Формирование системы государственного управления в России в XVI - XVII веках: высшие и центральные органы государственного управления

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 15 15 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 26.05.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1 Формирование системы государственного управления в России в XVI - XVII веках: высшие и центральные органы государственного управления 4
Заключение 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Причины его избрания на трон были: родство с династией Рюриковичей, древность и знатность рода Романовых, известность его отца Филарета Никитича, популярность рода Романовых в различных слоях общества, незамешанность в событиях Смутного времени, положительное отношение к Романовым в народе, а также успешная пропаганда в пользу Михаила Федоровича.Судебники 1497 и 1550 годов представляют собой важные юридические документы в истории России. В первом общероссийском Судебнике 1497 года, также известном как Судебник Ивана III, были использованы нормы из Русской Правды, обычного права, судебной практики и литовского законодательства. Главной целью этого Судебника было расширение юрисдикции великого князя на всей территории централизованного государства, а также устранение правовых особенностей отдельных земель и областей. До принятия этого Судебника, дела решались децентрализованно, но власти вынуждены были идти на компромиссы, учреждая свои судебные органы и создавая смешанные суды с участием представителей центра и местных жителей.[5]Главное содержание Судебника 1497 года было связано с процессуальными вопросами, а вторая часть содержала нормы гражданского права. Судебник стал руководством для организации судебного процесса. Судебник 1550 года, известный как «царский», дополнил предыдущий документ, расширив круг вопросов, регулируемых центральной властью. В этом Судебнике была явно выражена социальная направленность наказаний, усилился розыскной процесс. В нем были закреплены сословные принципы наказаний, а также расширен круг лиц, подлежащих наказанию. Вводилось понятие государственного преступления, неизвестное в Русской Правде. Появились новые виды преступлений, связанные с развитием бюрократии, такие как фальшивомонетничество. Власти стремились показать свою мощь над обвиняемыми. Смертная казнь стала основным видом наказания, но также применялись штрафы и денежные взыскания. В судебном процессе были использованы различные формы, включая состязательный процесс при рассмотрении гражданских и менее серьезных уголовных дел. Оба Судебника имели важное значение для развития юридической системы Руси, отражая изменения в социальной и политической жизни страны. По мере укрепления центральной власти, судебные процессы становились все более унифицированными и контролируемыми центром. Вместе они помогли установить основы современного судебного процесса и правопорядка в России. [5]Розыскной процесс был использован в самых серьезных уголовных делах, таких как государственные преступления, убийства и разбой, и его применение постепенно расширялось. Другой новой процессуальной мерой был "повальный обыск" - массированный допрос местного населения с целью обнаружения свидетелей преступления и проведения процедуры "облихования". После восстания 1648 года в Москве было принято Соборное Уложение 1649 года, которое представляло собой попытку создать свод всех действующих правовых норм, включая Судебники. В этом Уложении было собрано 25 глав и 967 статей, где нормы были разделены по отраслям и институтам. Статус царя как главы государства был определен как самодержавного и наследного монарха. В Уложении были установлены меры, регулирующие отрасли государственного управления, которые можно отнести к административным. Судебное право в Уложении содержало нормы, регулирующие организацию суда и процесс. В отличие от Судебников, здесь произошло разделение на две формы процесса: "суд" и "розыск". В 21 главе Уложения была впервые регламентирована пытка как процессуальная процедура. Объектами преступления, согласно Соборному Уложению, считались церковь, государство, семья, личность, имущество и нравственность. Также в Уложении впервые был регламентирован институт сервитутов, который представлял собой юридическое ограничение права собственности в интересах пользования другими. Права в сфере наследственного и семейного права были также четко разграничены в Соборном Уложении. [5]Таким образом, формирование системы государственного управления в России в XVI - XVII веках было связано с созданием высших и центральных органов управления, которые стали основой развития российской административной системы. Эти органы обеспечивали эффективное функционирование государства и позволяли монарху осуществлять контроль над различными аспектами внутренней и внешней политики. Постепенное совершенствование системы государственного управления способствовало укреплению государственной власти и улучшило управляемость страны.ЗаключениеИзучение формирования системы государственного управления в России в XVI - XVII веках представляет собой интересное и важное исследование периода становления государства, законодательства и управления в стране. Анализ высших и центральных органов государственного управления, регулирующих законы и порядок в стране, позволяет понять тенденции и принципы развития государственного аппарата, его принципы функционирования и влияния на общество.Судебник 1497 года, Судебник 1550 года и Соборное уложение 1649 года являются ключевыми законодательными актами, определяющими основные принципы государственного управления, систему правопорядка и правосудия в России. В каждом из этих документов отражены основные нормы и правила поведения граждан, государственных служащих и правящего класса, а также определены сферы ответственности и влияния государственных органов на жизнь общества. Высшие и центральные органы государственного управления, такие как Земские соборы, Приказы и Стрелецкий приказ, играли важную роль в принятии решений и формировании законов, регулирующих жизнь населения. Каждый из этих органов имел свои функции и полномочия, что обеспечивало эффективное и сбалансированное управление страной. Таким образом, изучение высших и центральных органов государственного управления в России в XVI - XVII веках позволяет понять формирование и развитие государственной системы, ее принципы и значимость для общества. Этот период истории страны является важным этапом в формировании государственной власти и правопорядка, который оказал влияние на дальнейшее развитие России в целом.Список литературыБыстренко В.И. История государственного управления и местного самоуправления в России. Учебное пособие. Новосибирск - Москва, 1997.Емелин А.С. История государства и права России (октябрь 1917-декабрь 1991 г.). М., 1999. [11-17]Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России (XII-начало XX вв.): Учебное пособие. М., 1999.Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983.Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г. // Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России, Москва, 1999 г.

1 Быстренко В.И. История государственного управления и местного самоуправления в России. Учебное пособие. Новосибирск - Москва, 1997.
2 Емелин А.С. История государства и права России (октябрь 1917-декабрь 1991 г.). М., 1999. [11 -17]
3 Еремян В.В., Федоров М.В. История местного самоуправления в России (XII-начало XX вв.): Учебное пособие. М., 1999.
4 Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволю¬ционной России. М., 1983.
5 Судебник 1497 г., Судебник 1550 г., Соборное Уложение 1649 г. // Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России, Москва, 1999 г.