Антропозооморфные персонажи в русской традиционной картине мира
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 10.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Антропозооморфные персонажи в русской культуре 6
1.1 Понятие антропозооморфизма 6
1.2. Роль и значение антропозооморфных персонажей в русской традиционной картине мира 9
Глава 2. Типы антропозооморфных персонажей в русской традиционной картине мира 13
2.1. Женские антропозооморфные персонажи 13
2.2. Мужские антропозооморфные персонажи 19
Заключение 22
Список источников и литературы 24
Антропозооморфные мужские персонажи играли важную роль в славянской мифологии, воплощая природные стихии, хозяйственную деятельность человека и окружающую природу.В славянской мифологии божества олицетворяли природные стихии. Сварог, бог ветра, имел сыновей, Сварожичей, представлявших Огонь, Молнию и Солнце. Атрибутами Сварога были конь, копье и огромный вепрь. Даждьбог, бог солнца, отвечал за природные и земледельческие циклы, даруя земные блага. Мать сыра земля являлась главным женским божеством. Мокошь, или Макошь, олицетворяла плодородие и коллективную деятельность земледельцев. Ярила был божеством непреодолимой воли к жизни.Помимо высших божеств существовали менее значимые, такие как Род, покровитель людей, и его помощницы Рожаницы. Чур был божеством, к которому взывали для защиты от злых сил. Существаследующего уровня выполняли определенные функции или отражали абстрактные понятия. Они часто объединялись в пары, как Правда и Кривда, Доля и Лихо. Чет и Нечет были самыми абстрактными из этих существ. Мужская и женская сущности противопоставлялись как правая и левая стороны, что учитывалось в обрядах и ритуалах.По мнению Т. А. Агапкиной, славяне были земледельческим народом и не любили море. «Женщины ассоциировались с магией и колдовством, также с Морем. В море обитали Морской царь и его 12 дочерей, Лихорадки и Лихоманки, которые были неблагоприятны для человека».Славянская мифология была богатаантропозооморфными персонажами мужского рода, олицетворявшими природные стихии и хозяйственную деятельность человека. Помимо высших богов, существовали существа, принимавшие различные обличья, в том числе и человеческие.К таким существам относились домовой, леший, водяной и другие, часто связанные с животными. Например, медведь и волк играли главные роли среди животных в славянской мифологии. Эти антропозооморфные персонажи отражали тесную связь славян с природой и их зависимость от нее.Славянские праздники и обряды были привязаны к определенным календарным датам, важным для земледельцев. Они отмечали смену времен года и соблюдали определенные сроки при полевых работах. Праздновались дни летнего и зимнего солнцестояния, Масленица, Купала, Кострома и другие праздники, связанные с природными циклами и плодородием.Таким образом, антропозооморфные персонажи мужского рода играли важную роль в славянской мифологии, олицетворяя природные силы, хозяйственную деятельность человека и его связь с животным миром.Вывод 2 главеВ целом женские антропозооморфные персонажи в русской картине мира часто ассоциируются с плодородием, рождением и воспитанием детей, также с домашним хозяйством. Они воплощают связь человека с природой и его зависимость от природных циклов.Мужские антропозооморфные персонажи в русской картине мира часто олицетворяют природные стихии, хозяйственную деятельность человека и его связь с животным миром. Они воплощают представления о силе, мужестве и защите.Женские и мужскиеантропозооморфные персонажи сыграливажную роль для формированиятрадиционной русской картины мира, которая отражала конкретные представления людей о природе, человеке и их взаимосвязи.ЗаключениеИсследование антропозооморфных персонажей в русской традиционной культуре показало, что они сыграли важную роль в формировании народного мировоззрения. Данные персонажи отражали конкретные представления человека о природе, о своем месте в ней и о взаимоотношениях с животным миром.Следует отметить, что изучение и анализантропозооморфныхперсонажей в русской традиционной культуре является ключевым аспектом для понимания и осмыслениянародного мировоззрения. Эти персонажи, существовали как в мифологии, так и в повседневной жизни. Ониспособствовали формированию картин мира русского народа.Примером антропозооморфных персонажей из славянской культуры можно назвать богиню Ладу, который изображается в облике женщины с кистью и орлом. Лада символизировалась с плодородием, любовью и красотой, олицетворяла связь человека с природой и животным миром. Ее культ является одним из древнейших и распространенных среди славян.В русской культуре антропозооморфные персонажи играли важное значение. Например, «Баба-Яга» – старуха-ведьма с костяной ногой, живущая в колеснице на курьих ногах. Она представляла собой не только страшное существо, но и мудрую женщину, которая знает многие тайны природы и живущую в согласии с ней. Ее образ отражает сложное отношение русского народа к женскому началу, к мирозданию и мифологии.