Труды святых Кирилла и Мефодия и первых их учеников в Моравии и Болгарии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 35 35 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 25.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Труды святых Кирилла и Мефодия и первых их учеников в Моравии……………………………………………………………………………....5
1.1. История жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия 5
1.2. Труды Кирилла и Мефодия в Моравии………...……………………………. .8
1.2.1. Труды святого Мефодия в Моравии………………………………..............11
1.3. Судьба славянской церкви в Моравии при учениках святых Кирилла и Мефодия…………………………………………………………………………….13

Глава 2. Труды святых Кирилла и Мефодия и первых их учеников в Болгарии 16
2.1. Труды святых Кирилла и Мефодия в Болгарии……………..........................16
2.2. Судьба славянской церкви в Моравии при учениках святых Кирилла и Мефодия 18
2.2.1. Болгарские литературные школы………………………………………….20
2.3. Вклад Кирилла и Мефодия и их учеников в развитие славянской культуры…………………………………………………………………….………22

Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение 1……………………………………………………………………….30
Приложение 2……………………………………………………………………….31
Приложение 3…………………………………………………………………….....32
Приложение 4……………………………………………………………………….33
Приложение 5……………………………………………………………………….34
Приложение 6……………………………………………………………………….35

Фрагмент для ознакомления

Если святые братья перевели на славянский язык чин литургии и создали первые образцы славянской проповеди, то создание славянских проповедей как обширного самостоятельного жанра стало заслугой их учеников. Именно, Преславская литературная школа является важнейшим культурным и литературным центром не только Болгарии, но и всего славянского мира. Переводы Библии и священных христианских книг, становятся доступны и понятны славянскому народу.В школе уделялось внимание художественной, учебной и творческой деятельности. Увидели свет литературные произведения, обучались ученники. Поэт Преславской школы – Константин Преславский, который написал Азбучную молитву.Деятельность Константина, епископа Преславского неотъемлемо связана с Преславской школой, который является авторов множества трудов, автор первого летописного труда на славянском языке – «Историкии».Вплоть до XIIвека у глаголицы, на западе Болгарского царства были свои последователи. Глаголицу защищали, как боговдохновенное письмо, которое создали святые братья, этому посвящено сочинение Черноризца Храбра «Сказание о письменах». Но в жизни победила практичность. Сказание Храбра со временем стало восприниматься как защита славянского письма вообще и в этом качестве помещалось даже в букварях, начиная с издания Ивана Федорова 1578 г. Глаголица, как известно, сохранялась в Хорватии, входившей когда-то в архиепископство Мефодия, у католиков, использовавших при богослужении славянский язык.Литература, которое была создана в школах Преслава и Охрида, получает распространение и в Восточной Европе. УченикиВ книжных школах Преслава и Охрида создавалась литература, которая получила распространение во всей Восточной Европе. Ученики святых Кирилла и Мефодия достойно продолжили труды своих наставников, смогли осуществить чаяния своих первоучителей по созданию славянской литературы, обучили новых церковныхписателей, деятелей, и переводчиков. Уже в первой трети Х в., благодаря трудам учеников и их последователей был создан славянский аналог христианской византийской литературы. Редакции подверглись и заново выполнены переводы библейских книг, переведено множество сборников, поучений.2.3. Вклад Кирилла и Мефодия и их учеников в развитие славянской культурыВ истории развития славянской культуры и письменности особое место занимают деяния святых Кирилла и Мефодия. Эти выдающиеся личности IX века не только создали первый славянский алфавит, но и заложили основу для распространения христианства среди славянских народов. Их усилия в переводе богослужебных текстов на славянский язык открыли новую страницу в культурном и духовном развитии славян.Вклад святых Кирилла и Мефодия не ограничивается лишь созданием алфавита и переводом религиозных текстов. В Моравии и Болгарии их ученики продолжили и развили их миссию, укрепляя позиции славянской письменности и христианства. Рассмотрение этих достижений позволяет глубже понять значимость работы святых братьев и их последователей для формирования культурной идентичности славянских народов, как сказал в своей проповеди Святейший Патриарх Кирилл: «Кирилл и Мефодий были нашими славянскими апостолами. И для того чтобы их апостольская миссия, их апостольское служение было убедительным, чтобы оно достигло сердец тогдашних славян - людей темных, непросвещенных, грозных, враждебных; чтобы слова просветителей растопили сердца людей, переориентировали сознание от борьбы за существование, которая была единственным законом жизни этих диких племен, к попыткам строить общественные, межличностные отношения на основе Божиих заповедей - и произошел этот переворот в жизни славянских народов. Наверное, это и было самым главным, что произошло через миссионерское служение святых солунских братьев.