Мотивы “робинзонады” в русской и зарубежной литературе

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 30 30 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 27.05.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Характеристика автора Даниэля Дефо 5
2. Мотивы “робинзонады” в русской и зарубежной литературе 8
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Фрагмент для ознакомления

В его романе появляется новая героиня, Сьюзен Бартон. Пятнадцать лет назад ее высадили с корабля, на котором она добиралась до Лиссабона из Бразилии в поисках похищенной дочери.Робинзон не пытается спастись с острова. После спасения с корабля вместе с Пятницей, Крузо ни разу не возвращался в море, и не пытался забрать какое-либо имущество. Никаких дневниковых записей у Крузо тоже не было. Он показан не с точки зрения человека разумного, а со стороны человека природного.Природа берет верх над человеком, и любое появление другого человека на острове для Крузо становится чем-то немыслимым и сверхъестественным.В отличие от Робинзона Дефо, в романе Кутзее на первый план выходят чернокожий абориген Пятница и женщина-рассказчица Сьюзен Бартон. Образ женщины-рассказчицы был нужен автору, чтобы показать Робинзона как естественного человека, мужчину. Кутзее привносит в известную фабулу сексуальную составляющую – женщина становится любовницей живущего в лачуге Робинзона, вернувшись в цивилизацию, она попадает в постель будущего автора романа – мистера Фо. На самом деле, утверждает Кутзее, история моряка из Йорка – это история, рассказанная женщиной[9]. Кутзее организует повествовательный материал следующим образом. В романе есть четыре части. В первой, «островной», рассказ идет от первого лица, здесь мы знакомимся с героями. Вторая часть – письма Сьюзен Бартон мистеру Фо. В третьей мы впервые встречаем мистера Фо, повествование становится диалоговым. И последняя часть – сон рассказчицы.Образ Пятницы оригинально переосмыслен. У Дефо Робинзон отзывается о нем как о друге и помощнике. В романе Кутзее Пятница – бессловесный раб. Однако для современного писателя этот образ становится более значимым, чем образ Робинзона. Робинзон Дефо пытается оцивилизовать Пятницу, а Робинзон Кутзее живет по природным законам. Мы не можем представить его вне острова, т.к. идея торжества разума перестала быть актуальной.Природа выходит на первый план, и главные роли достаются женщине и Пятнице. Со второй части романа они всегда появляются вместе. Сначала Сьюзен Бартон испытывает к нему отвращение, потом жалость, потом желание помочь. Она несет ответственность за него, за его дальнейшую судьбу. Мистер Фо — самая таинственная фигура в романе Кутзее. В основе его образа лежит биография и детали внешнего облика реального человека — Даниеля Дефо. У Фо и Сьюзен разное видение истории Робинзона, которую они оба хотят увековечить[7].Споры мистера Фо и Сьюзен прекращаются в романе очень неожиданно. Два завершающих эпизода книги — как два отрывка из путешествия: вначале по дому Фо, где неизвестный рассказчик находит тела людей и Пятницу, изо рта которого льются звуки острова, а затем описание подводного путешествия с телами Сьюзен и капитана и снова Пятницей, изо рта которого вместо дыхания льется ручеек. Невозможно определить, кто пишет эти строки, кто говорит с читателем. Что примечательно, здесь нет намека на Робинзона. И возникает вопрос: а был ли он?В эпоху постмодернизма образ Робинзона теряет актуальность в связи с осознанием кризиса рационализма. Дискредитация разума влечет обращение к природному началу. Но немыслимый вне острова Робинзон в постмодернистском романе теряет сюжетную значимость. Повествование ведется от лица женщины как носительницы природного начала.Образ Пятницы, создаваемый через понятия «пустота», «немота», позволяет осмыслить кризисное состояние языка[5].Современные исследователи рассматривают неомифологизм как одну из черт литературы ХХ века. Формы взаимовлияния мифа и литературы разнообразны. В данной статье затронут один аспект мифологической поэтики – «введение отдельных мифологических мотивов в ткань реалистического повествования». Целью исследования является выяснение принципов вхождения мифологических мотивов в художественную структуру романов Уильяма Голдинга «Повелитель мух» и «Хапуга Мартин» и определение значения мифов в его творчестве. Романы связаны единством авторского замысла, поэтому можно говорить о развитии в «Хапуге Мартине» тех проблем, которые были поставлены в «Повелителе мух». В зарубежном литературоведении, отдельных исследованиях отечественных ученых накоплен материал по этой теме, но часто проведение параллели с архетипическими схемами носит эклектичный характер[22].