Организация деятельности младших школьников в учреждении дополнительного образования.
Заказать уникальную дипломную работу- 57 57 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 30.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 7
1.1. Основное назначение дополнительного образования и его развитие в нашей стране 7
1.2. Учреждения дополнительного образования: характеристика, цели, задачи 14
1.3. Сущность и специфика дополнительного образования младших школьников 23
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 30
2.1. Анализ существующих программ и методик дополнительного образования для младших школьников 30
2.2. Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию дополнительного образования в МКОУ 38
2.3. Оценка эффективности комплекса мероприятий по организации дополнительного образования в МКОУ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Определение целей каждого отдельного занятия.Творческий. Реализация программы. Корректировка программы в ходе выполнения младшими школьниками различных заданий.Итоговый. Подведение итогов работы. Оценка эффективности реализации данной программы. Выводы о проделанной работе.Программа дополнительного образования клуба «Взаимодействие»Блок 1. – Я и мы: развитие умений самопознанияЗанятие 1. Я хочу общатьсяЦель: постановка целей и осмысление группой предстоящей работы.Занятие 2. Личность как самоценность в процессе общения.Цель: формирование понимания ценности личности своей и другого.Занятие 3. Кто я?Цель: познание кто «Я» и как меня видят другие.Занятие 4. Мои драконыЦель: сформировать умения самоконтроля и правильного поведения.Блок 2. – Заведи сто друзей: развитие умений общенияЗанятие 5. Я чувствую, что ты…Цель: сформировать умения анализа эмоционального состояния собеседника.Занятие 6. Слушаю и слышуЦель: сформировать умения внимательно слушать и понимать собеседникаЗанятие 7. Смысл сказанного…Я понимаю тебя!Цель: сформировать умения слушания и оценки получаемой информации.Занятие 8. Я вам хочу сказатьЦель: сформировать умения корректного четкого формулирования текстаБлок 3 – Творчество и креатив: навыки самореализацииЗанятие 9. Творим своими рукамиЦель: развитие творческих способностей и умения достигать целей в творчестве.Занятие 10. Успешный ученик: закрепление пройденного материалаЦель: закрепить и отработать полученные навыки[14, с.95].Важнымусловиемэффективностипроведениязанятий по развитию коммуникативных навыков является: - грамотноепостроениеструктуры занятия;Не менее важным условием является систематизация занятий, регулярноепроведениевходекоторогопроисходитзакрепление материала;- следующий принцип – принципвсестороннего воздействия;- индивидуализация подхода при организации коррекционного занятия, а также детальная проработка использования дидактического и наглядного материала. Более подробное описание занятий представлено в таблице1.Таблица 1Содержание занятий клуба «Взаимодействие»№п/пТема занятияСодержание занятияБлок 1. – Я и мы: развитие умений самопознания1.Занятие 1. Я хочу общатьсяЭто первое занятие, поэтому перед учителем стоит задача познакомить поближе между собой участников группы.Всем участникам выдается по два листа бумаги. На одном листе каждый участник кратко рассказывает о себе, выделяя свои достоинства и недостатки. На втором листе участник описывает свои мечты и планы. Для заполнения данных листов можно использовать вырезки из газет и журналов, текстов, рисунков, фотографий, надписей и т.д. Затем первый лист крепится участнику на грудь, вперед, а второй листок сзади, на спине. После этого участники прогуливаются по комнате и знакомятся друг с другом, задают вопросы, обсуждают увиденное. Должна звучать негромкая расслабляющая музыка, как бы фоном для неторопливой беседы. Продолжение таблицы 1.После краткого знакомства между собой педагог проводит общую беседу с группой. Обсуждаются следующие вопросы:Удалось ли вам рассказать с помощью коллажа о себе?При составлении коллажа удалось ли вам понять, какой вы человек?Нашли ли вы среди участников группы человека, похожего на вас?Можно ли эффективно взаимодействовать с другими, не зная кто ты сам?Какой коллаж вам запомнился больше всех? Почему?Может ли данное занятие повлиять на развитие различных качеств человека? Как? В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия. Участники должны провести самооценку своего вклада в работу над собой и взаимооценку. Адекватно реагировать на критику, если такая будет наблюдаться, обладать и умением самокритично оценивать свои действия.2.Занятие 2. Личность как самоценность в процессе общения.Вся группа разбивается на пары. В течение 5 минут каждый участник рассказывает своему партнеру о себе, через пять минут они меняются ролями: один говорит, другой слушает. После этого, команда собирается вместе и каждый представляет своего партнера, пытается наиболее подробно рассказать о нем, можно использовать жесты, мимику и др., которые использует в своей речи партнер.