Проблемное обучение как средство развития мотивации младших школьников
Заказать уникальную дипломную работу- 105 105 страниц
- 56 + 56 источников
- Добавлена 24.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические основы проблемного обучения в начальной школе 7
1.1. Психолого – педагогические аспекты проблемного обучения как средства развития мотивации младших школьников 7
1.2 Сущность и особенности проблемного обучения в начальной школе 12
1.3 Способы проблемного обучения в начальной школе 19
Выводы по главе 1 24
Глава 2.Эмпирическое исследование проблемного обучения как средства развития мотивации младших школьников 25
2.1 Диагностика проблемного обучения как средства развития мотивации младших школьников 25
2.2 Практические особенности использования проблемного обучения как средства развития мотивации младших школьников 38
2.3. Анализ результатов исследования проблемного обучения как средства развития мотивации младших школьников 44
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Данная комплексная программаоправдала и достигла в полной мере поставленных целей и задач исследования. Для подведения итогов данной работы невозможно не отметить широкую активность развития социальной сферы в профессиональной деятельности современного педагога. Средства и методы диагностики помогают молодому специалисту избежать неприятных трудовых ситуаций, значительно облегчают проведение и планирование профессиональной деятельности.Цели и задачи, поставленные в исследовании достигнуты в полной мере, проведена эмпирическая работа с учениками начальной школы, разработаны и апробированы методики начальной школы средствами гуманитарных предметов. Гипотеза исследования подтвердилась. Данные выпускной работы могут быть использованы в педагогической деятельности в начальной школе.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАхтырский С.П. Компетентностный подход как средство определения качества содержания пед.образования в современный период [Текст] / С.П.Ахтырский, Режим доступа // http://rspu.edu.ru/science/conferences/03 11 10/Ahtirskv.htmlАрсеньева М.В.// Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада.//М.В. Арсеньева - М.: Просвещение, 2020.-128 сБадалян Р.С. Формирование учебной мотивации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103767Бабухина А.В. Коучинг слушателей курсов повышения квалификации в освоении технологий смыслового чтения / А.В. Бабухина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2018. – №1 (34). – С. 69–77.Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс] // URL: http://www.twirpx.com/file/364438/ (дата обращения: 29.09.19).Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Электронный ресурс] // URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniyalichnosti_2001/fs,1/ (дата обращения: 29.09.19)Братчикова, Ю. В. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении [Электронный ресурс] / Ю. В. Братчикова, М. М. Плотникова // Современная педагогика. 2015. - URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/4065 (дата обращения: 11.02.2020)Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. – М.; Воронеж, Ин-т практической психологии, 1995Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf (дата обращения: 24.07.2020)Васильева, Н.А. Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах: методическая разработка - [Электронный ресурс] / Н.А. Васильева. - Режим доступа:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe obobshchenie/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti.Венгер А.Л Психологическое обследование младших школьников/ А.Л Венгер, Г.А Цукерман. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 159с: ил. – (Библиотека школьного психолога).Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader / 40.html (дата обращения: 12.02.2019)Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Режим доступа: http://www.ipras.ruГамезо М.В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / под ред. М.В. Гамезо – М.: Педагогическое общество, 2001Гинзбург, М. Р. Развитие мотивов учения детей 6-7лет [Текст] / М. Р. Гинзбург // Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. / Е. З. Басина [и др.] ; под ред. Д. Б. Элькoнина, А. Л. Венгера. – М., 1988. – С. 36-44Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте [Электронный ресурс] : автореф. дис. канд. психол. наук // Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. 1983. URL: http://psychlib.ru/mgppu/disers/grv-1983/gni-a-24.htm (дата обращения: 12.02.2020).Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24Глухов Вадим Петрович Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология образования. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-formirovaniya-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Антипина Я.А. Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 – Т. 31 – С. 1–5. – URL: http://e- koncept.ru/2015/95507.htmДьяченко, Е.М. Методы обучения [Электронный ресурс] / Е.М. Дьяченко. -- Режим доступа: http://metodichka.web-box.ru/metodika/metody-obuchenija/. Ермаков, Д. Обучение решению проблем / Д. Ермаков // Народное образование. - 2018. - N 9. - С.38-43Касвинов С.Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. – Харьков: Райдер, 2013 – 460 с. 23 Климина Н.А. Мотивация учения и ее формирование у учащих ся начальной школы // Социальная сеть работников образования nsportal. ru. — 2012 [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/psikhologiya/2012/11/01/motivatsiya…Казорина, А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / А. А. Казорина, Л. Л. Парфенова ; под ред. Л. С. Колмогоровой, О. А. Брылевой. - Барнаул, АлтГПА, 2013. – 403 с.Карабанова О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс] / О.А. Карабанова. – Режим доступа: http :// www / prosv. ru / umk / perspektiva / info / aspx ? ob _ no=12250Ковальчук, О.М. Теория и практика образования в современном мире:материалы VII Международной научной конференции / О.М. Ковальчук. - СПб.:Свое издательство, 2018. - С.196.Ковалева, Г. С/ Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ /Г. С. Ковалева [и др.]. [Электронный ресурс] - /www.standart.edu.ru/. Ковалев, Е.