Государственное регулирование экономики: опыт пандемии COVID-19
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 30.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Влияние пандемии COVID-19 на экономику Российской Федерации…………………………………………………………........................5
2. Государственное регулирование экономики России и антикризисная политика в период пандемии COVID-19...............................................................8
3. Анализ эффективности принятых мер антикризисной политики и государственного регулирования экономики в период пандемии
COVID-19...............................................................................................................11
4. Рекомендации по улучшению государственного регулирования экономики в период пандемии COVID-19 и посткризисный период……………………….14
Список использованной литературы…………………..………………………..17
Рекомендации по улучшению государственного регулирования экономики в период пандемии COVID-19 и посткризисный период.Государственное регулирование экономики состоит в принятии мер со стороны государственных органов по сбалансированному течению финансовых, материальных и трудовых потоков между покупателями и продавцами, производителями и потребителями. Регулирование экономики осуществляется в пяти аспектах: сбалансированность материальных, трудовых и денежных потоков; уменьшение волатильности этих потоков; снижение энтропии или дисперсии производства и потребления; достижение экономического роста; снижение экономических рисков.Основными направлениями государственной помощи в период пандемии стали: отсутствие безвозмездной помощи, сочетание фискальных и кредитных мер, сочетание мер, направленных и на производство, и на потребление валового внутреннего продукта, адресность оказываемой поддержки. Недостаток антикризисных мер заключается в недостаточной тщательности расчетов их эффективности, оценки издержек и выгод от антикризисных мер. Вполне может быть ситуация, что меры по купированию последствий пандемии будут дороже, чем прямые последствия и убытки, с которыми столкнутся хозяйственные субъекты в случае отсутствиярегулирующих мер государства.[12]По официальной статистике Центрального банка, число предоставленных кредитов за 2020 год значительно превышало показатели 2019 года. В связи с ростом заболеваемости и карантинными мерами по ее предотвращению, появились риски для финансового баланса в первой половине 2020 года. В период пандемии резко увеличилось количество просроченных платежей по кредитам. Граждане РФ столкнулись с проблемой погашения задолженности, при этом большая частьдолжников оправдывали это снижением прибыли, а оставшиеся - потерей работы и отсутствием источника постоянного дохода.Таким образом, стремительно росла долговая нагрузка населения, основной вклад в которую внесли необеспеченные потребительские кредиты. На основании исследований Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) финансовые обязательства возникли у 60% россиян, при том, что каждый 12-й из них уже имел неустойки по займам.Просроченная задолженность по кредитам в период пандемии перешла из краткосрочной в долгосрочную.В рамках государственного регулирования экономике необходимо содействовать в выработке новых мер для кредитных организаций эффективно взимать заемные денежные средства.Также необходимо улучшить работу по реструктуризации кредитов и займов. В период пандемии основной объем реструктуризации пришелся на займы, взятые наличными денежными средствами, в связи с чем, массово начала расти просроченная задолженность по кредитным картам.Помимо денежно-кредитной политики Банк России рассматривает такие приоритетные направления как снижение недобросовестных практик и увеличение доверия со стороны населения к финансовому сектору, поскольку недобросовестные практики, развитие мошенничества и растущее недоверие граждан к финансовым институтам сдерживают проводимую в стране денежно-кредитную политику.Во время пандемии COVID-19 для обеспечения быстрого реагирования органов власти на последствия пандемии особенно важны целенаправленные и эффективные государственные инвестиции. Такие инвестиции, будь то для приобретения необходимых медицинских товаров и материалов, или для предоставления основных государственных услуг и поддержания соответствующей инфраструктуры (физической и цифровой), совершаются главным образом через государственные закупки. Следовательно, воздействие выбранных стратегий закупок оказывает непосредственное влияние на эффективность политики по борьбе с пандемией и ее социально-экономическими последствиями. Эти стратегии и подходы будут различаться в зависимости от фазы кризиса и проблем, с которыми сталкиваются на каждой из фаз.[13]Также одним из направлений посткризисного регулирования экономики России должна стать целенаправленная поддержка самозанятости.В условиях безработицы, потери актуальности многих офисных профессий, человек вынужден задумываться о смене вида деятельности, обучаться новой профессии, которая будет приносить ему доход.В настоящее время самозанятость – это одна из наиболее обсуждаемых форм занятости в Российской Федерации. Те меры, которые направленные на определение правового статуса самозанятых и выведения их из теневого сектора российской экономики, очевидно имеют цель собрать как можно больше налоговых сборов с категории граждан, занятых личным трудом. Но государству нужно пересмотреть эти цели, так как развитие самозанятости в стране должно быть направлено прежде всего на сокращение безработицы, увеличению гибкости рынка труда и развитию экономики.[14]С введением специального налогового режима для самозанятых с 2019 года во всех регионах страны позволяет гражданам вести профессиональную деятельность без регистрации ИП и не сдавать отчетность, не применять контрольно-кассовую технику, кконцу 2019 года как самозанятые зарегистрировались 337 тысяч человек, а бюджет страны получил более 1 млрд. рублей налога на профессиональный доход.