Но когда мы говорим об их вкладе в культуру, мы не должны забывать еще одно очень важное обстоятельство - то, что у слов «культура» и «культ» один корень, а значит, эти понятия теснейшим образом связаны. Об этом сегодня не говорят светские историки культуры, но вся культура первоначально исходила и развивалась вокруг культа, то есть вокруг богослужения. Без славянской азбуки, без славянского языка не было бы славянского богослужения, а значит, не развивалась бы славянская культура, и неизвестно, состоялось бы вообще становление славян как самостоятельной этнической группы, отличной от окружающих этносов, со своей системой ценностей, со своим языком, со своей письменностью».Высокий вклад святых Кирилла и Мефодия и их учеников, в развитие славянской письменности, представляет собой комплексную адаптацию культурных и духовных ценностей Византийской империи к славянскому контексту. Создание ими славянской азбуки, последующей глаголицы, и более поздней кириллицы,является коренным шагом в литературном развитии славян Моравии и Болгарии.Святые братьязанимались переводом богослужебных текстов с греческого на славянский язык, что способствовало духовному развитию и укреплению христианства среди славянских племен. Просветительская и миссионерская деятельность их учеников в Болгариивоспитала целый ряд новых священнослужителей, которые вели службы и литургии на старославянском языке, обучили новой письменности, все это послужило делу формированию основ православной письменности на славянском языке.Болгария, приняв глаголицу и кириллицу, стала одним из центров распространения славянской письменности. Святые Кирилл и Мефодий, а также их ученики -КлиментОхридский и Наум Преславский- внесли значительный вклад в развитие болгарского книжного искусства. КлиментОхридский, ученик Мефодия, организовал образовательный центр в Охриде, продолжив труды своих учителей и создав новую школу славянских писцов и просветителей. Здесь был разработан и усовершенствован ряд культурных и образовательных программ, направленных на воспитание славянского духовенства, были заложены основы письменности и духовности славянского народа.ЗаключениеТруды святых Кирилла и Мефодия, а также их первых учеников, оставили неизгладимый след в культуре и церковной жизни многих славянских народов. Создание славянского письменного языка, известного сегодня как старославянский, и перевод важнейших религиозных текстов на него, значительно укрепили позиции христианства среди славян и способствовали их культурному объединению. Эти достижения имеют особое значение и в современном мире.Во-первых, старославянский язык продолжает играть ключевую роль в литургиях многих православных церквей, сохраняя связь верующих с истоками своей веры. Во-вторых, культурное наследие, заложенное работами святых братьев, способствовало развитию национальной идентичности славянских народов, способствуя их самосознанию и уникальности.Кроме того, ценность переводов святых Кирилла и Мефодия и их методологии преподавания продолжает изучаться и применяться в современной педагогике и лингвистике. Их подход, основанный на использовании языка, близкого к разговорному и понятного народу, выступает примером эффективного образования и распространения знаний.Труды святых Кирилла и Мефодия и первых их учеников имеют важное значение не только в религиозном, но и в культурном и образовательном аспектах для многих славянских народов. Их вклад в развитие письменности, образования и культуры остаётся актуальным и в современном мире.Солунскиебратья являются равноапостольными, и их вклад в религию и культуру признается равным божественному творению. Значение кирилло-мефодиевского культурного наследия трудно переоценить, оно заслужило признание и на территории тогдашней Моравии и Болгарии. Исследование просветительской деятельности солунских братьев проливает свет на многие моменты формирования славянской письменности и развития славянской культуры в целом.Список использованной литературыБиблия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями [Текст] : в синодальном переводе. - Москва :Никея, 2016. - 1592, [1] с. : ил., карта, табл.