Человек и война в творчестве Ю.В. Бондарева
Заказать уникальную дипломную работу- 63 63 страницы
- 35 + 35 источников
- Добавлена 12.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Отражение Великой Отечественной войны в советской прозе
1.1. Великая Отечественная война в творчестве советских писателей
1.2. Героико-эпическая романтика в советской прозе Великой Отечественной войны
Выводы по 1 главе
Глава 2. Психология личности советского человека в военной прозе Ю. В. Бондарева
2.1 Роль войны в формировании и изменении личности героев на примере произведений Ю. В. Бондарева
2.2 Анализ характерный черт советского патриотизма и коллективизма в произведениях Бондарева
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Понимание места действия в «Горячем поте войны» раскрывается в многочисленных диалогах и размышлениях персонажей, где передний край выступает как линия жизни и смерти, как граница между мирным прошлым и безвозвратно утраченным будущим. Место действия здесь – неотъемлемый элемент в мозаике общечеловеческого опыта, представленного в произведении.Искусно выбирая средства литературного выражения, связывая отдельные персональные и коллективные судьбы, автор создаёт убедительный и правдивый образ войны, непоколебимо вписанной в пространство и время, в которой драматизм личного переживания остается вечным напоминанием о цене мира.В мемуарах Юрия Васильевича Бондарева "Горький пот войны" внимание уделяется не только широким историческим событиям второй мировой войны, но и личностным переживаниям, острым психологическим моментам, которые раскрывают влияние войны на сознание человека[24]. Произведение формирует многоплановую характеристику войны, где события рассматриваются через призму авторской интерпретации, подчеркивая беспощадность и трагизм пережитого.Бондарев, военный корреспондент, участник тех самых битв, о которых он писал, с ощущением абсолютной реальности передает читателю картины фронтовой жизни. Он виртуозно описывает как стратегически значимые операции, так и отдельные боя, фокусируясь на их воздействии на судьбы простых солдат и офицеров. Описываемые события несут в себе глубокий эмоциональный заряд, выраженный не только в драматизме боевых действий, но и в мирных интермедиях, дневном быте бойцов, их воспоминаниях и раздумьях.Автор остро чувствует и передает дихотомию войны — она одновременно является полем беспримерного героизма и человеческого мужества, а также ареной невообразимых страданий и человеческой ужасающей жестокости. Раскрывая внутренний мир своих персонажей, Бондарев показывает, как обостряются все чувства в крайних условиях, и как в контексте войны происходит переосмысление жизненных ценностей.Детально проработанные боевые эпизоды передают всю тяжесть и напряженность боевых действий. Автор не приукрашивает события, показывая их такими, какие они есть — хаотичными, страшными, нередко безысходными. Вместе с тем, Бондарев не оставляет читателя в пессимизме, освещая и моменты духовного возрождения, товарищества, самопожертвования и веры в победу.Образы главных героев образуют особый ряд в ленте событий мемуара. Их личные истории — это и воспоминания о мирной жизни, и раздумья о смысле происходящей трагедии, и мечты о будущем. Важным аспектом является внутренний рост персонажей под влиянием испытаний, что делает их образы не просто реалистичными, но и символическими.Таким образом, мемуары Ю.В. Бондарева "Горький пот войны" можно рассматривать как сочинение, обнажающее многослойность войны. Автор не ограничивается узким военным репортажем, он предлагает читателю глубокий анализ психологического состояния нации, переживающей жестокие времена борьбы и параллели между войной и вечными человеческими ценностями. Бондарев создает не просто хронику военных действий, а философское полотно войны, где важны каждая судьба и каждый выбор, сделанный в условиях экстремальной действительности.В мемуарах Юрия Васильевича Бондарева "Горький пот войны" перед нами предстают сложные и многогранные образы людей, оказавшихся в условиях страшной реальности военных действий. Автор не просто делится фактами и событиями, но и вдумчиво рисует характеры своих героев, стараясь показать изменения, происходящие в их внутреннем мире под влиянием войны.Персонажи Бондарева не являются однозначно типизированными фигурами; они обладают глубиной и индивидуализированы. Их характеры развиваются, эволюционируют, иногда претерпевая чрезвычайные метаморфозы под давлением экстремальных обстоятельств. Война становится пространством, в котором проявляется как злободневная борьба за существование, так и сложная морально-этическая борьба каждого с самим собой.