В., Староверова, М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2018. – 272сКоробкина А.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении орфографии в 4 классе [Электронный ресурс] // URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2455/29268 (дата доступа 14.09.2019).Курбатова А. С., Пухова А. Г., Беляева Т. К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). - С. 251-261. DOI: https://www.doi.org/10.32744/pseКузнецова Е. А. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 06.02.2019)Кухтерина Г.В., Кукуев Е.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – Тюмень: Изд. Тюменского гос. универ-та, 2014. – 179 с.Лусканова Н.Г. АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 кл.) / методика Н. Г. Лускановой, 1993г .Лебедева Л.А. Мотивация учебной деятельности младших школьников В сборнике: «Студенческий научный форум». Ярославль, 2014 [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://www.scienceforum.ru/2014/761/384Лошкарёва Н.А. Педагогические условия формирования общеучебных умений у младших подростков в процессе обучения [Текст] :автореф. дис. кандидата пед. наук : 13.00.01. / Н.А. Лошкарёва ; Тула.гос. пед. ун-т. – Тула, 2023. – 167 сЛусканoва, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении [Текст] : метод.рекомендации / Н. Г. Лусканoва. – М. :Фолиум, 1993. – 64 сМастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и младший школьный возраст: учеб.пособие для студентов вузов. М.: Классике Стиль, 2023. - 320 сМильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии.//В.Э. Мильман – 2017. – № 2. – С. 42 – 47Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. //В.Ф. Моргун– 2016. – № 6. – С.13 – 24Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка / Н.А. Менчинская. - Воронеж: Модэк, 2018. - 512 с.Менщикова, Н. В. Совершенствование урока посредством использования современной педагогической техники «Конструктор» [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября 2007 URL: http://festival.1september.ru/-articles/414988/ (дата обращения: 23.12.2020).Мерлушкина, Н.Н. Система методов проблемного обучения [Электронный ресурс] / Н.Н. Мерлушкина // Методическая разработка. - 2014. - Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya_razrabotka_seminara_sistema_metodov_problemnogo_obuc heniya-10862.htm.Методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://iemcko.ru/4311.htmlПсихологический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://psi.webzone.ru.Понятие «мотивация» в психологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://globalteka.ru/news/1-latest-news/352--lr-.html (дата обращения: 02.02.2019)Подкорытов В.С., Мишанова М.К. Возрастные этапы развития логоневроза у детей с резидуально-органическим поражением головного мозга // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2018. - №1 (4). - С. 41 - 45.Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы [Электронный ресурс] Режим доступа: festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 02.02.2019)Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. №613 «О внесений изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413» Электронный ресурс. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/Словарь / Под.ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. 176сТенизова А.М. Формирование мотивации учения у младших школьников [Текст] / А. М. Тенизова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017 — № 1 (10). — С. 273–277. — ISSN 2412-0529.Федорова А. А. Взаимосвязь мотивации обучения с эмоционально личностными особенностями детей / А. А. Федорова // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. № 3. 237-243 с.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом МинОбрНауки России от 06 окт. 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 нояб. 2010 г. № 1241. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. 2009. URL: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%- D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 10.12.2015).Чаканова С. Д. Роль социального фактора в формировании мотивации учебной деятельности / С. Д. Чаканова // Научный прогресс. 2017. № 2. 21-22 с.Чипышева Л.Н. Формирование общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка [Электронный ресурс] // URL: http://test.lib.uaru.net/diss/cont/279288.html (дата обращения 08.09.2019)Эльконин Д.Б. Детская психология [Электронный ресурс] // http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm (дата обращения 11.12.2019). Юмашева И.А. Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-obshcheuchebnykh-umeniishkolnika-v-adaptivnoi-obrazovatelnoi-srede (дата обращения 11.12.2019). Ясова, А.М., Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками [Текст] / А.М.Ясова. – М. : Начальная школа, 2001. – 7 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение № 1Анализ методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (регулятивные УУД) (девочки)№Испытуемые 12345678Общее количество Уровень 1Алиса Д.111110005Дезадаптация2Дина О.1212333318Средний 3Ольга В.4434124224Высокий 4Вика Л.2223431118Средний 5Лена С.4434124224Высокий 6Сафина Г.2223431118Средний 7Галина В.2431311116Средний8Вита Т.2121213315Средний9Тоня У.3333333324Высокий 10Ульяна З.2111133315Средний11Зина О.211111119Дезадаптация12Оксана М.2333321118Средний13Милана П.3333333324Высокий 14Полина Д.200011127Дезадаптация15Дина Ж.000123118Дезадаптация16Василиса У.4434124224Высокий 17Анна Б.2431111114Средний18Кристина В.111111118Дезадаптация19Диана Л.011110004Дезадаптация20Настя В.111111118Дезадаптация21Тоня Д.2122111111Низкий 22Маша Г.011111117Дезадаптация23Даша Г.2312222216Средний 24Катя Ж.2112222214Низкий 25Амина Ц.111110005Дезадаптация26Алевтина Т.1212333318Средний 27София Г.4434124224Высокий 28Софья Б.2223431118Средний 29Ульяна Н.2431311116Средний30Варя Н.2121213315Средний31Таня З.3333333324Высокий 32Саша Д.2111133315Средний33Алла Э.211111119Дезадаптация34Ксения А.2333321118СреднийПриложение 2Сводная таблица анкеты «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. ЛускановойИспытуемые Оценка уровня школьной мотивацииОбщий бал Уровень 12345678910Алиса