Ганеев. В. Закон Соудныйлюдьм. – София, 1959. С. 134–144, а также Н. С. Державин. Племенные и культурные связи болгарского и русского народовИзд-во АН СССР, 1944. С. 56 –59. О церковных болгарских писателях в годы правления цари Симеона, после него, а также в период Средневековья см.: Голубинский Е. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871. С. 167–175.Житие святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских народов, написанное для чтения в братском собрании Острожском в день памяти св. Кирилла и Мефодия. - Москва : Синод. тип., 1866. - 29 с.Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян : Соч. А. С. Князева. - Москва : Правило веры :Моск. Сретен. монастырь, 1997. - 282с.Краткая история болгарской философской мысли / [Проф. М. Бычваров, кандидаты филос. наук Л. Вайсилов, С. Стоев и др. ; Пер. с болг. Р.Е. Мельцера и И.С. Морозовой // Общ.ред. и послесл. [с. 676-695] проф., д-ра филос. наук Л.В. Воробьева. - Москва : Прогресс, 1977. - 711 с.Краткое житие Мефодия (начало XV века) // Жития Кирилла и Мефодия / предисловие П. Динекова, Д.С. Лихачева. – М.; София, 1986. – С. 224-232.Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия / Б.Н. Флоря, А.А. Турилов, С.А. Иванов. - СПб. : Алетейя, 2000. - 310, [4] с. Трендафилов Х. Житие Константина-Кирилла Философа // Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. I. (XI – первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. – Л., 1987. – С. 93-94.Электронные ресурсыVI. Деятельность святого Мефодия в Моравии и Паннонии, Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские - профессор Иван Игнатьевич Малышевский Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevskij/svjatye-kirill-i-mefodij/6 (дата обращения 23.04.2024.)Анастасова Е. Кирилл и Мефодий в Болгарии - о празднике и нации // Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение» Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kirill-i-mefodiy-v-bolgarii-o-prazdnike-i-natsii (дата обращения 24.04.2024.)Глава 16. Просветители славян — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, Две тысячи лет. История Православной Христианской Церкви. – Электронный ресурс. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.html (дата обращения 23.04.2024.)Деятельность Константина и Мефодия в Моравии и Паннонии и по выходе отсюда до кончины св. Константина в Риме // И.И. Малышевский. Святые Кирилл и Мефодий. – URL: http://dugward.ru/library/malyshevskiy/malishevskiy_sv_kirill_i_mefodiy.html#glav5 (дата обращения: 23.о4.2024).История Поместных Православных Церквей, 3. Деятельность в Болгарии учеников святых братьев Кирилла и Мефодия; период расцвета славянской письменности - профессор Константин Ефимович Скурат Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/4_1_3 (дата обращения 24.04.2024.)Константин Преславский. Электронный ресурс. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1527551/ (дата обращения: 20.04.2024).Мельков А.С. Церковнославянский язык как linguasacra в Церкви и культуре славянских народов | StudiaHumanitatis // Электронный ресурс. URL: https://st-hum.ru/content/melkov-cerkovnoslavyanskiy-yazyk-kaklingua-sacra-v-cerkvi-i-kulture-slavyanskih-narodov (дата обращения 23.04.24.)Преславская книжная школа. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1328032/ (дата обращения: 19.01.2017).Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла / Патриарх / Патриархия.ru Электронный ресурс. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5641130.html (дата обращения 24.04.2024.)См. VII. Судьба славянской церкви в Моравии и Паннонии при учениках святых Кирилла и Мефодия, Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские - профессор Иван Игнатьевич Малышевский Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevskij/svjatye-kirill-i-mefodij/7 (дата обращения 24.04.2024.)См. Житие Мефодия и Кирилла, учителей Словенских / Исторические справки / Патриархия.ru Электронный ресурс URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.html (дата обращения 23.04.2024.)Шанова З.К. Болгарские книжные школы и их роль в развитии письменности Электронный ресурс. URL: https://szanowa.narod.ru/bgbookschols.html (дата обращения 24.04.2024.)Приложение 1 ГлаголицаПриложение 2 Кирилл и Мефодий в МоравииПриложение 3 Св. равноапостольный МефодийПриложение 4 Принятие христианства БорисомПриложение 5Св. Кирилл и Мефодий, Климент, Наум, Сава, Горазд и АнгеларийПриложение 6 Кириллица

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета с параллельными местами и приложениями [Текст] : в синодальном переводе. - Москва : Никея, 2016. - 1592, [1] с. : ил., карта, табл.
