Особенности формирования самооценки у детей младшего школьного возраста воспитываемых в многодетных семьях
Заказать уникальную дипломную работу- 50 50 страниц
- 71 + 71 источник
- Добавлена 21.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЕМЫХ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 6
1.1. Подходы к изучению самооценки в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Особенности формирования самооценки в младшем школьном возрасте 12
1.3. Многодетность как фактор формирования самооценки в младшем школьном возрасте 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЕМЫХ В МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 26
2.1. Организация и методы исследования особенностей формирования самооценки у младших школьников, воспитываемых в многодетных семьях 26
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 28
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию самооценки у детей младшего школьного возраста, воспитываемых в многодетных семьях 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.ПРИЛОЖЕНИЕ 2Диагностическая методика «Какой я?» (Р.С. Немов)Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-младшего школьника. Экспериментатор спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.Оценка результатов:Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.Выводы об уровне развития:10 баллов - очень высокий.8-9 баллов - высокий.4-7 баллов - средний.2-3 балла - низкий.0-1 балл - очень низкий.ПРИЛОЖЕНИЕ 3Диагностическаяметодика «Три оценки» (А.И. Липкина)Инструкция. Школьникам предлагается выполнить любое письменное задание. Работу учеников необходимо оценить тремя оценкам: адекватной, завышенной, заниженной. Перед раздачей работы детям, учитель (экспериментатор) говорит: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные отметки. Обведите кружочком ту отметку, с которой вы согласны». Затем, в беседе с учениками, выясняются ответы на следующие вопросы:Твоя работа заслуживает отметки «три», а учительница поставила тебе «пять». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?Обработка и анализ результатовУровень самооценки младшего школьника определяется на основе полученных данных по следующим результатам: - совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя, характер аргументации самооценки: а) аргументация, направленная на качество выполненной работы; б) любая другая аргументация;- устойчивость или неустойчивость самооценки, а которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.Для возможности применения математической обработки результатов, каждый уровень самооценки приравнивается к определённому баллу:– заниженная самооценка (низкий уровень) – 1 балл;– адекватная самооценка (средний уровень) – 2 балла;– завышенная самооценка (высокий уровень) – 3 балла.ПРИЛОЖЕНИЕ 4Результаты диагностики самооценки младших школьниковТаблица 4.1Показатели диагностики уровня сформированности самооценки младших школьников по методике «Лесенка» (В.Г. Щур)Контрольная группаЭкспериментальная группа№ испСтупенькаБаллУровень№ испСтупенькаБаллУровень151Низкий113Высокий213Высокий222Средний322Средний361Низкий451Низкий432Средний513Высокий551Низкий613Высокий651Низкий732Средний742Средний813Высокий851Низкий932Средний922Средний1022Средний1061Низкий1113Высокий1113Высокий1213Высокий1232Средний1342Средний1351Низкий1413Высокий1471Низкий1532Средний1561НизкийСр.зн 2,33 1,60 Ст.откл 0,72 0,74 Таблица 4.2Показатели диагностики уровня сформированности самооценки младших школьников по методике «Какой я?» (Р.С. Немов)Контрольная группаЭкспериментальная группа№ испБаллУровень№ испБаллУровень14Средний14Средний210Оч. высокий23Средний39Высокий32Низкий42Низкий48Высокий55Средний52Низкий68Высокий62Низкий79Высокий74Средний810Оч. высокий83Средний92Низкий94Средний109Высокий102Низкий116Средний119Высокий129Высокий123Средний137Средний132Низкий1410Оч. высокий142Низкий158Высокий156СреднийСр.