Произведения К. Д. Ушинского как средство формирования замысла в рисунках старших дошкольников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Искусствоведение
  • 67 67 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 29.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАМЫСЛА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Основные понятия и сущность изобразительного творчества 9
1.2 Особенности формирования замысла в рисунках старших дошкольников 14
1.3 Условия формирования замысла в рисунках старших дошкольников 21
Выводы по первому разделу 29
2.1 Значение произведений К.Д. Ушинского в формировании замысла в рисунках старших дошкольников 32
2.2 Характеристика изобразительно-выразительных средств в произведениях К.Д. Ушинского 34
2.3 Анализ иллюстраций к произведениям К.Д. Ушинского как замысла для рисунков старших дошкольников 35
2.4 Методика работы с произведением К.Д. Ушинского на занятиях по рисованию в старших группах 39
Выводы по второму разделу 43
ГЛАВА 3 ОПЫТНО—ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К.Д. УШИНСКОГО В ФОРМИРОВАНИИ ЗАМЫСЛА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 44
3.1 Констатирующий этап экспериментальной работы 44
3.2 Формирующий этап экспериментальной работы 49
3.3 Контрольный этап экспериментальной работы 50
Выводы по третьему разделу 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64

Фрагмент для ознакомления

Удовлетворительный (средний) — 2 балла: в рисунок внесены незначительные дополнения или изменения, которые не искажают первоначальный замысел.
Поверхностный (низший) — 1 балл: рисунок значительно отличается от первоначально задуманного, не соответствует замыслу.
4) Оригинальность рисунков:
Оптимальный» [37, c. 82] (высший) — 3 балла: рисунок отличается выразительностью, целостностью и нешаблонностью. Ребенок использует различные выразительные средства (передает пространство, движение и т.д.).
Удовлетворительный (средний) — 2 балла: рисунок имеет некоторые недостатки в использовании выразительных средств (неадекватность цвета, форм передачи движения и т.д.).
Поверхностный (низший) — 1 балл: рисунок рассыпчатый, шаблонный, невыразительный
По числу набранных баллов ребенка можно отнести к высшему, среднему и низшему уровню развития замысла в сюжетном рисовании. От 12 до 10 баллов высокий уровень развития замысла в сюжетном рисовании, от 9 до 7 – средний уровень, от 6 до 4 – низкий уровень.
Высокий уровень развития замысла. Дети четко представляют себе будущий рисунок, умеют формулировать свой замысел в развернутой речи. Они мысленно располагают предметы на листе бумаги, описывают их форму, размер и цвет. Готовый рисунок полностью соответствует первоначальному замыслу, отличается выразительностью, целостностью и нешаблонностью. Дети используют различные выразительные средства для передачи пространства, движения и других элементов сюжета.
Средний уровень развития замысла. Дети имеют нечеткое представление о будущем рисунке, испытывают затруднения в формулировании замысла в развернутой речи. Они могут допускать незначительные неточности в мысленном расположении или описании предметов. В готовый рисунок могут быть внесены незначительные дополнения по сравнению с первоначальным замыслом. Дети испытывают некоторые затруднения в использовании выразительных средств, что может проявляться в неадекватности цвета или форм для передачи движения и других элементов сюжета.
Низкий уровень развития замысла. Дети не имеют представлений о будущем рисунке, не могут сформулировать свой замысел в развернутой речи. Они не способны мысленно расположить и описать предметы будущего изображения. Готовый рисунок значительно отличается от первоначально задуманного, не соответствует замыслу. Дети не используют выразительные средства, рисунок получается шаблонным и невыразительным.
Маша П. нарисовала рисунок под названием «Зима». Она изобразила снеговика в правом нижнем углу листа, дерево внизу посередине и солнце в верхнем левом углу. Кроме того, девочка нарисовала птицу. На вопрос о соответствии рисунка замыслу Маша ответила утвердительно.
Максим Р. нарисовал рисунок под названием «Дом и радуга». Он изобразил дом с трубой и радугу. На вопрос о соответствии рисунка замыслу Максим ответил положительно, но отметил, что дополнительно нарисовал бабочку и цветок.
Рома З. нарисовал рисунок под названием «Грузовики». Он изобразил два грузовика, едущих по дороге, деревья, солнце, облака и желтое пятно, которое, по его словам, является летящим привидением. На вопрос о соответствии рисунка замыслу Рома ответил положительно, сказав, что нарисовал все, что хотел.
Результаты обследования рисунков детей экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень развития замысла в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
Анализ результатов исследования показал, что в экспериментальной и контрольной группе 20% детей имеют высокий уровень развития замысла в сюжетном рисовании, 25% – средний у экспериментальной и 35 % у контрольной группы и низкий 55 % у экспериментальной и 45 % у контрольной группы.
Анализ результатов исследования показал, что уровень развития замысла в сюжетном рисовании у детей экспериментальной и контрольной групп оказался почти одинаковым. В обеих группах преобладает низкий уровень развития замысла в сюжетном рисовании.