Д.134563124130Очень высокий Дина О.142333312120Высокий Ольга В.213534111122ВысокийВика Л.312122212319СреднийЛена С.231423121221ВысокийСафина Г.431223122121ВысокийГалина В.221133333324ВысокийВита Т.331211111115СреднийТоня У.111123323320ВысокийУльяна З.211223123118СреднийЗина О.331123131321ВысокийОксана М.111321313421ВысокийМилана П.431122431324ВысокийПолина Д.211311112316СреднийДина Ж.331213211118СреднийВасилиса У.111111331215СреднийАнна Б.231113112318СреднийКристина В.121312331118СреднийДиана Л.311111112315СреднийНастя В.431213433226Очень высокийТоня Д.211121211113НизкийМаша Г.331333333025Очень высокийДаша Г.111111111211НизкийКатя Ж.231343334329Очень высокийАмина Ц.311122113116СреднийАлевтина Т.131331332323ВысокийСофия Г.212113123218СреднийСофья Б.321322311119СреднийУльяна Н.133131123321ВысокийВаря Н.221313311118СреднийТаня З.312241113220ВысокийСаша Д.131122221116СреднийАлла Э.422233323125Очень высокийКсения А.213111121114НизкийПриложение 3Сводная таблица результатов личностной тревожности А.М. Прихожан№Испытуемые Ответы Общий балШкольнаяСамооценочнаяМежличностная1Алиса Д.12362Дина О.24393Ольга В.42394Вика Л.14055Лена С.23056Сафина Г.31047Галина В.42178Вита Т.10239Тоня У.213610Ульяна З.4241011Зина О.412712Оксана М.303613Милана П.421714Полина Д.112415Дина Ж.333916Василиса У.411617Анна Б.134818Кристина В.210319Диана Л.333920Настя В.412721Тоня Д.131522Маша Г.213623Даша Г.3341024Катя Ж.410525Амина Ц.233826Алевтина Т.422827София Г.111328Софья Б.332829Ульяна Н.133730Варя Н.211431Таня З.132632Саша Д.3431033Алла Э.412734Ксения А.2349Приложение 4Сводная таблица результатов проведения методики «Определения мотивов учения» (М.Р. Гинзбург) (2 – Б класс)Испытуемые МотивыВнешний мотивУчебный мотивИгровой мотивПозиционный мотивСоциальный мотивОтметка Общий балАлиса Д.0111238Дина О.21312110Ольга В.33333419Вика Л.1111127Лена С.0000000Сафина Г.1211117Галина В.1111138Вита Т.22222212Тоня У.13421314Ульяна З.0012137Зина О.1111116Оксана М.1001114Милана П.1312119Полина Д.22222212Дина Ж.1211117Василиса У.34321114Анна Б.1111116Кристина В.23232214Диана Л.33333318Настя В.1111116Тоня Д.2131108Маша Г.22222111Даша Г.34341217Катя Ж.1111116Амина Ц.2121118Алевтина Т.1111116София Г.1231119Софья Б.1312119Ульяна Н.13131211Варя Н.1000225Приложение 4Анализ методики Методика «Определения мотивов учения» (М.Р. Гинзбург) 2 – А классИспытуемые МотивыВнешний мотивУчебный мотивИгровой мотивПозиционный мотивСоциальный мотивОтметка Общий балАнтон Г.11222212Дима Ш.22222212Платон Г.33121313Денис Д.21312110Вадим Л.0101013Лев З.31213111Сергей Т.2131119Илья П.33333318Егор Ф.2131119Валентин Ю.0000000Георгий Н.1111116Вася П.21312110Алиса Д.12311210Дина О.34121111Ольга В.0001236Вика Л.1111116Лена С.0121116Сафина Г.32222213Галина В.1212118Вита Т.22222212Тоня У.1212118Ульяна З.33333318Зина О.0000112Оксана М.1312119Милана П.0131218Полина Д.42314115Дина Ж.1213119Василиса У.1311118Приложение 5Сводная таблица диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений» №Испытуемые 12345678Общее количество Уровень 1Алиса Д.4434124224Высокий 2Дина О.2223431118Средний 3Ольга В.2431311116Средний4Вика Л.2121213315Средний5Лена С.3333333324Высокий 6Сафина Г.2111133315Средний7Галина В.211111119Дезадаптация8Вита Т.2333321118Средний9Тоня У.3333333324Высокий 10Ульяна З.200011127Дезадаптация11Зина О.000123118Дезадаптация12Оксана М.2222222216Средний 13Милана П.2431111114Средний14Полина Д.111111118Дезадаптация15Дина Ж.011110004Дезадаптация16Василиса У.111111118Дезадаптация17Анна Б.2122111111Низкий 18Кристина В.011111117Дезадаптация19Диана Л.2312222216Средний 20Настя В.2112222214Низкий 21Тоня Д.111110005Дезадаптация22Маша Г.1212333318Средний 23Даша Г.4434124224Высокий 24Катя Ж.2223431118Средний 25Амина Ц.2431311116Средний26Алевтина Т.2121213315Средний27София Г.3333333324Высокий 28Софья Б.2111133315Средний29Ульяна Н.211111119Дезадаптация30Варя Н.2333321118Средний31Таня З.3333333324Высокий 32Саша Д.200011127Дезадаптация33Алла Э.000123118Дезадаптация34Ксения А.2222222216Средний 35Вадим Л.2431111114Средний36Лев З.111111118Дезадаптация37Сергей Т.011110004Дезадаптация38Илья П.111111118Дезадаптация39Егор Ф.2122111111Низкий 40Валентин Ю.011111117Дезадаптация41Георгий Н.2312222216Средний 42Вася П.2112222214Низкий 43Алиса Д.111110005Дезадаптация44Дина О.1212333318Средний 45Ольга В.4434124224Высокий 46Вика Л.2223431118Средний 47Лена С.4434124224Высокий 48Сафина Г.2223431118Средний 49Галина В.2431311116Средний50Вита Т.2121213315Средний51Тоня У.3333333324Высокий 52Ульяна З.2111133315Средний53Зина О.211111119Дезадаптация54Оксана М.2333321118Средний55Милана П.3333333324Высокий 56Полина Д.200011127Дезадаптация57Дина Ж.000123118Дезадаптация58Василиса У.4434124224Высокий Приложение 6Сводная таблица Проективная методика «Домики» О.А. Орехова №Испытуемые Задание 1Задание 2Задание 3Общий балл Эмоциональное состояние 1Алиса Д.24410Положительное2Дина О.2619Положительное3Ольга В.1113Положительное4Вика Л.2226Положительное5Лена С.1528Положительное6Сафина Г.1348Положительное7Галина В.2619Положительное8Вита Т.1539Положительное9Тоня У.65112В норме 10Ульяна З.2349Положительное 11Зина О.16613В норме12Оксана М.56213В норме13Милана П.55515В норме14Полина Д.26715В норме15Дина Ж.57618В норме16Василиса У.1113Положительное 17Анна Б.25613В норме18Кристина В.56415В норме19Диана Л.2349Положительное 20Настя В.57820Негативное 21Тоня Д.88420Негативное22Маша Г.26412В норме 23Даша Г.1528Положительное24Катя Ж.1348Положительное25Амина Ц.2619Положительное26Алевтина Т.1539Положительное27София Г.65112В норме 28Софья Б.2349Положительное 29Ульяна Н.16613В норме30Варя Н.55515В норме31Таня З.26715В норме32Саша Д.57618В норме33Алла Э.1113Положительное 34Ксения А.25613В норме35Вадим Л.56415В норме36Лев З.2349Положительное 37Сергей Т.57820Негативное 38Илья П.88420Негативное39Егор Ф.26412В норме 40Валентин Ю.24410Положительное41Георгий Н.2619Положительное42Вася П.1113Положительное43Алиса Д.2226Положительное44Дина О.1528Положительное45Ольга В.1348Положительное46Вика Л.2619Положительное47Лена С.1539Положительное48Сафина Г.65112В норме 49Галина В.2349Положительное 50Вита Т.16613В норме51Тоня У.24410Положительное52Ульяна З.26715В норме53Зина О.57618В норме54Оксана М.1113Положительное 55Милана П.25613В норме56Полина Д.56415В норме57Дина Ж.2349Положительное 58Василиса У.57820Негативное Приложение 7Сводная таблица Методика «Какой Я» О.