зн7,20 3,73 Ст.откл2,78 2,25 Таблица 4.3Показатели диагностики уровня сформированности самооценки младших школьников по методике «Три оценки» (А.И. Липкина)Контрольная группаЭкспериментальная группа№ испБаллУровень№ испБаллУровень12Средний12Средний23Высокий22Средний33Высокий31Низкий41Низкий43Высокий52Средний51Низкий62Средний61Низкий73Высокий72Средний83Высокий82Средний92Средний92Средний103Высокий101Низкий112Средний113Высокий123Высокий122Средний133Высокий131Низкий143Высокий141Низкий152Средний152СреднийСр.зн2,47 1,73 Ст.откл0,64 0,70 ПРИЛОЖЕНИЕ 5Расчёты показателей статистического U-критерия Манна-УитниТаблица 5.1Автоматический расчёт U-критерия Манна-Уитни по методике «Лесенка»№Выборка 1 (группа 1)Ранг 1Выборка 2 (группа 2)Ранг 211 5.5 3 26 23 26 2 16 32 16 1 5.5 41 5.5 2 16 53 26 1 5.5 63 26 1 5.5 72 16 2 16 83 26 1 5.5 92 16 2 16 102 16 1 5.5 113 26 3 26 123 26 2 16 132 16 1 5.5 143 26 1 5.5 152 16 1 5.5 Суммы: 289 176Результат: UЭмп = 56Критические значенияUКрp≤0.01p≤0.055672Таблица 5.2Автоматический расчёт U-критерия Манна-Уитни по методике «Какой я?»№Выборка 1 (группа 1)Ранг 1Выборка 2 (группа 2)Ранг 214 13.5 4 13.5 210 29 3 10 39 25 2 4.5 42 4.5 8 21 55 16 2 4.5 68 21 2 4.5 79 25 4 13.5 810 29 3 10 92 4.5 4 13.5 109 25 2 4.5 116 17.5 9 25 129 25 3 10 137 19 2 4.5 1410 29 2 4.5 158 21 6 17.5 Суммы: 304 161Результат: UЭмп = 41Критические значенияUКрp≤0.01p≤0.055672Таблица 5.3Автоматический расчёт U-критерия Манна-Уитни по методике «Три оценки»№Выборка 1 (группа 1)Ранг 1Выборка 2 (группа 2)Ранг 212 14 2 14 23 25.5 2 14 33 25.5 1 4 41 4 3 25.5 52 14 1 4 62 14 1 4 73 25.5 2 14 83 25.5 2 14 92 14 2 14 103 25.5 1 4 112 14 3 25.5 123 25.5 2 14 133 25.5 1 4 143 25.5 1 4 152 14 2 14 Суммы: 292 173Результат: UЭмп = 53Критические значения UКрp≤0.01p≤0.055672
2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 180 с.
3. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] /Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – М.: 2012. – С. 42-45.
4. Архиреева Т.В. Самооценка академической компетентности младших школьников //Психологическая наука и образование: Электронный журнал 2009. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www/prognosis.ru/int_correspondent.html (дата обращения: 10.03.2024).
5. Аседова Э.М. Многодетная семья и ее проблемы // Современные проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2 / Под ред. З.М. Магомедовой. Махачкала: ДГПУ 2016. – С. 36-38.
6. Афанасенко Л.С. Самооценка младших школьников из многодетных семей. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-mladshih-shkolnikov-iz-mnogodetnyh-semey?ysclid=lujrxo16uv404819862 (дата обращения: 25.03.2024).
7. Бабаева Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. – СПб. Детство-Пресс, 2018. – 224 с.
8. Батюта М.Б., Сидорина Е.В. Особенности влияния стиля семейного воспитания на уровень самооценки младших школьников //Современные научные исследования и инновации. – 2019. – № 4. – С. 797-800.
9. Белобрыкина О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук. Новосибирск, 2003. – 110 с.
10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Высшая школа психологии, 2011. – 163 с.
11. Бирюкевич Е.А. Показатели качественного анализа самооценки учащихся на границе младшего школьного и подросткового возрастов [Текст] / Е.А. Бирюкевич, Е.Е. Марченко // Психология обучения. – 2015. – № 4. – С. 49-65.
12. Боваева А.В. Многодетная семья: особенности психологического климата и детско-родительских отношений. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogodetnaya-semya-osobennosti-psihologicheskogo-klimata-i-detsko-roditelskih-otnosheniy (дата обращения 27.03.2024).
