Организационное обеспечение деятельности и правовые основы функционирования негосударственного пенсионного фонда (на примере АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления")

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 48 48 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 31.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 История формирования пенсионной системы России 7
1.2 Наблюдаемые тенденции в современной пенсионной политике России 11
1.3 Перспективы развития пенсионной системы РФ 18
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
2.1 Исторические особенности возникновения НПФ 26
2.2 Проблемы развития системы НПФ в России (на примере АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления") 32
2.3 Будущее накопительной части пенсии (на примере АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления") 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45

Фрагмент для ознакомления

В рейтинге доходности пенсионных резервов «НПФ Газфонд» занимает второе место среди 34 фондов. Показатель — 15,67 % (почти в два раза выше официальной инфляции). Первое место у НПФ «Профессиональный» (АО) — 43,62 %.В рейтинге объема пенсионных накоплений «Газфонд» в третьем квартале 2023 года — лидер, который располагается на первом месте — 25,98 %. У первой пятерки фондов общий объем накоплений составляет 71,05 % рынка. Объем пенсионных накоплений «НПФ Газфонд» в деньгах — 238 млрд рублей. В рейтинге объема пенсионных резервов «НПФ Газфонд» в третьем квартале 2023 года занял второе место среди 35 фондов — 28,01 % от объема рынка. У «НПФ Газфонд» 504,6 млрд рублей пенсионных резервов. Для сравнения, у НПФ «Благосостояние» — 519 млрд рублей. Объем пенсионных резервов ежеквартально прирастает, но фонд стабильно держался на протяжении 2023 года на втором месте.Фондом для обеспечения обязательств перед участниками создается страховой резерв, который не может быть менее 5% от размера пенсионных резервов фонда. Ежегодно в негосударственном пенсионном фонде проводится независимая аудиторская проверка. Деятельность фонда подлежит ежегодному независимому оцениванию актуарием.Результаты аудиторской проверки и актуарного оценивания представляются федеральному органом, осуществляющим надзор и контроль – Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации.Таким образом, деятельность АО "НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления" характеризуется высоким уровнем профессионализма, надежности, ответственности и эффективности. Компания стремится к тому, чтобы каждый клиент получил максимальную пенсию и обеспечил себе комфортное старение. Все это делает фонд одним из лучших выборов для накопительного пенсионного обеспечения в России.Вместе с тем, можно выделить ряд сложностей в деятельности НПФ ГАЗФОНД.Во-первых, это низкая доходность пенсионных накоплений.Низкая доходность обусловлена существенной ограниченностью инструментов инвестирования и неразвитости фондового рынка. Следует отметить, что Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень объектов инвестирования. В частности, допускается возможность размещения средств в государственных ценных бумагах как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ.Допускается инвестирование в акции российских акционерных обществ открытого типа, а также в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов и т.д. Не допускается размещение средств пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования, прямо не предусмотренные названным Федеральным законом.Несмотря на относительное расширениедопустимых объектов инвестирования средств пенсионных накоплений, данная мера не отразилось существенным образом на уровне доходности.Для реального повышения доходов от инвестирования необходимо использовать иные, более рискованные объекты финансирования. Однако при таком подходе возникает проблема сохранности пенсионных накоплений. Поиск баланса между сохранением надёжности и повышением маржинальности – одна из важных и непростых задач пенсионной стратегии.Сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация, когда реальная доходность добровольных программ страхования в силу закона меньше, чем обязательных. В рамках обязательного пенсионного страхования у фондов есть два самостоятельных источника прибыли: постоянная плата за управление активами, которая определяется как процент от стоимости активов, а также переменная часть инвестиционного дохода. При этом НПО имеют лишь часть зарабатываемого инвестиционного дохода. Для сравнения можно обратиться к рынку ОСАГО, где господствует противоположная ситуация: тарифы по ОСАГО жестко регулируются законодательством, а в добровольном каско страховщики могут гибко подходить к ценообразованию. Во-вторых, это низкая заработная плата абсолютного большинства трудоспособного населения России. Свыше 80% российских граждан имеют доходы, полностью направляемые на текущее семейное потребление, что не позволяет в принципе сформировать сколько-нибудь существенные пенсионные накопления.В-третьих, развитию добровольного пенсионного страхования мешает отсутствие существенных налоговых стимулов. Как уже было отмечено, в рамках программы добровольных сбережений предусмотрен налоговый вычет в сумме 52000 рублей, однако данная мера видится недостаточной.