С. БогдановойИспытуемые Оцениваемые качестваОбщий бал Уровень 12345678910Денис С.111111111110Очень высокий Дима В.10000111116Средний Коля П. 11111100006Средний Кирилл А.111111111110Очень высокийВитя Г.11110000015Средний Толя В.111111111110Очень высокийЖеня Д.111111111110Очень высокийСаша У.111111111110Очень высокийВова П.111111111110Очень высокийВлад П.111111111110Очень высокийДавид Ш.111111111110Очень высокийМирослав Ч.111111111110Очень высокийАнна Б.10000000001НизкийКристина В.11110000015СреднийДиана Л.10000000001Очень низкий Настя В.10000000001Очень низкий Тоня Д.111111111110Очень высокийМаша Г.10000111116СреднийДаша Г.111111111110Очень высокийКатя Ж.11000011105СреднийАмина Ц.10000000001Очень низкийАлевтина Т.11110000004Средний София Г.11111100006Средний Софья Б.11111000005Средний Ульяна Н.10000010002НизкийВаря Н.111111111110Очень высокийТаня З.10000100002НизкийСаша Д.01000101104Средний Алла Э.01101011106Средний Ксения А.01111001117Средний Антон Г.01010101015Средний Дима Ш.00000010001Очень низкийПлатон Г.111111111110Очень высокийДенис Д.00001111004Средний Вадим Л.11110001106Средний Лев З.10000000001Очень низкий Сергей Т.111111111110Очень высокийИлья П.111111111110Очень высокийЕгор Ф.10101010105СреднийВалентин Ю.111111111110Очень высокийГеоргий Н.01010101116СреднийВася П.00000010001Очень низкийАлиса Д.10000010002Низкий Дина О.10110000014СреднийОльга В.111111111110Очень высокий Вика Л.01111111119Высокий Лена С.10000001002Низкий Сафина Г.11111000005Средний Галина В.11111111109Высокий Вита Т.10100111005СреднийТоня У.01000110003Низкий Ульяна З.01111110006Средний Зина О.11010100004Средний Оксана М.10101010105Средний Милана П.11111100006Средний Полина Д.01111111007Средний Дина Ж.11000001104Средний Василиса У.10000011115СреднийПриложение 8 Критерий U-Манна-Уитни, данные обрабатывались математическими методами (приложение 8)Показатели1.Мотивация достижен. Успеха2.Мотивация избегание неудачU-Критерий Манна-УитниZ-критерийp-level уровень значимости«Положит.отн»0,4012084090,6961157310,6418325580,945773060,487401792«Автономия»0,05647112330,6758873310,3915563690,9391071750,434415151«Управл. Окр»0,9671868290,9141466970,4597038160,2457078520,221262851«Цель в жизни»0,9199967190,2899477160,8062619360,3407528730,295665392«Самопр»0,1646481720,6424360380,878260080,2074659910,535270011«чел. как от.сис»0,8341184180,0009480072560,4371262960,04356412950,728336326П.Б0,08442389140,05063062970,8620414230,5019796050,98474221Анализ полученных результатов опросника ПД Орлова отражен с помощью таблицы, полностью в приложении данные обработаны с помощью программы STATISTICA 10 .Анализ показал, что между двух сравниваемых групп также есть значимые отличия. Сравнивались также две группы значений по тесту: группа лиц,ориентированных на достижение успеха и группа лиц, имеющих мотивацию избегания неудач. Выборка непараметрическая, распределение ненормальное, критерий U-Манна –Уитни.С помощью критерия U-Манна -Уитни на уровне статистической значимости p групп с ярко выраженой мотивацией достижения и ярко выраженной мотивацией к избеганию неудач, есть значимые различия в следующих переменных: «Положительные отношения с другими», «Автономия»,«Управление окружением», «Цель в жизни»,«Самопринятие», «Человек как открытая система», общее «психологическое благополучие».Исходя из полученных данных мы можем предположить, что те, кто имеет низкий уровень мотивации достижения, и ориентирован на избегание неудач, имеет более положительные, доверительные отношения с другими, допускает привязанности, способен сопереживать, старается строить отношения на взаимных уступках. Кроме того, эти люди более автономные, независимые, способные противостоять попыткам манипуляций своим мнением, самостоятельно регулируют свое поведение, имеют четкие цели, имеют оценивают себя в соответствии с собственными значимыми критериями, имеют чувство направленности, придерживаются своих убеждений, на которые опираются в жизни, обладают властью в управлении окружением, более позитивно относятся к себе, имеют реалистичный взгляд на жизнь, их уровень психологического благополучия выше .Приложение 9 Протоколы исследования Методики исследования: 1. Методика «Определения мотивов учения» (М.Р. Гинзбург) Методика М.Р. Гинзбурга «Определение мотивов учения» разработана в 1988 году, на основе экспериментальных материалов и системы оценок – 1933 года, по интерпретации исследований И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.Цель методики: выявить относительную выраженности различных мотивов, которые способствуют развитию учебного интереса у детей младшего школьного возраста.Методик применяется в процессе реализации исследовательского эксперимента или в беседе.Процедура проведенияВ основе предложенных мотивов в процессе реализации методики, важно учитывать персональные мотивы. При использовании методики испытуемому предлагают прослушать небольшой текст или рассказ, в содержании которого личностные мотивы выступают в качестве характеристики персонажа или действующего лица. Методика применяется в индивидуальном порядке. В ходе применения методики используется раздаточный и наглядным материал соответствующий содержанию рассказа. Раздаточный материал выполняет функцию развития зрительной и слуховой памяти, а так же для формирования ассоциативного ряда. Инструкция к применению методики:Послушай внимательно рассказ который я тебе прочту:1. Дети идут из школы, вдруг Петя спрашивает Машу- Маша, тебе нравится ходить в школу?А девочка отвечает, - «Нет, конечно. Но меня мама заставляет ходить в школу. Если бы мама не настаивала, я бы с радостью играла весь день на улице и не делала уроки».