Использование аутентичных материалов при реализации коммуникативного подхода к обучению иностранному языку (на примере старшего этапа обучения)
Заказать уникальную дипломную работу- 84 84 страницы
- 63 + 63 источника
- Добавлена 31.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования аутентичных материалов при реализации коммуникативного подхода к обучению иностранному языку на старшем этапе обучения 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся на старшем этапе обучения английскому языку 6
1.2. Специфика коммуникативного подхода к обучению иностранному языку 11
1.3. Особенности использования аутентичных материалов на уроке английского языка 14
1.3.1. Дидактический потенциал аутентичных материалов для изучения иностранного языка 15
1.3.2. Виды аутентичных материалов на уроках английского языка в старших классах 19
1.3.3. Способы работы с аутентичными материалами при реализации коммуникативного подхода к обучению иностранному языку 24
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию комплекса упражнений с использованием аутентичных материалов при реализации коммуникативного подхода к обучению английскому языку на старшем этапе обучения 30
2.1. Анализ УМК «Spotlight» для 10 классов на предмет использования аутентичных материалов в рамках реализации коммуникативного подхода 30
2.2. Комплекс упражнений по изучению английского языка в 10 классе с использованием аутентичных материалов в рамках коммуникативного подхода обучения английскому языку 39
2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы 46
2.3.1. Констатирующий этап 46
2.3.2. Формирующий этап 49
2.3.3. Контрольный этап 51
Выводы по главе 2 54
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения 68
Предтекстовый этап представлен групповой дискуссией, беседой и мозговым штурмом при просмотре трейлера к экранизации романа. На текстовом этапе при работе с двумя фрагментами романа Дж. Мойес предлагались упражнения цифрового ресурса «Quizlet», ответы на вопросы по содержанию текста, прослушивание аудиокниги с сопутствующим выделением запрашиваемых лексем или эквивалентов русским словам, завершение предложений. На послетекстовом этапе были введены коммуникативные задания в виде написания отзыва о просмотренном кинофильме от имени главной героини романа, составления диалога главных персонажей, описания собственных чувств и эмоций от прослушанной классической музыки, а также выполнения проекта по теме трех уроков.6. Ход опытно-экспериментальной работы включал в себя три этапа: констатирующий этап, на котором за счет проведения контрольной работы выявлен предварительный уровень сформированности умений и навыков учащихся экспериментального 10 класса; формирующий этап, на котором происходило наблюдение за деятельностью учащихся при работе с разработанным комплексом упражнений; контрольный этап, на котором был определен итоговый уровень сформированности умений и навыков учащихся. В результате сравнения результатов оценивания контрольных работ, сделан вывод, что после прохождения курса обучения учащиеся показывают лучшие результаты, совершенствование всех видов речевой деятельности и навыков, а также повышение интереса к уроку английского языка при условии использования аутентичных материалов и реализации коммуникативного подхода.В заключение следует сказать, что в ходе проведения исследования и написания ВКР нами были углублены знанияпо проблеме специфики использования аутентичных материалов при реализации коммуникативного подхода на уроках английского языка в старших классах, а результаты исследования могут быть использованы на уроках английского языка ан старшем этапе обучения иностранному языку как дополнение к УМК «Spotlight».
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Английский язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева и др. – 10-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2021а. – 248 с.
3. Английский язык. Книга для учителя. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О.В. Афанасьева и др. – 7-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2021б. – 224 с.
4. Анчугова, Ю. Б. Методы обучения иностранных студентов аудированию с помощью аутентичных материалов / Ю. Б. Анчугова // Проблемы преподавания русского языка как иностранного. – С. 52-57. – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/113752/1/978-5-91256-541-0_2021_012.pdf (дата обращения: 22.01.2024).
5. Аракелян, Н. С. Коммуникативный подход к преподаванию иностранного языка / Н. С. Аракелян // Язык. Образование. Культура: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар, 2019. – С. 17–24.
6. Бажинова, В. В. Обучение иноязычному говорению школьников среднего звена на основе аутентичных материалов / В. В. Бажинова, Т.П. Резник // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2929. – № 4(69). – С. 7–12.
7. Батчаева, З. А. Формирование коммуникативных умений старшеклассников в процессе изучения английского языка: автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 13.00.01 / З. А. Батчаева. – Карачаевск, 2004. – 24 с.
8. Викулина, Е. А. Клиповое мышление: причины и последствия / Е. А. Викулина // Конкурс молодых ученых: сборник статей XI Международного научно-исследовательского конкурса. – Пенза, 2022. – С. 272–274.
9. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
10. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
11. Геливера, Л. О., Кулитка В.А. Применение инновационных методов обучения английскому языку в общеобразовательной школе (на материале аутентичных текстов) / Л. О. Геливера, В. А. Кулитка // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации: сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Науч. ред. Н. В. Паперная. – Армавир, 2020. – С. 168–173.
