Русская народная сказка как средство обучения пересказу детей среднего дошкольного возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 58 58 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 30.05.2024
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития связной речи детей дошкольного возраста 7
1.1. Значение обучения пересказу в развитии связной речи детей дошкольного возраста
1.2. Организация работы по обучению пересказу детей среднего дошкольного возраста 7

10
1.3. Возможности применения русских народных сказок в обучении детей среднего дошкольного возраста пересказу 15
Глава 2. Организация педагогической деятельности по обучению пересказу детей среднего дошкольного возраста посредством русских народных сказок 21

2.1. Обоснование организации образовательной деятельности на основе педагогической диагностики
2.2. Составление конспектов образовательной деятельности по обучению пересказу детей средней группы посредством русских народных сказок 21

30
2.3. Апробация серии конспектов по обучению пересказу детей средней группы с использованием русских народных сказок 34
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложения 48
Фрагмент для ознакомления

Они выступают в качестве стимуладля развития речи, воображения, логического мышления, памяти и внимания у малышей. В процессе рассказа и прослушивания сказок дети дошкольного возраста учатся выделять главные и второстепенные события, описывать персонажей, рассматривать причинно-следственные связи и искать решения проблем.Через пересказ народных сказок дети учатся структурировать информацию, выражать свои мысли и чувства, активно общаться с окружающими. Сказочные сюжеты могут выступать в качестве средства для развития эмоционального интеллекта и социальных навыков у детей.Использование сказок в обучении пересказу детей дошкольного возраста позволяет создать увлекательную и интересную обстановку, что способствует лучшему усвоению материала. Дети более охотно учатся и запоминают информацию, когда она подается в форме увлекательного повествования.Таким образом, сказки не только оказывают помощь в развитии навыков пересказа у детей дошкольного возраста, но также способствуют развитию их общего развития, а также связной монологической речи. Произведенная диагностическая работа по выявлению исходного уровня сформированности связной монологической речи у дошкольников показала, что большее количество испытуемых дошкольников старшей группы дошкольного учреждения имеют средний или низкий уровень развития речи, а высокий уровень представляет наименьший процент детей.Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы по формированию связной монологической речи детей 4-5 лет в ходе обучения пересказыванию: умений последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи педагога, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.Сравнительный анализ результатов по методикам №1 и №2 позволяет сделать вывод о том, что обе методики имеют свои сильные стороны и способствуют развитию уровня связной монологической речи у детей среднего дошкольного возраста, хотя методика №1 обладает большей эффективностью в работе с воспитанниками с низким уровнем знаний.Гипотеза доказана.Список используемой литературыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изм. и доп. от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г./ Министерство просвещения Российской Федерации. — Москва: ТЦ Сфера, 2023. — 208 с.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. Педвузов / А.К. Аксенова. – Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2010. – 400 с.Багинская Н.Л. Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.Л. Багинская. // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.). – Чебоксары: Интерактив плюс, 2014. - 294 с.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 387с.Бухалина, Н. В. Моделирование как средство развития связной речи дошкольников / Н. В. Бухалина, О. Д. Верещагина, Н. Я. Загорулько // Актуальные аспекты педагогики и психологии : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 07 октября 2021 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2021. – С. 68-69. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / под ред. В. К. Воробьевой. — М. : АСТ ; Астрель ; Транзиткнига, 2009. — 158 с.Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2018. - 1008 с.Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2004. — 168 с.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие. — М. : национальный книжный центр, 2016. — 175 с.