На столе перед ребенком психолог расставляет соответствующие иллюстрации:1. Темный силуэт женской фигуры, который указывает указательным пальцем.2. Ребенок с портфелем на спине идет по дороге (внешний мотив)2. Мальчики ведут беседу на детской площадке. Вдруг Миша спрашивает Ваню- Ваня, а тебе нравится ходить в школу? Ваня отвечает, - «Конечно, нравится. Мне нравится математика, я люблю решать примеры. Даже если бы не нужно было ходить в школу, я бы все равно решал примеры»Психолог выставляет перед ребенком иллюстрации:1 Силуэт ребенка за партой 2. Силуэт книги (учебный мотив)3. Ваня задает вопрос Жене, «Женя, а ты почему хочешь в школу?», на что Женя отвечает, «Мне нравится ходить в школу, потому что мне там весело, в школе много друзей, и мы играем в машинки и мяч на перемене».Психолог расставляет картинки:Двое детей играют вместе (игровой мотив) 4. Ваня задает вопрос Диме, «Дима, а тебе почему нравится ходить в школу?». Дима отвечает, «Бабушка говорит, что если я буду ходить в школу, много читать и получать хорошие оценки, тогда я стану космонавтом, и папа подарит мне большую ракету».Психолог расставляет перед ребенком картинки 1. Силуэт ребенка с поднятой рукой 2. Силуэт игрушки, машинки, ракеты (позиционный мотив) 5. Дима задает вопрос Свете, «Света, ты хорошо учишься, это потому что мама заставляет, или потому что тоже хочешь стать космонавтом?». Света отвечает, «нет, я хорошо учусь потому что мне интересно на уроках, а если я буду больше стараться, тогда я смогу стать кем только захочу.Перед ребенком психолог расставляет картинки:1. Силуэт врача 2. силуэт человека с портфелем, идущего к зданию (социальный мотив)6. наконец и сам Петя решил ответить на свой вопрос « А я хожу в школу, потому что меня там хвалят, ставят в пример, и если мне ставят «5» балов, тогда мама и папа ведут меня гулять в парк».Психолог выкладывает карточки с рисунками : силуэт ребенка который держит в руках тетрадь (отметка)После проведения методики, психолог проводит заключительную беседу с ребенком:1. Как ты думаешь, кто из детей прав? Обоснуй свой ответ (выбор 2)2. Чей ответ тебе понравился? С кем из детей, тебе хотелось бы подружиться?(выбор 4)3. С кем из детей ты хотел бы вместе учиться? (выбор 6)После того, как ребенок осуществляет свой выбор из предложенных вариантов. Психолог задает заключительный вопрос, с целью выяснения вдумчиво ли отвечал ребенок на вопросы:«Ты можешь мне сказать, как ответил первый мальчик?»Обработка результатов:Ответ (выбор определенной картинки) психолог заносив в таблицуВыборы Мотивы, №123456Выбор 1Выбор 2Выбор 3Внешний мотив – 0б.Учебный мотив – 5б.Позиционный мотив – 3б.Социальный мотив – 4б.Отметка – 2б.Игровой мотив – 1б.Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора. Методика способствует выявлению отношения ребенка к обучению в школе, уровне мотивации в обучении. А именно в процессе методики, психолог выясняет, что для ребенка первостепенное, а что является второстепенным. Для одного ребенка посещение в школу является положительным мотивом, поскольку ему нравится определенный предмет, он видит с друзьями и т.д., а для другого ребенка посещение школы основывается лишь на игровых мотивах.2. Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений» Диагностика мотивационной сферы Целью данной методики является определение мотивации школьников путем выбора мотивов. Методика проводится на основе активного общения детей с педагогом, психологом. Педагог предлагает нарисовать детям лестницу, и на каждой ступени будут расположены предложения. Задача детей разложить карточки согласно содержанию предложения. Всего карточек 8. Приведем пример на первой ступени у вас предложение «Я хожу в школу». Следовательно, возле данной ступени вам необходимо расположить картинку с изображением школы. На второй ступени у вас написано «Я люблю играть в …», далее необходимо разложить изображение с игрушками и т.д. Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам: нравится ли тебе посещать школу? ( широкий познавательный) Как начинается твое утро? Любишь ли ты умываться? Помогают ли тебе родители собираться в школу? (процессуальный) Радуешься ли ты, если мама или папа говорят, что сегодня можно остаться дома и не идти в школу? (результативный)Нравится ли тебе работать на занятиях? Что ты любишь больше: рисовать или лепить из пластилина? (учебно-познавательный)Ты любишь гулять на свежем воздухе? (социальный мотив)Есть ли у тебя в классе друзья? (учительский мотив)Как часто ты рассказываешь родителям, как прошел у тебя день в школе? (родительский мотив)Рассказываешь ли ты родителям о конфликтах или ссорах в классе? (товарищеский мотив)Интересно ли тебе на занятиях? (учительский мотив)На каких занятиях тебе нравится больше всего? (учительский мотив)Инструкция. Необходимо учитывать систему бальных оценок: 3 балла – при ответе предпочтение склонно к положительному отношению к 33 школе, в частности к учебной деятельности; 1 балл – нейтральный ответ; 0 баллов – ответ подразумевает отрицательное отношение ребенка к учебной деятельности и обучению.Обработка результатов: Оценка Характеристика 20 – 24 балловуровень учебной мотивации близок к средней норме15 – 19 балловУровень учебной мотивации на среднем уровне, проявляет положительное отношение к посещению образовательного учреждения, ладит с окружающими10 – 14 балловнизкий уровень учебной мотивации, дети проявляют негативное отношение к занятиям, настроение и желание учиться зависит от многих факторов, часто пропускают занятияДо 10 балловдезадаптация, негативное отношение к учебной деятельностиПосле проведения методики «лесенка побуждений», психолог получает полную картину личностных и образовательных мотивов ребенка. Поскольку детский возраст имеет всестороннее активное развитие, учебная мотивация может определяться при подсчёте балов. В итоге методики стоит задача спрогнозировать дальнейшую деятельность педагога на развитие учебной мотивации. Если у ученика наблюдается отрицательное отношение к выполнению домашнего задания, низкая успеваемость, а так же нарушение дисциплины, это означает, что уребенку требуется индивидуальная дополнительная программа развития и обучения.3. Проективная методика «Домики» О.А. Орехова Цель: диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций ребенка Материал: Лист ответов, шесть цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.