Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости у младших школьников
Заказать уникальную дипломную работу- 43 43 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 31.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6
1.1. Теоретические основы развития ручной ловкости у младших школьников 6
1.2. Организационно-методическое обеспечение создания комплекса подвижных игр и игровых упражнений с мячом, направленных на развитие ручной ловкости у младших школьников 13
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ 21
2.1. Сборник подвижных игр и игровых упражнений с мячом «Поиграем» 21
2.2. Методические рекомендации по использованию Сборника подвижных игр и игровых упражнений с мячом «Поиграем» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ГЛОССАРИЙ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ. Сборник подвижных игр и игровых упражнений «Поиграем» 36
Ловкость – способность человека максимально эффективно, быстро, экономично, целесообразно, точно выполнять те или иные двигательные задачи в сложных, неожиданных, необычных, быстро менявшихся условиях.Младший школьный возраст – период развития человека с 6 до 11 лет. Подвижная игра – вид игры, который предполагает выполнение различных двигательных действий (бег, прыжки и т.д.).Физическое качество – качество, которое позволяет человеку выполнять те или иные двигательные действия.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, в ред. приказа от 18.07.2022) // ФГОСhttps://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 02.02.2024)Антипов, А. В. Влияние спортивных и подвижных игр на выполнение детьми нормативов комплекса ГТО / А.В. Антипов, В.А. Иванов, Е.В. Шустова, А.И. Ревякин, А.В. Родин // Теория и правка физической культуры, 2021. – №11. – С. 105-107.Бахрах, И. И. Физическое воспитание детей школьного возраста (медицинские компетенции): учебник для студентов высших учебных заведений / И. И. Бахрак, Г. Н. Грец. – Смоленск: Принт-Экспресс, 2013. – 235 с.Бишаева, А. А. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / А. А. Бишаева. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 сБолдырева, В. Б. Подвижные игры в физическом воспитании молодежи / В. Б. Болдырева, А. Ю. Кейно, М. В. Кузьменко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2016. – Т. 21. – № 5-6 (157-158). – С. 98-104.Гибадуллин, М. Р. Общая физическая подготовка лыжников-гонщиков 9-10 лет на основе игрового метода / М. Р. Гибадуллин, А. И. Гарифуллин, А. Н. Дербышев // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения. Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 2020. – С. 101-104.Голубь, М. С. Развитие точности движений у старших дошколькниво в играх-эстафетах / М. С. Голубь // Общество: социология, психология, педагогика, 2018. – №11. – с. 86-89.Игнатович, В. К. О роли подвижных игр в психическом развитии подростков / В. К. Игнатович, О. М. Алехина, А. О. Василевская / Педагогика: история, перспективы, 2021. – Т.4. – №3. – С. 115-123.Иссурин, В. Б. Координационные способности спортсмена / В. Б. Иссурин, В. И. Лях. – М.: Sport, 2019. – 207 с.Кипчаков, Б. Б. Подвижные игры и их использование в спортивной практике / Б. Б. Кипчаков, У. С. Дусанов, О. Э. Тошмуродов // Евразийский Союз Ученых, 2020. – № 6-3 (75). – С. 16-19.Киринцева, Л. Ю. Влияние игры с мячом на координационные способности старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями / Л. Ю. Киринцева, Ю. Ю. Алексина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 2011. – №8. – С. 70-74.Козлов, Р. С. Формирование физических свойств посредством подвижных игр / Р. С. Козлов, Т. Э. Галюнко, И. Н. Гучетль // Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2016. – № 3. – С. 5-9.Коренькова, О. Н. Использование подвижных игр и игровых упражнений для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста в оздоровительной работе в режиме дня / О. Н. Коренькова // Проблемы педагогики, 2015. – №2(3). – С. 71-74.Кошкина, Н. Р. Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО / Н. Р. Кошкина, Т. Н. Ельцова, С. С. Офицерова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. – №5. – С. 679-681.Крикунов, Г. А. Подвижные игры в образовательном процессе / Г. А. Крикунов // E-Scio, 2020. – №11(50). – С. 156-160.Курысь, В. Н. Подвижные игры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Н. Курысь, В. М. Баршай, В. Ф. Стрельченко. – М.: Омега-Л, 2012. – 348 с.