Обсуждение: Группа переходит к обсуждению данного задания. При этом важно ответить на вопросы:1. Какие вы испытали чувства, посмотрев на себя со стороны?2. Сложно ли показать другого человека, вжиться в его образ?3. Понравился ли вам ваш образ, представленный партнером?4. Что бы вам хотелось изменить в этом образе?РефлексияПродолжение таблицы 1.3.Занятие 3. Кто я?На данном занятии детям в игровой форме предлагались различные задания, которые помогали лучше узнать самого себя. На большом плакате написаны различные имена прилагательные, которые характеризуют качества характера, например, слабый, хвастливый, справедливый и др. Школьникам показывается данный плакат и предлагается каждому продолжить предложение: Я думаю, что я…. Другие думают, что я…Мне хочется быть…После этого происходит обсуждение данных предложение. Важно, чтобы во время обсуждения сам педагог или другие дети не обидели никого из детей, не нанесли ребенку психологической травмы. Рефлексия.4.Занятие 4. Мои драконыДанное занятие включало в себя различные арт-терапевтические технологии:Первым направлением является музыкотерапия - с помощью данной технологии у детей происходит развитие слухового внимания, коммуникативныхспособностей, фантазии, мышления; - Следующее направление - изобразительная деятельность - с помощью данной технологии происходит развитие мелкой моторики, мышление, воображение,фантазия.Рефлексия.Блок 2. – Заведи сто друзей: развитие умений общения5.Занятие 5. Я чувствую, что ты…Данное занятие проводилось также с применением игровой технологии. Детям необходимо было распознать состояние другого ребенка без слов. Для этого использовалась игра «Мимические маски», где дети должны были без слов показать свое состояние, например, грусть, счастье или смущение. Также были использованы такие игры как «Вырази эмоцию» и «Передача эмоций».С помощью данного занятия младшие школьники старались разобраться в чувствах другого человека без слов, только по его мимике, жестам, с помощью средств невербальной коммуникации.При этом педагог заострял внимание на том, что нужно сделать другому человеку, если он увидел, что его друг, одноклассник чем-то расстроен, как ему помочь, как вежливо и не навязчиво помочь ему справиться с душевной травмой, предоставить возможность рассказать о своей проблеме.Рефлексия.Продолжение таблицы 1.6.Занятие 6. Слушаю и слышуУчитель сначала объясняет группе, что руководить собранием, дискуссией – это особое искусство, которое требует значительных умений. Далее каждый участник получает (вытаскивает как в лотерее) листок на котором написана его роль в сегодняшней дискуссии, но, что написано на листочке, он не показывает никому. Далее все участники обсуждают тему дискуссии, которая интересна всем присутствующим. Только после этого один из участников признается, что ему досталась роль ведущего дискуссии. Остальные участники не говорят о том, какие роли им достались.Педагог дает несколько минут для подготовки к проведению дискуссии, затем вся группа включается в беседу. После проведения дискуссии (она длится 15-20 мнут) все участники переходят к обсуждению своих ролей. Кто-то «работал» занудой, кто-то – спорщиком и т.д.Рефлексия. Обсуждение роди ведущего дискуссии. Ему досталась самая сложная роль. Справился ли он со своей задачей?7.Занятие 7. Смысл сказанного…Я понимаю тебя!В начале занятия все участники становятся в круг, потягивают руки в центр круга, а педагог соединяет руки участников, перепутывая их как можно сложнее между собой. Далее, когда путаница создана, то учитель дает команду распутаться при этом, не расцепляя рук. Педагог поддерживает школьников, стремиться сохранить азарт игры, напряжение. Задание выполняется за ограниченное время.Обсуждение: По завершении игры участники стараются ответить на следующие вопросы:1. Какие впечатления получили участники?2. Чем они хотят поделиться руг с другом?3. Как можно было эффективнее решить проблему?4. Кто был выдвинут группой в качестве лидера?5. Может лидер сам провозгласил себя?6. Как группа отнеслась к выполнению этого задания?Рефлексия.Окончание таблицы 1.8.Занятие 8. Я вам хочу сказатьГруппе необходимо объединиться в команды по три человека. Группа должна будет рассказать любую известную сказку. Каждый из членов группы будет выполнять свою роль. Первый член группы будет сказочником. Он садится на стул, руки его заложены за спину. Он будет беззвучно открывать рот, имитируя роль рассказчика. Второй член команды садится на корточки позади сказочника и протягивает под мышками ему свои руки. Он будет в течение всей сказки жестикулировать. Третий участник этой команды и будет излагать саму сказку. В выполнение этого задания важна синхронность в жестикуляции и артикуляции, что показывает умения игроков работать в команде.Обсуждение: Когда все команды покажут свою версию сказки, то группа собирается вновь для обсуждения этого задания. Вопросы для обсуждения:1. Что было самым трудным в этом задание?2. Как это задание может научить вас навыкам, которые вы сможете применять при общении друг с другом?3. Какие качества лидера проявили участники в процессе игры?