Рациональность использования тренажеров в занятиях тяжелой атлетикой у юношей в возрасте 21 года.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 50 50 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 13.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНАЖЕРОВ В ЗАНЯТИЯХ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКОЙ У ЮНОШЕЙ 21 ГОДА 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности юношей 21 года 5
1.2. Организационно-методические особенности проведения занятий по тяжелой атлетике 9
1.3. Опыт применения тренажеров в занятиях тяжелой атлетикой у юношей в возрасте 21 года 17
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Цель и задачи исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Организация исследования 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1. Уровень физического развития спортсменов до занятий на тренажерах 27
3.2. Комплекс упражнений с использованием специальных тренажеров 31
3.3. Уровень физического развития спортсменов после занятий на тренажерах 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ВЫВОДЫ 45
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Фрагмент для ознакомления

Ноги ставятся широко. Затем спортсмен берется за рукоятки тренажера, проводится жим от себя. Локти в этот момент должны направляться в стороны, их нельзя прижимать к телу. Также нельзя выпрямлять руки полностью, чтобы не повышать нагрузку на локтевые суставы. На пике следует зафиксироваться на 1-2 секунды, затем медленно вернуться в исходное положение.Для выполнения жима лежа спортсмен должен лечь на скамью, ноги поставить широко, взяться за рукоятки таким образом, чтобы они были расположены в области середины груди. Далее на выдохе производится жим вверх. При этом нельзя отрывать спину и тазовую область позвоночника от скамьи. Тренажер Хаммера – это также тренажер для развития силы грудных мышц.Тренажер Смита. Это многофункциональный тренажер, который позволяет развивать силу всех групп мышц. Он представляет собой гриф и силовую рамку, которая может двигаться вертикального с помощью направляющих. Тренажер Смита относится к числу универсальных. В нем спортсмены выполняли приседания, фронтальные приседания, выпады ножницы, румынскую тягу, тягу к подбородку.Приседания проводятся со штангой на плече. Постановка ног на ширине плеч, что нагружает мышцы ягодиц, бедра. При этом гриф штанги помещается в верхней области трапециевидной мышцы, стопы размещаются перед корпусом, сделав шаг вперед. На вдохе следует опустить таз вниз, при этом удерживая позвоночник вертикально. На выдохе спортсмен возвращается в исходное положение.Фронтальные приседания выполняются при размещении штанги перед собой. Спортсмен стоит, размещает гриф штанги на передней части дельтовидных мышц, высоко поднимает локти, скрещивая при этом предплечья и фиксируя гриф ладонями. Ноги ставятся на ширине таза. На вдохе следует присесть, отвести таз назад. На вдохе спортсмен возвращается в исходное положение. Упражнение повышает силу четырехглавой мышцы бедра.Выпады ножницы выполняются стоя. Передняя опорная нога ставится впереди корпуса, задняя опорная нога размещается сзади. На вдохе спортсмену следует опустить таз вниз, сохраняя при этом вертикальное положение тела. На выдохе предлагается вернуться в исходное положение. Упражнение выполняется на обе ноги попеременно. Упражнение направлено на развитие силы ягодичных мышц.Румынская тяга выполняется стоя. Спортсмен встает лицом к грифу, которые размещен на уровне бедер, берется за гриф, размещая руки на ширине плеч. Стопы ставятся на ширине таза. На вдохе гриф опускается вдоль бедра при прямой спине. Движение грифа останавливается в середине голени, затем корпус выпрямляется, возвращаясь в исходное положение. Упражнение применяется для развития силы двуглавой мышцы бедра, верхней части ягодичных мышц.Тяга к подбородку выполняется стоя. Штанга берется узким хватом, сцепляя большие пальцы в замок. Стопы размещены на ширине таза. На выдохе гриф подтягивается вдоль туловище к области подбородка, направляя локти вверх. На выдохе гриф плавно возвращается в исходное положение. Упражнение направлено на развитие силы дельтовидной мышцы.