Жулина, Е. В. Использование наглядного моделирования в коррекции нарушений атрибутивной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Жулина, И. В. Лебедева, А. С. Соколова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-1. – С. 92-95. Зинкевич-Евстигнеева Т. Н. Мастерская сказок для детей. Уникальная методика развития /Т. Н. Зинкевич – Евстигнеева – М.: Малыш, 2019. – 320 с.Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 279 с.Исаева, О. В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника / О. В. Исаева // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – № T20. – С. 4061-4065. Калинин, В.С. О развитии связной речи в детском саду / В.С. Калинин. — Воронеж: Академия, 2019. – 321 с.Киселёва, А.А. Основы логопедии и психологии / А.А. Киселёва. – Уфа: Сфера, 2020. – 188 с.Ковалев, А.А. Дидактические материалы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / А.А. Ковалев. – Челябинск: Пресса, 2019. – 128 с.Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.Ладыженская, Т.А. Живое слово : Уст. речь как средство и предмет обучения : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2101 "Рус. яз. и лит."] / Т. А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 1986. - 124 с.Леонтьев, А.А.Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - 8-е изд. - Москва : Ленанд, 2014. - 211 с.Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. -М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 560 с.Михайлова, Е. В. Речь и речевое общение детей / Е.В. Михайлова. — Ростов-на-Дону: РГПИ, 2019. – 341 с.Нажмитдинова, Б. С. Методы диагностики речевого развития у детей с нарушением интеллекта / Б. С. Нажмитдинова. - Текст: непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2. - С. 42-45.Никитин, Г.Г. Занятия по развитию связной речи / Г.Г. Никитин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2018. — №11. – С. 54.Никитина, С. В. Работа над логической последовательностью и связностью речи обучающихся / С. В. Никитина // Актуальные исследования. – 2022. – № 7(86). – С. 73-75. Никифоров, А.И.Сказка и сказочник / А. И. Никифоров ; сост. Е. А. Костюхин. - Москва : ОГИ, 2008. - 374 с.Николаева, С. С. Педагог – логопед в детском саду / С.С. Николаева. -М.: Образование в школе, 2019. – 26 с.Носков, А.М. Психологические рекомендации и методы развивающей работы с детьми / А.М. Носков // Новатор. — 2018. — №5. – С. 131 c.Нуриева, Д. Р. Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования / Д. Р. Нуриева // Современные научные исследования: теория, методология, практика : Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, Уфа, 26 февраля 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. – С. 105-109.Панина, Т. С. Изучение сформированности речевого развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями / Т. С. Панина // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". – 2021. – № 1. – С. 371-375.Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / Т. Б. Полянская. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2009. - 58 с.Попова, Е. А. Развитие связной речи старших дошкольников посредством наглядного моделирования / Е. А. Попова // Интернаука. – 2021. – № 21-2(197). – С. 29-31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 1989. - 488 с.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. для вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2018. - 712 с.Уланова Л.А, Иордан С.О. Методические рекомендации по организации прогулок с детьми 3-7 лет. М.: СПб, "Детство-пресс", 2008. - 160 с.Ушинский, К. Д. К. Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2012. - 946 c.Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. - Москва: АРКТИ, 2010. - 239 с.Ягловская, Е. К. Речь старших дошкольников при пересказе и объяснении / Е. К. Ягловская, К. А. Михалева // Аллея науки. – 2021. – Т. 2. – № 6(57). – С. 863-866. ПриложенияПриложение 1Конспект ООД средней группы на тему: Пересказ русской народной сказкиХод занятия:Вводная часть(дети садятся на стульчики)В: Дети я для вас приготовила загадку. Слушайте ее внимательно:Гуляет летом по полямИ молоко дает всем вам,Громко «му» кричит хозяйкеСена мне побольше дайте.Д: корова!В: Ребята, а почему вы решили, что это корова?Д: (ответы по загадке)В:А что вы еще можете рассказать о корове?Д: Корова – это крупное домашнее животное. За ней ухаживает человек. Она приносит пользу: молоко, мясо. У коровы рождается теленок. Она мычит и бодается.В: Назовите 1й звук в слове «корова» (Игра «Два дома»)Какой это звук?(согл. тв.). Назовите слово, где твердый согласный звук [к], превратился в мягкий [к’].Д: (ответы детей, н-р, киска, кегля, …)В: А каком крупном домашнем животном мы сегодня говорили?Д: корова.II Основная частьВ:Я вам сегодня прочитаю русскую народную сказку «Хаврошечка», одним из героев тоже является корова. Слушайте внимательно, потом будете пересказывать.Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».Словарная работа:пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кгпрясть- скручивание (волокна делать нить)ткать – изготавливать (ткань из материала) из нитирябая корова – пестрая с пятнами другого цветазаморили- замучилираспеклась на солнышке – пригреласьлихо- злоналивное (яблоко) – сочное, созревшееФизминуткаВ саду фруктовом яблонька (Дети садятся на корточки)Посажена была. (Встают)Она цветами белыми (Руки вверх поднимают, руки в кулаках)Весною расцвела. (Поочерёдное разгибание пальцев рук)Яблоня в садуГнётся на ветру. (Наклоны поднятыми руками)Наклонилась вправо, влево.Покачаться захотела. (Наклоны туловища в стороны)Ветки вниз и вверх качнула, (Руки опустить вниз)И вперёд их протянула. (Вытянуть руки вперёд перед собой)А как стихнет ветерок (Медленно присесть на корточки)Наша яблонька заснёт.а, понравилась вам сказка? Кто является главным героем сказки?Д:ХаврошечкаВ: Скажите, кто помогал ей в трудной жизни, в работе?Д:Хаврошечке помогала корова.В: Как она ей помогала?Д: В одно ушко влезет Хаврошечка, а в другое вылезет- все и готово.В: Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье?Д: нет, Хаврошечка ткала, пряла, работала, слова доброго никогда не слыхала, обижали ее, а жалеть никто не жалел.В: «Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят».В: Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?Д: Ей сказала об этом Трехглазка. Мачеха посылала дочерей на луг подсматривать за Хаврошечкой.В: Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу для того чтобы они скорее заснули?Д: Спи глазок, спи другой.В: Чем закончилась сказка?Д: Хаврошечка угостила яблочком барина.В: Как вы понимаете «…и стала она в добре поживать, лиха не знавать»Д: Больше ее никто не ругал, работать не заставлял, а только ее любили.В: А сейчас давайте расскажем сказку по модели:В: …, о чём рассказывается в первом сюжете сказки?Д: Попала Хаврошечка к злым людям, потому что осталась сиротой. Была Мачеха и три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка. Злые сёстры только знали, что у ворот сидеть, на улицу глядели, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: слова доброго никогда не слышала.В:, что было дальше в следующем сюжете сказки?Д: Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.- Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать.А коровушка ей в ответ:- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — всё готово: и наткано, и побелено и в трубы скатаны.В:, выполнила Хаврошечка задание, что Мачеха ещё придумала?Д: Отнесет она холсты к Мачехе. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке –Хаврошечке еще больше работы задаст.Позвала Мачеха свою дочь Одноглазку узнать, кто помогает сироте, говорит,- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла Матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает:- Спи, глазок, спи глазок!Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка всё наткала, и побелила и в трубы скатала. Так ничего Мачеха не узнала.В:, что же сделала Мачеха?Д: Послала Мачеха она вторую дочь —Двуглазку:- Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает.Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.А Хаврошечка баюкает:- Спи, глазок, спи, другой!Двуглазка уснула. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка всё спала.В:… дальше, что было?Д: Старуха рассердилась на третий день послала третью дочь — Триглазку, а Хаврошечке ещё больше работы дала.Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет:- Спи, глазок, спи, другой!А о третьем глазе забыла.Два глаза у Триглазки спят, а третий глядит и всё видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.Триглазка вернулась домой и матери всё рассказала.В: Узнала всё Мачеха, что она решила сделать?Д: Старуха обрадовалась, на другой день, пришла к мужу:- Режь, рябую корову!Старик и так и сяк:- Что ты старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая!Старуха:- Режь, да и режь!В:.., что же было дальше?Д: Спознала Хаврошечка, что, Мачеха корову зарезать хочет, в поле побежала, обняла коровушку и говорит:- Коровушка-матушка! Тебя резать хотят.А коровушка ей отвечает:- А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.Старик зарезал коровушку.В:…, расскажи, что сделала Хаврошечка?Д: Хаврошечка так сделала, что коровушка ей завещала: мяса её в рот не брала, косточки её зарыла, каждый день в саду поливала.Выросла яблонька, появились яблочки, наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается.В:…, что же было дальше?