Социалистический реализм в художественной культуре.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Мировая Художественная Культура
  • 17 17 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 24.05.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. История зарождения и развития концепции соцреализма 5
2. Художественные черты соцреализма 8
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Фрагмент для ознакомления

К ключевым литературным произведениям социалистического реализма относятся "Мать" М. Горького, "Чапаев", "Мятеж" Д. Фурманова, "Разгром" А. Фадеева, "Как закалялась сталь" Н. Островского и другие. Особенностью социального реализма является его глубокая идейность, которая прямо отражается в произведениях.В основе идей социалистического реализма лежат следующие принципы: острая социальная борьба является основой жизни общества; советский человек стремится к обществу равенства и процветания в ходе исторического развития; человек является главной движущей силой истории; коллектив способен преодолевать любые препятствия, от природных катаклизмов до военного вмешательства врагов; социалистический реализм стремится к периодам революционной активности.Герои в литературных произведениях писателей социалистического реализма подразделяются на три группы:революционно настроенный интеллигент;противник революции;развивающийся герой.Социалистический реализм в кино. Кинематографические произведения в Советском Союзе в 20-30-е годы ХХ века представляли зрителям идею подлинности и естественности политических, социальных и культурных реформ.Рисунок 4 – Кадр из фильма «Путевка в жизнь» (1931)Социалистический реализм в советском кино, имеющий как положительные, так и отрицательные последствия, включал в себя набор культурных кодов, формирующих пространство СССР через основные культурные концепции, такие как:«Путевка в жизнь» - социальная драма, полная острых мыслей, раскрывающая правду жизни многонационального, бесконечно доброго советского народа, утверждающую настоящую человечность.«Веселые ребята» и другие фильмы Г. Александрова - зрелищное и забавное, но при этом идеологически выдержанное кино, где успешно разоблачаются капиталисты и угнетатели трудового народа, провозглашаются идеи интернационализма, торжествует страна, где «...так вольно дышит человек».«Чапаев» - новый и многогранный тип положительного героя, который, в борьбе с врагом, без колебаний отдает свою жизнь за светлое будущее народа.Фильмы «Падение Берлина» (1949 г., лидер советского проката в 1950 г.), «Секретная миссия» (1950 г.) и «Заговор обреченных» (1950 г.) демонстрировали героический образ советского человека в сложных условиях. Кино было поистине учителем и социалистическим проводником в жизни советского человека, вдохновляющим на светлое будущее.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что социалистический реализм в художественной культуре был идеологическим и художественным направлением, преобладавшим в странах социалистического лагеря во второй половине XX века. Он призывал к изображению реалий социалистического общества, пропагандировал социалистические идеалы и подчеркивал роль рабочего класса.Целью социалистического реализма было создание произведений, которые были бы понятными и доступными для массового человека, а также служили бы идеологическому воспитанию и восхвалению социалистических достижений. В художественной культуре социалистический реализм проявлялся в литературе, живописи, скульптуре, кинематографе и других искусствах.Социалистический реализм, как направление в живописи и искусстве в целом, можно было бы назвать положительным и прогрессивным явлением, соответствующим эпохе, при условии, что бы он не был единственным допустимым стилем на протяжении десятилетий.Именно отсутствие альтернативы и преследование всех других течений и направлений в искусстве подрывали внутреннюю прочность монументальной конструкции социалистического реализма. При этом, стоит отметить, что после авангарда, социалистический реализм по значимости занимает второе место среди больших стилей русской живописи.Социалистический реализм, несмотря на противоречивые оценки искусствоведов, признается частью культурного наследия в большинстве стран, ранее составлявших СССР. Этот художественный метод уже давно утратил свою актуальность, однако в Северной Корее он до сих пор является единственным официальным стилем искусства.Список использованной литературыАндреева Е.Ю. Соцреализм: от расцвета до заката. / Е.Ю. Андреева. Санкт-Петербург: JaromirHladikpress, 2019. - 136 с.Боровский А.Д. Полвека современного искусства. / А.Д.Боровский.М: Т8 RUGRAM, 2020, - 238 с.Деготь Е.Ю. История русского искусства. / Е.Ю. Деготь. Москва: Трилистник, 2000, - 223 с.Синявина Н.В. Социокультурные и эстетические основы соцреализма. / Н.В. Синявина.// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, №11-2, 2017, С. 53-58ХаритоноваА.М. Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство. 1927-1987. / А.М. Харитонова, А.С. Сиренко. Москва: Justdesign, 2021. - 223 с.Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство, культура, картина мира: от импрессионизма до клас. авангарда / А.К. Якимович. Москва: Искусство, 2003, – 490 с.Из Устава Союза советских писателей СССР. [URL]: https://constitutions.ru/?p=19297&ysclid=lvd/a3ynhg889805561(дата обращения: 24.04.2024)«Соцреализм» — происхождение и значение понятия. [URL]: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/socrealism/ (дата обращения: 24.04.2024)

1. Андреева Е.Ю. Соцреализм: от расцвета до заката. / Е.Ю. Андреева. Санкт-Петербург: Jaromir Hladik press, 2019. - 136 с.
2. Боровский А.Д. Полвека современного искусства. / А.Д. Боровский. М: Т8 RUGRAM, 2020, - 238 с.
3. Деготь Е.Ю. История русского искусства. / Е.Ю. Деготь. Москва: Трилистник, 2000, - 223 с.
4. Синявина Н.В. Социокультурные и эстетические основы соцреализма. / Н.В. Синявина. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, №11-2, 2017, С. 53-58
5. Харитонова А.М. Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство. 1927-1987. / А.М. Харитонова, А.С. Сиренко. Москва: Just design, 2021. - 223 с.
6. Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство, культура, картина мира: от импрессионизма до клас. авангарда / А.К. Якимович. Москва: Искусство, 2003, – 490 с.
7. Из Устава Союза советских писателей СССР. [URL]: https://constitutions.ru/?p=19297&ysclid=lvd/a3ynhg889805561 (дата обращения: 24.04.2024)
8. «Соцреализм» — происхождение и значение понятия. [URL]: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/socrealism/ (дата обращения: 24.04.2024)