Тренажер для разгибания ног. Упражнения в тренажере выполняются на каждую ногу. До начала упражнения выставляется необходимый вес, спортсмен ложится на скамью, берется за рукоятку упоров, фиксирует ноги в подушке тренажера. Далее следует сгибать ногу в коленном суставе, сокращая двуглавую мышцу бедра. На пике необходимо задержаться на 1-2 секунды. Затем необходимо вернуться в исходное положение. Упражнения на данном тренажере предназначены для развития силы двуглавой мышцы бедра, икроножной, ягодичной мышцы.Тренажер для сгибания ног. Спортсмену предлагается счесть на скамью тренажера, выпрямить спину, прижав ее к сидению, взяться за рукоятки тренажера. Далее щиколотки фиксируются под валиками, на выдохе производится выпрямление ног. Положение фиксируется на 1-2 секунды, затем ноги медленно возвращаются в исходное положение. Упражнения на данном тренажере предназначены для развития силы четырехглавой мышцы бедра, а также трапециевидной мышцы, ромбовидной мышцы.Тренажер-платформа. Это тренажер, который имеет платформу, перемещающуюся по направляющим, диски-утяжелители. На нем упражнения выполняются ногами, лежа на спине, и не давая нагрузку на позвоночник.Спортсмен прижимается спиной к спинке тренажера, упирается ногами в платформу. Если целью тренировки выступает развитие силы четырехглавой мышцы бедра, двуглавой мышцы бедра, ягодичных мышц, то стопы следует размещать по центру платформы так, чтобы они располагались на ширине плеч. Если нужно повышать силу ягодичных мышц, то ноги нужно разместить ближе к верхнему край платформы. Для акцента на четырехглавой мышце бедра лучше ноги разместить на нижнем крае платформы.После того как спортсмен разместился, убираются фиксаторы и он выполняет сгибание и разгибание ног. Стопы при этом не отрываются от платформы, а поясничная область – от спинки.В тренажере работают такие мышцы как ягодичные, грушевидная, близнецовые, внутренняя запирательная, квадратная мышца бедра, двуглавая мышца бедра, четырехглавая мышца бедра, приводящие мышцы бедра.Для того чтобы мышечный аппарат спортсменов не адаптироваться к нагрузкам, тем самым стабилизируя результаты тренировок, мы меняли методы развития силы. В различных комбинациях применялись метод максимальных усилий, непредельных усилий с нормативных повторением, непредельных усилий до отказа, ударных усилий.3.3. Уровень физического развития спортсменов после занятий на тренажерахУровень развития силовых способностей юношей после применения упражнений на тренажерах представлен в таблице 4.Так, результаты теста «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см» спортсмены ЭГ улучшили с 206,83±6,29 см до 233,17±1,62, КГ – с 210,00±4,46 см до 216,83±4,37 см. Спортсмены ЭГ достигли норматива в 215 см, спортсмены КГ – также достигли его. Различия между группами были значимыми (р<0,01) (рисунок 6).По тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз» спортсмены ЭГ улучшили результат с 24,50±1,02 раз до 40,17±1,56, КГ – с 27,17±1,08 раз до 34,67±0,76. Спортсмены ЭГ достигли норматива в 38 раз, КГ – не достигли данного норматива. Различия между группами были значимыми (р<0,01) (рисунок 7).Таблица Уровень развития силовых способностей юношей после применения упражнений на тренажерахТест НормативРезультатtэкспРЭГКГПрыжок в длину с места толчком двумя ногами, см215233,17±1,62216,83±4,373,50р>0,01Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз3840,17±1,5634,67±0,763,17р>0,01Вис хватом сверху на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук, раз1214,33±0,4911,33±0,922,87р>0,01Подъем туловища, раз в 30 с2427,17±0,5424,17±1,012,61р>0,01Вис хватом сверху на высокой перекладине на согнутых под углом 90° руках, с1817,83±0,4813,67±0,804,46р>0,01Рисунок – Результаты теста «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см» до и после применения упражнений на тренажерахРисунок – Результаты теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз» до и после применения упражнений на тренажерахПо тесту «Вис хватом сверху на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук, раз» спортсмены ЭГ улучшили свой результат с 8,67±0,49 раз до 14,33±0,49 раз, КГ – с 9,17±1,01 раз до 11,33±0,92 раз. Спортсмены в ЭГ достигли норматива в 12 раз, в КГ – не достигли данного норматива. Различия между группами были значимыми (р<0,01) (рисунок 8).