Формирование правильного произношения свистящих согласных у детей дошкольного возраста

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 24 24 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 27.06.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3
1.1. Актуальность проблемы исследования 3
1.2. Развитие звукопроизношения в онтогенезе 4
1.3. Особенности нарушения произношения звуков у детей дошкольного возраста 7
1.4. Особенности дефектов произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста 10
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 13
2.1. Содержание коррекционной работы. Игровые упражнения в коррекции свистящих звуков 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 22

Фрагмент для ознакомления

Логопедическая работа с дошкольниками требует системного подхода и направлена на формирование артикуляционной моторики, развитие навыков звукопроизношения и фонематического восприятия.Коррекционная работа по исправлению нарушений звукопроизношения строилась на основе дидактических заданий и упражнений на всех этапах: постановка звука, артикуляционные упражнения, автоматизация звука, дифференциация звуков.Задача педагога заключалась в организации и руководстве игрой, обеспечивающем максимальную актуализацию имеющихся у ребенка возможностей (зона актуального развития) и формирование уровня его потенциального развития (зона ближайшего развития), что повышает коррекционную ценность игры.Правильно организованная коррекционная работа с использованием игровых заданий и упражнений будет эффективна в работе с детьми дошкольного возраста с дефектами произношения свистящих звуков. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВолкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи / Г.А. Волкова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. – 133 с.Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. Соч. в 6 т. – М., 1982. – Т. 3.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 470 с. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (13.00.03) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – Москва, 1974. – 25 с.Ефименкова Л.Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. – М.: Просвещение, 2005. – 92 с.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М., 1972. – 343 с.Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367 с. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 1997. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 357 с. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2007. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи / С.А. Миронова. – М., 2006. – 56 с. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с. Правдина О.В. Логопедия / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. – М.: Медгиз, 2009. – 312 с. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011. Филичева Т.Б. Формирование произношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 1993. – 346 с. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М., 1989. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1990. – 184 с.Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М., 1959. – 244 с. Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов / Ю.В. Черноусова // Логопед. – 2006. – № 5. – С.41-42.ПРИЛОЖЕНИЕУпражнения первого этапа«Эхо»Цель: развитие силы голоса и речевого выдоха.Инструкция: чередование громкого и тихого произнесения «АУ».«Повтори, как я»Цель: развитие переключаемости артикуляционного аппарата.Инструкция: повторить за логопедом звуковые ряды: А-У-О-И, У-А-И-О, И-О-А-У, У-А-О-У.«Задуй свечу»Цель: выработка сильной воздушной струи.Инструкции: подуй на свечи, так сильно, чтобы они погасли.«Надуй шарик»Цель: развитие длительности правильного выдоха.Инструкция: надуй шарик.«Поиграй на дудочке»Цель: отработка целенаправленной воздушной струи.Инструкция: подуй в дудочку, чтобы получился музыкальный звук.«Пальчик мой»Цель: развитие дыхания, голоса, переключаемости артикуляционного аппарата.Инструкция: повтори речевкиОй-ой-ой – уколола пальчик мой.Уй-уй-уй – ты на пальчик подуй.Ай-ай-ай – пальчик, ты, не подставляй.«Самолет летит»Цель: координация движений и дыхания.Инструкция: вдох – руки поднимаются на уровне плеч, выдох опускаются.Упражнения второго этапаАртикуляционные подготовительные упражнения- «Дразнилки»Цель: расслабление языка. - «Печем блинчики»Цель: удержание расслабленного языка.- «Остудим блинчик»Цель: формирование целенаправленной воздушной струи- «Чистим зубки»Цель: активизация кончика языка.- «Желобок»Цель: образование средней линии на языке- «Подуть через желобок»Цель: формирование тонкой воздушной струи- «Собачка сердится»Цель: образование оскала.Развитие фонематического восприятия- «Поймай звук»Цель: выделять заданный звук хлопком в звуковом, слоговом, словесном рядах- «Так или не так»Цель: определять на слух правильность звучания отрабатываемого звука в словах с опорой на картинку.