Художественная деталь как предмет изучения в школьном курсе литературы (на материале романа Е. Водолазкина "Авиатор")
Заказать уникальную дипломную работу- 47 47 страниц
- 49 + 49 источников
- Добавлена 22.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое осмысление понятия художественная деталь в литературоведении 5
1.1. Художественная деталь как элемент произведения 5
1.2. Функции художественной детали 13
Глава 2. Методы и приёмы изучения художественной детали в школьном курсе литературы 16
Глава 3. Функции художественной детали в романе Е. Водолазкина «Авиатор» 40
3.1. Художественная деталь как прием психологизма 40
3.2. Композиционная и сюжетообразуюующая функции художественной детали 47
3.3. Предметная деталь как способ характеристики героя 52
Заключение 54
Список использованных источников 56
Следует отметить, что в качестве отдельных деталей, усиливающих психологизм, периодически прерываются записи в дневнике Платонова. В связи с этим нельзя отметить, по какому принципу происходит упоминание определённых дат в первой части. Во второй части упоминаний дней недели нет. Это особый приём автора, который стремится показать незначительность дат и дней недели и важность событий, происходящих в жизни. Сложные временные связи, которые необходимы для раскрытия психологических особенностей персонажей, также раскрываются в деталях: каждому периоду соответствуют свои художественные детали. В реальное время было для героя в начале XX века. Не случайно годом рождения Иннокентия был выбран 1900 год – так автор делает героя «Ровесником эпохи». Время, в котором он реально существует, это период от 1900 по 1930 гг. В этот период проходят его детские годы, юность, влюблённость в Анастасию, убийство Зарецкого и отправка на Соловки, где впоследствии его замораживают в ходе особого эксперимента. При этом 1999 год, когда происходит его пробуждение после заморозки, также оказывается для героя реальным. В качестве художественной детали используется тот факт, что в это время он отмечает дни недели в своём дневнике. И с понедельника он вновь начинает жизнь: «Вчера еще не было времени. А сегодня - понедельник» [8, c. 86]. Для Гейгера и Насти Ворониной реальным является только один период – период с 1999 года. Автор не называет год рождения Гейгера, однако упоминает, что Настя родилась в 1980 году. В другом эпизоде Гейгер так отзывается о «выпавшем промежутке»: «Я смотрел вчера с ними хронику пятидесятых. Забавно. Как на другой планете». При этом используется художественная деталь, о которой говорит Настя Воронина: «Теперь мы с ним собираем книги и фильмы с тридцатых по восьмидесятые годы. В основном даже фильмы - несмотря на советскую ахинею, которая в них содержится, быт передан точно» [8. C. 137]. Таким образом, благодаря использованию художественной детали, автор стремится донести до читателя то, что восприятие времени является субъективным. И важной идеей становится идея о воспоминаниях как о способе удержать временной отрезок, который является значимым для героя. Время, в котором жил Иннокентий до своей криоконсервации, является завершённым для Насти и для Гейгера. Они воспринимают этот промежуток времени как исторический. Использование художественной детали происходит в ряде моментов: Гейгер судит о событиях данного периода по научным работам, Настя – по рассказам своей бабушки. Однако для Платонова данный период времени завершённым не является: несмотря на то, что он длительное время находился в криоконсервации, он был живым. Время начала 21 века для Платонова становится завершённым. Несмотря на то, что точных данных о времени смерти Платонова не представлено, автор даёт понять читателю, что главный герой погибает. При этом другие персонажи продолжают жить и для них данный промежуток времени завершённым не является. Об этом свидетельствует то, что автор делает открытым финал своего романа. Рассуждения о цикличности времени появляются посредством художественной детали в дневниковых записях Платонова: «Я тут прочитал, что календарные даты принадлежат к линейному времени, а дни недели - к циклическому. Линейное время - историческое, а циклическое замкнуто на себе. Вовсе и не время даже. Можно сказать, вечность. Получается, что история, излагаемая нашей тройкой, никуда не стремится» [8, c. 178]. То есть циклическое время будет относиться ко всем трем героям романа - Иннокентию, Гейгеру и Насте, так как они не осуществляют «движение вперед», а время - настоящее, прошедшее и будущее - для них сливается в конкретный опыт каждого из них. Циклическое время выражается также в избранной автором литературной форме повествования - дневниковые записи, которые маркированы по дням недели. Двадцатый век – это историческое время для Гейгера и Насти. Однако для Платонова это настоящее время: «Вспоминаю. Трамвайные рельсы на замерзшей реке. Электрический трамвайчик, пробивающийся от одного берега к другому, лавки вдоль окон. Взгляд вагоновожатого буравит метель и сумерки, но другого берега все еще не видно. Пусть едва освещают фонари, в их мерцающем свете каждая неровность на льду кажется едущим трещиной или зиянием» [8, c. 169]. Так автор с использованием метафоры делится рассуждениями о времени. Так, в роли электрического трамвайчика представлен сам герой, который существует в двух эпохах. Замёрзшая река символизирует тот промежуток времени, который выпадает из жизни героя. И поднявшись над землёй, Платонов хочет восстановить утраченное. Основные воспоминания Иннокентия об ушедшей эпохи состоят не в событиях, а в различных ощущениях: запахах, эмоциях и т.