[15]В период пандемии коммерческие предприятия сократили штат или отправили своих сотрудников в отпуск без сохранения заработной платы, что послужило не только росту самозанятости, но и выходу ее на принципиально новый – удаленный уровень.Таким образом, в период пандемии и посткризисный период в рамках государственного регулирования экономики необходимо оказать содействие кредитным и банковским организациям по улучшению процессов взимания выданных денежных средств, развивать самозанятость в стране и увеличить финансирование для наиболее пострадавших отраслей экономики.Список использованной литературыВасёва Г.С., Муина И.Ю. Влияние COVID-19 на экономику Российской Федерации. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №2, с. 54-63.Государственное регулирование в условиях COVID-19. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/49590347e8849692a3169ad8ec78e70d/gos_regulirovanie_v_usloviyah_covid19_itogi_2020.pdf.pdf.Оценка влияния кризиса, связанного с пандемией COVID-19, на отрасли российской экономики и их посткризисное развитие [Текст] : докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Ю. В. Симачев (рук. авт. кол.), Н. В. Акиндинова, М. Н. Глухова и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — с. 45.Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. и перераб. – М.: Ин-т новой экономики, 2012. – с. 1472.Мансурова Т.Г., Абдуллина. Э.И. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для студентов // Т.Г. Мансурова, Э.И. Абдуллина. – Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института (филиала) К(П)ФУ, 2014. – с. 124.Меры правительства России по борьбе с коронарными инфекциями и поддержке экономики. Монетарная политика. 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/support_measures/category/finance/.Меры правительства России по борьбе с коронарными инфекциями и поддержке экономики. Фискальная политика. 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/support_measures/category/taxes/.Афанасьева О.Н., Сухарев О.С. Распределение инструментов монетарной политики по целям развития // Общество и экономика. – 2022. – Вып. 6.– с. 6-26.Глазьев С.Ю., Сухарев О.С., Афанасьева О.Н. Монетарная политика России: негативный накопительный эффект в рамках неоклассической модели и его преодоление//Микроэкономика. –2022.–№ 2.–с. 22.Теоретические основы регулирования экономики в условиях пандемии COVID-19/Журнал об экономических науках "Бенефициар".Кемерово 2020. № 70. с.12-17.Маркина А.Н. Государственное регулирование экономики в условиях борьбы с COVID-19 // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №6. – с. 192.Решения, принятые на заседании Правительства 2 апреля 2020 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/39371/.Влияние пандемии COVID-19 на экономику России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scilead.ru/article/357-vliyanie-pandemii-covid-19-na-ekonomiku-rossii.Поддержка малого и среднего бизнеса в связи с коронавирусом в 2020 году. РИАНовости. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20200428/1570683407.html?ysclid=la00lo0y15352374639.Сайт Правительства РФ: Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/support_measures/.
2. Государственное регулирование в условиях COVID-19. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/49590347e8849692a3169ad8ec78e70d/gos_regulirovanie_v_usloviyah_covid19_itogi_2020.pdf.pdf.
3. Оценка влияния кризиса, связанного с пандемией COVID-19, на отрасли российской экономики и их посткризисное развитие [Текст] : докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Ю. В. Симачев (рук. авт. кол.), Н. В. Акиндинова, М. Н. Глухова и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — с. 45.
4. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. и перераб. – М.: Ин-т новой экономики, 2012. – с. 1472.
5. Мансурова Т.Г., Абдуллина. Э.И. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для студентов // Т.Г. Мансурова, Э.И. Абдуллина. – Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережночелнинского института (филиала) К(П)ФУ, 2014. – с. 124.
6. Меры правительства России по борьбе с коронарными инфекциями и поддержке экономики. Монетарная политика. 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/support_measures/category/finance/.
7. Меры правительства России по борьбе с коронарными инфекциями и поддержке экономики. Фискальная политика. 2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/support_measures/category/taxes/.
8. Афанасьева О.Н., Сухарев О.С. Распределение инструментов монетарной политики по целям развития // Общество и экономика. – 2022. – Вып. 6.– с. 6-26.
9. Глазьев С.Ю., Сухарев О.С., Афанасьева О.Н. Монетарная политика России: негативный накопительный эффект в рамках неоклассической модели и его преодоление//Микроэкономика. – 2022.–№ 2.–с. 22.
10. Теоретические основы регулирования экономики в условиях пандемии COVID-19/Журнал об экономических науках "Бенефициар". Кемерово 2020. № 70. с.12-17.
11. Маркина А.Н. Государственное регулирование экономики в условиях борьбы с COVID-19 // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – №6. – с. 192.
12. Решения, принятые на заседании Правительства 2 апреля 2020 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/39371/.
13. Влияние пандемии COVID-19 на экономику России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scilead.ru/article/357-vliyanie-pandemii-covid-19-na-ekonomiku-rossii.
14. Поддержка малого и среднего бизнеса в связи с коронавирусом в 2020 году. РИАНовости. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20200428/1570683407.html?ysclid=la00lo0y15352374639.
15. Сайт Правительства РФ: Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/support_measures/.