Методы интенсивного обучения иностранным языкам
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 26.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.СУЩНОСТЬ ИНТЕНСИВНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 5
1.1.Актуальность интенсивных методов обучения иностранному языку 5
1.2.Понятие интенсивности в методике преподавания иностранного языка на современном этапе 7
Выводы по главе 10
2.ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕНСИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 11
2.1.Методические принципы интенсивного обучения 11
2.2.Разработка плана-конспекта фрагмента урока с использованием интенсивного метода 22
Вывод по главе 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
От учителя требуется правильно поставить вопросы, помочь ученикам использовать уже имеющиеся навыки и знания. Их актуализация крайне важна. Вопросы должны быть логичными, связанными друг с другом. Вопросу принадлежит тут продуктивно-познавательная функция. Этот метод является поиском ответа на проблему, совместный поиск всегда предполагает обмен, аргументацию, выдвижение вариантов решения проблемы. На старшей ступени обучения это особенно важно. Следующий метод – это групповая дискуссия. Групповая дискуссия - это очень распространенный популярный метод интерактивного обучения. Причем, дискуссия может быть как направляемой, так и свободной. В первом случае доминирует учитель, а вот второй вариант более вариативен [19, с. 63].Дискуссия дает возможность освоить рациональное речевое общение, она формирует критическое мышление, ответственное отношение к тому, что ученик говорит. Имитационные игровые методы представлены деловой игрой, ролевой игрой, тренингом. Деловая игра предполагает, что моделируется реальная ситуация, в которой у учащихся есть возможность демонстрации своих знаний, проявления разнообразных компетенций (в частности, речь идет о коммуникабельности, инициативности, умении находить те решения, которые не будут тривиальными) [4, с. 52]. Деловая игра связана с коллективным принципом организации обучения, соответственно, учащиеся распределяют роли, общаются, коммуникация является достаточно интенсивной, что положительно отражается на формировании коммуникативной компетенции.Если мы используем данный метод, крайне важно сделать акцент именно на диалогической речи. Можно и нужно создавать реальные ситуации из сферы делового общения, что положительно отразится на профессиональной ориентированности учащихся. В современном деловом мире навык общения – один из основных, от него зависит успех.Творческая активность и активная мыслительная деятельность – вот то, чего позволяет добиться деловая игра. Далее рассмотрим ролевую игру, которая также синтезирует в себе многие важные навыки и качества. Разыгрывание ролей (ролевая игра) является игровым способом анализа конкретных ситуаций, вводятся определенные элементы театрализации [17, с. 20]. Материалом для ролей могут быть разные речевые ситуации, все навыки и умения отрабатываются в тех предметно-социальных условиях, которые заданы. Этот метод формирует и развивает речевые навыки, умения. Благодаря проведению ролевых игр есть возможность пополнения словарного запаса, повышения мотивации, кроме того, развивается личностный потенциал. Старшеклассники расширяют свой кругозор.Тренинг подразумевает многократные тренировки обучаемых с целью отработать все навыки, которые необходимо. Этот игровой метод достаточно прост и универсален, он удобен и тем, что не требует огромных временных затрат на подготовку, таким образом, его можно использовать очень часто. Если взять за основу обучение речевому взаимодействию, то метод тренинга направлен на то, чтобы развивать спонтанность в общении, тренировать навыки аудирования, кроме того, общий уровень владения иностранным языком улучшается, пополняется запас слов, совершенствуется грамматическая компетенция. Очень большие возможности имеет кейс-метод, в рамках которого анализируются конкретные ситуации. То есть, ученики совместно анализируют ситуацию, а затем предлагают оптимальное решение.2.2.Разработка плана-конспекта фрагмента урока с использованием интенсивного методаТема урока: Мои предпочтения в еде (Mypreferencesinfood). 3-4 классТип урока: урок относится к комбинированному типу, с использованием интерактивных технологий. Урок является синтезом этапов формирования (рецептивного) и активизации (репродуктивного) речевых коммуникативных навыков.Цель урока заключается в личностном, смысловом включении учащихся в коммуникативную деятельность, развитии навыков говорения. Задачи урока:Образовательные:1) Развитие коммуникативных УУД (повторяем и развиваем навыки применения в речи лексических единиц по теме «Еда»).2) Дети учатся говорить друг с другом о еде, своих предпочтениях (коммуникативные УУД).3) Обсуждение в диалогах, группах предпочтений.Развивающие:1) Развитие у обучающихся регулятивных УУД: умение постановки и формулировки личных задач на уроке, развитие мотивов, интересов познавательной деятельности, умение самостоятельно контролировать результаты собственной учебной деятельности.Воспитательные:1) Воспитание уважения друг к другу, умения слышать друг друга.2) Развитие у учащихся коммуникативных УУД: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; индивидуальная, парная и групповая работа.Технические средства: карточки, презентация PowerPoint.