12. Дашкина, А. А. Использование аутентичных материалов периодических изданий на уроках иностранного языка / А. А. Дашкина, И. Г. Потылицина // Научный потенциал. – 2021. – № 3 (34). – С. 63–66.
13. Дерменева, В. С. Психолого-педагогические особенности обучения грамматике английского языка в старших классах / В. С. Дерменева, М. В. Овчинникова // Lingua Academica: актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Ульяновск, 2022. – С. 191–196.
14. Долженкова, Е. С. Коммуникативная методика преподавания английского языка / Е. С. Долженкова, А. С. Будникова // Будущее науки-2021: сборник научных статей 9-ой Международной молодежной научной конференции. Т. 3. – Курск, 2021. – С. 349–351.
15. Дулуб, В. В. Коммуникативный подход в обучении английскому языку / В. В. Дулуб // Академическая публицистика. – 2020. – № 12. – С. 394–396.
16. Евсеева, Я. Э. Аутентичные материалы как средство обучения иностранному языку в школе / Я. Э. Евсеева // Проблемы гуманитарных наук и образования в современном мире: Сборник научных статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (25 ноября 2022 г.). – Уфа: УУНиТ, 2022. – С. 37–39.
17. Захарова, Е. А. Коммуникативное обучение иностранному языку и его практическая значимость / Е. А. Захарова // Молодой ученый. – 2016. – №5. – С. 676–679.
18. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. – М.: Логос, 2005. – 384 с.
19. Иванченко, А. И. Практическая методика обучения иностранным языкам: Методическое пособие / А. И. Иванченко. – СПб.: КАРО, 2016. – 256 с.
20. Капиталина, А. Р. Аутентичный текст как средство формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку / А. Р. Капиталина // Научный диалог в языковом пространстве: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции / Под ред. Э. Б. Калиниченко – Саратов: ФГБОУ ВО Вавиловский университет, 2023. – С. 194–197.
21. Капитонова, Т. И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Т. И. Капитонова, Л. В. Московкин. – М.: Златоуст, 2015. – 276 с.
22. Коблева, С. Я. Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников / С. Я. Коблева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2006. – № 1. – С. 180–181.
23. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ», «Cambridge Press», 2011. – 224 с.
24. Коменский, Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989 – 416 с.
25. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
26. Лаппо, Е. Н. Роль аутентичных материалов в организации процесса обучения иностранному языку / Е. Н. Лаппо // Актуальные вопросы права, образования и психологии: сб. науч. тр. ‒ Могилев, 2020. ‒ Вып. 8. ‒ С. 266‒270.
27. Лебедева, Л. Н. Формирование положительных мотивов учения у старшеклассников / Л. Н. Лебедева // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». – 2017. – № 1 (12). – С. 4–8.
28. Леонтьева, Т. Методика преподавания иностранного языка / Т. Леонтьева, А. Будько, И. Чепик. – Минск: Вышэйшая школа, 2017. – 239 с.
29. Малых, С. А. Психолого-педагогические условия повышения эффективности организации внеучебной исследовательской деятельности старших школьников по английскому языку / С. А. Малых // Инновационные методы обучения и воспитания: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2020. – С. 24–27.
30. Матвеева, Т. С. Коммуникативный метод обучения иностранным языкам / Т. С. Матвеева // Университетские чтения. – 2014. – Часть 03. – Режим доступа: http://pglu.ru/editions/un_reading/detail.php?SECTION_ID=3053&ELEMENT_ID=22542 (дата обращения: 21.01.2024).
31. Морозова, С. А. Преимущества использования аутентичного материала при обучении иностранному языку / С. А. Морозова, Е. С. Крюкова // Актуальные вопросы изучения иностранного языка в вузе: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. О. В. Захарченко, А. В. Соловьевой. – Рязань, 2022. – С. 202–206.
32. Мурзич, А. Н. Обучение лексике английского языка старших школьников в рамках коммуникативного подхода / А. Н. Мурзич, И. В. Федорова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 46. – С. 1694–1704.
33. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ от 16 мая 2012 г. № 413. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-soo/ (дата обращения: 21.01.2024).
34. Пайсаева, Т. У. Использование аутентичных материалов при реализации коммуникативного подхода к обучению иностранному языку на среднем этапе / Т. У. Пайсаева // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. – 2020. – С. 1406–1413.
35. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – М.: Ростов-н/Д: Феникс; М.: Глосса-пресс, 2010. – 223 с.
36. Пахомова, Н. Ю. Учет психологических особенностей старшего школьного возраста как способ повышения мотивации к изучению английского языка / Н. Ю. Пахомова // Концепт. – 2016. – № 9. – С. 141–145.