2. Ганеев. В. Закон Соудный людьм. – София, 1959. С. 134–144, а также Н. С. Державин. Племенные и культурные связи болгарского и русского народовИзд-во АН СССР, 1944. С. 56 –59. О церковных болгарских писателях в годы правления цари Симеона, после него, а также в период Средневековья см.: Голубинский Е. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. М., 1871. С. 167–175.
3. Житие святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских народов, написанное для чтения в братском собрании Острожском в день памяти св. Кирилла и Мефодия. - Москва : Синод. тип., 1866. - 29 с.
4. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян : Соч. А. С. Князева. - Москва : Правило веры : Моск. Сретен. монастырь, 1997. - 282 с.
5. Краткая история болгарской философской мысли / [Проф. М. Бычваров, кандидаты филос. наук Л. Вайсилов, С. Стоев и др. ; Пер. с болг. Р.Е. Мельцера и И.С. Морозовой // Общ. ред. и послесл. [с. 676-695] проф., д-ра филос. наук Л.В. Воробьева. - Москва : Прогресс, 1977. - 711 с.
6. Краткое житие Мефодия (начало XV века) // Жития Кирилла и Мефодия / предисловие П. Динекова, Д.С. Лихачева. – М.; София, 1986. – С. 224-232.
7. Судьбы Кирилло-Мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия / Б.Н. Флоря, А.А. Турилов, С.А. Иванов. - СПб. : Алетейя, 2000. - 310, [4] с.
8. Трендафилов Х. Житие Константина-Кирилла Философа // Словарь книжников и книжности древней Руси. Вып. I. (XI – первая половина XIV в.) / Отв. ред. Д.С. Лихачев. – Л., 1987. – С. 93-94.
Электронные ресурсы

9. VI. Деятельность святого Мефодия в Моравии и Паннонии, Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские - профессор Иван Игнатьевич Малышевский Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevskij/svjatye-kirill-i-mefodij/6 (дата обращения 23.04.2024.)
10. Анастасова Е. Кирилл и Мефодий в Болгарии - о празднике и нации // Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение» Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kirill-i-mefodiy-v-bolgarii-o-prazdnike-i-natsii (дата обращения 24.04.2024.)
11. Глава 16. Просветители славян — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, Две тысячи лет. История Православной Христианской Церкви. – Электронный ресурс. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.html (дата обращения 23.04.2024.)
12. Деятельность Константина и Мефодия в Моравии и Паннонии и по выходе отсюда до кончины св. Константина в Риме // И.И. Малышевский. Святые Кирилл и Мефодий. – URL: http://dugward.ru/library/malyshevskiy/malishevskiy_sv_kirill_i_mefodiy.html#glav5 (дата обращения: 23.о4.2024).
13. История Поместных Православных Церквей, 3. Деятельность в Болгарии учеников святых братьев Кирилла и Мефодия; период расцвета славянской письменности - профессор Константин Ефимович Скурат Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skurat/istorija-pomestnyh-pravoslavnyh-tserkvej/4_1_3 (дата обращения 24.04.2024.)
14. Константин Преславский. Электронный ресурс. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1527551/ (дата обращения: 20.04.2024).
15. Мельков А.С. Церковнославянский язык как lingua sacra в Церкви и культуре славянских народов | Studia Humanitatis // Электронный ресурс. URL: https://st-hum.ru/content/melkov-cerkovnoslavyanskiy-yazyk-kaklingua-sacra-v-cerkvi-i-kulture-slavyanskih-narodov (дата обращения 23.04.24.)
16. Преславская книжная школа. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1328032/ (дата обращения: 19.01.2017).
17. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла / Патриарх / Патриархия.ru Электронный ресурс. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5641130.html (дата обращения 24.04.2024.)
18. См. VII. Судьба славянской церкви в Моравии и Паннонии при учениках святых Кирилла и Мефодия, Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские - профессор Иван Игнатьевич Малышевский Электронный ресурс. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevskij/svjatye-kirill-i-mefodij/7 (дата обращения 24.04.2024.)
19. См. Житие Мефодия и Кирилла, учителей Словенских / Исторические справки / Патриархия.ru Электронный ресурс URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.html (дата обращения 23.04.2024.)
20. Шанова З.К. Болгарские книжные школы и их роль в развитии письменности Электронный ресурс. URL: https://szanowa.narod.ru/bgbookschols.html (дата обращения 24.04.2024.)