РефлексияБлок 3 – Творчество и креатив: навыки самореализацииЗанятие 9. Творим своими рукамиДанное занятие было посвящено совместному творчеству. Школьникам было предложено самостоятельно придумать название газеты, которую они хотели бы издать и создать ее. Важно, чтобы ученики смогли в процессе деятельности договориться между собой и каждый из детей почувствовал себя членом коллектива.Рефлексия.Занятие 10. Успешный ученик: закрепление пройденного материалаНа этом занятие подводятся итоги работы клуба. Еще раз можно провести наиболее понравившиеся игры для группы или попробовать новые. В течение всего занятия группа отвечает на основные вопросы тренинга: Как завести как можно больше друзей? Что нужно делать, чтобы другие люди слушали тебя? Как ты должен слушать других людей? Как научиться договариваться с другими людьми? Рефлексия.Таким образом, разработка комплекса мероприятий по совершенствованию дополнительного образования в МКОУ «Тресоруковская СОШ» включала в себя анализ опыта работы различных педагогов в других школах по программам дополнительного образования. Также, был проанализирован опыт внеурочной и внеклассной деятельности в общеобразовательной школе. Было отмечено, что, хотя в школе и ведется достаточно обширная работа по формированию личности младших школьников, у детей начальных классов недостаточно выбора программ для реализации своих творческих возможностей. В результате данного анализа было принято решение о разработке программы дополнительного образования клуба «Взаимодействие», которая направлена на формирование навыков общения и коммуникации детей младшего школьного возраста, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями. 2.3. Оценка эффективности комплекса мероприятий по организации дополнительного образования в МКОУДля того, чтобы оценить эффективность разработанной программы дополнительного образования на базе МКОУ «Тресоруковская СОШ» была сформирована экспериментальная группа из обучающийся 3-4 классов школы. В 3 классе обучается 5 детей с различными интеллектуальными нарушениями, в 4 классе данной школы обучается 4 человека – дети, которые не имеют отклонений в развитии. И для тех, и для других детей, по нашему мнению, крайне важно уметь общаться, уметь слушать и слышать других людей. Именно поэтому для них была разработана программа дополнительного образования клуба «Взаимодействие» и реализована программа данного клуба.Проверка эффективности реализации комплекса мероприятий осуществлялась в несколько этапов:1. Констатирующий этап. На данном этапе была сформирована группа для проведения эксперимента, подобраны необходимые методики и методы для проведения обследования, осуществлялся непосредственно сам процесс диагностики.2.Формирующий этап. Этот этап включал в себя разработку и апробацию комплекса мероприятий, составленных в рамках разработки программы дополнительного образования клуба «Взаимодействие»;3. Контрольный этап. На данном этапе проводилась повторная диагностика с применением тех же самых методик, которые были использованы на констатирующем этапе эксперимента.Для проведения обследования были использованы следующие методики:1. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей КОС-1, автор В.А. Синявский, Б.А. Федоришин;2. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся, автор Р.В. Овчарова;3. Методика Г.А. Цукермана «Кто прав? [Приложение 2].Результаты диагностики по данным методикам были объединены и разработаны общие критерии и уровни оценки коммуникативных навыков младших школьников. Они представлены в таблице 2.Таблица 2Критерии оценки уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьниковУровеньКол-во балловКритерии оценкиВысокий3Эти дети испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.Окончание таблицы 2.Средний2Эти дети стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.Низкий1Эти дети не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обидыРезультаты проведенного эксперимента на констатирующем и контрольном этапе представлены в таблице 3 и на рисунке 1.Таблица 3Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа экспериментаУровни/ЭтапыКонстатирующий этап(кол-во человек)Контрольный этап(кол-во человек)Высокий13Средний34Низкий52Для лучшей наглядности данные эксперимента представлены на рисунке1.Рисунок 1. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа экспериментаКак видно из таблицы 3 и рисунка 1 на констатирующем этапе эксперимента школьники показали достаточно низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. У 5 человек (55%) был выявлен низкий уровень, что составило большую часть экспериментальной группы. Эти дети были очень замкнуты, в общении затруднялись с обращением к кому-либо, часто отвлекались на посторонние занятия, не хотели принимать участия в тестировании. Только у 3 (33%) детей из группы был зафиксирован средний уровень сформированности коммуникативных навыков. Эти дети были достаточно общительны, но им сложно было брать на себя ответственность или они наоборот, хотели делать все сами, другие дети им мешали при выполнении заданий. Только у одного ребенка из группы на констатирующем этапе эксперимента был зафиксирован высокий уровень. Этот ребенок (Сергей К.) достаточно конструктивно подходил к выполнению различных заданий, следил за тем, чтобы все ребята в группе были заняты каким-либо делом, старался со всеми договориться.