Рисунок – Результаты теста «Вис хватом сверху на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук, раз» до и после применения упражнений на тренажерахПо тесту «Подъем туловища, раз в 30 с» спортсмены ЭГ улучшили свой результат с 20,67±0,56 раз до 27,17±0,54 раз, КГ – с22,33±0,95 раз до 24,17±1,01 раз. Спортсмены ЭГ достигли норматива в 24 раза, КГ – не достигли данного норматива. Различия между группами были значимыми (р<0,01) (рисунок 9).По тесту «Вис хватом сверху на высокой перекладине на согнутых под углом 90° руках, с» спортсмены ЭГ улучшили свой результат с 11,83±0,54 с до 17,83±0,48 с, КГ – с 11,50±0,56 с до 13,67±0,80 с. Спортсмены не достигли норматива в 18 с. Различия между группами были значимыми (р<0,01) (рисунок 10).Рисунок – Результаты теста «Подъем туловища, раз в 30 с» до и после применения упражнений на тренажерахРисунок – Результаты теста «Вис хватом сверху на высокой перекладине на согнутых под углом 90° руках, с» до и после применения упражнений на тренажерахДинамика показателей в ЭГ и КГ до и после применения нормативов представлена в таблице 5.Таблица Динамика показателей в ЭГ и КГ до и после применения нормативовТест НормативРезультатЭГКГДоПосле%ДоПосле%Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см215206,83±6,29233,17±1,62+12,73210,00±4,46216,83±4,37+3,25Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз3824,50±1,0240,17±1,56+63,9527,17±1,0834,67±0,76+27,61Вис хватом сверху на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук, раз128,67±0,4914,33±0,49+65,389,17±1,0111,33±0,92+23,64Подъем туловища, раз в 30 с2420,67±0,5627,17±0,54+31,4522,33±0,9524,17±1,01+8,21Вис хватом сверху на высокой перекладине на согнутых под углом 90° руках, с1811,83±0,5417,83±0,48+80,7011,50±0,5613,67±0,80+18,84Итак, спортсмены в ЭГ улучшили результаты по тесту «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см» на 12,73%, КГ – на 3,25%. Спортсмены в ЭГ улучшили результаты по тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз» на 63,95%, КГ – на 27,61%.Спортсмены в ЭГ улучшили результаты по тесту «Вис хватом сверху на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук, раз» на 65,38%, КГ – на 23,64%.Спортсмены в ЭГ улучшили результаты по тесту «Подъем туловища, раз в 30 с» на 31,45%, КГ – на 8,21%.Спортсмены в ЭГ улучшили результаты по тесту «Вис хватом сверху на высокой перекладине на согнутых под углом 90° руках, с» на 80,70%, КГ – на 18,84%.Мы сделали вывод, что уровень развития силовых способностей спортсменов ЭГ и КГ вырос. Однако, в ЭГ спортсмены в подавляющем большинстве случаев выполнили нормативы, когда как спортсмены КГ их, как правило, не выполняли.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе проведенного исследования была выявлена прямая зависимость между занятиями на тренажерах и уровнем развития силовых способностей у спортсменов ЭГ. При этом силовые способности спортсменов КГ также выросли, но менее значительно. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение тренажеров для формирования и развития силовых способностей в тяжелой атлетике крайне эффективно.ВЫВОДЫПолученные сведения позволяют нам заключить следующее:Изучение и анализ литературных источников, мы заключили, что физическая подготовка крайне важна в тяжелой атлетике. Физическая подготовка может быть направлена на развитие как общих, так и специальных физических качеств. Среди средств физической подготовки подготовки выделяются различные физические упражнения. Ведущим физическим качеством, которое требует развития у тяжелоатлетов, выступает сила. К методам силовой подготовки можно отнести методы максимальных усилий, непредельных усилий, динамических усилий, «ударный» метод, метод изометрических (статических) усилий, статодинамический метод, метод круговой тренировки. Учебно-тренировочный процесс у тяжелоатлетов организуется по цикловому принципу с учетом микро-, мезо- и макроциклов. Из полученных результатов следует, что на констатирующем этапе эксперимента по тесту «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см» спортсмены ЭГ выполнили на 206,83±6,29 см, КГ – на 210,00±4,46 см. Тест «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз» спортсмены ЭГ выполнили на 24,50±1,02 раз, КГ – на 27,17±1,08 раз. Тест «Вис хватом сверху на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук, раз» спортсмены ЭГ выполнили