Труды святых Кирилла и Мефодия и первых их учеников в Моравии и Болгарии
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 25.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Труды святых Кирилла и Мефодия и первых их учеников в Моравии……………………………………………………………………………....5
1.1. История жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия 5
1.2. Труды Кирилла и Мефодия в Моравии………...……………………………. .8
1.2.1. Труды святого Мефодия в Моравии………………………………..............11
1.3. Судьба славянской церкви в Моравии при учениках святых Кирилла и Мефодия…………………………………………………………………………….13
Глава 2. Труды святых Кирилла и Мефодия и первых их учеников в Болгарии 16
2.1. Труды святых Кирилла и Мефодия в Болгарии……………..........................16
2.2. Судьба славянской церкви в Моравии при учениках святых Кирилла и Мефодия 18
2.2.1. Болгарские литературные школы………………………………………….20
2.3. Вклад Кирилла и Мефодия и их учеников в развитие славянской культуры…………………………………………………………………….………22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение 1……………………………………………………………………….30
Приложение 2……………………………………………………………………….31
Приложение 3…………………………………………………………………….....32
Приложение 4……………………………………………………………………….33
Приложение 5……………………………………………………………………….34
Приложение 6……………………………………………………………………….35
Если святые братья перевели на славянский язык чин литургии и создали первые образцы славянской проповеди, то создание славянских проповедей как обширного самостоятельного жанра стало заслугой их учеников. Именно, Преславская литературная школа является важнейшим культурным и литературным центром не только Болгарии, но и всего славянского мира. Переводы Библии и священных христианских книг, становятся доступны и понятны славянскому народу.В школе уделялось внимание художественной, учебной и творческой деятельности. Увидели свет литературные произведения, обучались ученники. Поэт Преславской школы – Константин Преславский, который написал Азбучную молитву.Деятельность Константина, епископа Преславского неотъемлемо связана с Преславской школой, который является авторов множества трудов, автор первого летописного труда на славянском языке – «Историкии».Вплоть до XIIвека у глаголицы, на западе Болгарского царства были свои последователи. Глаголицу защищали, как боговдохновенное письмо, которое создали святые братья, этому посвящено сочинение Черноризца Храбра «Сказание о письменах». Но в жизни победила практичность. Сказание Храбра со временем стало восприниматься как защита славянского письма вообще и в этом качестве помещалось даже в букварях, начиная с издания Ивана Федорова 1578 г. Глаголица, как известно, сохранялась в Хорватии, входившей когда-то в архиепископство Мефодия, у католиков, использовавших при богослужении славянский язык.Литература, которое была создана в школах Преслава и Охрида, получает распространение и в Восточной Европе. УченикиВ книжных школах Преслава и Охрида создавалась литература, которая получила распространение во всей Восточной Европе. Ученики святых Кирилла и Мефодия достойно продолжили труды своих наставников, смогли осуществить чаяния своих первоучителей по созданию славянской литературы, обучили новых церковныхписателей, деятелей, и переводчиков. Уже в первой трети Х в., благодаря трудам учеников и их последователей был создан славянский аналог христианской византийской литературы. Редакции подверглись и заново выполнены переводы библейских книг, переведено множество сборников, поучений.2.3. Вклад Кирилла и Мефодия и их учеников в развитие славянской культурыВ истории развития славянской культуры и письменности особое место занимают деяния святых Кирилла и Мефодия. Эти выдающиеся личности IX века не только создали первый славянский алфавит, но и заложили основу для распространения христианства среди славянских народов. Их усилия в переводе богослужебных текстов на славянский язык открыли новую страницу в культурном и духовном развитии славян.Вклад святых Кирилла и Мефодия не ограничивается лишь созданием алфавита и переводом религиозных текстов. В Моравии и Болгарии их ученики продолжили и развили их миссию, укрепляя позиции славянской письменности и христианства. Рассмотрение этих достижений позволяет глубже понять значимость работы святых братьев и их последователей для формирования культурной идентичности славянских народов, как сказал в своей проповеди Святейший Патриарх Кирилл: «Кирилл и Мефодий были нашими славянскими апостолами. И для того чтобы их апостольская миссия, их апостольское служение было убедительным, чтобы оно достигло сердец тогдашних славян - людей темных, непросвещенных, грозных, враждебных; чтобы слова просветителей растопили сердца людей, переориентировали сознание от борьбы за существование, которая была единственным законом жизни этих диких племен, к попыткам строить общественные, межличностные отношения на основе Божиих заповедей - и произошел этот переворот в жизни славянских народов. Наверное, это и было самым главным, что произошло через миссионерское служение святых солунских братьев.