На контрольном этапе уже три (33%) ребенка показали высокий уровень сформированности коммуникативных навыков. В процессе работы в рамках клуба «Взаимодейстие» они достаточно быстро усвоили навык общения, осознали, как надо общаться с другими детьми, сами придумывали различные задания. Также увеличилось и количество детей, которые показали средний уровень сформированности коммуникативных навыков. На констатирующем этапе таких детей было 3, на контрольном этапе 4 (44%). Снизилось и количество детей с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков. Только двое детей не смогли выстроить конструктивный диалог в процессе работы в рамках реализации комплекса программы по дополнительному образованию. Следует отметить, что эти двое детей имеют отклонения в развитии.Таким образом, результаты проведенного обследования показали эффективность разработанной программы дополнительного образования в рамках клуба «Взаимодействие» по формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Считаем, что такую работу следует проводить регулярно и систематически для лучшего результата. Выводы по второй главеВ результате экспериментальной работы в рамках данного исследованиябыл проанализирован опыт работы по программам дополнительного образования в общеобразовательных школах, в том числе в МКОУ «Тресоруковская СОШ». Было выявлено, что для начальных классов недостаточно программ дополнительного образования для реализации творческих возможностей младших школьников. Была разработана и апробирована новая программа дополнительного образования в рамках работы клуба «Взаимодействие», направленного на формирование коммуникативных навыков обучающихся начальных классов. Проведенная диагностика показала эффективность разработанной программы и комплекса мероприятий, направленных на развитие навыка коммуникации как основы развитой личности.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование на тему: «Организация деятельности младших школьников в учреждении дополнительного образования» включало в себя теоретическую и практическую части.В первой, теоретической части был проведен анализ теоретических основ дополнительного образования младших школьников в современных условиях. Было уделено внимание назначению дополнительного образования и рассмотрено его развитие и становление в нашей стране. Также, была дана характеристика учреждений дополнительного образования, определены цели и зачади данных образовательных учреждений. Особое внимание в данной части было посвящено сущности и специфике дополнительного образования для младших школьников в нашей стране в настоящее время.Во второй, эмпирической, экспериментальной части работы была проанализирована деятельность различных учреждений дополнительного образования, которые осуществляют свою деятельность в нашей стране в настоящее время. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального казенного образовательного учреждения «Тресоруковская средняя общеобразовательная школа». Был проведен анализ деятельности школы во внеурочной и внеклассной деятельности, проанализированы программы дополнительного образования для детей начальных классов. Проведена диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. Разработана программа дополнительного образования клуба «Взаимодействие». Проведена повторная диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, которая показала эффективность разработанной программы.В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:- система дополнительного образования является крайне важным компонентом всей образовательной системы в Российской Федерации, так как благодаря данной системе происходит наиболее эффективное формирование творческих способностей ребенка, его обучение, воспитание и развитие;- система дополнительного образования в нашей стране прошла долгий путь развития и в настоящее время происходит процесс реформирования всей системы дополнительного образования;- участие детей младшего школьного возраста в различных программах дополнительного образования во всевозможных направлениях крайне важно, так как именно в этом возрасте закладывается фундамент будущей личности;- система дополнительного образования позволяет сформировать у младших школьников навыки конструктивного и позитивного общения, что является основой для гармонично развитой личности.