3.2 Формирующий этап экспериментальной работы

Цель: Использование произведений К.Д. Ушинского как средства формирования замысла у старших дошкольников.
Задачи:
Разработать и апробировать систему занятий по сюжетному рисованию с использованием произведений К.Д. Ушинского.
Выявить эффективность разработанной системы занятий для развития замысла в сюжетном рисовании у старших дошкольников.
Содержание формирующего этапа:
Формирующий этап опытно—экспериментальной работы проводился в два этапа:
1. Подготовительный этап
На этом этапе проводились следующие мероприятия:
Изучались теоретические основы развития замысла в сюжетном рисовании у старших дошкольников.
Анализировались произведения К.Д. Ушинского с точки зрения их использования для развития замысла.
Разрабатывалась система занятий по сюжетному рисованию с использованием произведений К.Д. Ушинского.
2. Основной этап
На основном этапе проводились следующие занятия:
Занятие 1. Чтение и обсуждение произведения К.Д. Ушинского «Два плуга». Анализ произведения, выделение главной мысли и характеров героев. Рисование иллюстраций к эпизодам произведения.
Занятие 2. Чтение и обсуждение произведения К.Д. Ушинского «Ветер и Солнце». Анализ произведения, обсуждение противостояния добра и зла. Рисование портретов Ветра и Солнца.
Занятие 3. Чтение и обсуждение произведения К.Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». Анализ произведения, обсуждение темы дружбы и взаимопомощи. Рисование иллюстраций к эпизодам произведения.
Занятие 4. Чтение и обсуждение произведения К.Д. Ушинского «Четыре желания». Анализ произведения, обсуждение темы глупости и ума. Рисование портретов глупого и умного человека.
Занятие 5. Сочинение собственных историй по мотивам произведений К.Д. Ушинского. Рисование иллюстраций к собственным историям.
Методы и приемы, используемые на занятиях:
— Чтение и обсуждение произведений.
— Анализ произведений.
— Составление рассказов по произведениям.
— Рисование по представлению.
— Рисование с натуры.
— Использование иллюстраций.
Ожидаемые результаты:
По окончании формирующего этапа опытно—экспериментальной работы предполагается, что у старших дошкольников будут сформированы следующие умения:
— Понимать содержание и смысл произведений К.Д. Ушинского.
— Выделять главную мысль и характеризовать героев произведений.
— Передавать свои мысли и чувства через рисунок на основе произведений К.Д. Ушинского.
— Сочинять собственные истории по мотивам произведений К.Д. Ушинского.

3.3 Контрольный этап экспериментальной работы

Цель: выявить уровень развития замысла в сюжетном рисовании у старших дошкольников после проведения формирующего этапа эксперимента.
Задачи:
1. Провести повторную диагностику для определения уровня развития замысла в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста.
2. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
3. Сделать вывод об эффективности об эффективности проведенных занятий с использованием произведений К.Д. Ушинского как средства формирования замысла у старших дошкольников.
Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Детям предлагалось нарисовать все, что они хотят. Перед началом рисования по замыслу ребенка просили назвать, что он будет рисовать, как расположит предметы на листе бумаги, и описать предметы, которые он собирается изобразить. Время рисования не ограничивалось. После завершения рисунка ребенка спрашивали: «Ты нарисовал то, что хотел?». Если он отвечает «Нет» его просили объяснить, почему рисунок получился не такой, какой он задумывал. Затем рисунки детей оценивались по тем же критериям, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты обследования рисунков детей экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунке 2.
На рисунке 2 видно, что на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе 10% детей имеют низкий уровень развития замысла в сюжетном рисовании, 50% – средний, 40% – высокий. В контрольной группе 25% детей имеют высокий уровень развития замысла в сюжетном рисовании , 45% – средний и 30% – низкий. Таким образом, можно отметить, что уровень развития замысла у детей экспериментальной группы выше, чем в контрольной группе.