37. Попова, С. А. КИМ промежуточная аттестация по английскому языку 10 класс / С. А. Попова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – 2019. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2019/01/28/kim-promezhutochnaya-attestatsiya-po (дата обращения: 22.04.2024).
38. Прокофьева, С. В. Использование аутентичных материалов в обучении иностранному языку: преимущества и недостатки / С. В. Прокофьева // Донецкие чтения 2021: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы XVI Международной научной конференции. – 2021. – С. 286–288.
39. Пронина, Н. С. Психологические условия эффективности обучения старших школьников иностранному языку / Н. С. Пронина, М. В. Зимина // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-3. – С. 190–193.
40. Пугачева, С. А. К вопросу о функционале работы с чтением аутентичных материалов как одного из компонентов формирования иноязычной коммуникативной компетенции / С. А. Пугачева, Н. В. Хисматулина, Т. В. Малкова // Modern Science. – 2021. – № 2-2. – С. 267–269.
41. Рабина, Е. И. Коммуникативный метод в обучении говорению на английском языке / Е. И. Рабина, Н. В. Дерина // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – № 52. – С. 217–222.
42. Ролик, Б. М. Основные характеристики коммуникативного подхода в преподавании иностранных языков / Б. М. Ролик // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2023. – Т. 1. – № 4. – С. 47–59.
43. Русских, Д. С. Использование аутентичных видеоматериалов для оршанизации проектной деятельности при обучении иностранному языку в школе / Д. С. Русских // XXII Всероссийская научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: материалы конференции. – Нижневартовск, 2020. – С. 248–253.
44. Смагина, Е. С. Реализация коммуникативного подхода к обучению иностранному языку посредством использования аутентичных материалов / Е. С. Смагина // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков: сборник научных статей XXXIV Международной научно-практической конференции, посвященной 175-летию И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2023. – С. 65-71.
45. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 544 с.
46. Сюемань, Г. Роль аутентичных материалов в преподавании РКИ: от литературных текстов до медийных ресурсов / Г. Сюемань // Филология: научные исследования. – 2023. – № 9. – С. 23–32.
47. Трубина, Н. Ф. Психологические особенности старшеклассников и роль мотивации в обучении их иностранному языку / Н. Ф. Трубина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 1 (19). – С. 180–182.
48. Турковская, Е. В. Коммуникативный подход к структуре современных методических концепций обучения иностранным языкам / Е. В. Турковская // Веснiк ВДУ. – 2015. – № 5 (89). – С. 107–115.
49. Шаповалова, Л. И. Международный e-mail проект как метод создания условий для аутентичного взаимодействия обучающихся / Л. И. Шаповалова, Н. А. Хоруженко // Профессиональная коммуникация: актуальные вопросы лингвистики и методики. – 2020. – № 13. – С. 314–319.
50. Шекспир, У. Венецианский купец: (по У. Шекспиру): кн. для чтения: 10 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / У. Шекспир; Пересказ О. В. Афанасьевой и др. – 3-е изд. . – М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. – 56 с.
51. Шустова, Е. Р. Учет психолого-педагогических особенностей старшеклассников при обучении иностранному языку в школе / Е. Р. Шустова // Молодой ученый. – 2023. – № 24 (471). – С. 217–219. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/471/104117/ (дата обращения: 29.04.2024).
52. Щепилова, А. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному / А. Щепилова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 245 с.
53. Щукин, А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. – М.: Русский язык. Курсы, 2012. – 784 с.
54. Юрьева, И. А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста / И. А. Юрьева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2015. – № 3 (12). – С. 33–35.
55. Brown, S. Listening Myths : Applying Second Language Research to Classroom Teaching / S. Brown. – The University of Michigan, 2011. – 206 p.
56. Cook, V. Second Language Learning and Language Teaching / V. Cook. – Fifth Edition. – Routledge, 2016. – 344 р.
57. Nihei, K. How to Teach Listening / K. Nihei. – Japan, 2002. – 27 p.
58. Nsportal: сайт. – Режим доступа: https://nsportal.ru/download/yandex.html#https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/28/10_klass_kim.rar (дата обращения: 22.04.2024).
59. Nunan, D. Teaching English to Speakers of Other Languages. An Introduction / N. Nunan. – Routledge, 2015. – 210 р.
60. Oxford Learner’s Dictionary. – Режим доступа: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (дата обращения: 22.04.2024).
61. Richards, J. C. Approaches and Methods in Language Teaching / J. C. Richards, T. S. Rodgers. – Cambridge: Cambridge University Press, 2010. – 410 p.
62. Roberts, R. Language Teacher Education / R. Roberts. – Routledge, 2016. – 356 р.
63. Schmid, E. C. Teaching Languages with Technology: Communicative Approaches to Interactive Whiteboard Use / E. C. Schmid, S. Whyte. – Bloomsbury Publishing, 2014. – 256 p.