Макаров, Ю. М. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования / Ю. М. Макаров и др.; под ред. Ю. М. Макарова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 270 с.Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях: учеб.пособие / под ред. С. Л. Фетисовой, А. М. Фокина. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 237 с.Свечкарев, В. Г. Подвижные игры как система совершенствование физических качеств / В. Г. Свечкарев, Р. С. Козлов, К. И. Ашхамахов, Т. А. Иващенко // Научные известия, 2017. – №7. – С. 78-86.Спортивные и подвижные игры: учебник / Егоров В.Ю., Рыбаков Г.П., Фокин А.М. и др.; под общ.ред. Г.П. Рыбакова. – Санкт-Петербург: ВИФК, 2019. – 234 с.Степаненкова,Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учеб.заведений / Э. Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 сТеория и методика физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю. Ф. Курамшин и др.; под ред. Ю. Ф. Курамшина. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательство Советский спорт, 2010. – 463 с.Физическая культура: учебник для студентов высших учебных заведений / М. Я. Веленский и др.; под ред. М. Я. Веленского. – 2-е изд., стер. – Москва: КноРус, 2013 – 423 с.Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учеб.заведений / Ж. К. Холодов. – 2-е изд., испр. и длп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 450 с.Шаркова, Н. И. Подвижные игры как метод воспитания ребенка / Н. И. Шаркова // Педагогическая наука и практика, 2019. – № 2 (24). – С. 135-137.ПРИЛОЖЕНИЕ. Сборник подвижных игр и игровых упражнений «Поиграем»Игра «Разминка». Целью игры является выработка у детей ручной ловкости, общих координационных возможностей, умения выполнять действия в определенном ритме.Для проведения игры требуются мячи.Педагог проговаривает стихотворение, а дети повторяют его и выполняют определенные двигательные действия():«Разноцветный быстрый мячБез запинки скачет, скачет (дети бросают мяч вверх, ловят его).Часто, часто, низко, низко.От земли к руке так близко (дети отбивают мяч о землю).Скок и скок, скок и скок.Не достанешь потолок (дети бросают мяч вверх, ловят его).Скок и скок, стук и стук,Не уйдешь от наших рук (дети отбивают мяч о землю).Игра «Попади-ка». Целью игры является развитие у детей умения бросать мяч двумя рукам, одной рукой, соотносить усилия и размер мяча, мишени, развитие у детей ручной ловкости, глазомера.Для проведения игры требуются:щиты круглой формы разного диаметра, размещенные на стене на высоте 50, 150, 250, 300 см;мячи разного размера от фитбола до теннисного мяча.Детям предлагается выстроиться в ряд и поочереди бросать мячи в круги. Сначала бросается большой мяч в большой круг, затем мяч меньшего диаметра в этот же круг и так до теннисного мяча. Далее действие повторяется с уменьшение размера круга. Побеждает тот ребенок, который получил больше всего очков (чаще всего попадал мячом по кругу).Игра «Уточки». Целью игры является выработка у детей умения манипулировать с предметами, ручной ловкости. Для проведения игры требуются:обручи по числу участников;палочки для ведения мяча по числу участников;мячи.Педагогом рассыпается по полу большое число мячей – «уточек». Дети должны с помощью палочек загнать как можно больше «уточек» в свои круги. Побеждает тот ребенок, который загонит в круг как можно больше «уточек». Ничем кроме палочек касаться мяча нельзя. Отнимать мяч у соперника, если он его уже ведет, также нельзя.Игра «Ловим рыбку». Целью игры является выработка у детей умения манипулировать с предметами, ручной ловкости, умения работать в группе. Для проведения игры требуются:отчерченные мелом зоны для каждой команды, зона выброса мяча;веревки по числу команд;мячи.В зоне выброса мячей педагог рассыпает большое число мячей – «рыбок». Дети делятся на группы. Каждая группа берется за веревку и ведет с ее помощью «рыбку» с свою зону. Побеждает та команда, которая загонит в свою зону как можно больше «рыбок». Ничем кроме веревки касаться мяча нельзя. Отнимать мяч у команды соперника, если оно его уже ведет, также нельзя. За веревку должны браться все члены команды.Игра «Классики». Целью игры является развитие у детей умения бросать мяч одной рукой, соотносить усилия и размер мяча, мишени, развитие у детей ручной ловкости, глазомера, умение работать в парах.Для проведения игры требуются:круги разного диаметра, нарисованные по схеме, представленной на рисунке 2;теннисный мяч;задания.