п. При этом герой словно сообщает остальным, что важнее событий являются те эмоции, которые они вызывают. Жизнь Платонова в произведении детально анализируется. Многие события из детства Платонова очень часто упоминаются им: «Мы с кузеном Севой на Финском заливе. Мы с ним запускаем воздушного змея. Бежим по вечернему пляжу у самой кромки воды. Иногда задеваем воду босыми ступнями, и брызги сверкают в заходящем солнце. Воображаем себя авиаторами» [8, c. 196]. Описание жизни героя является существенным для сюжета произведения. В произведении отмечены основные периоды его жизни: детство; период юности, в котором он встречает свою любовь - Анастасию; этап взросления, происходящий у Иннокентия в период его жизни в Петербурге, где он и решается на убийство Зарецкого; зрелость, которая приходит к герою во время его нахождения в исправительно-трудовом лагере Соловки. Однако самыми важными для него становятся те события и явления, которые нельзя назвать ключевыми. И благодаря именно им раскрываются особенности эпохи.Время социальное является определённым компонентом времени исторического. В рассматриваемом произведении к социальному времени относится следующее: октябрьская революция 1917 года, политические репрессии с конца 1920-1954 года. Автор отмечает цикличность и неравномерность данного времени. Социальное время оказывает воздействие как на общество в целом, так и на определённую личность индивидуально. Перемены в обществе происходят именно под воздействием социального времени.Итак, социальное время наполнено разными датами, которые отмечают его цикличность. Информация о днях недели представлена в первой части произведения, особый упор делается на понедельник. Также отмечается идея о необратимости социального времени: с каждым днём недели время жизни уменьшается. Неравномерность социального времени проявляется то в его ускорении, то в замедлении. Замедленными событиями являются события периода 1900 – 1930 гг., а также события 1999 г, при этом ускорены события промежутка времени, когда герой находится в заморозке.Важное место в произведении занимает психологическое время, которое отражено в дневниковых записях. В этих записях раскрывается психологическое состояние героя в различные периоды времени: он отмечает «фразы», больше говорит о «душевных движениях». Сложная структурированность записей свидетельствует о психологическом напряжении героя, о его тревожности и внутренней неудовлетворённости. Главный герой обращает внимание главным образов не на временные промежутки, а на те ощущения, которые в эти периоды у него отмечались. Во второй части произведения психологическое время отмечается не только в отношении главного героя, но также и в отношении Гейгера и Насти. И если изначально голоса Насти и Гейгера различимы, то во второй части они сливаются в одно целое (при этом сливаются и границы времени). Таким образом автор стремится выразить внутреннее состояние героев. «Выпадение» из реального исторического времени происходит у Иннокентия после криосна. Для него карнавальное время охватывает весь 30 XX век. В данном случае применим термин «гетеротопия», под которым понимают образование «других пространств» (Мишель Фуко). Иннокентий выпадает из своего времени и перемещается в новоизобретенный мир. Карнавализация в романе доходит до гротескного изображения современной действительности: Иннокентию предлагают рекламировать замороженные овощи, проводить корпоратив газовой компании. Это время значимых событий в жизни каждого из героев. Переломными моментами в жизни Иннокентия являются следующие: убийство Зарецкого, пребывание в Соловках, криоконсервация, разморозка, жизнь в новом времени. Важно отметить символичность в кризисном времени Платонова. Так, период времени, когда Иннокентий находился в криоконсервации символизирует потерю временной связи, а его гибель свидетельствует о том, что эта связь утрачена навеки. Кризисным временем как для Насти, так и для Гейгера становится момент их встречи с Платоновым. Именно с этого периода начинается изменение в их мировоззрении, которое меняет отношение к жизни. Важно отметить, что представленные художественные детали, формирующие психологизм и эмоциональный фон произведения, существуют не самостоятельно: они взаимосвязаны друг с другом, создавая живость сюжета.3.2. Композиционная и сюжетообразуюующая функции художественной деталиВажно отметить, что в произведении Е. Водолазкина «Авиатор» художественные детали выполняют композиционную и сюжетообразующие функции.