Психологические основы систем развивающего обучения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология
  • 37 37 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 27.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
1.1. Предпосылки формирования развивающего обучения в образовании 6
1.2. Особенности систем развивающего обучения в школе с психологической точки зрения 9
1.3. Анализ психологических методик в развивающем обучении, разработанных для СОШ 12
Вывод по главе 1 14
ГЛАВА 2 16
2.1. Организация и методы исследования 16
2.2. Результаты исследования 18
2.3. Методические рекомендации по применению психологических основ систем развивающего обучения в школе 22
Выводы по главе 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 35

Фрагмент для ознакомления

Весьма умело, педагог направлял их к переходу на следующую ступень урока. Таким образом, активные процессы саморегуляции и самоконтроля ментальных возможностей школьников происходили, способствуя возможности полностью самостоятельно поставить перед собой конкретные и правильные цели, планировать будущие действия и искать пути решения обнаруженных проблем.На прочной почве формируется и эволюционирует психика ребенка через активное взаимодействие. Ученик получает возможность достичь не только превосходных результатов в освоении нового материала, но и оценивать свои личные достижения, а также совместные усилия коллектива.Выводы по главе 2С целью изучения особенностей применения психологических основ в работе педагогов провели исследование на базе школы. В нем приняли участие 30 учителей и 21 ученик.Выяснили, что большинство учителей готовы к изменениям в системе образования, уверены в своих знаниях и опыте. Несмотря на это, многие учителя до конца не понимают значение и содержание психологических основ в системе обучения. Хотя опрос школьников не подразумевал определение понимания психологических основ, полученные результаты свидетельствуют о том, что педагогами созданы психологически комфортные условия обучения, соблюдаются основные принципы. При регулярном использовании разработанных рекомендаций, основанных на системах развивающего обучения Давыдова и Занкова, в планировании и проведении занятий, достигаются необходимые результаты, установленные государственным стандартом для каждого уровня образования. Систематическая работа данного характера позволяет обучающимся не только сохранять, но и развивать и укреплять свои индивидуальные таланты и способности, способствуя полноценному интеллектуальному и психическому развитию личности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования можно сделать вывод, что психологические основы систем развивающего обучения, которые были сформированы еще в середине прошлого века, в настоящее время сталкиваются с необходимостью практического применения.В условиях стремительного технологического и информационного прогресса, мы все сталкиваемся с нескончаемым потоком данных, оказывающим огромное влияние на нашу психику. Чтобы успешно осваивать и усваивать новую информацию, необходимо, чтобы учащиеся не просто визуально воспринимали ее, а также могли активно навигироваться в этом информационном море, самостоятельно поставлять перед собой цели и решать конкретные задачи, осознавая возможность применения своих знаний на практике.Современная система образования в нашей стране активно прогрессирует в направлении развивающего обучения. Одним из значительных шагов на этом пути стало внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в образовательный процесс. Этот стандарт предусматривает использование деятельностного и личностно-ориентированного подходов в психолого-педагогической работе. Психологический аспект этих подходов способствует достижению наиболее устойчивых результатов в формировании полноценной психически здоровой личности учащихся.На сегодняшний день две системы развивающего обучения - системы В.В. Давыдова и Л.В. Занкова - пользуются наибольшей популярностью. Хотя обе системы основаны на деятельностном подходе, они имеют значительные различия. Использование обеих методик одновременно в образовательном процессе невозможно, однако есть возможность интеграции и разработки практических рекомендаций по их частичному применению в общеобразовательной организации.В основе методической разработки практических рекомендаций в данном исследовании лежит интеграция ключевых тезисов двух систем развивающего обучения - методологии В. В. Давыдова и педагогической концепции Л. В. Занкова. Основная цель практической части исследования заключается в формировании рекомендаций, основанных на этих двух системах развивающего обучения, в области психолого-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях. Для достижения данной цели были поставлены определенные задачи, а затем предложены конкретные методы их решения.В результате проведенного исследования, представленного в курсовой работе, были разработаны методические рекомендации по применению психологических основ систем развивающего обучения в школах. Эти рекомендации основаны на двух наиболее популярных системах развивающего обучения и соответствуют требованиям современного федерального государственного стандарта в образовании. В дополнение к этому, был разработан примерный план занятия для общеобразовательной организации, в котором учтены предложенные в работе рекомендации.