Рисунок – Схема рисовая круговДетям предлагается модификация игры «Классики». Необходимо бросать мяч в круги согласно порядку их нумерации и прыгать в эти круги. Прыжки нужно выполнять согласно заданиям на карточках (например, 1 – 8 – 11 – 13 – 6 – 3). Выигрывает так пара, которая преодолела все круга по порядку. Прыгает сначала один ребенок в паре, затем другой. Свободный ребенок из пары бросает прыгающему мячидля того, чтобы он мог продолжить путь.Игра «Брось и догони». Целью игры является развитие у детей умения бросать мяч вперед двумя руками, ориентироваться в пределах игровой площадки, развитие у детей ручной ловкости, выносливости, скоростных качеств, внимания, умения выполнять действия по сигналу, работать в паре. Для проведения игры требуются:корзины цветные;5 мячей на каждую пару играющих (желательно цветные по числу играющих пар).Детям предлагается разделиться на группы по 2 человека. Первому ребенку из пары предлагается встать на исходную линию в 30-50 см друг от друга. Каждый ребенок имеет в руках мяч. По сигналу дети бросают мячи перед собой двумя руками. Второй ребенок из пары догоняет мяч и кладет его в специальную корзину, индивидуальную для каждой пары. Далее второй ребенок из пары возвращается на исходную позицию и дети меняются. Побеждает та пара, которая быстрее заполнит свою корзину. Задача детей не только как можно быстрее заполнить корзину, но и делать броски как можно точнее, чтобы второму ребенку из пары было легче его догнать, при этом преодолевая как можно меньшее расстояние.Игра «Бросай и лови». Целью является обучение детей бросать мяч вверх двумя руками, ловить мяч, развитие у детей ручной ловкости, мышления, внимания, умения выполнять действия по сигналу, работать в паре.Для проведения игры требуются мяч на каждую пару играющих (желательно цветные по числу играющих пар).Детям предлагается разделиться на группы по 2 человека. Дети встают по кругу так, чтобы пары стояли друг напротив друга. По сигналу дети выполняют пробную переброску по очереди. Затем по сигналу переброска осуществляется одновременно всеми парами до тех пор какая-то из пар не потеряет мяч. Потерявшая мяч пара выбывает. Игра возобновляется. Побеждает та пара, которая ни разу не потеряла свой мяч. Задача пар перебрасывать мяч таким образом, чтобы он не столкнулся с мячами других пар, партнеру было удобно ловить мяч.Игра «Попади в цель». Целью игры является обучение детей метанию мяча в цель, развитие у детей ручной ловкости, выносливости, группах.Для проведения игры требуются:щиты размером 50 х 50 см круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной, овальной, ромбической формы трех цветов – красного, синего, зеленого, которые расположены на высоте 2,5-3,0 м;мячи по числу заданий в карточках;карточки с заданиями.Группы получают карточку-задание от педагога. Например, в карточке представлен красный квадрат, синий треугольник и зеленый круг. Играет две группы. Первый ребенок из группы бросает мяч по изображенным на карточке целям. Остальные дети находятся у линии щитов, защищают свои мячи и параллельно стараются перехватить мяч команды-соперника. По мере выполнения задания дети в группах меняются. Выигрывает та команда, которая выполнит все задания в карточке быстрее всего.Эстафета с мячами. Целью игры является развитие у детей ручной ловкости, общей координации, выносливости, скорости, умения работать в группе.Для проведения игры требуются:полоса препятствий из конусов, барьеров, веревок;мячи по числу групп.Детям предлагается разделиться на группы. Каждый человек группы должен преодолеть полосу препятствий, при этом ведя мяч одной рукой. При потере мяча его следует поймать, вернуться в начала полосы и пройти ее заново. Побеждает та группа, которая прошла в полном составе полосу препятствий в как можно более короткое время.Эстафета с мячами. Целью игры является развитие у детей ручной ловкости, общей координации, умения работать в группе.Для проведения игры требуются мячи по числу групп.Детям предлагается встать в шеренги. Первый ребенок получает мяч и ему необходимо передать его назад двумя руками второму ребенку. Побеждает та группа, которая успела переместить мяч от головы в хвост колонны как можно быстрее, либо передала за отведенное время как можно больше мячей.Эстафета с мячом Целью игры является выработка у детей ручной ловкости, чувства равновесия.