Но когда мы говорим об их вкладе в культуру, мы не должны забывать еще одно очень важное обстоятельство - то, что у слов «культура» и «культ» один корень, а значит, эти понятия теснейшим образом связаны. Об этом сегодня не говорят светские историки культуры, но вся культура первоначально исходила и развивалась вокруг культа, то есть вокруг богослужения. Без славянской азбуки, без славянского языка не было бы славянского богослужения, а значит, не развивалась бы славянская культура, и неизвестно, состоялось бы вообще становление славян как самостоятельной этнической группы, отличной от окружающих этносов, со своей системой ценностей, со своим языком, со своей письменностью».Высокий вклад святых Кирилла и Мефодия и их учеников, в развитие славянской письменности, представляет собой комплексную адаптацию культурных и духовных ценностей Византийской империи к славянскому контексту. Создание ими славянской азбуки, последующей глаголицы, и более поздней кириллицы,является коренным шагом в литературном развитии славян Моравии и Болгарии.Святые братьязанимались переводом богослужебных текстов с греческого на славянский язык, что способствовало духовному развитию и укреплению христианства среди славянских племен. Просветительская и миссионерская деятельность их учеников в Болгариивоспитала целый ряд новых священнослужителей, которые вели службы и литургии на старославянском языке, обучили новой письменности, все это послужило делу формированию основ православной письменности на славянском языке.Болгария, приняв глаголицу и кириллицу, стала одним из центров распространения славянской письменности. Святые Кирилл и Мефодий, а также их ученики -КлиментОхридский и Наум Преславский- внесли значительный вклад в развитие болгарского книжного искусства. КлиментОхридский, ученик Мефодия, организовал образовательный центр в Охриде, продолжив труды своих учителей и создав новую школу славянских писцов и просветителей. Здесь был разработан и усовершенствован ряд культурных и образовательных программ, направленных на воспитание славянского духовенства, были заложены основы письменности и духовности славянского народа.ЗаключениеТруды святых Кирилла и Мефодия, а также их первых учеников, оставили неизгладимый след в культуре и церковной жизни многих славянских народов. Создание славянского письменного языка, известного сегодня как старославянский, и перевод важнейших религиозных текстов на него, значительно укрепили позиции христианства среди славян и способствовали их культурному объединению. Эти достижения имеют особое значение и в современном мире.Во-первых, старославянский язык продолжает играть ключевую роль в литургиях многих православных церквей, сохраняя связь верующих с истоками своей веры. Во-вторых, культурное наследие, заложенное работами святых братьев, способствовало развитию национальной идентичности славянских народов, способствуя их самосознанию и уникальности.Кроме того, ценность переводов святых Кирилла и Мефодия и их методологии преподавания продолжает изучаться и применяться в современной педагогике и лингвистике. Их подход, основанный на использовании языка, близкого к разговорному и понятного народу, выступает примером эффективного образования и распространения знаний.Труды святых Кирилла и Мефодия и первых их учеников имеют важное значение не только в религиозном, но и в культурном и образовательном аспектах для многих славянских народов. Их вклад в развитие письменности, образования и культуры остаётся актуальным и в современном мире.Солунскиебратья являются равноапостольными, и их вклад в религию и культуру признается равным божественному творению. Значение кирилло-мефодиевского культурного наследия трудно переоценить, оно заслужило признание и на территории тогдашней Моравии и Болгарии. Исследование просветительской деятельности солунских братьев проливает свет на многие моменты формирования славянской письменности и развития славянской культуры в целом.Список использованной литературыБиблия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями [Текст] : в синодальном переводе. - Москва :Никея, 2016. - 1592, [1] с. : ил., карта, табл.Ганеев. В. Закон Соудныйлюдьм. – София, 1959. С. 134–144, а также Н. С. Державин. Племенные и культурные связи болгарского и русского народовИзд-во АН СССР, 1944. С. 56 –59. О церковных болгарских писателях в годы правления цари Симеона, после него, а также в период Средневековья см.: Голубинский Е. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871. С. 167–175.Житие святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских народов, написанное для чтения в братском собрании Острожском в день памяти св. Кирилла и Мефодия. - Москва : Синод. тип., 1866. - 29 с.Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян : Соч. А. С. Князева. - Москва : Правило веры :Моск. Сретен. монастырь, 1997. - 282с.Краткая история болгарской философской мысли / [Проф. М. Бычваров, кандидаты филос. наук Л. Вайсилов, С. Стоев и др. ; Пер. с болг. Р.Е. Мельцера и И.С. Морозовой // Общ.ред. и послесл. [с. 676-695] проф., д-ра филос. наук Л.В. Воробьева. - Москва : Прогресс, 1977. - 711 с.Краткое житие Мефодия (начало XV века) // Жития Кирилла и Мефодия / предисловие П. Динекова, Д.С. Лихачева. – М.; София, 1986. – С. 224-232.Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия / Б.Н. Флоря, А.А. Турилов, С.А. Иванов. - СПб. : Алетейя, 2000. - 310, [4] с. Трендафилов Х. Житие Константина-Кирилла Философа // Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. I. (XI – первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. – Л., 1987. – С. 93-94.Электронные ресурсыVI. Деятельность святого Мефодия в Моравии и Паннонии, Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские - профессор Иван Игнатьевич Малышевский Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevskij/svjatye-kirill-i-mefodij/6 (дата обращения 23.04.2024.)Анастасова Е. Кирилл и Мефодий в Болгарии - о празднике и нации // Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение» Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kirill-i-mefodiy-v-bolgarii-o-prazdnike-i-natsii (дата обращения 24.04.2024.)Глава 16. Просветители славян — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, Две тысячи лет. История Православной Христианской Церкви. – Электронный ресурс. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.html (дата обращения 23.04.2024.)Деятельность Константина и Мефодия в Моравии и Паннонии и по выходе отсюда до кончины св. Константина в Риме // И.И. Малышевский. Святые Кирилл и Мефодий. – URL: http://dugward.ru/library/malyshevskiy/malishevskiy_sv_kirill_i_mefodiy.html#glav5 (дата обращения: 23.о4.2024).История Поместных Православных Церквей, 3. Деятельность в Болгарии учеников святых братьев Кирилла и Мефодия; период расцвета славянской письменности - профессор Константин Ефимович Скурат Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/4_1_3 (дата обращения 24.04.2024.)Константин Преславский. Электронный ресурс. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1527551/ (дата обращения: 20.04.2024).Мельков А.С. Церковнославянский язык как linguasacra в Церкви и культуре славянских народов | StudiaHumanitatis // Электронный ресурс. URL: https://st-hum.ru/content/melkov-cerkovnoslavyanskiy-yazyk-kaklingua-sacra-v-cerkvi-i-kulture-slavyanskih-narodov (дата обращения 23.04.24.)Преславская книжная школа. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1328032/ (дата обращения: 19.01.2017).Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла / Патриарх / Патриархия.ru Электронный ресурс. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5641130.html (дата обращения 24.04.2024.)См. VII. Судьба славянской церкви в Моравии и Паннонии при учениках святых Кирилла и Мефодия, Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские - профессор Иван Игнатьевич Малышевский Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevskij/svjatye-kirill-i-mefodij/7 (дата обращения 24.04.2024.)См. Житие Мефодия и Кирилла, учителей Словенских / Исторические справки / Патриархия.ru Электронный ресурс URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.html (дата обращения 23.04.2024.)Шанова З.К. Болгарские книжные школы и их роль в развитии письменности Электронный ресурс. URL: https://szanowa.narod.ru/bgbookschols.html (дата обращения 24.04.2024.)Приложение 1 ГлаголицаПриложение 2 Кирилл и Мефодий в МоравииПриложение 3 Св. равноапостольный МефодийПриложение 4 Принятие христианства БорисомПриложение 5Св. Кирилл и Мефодий, Климент, Наум, Сава, Горазд и АнгеларийПриложение 6 Кириллица
2. Ганеев. В. Закон Соудный людьм. – София, 1959. С. 134–144, а также Н. С. Державин. Племенные и культурные связи болгарского и русского народовИзд-во АН СССР, 1944. С. 56 –59. О церковных болгарских писателях в годы правления цари Симеона, после него, а также в период Средневековья см.: Голубинский Е. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871. С. 167–175.