В самом начале романа пространство произведения ограничивается стенами больницы, в которой находится Платонов. Это становится понятно по следующей яркой художественной детали: «Вошел неизвестный в белом халате», «воздух палаты смешивается с зимним воздухом за окном» [8, c. 156]. Так, на данном этапе всё пространство составляет больница. За данным пространством следует неизвестность, однако о ней сообщаются некоторые художественные детали, например: «зимний воздух за окном». Следовательно, можно предположить, что события в романе происходят в зимнее время.Многие композиционные особенности произведения связаны с воспоминаниями Платонова о его жизни до заморозки. Примерами этого можно назвать описание комнаты помещения, которое герой помнит с детских лет, а также описание гимназии, где он когда-то обучался: «Лежу дома с температурой - инфлюэнца. Снежные вихри за окном - заметают дорогу в гимназию, куда я сегодня не пошел. В доме, возможно, слышны ходики. На классной доске (вчерашняя арифметика) уравнение, доски пола хранят влагу утренней уборки. За двойными рамами едва слышны колеса экипажей» [8, c. 144]. Представленное описание деталей является значимым для понимания сюжета романа. В этом описании проводится аналогия главного героя с Робинзоном Крузо, что важно для понимания философских аспектов произведения. Большое значение имеет описание эмоциональной составляющей художественной детали: «Перед тем как перевернуть страницу, она подносит к губам палец. Иногда прихлебывает остывший чай, и тогда на “Робинзона Крузо” летят едва заметные брызги. Иногда - крошки от съеденного между главами сухаря», которое работает на выражение идеи о несущественности обозначения конкретного времени и пространства и важности ощущений, чувств, звуков, запахов. Эта же мысль повторяется и в следующем описании пространства: «А бывает и так: слова не сохранились, но картинка - в совершенной целости. Сидит, например, человек в сумерках. В комнате уже полумрак. Шевелит губами, смотрит в окно. Форточка скрипит» [8, c. 169]. Художественная деталь необходима для описания прошлой жизни Иннокентия Платонова. В этих деталях можно отметить многие значимые события в жизни главного героя: 1) «Говорил ей: в холода носи шапку, иначе отморозишь уши» [8, c. 158] - воспоминание об Анастасии, первой любви героя; 2) «Или совсем уж фантасмагория: кому-то дают по голове куском колбасы, и вот этот человек катится по наклонной плоскости, катится и не может остановиться...»[8, c. 160] - воспоминание об убийстве Зарецкого. Кроме этого, в романе имеются точные названия различных пространств, которые либо когда-то существовали, либо появились недавно: «Двинулся по Большому проспекту.» - это проспект Петроградской стороны, который находится в Петроградском районе города Петербург, «.. .в сторону Тучкова моста. Перешел Александровский проспект по подземному переходу - бывший Александровский, ныне Добролюбова» [8, c. 165] - неизвестно, с какого именно места с Большого проспекта выдвинулся герой, но по описанию пространства мы определяем, что он дошел до самого Тучкова моста через реку Ждановку, перешел проспект и оказался на мосту: «На мосту - ветер, стало трепать мой (выданный Гейгером) плащ. На середине моста я остановился и подошел к парапету» [8, c, 167]. Дальше Иннокентий выходит на Малый проспект Васильевского острова и пересекает линию за линией, попадая на Смоленское кладбище. В этих описаниях представлено пространство Санкт-Петербурга двух разных периодов: современного времени и времени XX века, когда Иннокентий ещё не был заморожен. На примере ощущений главного героя можно отметить, как меняется внешнее пространство Санкт-Петербурга и как внутренне оно остаётся прежним. Таким образом автор стремится показать, что важнее внешних изменений имеют те эмоции, которые появляются в определённой атмосфере. Опираясь на классификацию Ю. М. Лотмана [23, с. 187], определим те типы художественного пространства, которые представлены в исследуемом романе. 1. Пространство повествователя. Главный герой Иннокентий является также рассказчиком. Таким образом, он одновременно является и тем, кто описывает пространство, и тем, кто в нём непосредственно находится.Образ Иннокентия как рассказчика является значимым в романе. Он определяет ту сущность эпохи, тот культурный феномен, который характерен для определённого исторического периода. Во второй части рассказчиков становится трое: к Иннокентию добавляются Настя Воронина и Гейгер. При этом пространство анализируется с разных ракурсов, что приближает картину к объективной.Пространство персонажей. По отношению к героям произведения данный тип пространства может как расширяться, так и сужаться. Так, в начале произведения для Иннокентия пространство ограничивается стенами больницы. Впоследствии пространство существенно расширяется за счёт воспоминаний главного героя: в нём появляется образ Санкт-Петербурга, а затем и других российских городов(Алушта, Сиверский и т. д.).