Для проведения игры требуются:щит диаметром 50 см;мячи разного размера.Детям предлагается разбиться на команды. Каждый член команды должен пробежать 50 м, неся на щите как можно больше мячей разного размера. Далее этот же путь преодолевает другой член команды. Выигрывает та команда, которая перенесет как можно большее число мячей.Игра «Поймай меня». Целью игры является выработка у детей точности броска, ручной ловкости, глазомера, умения работать в паре, скорости реакции.Для проведения игры требуются:круг металлический на короткой деревянной ручке (по типу сачка) по числу пар;мячи по числу пар.Дети встают друг напротив друга. Задача первого ребенка в паре бросать мяч так, чтобы он попадал в «сачок» второго ребенка. При этом детям не запрещается ловить чужие мячи. Побеждает та пара, которая поймает как можно больше мячей за отведенное количество времени.Игра «Утки и охотники». Целью игры является выработка у детей точности броска, ручной ловкости, глазомера, скорости реакции. Для проведения игры требуются:круг, выложенный веревкой, либо очерченный мелом;мячи.Среди детей выбирается охотник. Остальные дети становятся утками. Утки помещаются в круг. Охотнику нельзя заходить в круг. Его задача выбивать уток из круга с помощью мяча. Побеждает та «утка», которая дольше всех остается непойманной.Игра «Волк и яйца». Целью игры является выработка у детей точности броска, ручной ловкости, скорости реакции. Для проведения игры требуются:корзины для мячей;теннисные мячи.Среди детей выбираются куры и волки. Куры «несут» яйца, т.е. беспорядочно бросают теннисные мячи в стороны волков. Волки должны поймать как можно большее число мячей.Игра «Съедобное, несъедобное». Целью игры является выработка у детей точности броска, ручной ловкости, мышления, скорости реакции. Для проведения игры требуются мячи. Дети выстраиваются в круг. Педагог стоит центре и бросает мяч, называя съедобные и несъедобные предметы. Если предмет съедобный, то мяч следует поймать, если нет – отскочить от него. Выигрывает тот ребенок, который остался последним в игре. Игра «Бегающая мишень». Целью игры является выработка у детей точности броска, ручной ловкости, глазомера. Для проведения игры требуются:круги-мишени разного размерам и достоинства, которые повешены на нескольких детей из группы;мячи.Среди детей выбираются «мишени», им на корпус вещаются картонные круги. Круги имеют разный размер и достоинство. Чем больше круг, тем ниже его достоинство в баллах. Мишени постоянно двигаются. Остальные дети берут мячи. Поочередно из 5 попыток ребенку предлагается набрать как можно больше баллов, т.е. поразить мишень как можно большего достоинства. Выигрывает тот ребенок, который набрал как можно большее число баллов.Игра «Керлинг». Целью игры является выработка у детей умения бросать мяч, точности броска, ручной ловкости, глазомера, умения работать в команде. Для проведения игры требуются:очерченное мелом поле для игры в керлинг;палочки;мячи.Детям предлагается поиграть в аналог керлинга, но с мячом. Для этого они делятся на команды. Один участник команды бросает мяч так, чтобы он попал в центр зоны. Остальные участники могут поставить свои палочки так, чтобы мяч не укатился туда, куда не следует. Мяч при этом толкать нельзя. Если мяч выбивает с поля мяч команды соперника, то выбитый мяч считается потерянным и не идет в подсчет баллов. Побеждает та команда, которая набрала больше всего баллов при вбрасывании 5, 10, 15 мячей. Игра «Биллиард». Целью игры является выработка у детей точности броска, ручной ловкости, глазомера. Для проведения игры требуются:очерченное мелом поле, которая повторяет бильярд;палочки-кии;мячи.Детям предлагается поиграть в биллиард, но на большом поле. Мячи могут быть разного размера. Игра идет по правилам биллиарда.Волейбол с фитболом. Целью игры является выработка у детей точности броска, ручной ловкости. Для проведения игры требуются:фитбол;волейбольная сетка.Детям предлагается играть в волейбол с помощью фитбола. Бросать мяч можно одной или двумя руками.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, в ред. приказа от 18.07.2022) // ФГОСhttps://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 02.02.2024)
2. Антипов, А. В. Влияние спортивных и подвижных игр на выполнение детьми нормативов комплекса ГТО / А.В. Антипов, В.А. Иванов, Е.В. Шустова, А.И. Ревякин, А.В. Родин // Теория и правка физической культуры, 2021. – №11. – С. 105-107.