Проницательность Бондарева в раскрытии внутреннего мира человека позволяет заглянуть за внешние обстоятельства и увидеть различные мотивы поступков. Мемуары выступают своего рода психологическим портретом войны, где каждый персонаж несет на себе отпечаток той среды, в которую погружен. Личностные трагедии, подвиги, колебания, сомнения и мужество переплетаются в тесном взаимодействии, создавая реалистическую канву описываемых событий.Среди участников боевых действий мы видим как молодых солдат, только вступающих в жизнь, так и опытных военных, для которых война – это испытание на прочность собственных убеждений и гуманитарных принципов[21]. Характеры героев часто формируются в условиях полной неизвестности и хаоса, что обостряет проблематику морального выбора и личностной ответственности.Бондарев с особым проникновением детализирует переживания офицеров, сталкивающихся со сложными задачами командования и необходимостью принятия решений, от которых зависят жизни людей и ход боевых действий. Автор показывает, как в процессе таких решений оголяют характеры, и даже в моменты высокого напряжения и страха, поступки их могут быть движимы глубокими чувствами чести, сочувствия и долга.Как итог, создается многослойный, пропитанный духом эпохи образ человека на войне. Сквозная тема мемуаров Бондарева — это моральные и психологические трансформации, которые претерпевают индивиды, оказавшиеся в бесчеловечных условиях боевых действий. Эта панорама человеческих судеб потрясает своей мощью, откровенностью и масштабом, заставляя задуматься о вечных вопросах бытия, ценности жизни и стоимости моральных принципов.Юрий Бондарев, в творчестве которого война занимает главное место, тоже был участником войны, артиллеристом, прошедшим долгий путь от Сталинграда до Чехословакии. Особенно дорог ему “Горячий снег”, потому что это Сталинград, а герои романа - артиллеристы.В научно-литературном стиле, произведение "Горячий снег" представляет собой кульминацию литературного исследования автором военной тематики, где он достигает апогея в изображении нравственных дилемм и психологической глубины. Произведение является частью трилогии, начавшейся с "Батальонов просят огня" и "Последних залпов", и хотя каждая ранняя повесть обладает самодостаточностью, они также служат предвестниками для более масштабного романа. Автор, возможно, не предвидел полной картины будущего произведения, однако уже заложил основу в своем творческом сознании. "Горячий снег" привлекает внимание к событиям зимы 1942 года под Сталинградом, когда советские войска, находясь южнее окруженной 6-й армии генерала Паулюса, противостояли попытке фельдмаршала Манштейна прорвать блокаду и освободить окруженные войска, выдерживая наступление танковых дивизий в условиях приволжской степи.В критическом анализе военных действий, особое внимание заслуживает стратегическая операция, описанная Юрием Бондаревым в его романе "Горячий снег". Произведение представляет собой хронику ограниченного временного промежутка, охватывающую всего несколько суровых зимних дней, в которые советские войска под командованием генерала Бессонова противостояли мощи немецких танковых дивизий. Величина этого сражения и отвага защитников маленького участка на Волге, описываемые Бондаревым, могли иметь далеко идущие последствия, вплоть до изменения длительности всего конфликта.В сравнении с предыдущими работами автора, например, с повестью "Батальоны просят огня", литературное изображение времени в "Горячем снеге" предстает в более сжатом и интенсивном виде. События разворачиваются в холодных утренних сумерках и захватывающих декабрьских ночах, добавляя тем самым драматизма к уже насыщенной боевыми действиями повествовательной канве. Судьба осажденного клочка земли, ставшего ареной для кровопролитного столкновения, выступает в качестве метафоры для судьбы всей нации, борющейся за свое выживание и победу.В "Горячем снеге" прослеживается непрерывный нарратив, лишенный лирических диверсий, что создает впечатление словно автора охватывает непрекращающееся эмоциональное напряжение. Структура произведения характеризуется лаконичностью и непосредственностью, отражая тесную связь повествования с фактическими событиями и ключевыми эпизодами Великой Отечественной войны.Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы освещаются тревожным светом подлинной истории, в результате чего всё обретает особую весомость, значительность. В романе батарея Дроздовского поглощает едва ли не всё читательское внимание, действие сосредоточено по преимуществу вокруг небольшого числа персонажей. Кузнецов, Уханов, Рубин и их товарищи - частица великой армии, они - народ, народ в той мере, в какой типизированная личность героя выражает духовные, нравственные черты народа. В "Горячем снеге" образ вставшего на войну народа возникает перед нами в ещё небывалой до того у Юрия Бондарева полноте выражения, в богатстве и разнообразии характеров, а вместе с тем и в целостности. Этот образ не исчерпывается ни фигурами молодых лейтенантов -- командиров артиллерийских взводов, ни колоритными фигурами тех, кого традиционно принято считать лицами из народа, - вроде немного трусливого Чибисова, спокойного и опытного наводчика Евстигнеева или прямолинейного и грубого ездового Рубина; ни старшими офицерами, такими, как командир дивизии полковник Деев или командующий армией генерал Бессонов. Только совокупно понятые и принятые эмоционально как нечто единое, при всей разнице чинов и званий, они составляют образ сражающегося народа. Сила и новизна романа заключается в том, что единство это достигнуто как бы само собой, запечатлено без особых усилий автора - живой, движущейся жизнью. Образ народа, как итог всей книги, быть может более всего питает эпическое, романное начало повествования.Для Юрия Бондарева характерна устремлённость к трагедии, природа которой близка событиям самой войны. Казалось бы, ничто так не отвечает этой устремленности художника, как тягчайшее для страны время начала войны, лета 1941 года. Но книги писателя - о другом времени, когда уже почти несомненен разгром фашистов и победа русской армии. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил. Умирают герои "Горячего снега" - санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие... И во всех этих смертях виновата война. Пусть в гибели Сергуненкова повинно и бездушие лейтенанта Дроздовского, пусть и вина за смерть Зои ложится отчасти на него, но как ни велика вина Дроздовского, они прежде всего - жертвы войны.В произведении автор осмысливает концепцию смерти как глубокого нарушения универсального порядка и справедливости. Особенно ярко это проявляется в эпизоде, где Кузнецов сталкивается с образом Касымова, чьё лицо, некогда являвшееся отражением жизненной энергии, теперь переплетается с холодом смерти, приобретая тревожную прелесть. Лицо молодого человека, лишённое бритых щёк, с полуоткрытыми глазами влажного вишнёвого оттенка, словно изумлённо исследует раны на собственной груди, не в силах понять, что привело к его кончине и почему он так и не смог снова встать, чтобы прицелиться. Взгляд Касымова, лишённый возможности видеть, казался наполненным тихим интересом к непрожитой жизни и одновременно отражал неспешную тайну смерти, в лоно которой его бросила острая боль вспыхнувших осколков в момент попытки подняться и прицелиться.Кузнецов, в романе "Горячий снег", испытывает глубокую драму обречённости, став невольным свидетелем печальной участи своего товарища Сергуненкова. В ходе повествования автор раскрывает процесс гибели персонажа, подчёркивая неспособность Кузнецова вмешаться в события, что приведёт его к вечным мукам совести за бездействие в критический момент. Однако в условиях военной борьбы, персонажи романа не теряют человеческие черты; напротив, в экстремальных обстоятельствах их нравственные качества и характеры проявляются наиболее полно, органично переплетаясь с военными действиями[13]. Таким образом, судьбы и личности участников военных действий оказываются настолько взаимосвязаны с ходом боевых действий, что невозможно описать сражение без углубления в индивидуальные переживания и мотивы их поступков.В романе персонажи несут на своих плечах тяжесть прошлых лет, которая неизменно влияет на их судьбы в условиях военного времени. Истории их жизней до войны разительно различаются: для некоторых они складывались сравнительно благополучно, в то время как другие переживали моменты, наполненные болезненными драматическими событиями. Эти события не уходят в прошлое, даже когда тень войны нависает над всеми аспектами жизни, включая стычки на юго-западных рубежах Сталинграда.Уханов, офицер, обладающий талантом и жизненной силой, чья карьера в вооруженных силах ограничена званием сержанта, оказался в таком положении в силу своих прошлых поступков и бунтарской натуры. Его личная история и особенности характера непрерывно воздействуют на его поступки и решения в рамках повествования.Чибисов, в свою очередь, столкнулся с суровыми испытаниями в прошлом, включая несколько месяцев в немецком плену, что оставило неизгладимый след страха, оказывающего значительное влияние на его поведение. Эти глубокие эмоциональные шрамы стали частью его сущности и продолжают определять его реакции и взаимодействие с окружающим миром во время военных действий.