Конкретное пространство. Топографические особенности наполняют роман постепенно. Первое положение героев – это петербургская больница. Далее к этому пространству добавляются другие пункты: Сиверский поселок, Гатчина, Суйде, населенные пункты Куоккала, Лигово. Многие названия рек также формируют топографические характеристики пространства в романе - Лиговка, Оредежь; определенных улиц, проспектов и других городских сооружений - квартира на Моховой, Каменноостровский проспект, Троицкий мост, Театральная улица, Александрийский театр, Фонтанка, церковь Петра и Павла. Кроме Петербурга появляются и другие города России - Алушта, Москва, но все же именно Петербургу уделено особое место в романе: «Я ведь любил Петербург бесконечно. Возвращаясь из других мест, испытывал острое счастье» [8, c. 218]. Таким образом, подавляющее большинство топографических единиц непосредственно имеют отношение к Санкт-Петербургу. Также отмечена зарубежная топография (например, Турция, Мюнхен).Абстрактное пространство. Абстрактное пространство в романе «Авиатор» дополняет конкретные пространственные объекты. Оно не связано с конкретным местом, однако обеспечивает взаимосвязь персонажей. Например, описание того, как бабушка читает маленькому Иннокентию роман Д. Дефо необходимо для формирования аналогии главного героя с образом Робинзона Крузо, что важно для определения философской составляющей произведения. Оба героя попадают в сложную ситуацию, связанную с жизнью на острове. При этом пространственно-временные границы различаются. Волшебное пространство.XXвек является волшебным пространством для Насти и Гергера. Это тот промежуток, который выпадает из жизни главного героя: 1930 – 1999 гг: «1958-й. Летнее утро на Фонтанке. Солнце, ударившись об оконные стекла, под острым углом летит в реку. Дворник в белом фартуке поливает из шланга гранит набережной» [8, c. 161]. Сложно отличить, кто именно из героев создал данный фрагмент, так как их голоса под влиянием мировоззрения Иннокентия сливаются в один. При этом важно отметить особенность пространства в романе: Иннокентий не просто описывает его, но и наполняет эмоциональным содержанием. Он неоднократно мысленно представляет себя в пространстве того времени, когда находится в криосне: «1975-й. Алушта. Песчаный пляж. Беру кошелек, иду к пляжному автомату. Простую газировку (1 коп.) в таких обстоятельствах только и можно пить. Она с фырканьем проливается в стакан, бурлит в нем. Намек, однако, ложный, вода не холодная. Но лучше такая, чем никакой, ведь в 1911 году, когда я был здесь последний раз, автомата вообще не было - и не только автомата» [8, c. 155]. Эти детали дают ему возможность представь, как бы могла сложиться его жизнь, если бы в его судьбе не было криосна. При этом большинство описываемых состояний пространства связано не с реально происходившими событиями, а с внутренними ощущениями героя. При этом поднимается важный вопрос: что из происходящего следует считать событием?Театрализованное пространство Больничная палата в романе выступает в значении театрализованного пространства. Его созданию во многом способствуют детали: пенсне у Гейгера, сестра Валентина и врач «выглядят старорежимно», «Гейгер если не в халате, так обязательно в тройке». Это заставляет Иннокентия понять, что вокруг него создаётся искусственная обстановка. Многочисленные детали – внешний вид присутствующих, части интерьера, многие предметы – привнесены специально с целью воссоздания привычной обстановки для героя. Таким образом, художественные детали в произведении «Авиатор» способствуют формированию композиции произведения, определяя его художественное пространство и особенности сюжета.3.3. Предметная деталь как способ характеристики герояВ произведении «Авиатор» активно используются предметные художественные детали, которые необходимы для понимания основных характеристик героя.В первых строках произведения в качестве художественной детали упоминается стремление главного героя убедить возлюбленную надеть шапку, с чем она не соглашалась. В этом фрагменте показано, что главный герой Платонов предстаёт положительным человеком, добрым и заботливым. Уже в самом начале повествования появляется такая важная художественная деталь, как белый халат. С этого времени образ героя воспринимается как связанный с больничным пространством.Многие детали, отмеченные автором, позволяют воссоздать пространство различных временных периодов романа, которые отмечены в предыдущем параграфе. Многие детали интерьера, устаревшие предметы, вышедшие из обихода вещи являются необходимыми атрибутами создания представлений об особенностях жизни в XX веке. Например, инфлюэнца, которой в детстве болел Иннокентий – этот название, которое сейчас известно как грипп. Также устаревшими являются многие названия транспортных средств (экипаж, повозка). Помимо этого, в романе присутствуют названия устаревших профессий (извозчик). В то же время Гейгер и Настя дополняют пространство новыми терминами, не известными Иннокентию, компьютер, пуховик, телевизор, пульт, машина, «дворники», контейнер. Таким образом, предметные художественные детали в произведении «Авиатор» используются как для характеристики индивидуальных личностных особенностей Платонова, так и для характеристики его как персонажа определённого временного периода.