Фольклор, русские народные сказки в системе литературного образования младшего школьника, для формирования знаний русского народного творчества.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 53 53 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 12.06.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОЛЬКЛОР В СИСТЕМЕ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 6
1.1. Особенности литературного образования в начальной школе 6
1.2. Научные основы изучения малых жанров фольклора в начальной школе 12
1.3. Жанры фольклора и их воспитательный потенциал 16
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О РУССКОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА 26
2.1. Современные подходы к работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе 26
2.2. Анализ педагогической практики применения фольклора для формирования знаний русского народного творчества в начальной школе 30
2.3. Разработка методических материалов для формирования у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклора 36
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

Фрагмент для ознакомления

В процессе урочной деятельности предлагается использовать методические материалы по тематике русского народного творчества в рамках следующих учебных дисциплин:- литература- музыка- изобразительное искусство.В рамках внеурочной деятельности предлагается организовать театральный кружок по постановке спектаклей на заданную тематику русских народных сказок. Кроме того, в процессе реализации внеурочной деятельности предлагается организовать внешкольные мероприятия с посещением выставок по русскому народному творчеству, где учащиеся начальной школы могут посмотреть и изделия прикладного характера, а также изучить историю народного костюма. Такие мероприятия можно реализовать совместно с родительским комитетом и с наставниками начальных классов.Также предлагается в рамках вне учебной деятельности организовать народные праздники в течение года такие как:«Широкая масленица», где учащиеся начальной школы с большим интересом могут выучить русские народные песни, познакомится с народными играми и поучаствовать в увлекательных конкурсах на свежем воздухе. Как правило, мероприятия – масленичные гуляния хорошо организовывать на улице, когда ребята могут подвигаться, послушать русские народные песни и сами стать участниками интересных и увлекательных заданий.В результате мы предлагаем тематические методические материалы по каждому из учебных предметов.Цель занятий: Способствовать духовно-нравственному и эстетическому развитию личности учащихся в начальной школе посредством русского народного творчества, используя фольклор на уроках литературы. Таблица 1Тематика занятий для формирования у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклорана уроках литературы№Тема Месяц Потешки и их значение в русской литературе Сентябрь Образ матери в русском фольклоре (ко Дню матери) Ноябрь Скороговорки Декабрь Рождественские колядки – история появления на РусиЯнварь Бытовой фольклор:Детские народны песниФевраль Масленица к нам пришла – урок-путешествие Март Значение русских народных сказок в литературе, чтение русских народных сказок по ролямАпрель Жанры игрового фольклора и его значение в русской литературе Май Цель занятий: развитие творческих способностей, эстетического и духовно-нравственных качеств личности посредством музыкального материала на основе русских народных песен на уроках музыки.Таблица 2Тематика занятий для формирования у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклорана уроках музыки№Тема Месяц Потешки – изучение жанровой стилистики потешекСентябрь Колыбельные песни – учим всем классов русские народные колыбельные Ноябрь Скороговорки: разучивание музыкального материала на заданную тематикуДекабрь «Рождество Христово к нам приходит снова» - музыкально-литературная композиция о празднике Рождества на РусиЯнварь Разучивание детских народных песен Февраль «Широкая масленица» - музыкально-развлекательное мероприятие с разучиванием песен о масленице Март Прослушивание музыкальной русской народной сказки Апрель Исторические песни – музыкально-литературная композиция (тематика военных лет, посвященная 9 мая Дню победы) Май Цель занятий: формирование у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклора на уроках по изобразительному искусству. Таблица 3Тематика занятий для формирования у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклорана уроках по изобразительному искусству№Тема Месяц Рисуем потешкиСентябрь Мамин портрет – тематике образ Матери на Руси Ноябрь Знакомство с русским народным костюмом: Рисуем русский народный костюмДекабрь Творческие работы на тему «Рождество Христово»Январь Народный кукольный театр: рисуем Петрушку Февраль Готовим выставку рисунков и творческих поделок на тему «Широкая масленица» Март Герои русскихнародных сказокАпрель Готовим творческие декорации к фольклорным посиделкам Май Цель занятий: формирование у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклора вовне урочной деятельности, развитие у детей интереса к русскому народному фольклору. Таблица 4Тематика занятий для формирования у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклораво внеурочной деятельности №Тема Месяц «Осенниепосиделки» Сентябрь Вечер колыбельных песен (с приглашением родителей: мам, бабушек) Ноябрь Театральная драматизация – подготовка к постановке русской народной сказки «Морозко»Декабрь «Рождественские святки» - музыкальный вечерЯнварь Театральная драматизация – выступление русской народной сказки «Морозко»Февраль Женские образы в русском фольклоре – музыкально-поэтический вечерМарт Вечер поэзии «Весне дорогу»: (с использованием фольклорного материала заклички, скороговорки, детский фольклор) Апрель Как играли свадьбы на Руси: просмотр документального кинофильма с обсуждением свадебного обряда и прослушивания свадебных песенМай В целом, предложенные методические материалы с указанием тематических занятий по формированию у младших школьников интереса к фольклору будет способствовать решению следующих задач:- получение младшими школьниками знаний о русском народном фольклоре как важном источнике мудрости;- формирование у учащихся начальной школы бережного отношения к культурным традициям нашего народа;- развитие у учащихся начальных классов интереса к фольклорной деятельности; - создание психолого-педагогических условий для творческой самореализации учащихся начальных классов;- развитие эстетического восприятия, чувства прекрасного, приучение и формирование музыкального и эстетического вкуса у учащихся начальной школы при изучении русского народного фольклора. В результате использования представленного материала, мы предлагаем педагогическую модель по формированию знаний русского народного творчества средствами фольклора у младших школьников в учебной и вне учебной деятельности. Рисунок 1 – Модель методической работы для формирования у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклораВ результате представленной модели, направленной на активную организацию методической работы для формирования у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклора, следует описать составные характеристики каждого элемента. В целом, в параграфе 2.1 мы представили тематические планы по реализации занятий на тематику русского народного фольклора, опираясь на учебные предметы:- по литературе- по музыке- по изобразительному искусству- кружок по театрализации. В результате привлечения младших школьников мы можем добиться следующих результатов работы:1.Сформированность личностно-универсальных учебных действий у младших школьников:- сформированность интереса учащихся к русскому народному фольклору;- умение оценивать жизненные ситуации;- сформированность понятия добра и зла, нравственно-этических качеств личности на основе русского народного фольклора;- развитие чувства патриотизма;- формирование эстетического вкуса;- формирование уважительного отношения к русскому народному искусству;- формирование толерантности;2.Регулятивные учебные действия:- умения регулировать свои эмоции;- формирование волевых качеств личности посредством занятий по театрализации и занятиями творческой деятельностью;- формирование знаний в области народного фольклора;- формирование интереса к русскому народному фольклору; - формирование общих представлений о русской культуре и истории.3.Познавательные действия:- формирование познавательных процессов;- формирование творческих способностей учащихся начальной школы.4.Коммуникатианвые действия:- формирование коммуникативных навыков;- формирование у учащихся начальных классов вокальных навыков исполнения русских народных песен;- формирование коммуникативных способностей, умения работать в команде. Главным в работе по формированию интереса учащихся начальных классов к занятиям по фольклору считаем важным учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности личности учащихся начальной школы. В качестве базовых возрастных особенностей важно учитывать:1.Ведущий вид деятельности2.Развитие познавательной сферы: формирование у младших школьников перехода от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, развитие творческих способностей, формирование произвольного внимания, развитие наглядно-образной памяти.3.Важно учитывать особенности развития психики младших школьников, дети в таком возрасте могут быстро уставать, им необходимо использовать физическую активность, привлекать к разным видам деятельности на уроках и во вне урочной деятельности. Таким образом, учитывая все необходимые условия:Возрастные особенности младших школьниковИндивидуально-психологические особенности младших школьниковФормируя творческую атмосферу на занятиях и вовне урочной деятельности – все эти и многие другие факторы будут способствовать формированию стойкого интереса учащихся к занятиям, связанным с тематикой русского народного фольклора. Выводы по второй главеВ результате исследования современных подходов работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе, нами было определено следующее:- был описан практический опыт исследователей А.С. Корниловой, М.Н. Павловой, которые описали свой опыт работы по реализации тематики фольклора на занятиях по литературе;При анализе педагогической практики применения фольклора для формирования знаний русского народного творчества в начальной школе, было обнаружено следующее:- выявлены формы работы со сказкой;- описаны жанры фольклора, которые можно использовать на учебных занятиях с младшими школьниками;- далее были разработаны методические материалы для формирования у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклора, которые были представлены в виде тематических таблиц, которые можно провести как во время учебного процесса на уроках литературы, музыки и изобразительного искусства, так и реализовать во вне учебной деятельности, например, предложено организовать творческий кружок по драматизации, где более подробно учащиеся начальной школы могут изучать особенности русского народного фольклора.