В художественном творении нам открывается сложность личных историй героев, среди которых Зоя Елагина, Касымов, Сергуненков и Рубин, последний известный своей замкнутостью, но и отважностью, настоящую ценность которой мы усматриваем только при завершении повествования. В частности, ключевую роль в сюжете играет история генерала Бессонова, чьи раздумья о сыне, попавшем в плен к врагу, вносят диссонанс в его деятельность как на высших уровнях командования, так и непосредственно на фронте [13]. Ситуация обретает новые обороты с момента обнаружения подполковником Осиным из контрразведки фронта фашистской листовки, сведения из которой могут подорвать не только моральный статус, но и профессиональное положение Бессонова.Весь этот ретроспективный материал входит в роман так естественно, что читатель не ощущает его отдельности. Прошлое не требует для себя отдельного пространства, отдельных глав - оно слилось с настоящим, открыло его глубины и живую взаимосвязанность одного и другого. Прошлое не отяжеляет рассказ о настоящем, а сообщает ему большую драматическую остроту, психологизм и историзм.Точно так же поступает Юрий Бондарев и с портретами персонажей: внешний облик и характеры его героев показаны в развитии и только к концу романа или со смертью героя автор создаёт полный его портрет. Как неожиданен в этом свете портрет всегда подтянутого и собранного Дроздовского на самой последней странице -- с расслабленной, разбито-вялой походкой и непривычно согнутыми плечами.Такое изображение требует от автора особой зоркости и непосредственности в восприятии персонажей, ощущения их реальными, живыми людьми, в которых всегда остаётся возможность тайны или внезапного озарения. Перед нами весь человек, понятный, близкий, а между тем нас не оставляет ощущение, что прикоснулись мы только к краешку его духовного мира, - и с его гибелью чувствуешь, что ты не успел ещё до конца понять его внутренний мир [17]. Комиссар Веснин, глядя на грузовик, сброшенный с моста на речной лёд, говорит: "Какое всё-таки война чудовищное разрушение. Ничто не имеет цены". Чудовищность войны более всего выражается - и роман открывает это с жестокой прямотой - в убийстве человека. Но роман показывает также и высокую цену отданной за Родину жизни.Наверное, самое загадочное из мира человеческих отношений в романе — это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь. Война, её жестокость и кровь, её сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, - именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Ведь это чувство складывалось в те короткие сроки марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств. И начинается всё это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. А вскоре - так мало времени проходит - Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слёз лицо, "снег на рукаве ватника был горячим от его слёз".Обманувшись поначалу в лейтенанте Дроздовском, лучшем тогда курсанте, Зоя на протяжении всего романа, открывается нам как личность нравственная, цельная, готовая на самопожертвование, способная объять своим сердцем боль и страдания многих. Личность Зои познаётся в напряжённом, словно наэлектризованном пространстве, которое почти неизбежно возникает в окопе с появлением женщины. Она как бы проходит через множество испытаний, от назойливого интереса до грубого отвержения. Но её доброты, её терпения и участливости достаёт на всех, она воистину сестра солдатам.Образ Зои как-то незаметно наполнил атмосферу книги, её главные события, её суровую, жестокую реальность женским началом, лаской и нежностью.Один из важнейших конфликтов в романе - конфликт между Кузнецовым и Дроздовским. Этому конфликту отдано немало места, он обнажается очень резко, и легко прослеживается от начала до конца. Поначалу напряжённость, уходящая ещё в предысторию романа; несогласуемость характеров, манер, темпераментов, даже стиля речи: мягкому, раздумчивому Кузнецову, кажется, трудно выносить отрывистую, командную, непререкаемую речь Дроздовского. Долгие часы сражения, бессмысленная гибель Сергуненкова, смертельное ранение Зои, в котором отчасти повинен Дроздовский,— всё это образует пропасть между двумя молодыми офицерами, нравственную несовместимость их существований.В финале пропасть эта обозначается ещё резче: четверо уцелевших артиллеристов освящают в солдатском котелке только что полученные ордена, и глоток, который каждый из них сделает, это прежде всего глоток поминальный -- в нём горечь и горе утрат. Орден получил и Дроздовский, ведь для Бессонова, который наградил его - он уцелевший, раненный командир выстоявшей батареи, генерал не знает о тяжких винах Дроздовского и скорее всего никогда не узнает. В этом тоже реальность войны. Но недаром писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у солдатского честного котелка.