Д: Раз гуляли по саду - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. На ту пору ехал мимо сильный человек — богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:- Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.Бросились они к яблоне.А яблочки-то висели низко, сразу же поднялись высоко, далеко над головами.Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались — руки изодрали, а достать не могли.В:.., что же дальше произошло?Д: Подошла Хаврошечка— веточки к ней приклонились и яблочки к ней опустились. Угостила она яблочками, женился на Хаврошечке сильный человек.И стала она в добре поживать, лиха не знать.(После каждого рассказанного эпизода, схема заменяется листом с иллюстрацией данного сюжета).В: Ребята, вы молодцы, понравилась ли вам сказка? А чему она учит?Д: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.Упражнение «Скажи какая?»В:Мачеха какая?Д: злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливаяВ: Хаврошечка какая?Д: добрая, ласковая, трудолюбивая, терпеливая, красивая, милосердная, воспитаннаяВ: Ребята подойдите ко мне. (дети встают в круг на ковре)Собрались ребята в круг,Я твой друг и ты мой друг.Крепко за руки возьмемся,И друг другу улыбнемсяВ:А сейчас мы с вами поиграем в игру «Говори наоборот». Я буду бросать мяч, тот кто поймает мяч, должен ответить слово наоборот.Злой-добрыйМаленький-большойГрустный - веселыйЧерное-белоеКислое-сладкоеДлинный –короткийВысокий-низкийХолодный-горячийТусклый-светлыйГолодный-сытыйМокрый- сухойИнтересный- скучныйГромко-тихо.IIIЗаключительная частьВ:С какой русской народной сказкой мы с вами познакомились сегодня?Д: ХаврошечкаВ:С каких слов начинается сказка?Д: Есть на свете люди хорошие, а есть и похуже.В: Кто и как помогал Хаврошечке?Д:Хаврошечке помогала коровушка.В: Кто и как следил за девушкой?Д: За девушкой следили: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка.В: Какими словами закончилась сказка?Д:И стала она в добре поживать, лиха не знать.Молодцы, ребята! Мне понравились ваши ответы!Приложение 2Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»Ход занятияI. Организационный моментПедагог: «Я приветствую вас на занятии! Я знаю, как вам нравятся игры, и предлагаю поиграть в игру «Угадай сказку». Я буду называть определённые слова, а вы – должны догадаться, о каком произведении идёт речь! ».Коза, козлята, волк, кузнец, съел («Волк и семеро козлят») .Дед, баба, яичко, курочка, мышка («Курочка Ряба») .Муха, паук, денежка, базар, самовар, комар («Муха-Цокотуха») .Лиса, заяц, избушка ледяная, избушка лубяная, собака, медведь, бык, петух («Лиса и заяц»).Педагог: «Молодцы! А сейчас навострите ушки и слушайте внимательно! ».II. Чтение сказки «У страха глаза велики»Педагог: «Ребята, сегодня я познакомлю вас с одним произведением, которое называется «У страха глаза велики». Дослушав меня, вы должны определить жанр этого произведения, то есть сказать – сказка это или рассказ».Чтение сказки сопровождается показом картинок.III. Беседа по содержанию произведенияПедагог задает вопросы:1. Вы догадались, какой жанр произведения: сказка или рассказ? («Это произведение – сказка»).2. Почему это произведение называется сказкой? («Это произведение называется сказкой потому, что животные могут разговаривать, чего не бывает в жизни, а только бывает в сказках»).3. Как вы поняли название сказки – «У страха глаза велики»? Почему она так называется? (ответы детей).4. О чём рассказывается в этой сказке?5. «Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? («Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка»).6. Какие у них были вёдра? » («У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек») .7. Все ли слова вам были понятны из текста сказки? (ответы детей). Кто из вас может объяснить значение слова «водонос», «колода», «схорониться».ФИЗМИНУТКА«Звериная зарядка»Раз — присядка,Два — прыжок.Это заячья зарядка.А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)Любят долго потянуться (потянуться)Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)То одну, то обе вместе (переступание а ноги на ногу)Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)А кому зарядки мало —Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)IV. Игра «Какой? Какая?»Педагог: «В сказке говорится, что водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими по смыслу можно о них сказать. Какие они, герои сказки? («трусливые, испуганные, пугливые») .- Подберите к этим словам слова противоположные по смыслу («смелые, храбрые, отважные, мужественные») .- Какими ласковыми словами можно назвать медведя? («медведюшка, мишенька») .- Как мы называем большого, сильного волка? («волчище») .- А как назвать не очень большого и не слишком сильного волка? («волчишка») .