ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Заказать уникальную дипломную работу- 81 81 страница
- 80 + 80 источников
- Добавлена 22.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА 8
1.1. Тьюторское сопровождение: понятие и сущность 8
1.2. Особенности и виды тьюторского сопровождения у учителей начальных классов 15
1.3. Требования федерального государственного образовательного стандарта к тьюторскому сопровождению у учителей начальных классов 19
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС 32
2.1 Диагностика уровня формирования навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классов 32
2.2 Индивидуальные образовательные программы тьютоского сопровождения в условиях реализации ФГОС 44
2.3 Анализ результатов формирования навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классов 49
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
В связи с тем, что процент признания зависти в себе или других достаточно высок, можно предположить, что тема зависти не является табуированной.Рис.11. Анализ влияния личностных особенностей и психологических переживаний на развитие мотивации Таким образом, отрицательные факторы (низкая познавательная активность, тревога, заторможенность) набрали не значительный процент по сравнению с социальными факторами (давление сверстников, заторможенность, гиперактивность) это может говорить о том, что развитие учебной мотивации включает амбивалентные факторы и причины снижения желания выполнять педагогическую деятельность у учителей начальных классов. Педагогическая поддержка в формирования навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классоввдолжна ориентироваться на личностные качества, на возможности и положение в коллективе и обществе. Так же крайне важно учитывать темперамент респондента, поскольку выведение педагога из привычной зоны комфорта не всегда имеет положительное влияние или последствия.При анализе методики мы учитывали психологическое состояние каждого респондента, личные переживания, уравновешенность, тревогу, страхи и т.д. на основе таблицы 7. мы получили данные, что большинство респондентов пребывают в уравновешенном психологическом и эмоциональном состоянии, средние показатели отражаются в пределах 30%, что означает, что педагогам комфортно в процессе обучения, нет присутствие посторонних раздражителей или опасности. На рисунке 12 представлена диагностика эмоционального состояния учителей начальных классов.Рис.12. диагностика эмоционального состояния учителей начальных классов.Негативное отношение, проявлял респондент в незначительной активности, имел низкий уровень владения коммуникативными и речевыми навыками, на всех этапах проведения методики ориентировался на вспомогательные вопросы.Критерии оценивания методики: В процессе оценивания, педагог обращается внимание на умение выстраивания фразовой речи, при составлении сообщения без опоры. Учитывается степень информативности, детальности, всех значимых элементов, которые имеют смысловую нагрузку. В итоге методики стоит задача спрогнозировать дальнейшую деятельность педагога на формирование навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классов.На заключительном этапе нам необходимо сопоставить результаты по диагностическим методикам на констатирующем и контрольном этапе (см. таблицу 7, рис.13)Таблица 7. Результаты проведения исследования№УченикиОпросник №1 «Профессия тьютор» (В.В. Маликова)Опросник №2 «Качества тьютора» (Н.Н.Никитина)Опросник №3 «Тьюторская позиция педагога» (В.В. Маликова) РефлексияИтоги1Респондент 1 ВысокийВысокийВысокийВысокий2Респондент 2СреднийНизкийСредний Средний3Респондент 3Низкий НизкийВысокий Низкий 4Респондент 4НизкийНизкийНизкийНизкий5Респондент 5СреднийНизкийНизкийСредний6Респондент 6ВысокийСреднийНизкийВысокий7Респондент 7ВысокийВысокийСреднийВысокий8Респондент 8НизкийНизкийНизкийНизкийНаглядные результаты представлены на рис. 13.Рис. 13. Результаты проведения исследованияСогласно анализу полученных данных и результатам, указанным втаблиц, на низком уровне психолого – педагогического сопровождения формирования навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классовнаходилось 20%респондентов. Респонденты не проявляли особого интереса к поставленным задачам; во многом требовалась поэтапное пояснение выполнение заданий; не задавали интересующие вопросы, также не сразу сообщали о возникших трудностях, что и приводило к недопониманию условий заданий.На среднем уровне психолого – педагогического сопровождения формирования навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классовоказалось значительно большее количество респондентов: 55%. На высоком уровне психолого – педагогического сопровождения формирования навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классовоказалось значительно большее количество респондентов: из 8 участников - 35%. Респонденты отличались проявлением самостоятельности, активности, интереса и желания решать различные задачи, а также творчески и нестандартно подходить к их развязке. Анализ результатов психолого – педагогического сопровождения формирования навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классовсвидетельствует о необходимости проведения специальной целенаправленной работы поформированию навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классов.Выводы по главе 2Формирование навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классовявляются средством ознакомления молодого специалиста с образовательными технологиями и, а также со всеми, непонятными ранее для него в младшем школьном возрасте педагогическими трудностями. Для того чтобы активизировать мыслительные способности, умение делать выводы и обобщать происходящее, педагогу необходимо правильно задавать вопросы во время организации образовательного процесса. В процессе работы над формированием навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классов, а так же навыков и интереса, педагог прибегает к применению аудио и видео средств, проектной деятельности, интеллектуальным играм, совершенствуя дополнительные занятия. Особая роль, предназначена исследовательской деятельности, посредством, цель которой ставит более четкое представление о предстоящей работе, мотивирует к поиску новой информации, понятий, проектирования. Педагог способствует улучшению формирования навыков, рассматривая исследование как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Тем самым происходит улучшения образовательной активности, расширяется словарный запас, который в процессе занятий, мероприятий, интеллектуальных игр только обогащается.