Крайне важно, что все связи Кузнецова с людьми, и прежде всего с подчинёнными ему людьми, истинны, содержательны и обладают замечательной способностью развития. Они на редкость не служебные - в отличие от подчёркнуто служебных отношений, которые так строго и упрямо ставит между собой и людьми Дроздовский. Во время боя Кузнецов сражается рядом с солдатами, здесь он проявляет своё хладнокровие, отвагу, живой ум. Но он ещё и духовно взрослеет в этом бою, становится справедливее, ближе, добрее к тем людям, с которыми свела его война.Отдельного повествования заслуживают отношения Кузнецова и старшего сержанта Уханова - командира орудия. Как и Кузнецов, он уже обстрелян в трудных боях 1941 года, а по военной смекалке и решительному характеру мог бы, вероятно, быть превосходным командиром. Но жизнь распорядилась иначе, и поначалу мы застаём Уханова и Кузнецова в конфликте: это столкновение натуры размашистой, резкой и самовластной с другой -- сдержанной, изначально скромной. С первого взгляда может показаться, что Кузнецову предстоит бороться и с бездушием Дроздовского, и с анархической натурой Уханова. Но на деле оказывается, что, не уступив друг другу ни в одной принципиальной позиции, оставаясь самими собой, Кузнецов и Уханов становятся близкими людьми. Не просто людьми вместе воюющими, а познавшими друг друга и теперь уже навсегда близкими. А отсутствие авторских комментариев, сохранение грубого контекста жизни делает реальным, весомым их братство.Наибольшей высоты этическая, философская мысль романа, а также его эмоциональная напряжённость достигает в финале, когда происходит неожиданное сближение Бессонова и Кузнецова. Это сближение без непосредственной близости: Бессонов наградил своего офицера наравне с другими и двинулся дальше. Для него Кузнецов всего лишь один из тех, кто насмерть стол на рубеже реки Мышкова. Их близость оказывается более возвышенной: это близость мысли, духа, взгляда на жизнь. Например, потрясённый гибелью Веснина, Бессонов винит себя в том, что из-за своей необщительности и подозрительности он помешал сложиться между ними дружеским отношениям ("такими, как хотел Веснин, и какими они должны быть"). Или Кузнецов, который ничем не мог помочь гибнущему на его глазах расчёту Чубарикова, терзающийся пронзительной мыслью о том, что всё это, "казалось, должно было произойти потому, что он не успел сблизиться с ними, понять каждого, полюбить..."[13].Разделённые несоразмерностью обязанностей, лейтенант Кузнецов и командующий армией генерал Бессонов движутся к одной цели -- не только военной, нои духовной. Ничего не подозревая о мыслях друг друга, они думают об одном и в одном направлении ищут истину. Оба они требовательно спрашивают себя о цели жизни и о соответствии ей своих поступков и устремлений. Их разделяет возраст и роднит, как отца с сыном, а то и как брата с братом, любовь к Родине и принадлежность к народу и к человечеству в высшем смысле этих слов.Из этого материала вам надо написать главу. Располагающую анализ произведений в хронологической последовательности, что позволит вам увидеть изменения в художественных установках писателя в разные этапы его творческого путиПока работы не получилось. Не более 40 стр. определите ещё вовведении объект, т.е. 3-4 произведения, и их анализируйте с цитатами из текстов, с характеристиками исследователей, со сносками.Выводы по второй главеИзучение Великой Отечественной войны остается актуальной и важной темой для многих современных авторов, которые на протяжении десятилетий пишут о происходивших событиях и их влиянии на человечество. Эта война, оставившая неизгладимый след в истории, всегда будет вызывать интерес и внимание у исследователей. Неудивительно, что каждый писатель, подходя к теме войны, приносит свое видение, свои переживания и свою правду.Память о войне, как коллективном историческом опыте, прочно укоренилась в сердцах людей и стала неотъемлемой частью культурного наследия. В литературе о Великой Отечественной войне можно встретить разнообразные подходы и интерпретации, которые отражают разнообразие человеческих переживаний и понимания происходивших событий. Изучение литературных произведений, посвященных войне, позволяет нам не только погрузиться в прошлое и прочувствовать те страшные времена, но и задуматься о том, какими уроками они могут послужить для нас сегодня. Память о войне должна быть живой и актуальной, чтобы мы не забывали цену мира и понимали, как важно беречь его в наше время.Юрий Бондарев - выдающийся писатель, чьи произведения о войне и героизме народа не имеют себе равных. В его творениях звучит уникальный голос, который отличает его от всех остальных авторов. Бондарев не только рассказывает о подвиге коллектива, но и поднимает тему индивидуального героизма и мужества Человека, который стоит на защите Родины. В своих произведениях он показывает войну глазами обычного солдата, сержанта, лейтенанта – тех, кто стоит на передовой и напрямую сталкивается с ужасами боевых действий. Бондарев мастерски передает атмосферу войны, создавая неповторимую атмосферу реализма и достоверности."