики: учеб. пособ. / B.C. Лозница. – К.: КНЭУ, 2016. – 288 с.
21. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Микляева // Дефектология, 2018. – №3. – С. 52-57.
22. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей / Л.Г. Милостивенко. – СПб, 2015. – 260 с.
23. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В.Э. Мильман //Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 42-47.
24. Мир детства: Младший школьник. – М.: Педагогика,1981. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: lib.mgppu.ru/opacunicode/index.
25. Младший школьный возраст / Г. И. Боровая. – 1989. – 86 с. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: lib.mgppu.ru/opacunicode/index..
26. Моргун, В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения / В.Ф. Моргун // Вопросы психологии. – 2016. – № 6. – С.13-24.
27. Нищева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа / Н.В. Нищева. – М.: Детство-Пресс, 2016. – 320 с.
28. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – С. 93-120.
29. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. – М.: Эксмо, 2018. – 340 с.
30. Парамонова, Л.Г. Как подготовить ребенка к школе / Л.Г. Парамонова. – СПб, 2017. – 410 с.
31. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: 2015. – 450 с.
32. Примчук, Н.В. Образовательная мотивация учащихся и критерии ее измерения / Н.В. Примчук // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2016. – №32. – Т.11. – С. 368-371.
33. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков / А.М. Прихожан. – СПб.: Питер, 2015. – 410 с.
34. Психология: учебное пособие / П.С. Гуревич. – М: Знание, 2015. – 288 с.
35. Психология. Словарь. / Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 2015. – 850 с.
36. Психологические тесты / Под ред. А. Карелина: В 2-т. – М., 2016. – Т.2. – С.173-179.
37. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) / под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2016. – 180 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.1. / С.Л. Рубинштейн. – М., 2014. – 258 с.
39. Сеттарова, З.У. Креативность школьников 8–10-летнего возраста в контексте их одаренности / З. У. Сеттарова, Р. И. Кузьмина // Современные приоритеты практической психологии в образовании: Материалы III Крымской научно-практической конференции. – Симферополь: КРП «Крымнавчпеддержидав», 2015. – С.23-35.
40. Смирнова, Л.Н. Логопедия в детском саду: занятия с детьми 6-7 лет: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л.Н. Смирнова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 246 с.
41. Тригер, Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: пособие для учителя / Р.Д. Тригер. – Смоленск: ООО Изд-во «Ассоциация XXI век», 2018. – 350 с.
42. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: автореф. / Д.И. Фидельштейн. – М.: «Генезис», 2016. – 283 с.
43. Филонова, Е.А. Психолого-педагогические условия организации учебного процесса в современной системе образования / Е.А. Филонова // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2017. –№ 16 (649). – С. 161-168.
44. Хамидулина, Р.М. Развитие речи и мышления. Подготовка к школе. Сценарии занятий / Р.М. Хамидулина. – М.: Экзамен, 2016. – 260 с.
45. Цикото, Г.В. Проблемные дети: развитие и коррекция предметно-практической деятельности. – М.: Полиграф-сервис, 2017. – 189 с.
46. Чирков, В.И. Мотивация учебной деятельности / В.И. Чирков. – М.: «АСТ - Москва», 2014. – 139 с.
47. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Щадриков. – М., 2014. – 192 с.
48. Шалимов, В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений / В.Ф. Шалимов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 112 с.
49. Эльконин, Д.Б. Как учить детей читать / Д.Б. Эльконин. – М.: Знание, 1976. – 243 с.
50. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. – 250 с.
Иностранная литература:
51. Kretsmer, E. Korperbau and character / Kretsmer E. – Berlin: Springier, 1921.
52. O'Boyle M.W., Benbow CP., Alexander J.E. Sex differences, hemispheric laterality and associated brain activity in the intellectually gifted / O'Boyle M.W., Benbow CP., Alexander J.E // Devel. Neurophysiology. – 1995. – V.11. – С. 114-148.
53. Shore, A. Affect Regulation and the Origin of the Self: The Neurobiology of Emotional Development / Shore A. – Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc, 1999.
54. Shore, A. Affect Regulation and the Origin of the Self: The Neurobiology of Emotional Development / Shore A. – Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc, 1999.