Рисунок 2. Уровень развития замысла в сюжетном рисовании у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе
На рисунке 3 и 4 представлен сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Из диаграммы 3 видно, что по сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента на контрольном этапе в экспериментальной группе на 25% уменьшилось количество детей, имеющих низкий уровня развития замысла в сюжетном рисовании, количество детей, имеющих средний уровень развития замысла в сюжетном рисовании, увеличилось на 10%, и на 15% увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень.
На диаграмме 4 видно, что в контрольной группе уменьшилось на 10% количество детей, имеющих низкий уровень развития замысла в сюжетном рисовании, количество детей, имеющих средний уровень, увеличилось на 10 %, количество детей, имеющих высокий уровень развития замысла в сюжетном рисовании, не изменилось.

Рис. 3 Экспериментальная группа на констатирующем и контрольном этапе

Рис. 4 Контрольная группа на констатирующем и контрольном этапе
Таким образом, в результате проведения опытно—экспериментальной работы в экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей, имеющих высокий и средний уровень развития замысла в сюжетном рисовании, по сравнению с контрольной группой.
Проведенные занятия с использованием произведений К.Д. Ушинского показали свою высокую эффективность для формирования замысла у старших дошкольников.
В ходе занятий дети проявили большой интерес к произведениям Ушинского, активно участвовали в их обсуждении и анализе. Дети научились понимать содержание и смысл произведений, выделять главную мысль и характеризовать героев.
Занятия по рисованию на основе произведений Ушинского способствовали развитию воображения и творческих способностей детей. Дети научились передавать свои мысли и чувства через рисунок, создавать выразительные иллюстрации к эпизодам произведений и сочинять собственные истории по их мотивам.
В результате проведенных занятий у старших дошкольников значительно повысился уровень сформированности замысла в сюжетном рисовании. Дети научились продумывать содержание и последовательность своих рисунков, создавать оригинальные и неповторимые композиции. Рисунки детей стали более выразительными и содержательными, отражая их понимание и переживание произведений К.Д. Ушинского.
Таким образом, использование произведений К.Д. Ушинского на занятиях по сюжетному рисованию является эффективным средством формирования замысла у старших дошкольников. Благодаря ярким образам, глубоким поучениям и увлекательным сюжетам произведения Ушинского стимулируют воображение детей, развивают их творческие способности и способствуют развитию их нравственных качеств.