на 8,67±0,49 раз, КГ – на 9,17±1,01 раз. Тест «Подъем туловища, раз в 30 с» спортсмены ЭГ выполнили на 20,67±0,56 раз, КГ – на 22,33±0,95 раз. Тест «Вис хватом сверху на высокой перекладине на согнутых под углом 90° руках, с» спортсмены ЭГ выполнили на 11,83±0,54 с, КГ – на 11,50±0,56 с. Была разработана серия упражнений с использованием таких тренажеров как тренажер тяга верхнего блока, тренажер тяга нижнего (горизонтального) блока, тренажер «бабочка», тренажер Хаммера, тренажер Смита, тренажер для разгибания ног. тренажер для сгибания ног, тренажер-платформа. Применялась круговая методика тренировок, такие методы развития силы как метод максимальных усилий, метод непредельных усилий с нормированным повторением, метод непредельных усилий до отказа, метод ударных усилийПосле применения упражнений спортсмены в ЭГ улучшили результаты по тесту «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см» на 12,73%, КГ – на 3,25%. Спортсмены в ЭГ улучшили результаты по тесту «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз» на 63,95%, КГ – на 27,61%. Спортсмены в ЭГ улучшили результаты по тесту «Вис хватом сверху на высокой перекладине, сгибание и разгибание рук, раз» на 65,38%, КГ – на 23,64%. Спортсмены в ЭГ улучшили результаты по тесту «Подъем туловища, раз в 30 с» на 31,45%, КГ – на 8,21%. Спортсмены в ЭГ улучшили результаты по тесту «Вис хватом сверху на высокой перекладине на согнутых под углом 90° руках, с» на 80,70%, КГ – на 18,84%.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИНа основании полученных сведений мы можем дать следующие практические рекомендации:При планировании тренировочного процесса крайне важно провести предварительную диагностику. Для этого можно применять тесты из норм спортивной подготовки. Предварительное тестирование исключительно важно, т.к. позволяет оценить уровень развития силы у спортсменов, определить индивидуальные характеристики каждого спортсмена, принять во внимание эти характеристики при составлении программы тренировок. Также знание начального уровня развития силовых способностей позволит после окончания тренировочного микро- или макроцикла оценить эффективность тренировочной программы, внести в нее коррективы. Должен применяться индивидуальный подход. Учитывая тот факт, что все спортсмены индивидуальны, а также то, что для подростков характера асимметрия в развитии правой и левой стороны тела, следует принимать во внимание исходный уровень развития силовых способностей спортсмена, опираться на его сильны стороны и постепенно прорабатывать слабые стороны.Необходимо применять тренажеры. Тренажеры должны быть разнообразными, должны направляться на развитие разных мышечных групп. Важно постоянно менять порядок использования тренажеров, способов их использования, чтобы не развивалось адаптации и результаты не начали стабилизироваться, либо снижаться.Необходимо применять разные методы развития силовых способностей, направленные на развитие максимальной силы, массы мышц, на развитие силовой выносливости. Методы должны меняться, чтобы не развивалось адаптации и результаты не начали стабилизироваться, либо снижаться.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВЕрмоленко Е.К. Возрастная морфология: учебник / Е.К. Ермоленко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 464 с.Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) / С.А. Есаков. – Ижевск: УдГУ, 2010. – 196 сПриказ Министерства спорта Российской Федерации от 09.11.2022 года №949 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «тяжелая атлетика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405837529/ (дата обращения: 07.04.2024).Письменский И.А. Физическая культура: учебник для бакалавриата и специалитета / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 493 с.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник: при реализации основных программ с учетом ФГОС ВО / Л.П. Матвеев. – 4-е изд. – М.: Спорт, 2021. – 517 с.Муллер А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 424 с.Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 381 с.Бишаева А.А. Физическая культура: учебник в образовательных учреждениях / А.А. Бишаева, В. В. Малков. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2020. – 311 с.Аллянов Ю.Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Ю.