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе реализации исследования мы проанализировали теоретические основы проблемы поформирования навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классов. Раскрыли особенности обучения детей младшего школьного возраста на основе психолого-педагогической литературы. Изучили работы психологов, методистов, педагогов и специалистов в изучении проблемы в управлении формированию навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классов. На этапе изучения проблемы формирования навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классов, мы выявили, что молодые специалисты, и специалисты с длительным опытом работы развиваются и познают мир, более не стандартными образами. Молодые специалисты нуждаются в наставнике, поскольку не имеют правильной установке в проведении уроков, разрешении конфликтной ситуации, при работе с детьми и т.д.В ходе проведения исследования применялись виды деятельности:Опросник №1 «Профессия тьютор» (В.В. Маликова) Опросник №2 «Качества тьютора» (Н.Н.Никитина) Опросник №3 «Тьюторская позиция педагога» (В.В. Маликова) Рефлексия.Метод математической обработки данных.Мы смогли сформирировать следующие выводы:Из 8 участников принятых в исследования, 2 участников были на низком уровне. Участники не проявляли заинтересованность в проведении образовательной программы, все время отвлекались и всячески старались прервать проведение методики. В моменты, когда удавалось привлечь внимание, самостоятельно не могли одолеть текстовые задачи и во многом требовали помощи педагога.На среднем уровне проведения методик было 3 испытуемых. Данные участники проявили заинтересованность в проведении методик, активно участвовали в решении поставленных вопросов и опросов, в моменты, когда возникали трудности, обращались за помощью, а так же проявили высокий уровень взаимопомощи.На высоком уровне было 3 человек. Респонденты с интересом участвовали в методиках, отвечали на вопросы, выполняли все без исключения задания и упражнения.В период проведения диагностических методик по развитию универсальных учебных действий младших школьников, мы ориентировались на методические рекомендации В.П. Глухова.Диагностические методики были направлены на улучшение атмосферы в коллективе, и выявление и решение проблем формирования навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классов. Так же диагностические методики включали в себя ряд коллективных бесед и анкетирования разной сложности и типологии, встречались задания на групповое выполнение, парное, и индивидуальное. На низком уровне результативности методик из 8 человек принявших участие в исследовании, было 1 человек. Участник с трудом соглашался на выполнение парных заданий, так же встречались моменты протеста и отказа. Однако в конечном итоге получилось наладить контакт с участником в проведении методик.На среднем уровне проведения методик было 4 человек, в ходе проведения и пояснения заданий участники проявляли сотруднический характер поведения. Активно выбирали понравившийся раздаточный материал, разбивались по парам в целях необходимости выполнения задания. В моменты недопонимания или возникновения конфликтной ситуации, справлялись самостоятельно.На высоком уровне результативно использованных коррекционных методик, оказалось 3 человек. Данные испытуемые проявили отличное взаимодействие в парах, активно отвечали и участвовали во всех этапах проведения методики. Конфликтных ситуаций не возникало, если были проблемные задания, не соответствие ответов и т.д., самостоятельно находили решение.Комплексная программа формированию навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классовбыла направлена на выявление и решение образовательных проблем. Также комплексные методики включали в себя ряд коллективных и индивидуальных беседы разной сложности и типологии, встречались задания на групповое выполнение, парное, и индивидуальное. Данная комплексная программаоправдала и достигла в полной мере поставленных целей и задач исследования. Цели и задачи, поставленные в исследовании достигнуты в полной мере, проведена эмпирическая работа по формированию навыка тьюторского сопровождения у учителей начальных классов, разработаны и апробированы методики средствами гуманитарных предметов. Гипотеза исследования подтвердилась. Данные выпускной работы могут быть использованы в педагогической деятельности в начальной школе.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбакирова Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. URL: http://www.concord.websib.ru/page.php?article=73&item=2. Андреева А.Д. Диагностика «Мотивация учения и познавательного интереса младших школьников». – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/11/13/metodikadiagnostiki-motivatsii-ucheniya-i-emotsionalnogo (дата обращения: 14.06.2022). Аристова Т.А. Образование младших школьников / Т.А. Аристова. – СПб: Каро, 2013. – 194 с.Афанасьева Ж.В. Реализация идей М.Р. Львова о творческой деятельности младших школьников в современной практике организации учебных исследований / Ж.В. Афанасьева // Школа будущего: научнометодический журнал. – 2020. – № 1. – С. 22-32.Афанасьева Ж.В., Богданова А.В., Сопровождение проектноисследовательской деятельности обучающихся новых педагогических классов учебно-методическое пособие / Ж.В. Афанасьева., А.В. Богданова. – МГПУ, 2020. – 48 сАхметова М.А. Организация проектной деятельности школьников: дистанционный курс / М.