Выводы по третьему разделу

На основании проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что у старших дошкольников недостаточно сформирован замысел в сюжетном рисовании. Дети испытывали трудности в продумывании содержания и последовательности своих рисунков, создании оригинальных и неповторимых композиций. Рисунки детей были в основном однообразными и схематичными.
На формирующем этапе эксперимента была апробирована система занятий по сюжетному рисованию с использованием произведений К.Д. Ушинского. Занятия проводились в два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе дети знакомились с произведениями Ушинского, анализировали их и рисовали иллюстрации к эпизодам произведений. На основном этапе дети сочиняли собственные истории по мотивам произведений Ушинского и рисовали иллюстрации к ним.
На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что у старших дошкольников, участвовавших в формирующем этапе, значительно повысился уровень сформированности замысла в сюжетном рисовании. Дети научились продумывать содержание и последовательность своих рисунков, создавать оригинальные и неповторимые композиции. Рисунки детей стали более выразительными и содержательными, отражая их понимание и переживание произведений К.Д. Ушинского.
Таким образом, использование произведений К.Д. Ушинского на занятиях по сюжетному рисованию является эффективным средством формирования замысла у старших дошкольников. Благодаря ярким образам, глубоким поучениям и увлекательным сюжетам произведения Ушинского стимулируют воображение детей, развивают их творческие способности и способствуют развитию их нравственных качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведенного исследования были достигнуты поставленные цели и решены задачи. Было выявлено, что уровень развития замысла в сюжетном рисовании у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группах изначально был одинаковым и в основном находился на низком уровне.
Проведенное исследование было направлено на выявление, теоретическое обоснование и практическую апробацию использования произведений К.Д. Ушинского как средства формирования замысла в рисунках старших дошкольников.
В ходе исследования были решены следующие задачи.
Проанализирована психолого-педагогическая литература по основам формирования замысла в рисунках старших дошкольников.
Рассмотрены произведения К.Д. Ушинского как средство формирования замысла у старших дошкольников.
Выявлен уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно—прикладным искусством.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что использование произведений К.Д. Ушинского на занятиях по рисованию способствует формированию замысла у старших дошкольников.
Вопросы формирования замысла в рисунках у старших дошкольников выступают в качестве важного аспекта освоения изобразительной деятельности. Следует акцентировать внимание, на том, что замысел часто представляет собой конкретный и задуманный план деятельности. Задача педагога научить детей правильно воплощать данный план в своих рисунках.
Среди наиболее эффективных средств для реализации данной задачи выступает процесс рисования по замыслу. Большое значение для развития замысла имеют также практический опыт ребенка, которые может уметь не только вынашивать замысел, но имеет определенный практический запас собственного графического опыта.
Важным аспектом является создание условий для того, чтобы у детей сформировался устойчивый замысел, который будет проявляться в рисунках.
Следует указать, на уважительное и внимательное отношение педагога к детскому творчеству. Задача педагога всячески поддерживать детей в их творческих начинаниях, а также помогать преодолевать возникающие процессе изобразительной деятельности трудности. Педагог обязан организовать в детской группе творческую атмосферу. Данная атмосфера дает детям свободу и раскрепощение, что способствует проявлению фантазии и творчества.
В процессе обучения педагог обязан предъявлять к детским рисункам определенные требования, которые будут стимулировать детей к развитию их изобразительных навыков и умений. Эти требования должны соответствовать их возрасту, а также конкретным умениям у детей.
В процессе обучения, педагог обязан оказывать детям индивидуальную помощь в процессе работы над рисунком. Эта помощь может выражаться виде подсказок, советах, показе приемов рисования и т.д. Важно, чтобы педагог помогал детям развивать их собственные творческие идеи, а не навязывал им свои.
Педагог обязан проводить периодические критические просмотры творческих работ детей, и вместе с ними обсуждать детские рисунки, анализировать их достоинства и недостатки. Это в дальнейшем помогает детям развивать самокритичность, а также стимулирует стремление к совершенствованию своих изобразительных навыков.
При соблюдении данных условий процесс формирования замысла в рисунках старших дошкольников будет происходить более эффективно, а сами дети в будущем смогут создавать интересные и содержательные рисунки.
Следует указать, на уважительное и внимательное отношение педагога к детскому творчеству. Задача педагога всячески поддерживать детей в их творческих начинаниях, а также помогать преодолевать возникающие процессе изобразительной деятельности трудности. Педагог обязан организовать в детской группе творческую атмосферу. Данная атмосфера дает детям свободу и раскрепощение, что способствует проявлению фантазии и творчества.
В процессе обучения педагог обязан предъявлять к детским рисункам определенные требования, которые будут стимулировать детей к развитию их изобразительных навыков и умений. Эти требования должны соответствовать их возрасту, а также конкретным умениям у детей.