Инструкция: Исследование лучше проводить с группой детей –10-15 человек, их желательно рассадить по одному. Найдите в своем листочке задание №1. Перед ребенком расставляются в произвольном порядке геометрические фигуры (прямоугольники), в количестве 6 штук. Задача испытуемого не задумываясь выбрать поочередно те карандаши, которые его наиболее привлекают, затем разукрасить выбранными цветами прямоугольники.1. Выбери тот карандаш, на который ты сразу обратил внимание. Затем раскрась ним прямоугольник. Отложи карандаш в сторону. (Повторить действие 6 раз, используя разные цвета карандашей) Отложите карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Есть ли среди них еще карандаш, цвет которого нравится вам больше остальных? Необходимо проследить, чтобы раскрашивание происходило слева направо.1 2 3 4 5 6«Найдите задание №2. Вам предлагается список слов: судьба, море, старик, ярость, гнев, изумление, отзывчивость, рутина.Примечание. Если некоторые слова детям не знакомы, не понятны, объясните значение слов самостоятельно, или при использовании толкового словаря.Например: изумление – это означает эмоцию, чувство, удивление.Применяем выбранное слово в предложении:Старик изумленно глядел на своего взрослого сына. Отзывчивость – качество личности человека, которое означает прийти на помощь, помочь другу или тому, кто попал в беду.Например: Ваня был отзывчивым мальчиком, всегда помогал пожилым людям, отзывался на просьбы близких людей. «Найдите задание №3. Описание задания: Поиграем в домики. Послушай вступлениеЯ домик, у меня есть крыша, пол и стены, через окошки я дышу, и тебя я приглашу. Домик это особое сооружение, давай для каждого домика выберем жителя, украшения и раскрасим домики в подходящие цвета.В первом домике живет твоя душа (выбираем картинку девочки или мальчика в зависимости от пола респондента)Какой у тебя любимый цвет? Как ты считаешь, мы могли бы разукрасить в этот цвет наш домик?Разукрашиваем.Обозначение домиков:№2 – украшение домика, выбор его жителя и расцветка символизирует твое личное настроение, когда ты идешь в школу. Отражает твое отношение к школе и показывает, что ты чувствуешь, по пути в школу.№3 – твое настроение в процессе уроков, насколько тебе комфортно находиться вместе с одноклассниками, не испытываешь ли ты стресс. Опиши свое увлечение (танцы, спорт)№4 – твое настроение на занятиях, показывает насколько ты заинтересован материалом урока, нравится ли тебе предмет. Опиши то, чем ты любишь заниматься в свободное время № 5 – твое настроение, в процессе занятия, или выполнения упражнения когда ты получаешь новые знания, учишься, познаешь мир.После закрашивания каждого домика, предложите ребенку описать домик (почему он такого цвета, кто там живет, чем занимаются жители каждого домика и т.д.) в процессе беседы с ребёнком рекомендуется выполнять пометки.Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. 0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Свыше 2,0 – перевозбуждение. Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.Шкала личностной тревожности А.М. ПрихожанИнструкция: в процессе беседы, необходимо дать возможность ребенку провести анализ ситуаций, с которыми он встречается в повседневной жизни. Однако важно использовать ситуации не только с положительными событиями, но также использовать конфликтные ситуации, разногласия между взрослыми и детьми и т.д. Возможно, некоторые ситуации для определенных детей будут иметь личностных характер, в таком случае настаивать на выполнении методики не рекомендуется.Важно внимательно читать и понимать текст ситуации, для того что бы дать наиболее точный ответ.В качестве ответов используется шкала от 0 до 4. Каждая цифра шкалы подразумевает уровень, того, насколько данная ситуативная карточка относится к вам.1.Если описанная ситуация не вызывает у вас неприятных чувств, беспокойства, тревоги, паники, тогда обведите соответствующую цифру (0,1,2,3,4)2. Если описанная ситуация имеет для вас личный характер, или она вам не приятна, возможно возникают неприятные ассоциации, тогда обведите соответствующую цифру (0,1,2,3,4)3. Ваша задача заключается в том, что бы предоставить наиболее четкую картину вашего восприятия и психолого- эмоционального состояния, на основе анализа ситуативных картинок. Таблица 2.1.. Интерпретация повседневных ситуативных карточек для использования в процессе реализации методике.Текст методики1.Внезапный вызов в больницу1 2 3 42.Чувство, что за вами идет подозрительный человек 1 2 3 43.Стук в дверь незнакомого человека 1 2 3 44.Участие в соревнованиях, олимпиадах, командном спорте 1 2 3 45.Ссора с мамой 1 2 3 46.Получение плохой оценки 1 2 3 47.Ссора с другом(подругой)1 2 3 48.Насмешки среди ровесников Вы пришли домой и обнаружили. Что потеряли ключи1 2 3 49.Услышать в свой адрес необоснованную критику 1 2 3 410.Ощущать повышенное негативное внимание к себе 1 2 3 411.Перепутать остановку, оказаться в незнакомом месте 1 2 3 412.Чувствовать, что тебя обсуждают 1 2 3 413.Быть причиной слез мамы 1 2 3 414.получить наказание 1 2 3 415.Получить наказание без причины 1 2 3 416.Услышать смех за своей спиной 1 2 3 417.Нагрубить родителям 1 2 3 418.Отстаивание личного мнения 1 2 3 419.Получить заниженную оценку за работу, которую выполнял(а) очень долго1 2 3 420.Несправедливое отстранение от занятий 1 2 3 421.Получение травмы 1 2 3 422.Выступать перед большой аудиторией 1 2 3 423.В разговоре тебя перебивают 1 2 3 424.На тебя все время кричат 1 2 3 425.Услышать как тебя сравнивают с другим (учеников)1 2 3 426.Предательство лучшего друга (подруги)1 2 3 427.Неготовность к уроку 1 2 3 428.Проверка способностей 1 2 3 429.Принижение твоей значимости 1 2 3 430.Отсутствие поддержки 1 2 3 4Методика включает ситуации трех типов:1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;2) ситуации, актуализирующие представление о себе;3) ситуации общения.Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 2,2Таблица 2,2,. Данные о распределении пунктов шкалы.Вид тревожностиНомер пункта шкалыШкольная14710131619222528Самооценочная25811141720232629Межличностная36912151821242730Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале - общего уровня тревожности.Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.Методика «Какой Я» О.С. БогдановойЦель: предназначается для определения самооценки ребёнка-школьника.