Правовое регулирование опеки и попечительства
Заказать уникальную дипломную работу- 49 49 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 31.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1 Теоретические основы правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации 6
1.1 Нормативно-правовое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации 6
1.2 Современная система организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации 16
Раздел 2 Анализ организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на примере Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области 24
2.1 Краткая характеристика деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области 24
2.2 Анализ организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и предложения по повышению ее эффективности 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
В 2022 году КДН и ЗП при Администрации Куртамышского района провела 24 заседания. Во время заседаний заслушивали 141 должностное лицо для эффективной координации профилактической работы. Всего за 2022 год принято 67 постановлений. В этих документах содержится 251 поручение органам и учреждениям системы профилактики Куртамышского муниципального округа.В 2023 году КДН и ЗП при Администрации Куртамышского района провела 23 заседания. Более подробный анализ деятельности комиссии за 2023 год отсутствует.Подводя итог проведению краткой характеристики деятельности КДН и ЗП при Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области, можно сделать вывод, что рассматриваемая КДН и ЗП – это коллегиальный орган, в который входят руководители или их заместители из разных ведомств, занимающихся профилактической работой в отношении детей и подростков, например, представители правоохранительных органов, медицинских и социальных учреждений, культуры, образования, в том числе дополнительного, и прочие.Комиссия в своей деятельности обладает большим спектром полномочий, которые позволяют ей выполнять свою профилактическую деятельность должным образом и направлены на защиту прав несовершеннолетних, предупреждение их безнадзорности и правонарушений. Поскольку КДН и ЗП координирует деятельность всех участников системы профилактики, она является главным органом в данном направлении и от ее работы в большей мере зависит эффективность проводимой профилактической работы.2.2 Анализ организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и предложения по повышению ее эффективностиАнализ профилактической работы на территории Куртамышского муниципального округа Курганской области необходимо начать в первую очередь с оценки показателей преступности и правонарушений среди несовершеннолетних за последние годы. Так, статистика показывает, что за 2022 год несовершеннолетними, проживающими на данной территории, было совершено 5 преступлений, что на 4 преступления меньше, чем за аналогичный период прошлого года (2021 год – 9 преступлений).Вместе с тем, на 1 факт увеличилось количество общественно-опасных деяний, совершенных детьми до достижения 14 лет: 2022 год – 4, 2021 – 3. При этом анализ субъектов профилактики показывает, что указанные противоправные деяния были совершены детьми, которые ранее не состояли ни на внутришкольном, ни на ином учете, и не были замечены в незаконной деятельности.Причинами, которые толкают таких детей к совершению преступлений и правонарушений, являются непосредственно личные качества ребенка, связанные с его негативным восприятием окружающего мира, отсутствие со стороны законных представителей надлежащего контроля завремяпровождением такого ребенка, а также отсутствие организованного досуга для несовершеннолетних.Кроме того, за 2022 год было зафиксировано 3 случая самовольного ухода несовершеннолетних из дома. По этим инцидентам в КДН и ЗП поступили материалы, на основании которых были приняты постановления о проведении профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих самовольным уходам несовершеннолетних.КДН и ЗП при Администрации Куртамышского муниципального округа в направлении профилактической деятельности и пресечения нарушения прав несовершеннолетних рассмотрела за 2022 год 311 административных дел, что на 54 дела больше, чем за аналогичный период прошлого года. 34 дела были рассмотрены в отношении детей. На родителей (законных представителей) несовершеннолетних составили 250 протоколов – столько же, сколько и в прошлом году.По результатам рассмотрения дел вынесли 311 постановлений о назначении административного наказания, что на 16 больше, чем в прошлом году. Также вынесли одно постановление о прекращении производства по делу в связи с тем, что обвиняемый не достиг возраста привлечения к административной ответственности.В результате оценки данных показателей можно сделать вывод, что, несмотря на снижение количества преступлений, совершенных детьми, количество совершаемых ими правонарушений не снижается. Также отсутствует положительная динамика в отношении административных правонарушений, совершаемых родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, что, несомненно, требует тщательного изучения проводимой профилактической работы и поиска более эффективных в данном направлении действий.