13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: Избранные психологические труды / Л.И. Божович. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 285 с.
14. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2014. – 398 с.
15. Бороздина Л.В. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А.Н. Леонтьева / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – Серия 11. – Психология. 2013. – № 2. – С. 35-38.
16. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и её соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – Серия 13. – Психология. – 2011. – № 1. – С. 45-48.
17. Веркаммен, Э. Самооценка - отличный инструмент / Э. Веркаммен // Управление школой. – 2018. – № 14. – С. 16-17.
18. Волостнова Т.И. Институт семьи в ракурсе парадигм образования // Мир науки и образования. – 2019. – № 1 (5). – С. 26-29.
19. Выготский Л.С. Детская психология. – М.: Владос, 2009. – 464 с.
20. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. – Москва: Просвещение, 1991. – 355 с.
21. Гайфулин А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфуллин. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/razlichnye-teoreticheskie-podhody-v-opredelenii-ponyatiya-samootsenki?ysclid=loe0lkwvwb593104264 (дата обращения: 10.03.2024).
22. Герасимов В.Н. Проблемы современных многодетных семей в России: сравнительный анализ с законодательством стран ЕС // Российская юстиция. – 2014. – № 2. – С. 128-132.
23. Горбунова Е.В. Особенности формирования самооценки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.В. Горбунова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-samootsenki-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 15.03.2024).
24. Гребенникова И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для ст-в педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2015. – 158 с.
25. Джемс У. Научные основы психологии / У. Джеймс. – Минск: Харвест, 2003. – 270 с.
26. Джиоева Г.Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-formirovaniya-samootsenki-mladshego-shkolnika (дата обращения: 24.03.2024).
27. Езин В.С. Теоретические представления о самооценке в современной науке / В.С. Езин. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-predstavleniya-o-samootsenki-v-sovremennoy-nauke (дата обращения: 25.03.2024).
28. Ересько П.В. Формирование самооценки школьника в процессе контроля знаний, умений, навыков: авто-реф. дис. канд. пед. наук. [Текст]/П.В. Ересько. – Саратов: СГУ им. Н. Г.Чернышевского, 2009.
29. Жокина П.А. О некоторых зарубежных подходах к изучению самооценки и уверенности в себе в зарубежной психологии / П.А. Жокина // Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. ст. – Ч. 2. – М.: МГПУ, 2016. – С. 46-59.
30. Заварихина В.А. Многодетные семьи: понятие, критерии, проблемы социального обеспечения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogodetnye-semi-ponyatie-kriterii-problemy-sotsialnogo-obespecheniya (дата обращения: 24.03.2024).
31. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 2003. – 100 с.
32. Казаков В.Г. Самооценка и направленность личности [Текст]: метод, пособие / В.Г. Казаков. – М.: Издательство ИПКИППОМО. – 2012. – 290 с.
33. Карданова И.В., Астафьева М. В. К вопросу о государственной поддержке многодетных семей в России // Молодой ученый. – 2018. – № 49. – С. 130-134.
34. Колесова О.В. Современные подходы к формированию самооценки у детей младшего школьного возраста / О.В. Колесова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-formirovaniyu-samootsenki-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 10.03.2024).
35. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание / И.С. Кон. – М., 2004. – 245 с.
36. Кукубаева А.Х. Самооценка личности в структуре самосознания / А.Х. Кукубаева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-lichnosti-v-strukture-samosoznaniya (дата обращения: 15.03.2024).
37. Курбатова А.С., Пухова, А.Г., Беляева, Т.К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1 (37). – С. 251-261.
38. Лазарева С.Ю. Формирование самооценки в школьном возрасте: монография – М.: Наука без границ, 2016. – 201 с.
39. Ларина А.Б. Технология формирования познавательной самооценки младшего школьника [Текст] / А. Б. Ларина// Детство, открытое миру: традиции и новации в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста: сб. матер-лов Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием. Вып. 2. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2015. – С. 110-112.