- Как ласково назвать лису? («лисонька, лисочка, лисичка, лисичка-сестричка») .- В сказке мышка сказала: «Котище-то какой усатый! ». Как ласково назвать кота? («котик, котенька, коток») .V. Повторное чтение сказкиVI. Пересказ сказкиДля пересказа педагог вызывает нескольких детей.Педагог: «Ребята, сегодня мы будем пересказывать сказку по ролям, но помните, что нужно в своем пересказе обязательно использовать предложения из текста сказки и рассказывать так, чтобы все понимали и видели ваши чувства и эмоции, то есть видели как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка».Приложение 3Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой «Пересказ сказки «Бычок-смоляной бочок»Ход занятия:Входит домовенок Кузя приносит красную ленточку, капусту, мед, мешок орехов.- Я нашел их и не знаю, что с ними делать.Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кому все это принадлежит?Дети: бабушке, дедушке и Танюше.Воспитатель: Какой Танюше?Дети: Из сказки «Бычок – Смоляной бочок»Кузя: А я не знаю такой сказки…Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем и покажем эту сказку Кузе? Но сначала нужно выбрать кружки, которые будут вместо бычка и тех зверей, которые подходили к бычку.Показываются кружки черного, серого и коричневого цвета.Воспитатель поочередно показывает круги, спрашивая, кого будет заменять соответствующий цвет.- Вместо кого у нас будет этот кружок?Дети предполагают, что черный круг будет изображать бычка, белый – зайчика, коричневый – медведя, серый - волка.После того, как заместители выбраны на фланелеграфе располагаются домик и ёлочки.Дети рассказывают, что произошло со всеми животными, обыгрывают ситуации из сказки.Воспитатель: Почему бычок отпускал зверей? Что принес каждый из зверей Танюшке?Дети рассказывают, о том, что заяц принес кочан капусты и красную ленточку для Танюшки, волк – мешок орехов, медведь – целый улей мёду.При помощи детей домовенок Кузя «догадывается» кому принадлежат найденные вещи.ФизкультминуткаА в лесу растёт черника,Земляника, голубика.Чтобы ягоду сорвать,Надо глубже приседать. (Приседания.)Нагулялся я в лесу.Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)Воспитатель предлагает нарисовать сказку, чтобы домовенок Кузя не забыл, кому отдать вещи. Дети садятся за стол и рассматривают листы с нарисованными кружками.Воспитатель: Что вы видите? Давайте будем волшебниками и превратим эти кружочки в героев сказки «Смоляной бычок»Дети рисуют модель сказки. Когда модель готова вместе с воспитателем называют всех персонажей, а затем дарят модель сказки домовенку Кузе. Кузя благодарит за помощь и прощается.Приложение 4Занятие по развитию речи в средней группе ДОУ «Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»»Ход занятияВоспитатель показывает детям книжку и интересуется, кто что хочет рассказать о ней. Выслушивает ответы детей, задает наводящие вопросы.«Лисичка-сестричка и волк» – очень известная русская сказка. – продолжает разговор педагог. – Ее знают ваши родители, дедушки, бабушки".Читает сказку.Потом выясняет у детей, что они могут сказать про волка, про лису; почему все-таки эту плутовку и обманщицу называют так ласково: лисичка-сестричка.Педагог предлагает детям разыграть заключительную беседу лисы с волком. Воспитатель вызывает исполнителей на эти роли.Воспитатель. Едет лиса на волке (один ребенок держится за другого) да потихоньку и приговаривает…Лиса. Битый небитого везет, битый небитого везет!Волк. Что ты, лисонька, говоришь?Лиса. А я, волчок, говорю: битый битого везет.Волк. Так, лисонька, так.Воспитатель. Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком…Зрители. Смеется-посмеивается.Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изм. и доп. от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022 г.
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г./ Министерство просвещения Российской Федерации. — Москва: ТЦ Сфера, 2023. — 208 с.
3. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. Педвузов / А.К. Аксенова. – Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2010. – 400 с.
5. Багинская Н.Л. Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.Л. Багинская. // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2014 г.). – Чебоксары: Интерактив плюс, 2014. - 294 с.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 387с.
7. Бухалина, Н. В. Моделирование как средство развития связной речи дошкольников / Н. В. Бухалина, О. Д. Верещагина, Н. Я. Загорулько // Актуальные аспекты педагогики и психологии : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 07 октября 2021 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2021. – С. 68-69.
8. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие / под ред. В. К. Воробьевой. — М. : АСТ ; Астрель ; Транзиткнига, 2009. — 158 с.
9. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2018. - 1008 с.
10. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2004. — 168 с.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников : учеб.-метод. пособие. — М. : национальный книжный центр, 2016. — 175 с.
12. Жулина, Е. В. Использование наглядного моделирования в коррекции нарушений атрибутивной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. В. Жулина, И. В. Лебедева, А. С. Соколова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-1. – С. 92-95.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Н. Мастерская сказок для детей. Уникальная методика развития /Т. Н. Зинкевич – Евстигнеева – М.: Малыш, 2019. – 320 с.
14. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. — М. : ВЛАДОС, 2008. — 279 с.
15. Исаева, О. В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника / О. В. Исаева // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – № T20. – С. 4061-4065.
16. Калинин, В.С. О развитии связной речи в детском саду / В.С. Калинин. — Воронеж: Академия, 2019. – 321 с.
17. Киселёва, А.А. Основы логопедии и психологии / А.А. Киселёва. – Уфа: Сфера, 2020. – 188 с.
18. Ковалев, А.А. Дидактические материалы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / А.А. Ковалев. – Челябинск: Пресса, 2019. – 128 с.
19. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. - 240 с.
20. Ладыженская, Т.А. Живое слово : Уст. речь как средство и предмет обучения : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. N2101 "Рус. яз. и лит."] / Т. А. Ладыженская. - М. : Просвещение, 1986. - 124 с.
21. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - 8-е изд. - Москва : Ленанд, 2014. - 211 с.
22. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. -М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 560 с.
23. Михайлова, Е. В. Речь и речевое общение детей / Е.В. Михайлова. — Ростов-на-Дону: РГПИ, 2019. – 341 с.
24. Нажмитдинова, Б. С. Методы диагностики речевого развития у детей с нарушением интеллекта / Б. С. Нажмитдинова. - Текст: непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2. - С. 42-45.
25. Никитин, Г.Г. Занятия по развитию связной речи / Г.Г. Никитин // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2018. — №11. – С. 54.
26. Никитина, С. В. Работа над логической последовательностью и связностью речи обучающихся / С. В. Никитина // Актуальные исследования. – 2022. – № 7(86). – С. 73-75.
27. Никифоров, А.И. Сказка и сказочник / А. И. Никифоров ; сост. Е. А. Костюхин. - Москва : ОГИ, 2008. - 374 с.
28. Николаева, С. С. Педагог – логопед в детском саду / С.С. Николаева. -М.: Образование в школе, 2019. – 26 с.
29. Носков, А.М. Психологические рекомендации и методы развивающей работы с детьми / А.М. Носков // Новатор. — 2018. — №5. – С. 131 c.
30. Нуриева, Д. Р. Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами наглядного моделирования / Д. Р. Нуриева // Современные научные исследования: теория, методология, практика : Сборник научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции, Уфа, 26 февраля 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. – С. 105-109.
31. Панина, Т. С. Изучение сформированности речевого развития дошкольников с интеллектуальными нарушениями / Т. С. Панина // Осовские педагогические чтения "Образование в современном мире: новое время - новые решения". – 2021. – № 1. – С. 371-375.
32. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / Т. Б. Полянская. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2009. - 58 с.
33. Попова, Е. А. Развитие связной речи старших дошкольников посредством наглядного моделирования / Е. А. Попова // Интернаука. – 2021. – № 21-2(197). – С. 29-31.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Москва: Педагогика, 1989. - 488 с.
35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. для вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2018. - 712 с.
36. Уланова Л.А, Иордан С.О. Методические рекомендации по организации прогулок с детьми 3-7 лет. М.: СПб, "Детство-пресс", 2008. - 160 с.
37. Ушинский, К. Д. К. Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения (комплект из 2 книг) / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2012. - 946 c.
38. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. - Москва: АРКТИ, 2010. - 239 с.
39. Ягловская, Е. К. Речь старших дошкольников при пересказе и объяснении / Е. К. Ягловская, К. А. Михалева // Аллея науки. – 2021. – Т. 2. – № 6(57). – С. 863-866.