3. Житие святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских народов, написанное для чтения в братском собрании Острожском в день памяти св. Кирилла и Мефодия. - Москва : Синод. тип., 1866. - 29 с.
4. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян : Соч. А. С. Князева. - Москва : Правило веры : Моск. Сретен. монастырь, 1997. - 282 с.
5. Краткая история болгарской философской мысли / [Проф. М. Бычваров, кандидаты филос. наук Л. Вайсилов, С. Стоев и др. ; Пер. с болг. Р.Е. Мельцера и И.С. Морозовой // Общ. ред. и послесл. [с. 676-695] проф., д-ра филос. наук Л.В. Воробьева. - Москва : Прогресс, 1977. - 711 с.
6. Краткое житие Мефодия (начало XV века) // Жития Кирилла и Мефодия / предисловие П. Динекова, Д.С. Лихачева. – М.; София, 1986. – С. 224-232.
7. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия / Б.Н. Флоря, А.А. Турилов, С.А. Иванов. - СПб. : Алетейя, 2000. - 310, [4] с.
8. Трендафилов Х. Житие Константина-Кирилла Философа // Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. I. (XI – первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. – Л., 1987. – С. 93-94.
Электронные ресурсы
9. VI. Деятельность святого Мефодия в Моравии и Паннонии, Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские - профессор Иван Игнатьевич Малышевский Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevskij/svjatye-kirill-i-mefodij/6 (дата обращения 23.04.2024.)
10. Анастасова Е. Кирилл и Мефодий в Болгарии - о празднике и нации // Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение» Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kirill-i-mefodiy-v-bolgarii-o-prazdnike-i-natsii (дата обращения 24.04.2024.)
11. Глава 16. Просветители славян — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, Две тысячи лет. История Православной Христианской Церкви. – Электронный ресурс. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.html (дата обращения 23.04.2024.)
12. Деятельность Константина и Мефодия в Моравии и Паннонии и по выходе отсюда до кончины св. Константина в Риме // И.И. Малышевский. Святые Кирилл и Мефодий. – URL: http://dugward.ru/library/malyshevskiy/malishevskiy_sv_kirill_i_mefodiy.html#glav5 (дата обращения: 23.о4.2024).
13. История Поместных Православных Церквей, 3. Деятельность в Болгарии учеников святых братьев Кирилла и Мефодия; период расцвета славянской письменности - профессор Константин Ефимович Скурат Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/4_1_3 (дата обращения 24.04.2024.)
14. Константин Преславский. Электронный ресурс. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1527551/ (дата обращения: 20.04.2024).
15. Мельков А.С. Церковнославянский язык как lingua sacra в Церкви и культуре славянских народов | Studia Humanitatis // Электронный ресурс. URL: https://st-hum.ru/content/melkov-cerkovnoslavyanskiy-yazyk-kaklingua-sacra-v-cerkvi-i-kulture-slavyanskih-narodov (дата обращения 23.04.24.)
16. Преславская книжная школа. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1328032/ (дата обращения: 19.01.2017).
17. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла / Патриарх / Патриархия.ru Электронный ресурс. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5641130.html (дата обращения 24.04.2024.)
18. См. VII. Судьба славянской церкви в Моравии и Паннонии при учениках святых Кирилла и Мефодия, Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские - профессор Иван Игнатьевич Малышевский Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevskij/svjatye-kirill-i-mefodij/7 (дата обращения 24.04.2024.)
19. См. Житие Мефодия и Кирилла, учителей Словенских / Исторические справки / Патриархия.ru Электронный ресурс URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.html (дата обращения 23.04.2024.)
20. Шанова З.К. Болгарские книжные школы и их роль в развитии письменности Электронный ресурс. URL: https://szanowa.narod.ru/bgbookschols.html (дата обращения 24.04.2024.)