Так, в 2022 году КДН и ЗП организовала межведомственную работу, направленную на противодействие вовлечению молодежи и подростков в экстремистские общественные и религиозные объединения, профилактику безнадзорности несовершеннолетних, снижение смертности детей от внешних причин, а также на предотвращение детского алкоголизма и суицидальных проявлений среди несовершеннолетних.В 2022 году комиссия провела 8 проверок в образовательных учреждениях Куртамышского муниципального округа. Проверки касались организации воспитательной работы по профилактике суицидов, правонарушений, преступлений и общественно опасных действий среди несовершеннолетних. В работе по данному направлению был обнаружен ряд нарушений, что указывает на то, что отдел образования администрации Куртамышского муниципального округа недостаточно контролирует организацию воспитательной работы в образовательных учреждениях. В школах не всегда должным образом реализуются программы и методики по профилактике проблем среди подростков, а профилактическая и психологическая работа с учениками часто бывает формальной.В конце 2022 года профилактическая работа велась с 47 семьями, которые находятся в социально-опасном положении. В этих семьях проживает 123 ребенка.За 2022 год органы и учреждения системы профилактики, а также инспекции сельсоветов провели 189 межведомственных рейдов и посетили 1215 семей.В течение 2022 года 33 семьи (92 ребенка) были признаны находящимися в социально-опасном положении. За 2022 год индивидуальную профилактическую работу прекратили с 45 семьями (115 детей). Из них 34 семьи перестали быть социально-опасными, ситуация в них улучшилась.На заседаниях КДН и ЗП при Администрации Куртамышского муниципального округа ежеквартально обсуждали состояние и профилактику подростковой преступности и безнадзорности, принимали координационные меры, чтобы выявить и устранить причины и условия, способствующие негативным проявлениям среди несовершеннолетних, заслушивали отчеты образовательных учреждений Куртамышского муниципального округа.В 2022 году КДН и ЗП уделила особое внимание организации детского досуга и занятости, особенно в отношении детей, которые состоят на учете в подразделении по делам несовершеннолетних отделения полиции и с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа. Согласно данным органов и учреждений системы профилактики, все указанные несовершеннолетние были охвачены досугом. Однако организация досуга несовершеннолетних имела несистемный характер. Некоторые несовершеннолетние посещали мероприятия, кружки и секции лишь однократно.Также было отмечено, что соответствующими организациями ведется недостаточная работа по привлечению несовершеннолетних, состоящих на всех видах учета в органах и учреждениях системы профилактики, к занятиям спортом.За несовершеннолетними, которые находятся на профилактическом учете, а также за теми, кто осужден к мерам, не связанным с лишением свободы, закреплены наставники. В большинстве случаев это классные руководители. Однако технология наставничества над несовершеннолетними развита недостаточно. Поэтому необходимо привлекать к этой работе родителей и социально активных людей, которые пользуются авторитетом среди подростков.В 2022 году на территории Куртамышского муниципального округа был проведен ряд межведомственных профилактических мероприятий: «Старты надежд», «Неделя правовых знаний», «Засветись», «Перезимуем». Также были организованы экскурсии на пограничную заставу, аэродром, в храм «Петра и Павла» и другие места. В этих мероприятиях приняли участие все органы и учреждения системы профилактики.В соответствии с утвержденным планом профилактической работы на 2022 год все органы и учреждения системы профилактики также проводили свои мероприятия. Например, в структуре Отдела образования местного органа власти работает муниципальный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На его заседаниях обсуждаются и разрабатываются новые способы осуществления профилактической работы, заслушиваются отчеты директоров школ, даются конкретные рекомендации.Обучающиеся, которые состоят на различных формах учета, вовлекаются в организованные формы досуга в летний период: работа в трудовых отрядах, волонтерская деятельность, отдых в загородных оздоровительных лагерях и лагерях дневного пребывания, а также участие в различных мероприятиях.Отдел образования и Центр занятости населения Куртамышского и Целинного районов Курганской области сотрудничают на основе заключенного договора. В рамках этого сотрудничества организуется временное трудоустройство для несовершеннолетних учащихся образовательных учреждений. Сотрудники полиции читают в образовательных организациях лекций, посвященные профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.Отдельные профилактические мероприятия проводит сектор по опеке и попечительству муниципалитета, отдел культуры и сектор по социальной политике и делам молодежи Администрации Куртамышского муниципального округа, Центр социального обслуживания № 7, Межрайонная больница № 6.В числе важных направлений органов системы профилактики Куртамышского муниципального округа является профилактика суицидов среди несовершеннолетних. В 2022 году, как и в 2021, был зафиксирован 1 законченный суицид и 4 попытки (в 2021 – 2). Соответственно в данном направлении профилактическая работа также требует корректировки.