Батальоны просят огня" и "Горький пот войны" - произведения, в которых Бондарев раскрывает не только кровопролитие и страдания войны, но и духовные качества человека, его моральные принципы и внутреннюю силу. Через призму героев своих произведений он показывает, как в экстремальных условиях войны проявляется истинная сущность человека.Произведения Юрия Бондарева не только описывают войну и подвиг народа, но и глубоко проникают в душу человека, открывая его истинные ценности и качества. В них звучит призыв к мужеству, самоотверженности и героизму, напоминая о важности человеческого духа в любых испытаниях, в том числе и в военное время.Благодаря ясному, непоколебимому гуманистическому пафосу, присущему бондаревской прозе, эти произведения стали явлением, не только статичным, но и постоянно развивающимся, приоткрывая новые грани человеческого бытия на фоне неисчерпаемого материала, объединенного в теме "человек и война".Уже в романе "Горячий снег" видна склонность бондаревского таланта к укрупненному и лаконичному описанию мира. Помимо великолепной батальной живописи, которая всегда была характерна для писательского стиля, здесь открывается способность автора создавать цельные образы и передавать общую картину войны, как великого и ужасного явления.Изучая произведения Бондарева, можно сделать вывод, что человек, оказавшись в условиях войны, подвержен не только физическим испытаниям, но и нравственным, моральным дилеммам, которые вынуждают его искать в себе силы и выдержку. Эти произведения являются важным источником для понимания внутреннего мира человека в экстремальных ситуациях и его способности к выживанию и самопознанию.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследовательский интерес к литературному наследию Юрия Васильевича Бондарева уходит своими корнями в глубину десятилетий. С момента публикации его первого сборника прозы "На большой реке" в 1953 году началось пристальное рассмотрение и оценка его литературных достижений. Критические оценки, изначально опубликованные в журналистских изданиях, представляли собой панегирики в адрес молодого автора, что положило начало активному обсуждению и оценке масштабов его творческого вклада. Эти первые реакции заложили фундамент для всестороннего и многогранного изучения литературного наследия Бондарева.В академическом дискурсе последующего времени обнаруживается углублённое исследование литературного наследия Ю. Бондарева. Аналитическая эстафета, прежде удерживаемая журналистами и литературными критиками, теперь передана в руки специалистов литературоведения. В трудах учёных таких как В. Ковский, М. Кузнецов, О. Михайлов и А. Овчаренко, проявляются глубокие размышления о корнях творческого самовыражения Ю. Бондарева. Эти исследования проводят детальный анализ его литературного стиля, метода и особенностей художественного выражения. Авторы также уделяют внимание лингвистическим особенностям его прозы и поэтике романов. Особый акцент сделан на ключевые проблематики, затрагиваемые в произведениях Ю. Бондарева.В литературном наследии Бондарева особо акцентирован вопрос этического самоопределения персонажей. Автор освещает дилеммы морального выбора, стоящие перед человеком, и рассматривает сложности, связанные с психологической неоднозначностью и способностью личности к самостоятельному определению путей добра и зла. Произведения Бондарева отражают стремление героев найти свое место в мире, несмотря на глубокие внутренние переживания и сомнения, сопровождающие их путь к самосознанию. Писатель представляет новаторский взгляд на мир и вводит в литературу нестандартные характеры, которые, преодолевая жизненные трудности, вдохновенно предаются своему предназначению.В литературном наследии Юрия Бондарева наблюдается глубинное осмысление моральных дилемм, возникающих в условиях конфликта и кризиса. На протяжении своего творчества автор акцентирует внимание на внутренних противоречиях человека эпохи перемен, метко отображая борьбу индивида за сохранение духовности в противостоянии с суровыми реалиями общественного бытия. Бондарев безукоризненно раскрывает многогранность человеческого опыта, не приукрашивая и не умаляя его естественных качеств, что отражает истинный пафос времени.Сложность и многомерность военного периода, особенно остро проявляющиеся в моменты выбора и жертвы, становятся ключевыми в его произведениях. Эти моменты, сопряжённые с высокой стоимостью человеческих действий, Бондарев исследует с особым проникновением. В то же время, писатель расширяет горизонты привычного понимания военной эпохи, связывая ее с актуальными вопросами современности. Таким образом, он создаёт синтез военной истории с современными проблематиками, что является свидетельством его стремления к пониманию универсальных истин, заключённых в исторических и современных контекстах.