- «Эхо»Цель: соотнесение акустического и артикуляторного восприятия поставленного звука - «Твоя картинка»Цель: формирование фонематического восприятия заданного звука в словах в разной позиции с опорой на предметную каартинкуПостановка звука- «Насос»Цель: вызывание звука [С]- «Комарик»Цель: вызывание звука [З]- «Тишина»Цель: вызывание звука [Ц]Автоматизация звука- «Повтори слоги»Цель: повторение слоговых рядов с заданным звуком- «Наоборот»Цель: автоматизация поставленного звука в прямых и обратных слогах- «Продолжи ряд»Цель: автоматизация звука в слоговых радах, состоящих из одинаковых слогов (са-са-са-са-…), разных чередующихся слогов (са-сы-са-сы-са-…)- «Отгадай загадку»Цель: образование слов на заданный слог (са – сани, сапог, салют)- «Назови картинку»Цель: правильное называние предмета- «Подбери рифму»Цель: автоматизация поставленного звука в середине слова (са-са – лиса, коса, роса)- «Соревнование»Цель: активизация активного словаря с заданным звуком - «Подбери словечко»Цель: составление предложений, подбор слова с заданным звуком и подходящим по смыслу (В лесу живет … лиса.)- «Запомни, повтори»Цель: автоматизация свистящих звуков в словах на основе фонематических представлений.- «Подбери слово к схеме»Цель: автоматизация свистящих звуков в словах в разной позиции, развитие звукового анализа слов- «Один-много»Цель: автоматизация свистящих звуков в словах, образование существительных единственного и множественного числа- «Жадина»Цель: автоматизация свистящих звуков в словосочетаниях, согласование местоимений (мой, моя, мое, мои) с существительными - «Что на картинке?»Цель: автоматизация свистящих звуков в предложениях с опорой на сюжетную картинку Дифференциация звуков- «Флажки»Цель: дифференциация звуков [С], [Ш] в звуковом ряду, в слогах, в словах.Инструкция: подними синий флажок, когда услышишь звук [С], желтый – звук [Ш]- «Скажи наоборот»Цель: дифференциация звуков [С], [З]Инструкция: замени звук [С] на звук [З], назови новое слово (суп – зуб, коса – коза, лиса – Лиза, сыпь – зыбь)- «В магазине «Овощи-фрукты»Цель: дифференциация звуков [С], [Ц] в словах в разной позицииИнструкция: в синюю корзинку положи овощи или фрукты со звуком [С], в желтую со звуком [Ц]. Предметные картинки: салат, слива, персик, абрикос, капуста, редис, огурец, перец.- «Картинки для Сани и Шуры»Цель: дифференциация звуков [С], [Ш]Инструкция: раздай игрушки со звуком [С] Сани, а игрушки со звуком [Ш] Шуре. Предметные картинки игрушек: самолет, самосвал, совок, мишка, машинка, шарик.Речевой материал для закрепления правильного произношения свистящих звуков в разговорной речистихи, чистоговорки, скороговоркиВ лесу темно, все спят давно,Одна сова не спит, на суку сидит,Во все стороны глядит.Сидит сова – большая голова.Ночью летает, малышей пугает.У Сани и Сони в сетях сом с усамиКиска, киска где твоя миска.У киски в миске суп и вискас.Пустая миска, сытая киска.Зайку бросила хозяйка.У зайки Бубы заболели зубы.В цветнике цветут цветы.Саша спешит в школу.Саша сушит сушки. пересказ сказок и рассказовНа столе стоит стакан. В стакане сок. Сок кислый. Соня насыпала сахар в стакан. Сок стал сладкий. Соня выпила сладкий сок. Вкусный сок.Это Сонина комната. В комнате стоит стол, стул, скамейка. На стене висит полка. На полке стоит слон. На стуле сидит кукла Света. На скамейке спит киска.У Маши кошка Салли. Кошка Салли пушистая. Салли греется на солнышке. Ночью Салли ловит мышей.

1. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи / Г.А. Волкова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2008. – 133 с.
2. Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. Соч. в 6 т. – М., 1982. – Т. 3.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 470 с.
4. Гуровец Г.В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих моторной алалией : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (13.00.03) / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – Москва, 1974. – 25 с.
5. Ефименкова Л.Н. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда / Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. – М.: Просвещение, 2005. – 92 с.
6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М., 1972. – 343 с.
7. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2006. – 103 с.
8. Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 224 с.
9. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367 с.
10. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 1997.
11. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 357 с.
12. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2007.
13. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи / С.А. Миронова. – М., 2006. – 56 с.
14. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с.
15. Правдина О.В. Логопедия / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.
16. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е.Ф. Рау. – М.: Медгиз, 2009. – 312 с.
17. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. профессора Т.Б. Филичевой. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011.
18. Филичева Т.Б. Формирование произношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 1993. – 346 с.
19. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М., 1989.
20. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1990. – 184 с.
21. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М., 1959. – 244 с.
22. Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов / Ю.В. Черноусова // Логопед. – 2006. – № 5. – С.41-42.