«История изобразительного искусства и живописи в России и за рубежом»
Заказать уникальную дипломную работу- 32 32 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 27.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Изобразительное искусство в древние времена 4
1.1 Возникновение изобразительной деятельности в первобытном искусстве 4
Глава 2 Изобразительное искусство и живопись в России. 8
2.1 Изобразительное искусство и живопись Древней Руси (Х—ХII век) 8
2.2 Изобразительное искусство и живопись ХII—ХIV 9
2.3 Изобразительное искусство и живопись ХV—ХVI 10
2.4 Изобразительное искусство ХVIII 11
2.5 Изобразительное искусство XIX 13
2.6 Изобразительное искусство 1900—1917 гг. 14
2.7 Изобразительное искусство и живопись Советского периода 15
2.8 Актуальное искусство и живопись в современной России. 17
Глава 3 Изобразительное искусство и живопись за рубежом 19
3.1 Изобразительное искусство в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме. 19
3.2 Изобразительное искусство в эпоху Средневековья 20
Архитекторы использовали симметрию, пропорциональность и ордерную систему.К выдающимся архитекторам эпохи Возрождения относятся:Филиппо Брунеллески (1377—1446) — итальянский архитектор, создавший такие шедевры, как купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.Леон Баттиста Альберти (1404—1472) — итальянский архитектор, теоретик искусства и писатель, создавший такие шедевры, как церковь Сант—Андреа в Мантуе.Андреа Палладио (1508—1580) — итальянский архитектор, создавший такие шедевры, как вилла Ротонда в Виченце.3.4 Современное искусство и живописьСовременное искусство и живопись Западной Европы характеризуются огромным разнообразием стилей, направлений и художественных практик. Художники экспериментируют с новыми материалами, технологиями и формами выражения, исследуя актуальные социальные, политические и философские проблемы.К выдающимся деятелям современного искусства и живописи Западной Европы относятся:Ансельм Кифер (1945—) — немецкий художник, известный своими масштабными картинами и скульптурами, исследующими темы истории, памяти и немецкой идентичности.Герхард Рихтер (1932—) — немецкий художник, известный своими фотореалистичными картинами и абстрактными полотнами, исследующими природу изображения и восприятия.Люк Тюйманс (1958—) — бельгийский художник, известный своими загадочными и атмосферными картинами, часто изображающими повседневные сцены или фрагменты пейзажей.Трейси Эмин (1963—) — британская художница, известная своими провокационными и исповедальными работами, исследующими темы сексуальности, женственности и личной травмы.Дэмьен Херст (1965—) — британский художник, известный своими шокирующими и концептуальными работами, часто включающими использование животных и анатомических препаратов[11, c. 78].Основные направления в современном искусстве и живописи Западной Европы включают:Концептуализм — направление, в котором основное внимание уделяется идеям и концепциям, а не традиционным художественным формам.Минимализм — направление, в котором произведения искусства сводятся к простейшим геометрическим формам и материалам.Поп-арт — направление, в котором используются образы и символы массовой культуры.Перформанс — форма искусства, в которой художники используют свое тело и действия в качестве художественного выражения.Инсталляция — форма искусства, в которой художники создают пространственные композиции из различных материалов и объектов[16, c. 62].Современное искусство и живопись Западной Европы продолжают развиваться и меняться, отражая постоянно меняющийся социальный, политический и культурный ландшафт.Глава 4. Сравнительный анализ российского и западного изобразительного искусства и живописи4.1 Особенности российской изобразительной школыРоссийская изобразительная школа имеет ряд отличительных характеристик, которые выделяют ее среди других национальных школ живописи. К ним относятся:Эмоциональность и выразительность. Российские художники часто обращаются к темам страдания, радости, любви и других сильных эмоций. Их работы отличаются экспрессивностью и драматизмом. Пример: картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Иван Грозный и его сын Иван».Связь с литературой и историей. Русские художники часто черпают вдохновение в русской литературе и истории. Их картины часто изображают сцены из исторических событий или литературных произведений. Пример: картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова».Реализм и правдивость. Российские художники стремятся к реалистичному изображению действительности. Они уделяют большое внимание деталям и достоверности. Пример: картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и «Зимний пейзаж».