В-четвёртых, эффективность накопительной пенсионной системы существенно понижают такие макроэкономические факторы как высокий уровень инфляции и зависимость от конъюнктуры сырьевых ценВ-пятых, следует выделить и ряд социальных факторов: высокий уровень теневой занятости, высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте и др.Наконец, в-шестых, существуют и внутренние угрозы финансовой безопасности, к которым можно отнести: - преднамеренное банкротство предприятия, вызванное недобросовестными действиями руководства; - неграмотное управление финансовыми потоками; - низкий уровень профессионализма и квалификации сотрудников; - нарушение режима конфиденциальности; - конфликтность взаимоотношений сотрудников; - нарушение трудовой дисциплины и др.В связи с изложенным необходимо дальнейшее совершенствование основ деятельности НПФ.Будущее накопительной части пенсии (на примере АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления»)Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг финансовой надежности НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления на уровне ruААА. Прогноз «стабильный».Агентство в своем заключении отметило положительную динамику объема средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений, а также рост среднего счета как по обязательному пенсионному страхованию, так и по негосударственному пенсионному обеспечению. На 31.12.2022 размер среднего счета клиентов фонда по ОПС составил 91,82 тыс. рублей, по НПО – 149,8 тыс. рублей.Фонд обладает существенным запасом капитала, что оказывает позитивное влияние на рейтинг. Положительное влияние на рейтинг также оказывает высокий уровень надежности и качества доверительного управления: на 31.12.2022 100% пенсионных средств фонда были переданы в доверительное управление компаниям с рейтингами А и выше от «Эксперт РА».Качество пенсионных активов фонда отмечается как высокое: на 31.12.2022 коэффициент качества активов, относящихся к пенсионным накоплениям, составил 0,98, аналогичный показатель для средств пенсионных резервов составил 0,81. Давление на оценку диверсификации активов пенсионных резервов оказывает наличие в их структуре объектов, обладающих низким уровнем ликвидности, а также вложений в связанные структуры. В числе позитивных факторов выделяется отсутствие рисков концентрации активов пенсионных накоплений на крупнейших объектах вложений (на три крупнейших объекта вложений, которые нельзя отнести к условному рейтинговому классу ruAA или выше пришлось 7,7% пенсионных накоплений на 31.12.2022), при этом доля связанных сторон в этих активах оценивается как умеренная.Качество активов, относящихся к собственным средствам, находится на умеренном уровне: коэффициент качества составил 0,63 на 31.12.2022. Давление на показатели качества и диверсификации собственных средств оказывает наличие в их структуре долевых инструментов, которые, согласно методологии агентства, нельзя отнести к категории высоколиквидных. Фонд обладает существенным запасом капитала, что оказывает позитивное влияние на рейтинг. На 31.12.2022 объем собственных средств, рассчитанный в соответствии с Указанием Банка России, превысил минимальное установленное значение в 28 раз. Коэффициент текущей ликвидности (30,8 на 31.12.2022) находится на высоком уровне. Рентабельность капитала за 2022 год составила 13,9% и оценивается как умеренная.Накопленная доходность пенсионных накоплений за минусом вознаграждений УК, специализированному депозитарию и фонду за 2020-2022 гг. составила 11,9%, аналогичный показатель для средств пенсионных резервов – 15,0%. Положительное влияние на рейтинг оказывает высокий уровень надежности и качества доверительного управления: на 31.12.2022 100% пенсионных средств фонда были переданы в доверительное управление компаниям с рейтингами А и выше от «Эксперт РА».В качестве фактора, оказывающего положительное влияние на уровень рейтинга, агентство выделяет низкую зависимость бизнеса от ключевых клиентов: по итогам 2022 года обязательства по НПО перед крупнейшим клиентом составили 1,6% активов. Существенное превышение стоимости ликвидных активов над обязательствами фонда, отмеченное в актуарном заключении, позитивно сказывается на рейтинге. Агентство положительно отмечает высокий уровень организации и регламентации системы риск-менеджмента, а также уровень информационной прозрачности фонда. Качество стратегического планирования фонда оценивается как адекватноАО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» осуществляет инвестирование средств пенсионных накоплений через управляющие компании — лидеров рынка доверительного управления, которые соответствуют установленным требованиям Фонда для заключения договора доверительного управления, и самостоятельное размещение средств пенсионных резервов.