Таким образом, следует отметить, что антропозооморфные персонажи в русской традиционной культуре несли в себе множество символов. Они помогали людям осмыслить свое место в мире, уважать природу и сохранять традиции. Изучение этих персонажей позволяет не только глубже понять культуру и историю народа, но и сохранить его уникальное наследие для будущих поколений. Антропозооморфные персонажи являются неотъемлемой частью русской культуры, и их ценность должна быть сохранена и передана дальше..Список источников и литературыВеликорусские заклинания : Сб. Л. Н. Майкова / Послесл., примеч. и подгот. текстаА. К. Байбурина. - 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Изд-во Европ. Дома, 1994. — 214 с. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 8-е изд. —М.: Рус. яз., 1982.Т. 4. — 683 с.Нижегородские предания и легенды — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1971. — 240 с.Славянские древности : Этнолингвистический словарь : В 5 т. / Рос.акад. наук. Ин-т славяноведения и балканистики ; Под общ.ред. Н.И. Толстого. — М. :Междунар. отношения, 1995-2014.Агапкина, Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. – М.: Индрик, 2002. – 816 с.Анохина В.В., Никончук Н.В. Полесская терминология пчеловодства // Лексика Полесья. Материалы для полесского диалектного словаря. — М., 1968. — С. 320–365.Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в славянском культурном дискурсе. Сб. науч. статей / Ред. М. В. Лескинен, Е. А. Яблоков. ― М.: Институт славяноведения РАН, 2020. ― 308 с.Бобров, В.А. Русские народные сказки о животных / В. Бобров. — Варшава : тип. Варш. учеб.окр., 1909. — 151 с.Голубева, М.В. Главное в истории мифологии : ключевые сюжеты, темы, образы, символы : / М. Голубева. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 222 с.ГураА.В. Свадьба животных // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под ред. Н.И. Толстого. — М., 2009. Т. 4. — С. 551–552. ГураА.В. Язык животных // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под ред. Н.И. Толстого. — М., 2012. Т. 5. — С. 615–616.ГураА.В. Антропоморфизм в народной зоологии. В кн. Антропоцентризм в языке и культуре. — М., 2017. — С. 25-40.Добровольский В.Н. Звукоподражания в народном языке и в народной поэзии // Этнографическое обозрение. — 1894. — № 3. — С. 81–96. Евтушенко, Э.А. Русское устное народное творчество : учебно-методическое пособие / Э. А. Евтушенко ; Министерство науки и высшего образования РФ, Башкирский государственный университет. — Уфа :БашГУ, 2021. — 115 с.Кулебякин, Е.В. Антропоморфизм и генезис мышления : К пробл. выделения человека из природы :Методол. аспекты / Е. В. Кулебякин. — Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1987. — 180 с.Левкиевская Е.Е. Змей летающий // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под ред. Н.И. Толстого. — М., 1999. Т. 2. — С. 330–332.Мелетинский Е. M. Избранные статьи. Воспоминания /Отв. ред. Е.С. Ноник — М.:Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. —576с.Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М. : Сов.энцикл., 1991. — 736 с.Морозов, И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре: кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма: / И. А. Морозов ; Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — Москва :Индрик, 2011. — 351 с.– Никифоров А. И. Победитель змея. Севернорусские сказки / А. И. Никифоров; вступит.ст. А. В. Козьмина. — М.: ОГИ, 2009. — 160 сНикончук Н.В. Полесские названия птиц // Лексика Полесья. Материалы для полесского диалектного словаря. — М., 1968. — С. 439–471.Пивоваров, Д.В. Культура и религия. Сакрализация базовых идеалов / Д. В. Пивоваров ; М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный ун-т им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2013. — 244 с.Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М : Наука, 1975. — 191 с.Пропп В. Я. Русский героический эпос / комментирующая ст. Н. А. Криничной; сост., науч. ред., именной указ. С. П. Бушкевич. — М.: Лабиринт, 1999. — 640 с.Религии мира : словарь-справочник / под ред. А. Ю. Григоренко. — М.: Питер, 2009. — 396 с.Терновская О.А. Божья коровка и народный календарь. Заметки по истории культуры // Мифологические представления в народном творчестве. — М., 1993. — С. 51–69.Терновская О.А. К описанию народных славянских представлений, связанных с насекомыми. Одна система ритуалов изведения домашних насекомых // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. — М., 1981. — С. 139–159.Толстая С.М. Лягушка, уж и другие животные в обрядах вызывания и остановки дождя // Славянский и балканский фольклор. Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. — М., 1986. — С. 22–27.Толстая, С.М. Образ мира в тексте и ритуале / С. М. Толстая ; Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Ун-т Дмитрия Пожарского. — М. : Ун-т Дмитрия Пожарского, 2015. — 527 с.Топоров В.Н. Еще раз о балтийских и славянских названиях божьей коровки (Coccinellaseptempunctata) в перспективе основного мифа // Балто-славянские исследования 1980. — М., 1981. — С. 274–300Тропина, Т.Н. Русский костюм в контексте народной художественной культуры / Т. И. Тропинина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск : НГПУ, 2004. — 160 с.