Духовность и философская глубина. Русские художники часто размышляют о духовных и философских вопросах в своих работах. Их картины часто содержат символику и метафоры. Пример: картины Михаила Врубеля «Демон» и «Жемчужина».Многообразие стилей и направлений. Российская изобразительная школа отличается разнообразием стилей и направлений. В ней представлены как традиционные, так и авангардные течения. Пример: картины Ивана Айвазовского в стиле романтизма и работы Василия Кандинского в стиле абстракционизма.В целом, российская изобразительная школа характеризуется эмоциональностью, связью с литературой и историей, реализмом, духовностью и разнообразием стилей и направлений. Эти особенности делают ее одной из самых самобытных и интересных национальных школ живописи в мире.4.2 Общая характеристика западного изобразительного искусстваЗападное изобразительное искусство характеризуется рядом общих черт, которые отличают его от других региональных художественных традиций. К ним относятся:Гуманизм и антропоцентризм. Западное искусство с самого начала было сосредоточено на человеке и его месте в мире. Художники стремились изображать человеческую фигуру реалистично и выразительно. Пример: скульптуры Микеланджело и картины Леонардо да Винчи.Рационализм и логика. Западные художники часто использовали математические принципы и законы перспективы, чтобы создать реалистичные и упорядоченные композиции. Пример: архитектура эпохи Возрождения и картины Яна Вермеера.Индивидуализм и самовыражение. Западное искусство высоко ценит индивидуальность и самовыражение художников. Художники часто подписывали свои работы и стремились создать уникальный и узнаваемый стиль. Пример: картины Винсента Ван Гога и Пабло Пикассо.Разнообразие стилей и направлений. Западное искусство на протяжении своей истории развивалось в самых разных стилях и направлениях, от реализма до абстракционизма. Это разнообразие отражает различные культурные и исторические влияния. Пример: готическая архитектура, барочная живопись и импрессионизм.Глобальное влияние. Западное изобразительное искусство оказало огромное влияние на искусство других регионов мира. Оно распространилось через колониализм, миграцию и культурный обмен. Пример: влияние западного искусства на японскую гравюру укиё—э и мексиканское народное искусство.В целом, западное изобразительное искусство характеризуется гуманизмом, рационализмом, индивидуализмом, разнообразием стилей и глобальным влиянием. Эти характеристики делают его одной из самых богатых и разнообразных художественных традиций в мире.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование изобразительного искусства и живописи в России и за рубежом позволило выявить их особенности, традиции и взаимовлияние.В ходе исследования были рассмотрены различные направления и стили в изобразительном искусстве и живописи, начиная с первобытного искусства и заканчивая современностью. Были проанализированы особенности развития изобразительного искусства в России и за рубежом, выявлены сходства и различия между ними.Было установлено, что изобразительное искусство и живопись играют важную роль в формировании культурного наследия и национального сознания различных народов. Они отражают исторические события, социальные и культурные процессы, а также индивидуальное мировоззрение художников.В целом, исследование продемонстрировало, что изобразительное искусство и живопись являются неотъемлемой частью мировой культуры. Они обогащают нашу жизнь, дают нам возможность выразить свои мысли и чувства, а также понять другие культуры и эпохи.Это исследование может быть полезным для студентов искусствоведческих специальностей, искусствоведов, художников, а также для всех, кого интересует искусство и его роль в обществе. Понимание истории и эволюции изобразительного искусства позволяет лучше оценить его современное значение и влияние на современное и будущее общество.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАндреева, Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины XX — начала XXI века / Е.Ю. Андреева. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 488 с.Богемская, К.Г. Наивные художники России = Russian naive and outsider artists : лексикон коллекционера / Ксения Богемская ; М—во культуры Российской Федерации, Гос. Ин-т искусствознания. — Спб.: Алетейя, 2009. — 180 с.Гнедич, П.П. История искусств. Россия. XVIII—XIX вв. : живопись, скульптура, архитектура / П. П. Гнедич. — М. : Эксмо, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 141 с.Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь к 100—летию Андрея Николаевича Грабара (1896—1990) / Российская акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры, Гос. ин—т искусствознания М—ва культуры Рос. Федерации ; [редкол.: Э. С. Смирнова ( отв. ред.) и др.]. —СПб. : Дмитрий Буланин (ДБ), 1999. — 508 сЕвангулова, О.С. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ / О. С. Евангулова. – М.: Памятники ист. мысли, 2007. — 285 с.Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство, (1908—1917). Кн. 4: — М.: 1980. – 494 с.Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение русского зарубежья : [сборник] / Фонд им. Д. С. Лихачева ; [редкол. : О. Л. Лейкинд (отв. ред.) и др.]. — Спб. : Дмитрий Буланин, 2008. – 478 с.Козьякова, М.И. История культуры. Европейская культура от Античности до XX века: Запад и Россия : учебно-методическое пособие (синхронизация и важнейшие доминанты историографии, истории повседневности, истории религии, философии, литературы, изобразительных искусств, музыки и театра) : по укрупненной группе направлений и специальностей 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» для использования в учебном процессе в качестве учебного пособия по направлению 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриат) / М. И. Козьякова. — М. : Согласие, 2016. – 78 с.Кузнецова, Е.Ю. История мировой культуры: изобразительное искусство, архитектура России и Западной Европы с XVII по XX век : учебное пособие / Е. Ю. Кузнецова ; Автономная некоммерческая организация высшего образования «Поволжская академия образования и искусств имени святителя Алексия, митрополита Московского», Кафедра изобразительного искусства. — Тольятти : Издательство Поволжской академии святителя Алексия, 2023 (Тольятти, Самарская область). — 129 с.Курбан, Е.Н. История изобразительного искусства Западной Европы : Конспект лекций / Е.Н. Курбан ; М-во образования Рос. Федерации. Магнитогор. гос. техн. Ун-т им. Г.И. Носова. — Магнитогорск : МГТУ им. Г.И. Носова, 2002. — 84 с.Парамонов, А.Г. История развития отечественной и зарубежной школы изобразительного искусства: учебное наглядное пособие / А.Г. Парамонов, С.О. Алексеева. — Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова—Тян—Шанского, 2017. — 62 с. Русское искусство второй половины XVIII первой половины XIX века: материалы и исследования / Акад. наук СССР, Всесоюзный науч.—исслед. Ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; под ред. Т. В. Алексеевой. – М.: Наука, 1979. – 212 с.Русское искусство Нового времени : Исслед. и материалы : Сборник статей / Российская акад. художеств. НИИ теории и истории изобразительных искусств; Ред.-сост. И. В. Рязанцев. – М.: 2009. – 342 с.Сарабьянов, Д.В. Россия и Запад : историко-худож. связи ХVIII нач. ХХ в. / Д.В. Сарабьянов. — М.: Искусство ХХI в., 2003. — 296 с.Сокровищук, А.А. История изобразительного искусства : учебно-методическое пособие / А. А. Сокровищук ; Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. — Спб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2020. — 143 с.Сологуб, Г.Н. История изобразительного искусства. Зарубежное искусство : учебно-методическое пособие для студентов вузов культуры / Г. Н. Сологуб ; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры», Факультет дизайна, изобразительных искусств и гуманитарного образования, Кафедра академического рисунка и живописи. — Краснодар : КГИК, 2022. — 98 с.Степанян, Н.С. Искусство России XX века : развитие путем метаморфозы / Н. Степанян. — М. : Собеседник, 2004 (ГУП Чехов. полигр. комб.). — 315 с.Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX веков / Г. Ю. Стернин ; Ин-т истории искусства М-ва культуры СССР. — М. : Искусство, 1970. — 293 с.Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века / Г. Ю. Стернин ; [ВНИИ искусствознания]. – М. : Искусство, 1991. — 207 с.;Шер, Я.А. Первобытное искусство : учебное пособие / Я. А. Шер при участии Н. С. Бледновой и С. В. Крюкова ; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Кемеровский гос. Ун-т». — Кемерово : Кузбассвузиздат : Кемеровский госуниверситет, 2006. — 350 с.
2.Богемская, К.Г. Наивные художники России = Russian naive and outsider artists : лексикон коллекционера / Ксения Богемская ; М—во культуры Российской Федерации, Гос. Ин-т искусствознания. — Спб.: Алетейя, 2009. — 180 с.
3.Гнедич, П.П. История искусств. Россия. XVIII—XIX вв. : живопись, скульптура, архитектура / П. П. Гнедич. — М. : Эксмо, 2005 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). – 141 с.