А. Ахметова. – 2016. – URL: https://maratakm.narod.ru/proectl.htm (дата обращения: 01.08.2021).Беспалова, Г. М. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты / Г. М. Беспалова // Директор школы, 2007. – №7 – С. 51–58. Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Особые образовательные потребности как основа выбора использования образовательных технологий / Т.Г. Богданова Н.М. Назарова // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова: Уральский государственный педагогический университет. – Вып. 10. – Екатеринбург [б. и.], 2017. – С. 347-358.Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. 2015. – № 5. – С. 42-43.Брайнт Э.О. Стать тьютором. Вдохновляющий опыт для тех, кто помогает учиться / Э.О. Брайнт. – М.: Ресурс, 2018. 120 сВасютина И.В. Выявление и развитие одаренных обучающихся / И.В. Васютина // Инновационные педагогические технологии / матер. V международной научной конференции. – Казань: Бук, 2018. – 132 с.Ведерникова А.Ю. Понятия «одаренность» и «проектноисследовательская деятельность»: их содержание и сущность // Научное сообщество студентов. – 2017. – URL: https://sibac.info/archive/meghdis/3(14).pdf (дата обращения: 21.10.2022).Велиева С.Г., Омарова Э.М. Особенности тьюторского сопровождения младших школьников/ С.Г. Велиева., Э.М. Омарова // Проблемы научной мысли. – 2018. – № 2. – С. 28-31.Виттенбек В.К. Диагностика и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников. – 2018. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35333426 (дата обращения: 22.01.2021).Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: автореферат / Л.П. Виноградова. – Комсомольск-на-Амуре, 2017. – 21 сВолченкова М.И. Тьюторское сопровождение как практика индивидуализации в начальной школе / М.И. Волченкова. – М.: Томск, 2019. – 56 с.Геворкян Е.Н. Тьюторское сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся / Е.Н. Геворкян // Профессиональное образование: Столица, 2017. – № 8. – С. 21-25.Гладкая Е.С., Тюмасева З.И. Технологии тьюторского сопровождения в начальной школе / Е.С. Гладкая, З.И. Тюмасева. – Челябинск: Южный Урал, 2018. – 93 с.Громыко Ю.В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования / Ю.В. Громыко // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 1. – С. 93-96. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Гармония танца" // МАОУ СОШ № 92 URL: https://школа92.екатеринбург.рф/org-info/education-implementedprogram?id=14 (дата обращения: 15.11.2022).Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой край в истории России" // МАОУ СОШ № 92 URL: https://школа92.екатеринбург.рф/org-info/education-implementedprogram?id=16 (дата обращения: 15.11.2022).Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа баскетбола" // МАОУ СОШ № 92 URL: https://школа92.екатеринбург.рф/org-info/education-implementedprogram?id=32 (дата обращения: 15.11.2022).Ефремова О.И. Тьюторское сопровождение учащихся, новая тенденция / О.И. Ефремова // Воспитание школьников. – 2018. – № 3. – С. 34- 36.Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка // Толковословообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения: .20.01.2021).Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка // Толковословообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения: 21.01.2021).Жигулина Е.В. Современные подходы к повышению качества проектно – исследовательской деятельности школьников. – 2016. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44342829 (дата обращения: 25.05.2022).Карпова С.И. Развитие детской одаренности в проектно-исследовательской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 7. – URL: https://researchjournal.org/pedagogy/razvitie-detskoj-odarennosti-v-proektno-issledovatelskojdeyatelnosti/ (дата обращения: 14.03.2021).Кирикович Т.Е. Классное руководство как ступень к тьюторству / Т.Е. Кирикович // Воспитание школьников. – 2018. – № 8. – С. 39-45Ковалева Т.М. Тьюторство как культура индивидуализации / Т.М. Ковалева // Журнал «Отечественные записки». – 2018. – № 5. – С. 17-24.Ковалева Т.М. Культурные границы тьюторства // Первое сентября. 2009. № 15. http://upr.1september.ru/view_article.php?id=200901504Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю.Д. Кокамбо // Вестник Амурского государственного университета. – 2018. – № 6. – С. 110-115Косолапова Л.А. Подготовка педагогов к реализации тьюторской позиции // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции (28–30 марта 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. Л.А. Косолаповой; ред. кол.: Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева, Т.П. Гаврилова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь: ПГГПУ, 2012. – С. 17 – 21.Кривых С.В. и др. Тьюторство как технология индивидуального сопровождения ребенка// С.В. Кривых // в сб. Технологии в деятельности службы сопровождения: учебно-методическое пособие / Под общ, ред. С.В. Кривых. – СПб, 2020. – 261 с.Крылова Н.Б. Тьютор – новый тип педагога в индивидуализации образования / Н.Б. Крылова // Завуч. – 2018. – № 5. – С. 10-14.Мамаева А.В., Шандыбо С.В. Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребенка: метод.рекомендации для начинающих тьюторов / А.В. Мамаева, А.В. Шандыбо // Методист. – 2018. – № 5. – 214 с.Манешкина Н.В., Роут О.А. Профессиональная проба как способ формирования самоопределения обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/publ/167-1-0-3030Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 92 // МАОУ СОШ № 92 URL: https://школа92.екатеринбург.рф/ (дата обращения: 20.08.2022).Мухорина В.А. Образовательная программа «Тьюторы» / В.А. Мухорина // Завуч. – 2018. – № 4. – С. 12-15.Обухов А.С., Швецова М.Н. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум / А.С. Обухов, М.Н. Швецова. – Москва, 2020. – С. 163-169Огоновская И.С. Работа с одаренными детьми: осмысление педагогического опыта / И.С. Огоновская // Воспитание как национальный стратегический приоритет: международный научно-образовательный Форум: сб. ст. в 4 ч. гос. пед. ун-т; гл. ред. Б.