ЗаключениеИндивидуальное изображение автором общей картины, образов героев произведения составляет отдельные художественные детали. Набор определенных деталей и изобразительных компонентов имеют особую значимость в литературе. Понимание детали сводится целостности композиции произведения, а сама деталь представляет мельчайший образ или микрообраз, выступающий в контексте более крупного образа. А.Б. Есиным выделяются следующие группы деталей: «внешние и психологические». Внешние дополнительно делятся на три категории: вещные, портретные, пейзажные. Психологические и внешние детали не имеют между собой четких границ, какая-либо внешняя деталь может стать психологической, если выражает те или иные нравственные переживания. Существуют детали-подробности и детали-символы. Е.С. Добин полагал, что «подробности по смысловому значению ниже деталей». Но на самом деле, наши наблюдения показывают, что оба элемента равнозначны в романе..В ходе работы мы проанализировали различные функции художественных деталейв романе Е. Г. Водолазкина - «Авиатор», обозначили их функции психологизации, композиционные и сюжетообразующие функции, способы выражения, а также исследовали и сравнили специфику характеристик героя с использованием художественной детали. Подводя итоги анализа функций художественной детали в романе «Авиатор», мы можем говорить о специфической авторской модели использования художественной детали, проявляющейся в творчестве Е. Г. Водолазкина. В романе «Авиатор» эта модель реализуется в сложной композиционной структуре: время в произведении укладывается в определенный временной отрезок с 1900 по 1999 год. Повествование ведется параллельно - в настоящем и прошедшем времени, от лица главного и второстепенных героев. В этом заключается особенность романов Евгения Водолазкина. С помощью детали писатель показывает портрет главного героя, который оказывается вне времени, вне событий, но в своих чувствах, ощущениях, в поиске смысла жизни, счастья, любви. Он размышляет о прошлом, говорит о самых важных вещах в своей жизни.Рассмотрев детали в романе, можно отметить, что композиция трансформируется, не является цельной и неделимой, она изменяется в соответствии с переменами жизни героев. Время и пространство меняется именно тогда, когда меняется и сам герой, его окружение. Композицию романа «Авиатор» характеризуют следующие отличительные признаки: развернутость и сжатие сюжета, прерывность временной цепи «настоящее-прошлое», наличие биографического и исторического времени героя, применение таких приемов, как ускорение времени. Усложнение деталей в романе Е. Г. Водолазкина «Авиатор» является инструментом динамизации сюжета, углубления психологизма произведений писателя, а также формой выражения глобального универсального содержания.Список использованных источниковАбаганова, А.О. К вопросу о массовой литературе на материале творчества Виктора Пелевина / А.О. Абаганова // Уральский фил. вестник. – 2018. – № 3 – С. 95-104.Авдеев, А.Ю. Современный подросток в пространстве информационных технологий: психологический аспект / А.Ю. Авдеев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. – № 3. – С. 67-72.Афиша Daily. Официальный сайт.URL: https://daily.afisha.ru/archive/- vozduh/archive/ilichevskiy/. Безрукавая, М.В. Концепция личности в романах А. Иличевского // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=13936Березина, А.В. К вопросу о мотивации чтения фантастики современными российскими подростками / А.В. Березина // электрон. науч. журн. «Культура: теория и практика». – 2021. – электрон ст. – URL: http://theoryofculture.ru/issues/120/1460/Богданова, О.В. Современный литературный процесс: претекст, подтекст, интертекст: сборник научных трудов / О.В. Богданова. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 472 сБогданова, О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы: (60–90-е годы ХХ – начало ХХI в.) / О.В. Богданова. Дисс. … докт. филол. наук. – Санкт-Петербург : Филол. ф-т СПбГУ, 2003. – 785 сВодолазкин, Е. Авиатор [Электронный ресурс] -URL: https://flibusta.su/book/660-aviator/read/Волошина, В.П. К вопросу о возможностях синтеза искусств в литературном образовании и социокультурном развитии старшеклассников / В.П. Волошина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – № 2. – С. 53-59Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 140 с. Гарипова, Г.Т. Художественная модель бытия в литературе ХХ века. Ташкент: Mumtoz so’z, 2012. 352 с. Гримова, О.А. Особенности функционирования нарративных интриг в романе Е.Г. Водолазкина «Авиатор» // Новый филологический вестник. 2017. № 4 (43). С. 48-58.Добин Е.С. Искусство детали. Л.: Сов. писатель, 1981. С. 300 – 311.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Наука, 1999. С. 42 – 60Знаĸовые имена современной руссĸой литературы: ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗKИН: коллективная монография, под ред. Анны Скотницкой и Януша Свежего, Краков: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2019, с. 624.