4.Древнерусское искусство. Византия и Древняя Русь к 100—летию Андрея Николаевича Грабара (1896—1990) / Российская акад. наук. Науч. совет по истории мировой культуры, Гос. ин—т искусствознания М—ва культуры Рос. Федерации ; [редкол.: Э. С. Смирнова ( отв. ред.) и др.]. —СПб. : Дмитрий Буланин (ДБ), 1999. — 508 с
5.Евангулова, О.С. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ / О. С. Евангулова. – М.: Памятники ист. мысли, 2007. — 285 с.
6.Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство, (1908—1917). Кн. 4: — М.: 1980. – 494 с.
7.Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение русского зарубежья : [сборник] / Фонд им. Д. С. Лихачева ; [редкол. : О. Л. Лейкинд (отв. ред.) и др.]. — Спб. : Дмитрий Буланин, 2008. – 478 с.
8.Козьякова, М.И. История культуры. Европейская культура от Античности до XX века: Запад и Россия : учебно-методическое пособие (синхронизация и важнейшие доминанты историографии, истории повседневности, истории религии, философии, литературы, изобразительных искусств, музыки и театра) : по укрупненной группе направлений и специальностей 51.00.00 «Культуроведение и социокультурные проекты» для использования в учебном процессе в качестве учебного пособия по направлению 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриат) / М. И. Козьякова. — М. : Согласие, 2016. – 78 с.
9.Кузнецова, Е.Ю. История мировой культуры: изобразительное искусство, архитектура России и Западной Европы с XVII по XX век : учебное пособие / Е. Ю. Кузнецова ; Автономная некоммерческая организация высшего образования «Поволжская академия образования и искусств имени святителя Алексия, митрополита Московского», Кафедра изобразительного искусства. — Тольятти : Издательство Поволжской академии святителя Алексия, 2023 (Тольятти, Самарская область). — 129 с.
10.Курбан, Е.Н. История изобразительного искусства Западной Европы : Конспект лекций / Е.Н. Курбан ; М-во образования Рос. Федерации. Магнитогор. гос. техн. Ун-т им. Г.И. Носова. — Магнитогорск : МГТУ им. Г.И. Носова, 2002. — 84 с.
11.Парамонов, А.Г. История развития отечественной и зарубежной школы изобразительного искусства: учебное наглядное пособие / А.Г. Парамонов, С.О. Алексеева. — Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова—Тян—Шанского, 2017. — 62 с.
12.Русское искусство второй половины XVIII первой половины XIX века: материалы и исследования / Акад. наук СССР, Всесоюзный науч.—исслед. Ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; под ред. Т. В. Алексеевой. – М.: Наука, 1979. – 212 с.
13.Русское искусство Нового времени : Исслед. и материалы : Сборник статей / Российская акад. художеств. НИИ теории и истории изобразительных искусств; Ред.-сост. И. В. Рязанцев. – М.: 2009. – 342 с.
14.Сарабьянов, Д.В. Россия и Запад : историко-худож. связи ХVIII нач. ХХ в. / Д.В. Сарабьянов. — М.: Искусство ХХI в., 2003. — 296 с.
15.Сокровищук, А.А. История изобразительного искусства : учебно-методическое пособие / А. А. Сокровищук ; Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. — Спб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2020. — 143 с.
16.Сологуб, Г.Н. История изобразительного искусства. Зарубежное искусство : учебно-методическое пособие для студентов вузов культуры / Г. Н. Сологуб ; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры», Факультет дизайна, изобразительных искусств и гуманитарного образования, Кафедра академического рисунка и живописи. — Краснодар : КГИК, 2022. — 98 с.
17.Степанян, Н.С. Искусство России XX века : развитие путем метаморфозы / Н. Степанян. — М. : Собеседник, 2004 (ГУП Чехов. полигр. комб.). — 315 с.
18.Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX веков / Г. Ю. Стернин ; Ин-т истории искусства М-ва культуры СССР. — М. : Искусство, 1970. — 293 с.
19.Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX века / Г. Ю. Стернин ; [ВНИИ искусствознания]. – М. : Искусство, 1991. — 207 с.;
20.Шер, Я.А. Первобытное искусство : учебное пособие / Я. А. Шер при участии Н. С. Бледновой и С. В. Крюкова ; М-во образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Кемеровский гос. Ун-т». — Кемерово : Кузбассвузиздат : Кемеровский госуниверситет, 2006. — 350 с.