На сегодняшний день работа в данном направлении выстроена следующим образом:- администрация Куртамышского муниципального округа разработала и приступила к выполнению межведомственного плана мероприятий по предотвращению самоубийств среди подростков;- КДН и ЗП при Администрации Куртамышского муниципального округа на своем заседании утвердила правила сотрудничества между различными организациями и учреждениями для профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних;- межведомственная рабочая группа, созданная для профилактической работы в данном направлении, начала свою работу в 2022 году;- образовательные учреждения, в том числе профессиональные, которые осуществляют свою деятельность на территории Куртамышского муниципального округа, стали регулярно заслушиваться на заседаниях КДН и ЗП с отчетами о профилактике суицидальных проявлений среди несовершеннолетних.В результате анализа организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Куртамышского муниципального округа можно сделать вывод, что внимания заслуживают такие направления, как:- вовлечение несовершеннолетних в организацию досуга, особенно в летнее время;- снижение формализации проводимых мероприятий;- развитие технологии наставничества.В качестве предложений по повышению эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в указанных выше направлениях можно выделить следующее:1. Рассмотреть возможность организации новых форм летней занятости несовершеннолетних, особенно из групп риска, которые будут им интересны. Для этого необходимо провести анкетирование и беседы с несовершеннолетними, их законными представителями для выявления интересов и увлечений детей. Например, в связи с развитием интернет-технологий и повышения интереса детей к видео контенту, возможна организация курсов или тематических лагерей для формирования у несовершеннолетних соответствующих навыков.2. Делать упор не на количество проведенных профилактических и иных мероприятий, а на их качество.Для этого необходимо внести изменения в межведомственный план работы КДН и ЗП при Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области, куда помимо наименования мероприятия, его срока и исполнителей включить отдельные подмероприятия, показатели эффективности проводимых мероприятий и ожидаемый результат. Например, одним из организационно-практических мероприятий в плане на 2023 выделена организация отдыха и оздоровления, занятости детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на учете, в летний период. В качестве отдельных подмероприятий можно выделить анкетирование или проведение бесед с подучетными детьми, разработку предложений по созданию новых форм досуга и прочие. Для каждого подмероприятия должен быть установлен срок выполнения, ответственные, а также показатели, затрагивающие цель проведения таких мероприятий, и ожидаемый результат. Например, для анкетирования и бесед в качестве показателей могут выступать виды выявленных интересов и увлечений, а ожидаемый результат заключаться в выделении наиболее интересующей несовершеннолетних темы для занятости.3. Развивать технологию наставничества не только в отношении конкретного подростка, но и в отношении семей, находящихся в социально-опасном положении.В качестве наставников необходимо привлекать не только лиц, непосредственно работающих с несовершеннолетними, но и иных лиц, например, предпринимателей, депутатов, муниципальных служащих и иных лиц, которые пользуются авторитетом как на территории Куртамышского муниципального округа, так и непосредственно среди подростков.Для этого также необходимо вначале проводить беседы и анкетирование несовершеннолетних, чтобы определить возможных наставников, приглашать указанных лиц на совместные мероприятия с детьми, чтобы заинтересовать последних, повысить авторитет будущих наставников и так далее.Подводя итог анализу организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и выявлению предложений по повышению ее эффективности, можно сделать вывод, в первую очередь важно на регулярной основе разрабатывать новые профилактические мероприятия и проверять их эффективность. Важно изучать положительный опыт других муниципальных образований, в том числе из других регионов для внедрения его в свою работу.При этом важно избегать формализации изучаемой деятельности, преобладания количественных показателей над качественными.Важно вовлекать самих несовершеннолетних в профилактическую работу, выявлять их правомерные предпочтения и интересы, а не руководствоваться только взглядами и мнениями должностных лиц.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, насколько это представляется возможным в рамках работы, разработаны предложения по повышению эффективности организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Куртамышского муниципального округа Курганской области.