В процессе обучения, педагог обязан оказывать детям индивидуальную помощь в процессе работы над рисунком. Эта помощь может выражаться виде подсказок, советах, показе приемов рисования и т.д. Важно, чтобы педагог помогал детям развивать их собственные творческие идеи, а не навязывал им свои.
Педагог обязан проводить периодические критические просмотры творческих работ детей, и вместе с ними обсуждать детские рисунки, анализировать их достоинства и недостатки. Это в дальнейшем помогает детям развивать самокритичность, а также стимулирует стремление к совершенствованию своих изобразительных навыков.
При соблюдении данных условий процесс формирования замысла в рисунках старших дошкольников будет происходить более эффективно, а сами дети в будущем смогут создавать интересные и содержательные рисунки.
Развитие замысла в рисунках дошкольников имеет большое значение для их общего развития. Оно способствует развитию детского воображения, творческих способностей, образного мышления и речи. Дети учатся понимать содержание и смысл произведений искусства, а также учатся выделять главную мысль и характеризовать героев. Они становятся более творческими и выразительными в своих рисунках, научаются создавать оригинальные композиции и передавать свои мысли и чувства через рисунок.
Кроме того, формирование замысла в рисунках способствует нравственному воспитанию детей. Дети учатся различать понятия добра и зла, сопереживать героям, делать выводы о том, как нужно поступать в той или иной ситуации.
Таким образом, формирование замысла в рисунках у старших дошкольников выступает не только важной педагогической задачей, но также требует от педагогов особого внимания в процессе создания особых условий. Педагог должен правильно подбирать и использовать разнообразные методы и приемы. Итогом данной работы будет развитие у детей творческих способностей, а также воображения, образного мышления и речи и навыков рисования.
Работа с произведением К.Д. Ушинского на занятиях по рисованию в старших группах является эффективным средством развития творческих способностей, воображения и нравственных качеств у детей. Предложенная методика должна помочь педагогам использовать произведения К.Д. Ушинского в образовательной деятельности, направленной на развитие изобразительной деятельности.
Произведения К.Д. Ушинского являются ценным материалом для формирования замысла в рисунках старших дошкольников. Яркие образы, глубокие поучения и увлекательные сюжеты его произведений стимулируют воображение детей, обогащают их словарный запас и способствуют формированию нравственных понятий.
Анализ изобразительно-выразительных средств в произведениях Ушинского (сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы, повторы, антитезы) позволяет педагогам использовать их в качестве ориентиров при обучении детей созданию выразительных рисунков.
Иллюстрации к произведениям К.Д. Ушинского также могут служить основой для формирования замысла в рисунках. Рассматривая и обсуждая иллюстрации, дети развивают свое внимание, наблюдательность и умение анализировать изобразительные средства.
Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что дети , участвовавшие в формирующем эксперименте, продемонстрировали более высокий уровень развития замысла в сюжетном рисовании по сравнению с детьми контрольной группы. Они научились понимать содержание и смысл произведений Ушинского, выделять главную мысль и характеризовать героев. Дети стали более творческими и выразительными в своих рисунках, научились создавать оригинальные композиции и передавать свои мысли и чувства через рисунок.
Экспериментальная работа показала, что использование произведений К.Д. Ушинского на занятиях по рисованию способствует формированию замысла у старших дошкольников. Дети научились понимать содержание и смысл произведений, выделять главную мысль и характеризовать героев. Они стали более творческими и выразительными в своих рисунках, научились создавать оригинальные композиции и передавать свои мысли и чувства через рисунок.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Произведения К.Д. Ушинского являются ценным материалом для формирования замысла в рисунках старших дошкольников.
Использование произведений Ушинского на занятиях по рисованию способствует развитию воображения, творческих способностей и нравственных качеств детей.
Разработанная система занятий по сюжетному рисованию с использованием произведений К.Д. Ушинского является эффективным средством формирования замысла у старших дошкольников.
Таким образом, использование произведений К.Д. Ушинского на занятиях по рисованию в старших группах детского сада является перспективным направлением для развития замысла в рисунках дошкольников.
Использование произведений К.Д. Ушинского на занятиях по рисованию является эффективным средством формирования замысла у старших дошкольников.
Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение. Они расширяют научные представления о средствах формирования замысла в рисунках старших дошкольников и предлагают методические рекомендации для педагогов дошкольного образования. Результаты исследования имеют практическую значимость для педагогов дошкольного образования и могут быть использованы в работе по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Разработанная система занятий может быть использована педагогами дошкольного образования в своей работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Боброва, О.М. Использование нетрадиционной формы изобразительной деятельности в работе с дошкольниками / О.М. Боброва // Современные технологии обучения и воспитания в художественном образовании. — Саратов, 2024. — С. 66-68.
Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учебник для студ. сред. проф. образ. / Г. Г. Григорьева. – М.: Академия, 2019. – 268 с.
Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2019. – 344 с.
Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника : методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1996. – 128 с.