Кроме того, в процессе созданияметодических материалов была разработана педагогическая модель, направленная на организацию методической работы для формирования у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклора. В свою очередь педагогическая модель включает следующие важные направления работы:- занятия по литературе по тематике фольклора- занятия по изобразительному искусству по тематике фольклора- занятия по музыке по тематике фольклора- вне учебные занятия по театрализации. ЗАКЛЮЧЕНИЕПри исследовании особенностей литературного образования в начальной школе было выявлено следующее:1.Каждое произведение устного народного творчества формирует коллективное бессознательное, развивая личность в том духовно-нравственном русле, в котором следует формировать воспитательный процесс личности, развивая индивидуальные способности детей.2.Определены малые жанры фольклора:- потешки- пестушки- колыбельные- перевертыши- прибаутки и другие формы.3.Определены жанры фольклора и их воспитательный потенциал, который взаимосвязан с нравственно-этическими качествами личности, эстетическим вкусом учащийся начальных классов. В результате исследования современных подходов работе над произведениями устного народного творчества в начальной школе, нами было определено следующее:- был описан практический опыт исследователей А.С. Корниловой, М.Н. Павловой, которые описали свой опыт работы по реализации тематики фольклора на занятиях по литературе;При анализе педагогической практики применения фольклора для формирования знаний русского народного творчества в начальной школе, было обнаружено следующее:- выявлены формы работы со сказкой;- описаны жанры фольклора, которые можно использовать на учебных занятиях с младшими школьниками;- далее были разработаны методические материалы для формирования у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклора, которые были представлены в виде тематических таблиц, которые можно провести как во время учебного процесса на уроках литературы, музыки и изобразительного искусства, так и реализовать во вне учебной деятельности, например, предложено организовать творческий кружок по драматизации, где более подробно учащиеся начальной школы могут изучать особенности русского народного фольклора.Кроме того, в процессе создания методических материалов была разработана педагогическая модель, направленная на организацию методической работы для формирования у младших школьников знаний русского народного творчества средствами фольклора. В свою очередь педагогическая модель включает следующие важные направления работы:- занятия по литературе по тематике фольклора- занятия по изобразительному искусству по тематике фольклора- занятия по музыке по тематике фольклора- вне учебные занятия по театрализации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫМонографии Андрианов, М.А. Философия для детей (в сказках и рассказах) пособие по воспитанию в семье и школе Минск, Современное слово, 2020. – 256 с.Ветренко, С.В. Психология младших школьников : учебное пособие для вузов / С. В. Ветренко. — 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2024. – 135 с. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 507 с.Климанова, Л.Ф. Читалочка. 1 класс : дидактическое пособие : учебное пособие : 6+ / Л. Ф. Климанова. - 9-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2022. - 111 с.Курдюмова, Т.Ф. Методическое пособие к учебнику Т. Ф. Курдюмовой Литература. [Текст] / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа : Вертикаль, 2023. – 155 с.Латышина, Д. И. Этнопедагогика : учебник для вузов / Д. И. Латышина, Р. З. Хайруллин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 394 с.Медведева, Е. А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Е. А. Медведева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2024. — 82 с. Миллер, В. Ф. Очерки русской народной словесности. Былевой эпос / В. Ф. Миллер. — М.: Юрайт, 2024. — 398 с.Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов / З. И. Айгумова; под общей редакцией А. С. Обухова. — М. :Юрайт, 2024. — 424 с.Психология и педагогика : учебник для вузов / В. А. Сластенин [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 541 с.Соколов, М.Ю. Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Ю. М. Соколов ; под научной редакцией В. П. Аникина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2024. — 203 с. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 227 с. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2020. – 814 с.Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 258 с.Фольклор в школе: практическое пособие для вузов / Г. В. Пранцова, Л. П. Перепелкина, В. П. Видишева, И. С. Ключарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. :Юрайт, 2024. — 235 с.Хилько, М.Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 201 с. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика : учебник для среднего профессионального образования / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 333 с.