В рамках дипломной работы осуществлён глубинный разбор вопроса морального выбора, с которым сталкиваются персонажи в условиях военных конфликтов, как это изображено в произведениях Ю.В. Бондарева: повести "Батальоны просят огня", в мемуарах "Горький пот войны" и романе "Горячий снег". Рассмотрен вопрос, который не теряет своей актуальности и в современной эпохе, а именно - исследование человеческой природы в экстремальных условиях военных действий и в более широком контексте современной реальности.Из работы следует, что индивидууму не под силу сделать морально оправданный выбор без наличия гуманного подхода к другим, без чётко определённой цели, к которой он стремится в процессе поиска жизненной истины, и без понимания связи с прошлым и ответственности за будущее. Также важно осознание собственной роли в формировании судьбы человечества в целом.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрамов Ф. А. Повести. М.: Сов. Россия, 1983. 303 с.Адамович А. М. О современной военной прозе. М: Сов. писатель, 1981. 440 с.Адамович А. М. Хатынская повесть. Каратели. Последняя пастораль: Повести и рассказы. М.: Сов. писатель, 1989. 637 с.Алексанян Е. А. Константин Паустовский – новеллист. М.: Наука, 1969. 167 с.Алексанян Е. А. Углубление психологизма // Вопр. лит., 1983. №12. С. 31–61.Астафьев В. П. Избранное: Прокляты и убиты. М.: ТЕРРА, 1999. 640 с.Астафьев В. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Молодая гвардия. Т. 1. 1991. 542 с.Бакланов Г. Я. Военные повести: Июль 41 года. Пядь земли. Южнее главного удара. Мертвые сраму не имут. Почем фунт лиха. М.: Сов. писатель, 1967. 583 с.Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.Биккенин Н. Война – мораль – литература // Перспектива: О советской литературе зрелого социализма. М., 1983. С. 303.Богомолов В. О. В августе сорок четвертого: Роман. М.: Современник, 1977. 431 с.Бондарев Ю. В.Горький пот войны. – М.: Родина, 2020.- 286 с.Бондарев Ю. В. Собрание сочинений в 4-х т. М.: Мол. Гвардия, 1973. Т. 1. Батальоны просят огня: повесть; Последние залпы: Повесть; Рассказы. 1973. 528 с. Т. 2. Тишина: Роман. Публицистика. 1974. 480 с. Т. 3. Горячий снег. Публицистика. 1974. 464 с. Т. 4. Юность командиров: Повесть; Родственники: Повесть. 1974. 424 с.Бочаров А. Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски советской прозы. М.: Сов. писатель, 1982. 422 с.Бочаров А. Человек и война. М.: Худ. лит., 1978. С. 411.Быков В. В. Военные повести. М.: Воениздат, 1966. 381 с.Воробьев Н. Н. Принцип историзма в изображении характера: Классическая традиция и советская литература. М.: Наука, 1978. 264 с.Воронов В. И. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60–80-х годов. М.: Сов. писатель, 1984. 382 с.Загребельный П. Разгон: Роман. М.: Сов. писатель, 1982. 687 с.Залыгин С. П. Избранные произведения: в 2-х т. М.: Ху- дож. лит. Т. 1. 1973. 664 с. Т. 2. 1973. 624 с.Иванова Л. Литература о Великой Отечественной войне и проблема формирования социалистического сознания // Социалистический образ жизни и развитие советской литературы. М.: Наука, 1983. С. 111–134.Карпов В. В. Взять живым! Роман-газета. №7. 1977. 127 с.Кондратьев В. Сашка. Отпуск по ранению. М.: РАГС, 2002. 264 с.Лазарев Л. И. Память трудной годины. Великая Отечественная война в русской литературе. М.: Дружба народов, 2001. 160 с.Леонов С. А., Леонов С. И., Красников Г. Н. Великая Отечественная война в лирике и прозе. М.: Дрофа: Вече. 2003. 512 с.Ломидзе Г. И. Интернациональный пафос советской литературы: Размышления, оценки, споры. М.: Сов. писатель, 1970. 336 с.Носов Е. И. Усвятские шлемоносцы: Повесть. М.: Современник, 1984. 198 с.Проскурин П. Л. Имя твое: Роман. М.: Сов. писатель, 1979. 687 с.Распутин В. Г. Живи и помни: Повесть. М.: Сов. писатель, 1980. 207 с.Сафронова Е. О некоторых особенностях психологического анализа в современном рассказе // Уч. зап. Томского унта, 1975. №94. С. 23.Симонов К. М. Живые и мертвые: роман в 3-х кн. М.: Сов. писатель, 1977. Кн. 1. Живые и мертвые. 1977. 431 с. Кн. 2. Солдатами не рождаются. 1977. 656 с. Кн. 3. Последнее лето. 1977. 512 с.Стаднюк И. Ф. Военные повести. М.: Моск. рабочий, 1967. 468 с.Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1982. 416 с.Шукшин В. М. Собрание сочинений: в 3-х т. М.: Мол. Гвардия. Т. 2: Рассказы 1960–1971 годов. 1985. 591 с. Т. 3: Рассказы 1972–1974 годов. Повести. Публицистика. 1985. 871 с.Якименко Л. Г. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. М.: Худож. лит., 1978. 494 с.
2. Адамович А. М. О современной военной прозе. М: Сов. писатель, 1981. 440 с.