Захарова, Н.А. Художественная (изобразительная) деятельность детей дошкольного возраста / Н.А. Захарова // Народное образование Якутии. — 2022. — № 3 (124). — С. 25-27.
Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества : учебное пособие / М. В. Ермолаева. – М.: МПСИ; «МОДЭК», 2015. – 304 с.
Казакова, Т. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов / Т. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С.80 – 84.
Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Т. Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 256 с.
Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 416 с.
Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова.– М.: Мозаика–Синтез, 2022. – 120 с.
Комарова, Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы : методическое пособие для педагогов / Т. С. Комарова, О. Ю. Зарянова, Л. И. Иванова. – М.: Педагогическое общество России, 2020. – 152 с.
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду : Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. – М.: МОЗАИКА—СИНТЕЗ, 2015. – 208 с.
Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования : книга для студ. пед. вузов и колледжей, воспит. дош. учрежд., педаг. худ. школ, родителей / Т. С. Комарова. – М.: – Просвещение, 1976. – 245 с.
Комплекс занятий по программе под редакцией М. А. Васильевой. Старшая группа / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. – М.: Учитель, 2022. – 364 с.
Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учеб. пособ. для студ. пед. институтов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева. – М.: Просвещение, 1985. – 340 с.
Котляр, В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников / В. Ф. Котляр. — Киев : Рад. шк., 1986. — 95 с
Лабунская, Г. В. Изобразительное творчество детей : учебное пособие / Г. В. Лабунская. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.
Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта : книга / В. С. Мухина. – М.: Педагогика, 1981. – 243 с.
Никулина Т.А. О взаимодействии изобразительного творчества с различными сферами деятельности дошкольников / Т.А. Никулина // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — № 2 (2). — С. 33-35.
Пантелеева, Н.Г. Преподавание изобразительной деятельности дошкольникам : учебно-методическое пособие (с практическими заданиями) для студентов направления подготовки 44.03.01 "Педагогические образование", профиль "Дошкольное образование", академический бакалавриат / Н. Г. Пантелеева ; Министерство образования Московской области, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. — М. : МГОУ, 2019. — 31 с.
Погодина, С. В. Детское изобразительное творчество. Взгляды исследователей на проблему / С. В. Погодина // Дошкольное воспитание. – 2020. – №5 – С. 56–64.
Полянская С.В. Роль сказки в развитии художественного образа у детей семи лете / С.В. Полянская // Методист дошкольного образовательного учреждения. — 2024. — № 45. — С. 53-58.
Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3е изд., испр и доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2015. – 208 с.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : книга для препод., аспирантов психологии и педагогики, студ. высш. пед. учеб.заведений / С. Л. Рубенштейн. – Спб: Питер, 2012. – 720 с.
Сакулина, Н. П. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду : учебное пособие для воспит. д. с. / Н. П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1966 – 152 с.
Силивон, В.А. Совместная изобразительная деятельность дошкольников / В. А. Силивон. — Минск : Нар. асвета, 2022. — 76 с.
Смирнова, М. Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры : пособие для воспитателей детских садов / М. Г. Смирнова.– М.: Сфера, 2023. – 270 с.
Тверитина, Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: из опыта работы / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учебное пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / Под ред. С. В. Погодиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2021 –352 с.
Тополева Д.А. «Прозрачный мольберт как средство развития воображения старших дошкольников // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. Сборник статей по материалам Четвертой Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2024. С. 342-344.
Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии : пособие для студ. пед. инстит., учащихся пед. учил. и колледжей, воспит. д. с. / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 279 с.
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 1996. – 258 с.
Ушинский, К. Д. О воспитании : пособие для педагогов и родителей и студентов вуза / Сост. Н. М. Матвеева. – М.: Школьная пресса, 2013. – 192 с.
Ушинский, К.Д. Маленькие сказки: / К.Д. Ушинский. — Смоленск : Леда, cop. 2019. — 9 с.
Ушинский, К.Д. Первые сказки : Рус. нар. сказки, рассказ. / К. Д. Ушинский. – М. : Дет. лит., 1981. — 16 с.
Ушинский, К.Д. Первая книга для чтения из Детского мира / К. Д. Ушинский — Спб.: Печатано в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, 1882. — 179 с.
Ушинский, К.Д. Рассказы К. Ушинского : для детей от 5 лет. — / К.Д. Ушинский — Ростов—на—Дону : Феникс, cop. 2023. — 12 с.
Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста : пособие для воспитателей / Е. А. Флерина. – М.: Учпедгиз, 1956. – 35 с.
Шарапова Л.М. Обучение технике рисования детей дошкольного возраста // Дошкольное образование в России: результаты нового времени и взгляд в будущее. сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. — Киров, 2024. — С. 243-247.
Чиркова Ю.А. Формирование изобразительного творчества у детей дошкольного возраста через ознакомление с произведениями К.И. Чуковского //Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.— Нижний Новгород, 2017. — С. 287-289.