Иличевский, А. «Последнее, что сдаст позицию, – красота»: интервью Д. Бавильскому. URL: http://www.chaskor.ru/article/aleksandr_ilichevskij_poslednee_ chto_sdast_pozitsiyu_-_krasota_23151Ильин, И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. – Москва : ИНИОН РАН – INTRADA, 2001. – 384 сКалмыкова, В.В. Межвузовский научный семинар «Москва и “московский текст” в русской литературе и фольклоре. Москва в судьбе и творчестве русских писателей». URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/109/ka4 3.html Коханова, В.А. Методическая подготовка учителя литературы к работе в информационной среде «Московская электронная школа» / В.А. Коханова // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. – Санкт-Петербург : МАПРЯЛ, 2019. – С. 2020-2025.Кржижановский, С. Поэтика заглавий. М.: Никитинские субботники, 1931. Кротова, Д.В. Творчество В. Пелевина и традиции модернизма / Д.В. Кротова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 3-3 (69). – С. 29- 33.Левитан, Л.С., Цилевич, Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига: Зинатне, 1990. 512 с. 49Липовецкий, М.Н., Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература: 1950– 1990-е годы : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий; 5-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2010. – 688 с.Литературоведение. литературное произведение: основные понятия и термины. Под редакцией Л.В. Чернец. 368 с. URL: http://taviak.ru/distance/wpcontent/uploads/2014/obshcheobrazovatelnye_distsipliny/Literatura/Chernec.pdfЛотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 416 с. Михайленко, О.В. Время вечность в романе Водолазкина «Лавр» // ФИЛОЛОГИЯ, ЖУРНАЛИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. 2014. С. 74-76.Набоков, В.В. Приглашение на казнь [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/fiction/priglashenie-na-kazn-vladimir-nabokov/Национальная литературная премия «Большая книга». Официальный сайт. URL: http://www.bigbook.ru/smi/detail.php?ID=3861Орлицкий, Ю.Б. Заглавие // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной, 2008. С. 73–74. Пелевин, В.В. Тайные виды на гору Фудзи [Электронный ресурс] – URL: https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya-proza/425320-viktor-pelevin-tajnye-vidy-na-goru-fudzi-litres.htmlПоспелов, Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970. С. 54. Роберт, И.В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития / И.В. Роберт // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – № 16-1. – С. 868-876Селеменева, М.В. «Московский текст» в русской литературе XX в. (на материале художественной прозы 1910–1950-х гг.). // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2009. № 2. 20–27.Селеменева, М.В. Своеобразие Московского текста Александра Иличевского // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 4. С. 627–639. Сидорова, М.Ю. Квалифицированный читатель и массовая литература (лингвистический аспект проблемы) / М.Ю. Сидорова // Библиотека в эпоху перемен. – 2003. – № 4. – С. 16-25Соловьёва, Е.Е. Жанровые особенности романа «Лавр» Е. Водолазкина // ЧЕРЕПОВЕЦКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ - 2014. Ответственный редактор: Н.П. Павлова. 2015. С. 140-143.Соляр, Е.О. Поэтика заглавия романа Евгения Водолазкина «Авиатор» // Поиск (Волгоград). 2017. № 2 (7). С. 24-28.Тамарченко, Н.Д. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика // Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. М.: Академия, 2004. Т. 1. 512 с.Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1996. 308 с.Томилова, Н.А. Мотив дервишества в русской литературе (на материале творчества Сухбата Афлатуни, Тимура Зульфикарова, Александра Иличевского): дис. … канд. филол. наук. М., 2014. 181 сТурчин, В.С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. URL: https://www.litmir.me/br/?b=120141&p=1 (дата обращения: 05.11.2020). Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 575 с. Тюпа, В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М.: Лабиринт, 2001. 192 с. Тюпа, В.И. Финал // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 7. М.: Сов. энциклопедия, 1972. Стлб. 981–982. Уилсон К., Уолкер Дж. Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии. — М.: Лаборатория знаний, 2021. — 848 c.Фролова, А.В. Визуально-образная репрезентация романа Евгения Водолазкина «Авиатор» // КНИГА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КРИЗИС ЛОГОЦЕНТРИЗМА И / ИЛИ ТОРЖЕСТВО ВИЗУАЛЬНОСТИ?. материалы международной научной конференции. Воронежский государственный университет. 2018. С. 209-216.Ханинова Р.М. Поэтика вещи в русской прозе XX века // Учебное пособие / Р. М. Ханинова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Калмыцкий гос. ун-т. Элиста: 77 Изд-во Калмыцкого ун-та, 2012. С. 145 – 150.Харитонов В.С. Особенности использования образов предметного мира в лирике В.В. Набокова // Вестник Брянского государственного университета. Тула. №2. 2015. С. 271 – 275. Чернец Л.В. Деталь / Введение в литературоведение. М., 2010. С. 299 – 314.