3. Адамович А. М. Хатынская повесть. Каратели. Последняя пастораль: Повести и рассказы. М.: Сов. писатель, 1989. 637 с.
4. Алексанян Е. А. Константин Паустовский – новеллист. М.: Наука, 1969. 167 с.
5. Алексанян Е. А. Углубление психологизма // Вопр. лит., 1983. №12. С. 31–61.
6. Астафьев В. П. Избранное: Прокляты и убиты. М.: ТЕРРА, 1999. 640 с.
7. Астафьев В. Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Молодая гвардия. Т. 1. 1991. 542 с.
8. Бакланов Г. Я. Военные повести: Июль 41 года. Пядь земли. Южнее главного удара. Мертвые сраму не имут. Почем фунт лиха. М.: Сов. писатель, 1967. 583 с.
9. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. 504 с.
10. Биккенин Н. Война – мораль – литература // Перспектива: О советской литературе зрелого социализма. М., 1983. С. 303.
11. Богомолов В. О. В августе сорок четвертого: Роман. М.: Современник, 1977. 431 с.
12. Бондарев Ю. В. Горький пот войны. – М.: Родина, 2020.- 286 с.
13. Бондарев Ю. В. Собрание сочинений в 4-х т. М.: Мол. Гвардия, 1973. Т. 1. Батальоны просят огня: повесть; Последние залпы: Повесть; Рассказы. 1973. 528 с. Т. 2. Тишина: Роман. Публицистика. 1974. 480 с. Т. 3. Горячий снег. Публицистика. 1974. 464 с. Т. 4. Юность командиров: Повесть; Родственники: Повесть. 1974. 424 с.
14. Бочаров А. Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски советской прозы. М.: Сов. писатель, 1982. 422 с.
15. Бочаров А. Человек и война. М.: Худ. лит., 1978. С. 411.
16. Быков В. В. Военные повести. М.: Воениздат, 1966. 381 с.
17. Воробьев Н. Н. Принцип историзма в изображении характера: Классическая традиция и советская литература. М.: Наука, 1978. 264 с.
18. Воронов В. И. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60–80-х годов. М.: Сов. писатель, 1984. 382 с.
19. Загребельный П. Разгон: Роман. М.: Сов. писатель, 1982. 687 с.
20. Залыгин С. П. Избранные произведения: в 2-х т. М.: Ху- дож. лит. Т. 1. 1973. 664 с. Т. 2. 1973. 624 с.
21. Иванова Л. Литература о Великой Отечественной войне и проблема формирования социалистического сознания // Социалистический образ жизни и развитие советской литературы. М.: Наука, 1983. С. 111–134.
22. Карпов В. В. Взять живым! Роман-газета. №7. 1977. 127 с.
23. Кондратьев В. Сашка. Отпуск по ранению. М.: РАГС, 2002. 264 с.
24. Лазарев Л. И. Память трудной годины. Великая Отечественная война в русской литературе. М.: Дружба народов, 2001. 160 с.
25. Леонов С. А., Леонов С. И., Красников Г. Н. Великая Отечественная война в лирике и прозе. М.: Дрофа: Вече. 2003. 512 с.
26. Ломидзе Г. И. Интернациональный пафос советской литературы: Размышления, оценки, споры. М.: Сов. писатель, 1970. 336 с.
27. Носов Е. И. Усвятские шлемоносцы: Повесть. М.: Современник, 1984. 198 с.
28. Проскурин П. Л. Имя твое: Роман. М.: Сов. писатель, 1979. 687 с.
29. Распутин В. Г. Живи и помни: Повесть. М.: Сов. писатель, 1980. 207 с.
30. Сафронова Е. О некоторых особенностях психологического анализа в современном рассказе // Уч. зап. Томского унта, 1975. №94. С. 23.
31. Симонов К. М. Живые и мертвые: роман в 3-х кн. М.: Сов. писатель, 1977. Кн. 1. Живые и мертвые. 1977. 431 с. Кн. 2. Солдатами не рождаются. 1977. 656 с. Кн. 3. Последнее лето. 1977. 512 с.
32. Стаднюк И. Ф. Военные повести. М.: Моск. рабочий, 1967. 468 с.
33. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1982. 416 с.
34. Шукшин В. М. Собрание сочинений: в 3-х т. М.: Мол. Гвардия. Т. 2: Рассказы 1960–1971 годов. 1985. 591 с. Т. 3: Рассказы 1972–1974 годов. Повести. Публицистика. 1985. 871 с.
35. Якименко Л. Г. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. М.: Худож. лит., 1978. 494 с.