Для анализа были выбраны лишь те явления, которые можно связать с мифологизмом эстетическим. Это сознательные попытки имитировать мифогенное сознание средствами немифологического мышления.Мотивы мифологических сюжетов не пронизывают всю структуру романов, а представлены несколькими сюжетным мотивами, вытекающими из подтекста. Для определения своеобразия прозы Н.С. Гребенниковой был предложен термин «мифологическая аллюзивность». Отнесение к тому или иному мифу достигается разными путями: благодаря названиям глав, их ритмическому повторению, именам героев.В романе «Повелитель мух» зверь впервые чудится в темноте леса, затем выходит из вод и сходит с неба. Герои носят имена, вызывающие ассоциации с мифами: Мартин Кристофер напоминает о святом Христофоре, Натаниэль – о Нафанаиле. Отдельные сравнения, система образов также могут содержать намек на мифологические сюжеты[7].Мифологический подтекст создается и особенностями пространственно-временной организации. Острова в рассматриваемых робинзонадах представляются героям в виде корабля. Так, в «Повелителе мух» мальчики, взобравшись на гору, замечают, что остров имеет «неровные очертания лодки». В романе «Хапуга Мартин» главный герой также принимает свой остров за корабль.Образ острова-корабля выдвигает на первый план мотив пути, испытаний и обретения дома, что связывает содержание романов с мифом об Одиссее. Гора, ставшая спасением для Мартина, может быть воспринята и как гора Чистилища, а сам герой – как душа, пытающаяся преодолеть ступени Чистилища.Временные границы пребывания Криса на острове охватывают шесть дней. Герой воссоздает привычный для него мир тверди, моря, неба, а затем пытается найти «координаты» своей личности. Миф, по мнению У. Голдинга, становится одним из способов опровержения общественных стереотипов, а также позволяет раскрыть несостоятельность многих идеалов европейской цивилизации. Миф важен для писателя как философская концепция бытия и жизни отдельного человека и всего человечества[4].В своих романах Голдинг обращается к мифологическим сюжетам, которые уже неоднократно использовались в литературе. Они затрагивают коренные вопросы человеческого бытия: смысл истории и назначение человека, пути спасения, преодоления хаоса и тьмы, смысл человеческой жизни перед лицом смерти, истинная природа человека.С точки зрения Голдинга, ощущения человека, стоящего перед лицом бренности своего существования и бескрайности вселенной, мало изменились с древнейших времен. Обращение к мифологии, воплощенной в чувственных образах, может помочь разрешить проклятые вопросы и человеку ХХ века. Мифологическое мировоззрение помогает обрести иную шкалу жизненных ценностей и понять истинное положение человека во вселенной, придавая смысл каждой человеческой жизни.ЗаключениеВ заключении стоит отметить, что роман «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо стал классикой мировой литературы и источником вдохновения для многих писателей и режиссеров. Его мотивы робинзонады получили широкое распространение в русской и зарубежной литературе, где они были творчески переосмыслены и адаптированы к национальным культурным традициям.Даниэль Дефо — английский писатель, автор знаменитого романа «Робинзон Крузо», опубликованного в 1719 году. В своем произведении Дефо описывает нравственное возрождение человека в общении с природой и акцентирует внимание на моральных ценностях. Роман стал литературной сенсацией и породил множество подражаний.Мотивы робинзонады нашли свое отражение в произведениях русской и зарубежной литературы. Роман Дефо вдохновил авторов на создание произведений, в которых герои оказываются на необитаемых островах или сталкиваются с трудностями выживания в дикой природе. Это способствовало развитию приключенческого жанра и подчеркиванию важности моральных ценностей в литературе.Мотивы робинзонады – это важный жанровый элемент как в русской, так и зарубежной литературе. Они в основном связаны с темой выживания человека в экстремальных условиях природы, часто на необитаемых островах. Одним из наиболее известных произведений русской литературы о робинзонаде является повесть Даниила Дефо "Робинзон Крузо", где главный герой оказывается на необитаемом острове и вынужден сам решать все проблемы, стоящие перед ним.В зарубежной литературе также существует множество произведений на тему робинзонады, например, "Карибский кризис" или "Остров Проклятых" Эрнеста Хемингуэя. В этих произведениях также акцентируется внимание на внутреннем мире героя, его духовных поисках и перемене внутреннего мира в процессе борьбы за выживание.Мотивы робинзонады позволяют авторам и читателям задуматься над главными жизненными ценностями, силой воли, выносливостью и развитием личности в условиях изоляции. Этот жанр литературы помогает человеку увидеть свои внутренние ресурсы, способности и возможности, а также понять важность преодоления трудностей в стремлении к самосовершенствованию.