Проведенное исследование также позволило составить следующие практические рекомендации:- необходимо предоставлять младшим школьникам как можно более широкие возможности для реализации их творческих способностей;- занятия в различных клубах, секциях, кружках в системе дополнительного образования должны стать обязательной частью жизни младшего школьника, что позволит ему сформировать четкие духовно-нравственные ценности;- педагогам общеобразовательных учреждений необходимо формировать у обучающихся начальных классов стойкую мотивацию к познанию, к творческой деятельности через систему занятий по различным программам учреждениях дополнительного образования.Таким образом, цель данного исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ // КонсультантПлюс: [сайт]. – 2012. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.04.2024).Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Информационно-правовой портал «Гарант.ru»: [сайт]. – 2022. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения: 04.04.2024).Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» «Гарант.ru»: [сайт]. – 2021. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403146796/ (дата обращения: 04.04.2024).Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации // Информационно-правовой портал «Гарант.ru»: [сайт]. – 2022. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 04.04.2024).Адамович, М. А. Использование информационных технологий в экологическом образовании младших школьников в системе дополнительного образования / М. А. Адамович, З. Ф. Мухаметдинова, Ю. В. Семенова, М. Н. Тарасова // От экологического образования к экологии будущего : Сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию, Москва, 30 октября – 01 2019 года / Под общей редакцией В.А. Грачева. – Москва: Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, 2020. – С. 91-96. Аджаурова, А. Р. Исследовательская деятельность одаренных школьников начальных классов в дополнительном образовании / А. Р. Аджаурова // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 91-2. – С. 79-81. Баршигова, С. М. Развитие профессиональных личностных качеств в условиях дополнительного образования учащихся начальных классов / С. М. Баршигова // Становление учителя будущего в пространстве дополнительного профессионального образования : Электронный сборник материалов участников всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Становление учителя будущего в пространстве дополнительного профессионального образования», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и приуроченной ко Дню Российской науки в год 90-летия ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», Волгоград, 11 февраля 2020 года. – Волгоград: Редакционно-издательский центр ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», 2020. – С. 308-310. Вакуленко, О. В. Характеристика модели педагогической деятельности по организации волонтерского объединения в учреждении дополнительного образования / О. В. Вакуленко, Ю. О. Галущинская // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-3. – С. 59-62. Газизова, Ф. С. Профессиональная ориентация младших школьников в условиях дополнительного образования / Ф. С. Газизова, Г. Р. Тимерова // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 4(67). – С. 1004-1009.Доглаев, А. Ю. Опыт активизации интеллектуальных задатков и способностей младших школьников в системе дополнительного образования / А. Ю. Доглаев // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 3(88). – С. 63-66.Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для среднего профессионального образования / ответственный редактор А. В. Золотарева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 277 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14037-8. — Текст : электронныйЖадаев, А. Ю. Ранняя профилизация младших школьников в системе дополнительного естественнонаучного образования / А. Ю. Жадаев, И. Р. Новик, Н. А. Пиманова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-2. – С. 105-107. Кабанова, Е. Д. Развитие культуры речи младших школьников в дополнительном образовании современной школы / Е. Д. Кабанова // Педагогические технологии. – 2023. – № 2. – С. 26-31.Краснова, Я. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в дополнительном образовании: управленческий аспект / Я. А. Краснова // Наука. Управление. Образование. РФ. – 2023. – № 2(10). – С. 92-97. Крюков, П. С. К вопросу о формировании духовно-нравственных ценностей у младших школьников в учреждениях дополнительного образования / П. С. Крюков // Педагогический научный журнал. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 110-117. Лепешев, Д. В. Роль организаций дополнительного образования в инклюзии / Д. В. Лепешев, Д. А. Доскенова // Наука и реальность. – 2023. – № 3(15). – С. 5-14. Лилоашвили, Н. А. Внедрение соцзаказа в дополнительное образование и его преимущества / Н. А. Лилоашвили, Е. А. Макшанова, М. В. Кизилова // Общество и наука: векторы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 апреля 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 71-74. Марченко, Т. С. Программа дополнительного образования «Проекты вокруг нас» как средство реализации компетентностного подхода в образовании младших школьников / Т. С. Марченко, Н. А. Соколинская // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2021. – Т. 12, № 1. – С. 52-61. Маслова, Т. А. Формирование действия самоконтроля деятельности младших школьников в системе дополнительного образования по курсу «Занимательная математика» / Т. А. Маслова, Ю. С. Хозова // Вестник Калужского университета. – 2021. – № 1(50). – С. 147-150. Миронова, О. Н. STEAM технологии в дополнительном образовании младших школьников / О. Н. Миронова, Л. А. Карасева // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации : Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции в 2-ух частях, Москва, 25 января 2020 года. Том Ч. 1. – Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2020. – С. 197-200.Нагорнова, Е. С. Анализ рынка услуг дополнительного образования младших школьников / Е. С. Нагорнова // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 5-2(35). – С. 183-191. Нанзатоол, Н. А. Система дополнительного образования детей в Российской Федерации: характеристики, возможности, проблемы / Н. А. Нанзатоол // Инновационное развитие науки и образования : сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 сентября 2019 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 161-163.Нуруллина, Г. Г. Инструменты инновационных педагогических технологий при дополнительном образовании обучающихся начальных классов (из опыта работы) / Г. Г. Нуруллина // Научное обозрение: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей VI Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 25 июля 2023 года. Том Часть 2. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 183-189. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06557-2. — Текст : электронный Пиминов, Е. Ю. Из опыта организации инновационной проектной деятельности младших школьников в дополнительном технологическом образовании / Е. Ю. Пиминов, Л. Ю. Негробова, А. К. Францева // Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Барнаул - Липецк, 21 апреля 2022 года. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2022. – С. 451-458. Сапогова, В. И. Модель конструирования деятельности педагога дополнительного образования – «органайзер» деятельности педагога дополнительного образования / В. И. Сапогова // Актуальные исследования. – 2020. – № 1(4). – С. 42-45. Шегеря, В. Е. Психофизическое состояние младших школьников в условиях цифровизации дополнительного образования / В. Е. Шегеря // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2021. – № 1. – С. 233-237.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ // КонсультантПлюс: [сайт]. – 2012. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.04.2024).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Информационно-правовой портал «Гарант.ru»: [сайт]. – 2022. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения: 04.04.2024).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021г. №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» «Гарант.ru»: [сайт]. – 2021. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403146796/ (дата обращения: 04.04.2024).
4. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации // Информационно-правовой портал «Гарант.ru»: [сайт]. – 2022. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (дата обращения: 04.04.2024).
5. Адамович, М. А. Использование информационных технологий в экологическом образовании младших школьников в системе дополнительного образования / М. А. Адамович, З. Ф. Мухаметдинова, Ю. В. Семенова, М. Н. Тарасова // От экологического образования к экологии будущего : Сборник материалов и докладов VI Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию, Москва, 30 октября – 01 2019 года / Под общей редакцией В.А. Грачева. – Москва: Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, 2020. – С. 91-96.
6. Аджаурова, А. Р. Исследовательская деятельность одаренных школьников начальных классов в дополнительном образовании / А. Р. Аджаурова // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 91-2. – С. 79-81.
7. Баршигова, С. М. Развитие профессиональных личностных качеств в условиях дополнительного образования учащихся начальных классов / С. М. Баршигова // Становление учителя будущего в пространстве дополнительного профессионального образования : Электронный сборник материалов участников всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) «Становление учителя будущего в пространстве дополнительного профессионального образования», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и приуроченной ко Дню Российской науки в год 90-летия ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», Волгоград, 11 февраля 2020 года. – Волгоград: Редакционно-издательский центр ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», 2020. – С. 308-310.
8. Вакуленко, О. В. Характеристика модели педагогической деятельности по организации волонтерского объединения в учреждении дополнительного образования / О. В. Вакуленко, Ю. О. Галущинская // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-3. – С. 59-62.