М. Игошев. – Екатеринбург: УрГПУ, 2021. – Ч. 4. – С. 182-187.Образовательное событие: варианты прочтения // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научнометодического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009. – М.: АПКиППРО, 2009. – 188с. – С.139- 145. Пьянин В.С. Создание тьютором образовательного маршрута учащихся / В.С. Пьянин // Вестник Московского гос. Обл. ун-та. – 2018. – № 1. – С. 220-222Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» / В.В. Рубцов // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 4. – 8 сРыбалкина Л.В. Технология тьюторского сопровождения: концепция, технологии, опыт: Томск, 2005. – URL: https://thetutor.ru/biblioteka/tjutorstvo-v-otkrytom obrazovanii/tekhnologiyatyutorskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-turizma/ (дата обращения: 04.06.2021)Савенков А.И. Методика оценки общей одаренности. 2019. – URL: https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2020/10/metodika-obshhej ocenkiodarennosti-a.i.savenkov.pdf (дата обращения: 26.05.2022).Савенков А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.И. Савенков // Изд. 2-е, исп. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 19 сСуханова Е.А. Тьюторство, как ресурс развития практики образования. – 2019. – URL: http://www.thetutor.ru/distance/article001.html (дата обращения: 08.05.2021).Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. – № 286 – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 09.05.2020).Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. – № 273-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.03.2021)Чаусова Е.А. Тьюторское сопровождение детей младшего школьного возраста с интеллектуальной одаренностью. – 2021. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47483844 (дата обращения: 15.04.2021).Чаусова Е.А. Тьюторское сопровождение обучающегося младшего школьного возраста с интеллектуальной одаренностью в проектноисследовательской деятельности: научная статья / Е.А. Чаусова // Вестник психологии и педагогики Алтайского Государственного университета. – 2021. – № 4. С. 189-199. Шрамко Н.В. Основы тьюторства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.В. Шрамко // Урал. Гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], – 2018. – С. 38-46.Юрловская И.А., Карсанова И.З. Понятие «сопровождение»: семантика и характеристика / И.А. Юрловская., И.З. Карсанова // Воспитание как национальный стратегический приоритет: международный научнообразовательный Форум: сб. ст. в 4 ч. гос. пед. ун-т; гл. ред. Б.М. Игошев. – Екатеринбург: УрГПУ, 2021. – Ч. 4. – С. 398-404.Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. — М.: Просвещение, 2009.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).Абакумова, И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И. В. Абакумова. — Ростов на/Д., 2003.Биболетова, М. З. Программа курса английского языка к УМК “Английский с удовольствием” для 2–11 классов/ М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева — Обнинск: Титул, 2010.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.Планируемые результаты начального общего образования / Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] Под ред. Г. С.Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. — (Стандарты второго поколения).Психологическая теория деятельности : вчера, сегодня, завтра / Под ред. А. А. Леонтьева. — М., 2006.Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. – 256с.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 – 360с.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.3.Азимов Э.Г. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языков [Текст]. / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб.: Златоуст, 2005. - 472 с.Аитов В.Ф. Виноградова Р.И. Взаимосвязанное обучение иноязычным видам речевой деятельности на неязыковых факультетах в вузе на основе проблемного подхода [Текст] / В.Ф. Аитов, Р.И. Виноградова // Вестник Башкирского университета. - 2006. - № 2. - С.97-101. Акишина Т.Е. Грамматика чувств: Пособие по развитию русской речи [Текст] / А.А. Акишина. - М.: Просвещение, 2010. - 235 c. Аксенова Г.Н. Интенсификация обучения иностранным языкам в неязыковом вузе в рамках традиционной методики: Учебное пособие. [Текст] / Г.Н. Аксенова – Уфа: Башк. ун-т, 1987. - 52 с. Алексеева JI.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. [Текст] / Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина. - М.: НИИВО, 1994. - 44 с. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении ИЯ в неязыковом вузе. [Текст] / Н.И. Алмазова. Дис. д-ра пед. наук. 13.00.01. - СПб., 2003. - 430 с. Андреева Н.Г. Логопедические упражнения по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. Пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред.Р.И. Лалаевой. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 247с. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение. - 2008. - 151 с. Ахтырский С.П. Компетентностный подход как средство определения качества содержания пед.образования в современный период [Текст] / Ахтырский, С.П. Режим доступа // http://rspu.edu.ru/science/conferences/03 11 10/Ahtirskv.html Беляевой А.П. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования [Текст] / Под ред. А.П. Беляевой. – СПб.: НИИ ПТО, 1992. - 72 с. Борисов Р.В. Языковая компетентность как средство выражения этнической идентичности и формирования межэтнической толерантности учащейся молодёжи: дис. канд. пед. наук 19.00.07 [Текст] / Р.В. Борисов. – Махачкала, 2007. – 230 с.- Режим доступа http://naukapedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-yazykovaya-kompetentnostkak-sredstvo-vyrazheniya-etnicheskoy-identichnosti-i-formirovaniyamezhetnicheskoy-tolerantnostiБородуллина В.И. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В.И. Бородуллина, А.П. Горкина. - М.: 2002. – 462 с. Борозенец Г.К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: Дис. д-ра пед. Наук. 13.00.08. [Текст] / Г.К. Борозенец. - Тольятти, 2005. - 434 с. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе: [Текст] / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос. Учеб.пособие для пед. вузов. - М.: Дрофа, 2004. – 235 с.Вербицкий А.А. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации. [Текст] / А.А. Вербицкий. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №2. – 45 сПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1 Опросник №1 «Профессия тьютор» Ф.И.О.______________________________________________________Группа________________ Курс_____ Задание Допишите приведённую ниже фразу. 1. Тьютор – это ______________________________________________________ 2. Где работает тьютор? ______________________________________ 3. С кем работает тьютор? __________________________________ 4. Какие виды деятельности тьютор может выполнять в школе? 5. Какими качествами должен обладать тьютор? ________________________________________________________________________________ 6. Чем тьютор отличается от учителя, классного руководителя и психолога? 7. Оцените свою готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в роли тьютора? (от 0 до 5 баллов)Приложение 2 Опросник №2 «Качества тьютора» Уважаемый респондент! Оцените, пожалуйста, насколько свойственно вам каждое из представленных утверждений по шкале от 0 до 10, где 0 – не соответствуют вам, 10 – соответствуют полностью. Нужное, обведите кружкомДеятельностный Способность выполнения конкретных профессиональных задач в педагогическом процессе.1. Я владею разнообразными приёмами и средствами работы с детьми (в том числе и с ОВЗ) 2. Я умею выбирать подходящую стратегию поведения при взаимодействии с конкретным учеником 3. Я могу осуществлять поддержку учеников в применении новых знаний и умений в соответствии с возрастом и на должном уровне. 4. Я могу осуществлять педагогическое целеполагание, планирование и прогнозирование педагогической деятельности 5. Я умею работать с детьми, используя новые активные технологии 6. Я умею планировать деятельность с учетом индивидуальных потребностей учеников. 7. Мне удается поддерживать высокий уровень активности детей на своих мероприятиях 8. Я умею взаимодействовать с педагогами, перенимать их опыт работы. 9. Я всегда ищу новые нетрадиционные формы, приемы работы, люблю нестандартно разрешать педагогические проблемы. 10. Я всегда могу перестроить трудную педагогическую ситуацию, придав ей положительный тон1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101 2 3 4 5 6 7 8 9 10Когнитивный Способность педагогически мыслить на основе системы знаний и опыта познавательной деятельности.1. Я знаю особенности развития детей, учитываю их при подготовке к занятию 2. Я всегда читаю новинки педагогической литературы, знаю все современные педагогические технологии. 3. Мне всегда удается найти наиболее оптимальные формы, методы, приемы организации своей деятельности, обеспечивающие достижение цели. 4. Я считаю, что мои знания, умения и способности востребованы современной школой. 5. Я знаю о современных требованиях, предъявляемых к профессии педагога. 6. Изучаю нормативные документы 7. Я знаю отличие тьюторской деятельности от деятельности других специалистов8. Я знаю особенности работы тьютора с детьми с особыми образовательными потребностями. 9. Я знаю особенности работы педагога-тьютора с детьми с особыми образовательными потребностями. 10.Я знаю ценности, принципы инклюзивного образования1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 101 2 3 4 5 6 7 8 9 10Приложение 3 Опросник №3 «Тьюторская позиция педагога» Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в опросе, который проводится кафедрой общей и социальной педагогики Тюменского государственного университета. Пожалуйста, внимательно прочитайте каждый вопрос анкеты и все варианты ответов. Отметьте только те, которые соответствуют Вашему мнению. При необходимости укажите свой ответ.Анкета анонимна. Результаты опроса будут использованы только в обобщенном виде. Заранее благодарим за искренние ответы! Обязательно Адрес электронной почты _________________________ 1. Считаете ли Вы тьюторство отдельной профессией? - Да - Нет - Другое_______________________________ 2. Продолжите предложение «Тьютор - это ...» _____________________________________________________________ 3. Установите соответствие между уровнем школьного образования и основной задачей тьютора на данном уровне 4. Что вы понимаете под инклюзивным образованием? _____________________________________________________________ 5. Обязательно ли в условиях инклюзивного образования должна быть введена должность тьютора в образовательной организации? - Да - Не обязательно, эту функцию может выполнять учитель - Не обязательно, роль тьютора может взять на себя психолог, логопед или другой специалист Другое:__________________________________________________ 6. С кем работает тьютор? _____________________________________________________________ 7. В каких организациях может работать тьютор? - В общеобразовательных - На предприятии - В учреждениях социальной защиты - В учреждениях дополнительного образования - В учреждениях профессионального образования Другое:__________________________________________________8. Отметьте те технологии, которые, по Вашему мнению, тьютор использует в своей деятельности - проектная технология - технологии работы с портфолио - технологии группового и индивидуального консультирования - тренинговые технологии - технологии профильных и профессиональных проб - информационные технологии - Другое: __________________________________________________ 9. Считаете ли Вы необходимым введение должности тьютора в образовательной организации - да, это необходимо - нет, не вижу необходимости- нет, это не обязательно, т. к. есть классный руководитель (куратор) - Другое: __________________________________________________ 10. Отметьте 5 наиболее важных профессиональных способностей, которые должны быть сформированы у тьютора - способность к рефлексии - критическое мышление - интуиция - способность к прогнозированию - способность принимать решения - быть на равных с