Шафранская, Э. Ф. Устное народное творчество : учебник и практикум / Э. Ф. Шафранская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 346 с.Статьи Алиева, Г. М. Овладение техникой смыслового чтения детьми младшего школьного возраста на уроках литературного чтения посредством Баскет-метода / Г. М. Алиева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2023. – С. 49-52.Бонкало, Т. И. Интегративные стратегии обучения смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов / Т. И. Бонкало, А. А. Мальков // ЦИТИСЭ. – 2023. – № 3(37). – С. 104-116.Доманский, В.А. Герман Николаевич Ионин: методист, литературовед, писатель /Доманский В.А., Шутан М.И. // Литература в школе. 2021 № 4. С. 121–128.Корнилова, А.С., Павлова, М. Н. Работа над пословицами и поговорками как средство повышения читательской грамотности // Организация смыслового чтения в начальной школе в контексте обновленных ФГОС НОО: сборник материалов круглого стола / Под.ред. Еременковой Т.Ю. – Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2023. – С. 4 -16Лавриненко, К. А. Формирование смыслового чтения у младших школьников с применением технологии критического мышления на уроках литературного чтения / К. А. Лавриненко, Е. С. Лопачева // Уральский научный вестник. – 2023. – Т. 5, № 7. – С. 127-131.Лопачева, Е. С. Формирование смыслового чтения у младших школьников с применением технологии критического мышления на уроках литературного чтения / Е. С. Лопачева // Материалы III Международной студенческой научно-практической конференции, Тула, 05 апреля 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 212-215.Масленникова, О.В. Проблема смыслового чтения в истории научной мысли / О. В. Масленникова // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2022. – № 2-1(39). – С. 89-90.Митюшкина, И.С. Сторителлинг как средство формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста / И. С. Митюшкина // Материалы Международной студенческой очно-заочной научно-практической конференции, Сургут, 24 мая 2023 года. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2023. – С. 100-105.Организация смыслового чтения в начальной школе в контексте обновленных ФГОС НОО: сборник материалов круглого стола / Под.ред. Еременковой Т.Ю. – Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2023. – 74 с.Петриченко, С.Е. Использование техники смыслового чтения как средства развития навыков осознанного чтения в начальной школе / С. Е. Петриченко, И. Н. Тихонова, В. Б. Пагиев // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 11. – С. 67-75.Савостьянов, А. И. Обучение младших школьников смысловому чтению / А. И. Савостьянов // Начальное образование. – 2020. – Т. 8, № 2. – С. 44-47.Струнина, О.Ю. К вопросу о проблеме развития навыков смыслового чтения у современных школьников / О. Ю. Струнина // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 4(101). – С. 113-117.Тутынина, Е.С. Формирование у третьеклассников навыка смыслового чтения научно-художественных произведений на уроках литературного чтения / Е. С. Тутынина, М. А. Коврова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 4-2. – С. 269-275.Шагиахметова, М. Н. Педагогические условия формирования навыков смыслового чтения младших школьников во внеурочной деятельности / М. Н. Шагиахметова // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования : сборник статей V Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 23 декабря 2019 года. Том Часть 2. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 183-187Яяева, Н.М., Серебрянская, Ю.В. Русские народные сказки как средство формирования нравственных качеств учащихся начальной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-narodnye-skazki-kak-sredstvo-formirovaniya-nravstvennyh-kachestv-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 20.04.2024).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Монографии
1. Андрианов, М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) пособие по воспитанию в семье и школе Минск, Современное слово, 2020. – 256 с.
2. Ветренко, С. В. Психология младших школьников : учебное пособие для вузов / С. В. Ветренко. — 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2024. – 135 с.
3. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 507 с.
4. Климанова, Л. Ф. Читалочка. 1 класс : дидактическое пособие : учебное пособие : 6+ / Л. Ф. Климанова. - 9-е изд., стер. - Москва : Просвещение, 2022. - 111 с.
5. Курдюмова, Т. Ф. Методическое пособие к учебнику Т. Ф. Курдюмовой Литература. [Текст] / Т. Ф. Курдюмова. – М. : Дрофа : Вертикаль, 2023. – 155 с.
6. Латышина, Д. И. Этнопедагогика : учебник для вузов / Д. И. Латышина, Р. З. Хайруллин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 394 с.
7. Медведева, Е. А. Познание мира культуры ребенком с ограниченными возможностями здоровья : учебное пособие / Е. А. Медведева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2024. — 82 с.
8. Миллер, В. Ф. Очерки русской народной словесности. Былевой эпос / В. Ф. Миллер. — М.: Юрайт, 2024. — 398 с.
9. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов / З. И. Айгумова; под общей редакцией А. С. Обухова. — М. : Юрайт, 2024. — 424 с.
10. Психология и педагогика : учебник для вузов / В. А. Сластенин [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 541 с.