1. Абаганова, А.О. К вопросу о массовой литературе на материале творчества Виктора Пелевина / А.О. Абаганова // Уральский фил. вестник. – 2018. – № 3 – С. 95-104.
2. Авдеев, А.Ю. Современный подросток в пространстве информационных технологий: психологический аспект / А.Ю. Авдеев // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. – № 3. – С. 67-72.
3. Афиша Daily. Официальный сайт.URL: https://daily.afisha.ru/archive/- vozduh/archive/ilichevskiy/.
4. Безрукавая, М.В. Концепция личности в романах А. Иличевского // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=13936
5. Березина, А.В. К вопросу о мотивации чтения фантастики современными российскими подростками / А.В. Березина // электрон. науч. журн. «Культура: теория и практика». – 2021. – электрон ст. – URL: http://theoryofculture.ru/issues/120/1460/
6. Богданова, О.В. Современный литературный процесс: претекст, подтекст, интертекст: сборник научных трудов / О.В. Богданова. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – 472 с
7. Богданова, О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы: (60–90-е годы ХХ – начало ХХI в.) / О.В. Богданова. Дисс. … докт. филол. наук. – Санкт-Петербург : Филол. ф-т СПбГУ, 2003. – 785 с
8. Водолазкин, Е. Авиатор [Электронный ресурс] -URL: https://flibusta.su/book/660-aviator/read/
9. Волошина, В.П. К вопросу о возможностях синтеза искусств в литературном образовании и социокультурном развитии старшеклассников / В.П. Волошина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – № 2. – С. 53-59
10. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 140 с.
11. Гарипова, Г.Т. Художественная модель бытия в литературе ХХ века. Ташкент: Mumtoz so’z, 2012. 352 с.
12. Гримова, О.А. Особенности функционирования нарративных интриг в романе Е.Г. Водолазкина «Авиатор» // Новый филологический вестник. 2017. № 4 (43). С. 48-58.
13. Добин Е.С. Искусство детали. Л.: Сов. писатель, 1981. С. 300 – 311.
14. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Наука, 1999. С. 42 – 60
15. Знаĸовые имена современной руссĸой литературы: ЕВГЕНИЙ ВОДОЛАЗKИН: коллективная монография, под ред. Анны Скотницкой и Януша Свежего, Краков: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2019, с. 624.
16. Иличевский, А. «Последнее, что сдаст позицию, – красота»: интервью Д. Бавильскому. URL: http://www.chaskor.ru/article/aleksandr_ilichev skij_poslednee_ chto_sdast_pozitsiyu_-_krasota_23151
17. Ильин, И.П. Постмодернизм: словарь терминов / И.П. Ильин. – Москва : ИНИОН РАН – INTRADA, 2001. – 384 с
18. Калмыкова, В.В. Межвузовский научный семинар «Москва и “московский текст” в русской литературе и фольклоре. Москва в судьбе и творчестве русских писателей». URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2011/109/ka4 3.html
19. Коханова, В.А. Методическая подготовка учителя литературы к работе в информационной среде «Московская электронная школа» / В.А. Коханова // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. – Санкт-Петербург : МАПРЯЛ, 2019. – С. 2020-2025.
20. Кржижановский, С. Поэтика заглавий. М.: Никитинские субботники, 1931.