партнером по общению - способность к концентрации внимания - Другое: __________________________________________________ 11. Отметьте 5 наиболее важных качеств, которыми должен обладать тьютор - вера в ребенка - любознательность - искренний интерес к личности сопровождаемого- требовательность - безоценочное принятие другого - доброжелательность - терпение - последовательность - решительность - внушаемость - оптимизм - гибкость - толерантность - эмоциональная уравновешенность - Другое: __________________________________________________ 12. Какие виды деятельности тьютор может выполнять в школе? _____________________________________________________________ 13. Чем тьютор отличается от учителя, классного руководителя и психолога? _____________________________________________________________ 14. Имеете ли Вы опыт тьюторской деятельности? - да - нет- Другое: __________________________________________________15. Доводилось ли Вам выступать в роли - консультанта - ассистента при сопровождении лиц с инвалидностью - классного руководителя - модератора - наставника - менеджера- помощника по выполнению учебных заданий - организатора проектной деятельности обучающихся- Другое: __________________________________________________ 16. Есть ли у Вас желание попробовать себя в роли тьютора? - да - нет - не знаю - да, но мне не хватает необходимой подготовки - Другое: __________________________________________________ 17. Какая из перечисленных ролей тьютора наиболее предпочтительна для Вас? - консультанта - наставника - менеджера - педагога - психолога - Другое: __________________________________________________ 18. С какими затруднениями Вы можете столкнуться при освоении роли тьютора? - недостаточно знаний в области индивидуальных особенностей обучающихся - трудности в установлении контактов с обучающимися и их родителями - недостаточные знания в области тьюторских технологий - недостаток диагностических умений - считаю, что затруднений не возникнет - Другое: __________________________________________________ 19. Оцените по 5-балльной шкале уровень сформированности у Вас компетенций 12345Умение организовывать различные виды деятельности обучающихсяУмение разрабатывать пути достижения целейУмение учитывать индивидуальные особенности воспитанниковВладение навыками рефлексииСпособность организовывать сотрудничество в учебной и воспиттательной деятельностиУмение конструктивно разрешать конфликтные ситуацииСпособность принимать решенияУмение осуществлять диагностику образовательных и личностных достижений обучающихсяОрганизаторские способностиКоммуникативные компетенцииПриложение 4 Карта оценки сформированноститьюторских компетенций студента ___________________________________группа____________курс_____ Уважаемый педагог! Оцените по 5-балльной шкале уровень сформированности компетенций студента Показатели 12345Умение организовывать различные виды деятельности обучающихсяУмение разрабатывать пути достижения целейУмение учитывать индивидуальные особенности воспитанниковСпособность организовывать сотрудничество в учебной и воспиттательной деятельностиУмение конструктивно разрешать конфликтные ситуацииСпособность принимать решенияУмение осуществлять диагностику образовательных и личностных достижений обучающихся
1. Абакирова Т.П. Проблемы организации сопровождения одаренных детей в образовательных учреждениях. URL: http://www.concord.websib.ru/page.php?article=73&item=2.
2. Андреева А.Д. Диагностика «Мотивация учения и познавательного интереса младших школьников». – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/11/13/metodikadiagnostiki-motivatsii-ucheniya-i-emotsionalnogo (дата обращения: 14.06.2022). Аристова Т.А. Образование младших школьников / Т.А. Аристова. – СПб: Каро, 2013. – 194 с.
3. Афанасьева Ж.В. Реализация идей М.Р. Львова о творческой деятельности младших школьников в современной практике организации учебных исследований / Ж.В. Афанасьева // Школа будущего: научнометодический журнал. – 2020. – № 1. – С. 22-32.
4. Афанасьева Ж.В., Богданова А.В., Сопровождение проектноисследовательской деятельности обучающихся новых педагогических классов учебно-методическое пособие / Ж.В. Афанасьева., А.В. Богданова. – МГПУ, 2020. – 48 с
5. Ахметова М.А. Организация проектной деятельности школьников: дистанционный курс / М.А. Ахметова. – 2016. – URL: https://maratakm.narod.ru/proectl.htm (дата обращения: 01.08.2021).
6. Беспалова, Г. М. Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты / Г. М. Беспалова // Директор школы, 2007. – №7 – С. 51–58.
7. Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Особые образовательные потребности как основа выбора использования образовательных технологий / Т.Г. Богданова Н.М. Назарова // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография / отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова: Уральский государственный педагогический университет. – Вып. 10. – Екатеринбург [б. и.], 2017. – С. 347-358.
8. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей / Д.Б. Богоявленская // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве. 2015. – № 5. – С. 42-43.
9. Брайнт Э.О. Стать тьютором. Вдохновляющий опыт для тех, кто помогает учиться / Э.О. Брайнт. – М.: Ресурс, 2018. 120 с
10. Васютина И.В. Выявление и развитие одаренных обучающихся / И.В. Васютина // Инновационные педагогические технологии / матер. V международной научной конференции. – Казань: Бук, 2018. – 132 с.
11. Ведерникова А.Ю. Понятия «одаренность» и «проектноисследовательская деятельность»: их содержание и сущность // Научное сообщество студентов. – 2017. – URL: https://sibac.info/archive/meghdis/3(14).pdf (дата обращения: 21.10.2022).
12. Велиева С.Г., Омарова Э.М. Особенности тьюторского сопровождения младших школьников/ С.Г. Велиева., Э.М. Омарова // Проблемы научной мысли. – 2018. – № 2. – С. 28-31.
13. Виттенбек В.К. Диагностика и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников. – 2018. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35333426 (дата обращения: 22.01.2021).
14. Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: автореферат / Л.П. Виноградова. – Комсомольск-на-Амуре, 2017. – 21 с
15. Волченкова М.И. Тьюторское сопровождение как практика индивидуализации в начальной школе / М.И. Волченкова. – М.: Томск, 2019. – 56 с.
16. Геворкян Е.Н. Тьюторское сопровождение учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся / Е.Н. Геворкян // Профессиональное образование: Столица, 2017. – № 8. – С. 21-25.
17. Гладкая Е.С., Тюмасева З.И. Технологии тьюторского сопровождения в начальной школе / Е.С. Гладкая, З.И. Тюмасева. – Челябинск: Южный Урал, 2018. – 93 с.
18. Громыко Ю.В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования / Ю.В. Громыко // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 1. – С. 93-96
19. . Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р)
20. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Гармония танца" // МАОУ СОШ № 92 URL: https://школа92.екатеринбург.рф/org-info/education-implementedprogram?id=14 (дата обращения: 15.11.2022).
21. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой край в истории России" // МАОУ СОШ № 92 URL: https://школа92.екатеринбург.рф/org-info/education-implementedprogram?id=16 (дата обращения: 15.11.2022).
22. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Школа баскетбола" // МАОУ СОШ № 92 URL: https://школа92.екатеринбург.рф/org-info/education-implementedprogram?id=32 (дата обращения: 15.11.2022).
23. Ефремова О.И. Тьюторское сопровождение учащихся, новая тенденция / О.И. Ефремова // Воспитание школьников. – 2018. – № 3. – С. 34- 36.
24. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка // Толковословообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения: .20.01.2021).
25. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка // Толковословообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения: 21.01.2021).
26. Жигулина Е.В. Современные подходы к повышению качества проектно – исследовательской деятельности школьников. – 2016. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44342829 (дата обращения: 25.05.2022).
27. Карпова С.И. Развитие детской одаренности в проектно-исследовательской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 7. – URL: https://researchjournal.org/pedagogy/razvitie-detskoj-odarennosti-v-proektno-issledovatelskojdeyatelnosti/ (дата обращения: 14.03.2021).
28. Кирикович Т.Е. Классное руководство как ступень к тьюторству / Т.Е. Кирикович // Воспитание школьников. – 2018. – № 8. – С. 39-45
29. Ковалева Т.М. Тьюторство как культура индивидуализации / Т.М. Ковалева // Журнал «Отечественные записки». – 2018. – № 5. – С. 17-24.
30. Ковалева Т.М. Культурные границы тьюторства // Первое сентября. 2009. № 15. http://upr.1september.ru/view_article.php?id=200901504
31. Кокамбо Ю.Д. Тьюторство как новая форма взаимодействия участников образовательного процесса / Ю.Д. Кокамбо // Вестник Амурского государственного университета. – 2018. – № 6. – С. 110-115
32. Косолапова Л.А. Подготовка педагогов к реализации тьюторской позиции // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях обучения: материалы международной научно-практической конференции (28–30 марта 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. Л.А. Косолаповой; ред. кол.: Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева, Т.П. Гаврилова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь: ПГГПУ, 2012. – С. 17 – 21.
33. Кривых С.В. и др. Тьюторство как технология индивидуального сопровождения ребенка// С.В. Кривых // в сб. Технологии в деятельности службы сопровождения: учебно-методическое пособие / Под общ, ред. С.В. Кривых. – СПб, 2020. – 261 с.
34. Крылова Н.Б. Тьютор – новый тип педагога в индивидуализации образования / Н.Б. Крылова // Завуч. – 2018. – № 5. – С. 10-14.
35. Мамаева А.В., Шандыбо С.В. Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребенка: метод. рекомендации для начинающих тьюторов / А.В. Мамаева, А.В. Шандыбо // Методист. – 2018. – № 5. – 214 с.
36. Манешкина Н.В., Роут О.А. Профессиональная проба как способ формирования самоопределения обучающихся. [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/publ/167-1-0-3030
37. Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 92 // МАОУ СОШ № 92 URL: https://школа92.екатеринбург.рф/ (дата обращения: 20.08.2022).
38. Мухорина В.А. Образовательная программа «Тьюторы» / В.А. Мухорина // Завуч. – 2018. – № 4. – С. 12-15.
39. Обухов А.С., Швецова М.Н. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум / А.С. Обухов, М.Н. Швецова. – Москва, 2020. – С. 163-169
40. Огоновская И.С. Работа с одаренными детьми: осмысление педагогического опыта / И.С. Огоновская // Воспитание как национальный стратегический приоритет: международный научно-образовательный Форум: сб. ст. в 4 ч. гос. пед. ун-т; гл. ред. Б.М. Игошев. – Екатеринбург: УрГПУ, 2021. – Ч. 4. – С. 182-187.
41. Образовательное событие: варианты прочтения // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научнометодического семинара «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика», Москва, 18-19 мая 2009. – М.: АПКиППРО, 2009. – 188с. – С.139- 145.
42. Пьянин В.С. Создание тьютором образовательного маршрута учащихся / В.С. Пьянин // Вестник Московского гос. Обл. ун-та. – 2018. – № 1. – С. 220-222
43. Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» / В.В. Рубцов // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 4. – 8 с
44. Рыбалкина Л.В. Технология тьюторского сопровождения: концепция, технологии, опыт: Томск, 2005. – URL: https://thetutor.ru/biblioteka/tjutorstvo-v-otkrytom obrazovanii/tekhnologiyatyutorskogo-soprovozhdeniya-obrazovatelnogo-turizma/ (дата обращения: 04.06.2021)
45. Савенков А.И. Методика оценки общей одаренности. 2019. – URL: https://magistr54.ru/wp-content/uploads/2020/10/metodika-obshhej ocenkiodarennosti-a.i.savenkov.pdf (дата обращения: 26.05.2022).