Исследование теоретических основ правового регулирования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации позволило сделать следующие выводы:1. В России имеется законодательно установленная и достаточно проработанная трехуровневая нормативно-правовая база, которая регулирует все аспекты профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в государстве. Но поскольку российское общество и государство постоянно меняются, а уровень противоправной деятельности среди несовершеннолетних и нарушения их прав остается высоким, эту нормативно-правовую базу необходимо совершенствовать и адаптировать к новым условиям.2. Государство должно в первую очередь устранять причины, которые приводят к росту числа безнадзорных детей и детей-правонарушителей, а уже затем уделять внимание негативным последствиям таких правонарушений и преступлений.3. Комплексное использование организационных, социальных и правовых мер поможет сформировать максимально эффективную систему профилактики безнадзорности и предотвращения правонарушений среди несовершеннолетних. При этом, учитывая быстрое развитие общества, необходимо регулярно преобразовывать структуру и кадровый состав государственных и общественных организаций, а также разрабатывать новые эффективные профилактические меры.Анализ организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на примере Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области позволил сделать следующие выводы:1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области – это коллегиальный орган, в который входят руководители или их заместители из разных органов и учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В их число входят представители правоохранительных органов, учреждений здравоохранения и социальной сферы, культуры, образования, в том числе дополнительного, и других организаций.Комиссия имеет широкий спектр полномочий, направленных на защиту прав несовершеннолетних, предупреждение их безнадзорности и правонарушений. Поскольку КДН и ЗП координирует работу всех участников системы профилактики, она играет ключевую роль в этом процессе, и от ее работы во многом зависит эффективность профилактических мероприятий.2. Для повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних необходимо регулярно разрабатывать и тестировать новые профилактические мероприятия. Также важно изучать успешный опыт других муниципалитетов, в том числе из других регионов, чтобы внедрять лучшие практики в свою работу.При этом важно избегать формального подхода к профилактике негативных проявлений в детской и подростковой среде, когда основное внимание уделяется количеству проведенных профилактических мероприятий, а не их качеству. Необходимо вовлекать самих несовершеннолетних в профилактическую работу, учитывать их интересы и предпочтения, а не только мнения и взгляды официальных лиц.Это только часть предлагаемых мер для повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на территории Куртамышского муниципального округа Курганской области, которые можно предложить, опираясь непосредственно на анализ деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в данном муниципалитете. Реализация этих мер будет сложным и трудоемким процессом, который потребует от соответствующих должностных лиц больших временных затрат и усилий.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конвенция о правах ребенка: [одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990] // Сборник международных договоров СССР. – Выпуск XLV. – 1993.
2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): [приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29.11.1985] // Конвенции и соглашения: сайт. – 2024. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/beijing_rules.shtms (дата обращения: 25.04.2024).
3. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы): [приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14.12.1990] // Конвенции и соглашения: сайт. – 2024. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/juveniles_deinquency_prevention.shtml (дата обращения: 25.04.2024).
4. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
5. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон № 223-ФЗ [принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон № 63-ФЗ [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
7. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон № 159-ФЗ [принят Государственной Думой 4 декабря 1996 года] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон № 124-ФЗ [принят Государственной Думой 3 июля 1998 года] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
9. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон № 120-ФЗ [принят Государственной думой 24 июня 1999 года] // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
10. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав: постановление Правительства РФ № 995 [принято Правительством РФ 6 ноября 2013 года] // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 45. – Ст. 5829.
11. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ № 1618-р [принято Правительством РФ 25 августа 2014 года] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 35. – Ст. 4811.
12. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ № 996-р [принято Правительством РФ 29 мая 2015 года] // Российская газета. – 2015. – № 122.
13. Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ № 520-р [принято Правительством РФ 22 марта 2017 года] // Собрание законодательства РФ. – 2017. – № 14. – Ст. 2088.