Планируемые результаты:Личностные результатыПредметные результатыМетапредметные результатыСтремление к совершенствованию своих умений Развитие диалогической и монологической речи. Уметь вести:-диалоги этикетного характера;-диалог-расспрос;-диалог-обмен мнениями.РегулятивныеПланирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.ПознавательныеИзвлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.КоммуникативныеУчебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.Ход фрагмента урокаI. Вводный этап урока. Вступительноесловоучителя.Teacher: Good morning, children! How are you? How are things going with you? I hope you are OK! Let`s start our lesson. Who is on duty today? What was your home assignment? Do you like the weather today? What a lovely weather we are having today!II. Этап целеполагания, актуализации учебного материала. 1.Фонетическаязарядка.Т.: Look at the board, please. Whatcanyousee?(на доске изображение продуктов питания)Children: I can see foodT: What is it?Ch: It’s a bawl of fish.(опрос детей по теме продукты)2.Определение темы занятияT: Youareright. What is the subject of our lesson? What are we going to do?Ch: FoodT: Today, we are going:to revise the words on the subject ;to use the words SOME/ ANY, MUCH/MANY in our speech;to talk about our favourite dish.3.Проверка домашнего задания, повторение ранее изученного, формирование коммуникативных навыков (учитель проверяет знание ранее изученной лексики и умение детей употреблять I canhave, I caneat….forbreakfast…).T: Look. For some food-stuffs we need containers. Fill in the missing words.( на доске картинка с заданием, дети читают слова и подставляют их устно в словосочетания)Затем раздаются грамматические карточки – дети работают в парах, контролируют правильность выполнения. T: Thank you. Do you know, people have meals 3 or 4 times a day?(Ученики составляют предложения в парах, опираясь на картинки с доски или презентацию).T: What can you have for breakfast (lunch, dinner)? (обсуждениевпарах)Ch: I can have a glass of milk with a sandwich…III. Этап актуализации знаний.4. Отработка грамматических навыков в коммуникативных заданиях.T: We often use the word «немного» before food-stuffs. What is the English for “немного”?Ch: some/anyT: Look at the board. Make the rule.CH: we use some with….T: Letuspractice….(ребята подставляют местоимения и отвечают по очереди)Ch: We use many in…..T: Letuspractice….(ребята подставляют местоимения и отвечают по очереди) 5. Работа в парах (развитие умений вести беседу на языке по образцу) T: Now let’s cook something special. Look through the conversation.(надоскедиалог)T: Answer the questions:1. How many people take part in the conversation?2. What do they want to make?3. Whatdotheyneed?(ребятаотвечаютнавопросы)T: Read the conversation and check.(дети читают и разыгрывают диалог по ролям)T: Work in pairs. Make your own conversations.(ученики работают в парах, составляют диалоги самостоятельно)T: Listen to the dialogues, help your friends to make a shopping list.(после каждого ответа ребята, незадействованные в диалоге, составляют список покупок)CH: They need some cheese…В конце диалога каждый ребенок формулирует собственные впечатления от работы. Вывод по главеИнтенсивные методы обучения иностранным языкам весьма разнообразны и универсальны. Особенно они рекомендованы для начального этапа изучения иностранных языков. В данной главе была представлена разработка конспекта фрагмента урока с использованием интенсивной методики. ЗАКЛЮЧЕНИЕДля начального этапа обучения иностранному языку наиболее общая проблема - проблема интенсивности обучения - должна решаться, с учетом, в первую очередь, двух приведенных выше методических закономерностей: соотнесенности двух языковых систем и зависимости овладения речью от усвоения средств речевого сообщения. Действие этих закономерностей на степень интенсивности обучения можно выразить следующим образом: максимальная степень интенсивности будет достигнута, если затрата труда обучающегося и учебного времени будет минимальной (при оптимальных результатах) . Это окажется возможным в том случае, если:- будет найдено оптимальное соотношение между родным и изучаемым языком в процессе обучения;- за наиболее короткий срок учащимся будет усвоена система средств речевого сообщения, действующая в изучаемом языке.Чем быстрее учащийся пройдет этап овладения новыми для него способами выражения мыслей, тем быстрее он сможет пользоваться иностранным языком как полноценным средством общения и преодолеть интерферирующее влияние родного языка. В этом и состоит основная задача начального этапа.Из сказанного можно сделать следующие выводы. Очевидно, интенсивность на различных этапах относится к разным сторонам обучения, в зависимости от того, какие закономерности методики выдвигаются на первый план. Именно поэтому можно утверждать, что интенсивность обучения на начальном этапе характеризуется, прежде всего, тем, насколько быстро учащиеся овладевают новыми для них средствами выражения мыслей, средствами речевого сообщения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАниськович, Н. Р. Особенности использования технологии творческих мастерских и кейс-технологии в целях подготовки обучающихся к межкультурной коммуникации / Н. Р. Аниськович.[Текст] – Беларусь: «Замежныямовы», 2014. – 26 с.Афанасьева, О. В. Английский язык: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – М.: Просвещение, 2017 – 160 с.Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам /И.