46. Савенков А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.И. Савенков // Изд. 2-е, исп. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 19 с
47. Суханова Е.А. Тьюторство, как ресурс развития практики образования. – 2019. – URL: http://www.thetutor.ru/distance/article001.html (дата обращения: 08.05.2021).
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. – № 286 – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 09.05.2020).
49. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. – № 273-ФЗ. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.03.2021)
50. Чаусова Е.А. Тьюторское сопровождение детей младшего школьного возраста с интеллектуальной одаренностью. – 2021. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47483844 (дата обращения: 15.04.2021).
51. Чаусова Е.А. Тьюторское сопровождение обучающегося младшего школьного возраста с интеллектуальной одаренностью в проектноисследовательской деятельности: научная статья / Е.А. Чаусова // Вестник психологии и педагогики Алтайского Государственного университета. – 2021. – № 4. С. 189-199.
52. Шрамко Н.В. Основы тьюторства: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.В. Шрамко // Урал. Гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], – 2018. – С. 38-46.
53. Юрловская И.А., Карсанова И.З. Понятие «сопровождение»: семантика и характеристика / И.А. Юрловская., И.З. Карсанова // Воспитание как национальный стратегический приоритет: международный научнообразовательный Форум: сб. ст. в 4 ч. гос. пед. ун-т; гл. ред. Б.М. Игошев. – Екатеринбург: УрГПУ, 2021. – Ч. 4. – С. 398-404.
54. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. — М.: Просвещение, 2009.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
56. Абакумова, И. В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И. В. Абакумова. — Ростов на/Д., 2003.
57. Биболетова, М. З. Программа курса английского языка к УМК “Английский с удовольствием” для 2–11 классов/ М. З. Биболетова, Н. Н. Трубанева — Обнинск: Титул, 2010.
58. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
59. Планируемые результаты начального общего образования / Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] Под ред. Г. С.Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. — (Стандарты второго поколения).
60. Психологическая теория деятельности : вчера, сегодня, завтра / Под ред. А. А. Леонтьева. — М., 2006.
61. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
62. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. – 256с.
63. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 – 360с.
64. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя Под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С.3.
65. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов: теория и практика преподавания языков [Текст]. / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб.: Златоуст, 2005. - 472 с.
66. Аитов В.Ф. Виноградова Р.И. Взаимосвязанное обучение иноязычным видам речевой деятельности на неязыковых факультетах в вузе на основе проблемного подхода [Текст] / В.Ф. Аитов, Р.И. Виноградова // Вестник Башкирского университета. - 2006. - № 2. - С.97-101.
67. Акишина Т.Е. Грамматика чувств: Пособие по развитию русской речи [Текст] / А.А. Акишина. - М.: Просвещение, 2010. - 235 c.
68. Аксенова Г.Н. Интенсификация обучения иностранным языкам в неязыковом вузе в рамках традиционной методики: Учебное пособие. [Текст] / Г.Н. Аксенова – Уфа: Башк. ун-т, 1987. - 52 с.
69. Алексеева JI.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. [Текст] / Л.П. Алексеева, Н.С. Шаблыгина. - М.: НИИВО, 1994. - 44 с.
70. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
71. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении ИЯ в неязыковом вузе. [Текст] / Н.И. Алмазова. Дис. д-ра пед. наук. 13.00.01. - СПб., 2003. - 430 с.
72. Андреева Н.Г. Логопедические упражнения по развитию связной речи младших школьников. В 3-х частях. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. Пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред.Р.И. Лалаевой. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 247с.
73. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение. - 2008. - 151 с.
74. Ахтырский С.П. Компетентностный подход как средство определения качества содержания пед.образования в современный период [Текст] / Ахтырский, С.П. Режим доступа // http://rspu.edu.ru/science/conferences/03 11 10/Ahtirskv.html
75. Беляевой А.П. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования [Текст] / Под ред. А.П. Беляевой. – СПб.: НИИ ПТО, 1992. - 72 с.
76. Борисов Р.В. Языковая компетентность как средство выражения этнической идентичности и формирования межэтнической толерантности учащейся молодёжи: дис. канд. пед. наук 19.00.07 [Текст] / Р.В. Борисов. – Махачкала, 2007. – 230 с.- Режим доступа http://naukapedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-yazykovaya-kompetentnostkak-sredstvo-vyrazheniya-etnicheskoy-identichnosti-i-formirovaniyamezhetnicheskoy-tolerantnosti
77. Бородуллина В.И. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] / под ред. В.И. Бородуллина, А.П. Горкина. - М.: 2002. – 462 с.
78. Борозенец Г.К. Интегративный подход к формированию коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов средствами иностранного языка: Дис. д-ра пед. Наук. 13.00.08. [Текст] / Г.К. Борозенец. - Тольятти, 2005. - 434 с.
79. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе: [Текст] / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос. Учеб. пособие для пед. вузов. - М.: Дрофа, 2004. – 235 с.
80. Вербицкий А.А. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации. [Текст] / А.А. Вербицкий. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №2. – 45 с