Решения об инвестировании средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов принимаются Фондом и управляющими компаниями в полном соответствии с законодательными ограничениями, а также в соответствии с инвестиционными декларациями, в рамках которых АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» устанавливает дополнительные ограничения для минимизации инвестиционных рисков. Инвестиционные цели указываются как в отношении доходности, так и в отношении риска портфеля. Специализированный депозитарий осуществляет ежедневный контроль за составом и структурой средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов и за соблюдением инвестиционных деклараций.Стратегия управления строго соответствует сформулированным принципам: обеспечение сохранности средств, достижение доходности, демонстрация информационной открытости и прозрачности процесса инвестирования и высокого профессионализма в управлении процессом. Фонд применяет общую сбалансированную, динамичную стратегию, которая заключается в использовании потенциала рыночных инструментов для получения дохода при наличии жестких систематических ограничений по рыночному и кредитному рискам.С 1 января 2021 года наименования видов активов соответствуют требованиям по формированию состава пенсионных резервов, утвержденным Указанием Банка России от 05.12.2019 N 5343-УПо итогам 2023 года структура инвестиционного портфеля по ОПС выглядит следующим образом.Таблица 2.Структура инвестиционного портфеля по ОПСПоказательДоля в %Облигации других российских эмитентов47.61Государственные ценные бумаги РФ37.55Акции российских эмитентов8.45Иные активы4.43Облигации ипотечные0.83Облигации субъектов РФ 0,780.78Денежные средства в рублях0.35Таким образом, инвестирование осуществляется на условиях безопасности и максимальной эффективности.В завершение второй главы дипломной работы отметим, что АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» является одним из самых крупных и надёжных НПФ страны и может быть рекомендован для размещения накопительной части пенсии.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведённое исследование позволило сделать следующие основные выводы.Пенсионное обеспечение является важным элементом правового, социального государства, которым провозглашает себя Россия. Пенсионное обеспечение выполняет как экономические, так и социальные функции.Основными моделями пенсионных систем являются распределительная и накопительная системы. На основе анализа преимуществ и недостатков каждой из этих систем в курсовой работе сделан вывод о том, что оптимальным является воплощение смешанной пенсионной системы.Становление пенсионной системы России прошло несколько этапов. На данный момент пенсионная система находится в стадии активного реформирования. В частности, с 2023г. в России начал действовать Социальный фонд России. Применятся единый тариф страховых взносов. Первые результаты данной реформы оказались положительными. Бюджет Социального Фонда РФ за 2023г. показал профицит. Долгосрочные последствия данных изменений спрогнозировать сложно, хочется выразить надежды на их позитивный характер.Реформирование пенсионной системы целесообразно проводить с учётом итогов оценки её эффективности. Эффективность пенсионной системы подвержена влиянию демографических факторов. На сегодняшний день обеспокоенность вызывает старение населения. В дипломной работе проанализированы микроэкономические и макроэкономические критерии эффективности пенсионной системы. Сформировано понятие внутренней и внешней эффективности. На основе анализа коэффициентов эффективности, в том числе, коэффициента замещения, предложеныспособы оценки эффективности пенсионной системы на макроуровне.Основными проблемами пенсионной системы России на современном этапе следует считать дефицит бюджета Пенсионного Фонда РФ и низкий уровень пенсий. В целях преодоления данных трудностей в России проводится постепенное повышение пенсионного возраста. Однако данная мера в литературе оценивается неоднозначно, поскольку имеет ряд очевидных недостатков: снижение уровня социальной защищённости населения, рост теневой экономики и снижение размера средней заработной платы.В рамках дальнейшего реформирования пенсионной системы России в дипломной работе предложено принять меры, направленные на стимулирование добровольного пенсионного обеспечения. Предложены механизмы, направленные на повышение доходности пенсионных накоплений, создание гарантий для участников добровольного пенсионного обеспечения. Высказаны соображения о целесообразности использования зарубежного опыта функционирования накопительных пенсионных систем.С учётом глобальной тенденции цифровизации общества и экономике в дипломной работе сделан акцент на перспективы внедрения искусственного интеллекта в пенсионные правоотношения. Проанализированы преимущества работы единой цифровой платформы для получателей социальных услуг и льгот, администратором которой выступает Социальный Фонд РФ. Высказаны предложения по внедрению в работу Социального фонда систем RPA, что приведёт к сокращению операционных расходов и экономии бюджетных средств.На основе анализа основных направлений и итогов деятельности АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» в дипломной работе сделан вывод о высокой эффективности деятельности фонда. Инвестирование осуществляется как в государственные, так и в частные ценные бумаги, что обеспечивает высокий уровень финансовой безопасности и стабильности фонда. Отсутствует излишняя концентрация инвестирования на крупных объектах.