Применение предложенных в исследовании рекомендаций в полной мере может привести образовательный процесс к совершенно новым горизонтам развития. В основе общего подхода к образованию, ориентированного на психологические и педагогические принципы, лежит стремление сформировать самостоятельную личность ученика, постепенно продвигая ее вперед в развитии.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова.- М.: Совершенство, 2021.- 318с. 2.Гладко М.П. Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления.  [Электронный источник]. URL: https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez (дата обращения: 21.01.2023).3.Грибанова, Ю. Г. Психология и педагогика : учебник : [16+] / Ю. Г. Грибанова, Л. В. Козилова, В. А. Чвякин ; гл. ред. Н. А. Краснова. – Нижний Новгород : Профессиональная наука, 2022. – 122 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701092 (дата обращения: 20.03.2024). – Библиогр.: с. 106-108. – ISBN 978-5-907607-10-1. – DOI 10.54092/9785907607101. – Текст : электронный.4.Долматов, А. В. Креативные методы и проектные технологии в развивающем образовании : учебник : [16+] / А. В. Долматов, Л. А. Долматова ; под ред. А. В. Долматова ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), 2023. – 328 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=709331 (дата обращения: 20.02.2024). – Библиогр.: с. 317-326. – ISBN 978-5-8064-3244-6. – Текст : электронный.5.Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 26 ноября ‒ 31 декабря 2021 г. – Москва : Директ-Медиа, 2022. – 177 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684489 (дата обращения: 20.02.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-2912-9. – DOI 10.23681/684489. – Текст : электронный.6.Инновации в образовании / гл. ред. И. В. Сыромятников. – Москва : Современный гуманитарный университет, 2016. – № 9. – 164 с. : схем., табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447208. – ISSN 1609-4646. – Текст : электронный.7.Медникова, Л. А. Педагогические технологии в начальном образовании : учебное пособие / Л. А. Медникова, А. Р. Лопатин ; Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова. – Кострома : Костромской государственный университет (КГУ), 2015. – 268 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275643 (дата обращения: 10.03.2024). – ISBN 978-5-7591-1463-5. – Текст: электронный.8.Подольская, О. А. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебное пособие : [16+] / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 170 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495845 (дата обращения: 11.03.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9772-6. – Текст : электронный.9.Психология и педагогика : учебник / А. М. Столяренко, И. И. Аминов, К. Г. Дедюхин [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва :Юнити-Дана, 2023. – 544 с. : ил. – (Золотой фонд российских учебников). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=712718 (дата обращения: 05.03.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-03699-1. – Текст : электронный.10.Тусубекова К.К., Абдраманова Н.Ш., Жунисбекова Ж.А., Койшибаева Н.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 761-765;URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7237 (дата обращения: 10.03.2024).11.Формирование учебной деятельности в начальной школе : учебное пособие для бакалавров / сост. Г. Р. Юсупова, Э. Ф. Исмагилова, Ф. А. Саглам ; Институт экономики [и др.]. – Казань : Познание (Институт ЭУП), 2014. – 116 с. : табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364165 (дата обращения: 21.02.2024). – Библиогр. в кн. – Текст : электронный.:https://search.rsl.ru/ru/record/01001397384ПРИЛОЖЕНИЕ 1Таблица 1. УУД, формируемые в процессе развивающего обучения:Личностныесамоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.Регулятивныеуправление своей деятельностью, контроль и коррекция, оценка и самооценка, инициативность и самостоятельность.Познавательныеработа с информацией, работа с учебными моделями, использование общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.Коммуникативныеумение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого.ПРИЛОЖЕНИЕ 2Таблица 2. Примерные этапы занятия с применением разработанных рекомендаций ЭтапыЦель этапаПоказатели достижения результатовМотивирование (самоопределение) к учебной деятельностиЦель:создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности.- эмоциональный настройучащихся,- организованность учащихся,- быстрое включение учащихся в урок,- мобильное и чёткое начало урока,- готовность оборудования к уроку.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действииЦель: организация учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.-воспроизведены учащимися опорные знания, необходимые для «открытия» нового знания,- выполнено пробное учебное действие, с фиксацией затруднений. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельностиЦель: формулирование с учащимися цели и задач урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации. - зафиксированы во внешней речи место и причина затруднений,- самостоятельно сформулированы учащимися тема, цель и задачи урока,- использованы приемы и средства для включения учащихся в процесс целеполагания,- разработан совместный план учебных действий по достижению цели урока (решения проблемы).Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)Цель: обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий.  - выдвинуты гипотезы к задаче (проблеме), вызвавшей затруднения,- определены способы получения новых знаний, необходимых для решения проблемы.