11. Соколов, М. Ю. Русский фольклор (устное народное творчество) в 2 ч. Часть 1 : учебник для среднего профессионального образования / Ю. М. Соколов ; под научной редакцией В. П. Аникина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2024. — 203 с.
12. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 227 с.
13. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2020. – 814 с.
14. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — М. : Издательство Юрайт, 2024. — 258 с.
15. Фольклор в школе: практическое пособие для вузов / Г. В. Пранцова, Л. П. Перепелкина, В. П. Видишева, И. С. Ключарева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2024. — 235 с.
16. Хилько, М.Е. Возрастная психология : учебное пособие для вузов / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 201 с.
17. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика : учебник для среднего профессионального образования / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 333 с.
18. Шафранская, Э. Ф. Устное народное творчество : учебник и практикум / Э. Ф. Шафранская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 346 с.

Статьи
19. Алиева, Г. М. Овладение техникой смыслового чтения детьми младшего школьного возраста на уроках литературного чтения посредством Баскет-метода / Г. М. Алиева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2023. – С. 49-52.
20. Бонкало, Т. И. Интегративные стратегии обучения смысловому чтению как средство достижения метапредметных результатов / Т. И. Бонкало, А. А. Мальков // ЦИТИСЭ. – 2023. – № 3(37). – С. 104-116.
21. Доманский, В. А. Герман Николаевич Ионин: методист, литературовед, писатель / Доманский В.А., Шутан М.И. // Литература в школе. 2021 № 4. С. 121–128.
22. Корнилова, А. С., Павлова, М. Н. Работа над пословицами и поговорками как средство повышения читательской грамотности // Организация смыслового чтения в начальной школе в контексте обновленных ФГОС НОО: сборник материалов круглого стола / Под. ред. Еременковой Т.Ю. – Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2023. – С. 4 -16
23. Лавриненко, К. А. Формирование смыслового чтения у младших школьников с применением технологии критического мышления на уроках литературного чтения / К. А. Лавриненко, Е. С. Лопачева // Уральский научный вестник. – 2023. – Т. 5, № 7. – С. 127-131.
24. Лопачева, Е. С. Формирование смыслового чтения у младших школьников с применением технологии критического мышления на уроках литературного чтения / Е. С. Лопачева // Материалы III Международной студенческой научно-практической конференции, Тула, 05 апреля 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2023. – С. 212-215.
25. Масленникова, О. В. Проблема смыслового чтения в истории научной мысли / О. В. Масленникова // Современная школа России. Вопросы модернизации. – 2022. – № 2-1(39). – С. 89-90.
26. Митюшкина, И. С. Сторителлинг как средство формирования навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста / И. С. Митюшкина // Материалы Международной студенческой очно-заочной научно-практической конференции, Сургут, 24 мая 2023 года. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2023. – С. 100-105.
27. Организация смыслового чтения в начальной школе в контексте обновленных ФГОС НОО: сборник материалов круглого стола / Под. ред. Еременковой Т.Ю. – Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2023. – 74 с.
28. Петриченко, С. Е. Использование техники смыслового чтения как средства развития навыков осознанного чтения в начальной школе / С. Е. Петриченко, И. Н. Тихонова, В. Б. Пагиев // Успехи гуманитарных наук. – 2020. – № 11. – С. 67-75.
29. Савостьянов, А. И. Обучение младших школьников смысловому чтению / А. И. Савостьянов // Начальное образование. – 2020. – Т. 8, № 2. – С. 44-47.
30. Струнина, О. Ю. К вопросу о проблеме развития навыков смыслового чтения у современных школьников / О. Ю. Струнина // Мир науки, культуры, образования. – 2023. – № 4(101). – С. 113-117.
31. Тутынина, Е. С. Формирование у третьеклассников навыка смыслового чтения научно-художественных произведений на уроках литературного чтения / Е. С. Тутынина, М. А. Коврова // Вопросы педагогики. – 2021. – № 4-2. – С. 269-275.
32. Шагиахметова, М. Н. Педагогические условия формирования навыков смыслового чтения младших школьников во внеурочной деятельности / М. Н. Шагиахметова // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования : сборник статей V Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 23 декабря 2019 года. Том Часть 2. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 183-187
33. Яяева, Н. М., Серебрянская, Ю. В. Русские народные сказки как средство формирования нравственных качеств учащихся начальной школы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkie-narodnye-skazki-kak-sredstvo-formirovaniya-nravstvennyh-kachestv-uchaschihsya-nachalnoy-shkoly (дата обращения: 20.04.2024).