Список использованной литературыСборник материалов Первого международного форума молодых русистов. Сост. Е.В. Ковалых, С.В. Лукьянова, Н.С. Молчанова. Псков, 2021.Издательство: Псковский государственный университет (Псков)Зверинцев Е. С. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОМАНА Д. ДЕФО «РОБИНЗОН КРУЗО» Научный руководитель – канд. пед. наук, доц. Е. А. МорозоваХасанов Е.П., Хасанова О.О. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИАЛОГ: Д. ДЕФО «ЖИЗНЬ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБИНЗОНА КРУЗО» И Н. ВНУКОВ «ОДИН» ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ СОВЕТСКОГО СЮЖЕТА О «ПАПАНИНЦАХ» О.А. Скубач ПОЭТИКА ЖАНРА РОМАНА С. ДАГЕРМАНА «ОСТРОВ ОБРЕЧЕННЫХ» Эпштейн М.Н. Мифологизм в литературе ХХ века / М.Н. Эпштейн // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987. – С. 224. Johnston Arnold. Miscasting of Pincher Martin / Arnold Johnston. // William Golding: some critical consideration. Ed. By Jack Biles and Robert O. Evans. – The University Press of Kentucky, 1978. – Р. 103.Лотман Ю.М. Миф – имя – культура / Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский // Избранные статьи. – Таллин, 1992. – Т. 1. – С. 69. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век: Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы ХХ века» / Н.С. Гребенникова. – М., 1999. – С. 68.РОЛЬ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СЮЖЕТОВ В РОБИНЗОНАДАХ У. ГОЛДИНГА © 2010 Ю.А. Шанина Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Гордеева Е.М. Роман-идиллия А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» как современная робинзонадаУТОПИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В РОМАНЕ Л. ЗАЙЛЕРА «КРУЗО» 2018 г. М.В. Мазенова Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород РОБИНЗОНАДА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА ПРИКЛЮЧЕНИЙ Козьмина Е. Ю. О. В. Селиванова, главный библиотекарь фундаментальной библиотеки КОЛЛЕКЦИЯ «РОБИНЗОНАДЫ» В ФОНДЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИЛе Руа П.-Л. Приключения четырех российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесенных. Предисл. М. И. Белова. Примеч. В. Ю. Визе. Изд. 4-е. М.: «Мысль», 1975. 56 с. с ил. Теребихин Н. М. Метафизика Севера: Монография. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – 272 с.Ю. Н. Галатенко Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва, Россия «ОСТРОВ АРТУРА» ЭЛЬЗЫ МОРАНТЕ: РОМАН О «ПОТЕРЯННОМ РАЕ» ИЛИ «НОВАЯ “ОДИССЕЯ”»?Козьмина Е. Ю. Инвариант фантастической робинзонады / Е. Ю. Козьмина // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 169—178. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-169-178. Нахимова Е.А. Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования. Екатеринбург, 2011. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003. Райскина В.А. Семиотический образ прецедентной личности в европейском культурном пространстве // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. № 1. 2022. URL: http://if-mstuca.ru/CE/index.php/100000/semiotics-ru/s12612.Романов А.А. Антропологическая парадигма философии гуманитарных наук. Вологда, 2010. Сегал Н.А., Скворцова В.А. Прецедентный антропоним Робин Гуд в массовой коммуникации // Universum: филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2016. № 11(33). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/3875. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. СПб., 2007. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003377467_168380/. Дата обращения: 11.04.2023.В. В. Высокова «СЕРЬЕЗНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ РОБИНЗОНА КРУЗО» ДАНИЭЛЯ ДЕФО КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯhttps://www.livelib.ru/author/10327-daniel-defo

1. Сборник материалов Первого международного форума молодых русистов. Сост. Е.В. Ковалых, С.В. Лукьянова, Н.С. Молчанова. Псков, 2021.Издательство: Псковский государственный университет (Псков)
2. Зверинцев Е. С. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОМАНА Д. ДЕФО «РОБИНЗОН КРУЗО» Научный руководитель – канд. пед. наук, доц. Е. А. Морозова
3. Хасанов Е.П., Хасанова О.О. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИАЛОГ: Д. ДЕФО «ЖИЗНЬ И УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ РОБИНЗОНА КРУЗО» И Н. ВНУКОВ «ОДИН»
4. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ СОВЕТСКОГО СЮЖЕТА О «ПАПАНИНЦАХ» О.А. Скубач
5. ПОЭТИКА ЖАНРА РОМАНА С. ДАГЕРМАНА «ОСТРОВ ОБРЕЧЕННЫХ»
6. Эпштейн М.Н. Мифологизм в литературе ХХ века / М.Н. Эпштейн // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. – М., 1987. – С. 224.