40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М., 2015 – 288 с.
41. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Юрайт. – 2016. – 214 с.
42. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении / М.И. Лисина. – Питер, 2009. – 320 с.
43. Маслова Е.А. Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе / Е.А. Маслова // Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка / Под редакцией Н.И. Непомнящей. – М.: Просвещение, 2005. – 169 с.
44. Мирзаева М.А. Особенности формирования самооценки у ребенка / М.А. Мирзаева. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-samootsenki-u-rebenka (дата обращения: 16.03.2024).
45. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учебное пособие / О.Н. Молчанова. – М.: Флинта, 2010. – 392 с.
46. Орлова А.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 8-2. – С. 111-114.
47. Прихожан А.М. Я-концепция // Большой психологический словарь. – М., 2008. – С. 778-779.
48. Прокофьева Л.М., Овчарова Л.Н., Гришанов В.И. и др. Многодетная семья в современной России. Доклад на II Всероссийской конференции // Демография. Ру. – 2015. – № 7. – 30 с.
49. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 2003. – 448 с.
50. Пьянкова Л.А. Проблема многодетности в современном российском обществе. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-mnogodetnosti-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 20.03.2024).
51. Ралькова Е.А. Формирование у учащихся готовности к самооценке учебных достижений в условиях стандартизации российского образования [Текст]: дис. канд. педаг. наук: 13.00.01/Ралькова Е. А.; Калуж. гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского. – Калуга, 2011. – С. 75-77.
52. Роджерс К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 164-169.
53. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Питер, 2012. – 705 с.
54. Русанова Н.Е. Многодетность в Москве. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogodetnost-v-moskve (дата обращения: 25.03.2024).
55. Савинова Е.Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников / Е. Ю. Савинова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 178-180.
56. Семенова Ф.О., Боваева А.В. Категория детности в проблемном поле психологии семьи // Семья и личность: проблемы взаимодействия. – 2019. – № 13. – С. 114-120.
57. Соколова Т.В., Чеснокова И.И. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей. – М.: Владос. – 2017. – 224 с.
58. Соловьёв Н.Я. Брак и семья сегодня. – Вильнюс: Минтис, 2007. – 226 с.
59. Степанова К.С. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta?ysclid=lu5i4g34cb141698525 (дата обращения: 20.03.2024).
60. Столин В.В. Самосознание личности [Текст] // Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах- М, 2013 – С. 123-156.
61. Суворова О.В. Влияние родительского общения и структуры семьи на самооценку младшего школьника. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-roditelskogo-obscheniya-i-struktury-semi-na-samootsenku-mladshego-shkolnika (дата обращения: 21.03.2024).
62. Терещенко Е.С. Самооценка в структуре личности младшего школьника // Бакалавр. – 2018. – № 3-4. – С. 31-34.
63. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 668 с.
64. Фатуллаева А.Т. Формирование самооценки как основа личностного становления в младшем школьном возрасте [Текст]: дис. ... канд. педаг. наук : 13.00.01 / Фатуллаева А.Т.; Дагестан. гос. пед. ун-т. – Махачкала, 2009.
65. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности / И.И. чеснокова // Проблемы психологии личности / Под ред. Е.В. Шороховой. – М., 2012. – 240 с.
66. Шибутани Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности / Т. Шибутани. – Самара, 2008. – 185 с.
67. Эйестад Г. Самооценка у детей и подростков: Книга для родителей / Г. Эйестад; Пер. с норвежского Н. Шинкаренко. – М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. – 294 с.
68. Яковлева М.В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников [Текст] / М.В. Яковлева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 10. – С. 35-40.
69. Coopersmith S. The antecedents of self-esteem. San Francisco, 1967. – 185 p.
70. Rosenberg M. Society and the adolescent self image. – Princeton, NJ: Princeton University Press, 1985. – 326 p.
71. Shavelson R., Hubner J., Stanton G. Self-concept: Validation of construct interpretation // Review of Educational Research. – 2006. – Vol. 46. – No. 3. – P. 407-441.