Л. Бим// Иностранные языки в школе. – Москва: Педагогика, 2017. – №4. – 58 с.Вишнякова, Л. Г. Использование деловых игр в преподавании иностранного языка / Л. Г. Вишнякова. [Текст]– М.: Педагогика, 1987. – 108 с.Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. [Текст] – М.: АРКТИ, 2020. – 165 с.Гордиенко, Н. П., Кузнецова, Е. П. Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе [Текст]// Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 1112-1114.Денисова, Л. Г. Место интенсивной методики в системе обучения ИЯ в средней школе[Текст] /Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. – 2018. – №6. – С. 63-65.Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика / Г. А. Китайгородская. [Текст] – М.: Высшая школа; Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2019. – 277 с.Никитенко, З. Н. Иностранный язык в начальной школе. Теория и практика / З. Н. Никитенко. [Текст] – М.: ФЛИНТА, 2019. – 324 с.Новик, М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению / М. М. Новик. [Текст]– Санкт - Петербург.: СПбГИЭУ, 2020. – 59 с.Пахтусова, Е. Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. - 2019. – №7. – С. 532-534.Рабинович, Ф. М. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа /Ф.М. Рабинович // Иностранные языки в школе. - 2018. – №1. – С. 9-11.Рогова, Г. В. Методика обучения иностранного языка в средней школе / Г. В. Рогова. – М.: Просвещение, 1991 – 60 с. Салиева, З. И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка // Педагогика высшей школы, 2016. – С. 63-65.Смолкин, А. М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. [Текст] – М.: Высшая школа, 1991. – 176 с.Интернет-ресурсыАхраменко, Л. С. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам. – URL: http://study-english.info/work_program (дата обращения 14.04.2024)Блудова, В.П. Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика. – URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/04/13/ispolzovanie-printsipov (дата обращения 14.04.2024)Еремина, Е.В. Коммуникативный метод обучения. Особенности и принципы использования на уроках иностранного языка. – URL:http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/03/15/kommunikativnyy-metod-obucheniya (дата обращения 14.04.2024)Тешева, М.М. Применение активных методов при обучении английскому языку. – URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2005.1/34/tesheva2_2005_1.pdf (дата обращения 14.04.2024)
1. Аниськович, Н. Р. Особенности использования технологии творческих мастерских и кейс-технологии в целях подготовки обучающихся к межкультурной коммуникации / Н. Р. Аниськович.[Текст] – Беларусь: «Замежныямовы», 2014. – 26 с.
2. Афанасьева, О. В. Английский язык: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. – М.: Просвещение, 2017 – 160 с.
3. Бим, И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам /И.Л. Бим// Иностранные языки в школе. – Москва: Педагогика, 2017. – №4. – 58 с.
4. Вишнякова, Л. Г. Использование деловых игр в преподавании иностранного языка / Л. Г. Вишнякова. [Текст]– М.: Педагогика, 1987. – 108 с.
5. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. [Текст] – М.: АРКТИ, 2020. – 165 с.
6. Гордиенко, Н. П., Кузнецова, Е. П. Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе [Текст]// Молодой ученый. – 2015. – №8. – С. 1112-1114.
7. Денисова, Л. Г. Место интенсивной методики в системе обучения ИЯ в средней школе[Текст] /Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. – 2018. – №6. – С. 63-65.
8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
9. Китайгородская, Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика / Г. А. Китайгородская. [Текст] – М.: Высшая школа; Научно-образовательный центр «Школа Китайгородской», 2019. – 277 с.
10. Никитенко, З. Н. Иностранный язык в начальной школе. Теория и практика / З. Н. Никитенко. [Текст] – М.: ФЛИНТА, 2019. – 324 с.
11. Новик, М. М. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению / М. М. Новик. [Текст]– Санкт - Петербург.: СПбГИЭУ, 2020. – 59 с.
12. Пахтусова, Е. Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. - 2019. – №7. – С. 532-534.
13. Рабинович, Ф. М. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа /Ф.М. Рабинович // Иностранные языки в школе. - 2018. – №1. – С. 9-11.
14. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранного языка в средней школе / Г. В. Рогова. – М.: Просвещение, 1991 – 60 с.
15. Салиева, З. И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка // Педагогика высшей школы, 2016. – С. 63-65.
16. Смолкин, А. М. Методы активного обучения: науч.-метод. пособие. [Текст] – М.: Высшая школа, 1991. – 176 с.
Интернет-ресурсы
17. Ахраменко, Л. С. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам. – URL: http://study-english.info/work_program (дата обращения 14.04.2024)
18. Блудова, В.П. Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика. – URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/04/13/ispolzovanie-printsipov (дата обращения 14.04.2024)
19. Еремина, Е.В. Коммуникативный метод обучения. Особенности и принципы использования на уроках иностранного языка. – URL:http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/03/15/kommunikativnyy-metod-obucheniya (дата обращения 14.04.2024)
20. Тешева, М.М. Применение активных методов при обучении английскому языку. – URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2005.1/34/tesheva2_2005_1.pdf (дата обращения 14.04.2024)