1. Великорусские заклинания : Сб. Л. Н. Майкова / Послесл., примеч. и подгот. текста А. К. Байбурина. - 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Изд-во Европ. Дома, 1994. — 214 с.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 8-е изд. — М.: Рус. яз., 1982. Т. 4. — 683 с.
3. Нижегородские предания и легенды — Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1971. — 240 с.
4. Славянские древности : Этнолингвистический словарь : В 5 т. / Рос. акад. наук. Ин-т славяноведения и балканистики ; Под общ. ред. Н.И. Толстого. — М. : Междунар. отношения, 1995-2014.
5. Агапкина, Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. – М.: Индрик, 2002. – 816 с.
6. Анохина В.В., Никончук Н.В. Полесская терминология пчеловодства // Лексика Полесья. Материалы для полесского диалектного словаря. — М., 1968. — С. 320–365.
7. Антропоморфные и зооморфные репрезентации наций и государств в славянском культурном дискурсе. Сб. науч. статей / Ред. М. В. Лескинен, Е. А. Яблоков. ― М.: Институт славяноведения РАН, 2020. ― 308 с.
8. Бобров, В.А. Русские народные сказки о животных / В. Бобров. — Варшава : тип. Варш. учеб. окр., 1909. — 151 с.
9. Голубева, М.В. Главное в истории мифологии : ключевые сюжеты, темы, образы, символы : / М. Голубева. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2023. — 222 с.
10. Гура А.В. Свадьба животных // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под ред. Н.И. Толстого. — М., 2009. Т. 4. — С. 551–552.
11. Гура А.В. Язык животных // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под ред. Н.И. Толстого. — М., 2012. Т. 5. — С. 615–616.
12. Гура А.В. Антропоморфизм в народной зоологии. В кн. Антропоцентризм в языке и культуре. — М., 2017. — С. 25-40.
13. Добровольский В.Н. Звукоподражания в народном языке и в народной поэзии // Этнографическое обозрение. — 1894. — № 3. — С. 81–96.
14. Евтушенко, Э.А. Русское устное народное творчество : учебно-методическое пособие / Э. А. Евтушенко ; Министерство науки и высшего образования РФ, Башкирский государственный университет. — Уфа : БашГУ, 2021. — 115 с.
15. Кулебякин, Е.В. Антропоморфизм и генезис мышления : К пробл. выделения человека из природы : Методол. аспекты / Е. В. Кулебякин. — Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 1987. — 180 с.
16. Левкиевская Е.Е. Змей летающий // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: В 5 т. / Под ред. Н.И. Толстого. — М., 1999. Т. 2. — С. 330–332.
17. Мелетинский Е. M. Избранные статьи. Воспоминания /Отв. ред. Е.С. Ноник — М.:Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. —576с.
18. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М. : Сов. энцикл., 1991. — 736 с.
19. Морозов, И.А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре: кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма: / И. А. Морозов ; Российская акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — Москва : Индрик, 2011. — 351 с.
20. – Никифоров А. И. Победитель змея. Севернорусские сказки / А. И. Никифоров; вступит. ст. А. В. Козьмина. — М.: ОГИ, 2009. — 160 с
21. Никончук Н.В. Полесские названия птиц // Лексика Полесья. Материалы для полесского диалектного словаря. — М., 1968. — С. 439–471.
22. Пивоваров, Д.В. Культура и религия. Сакрализация базовых идеалов / Д. В. Пивоваров ; М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный ун-т им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина. — Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2013. — 244 с.
23. Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / АН СССР. Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М : Наука, 1975. — 191 с.
24. Пропп В. Я. Русский героический эпос / комментирующая ст. Н. А. Криничной; сост., науч. ред., именной указ. С. П. Бушкевич. — М.: Лабиринт, 1999. — 640 с.
25. Религии мира : словарь-справочник / под ред. А. Ю. Григоренко. — М.: Питер, 2009. — 396 с.
26. Терновская О.А. Божья коровка и народный календарь. Заметки по истории культуры // Мифологические представления в народном творчестве. — М., 1993. — С. 51–69.
27. Терновская О.А. К описанию народных славянских представлений, связанных с насекомыми. Одна система ритуалов изведения домашних насекомых // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. — М., 1981. — С. 139–159.
28. Толстая С.М. Лягушка, уж и другие животные в обрядах вызывания и остановки дождя // Славянский и балканский фольклор. Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. — М., 1986. — С. 22–27.
29. Толстая, С.М. Образ мира в тексте и ритуале / С. М. Толстая ; Российская акад. наук, Ин-т славяноведения, Ун-т Дмитрия Пожарского. — М. : Ун-т Дмитрия Пожарского, 2015. — 527 с.
30. Топоров В.Н. Еще раз о балтийских и славянских названиях божьей коровки (Coccinella septempunctata) в перспективе основного мифа // Балто-славянские исследования 1980. — М., 1981. — С. 274–300
31. Тропина, Т.Н. Русский костюм в контексте народной художественной культуры / Т. И. Тропинина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т. — Новосибирск : НГПУ, 2004. — 160 с.