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативные правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. 1998. №19. Ст. 2071.Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. № 247.Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // Российская газета. 2008. № 95.Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» // Собрание законодательстваРФ. 2013. № 49. Ст. 6352.Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О накопительной пенсии» // Российская газета. 2013. № 295.Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2013. № 296.Федеральный закон от 10.07.2023 № 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" / Российская газета № 156 от 18.07.2023г.Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ (в ред. ФЗ № 1 от 28.01.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Российская газета. 2018. № 223. Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 28.11.2018 N 432-ФЗ // Российская газета, № 271, 03.12.2018 Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" от 02.12.2019 № 383-ФЗ // Российская газета, № 275, 05.12.2019 Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 08.12.2020 № 388-ФЗ // Российская газета, № 280, 11.12.2020 Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" от 06.12.2021 № 391-ФЗ // Российская газета, № 281, 10.12.2021 Федеральный закон от 05.12.2022 № 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" // Российская газета, 8 декабря 2022 г. № 278Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 мая 1998 г., № 21.Указание Банка России от 05.12.2019 N 5343-У (ред. от 13.08.2020) "О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2020 N 57758) // Вестник Банка России, N 26, 03.04.2020.ЛитератураАндросова Л.Д. Негосударственные пенсионные фонды в современной финансовой системе России / Инновационная наука, 2017. № 3. С. 120 - 124Вафин Э.Я. Изменения в пенсионном законодательстве российской Федерации в 2024 году // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2024. № 3(113). С. 11 – 12Воробьёв Ю.Н. Оценка функционирования негосударственных пенсионных фондов в России / Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2018. № 4 (45). С. 11 - 14Воронин Ю.В., Столяров А.В. Трансформация накопительного элемента пенсионной системы Российской Федерации: в поисках концептуализации современной модели // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 111 – 114Козлов Н.Б. О развитии накопительного компонента пенсионной системы России // Социальное и пенсионное право. 2021. N 3. С. 31 - 37; № 4. С. 41 – 44Корчёмкина Е.С. Формирование пенсионных накоплений граждан в условиях нового этапа пенсионной реформы // Управление экономическими системами. 2014. № 3. С. 57 – 61Кривошеина А.С., Савостина И.В. Проблемы управления пенсионными накоплениями / Россия: тенденции и перспективы развития. Материалы XX Национальной научной конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 354.Моргунова К.А. Проблемы развития пенсионной системы // NovaInfo, 2021. № 130. С. 21 - 24Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / под общ. ред. д-ра экон. наук М. Э. Дмитриева, канд. экон. наук Д. Я. Травина. - СПб. : Норма, 1998. 164с.Ткаченко А.И. Роботизированная автоматизация процессов: ответы на актуальные вопросы // Московский экономический журнал. 2022. № 1. С. 545Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2017. № 4-1. С. 224- 227Электронные ресурсыДва НПФ Бориса Минца подали иск к O1 Group на 5,8 млрд руб. / РБК / URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b71a52d9a79476dd5773bb8https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b71a52d9a79476dd5773bb8 (дата обращения 22 апреля 2024). Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» на уровне ruAAА / URL: https://raexpert.ru/releases/2023/may16f (дата обращения 30.04.2024г.)Ming Zhan. Big Data in the Public Sector: A Systematic Literature Review // URL: https://www.researchgate.net/publication/320911071_Big_Data_in_the_Public_Sector_A_Systematic_Literature_Review (датаобращения 17.04.2024г.)Constantin Houy, Maarten Hamberg, Peter Fettke. Robotic Process Automation in Public Administrations // URL: https://www.researchgate.net/publication/331963389_Robotic_Process_Automation_in_Public_Administrations(датаобращения 17.04.2024г.)Filip Chybalski. The Multidimensional Efficiency of Pension System: Definition and Measurement in Cross-Country Studies // URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11205-015-1017-3 (датаобращения 29.04.2024г.)Tristan Nguyen, Ralf Stüzle. mplications of an Aging Population on Pension Systems and Financial Markets / URL: https://file.scirp.org/pdf/TEL20120200005_65137645.pdf (датаобращения 29.04.2024г.)URL: https://gazfond-pn.ru/about/disclosure/investment_policy/#investing (дата обращения 30.04.2024г.)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. 1998. №19. Ст. 2071.
3. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
4. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. № 247.
5. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» // Российская газета. 2008. № 95.
6. Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 49. Ст. 6352.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О накопительной пенсии» // Российская газета. 2013. № 295.
8. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2013. № 296.
9. Федеральный закон от 10.07.2023 № 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" / Российская газета № 156 от 18.07.2023г.
10. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ (в ред. ФЗ № 1 от 28.01.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Российская газета. 2018. № 223.
11. Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 28.11.2018 N 432-ФЗ // Российская газета, № 271, 03.12.2018
12. Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" от 02.12.2019 № 383-ФЗ // Российская газета, № 275, 05.12.2019
13. Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 08.12.2020 № 388-ФЗ // Российская газета, № 280, 11.12.2020
14. Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" от 06.12.2021 № 391-ФЗ // Российская газета, № 281, 10.12.2021
15. Федеральный закон от 05.12.2022 № 467-ФЗ "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" // Российская газета, 8 декабря 2022 г. № 278
16. Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 № 463 «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 мая 1998 г., № 21.
17. Указание Банка России от 05.12.2019 N 5343-У (ред. от 13.08.2020) "О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.03.2020 N 57758) // Вестник Банка России, N 26, 03.04.2020.
Литература
18. Андросова Л.Д. Негосударственные пенсионные фонды в современной финансовой системе России / Инновационная наука, 2017. № 3. С. 120 - 124
19. Вафин Э.Я. Изменения в пенсионном законодательстве российской Федерации в 2024 году // Universum: экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2024. № 3(113). С. 11 – 12
20. Воробьёв Ю.Н. Оценка функционирования негосударственных пенсионных фондов в России / Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2018. № 4 (45). С. 11 - 14
21. Воронин Ю.В., Столяров А.В. Трансформация накопительного элемента пенсионной системы Российской Федерации: в поисках концептуализации современной модели // Журнал российского права. 2020. № 2. С. 111 – 114
22. Козлов Н.Б. О развитии накопительного компонента пенсионной системы России // Социальное и пенсионное право. 2021. N 3. С. 31 - 37; № 4. С. 41 – 44
23. Корчёмкина Е.С. Формирование пенсионных накоплений граждан в условиях нового этапа пенсионной реформы // Управление экономическими системами. 2014. № 3. С. 57 – 61
24. Кривошеина А.С., Савостина И.В. Проблемы управления пенсионными накоплениями / Россия: тенденции и перспективы развития. Материалы XX Национальной научной конференции с международным участием. Москва, 2021. С. 354.
25. Моргунова К.А. Проблемы развития пенсионной системы // NovaInfo, 2021. № 130. С. 21 - 24
26. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / под общ. ред. д-ра экон. наук М. Э. Дмитриева, канд. экон. наук Д. Я. Травина. - СПб. : Норма, 1998. 164с.
27. Ткаченко А.И. Роботизированная автоматизация процессов: ответы на актуальные вопросы // Московский экономический журнал. 2022. № 1. С. 545
28. Юзвович Л.И., Кузнецова Е.П. Современные проблемы пенсионного страхования в Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2017. № 4-1. С. 224- 227

Электронные ресурсы
29. Два НПФ Бориса Минца подали иск к O1 Group на 5,8 млрд руб. / РБК / URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b71a52d9a79476dd5773bb8https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b71a52d9a79476dd5773bb8 (дата обращения 22 апреля 2024).
30. Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» на уровне ruAAА / URL: https://raexpert.ru/releases/2023/may16f (дата обращения 30.04.2024г.)
31. Ming Zhan. Big Data in the Public Sector: A Systematic Literature Review // URL: https://www.researchgate.net/publication/320911071_Big_Data_in_the_Public_Sector_A_Systematic_Literature_Review (дата обращения 17.04.2024г.)
32. Constantin Houy, Maarten Hamberg, Peter Fettke. Robotic Process Automation in Public Administrations // URL: https://www.researchgate.net/publication/331963389_Robotic_Process_Automation_in_Public_Administrations (дата обращения 17.04.2024г.)
33. Filip Chybalski. The Multidimensional Efficiency of Pension System: Definition and Measurement in Cross-Country Studies // URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11205-015-1017-3 (дата обращения 29.04.2024г.)
34. Tristan Nguyen, Ralf Stüzle. mplications of an Aging Population on Pension Systems and Financial Markets / URL: https://file.scirp.org/pdf/TEL20120200005_65137645.pdf (дата обращения 29.04.2024г.)
35. URL: https://gazfond-pn.ru/about/disclosure/investment_policy/#investing (дата обращения 30.04.2024г.)