9. Газизова, Ф. С. Профессиональная ориентация младших школьников в условиях дополнительного образования / Ф. С. Газизова, Г. Р. Тимерова // Аллея науки. – 2022. – Т. 1, № 4(67). – С. 1004-1009.
10. Доглаев, А. Ю. Опыт активизации интеллектуальных задатков и способностей младших школьников в системе дополнительного образования / А. Ю. Доглаев // Мир науки, культуры, образования. – 2021. – № 3(88). – С. 63-66.
11. Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для среднего профессионального образования / ответственный редактор А. В. Золотарева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 277 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14037-8. — Текст : электронный
12. Жадаев, А. Ю. Ранняя профилизация младших школьников в системе дополнительного естественнонаучного образования / А. Ю. Жадаев, И. Р. Новик, Н. А. Пиманова // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 74-2. – С. 105-107.
13. Кабанова, Е. Д. Развитие культуры речи младших школьников в дополнительном образовании современной школы / Е. Д. Кабанова // Педагогические технологии. – 2023. – № 2. – С. 26-31.
14. Краснова, Я. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в дополнительном образовании: управленческий аспект / Я. А. Краснова // Наука. Управление. Образование. РФ. – 2023. – № 2(10). – С. 92-97.
15. Крюков, П. С. К вопросу о формировании духовно-нравственных ценностей у младших школьников в учреждениях дополнительного образования / П. С. Крюков // Педагогический научный журнал. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 110-117.
16. Лепешев, Д. В. Роль организаций дополнительного образования в инклюзии / Д. В. Лепешев, Д. А. Доскенова // Наука и реальность. – 2023. – № 3(15). – С. 5-14.
17. Лилоашвили, Н. А. Внедрение соцзаказа в дополнительное образование и его преимущества / Н. А. Лилоашвили, Е. А. Макшанова, М. В. Кизилова // Общество и наука: векторы развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 апреля 2023 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2023. – С. 71-74.
18. Марченко, Т. С. Программа дополнительного образования «Проекты вокруг нас» как средство реализации компетентностного подхода в образовании младших школьников / Т. С. Марченко, Н. А. Соколинская // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2021. – Т. 12, № 1. – С. 52-61.
19. Маслова, Т. А. Формирование действия самоконтроля деятельности младших школьников в системе дополнительного образования по курсу «Занимательная математика» / Т. А. Маслова, Ю. С. Хозова // Вестник Калужского университета. – 2021. – № 1(50). – С. 147-150.
20. Миронова, О. Н. STEAM технологии в дополнительном образовании младших школьников / О. Н. Миронова, Л. А. Карасева // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации : Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции в 2-ух частях, Москва, 25 января 2020 года. Том Ч. 1. – Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2020. – С. 197-200.
21. Нагорнова, Е. С. Анализ рынка услуг дополнительного образования младших школьников / Е. С. Нагорнова // Обществознание и социальная психология. – 2022. – № 5-2(35). – С. 183-191.
22. Нанзатоол, Н. А. Система дополнительного образования детей в Российской Федерации: характеристики, возможности, проблемы / Н. А. Нанзатоол // Инновационное развитие науки и образования : сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 сентября 2019 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 161-163.
23. Нуруллина, Г. Г. Инструменты инновационных педагогических технологий при дополнительном образовании обучающихся начальных классов (из опыта работы) / Г. Г. Нуруллина // Научное обозрение: актуальные вопросы теории и практики : сборник статей VI Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 25 июля 2023 года. Том Часть 2. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 183-189.
24. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06557-2. — Текст : электронный
25. Пиминов, Е. Ю. Из опыта организации инновационной проектной деятельности младших школьников в дополнительном технологическом образовании / Е. Ю. Пиминов, Л. Ю. Негробова, А. К. Францева // Современные ориентиры и проблемы дошкольного и начального образования : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Барнаул - Липецк, 21 апреля 2022 года. – Барнаул: Алтайский государственный педагогический университет, 2022. – С. 451-458.
26. Сапогова, В. И. Модель конструирования деятельности педагога дополнительного образования – «органайзер» деятельности педагога дополнительного образования / В. И. Сапогова // Актуальные исследования. – 2020. – № 1(4). – С. 42-45.
27. Шегеря, В. Е. Психофизическое состояние младших школьников в условиях цифровизации дополнительного образования / В. Е. Шегеря // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2021. – № 1. – С. 233-237.