3. Бахрах, И. И. Физическое воспитание детей школьного возраста (медицинские компетенции): учебник для студентов высших учебных заведений / И. И. Бахрак, Г. Н. Грец. – Смоленск: Принт-Экспресс, 2013. – 235 с.
4. Бишаева, А. А. Физическая культура: учебник для учреждений нач. и сред.проф. образования / А. А. Бишаева. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с
5. Болдырева, В. Б. Подвижные игры в физическом воспитании молодежи / В. Б. Болдырева, А. Ю. Кейно, М. В. Кузьменко // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2016. – Т. 21. – № 5-6 (157-158). – С. 98-104.
6. Гибадуллин, М. Р. Общая физическая подготовка лыжников-гонщиков 9-10 лет на основе игрового метода / М. Р. Гибадуллин, А. И. Гарифуллин, А. Н. Дербышев // Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения. Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 2020. – С. 101-104.
7. Голубь, М. С. Развитие точности движений у старших дошколькниво в играх-эстафетах / М. С. Голубь // Общество: социология, психология, педагогика, 2018. – №11. – с. 86-89.
8. Игнатович, В. К. О роли подвижных игр в психическом развитии подростков / В. К. Игнатович, О. М. Алехина, А. О. Василевская / Педагогика: история, перспективы, 2021. – Т.4. – №3. – С. 115-123.
9. Иссурин, В. Б. Координационные способности спортсмена / В. Б. Иссурин, В. И. Лях. – М.: Sport, 2019. – 207 с.
10. Кипчаков, Б. Б. Подвижные игры и их использование в спортивной практике / Б. Б. Кипчаков, У. С. Дусанов, О. Э. Тошмуродов // Евразийский Союз Ученых, 2020. – № 6-3 (75). – С. 16-19.
11. Киринцева, Л. Ю. Влияние игры с мячом на координационные способности старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями / Л. Ю. Киринцева, Ю. Ю. Алексина // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, 2011. – №8. – С. 70-74.
12. Козлов, Р. С. Формирование физических свойств посредством подвижных игр / Р. С. Козлов, Т. Э. Галюнко, И. Н. Гучетль // Вестник Майкопского государственного технологического университета, 2016. – № 3. – С. 5-9.
13. Коренькова, О. Н. Использование подвижных игр и игровых упражнений для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста в оздоровительной работе в режиме дня / О. Н. Коренькова // Проблемы педагогики, 2015. – №2(3). – С. 71-74.
14. Кошкина, Н. Р. Подвижная игра как средство реализации ФГОС ДО / Н. Р. Кошкина, Т. Н. Ельцова, С. С. Офицерова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016. – №5. – С. 679-681.
15. Крикунов, Г. А. Подвижные игры в образовательном процессе / Г. А. Крикунов // E-Scio, 2020. – №11(50). – С. 156-160.
16. Курысь, В. Н. Подвижные игры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Н. Курысь, В. М. Баршай, В. Ф. Стрельченко. – М.: Омега-Л, 2012. – 348 с.
17. Макаров, Ю. М. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры: учебник для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования / Ю. М. Макаров и др.; под ред. Ю. М. Макарова. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 270 с.
18. Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях: учеб.пособие / под ред. С. Л. Фетисовой, А. М. Фокина. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 237 с.
19. Свечкарев, В. Г. Подвижные игры как система совершенствование физических качеств / В. Г. Свечкарев, Р. С. Козлов, К. И. Ашхамахов, Т. А. Иващенко // Научные известия, 2017. – №7. – С. 78-86.
20. Спортивные и подвижные игры: учебник / Егоров В.Ю., Рыбаков Г.П., Фокин А.М. и др.; под общ.ред. Г.П. Рыбакова. – Санкт-Петербург: ВИФК, 2019. – 234 с.
21. Степаненкова,Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учеб.заведений / Э. Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с
22. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю. Ф. Курамшин и др.; под ред. Ю. Ф. Курамшина. – 4-е изд., стер. – Москва: Издательство Советский спорт, 2010. – 463 с.
23. Физическая культура: учебник для студентов высших учебных заведений / М. Я. Веленский и др.; под ред. М. Я. Веленского. – 2-е изд., стер. – Москва: КноРус, 2013 – 423 с.
24. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учеб.заведений / Ж. К. Холодов. – 2-е изд., испр. и длп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 450 с.
25. Шаркова, Н. И. Подвижные игры как метод воспитания ребенка / Н. И. Шаркова // Педагогическая наука и практика, 2019. – № 2 (24). – С. 135-137.