2




Лист1
Диаграмма1

низкий
средний
высокий
констатирующий этап
контрольный этап
0.45
0.35
0.20
0.30
0.45
0.25
низкий
средний
высокий
констатирующий этап
констатирующий этап
констатирующий этап
контрольный этап
контрольный этап
контрольный этап
0.45
0.35
0.20
0.30
0.45
0.25
Лист1
Диаграмма1

низкий
средний
высокий
констатирующий этап
контрольный этап
0.55
0.25
0.20
0.10
0.50
0.40
низкий
средний
высокий
констатирующий этап
констатирующий этап
констатирующий этап
контрольный этап
контрольный этап
контрольный этап
0.55
0.25
0.20
0.10
0.50
0.40
Лист1
Диаграмма1

экспериментальная группа
контрольная группа
низкий
средний
высокий
0.55
0.25
0.20
0.45
0.35
0.20
низкий
средний
высокий
экспериментальная группа
экспериментальная группа
экспериментальная группа
контрольная группа
контрольная группа
контрольная группа
0.55
0.25
0.20
0.45
0.35
0.20
Лист1
Диаграмма1

экспериментальная группа
контрольная группа
низкий
средний
высокий
0.55
0.25
0.20
0.45
0.35
0.20
низкий
средний
высокий
экспериментальная группа
экспериментальная группа
экспериментальная группа
контрольная группа
контрольная группа
контрольная группа
0.55
0.25
0.20
0.45
0.35
0.20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Боброва, О.М. Использование нетрадиционной формы изобразительной деятельности в работе с дошкольниками / О.М. Боброва // Современные технологии обучения и воспитания в художественном образовании. — Саратов, 2024. — С. 66-68.
2. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учебник для студ. сред. проф. образ. / Г. Г. Григорьева. – М.: Академия, 2019. – 268 с.
3. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2019. – 344 с.
4. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника : методическое пособие для воспитателей и родителей / О. М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1996. – 128 с.
5. Захарова, Н.А. Художественная (изобразительная) деятельность детей дошкольного возраста / Н.А. Захарова // Народное образование Якутии. — 2022. — № 3 (124). — С. 25-27.
6. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества : учебное пособие / М. В. Ермолаева. – М.: МПСИ; «МОДЭК», 2015. – 304 с.
7. Казакова, Т. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов / Т. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С.80 – 84.
8. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / Т. Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 256 с.
9. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2021. – 416 с.
10. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова.– М.: Мозаика–Синтез, 2022. – 120 с.
11. Комарова, Т. С. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы : методическое пособие для педагогов / Т. С. Комарова, О. Ю. Зарянова, Л. И. Иванова. – М.: Педагогическое общество России, 2020. – 152 с.
12. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду : Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. – М.: МОЗАИКА—СИНТЕЗ, 2015. – 208 с.
13. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования : книга для студ. пед. вузов и колледжей, воспит. дош. учрежд., педаг. худ. школ, родителей / Т. С. Комарова. – М.: – Просвещение, 1976. – 245 с.
14. Комплекс занятий по программе под редакцией М. А. Васильевой. Старшая группа / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. – М.: Учитель, 2022. – 364 с.
15. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : учеб. пособ. для студ. пед. институтов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева. – М.: Просвещение, 1985. – 340 с.
16. Котляр, В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников / В. Ф. Котляр. — Киев : Рад. шк., 1986. — 95 с
17. Лабунская, Г. В. Изобразительное творчество детей : учебное пособие / Г. В. Лабунская. – М.: Просвещение, 1979. – 192 с.
18. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта : книга / В. С. Мухина. – М.: Педагогика, 1981. – 243 с.