Реализация построенного проектаЦель: выдвижение гипотезы и построения модели исходной проблемной ситуации.- выдвинуты гипотезы и построены модели проблемной ситуации,- построен новый способ действия, которое оформляется вербально и знаково,- организована самостоятельная деятельность учащихся,- получены «открыты» новые знания, способы деятельности.Первичное закреплениеЦель: закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.- решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух, учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах), - самостоятельное выполнение учащимися заданий (процент учащихся, справившихся с заданием). Включение в систему знаний и повторениеЦель: выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.- обобщены знания об изученном материале, -использованы изученные ранее материалы, имеющие методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.Рефлексия учебной деятельности (итог урока)Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.- соотнесены цель учебной деятельности и ее результаты,- проведена рефлексия учебной деятельности в конце или в течение всего урока,- использованы приемы рефлексии,- соответствие методов обучения и процедур оценивания,- проведен анализ достижения цели урока,- получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов,- адекватность самооценки, оценки учителя.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнениюЦель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.-проведён инструктаж по выполнению домашнего задания, указаны трудности, -сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике,- объявлены критерии оценки домашнего задания.Проверка выполнения домашнего заданияЦель: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания, выявление пробелов и их коррекция.- проверены и скорректированы опорные знания учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова, Т. В. Азарова.- М.: Совершенство, 2021.- 318с.
2.Гладко М.П. Технологическая карта урока по ФГОС: образец ТК и правила оформления. [Электронный источник]. URL: https://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez (дата обращения: 21.01.2023).
3.Грибанова, Ю. Г. Психология и педагогика : учебник : [16+] / Ю. Г. Грибанова, Л. В. Козилова, В. А. Чвякин ; гл. ред. Н. А. Краснова. – Нижний Новгород : Профессиональная наука, 2022. – 122 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=701092 (дата обращения: 20.03.2024). – Библиогр.: с. 106-108. – ISBN 978-5-907607-10-1. – DOI 10.54092/9785907607101. – Текст : электронный.
4.Долматов, А. В. Креативные методы и проектные технологии в развивающем образовании : учебник : [16+] / А. В. Долматов, Л. А. Долматова ; под ред. А. В. Долматова ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), 2023. – 328 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=709331 (дата обращения: 20.02.2024). – Библиогр.: с. 317-326. – ISBN 978-5-8064-3244-6. – Текст : электронный.
5.Инновационная деятельность педагога в условиях реализации образовательных и профессиональных стандартов : материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 26 ноября ‒ 31 декабря 2021 г. – Москва : Директ-Медиа, 2022. – 177 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684489 (дата обращения: 20.02.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4499-2912-9. – DOI 10.23681/684489. – Текст : электронный.
6.Инновации в образовании / гл. ред. И. В. Сыромятников. – Москва : Современный гуманитарный университет, 2016. – № 9. – 164 с. : схем., табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=447208. – ISSN 1609-4646. – Текст : электронный.
7.Медникова, Л. А. Педагогические технологии в начальном образовании : учебное пособие / Л. А. Медникова, А. Р. Лопатин ; Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова. – Кострома : Костромской государственный университет (КГУ), 2015. – 268 с. : ил., табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275643 (дата обращения: 10.03.2024). – ISBN 978-5-7591-1463-5. – Текст: электронный.
8.Подольская, О. А. Основы коррекционной педагогики и психологии : учебное пособие : [16+] / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 170 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495845 (дата обращения: 11.03.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9772-6. – Текст : электронный.
9.Психология и педагогика : учебник / А. М. Столяренко, И. И. Аминов, К. Г. Дедюхин [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва :Юнити-Дана, 2023. – 544 с. : ил. – (Золотой фонд российских учебников). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=712718 (дата обращения: 05.03.2024). – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-238-03699-1. – Текст : электронный.
10.Тусубекова К.К., Абдраманова Н.Ш., Жунисбекова Ж.А., Койшибаева Н.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 8-4. – С. 761-765;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7237 (дата обращения: 10.03.2024).
11.Формирование учебной деятельности в начальной школе : учебное пособие для бакалавров / сост. Г. Р. Юсупова, Э. Ф. Исмагилова, Ф. А. Саглам ; Институт экономики [и др.]. – Казань : Познание (Институт ЭУП), 2014. – 116 с. : табл., схем. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364165 (дата обращения: 21.02.2024). – Библиогр. в кн. – Текст : электронный.:https://search.rsl.ru/ru/record/01001397384