7. Johnston Arnold. Miscasting of Pincher Martin / Arnold Johnston. // William Golding: some critical consideration. Ed. By Jack Biles and Robert O. Evans. – The University Press of Kentucky, 1978. – Р. 103.
8. Лотман Ю.М. Миф – имя – культура / Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский // Избранные статьи. – Таллин, 1992. – Т. 1. – С. 69.
9. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век: Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы ХХ века» / Н.С. Гребенникова. – М., 1999. – С. 68.
10. РОЛЬ МИФОЛОГИЧЕСКИХ СЮЖЕТОВ В РОБИНЗОНАДАХ У. ГОЛДИНГА © 2010 Ю.А. Шанина Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
11. Гордеева Е.М. Роман-идиллия А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» как современная робинзонада
12. УТОПИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В РОМАНЕ Л. ЗАЙЛЕРА «КРУЗО» 2018 г. М.В. Мазенова Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
13. РОБИНЗОНАДА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РОМАНА ПРИКЛЮЧЕНИЙ Козьмина Е. Ю.
14. О. В. Селиванова, главный библиотекарь фундаментальной библиотеки КОЛЛЕКЦИЯ «РОБИНЗОНАДЫ» В ФОНДЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
15. Ле Руа П.-Л. Приключения четырех российских матросов, к острову Шпицбергену бурею принесенных. Предисл. М. И. Белова. Примеч. В. Ю. Визе. Изд. 4-е. М.: «Мысль», 1975. 56 с. с ил.
16. Теребихин Н. М. Метафизика Севера: Монография. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – 272 с.
17. Ю. Н. Галатенко Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), Москва, Россия «ОСТРОВ АРТУРА» ЭЛЬЗЫ МОРАНТЕ: РОМАН О «ПОТЕРЯННОМ РАЕ» ИЛИ «НОВАЯ “ОДИССЕЯ”»?
18. Козьмина Е. Ю. Инвариант фантастической робинзонады / Е. Ю. Козьмина // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 169—178. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-169-178.
19. Нахимова Е.А. Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования. Екатеринбург, 2011.
20. Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., 2003.
21. Райскина В.А. Семиотический образ прецедентной личности в европейском культурном пространстве // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. № 1. 2022. URL: http://if-mstuca.ru/CE/index.php/100000/semiotics-ru/s12612.
22. Романов А.А. Антропологическая парадигма философии гуманитарных наук. Вологда, 2010.
23. Сегал Н.А., Скворцова В.А. Прецедентный антропоним Робин Гуд в массовой коммуникации // Universum: филология и искусствоведение: электрон. научн. журн. 2016. № 11(33). URL: https://7universum.com/ru/philology/archive/item/3875.
24. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. СПб., 2007. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003377467_168380/. Дата обращения: 11.04.2023.
25. В. В. Высокова «СЕРЬЕЗНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ РОБИНЗОНА КРУЗО» ДАНИЭЛЯ ДЕФО КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
26. https://www.livelib.ru/author/10327-daniel-defo