21. Кротова, Д.В. Творчество В. Пелевина и традиции модернизма / Д.В. Кротова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 3-3 (69). – С. 29- 33.
22. Левитан, Л.С., Цилевич, Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига: Зинатне, 1990. 512 с. 49
23. Липовецкий, М.Н., Лейдерман, Н.Л. Современная русская литература: 1950– 1990-е годы : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий; 5-е изд., стер. – Москва : Издательский центр «Академия», 2010. – 688 с.
24. Литературоведение. литературное произведение: основные понятия и термины. Под редакцией Л.В. Чернец. 368 с. URL: http://taviak.ru/distance/wpcontent/uploads/2014/obshcheobrazovatelnye_distsipliny/Literatura/Chernec.pdf
25. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. 416 с.
26. Михайленко, О.В. Время вечность в романе Водолазкина «Лавр» // ФИЛОЛОГИЯ, ЖУРНАЛИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. 2014. С. 74-76.
27. Набоков, В.В. Приглашение на казнь [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/fiction/priglashenie-na-kazn-vladimir-nabokov/
28. Национальная литературная премия «Большая книга». Официальный сайт. URL: http://www.bigbook.ru/smi/detail.php?ID=3861
29. Орлицкий, Ю.Б. Заглавие // Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной, 2008. С. 73–74.
30. Пелевин, В.В. Тайные виды на гору Фудзи [Электронный ресурс] – URL: https://libcat.ru/knigi/proza/sovremennaya-proza/425320-viktor-pelevin-tajnye-vidy-na-goru-fudzi-litres.html
31. Поспелов, Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970. С. 54.
32. Роберт, И.В. Цифровая трансформация образования: ценностные ориентиры, перспективы развития / И.В. Роберт // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – № 16-1. – С. 868-876
33. Селеменева, М.В. «Московский текст» в русской литературе XX в. (на материале художественной прозы 1910–1950-х гг.). // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2009. № 2. 20–27.
34. Селеменева, М.В. Своеобразие Московского текста Александра Иличевского // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017. Т. 22. № 4. С. 627–639.
35. Сидорова, М.Ю. Квалифицированный читатель и массовая литература (лингвистический аспект проблемы) / М.Ю. Сидорова // Библиотека в эпоху перемен. – 2003. – № 4. – С. 16-25
36. Соловьёва, Е.Е. Жанровые особенности романа «Лавр» Е. Водолазкина // ЧЕРЕПОВЕЦКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ - 2014. Ответственный редактор: Н.П. Павлова. 2015. С. 140-143.
37. Соляр, Е.О. Поэтика заглавия романа Евгения Водолазкина «Авиатор» // Поиск (Волгоград). 2017. № 2 (7). С. 24-28.
38. Тамарченко, Н.Д. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика // Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: В 2 т. М.: Академия, 2004. Т. 1. 512 с.
39. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. М.: Аспект Пресс, 1996. 308 с.
40. Томилова, Н.А. Мотив дервишества в русской литературе (на материале творчества Сухбата Афлатуни, Тимура Зульфикарова, Александра Иличевского): дис. … канд. филол. наук. М., 2014. 181 с
41. Турчин, В.С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. URL: https://www.litmir.me/br/?b=120141&p=1 (дата обращения: 05.11.2020).
42. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 575 с.
43. Тюпа, В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ). М.: Лабиринт, 2001. 192 с.
44. Тюпа, В.И. Финал // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 7. М.: Сов. энциклопедия, 1972. Стлб. 981–982.
45. Уилсон К., Уолкер Дж. Принципы и методы биохимии и молекулярной биологии. — М.: Лаборатория знаний, 2021. — 848 c.
46. Фролова, А.В. Визуально-образная репрезентация романа Евгения Водолазкина «Авиатор» // КНИГА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КРИЗИС ЛОГОЦЕНТРИЗМА И / ИЛИ ТОРЖЕСТВО ВИЗУАЛЬНОСТИ?. материалы международной научной конференции. Воронежский государственный университет. 2018. С. 209-216.
47. Ханинова Р.М. Поэтика вещи в русской прозе XX века // Учебное пособие / Р. М. Ханинова; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Калмыцкий гос. ун-т. Элиста: 77 Изд-во Калмыцкого ун-та, 2012. С. 145 – 150.
48. Харитонов В.С. Особенности использования образов предметного мира в лирике В.В. Набокова // Вестник Брянского государственного университета. Тула. №2. 2015. С. 271 – 275.
49. Чернец Л.В. Деталь / Введение в литературоведение. М., 2010. С. 299 – 314.