19. Никулина Т.А. О взаимодействии изобразительного творчества с различными сферами деятельности дошкольников / Т.А. Никулина // Традиции и новации в дошкольном образовании. — 2018. — № 2 (2). — С. 33-35.
20. Пантелеева, Н.Г. Преподавание изобразительной деятельности дошкольникам : учебно-методическое пособие (с практическими заданиями) для студентов направления подготовки 44.03.01 "Педагогические образование", профиль "Дошкольное образование", академический бакалавриат / Н. Г. Пантелеева ; Министерство образования Московской области, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. — М. : МГОУ, 2019. — 31 с.
21. Погодина, С. В. Детское изобразительное творчество. Взгляды исследователей на проблему / С. В. Погодина // Дошкольное воспитание. – 2020. – №5 – С. 56–64.
22. Полянская С.В. Роль сказки в развитии художественного образа у детей семи лете / С.В. Полянская // Методист дошкольного образовательного учреждения. — 2024. — № 45. — С. 53-58.
23. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3е изд., испр и доп. – М.: Мозаика–Синтез, 2015. – 208 с.
24. 29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : книга для препод., аспирантов психологии и педагогики, студ. высш. пед. учеб.заведений / С. Л. Рубенштейн. – Спб: Питер, 2012. – 720 с.
25. Сакулина, Н. П. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду : учебное пособие для воспит. д. с. / Н. П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1966 – 152 с.
26. Силивон, В.А. Совместная изобразительная деятельность дошкольников / В. А. Силивон. — Минск : Нар. асвета, 2022. — 76 с.
27. Смирнова, М. Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры : пособие для воспитателей детских садов / М. Г. Смирнова.– М.: Сфера, 2023. – 270 с.
28. Тверитина, Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: из опыта работы / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
29. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учебное пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / Под ред. С. В. Погодиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2021 –352 с.
30. Тополева Д.А. «Прозрачный мольберт как средство развития воображения старших дошкольников // Проблемы и перспективы развития дошкольного образования. Сборник статей по материалам Четвертой Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2024. С. 342-344.
31. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии : пособие для студ. пед. инстит., учащихся пед. учил. и колледжей, воспит. д. с. / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995. – 279 с.
32. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 1996. – 258 с.
33. Ушинский, К. Д. О воспитании : пособие для педагогов и родителей и студентов вуза / Сост. Н. М. Матвеева. – М.: Школьная пресса, 2013. – 192 с.
34. Ушинский, К.Д. Маленькие сказки: / К.Д. Ушинский. — Смоленск : Леда, cop. 2019. — 9 с.
35. Ушинский, К.Д. Первые сказки : Рус. нар. сказки, рассказ. / К. Д. Ушинский. – М. : Дет. лит., 1981. — 16 с.
36. Ушинский, К.Д. Первая книга для чтения из Детского мира / К. Д. Ушинский — Спб.: Печатано в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, 1882. — 179 с.
37. Ушинский, К.Д. Рассказы К. Ушинского : для детей от 5 лет. — / К.Д. Ушинский — Ростов—на—Дону : Феникс, cop. 2023. — 12 с.
38. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста : пособие для воспитателей / Е. А. Флерина. – М.: Учпедгиз, 1956. – 35 с.
39. Шарапова Л.М. Обучение технике рисования детей дошкольного возраста // Дошкольное образование в России: результаты нового времени и взгляд в будущее. сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции. — Киров, 2024. — С. 243-247.
40. Чиркова Ю.А. Формирование изобразительного творчества у детей дошкольного возраста через ознакомление с произведениями К.И. Чуковского //Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина.— Нижний Новгород, 2017. — С. 287-289.