14. О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Курганской области: закон Курганской области № 241 [принят Курганской областной Думой 28 октября 2002 года] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.10.2002.
15. О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области государственными полномочиями Курганской области по осуществлению отдельных видов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: закон Курганской области № 107 [принят Курганской областной Думой 27 декабря 2005 года] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.12.2005.
16. О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Курганской области: закон Курганской области № 107 [принят Курганской областной Думой 27 декабря 2013 года] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 27.12.2013.
17. Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курганской области: постановление администрации (Правительства) Курганской области № 18 [принято администрацией (Правительством) Курганской области 29 января 2003 года] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 29.01.2003.
18. Об утверждении межведомственной программы по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних на территории Курганской области на 2022-2025 годы: распоряжение Правительства Курганской области № 231-р [принято Правительством Курганской области 6 октября 2022 года] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
19. Об определении персонального состава, утверждении положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Куртамышского района: постановление администрации Куртамышского района № 21 [принято администрацией Куртамышского района 07 марта 2013 года] // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.03.2013.
20. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав: указ Президента РФ № 1338 [издан Президентом РФ 6 сентября 1993 года] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 37. – Ст. 3449 (утратил силу).
Литература
21. Беженцев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних (административно-правовой аспект): монография / А. . Беженцев. – Санкт-Петербург Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2019. – 504 с.
Статьи из периодических изданий
22. Андрусенко, Д.О. Безнадзорность и бродяжничество современных школьников: взгляд социальных педагогов / Д.О. Андрусенко // Педагогическая реальность: системность, событийность, сотрудничество: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, включенной в программу Всероссийского форума, Воронеж, 15 апреля 2020 года / Под редакцией М.В. Шакуровой. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020. – С. 143-146.
23. Аржанов, В.В. Единоначальные полномочия председателя в коллегиальном органе, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав / В.В. Аржанов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2022. – № 3(146). – С. 78-86.
24. Богданов А.В. Роль и значение семьи, общества и государства в правовом воспитании несовершеннолетних / А.В. Богданов, Н.В. Румянцев, Е.Н. Хазов // Вестник экономической безопасности. – 2020. – № 2. – С. 66-70.
25. Буянова, Л.В. Профессиональные качества и требования, предъявляемые к педагогу, работающему с детьми девиантного поведения / Л.В. Буянова // Устойчивое развитие науки и образования. – 2020. – № 1. – С. 215-219.
26. Былинская, Н.А. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: цель создания и реальность / Н.А. Былинская // Евразийская адвокатура. – 2023. – № 5(64). – С. 84-89.
27. Вагайцев, В.М. Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на современном этапе / В.М. Вагайцев // Государственная служба и кадры. – 2021. – № 4. – С. 160-164.
28. Гоманова, Е.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних / Е.А. Гоманова // Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов: Сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции, Москва, 07 декабря 2023 года. – Санкт-Петербург: Печатный цех, 2023. – С. 311-317.
29. Кузнецова, И.О. Актуальные проблемы эффективности межведомственного взаимодействия в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в свете новых вызовов / И.О. Кузнецова, В.Ф. Борисова, Н.В. Спесивов // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2022. – № 6(149). – С. 59-67.
30. Меркулов, Р.И. Факторы, влияющие на девиантное поведение несовершеннолетних / Р.И. Меркулов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 2-2(53). – С. 173-176.
31. Попова, М.Ю. Проблемные аспекты в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних / М.Ю. Попова // Гуманитарный научный вестник. – 2021. – № 1. – С. 146-150.
32. Пронина, Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение подростов, находящихся в трудной жизненной ситуации / Н.А. Пронина // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Москва, 23 сентября 2022 года. – Санкт-Петербург: Печатный цех, 2022. – С. 128-133.
Электронные ресурсы
33. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области. – Текст: электронный // Официальный сайт Администрации Куртамышского муниципального округа: сайт. – 2024. – URL: https://kurtamyshsky.gosuslugi.ru/deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/ sotsialnaya-sfera/kdn/ (дата обращения: 25.04.2024).
34. Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры. – Текст: электронный // Президент России: сайт. – 2024. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73735 (дата обращения: 25.04.2024).