Н. Аллянов, И.А. Письменский. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 493 с.Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник: для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 15-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2018. – 494 с.Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – 4-е изд. – Москва: Торговый дом «Советский спорт». – 2019. – 216 с.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 450 с.Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика: методика подготовки юного тяжелоатлета: учебное пособие для вузов / Л.С. Дворкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 335 с.Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика в 2 т. Т. 1: учебник для вузов / Л.С. Дворкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 380 с.Терзи К.Г. Классификация современных силовых тренажеров / К.Г. Терзи // Символ науки, 2017. – Т. 1. – № 1. – С. 224-230.Игнатьев М.А. Значение тренажеров в обучении и тренировке спортсменов / М.А. Игнатьев // Актуальные проблемы теории и методики армреслинга, бодибилдинга, гиревого спорта, пауэрлифтинга и тяжелой атлетики. Вып. 4, 2017. – С. 21-27.Юшкевич Т.П. Тренажеры в спорте / Т.П. Юшкевич, В.Е. Васюк, В.А. Буланов. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 320 с.Михайловский А.П. Использование тренажерных устройств в учебно-тренировочном процессе спортсменов / А.П. Михайловский // Актуальные проблемы физической культуры и спорт, 2018. – С. 86-96.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ермоленко Е.К. Возрастная морфология: учебник / Е.К. Ермоленко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 464 с.
2. Есаков С.А. Возрастная анатомия и физиология (курс лекций) / С.А. Есаков. – Ижевск: УдГУ, 2010. – 196 с
3. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 09.11.2022 года №949 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «тяжелая атлетика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405837529/ (дата обращения: 07.04.2024).
4. Письменский И.А. Физическая культура: учебник для бакалавриата и специалитета / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 493 с.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник: при реализации основных программ с учетом ФГОС ВО / Л.П. Матвеев. – 4-е изд. – М.: Спорт, 2021. – 517 с.
6. Муллер А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 424 с.
7. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 381 с.
8. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник в образовательных учреждениях / А.А. Бишаева, В. В. Малков. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2020. – 311 с.
9. Аллянов Ю.Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования / Ю.Н. Аллянов, И.А. Письменский. – 3-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 493 с.
10. Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник: для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 15-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2018. – 494 с.
11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – 4-е изд. – Москва: Торговый дом «Советский спорт». – 2019. – 216 с.
12. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 450 с.
13. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика: методика подготовки юного тяжелоатлета: учебное пособие для вузов / Л.С. Дворкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 335 с.
14. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика в 2 т. Т. 1: учебник для вузов / Л.С. Дворкин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 380 с.
15. Терзи К.Г. Классификация современных силовых тренажеров / К.Г. Терзи // Символ науки, 2017. – Т. 1. – № 1. – С. 224-230.
16. Игнатьев М.А. Значение тренажеров в обучении и тренировке спортсменов / М.А. Игнатьев // Актуальные проблемы теории и методики армреслинга, бодибилдинга, гиревого спорта, пауэрлифтинга и тяжелой атлетики. Вып. 4, 2017. – С. 21-27.
17. Юшкевич Т.П. Тренажеры в спорте / Т.П. Юшкевич, В.Е. Васюк, В.А. Буланов. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 320 с.
18. Михайловский А.П. Использование тренажерных устройств в учебно-тренировочном процессе спортсменов / А.П. Михайловский // Актуальные проблемы физической культуры и спорт, 2018. – С. 86-96.