Процедура проведения. Экспериментатор, пользуясь представленным далее таблицей, спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.Оценка результатов. Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.Таблица 2,4. Протокол к методике «Какой Я?№Оцениваемые качестваОценки по вербальной шкалеп/пличностиданетиногдане знаю1Хороший 2Добрый 3Умный 4Аккуратный 5Послушный 6Внимательный 7Вежливый 8Умелый (способный) 9Трудолюбивый 10Честный Выводы об уровне развития10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий;4-7 баллов — средний;2-3 балла — низкий; 0-1 балл — очень низкийСогласно возрастной норме, самооценка школьника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Методика проводится с целью проведения самоанализа и самооценки каждого ученика. Ведь у каждого человека есть самомнение и самопредположение, кто-то считает себя хорошим, добрым, а кто-то застенчивым или злым. В большинстве случаев дети выбирают положительные характеристики. Из положительных качеств учащиеся выбирают такие качества, как: трудолюбие, аккуратность, а из отрицательных - злость, драчливость, упрямство, невнимательность. Помимо определяемых качеств дети объясняли, почему они выбрали именно эти качества, а не те или иные, приводили примеры. Надо отметить, что их оценка основывалась на определенных поступках одноклассников, т.е. носит субъективный характер. Например, "Он злой, потому что все время толкается", или наоборот: "Я аккуратная, потому что пишу без помарок"Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. ЛускановойЦель методики – определение школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.Процедура проведенияДанная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. ИнструкцииИнструкция для индивидуальной формы работы: «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение»Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».Стимульный материал методики1.Тебе нравится в школе?-не очень -нравится-не нравится2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?-чаще хочется остаться дома-бывает по-разному-иду с радостью3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?-не знаю-остался бы дома-пошел бы в школу4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?-не нравится-бывает по-разному-нравится5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?-хотел бы-не хотел бы-не знаю6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?-не знаю-не хотел бы-хотел бы7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?-част-редко-не рассказываю8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?-точно не знаю-хотел бы-не хотел бы9.У тебя в классе много друзей?-мало-много-нет друзей10.Тебе нравятся твои одноклассники?-да -не очень-нетОбработка результатовОтветы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки может быть использован специальный ключ. В итоге подсчитывается набранное количество баллов.Интерпретация результатовРазличия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьнаядезадаптация. Анкета, созданная Лускановой Н. Г., очень хорошо отображает не только сиюминутные настроения учеников младших классов, но и состояние нервной устойчивости, играющее колоссальную роль в развитии познавательных процессах, методов общения с одногодками и взрослыми. Мотивация основывается на внутреннем мировоззрении школьника, которая была заложена дома или в общешкольных учреждениях.
1. Ахтырский С.П. Компетентностный подход как средство определения качества содержания пед.образования в современный период [Текст] / С.П.Ахтырский, Режим доступа // http://rspu.edu.ru/science/conferences/03 11 10/Ahtirskv.html
2. Арсеньева М.В.// Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада.//М.В. Арсеньева - М.: Просвещение, 2020.-128 с
3. Бадалян Р.С. Формирование учебной мотивации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103767
4. Бабухина А.В. Коучинг слушателей курсов повышения квалификации в освоении технологий смыслового чтения / А.В. Бабухина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2018. – №1 (34). – С. 69–77.
5. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс] // URL: http://www.twirpx.com/file/364438/ (дата обращения: 29.09.19).
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Электронный ресурс] // URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_problemy-formirovaniyalichnosti_2001/fs,1/ (дата обращения: 29.09.19)
7. Братчикова, Ю. В. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении [Электронный ресурс] / Ю. В. Братчикова, М. М. Плотникова // Современная педагогика. 2015. - URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/4065 (дата обращения: 11.02.2020)
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. – М.; Воронеж, Ин-т практической психологии, 1995
9. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf (дата обращения: 24.07.2020)
10. Васильева, Н.А. Формирование познавательной активности младших школьников через участие в конкурсах и олимпиадах: методическая разработка - [Электронный ресурс] / Н.А. Васильева. - Режим доступа:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe obobshchenie/formirovanie-poznavatelnoy-aktivnosti.
11. Венгер А.Л Психологическое обследование младших школьников/ А.Л Венгер, Г.А Цукерман. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 159с: ил. – (Библиотека школьного психолога).
12. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader / 40.html (дата обращения: 12.02.2019)
13. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // Режим доступа: http://www.ipras.ru
14. Гамезо М.В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / под ред. М.В. Гамезо – М.: Педагогическое общество, 2001
15. Гинзбург, М. Р. Развитие мотивов учения детей 6-7лет [Текст] / М. Р. Гинзбург // Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста. / Е. З. Басина [и др.] ; под ред. Д. Б. Элькoнина, А. Л. Венгера. – М., 1988. – С. 36-44
16. Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте [Электронный ресурс] : автореф. дис. канд. психол. наук // Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. 1983. URL: http://psychlib.ru/mgppu/disers/grv-1983/gni-a-24.htm (дата обращения: 12.02.2020).
17. Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - №3. - с.13-24
18. Глухов Вадим Петрович Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Педагогика и психология образования. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-osobennostey-formirovaniya-navykov-svyaznyh-vyskazyvaniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 30.03.2023).
19. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Антипина Я.А. Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 – Т. 31 – С. 1–5. – URL: http://e- koncept.ru/2015/95507.htm
20. Дьяченко, Е.М. Методы обучения [Электронный ресурс] / Е.М. Дьяченко. -- Режим доступа: http://metodichka.web-box.ru/metodika/metody-obuchenija/.
21. Ермаков, Д. Обучение решению проблем / Д. Ермаков // Народное образование. - 2018. - N 9. - С.38-43
22. Касвинов С.Г. Система Выготского. Книга 1: Обучение и развитие детей и подростков. – Харьков: Райдер, 2013 – 460 с. 23 Климина Н.А. Мотивация учения и ее формирование у учащих ся начальной школы // Социальная сеть работников образования nsportal. ru. — 2012 [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/psikhologiya/2012/11/01/motivatsiya…
23. Казорина, А. А. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / А. А. Казорина, Л. Л. Парфенова ; под ред. Л. С. Колмогоровой, О. А. Брылевой. - Барнаул, АлтГПА, 2013. – 403 с.
24. Карабанова О.А. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс] / О.А. Карабанова. – Режим доступа: http :// www / prosv. ru / umk / perspektiva / info / aspx ? ob _ no=12250
25. Ковальчук, О.М. Теория и практика образования в современном мире:материалы VII Международной научной конференции / О.М. Ковальчук. - СПб.:Свое издательство, 2018. - С.196.
26. Ковалева, Г. С/ Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ /Г. С. Ковалева [и др.]. [Электронный ресурс] - /www.standart.edu.ru/.
27. Ковалев, Е.В., Староверова, М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2018. – 272с
28. Коробкина А.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий при обучении орфографии в 4 классе [Электронный ресурс] // URL: http://www.scienceforum.ru/2017/2455/29268 (дата доступа 14.09.2019).
29. Курбатова А. С., Пухова А. Г., Беляева Т. К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). - С. 251-261. DOI: https://www.doi.org/10.32744/pse
30. Кузнецова Е. А. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 06.02.2019)
31. Кухтерина Г.В., Кукуев Е.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – Тюмень: Изд. Тюменского гос. универ-та, 2014. – 179 с.
32. Лусканова Н.Г. АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 кл.) / методика Н. Г. Лускановой, 1993г .
33. Лебедева Л.А. Мотивация учебной деятельности младших школьников В сборнике: «Студенческий научный форум». Ярославль, 2014 [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://www.scienceforum.ru/2014/761/384
34. Лошкарёва Н.А. Педагогические условия формирования общеучебных умений у младших подростков в процессе обучения [Текст] :автореф. дис. кандидата пед. наук : 13.00.01. / Н.А. Лошкарёва ; Тула.гос. пед. ун-т. – Тула, 2023. – 167 с
35. Лусканoва, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении [Текст] : метод.рекомендации / Н. Г. Лусканoва. – М. :Фолиум, 1993. – 64 с
36. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и младший школьный возраст: учеб.пособие для студентов вузов. М.: Классике Стиль, 2023. - 320 с
37. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности //Вопросы психологии.//В.Э. Мильман – 2017. – № 2. – С. 42 – 47
38. Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. //В.Ф. Моргун– 2016. – № 6. – С.13 – 24
39. Менчинская, Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка / Н.А. Менчинская. - Воронеж: Модэк, 2018. - 512 с.
40. Менщикова, Н. В. Совершенствование урока посредством использования современной педагогической техники «Конструктор» [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября 2007 URL: http://festival.1september.ru/-articles/414988/ (дата обращения: 23.12.2020).
41. Мерлушкина, Н.Н. Система методов проблемного обучения [Электронный ресурс] / Н.Н. Мерлушкина // Методическая разработка. - 2014. - Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/metodicheskaya_razrabotka_seminara_sistema_metodov_problemnogo_obuc heniya-10862.htm.
42. Методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбург [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://iemcko.ru/4311.html
43. Психологический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://psi.webzone.ru.
44. Понятие «мотивация» в психологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://globalteka.ru/news/1-latest-news/352--lr-.html (дата обращения: 02.02.2019)
45. Подкорытов В.С., Мишанова М.К. Возрастные этапы развития логоневроза у детей с резидуально-органическим поражением головного мозга // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2018. - №1 (4). - С. 41 - 45.
46. Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы [Электронный ресурс] Режим доступа: festival.1september.ru/articles/419921/ (дата обращения: 02.02.2019)
47. Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. №613 «О внесений изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413» Электронный ресурс. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/
48. Словарь / Под.ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. 176с
49. Тенизова А.М. Формирование мотивации учения у младших школьников [Текст] / А. М. Тенизова // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017 — № 1 (10). — С. 273–277. — ISSN 2412-0529.
50. Федорова А. А. Взаимосвязь мотивации обучения с эмоционально личностными особенностями детей / А. А. Федорова // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. № 3. 237-243 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. приказом МинОбрНауки России от 06 окт. 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 нояб. 2010 г. № 1241. [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. 2009. URL: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%- D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922 (дата обращения: 10.12.2015).
52. Чаканова С. Д. Роль социального фактора в формировании мотивации учебной деятельности / С. Д. Чаканова // Научный прогресс. 2017. № 2. 21-22 с.
53. Чипышева Л.Н. Формирование общеучебной компетентности младшего школьника в условиях безотметочного обучения в процессе изучения русского языка [Электронный ресурс] // URL: http://test.lib.uaru.net/diss/cont/279288.html (дата обращения 08.09.2019)
54. Эльконин Д.Б. Детская психология [Электронный ресурс] // http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm (дата обращения 11.12.2019).
55. Юмашева И.А. Формирование общеучебных умений школьника в адаптивной образовательной среде [Электронный ресурс] // URL: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-obshcheuchebnykh-umeniishkolnika-v-adaptivnoi-obrazovatelnoi-srede (дата обращения 11.12.2019).
56. Ясова, А.М., Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками [Текст] / А.М.Ясова. – М. : Начальная школа, 2001. – 7 с.