Барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельноси

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 29.05.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Барьеры в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности 4
1.1 Определение и общая характеристика затрудненного общения 4
1.2 Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии 5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Фрагмент для ознакомления

Барьеры первой группы могут быть преодолены опытом работы учителя и повышением его профессионализма. Барьеры второй группы, обусловленные социальной апперцепцией как восприятием и пониманием социальной среды через опыт, требуют объективации и осознания объекта трудностей для целенаправленной коррекции. Например, некорректная оценка ответа студента экзаменатором, предварительно изучившим его зачетную книжку или оказавшимся под влиянием негативного мнения преподавателя о работе студента. Барьеры третьей группы связаны с неправильным пониманием содержания педагогического общения, а также с некритическим принятием образца, который не соответствует индивидуальным психологическим особенностям учителя.[1]Межличностные отношения играют значительную роль в совместной учебной и педагогической деятельности. Факторы, такие как симпатия или антипатия, принятие или неприятие, ценностные ориентации, когнитивные и индивидуальные стили, могут как облегчить, так и затруднить взаимодействие между учащимися и преподавателем. Отношения, соответствующие ролям конвенциональных отношений, улучшают эффективность деятельности, в то время как их расхождение может привести к проблемам.Одним из ключевых аспектов межличностных отношений, влияющих на общение, является доминирование определенных личностных состояний у партнеров. Э. Берн выделяет три состояния в структуре сознания личности: «Родитель», «Взрослый», «Дитя». Роль «Родителя» в общении у педагога и ученика совпадает, но может вызвать затруднения, если ученик ведет себя как «Взрослый». Оптимальным же вариантом является взаимодействие как «Взрослый—Взрослый».Проблемы общения в межличностных отношениях проявляются в изменении стилей общения, симуляции несогласия, дезинформации и избегании делового общения. Согласно исследованиям, именно межличностные отношения играют наибольшую роль среди причин затруднений в общении.Оценка затруднений в общении разнится у участников взаимодействия. Ученики и учителя могут по-разному оценивать причины затруднений в отношениях «учитель—ученик» и «ученик—ученик». Затруднения, связанные с межличностными отношениями, выделяются как основные проблемы в совместной учебной деятельности, они на первом месте, за ними следуют индивидуально-психологические особенности и характер участия в деятельности.Часто ученики и учителя оценивают контактность друг друга по-разному, что может привести к недопониманию. Ученики чаще считают педагогов трудноконтактными, в то время как преподаватели не возникают таких проблем.Исследование взаимодействия студентов в педагогических вузах позволило выявить специфику трудностей, с которыми они сталкиваются, и как эти проблемы меняются с прогрессом в учебе от первого до пятого курса. В контексте учебно-педагогического общения, сфокусированного на социальных аспектах, студенты испытывают затруднения из-за неопытности в публичных выступлениях (49%), чувства несоответствия между ожиданиями и реальностью (71%) Поварницына выделила шесть групп проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе общения. Основные проблемы связаны с трудностями в общении, недопониманием собеседника, чувством неловкости, негативными эмоциями и общей неудовлетворенностью в сфере общения. Автор провел анализ взаимодействия студентов в различных социальных ситуациях и выявил, что с увеличением уровня обучения у студентов снижается количество проблем в общении. Взаимодействие группы может стимулировать интеллектуальную активность, однако возможен конфликт, который необходимо изучать и разрешать.Сложности в общении оказывают влияние на участников разговора и на педагога. Они могут привести к изменению коммуникативной ситуации и форм деятельности. Исследования показывают, что педагоги, сталкивающиеся с затруднениями, могут испытывать меньше ответственности и интереса со стороны учеников. Психологическая защита может привести к неправильному восприятию студентов. Изучение психологии и конфликтологии помогает понять основные проблемы в общении. Затруднения могут быть преодолены самостоятельно или с помощью специальных тренингов. Важно, чтобы педагог осознавал свои коммуникативные особенности и стремился к их коррекции.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе педагогического взаимодействия, общения и учебно-педагогической деятельности могут возникать различные барьеры, которые мешают эффективному обучению и взаимопониманию между учениками и педагогами. Основные причины возникновения данных барьеров могут быть различными, но их важно уметь определять и преодолевать для успешного обучения и развития.Одним из основных барьеров является недостаточная коммуникация между учителем и учеником. Недостаточная ясность выражения своих мыслей и идей, неверное понимание смысла слов, разница в культурных и социальных нормах могут стать причинами недопонимания и конфликтов. Для преодоления этого барьера важно учиться слушать и слышать друг друга, учитывая индивидуальные особенности каждого участника образовательного процесса.Еще одним серьезным барьером является отсутствие взаимного доверия и уважения между учителем и учеником. Недоверие может возникать из-за недостаточной объективности учителя, несправедливости в оценках, недостаточного внимания к потребностям ученика. Для преодоления этого барьера важно строить доверительные отношения, учитывая мнения и желания учащихся, проявлять их уважение и поддержку.Таким образом, для успешного преодоления барьеров в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности необходимо налаживать открытую и доверительную коммуникацию, строить отношения на основе взаимного уважения и понимания, учитывать культурные и социальные особенности каждого участника процесса обучения. Только таким образом можно сделать образование более эффективным и доступным для всех.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВеракса Н.Е. Социальная психология: Учеб. для вузов / Н.Е. Веракса. - М.: Академия, 2011.- 224 с.Пархоменко Е.А. Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Пархоменко, Е. В. Чуб, М. Б. Бойкова; Куб. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : КГУФКСТ, 2016. - 138 сЛукина А.К. Социальная педагогика: учеб.-метод. пособие для пед. вузов / А.К. Лукина. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. - 306 с.Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. / А.В. Мудрик. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. - 200 с.Никитина Л.Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л.Е. Никитина. - М.: Акад. Проект, 2003. - 272 с.Социальная педагогика: учебник для бакалавров / И.А. Липский [и др.]; под ред. И.А. Липского, Л.Е. Сикорской. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 279 с.

1 Веракса Н.Е. Социальная психология: Учеб. для вузов / Н.Е. Веракса. - М.: Академия, 2011.- 224 с.
2 Пархоменко Е.А. Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Пархоменко, Е. В. Чуб, М. Б. Бойкова; Куб. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - Краснодар : КГУФКСТ, 2016. - 138 с
3 Лукина А.К. Социальная педагогика: учеб.-метод. пособие для пед. вузов / А.К. Лукина. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. - 306 с.
4 Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. / А.В. Мудрик. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. - 200 с.
5 Никитина Л.Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л.Е. Никитина. - М.: Акад. Проект, 2003. - 272 с.
6 Социальная педагогика: учебник для бакалавров / И.А. Липский [и др.]; под ред. И.А. Липского, Л.Е. Сикорской. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 279 с.