Расстройства связанные с тревог и страхом ( ГТР, Паническое, Агорофобия, Социально тревожное , специфичная фобия).
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 15.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.1. Обоснование актуальности темы 3
1.2 Цель, задачи и структура семинара 4
ЧАСТЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАССТРОЙСТВ, СВЯЗАННЫХ С ТРЕВОГОЙ И СТРАХОМ 5
1.1. Генерализованное тревожное расстройство: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы терапии 5
1.2. Паническое расстройство: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы терапии 9
1.3. Агорафобия: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы терапии 14
1.4. Социально-тревожное расстройство: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы терапии 19
1.5. Специфическая фобия: этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, принципы терапии 24
ЧАСТЬ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА, СВЯЗАННЫЕ 28
С ТРЕВОГОЙ И СТРАХОМ 28
2.1. Дифференциальная диагностика и вспомогательные методы диагностики расстройств, связанных с тревогой и страхом 28
2.2. Психодиагностика расстройств, связанных с тревогой и страхом 41
2.3. Анализ клинических случаев расстройств, связанных с тревогой и страхом…………………………………………………………………………...47
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 62
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ 65
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 68
Пациент сообщает о периодах умственного напряжения, страхе выхода из дома и переживаниях относительно возможных серьезных заболеваний.История заболевания показывает, что пациент начал испытывать тревожные симптомы около года назад после того, как столкнулся с серьезным стрессом на работе. Он заинтересован в психотерапии и готов исследовать свои эмоции и стремления к лечению.В рамках сессий психотерапевт провел психодиагностику, включая клиническое интервью, применение тестов и опросников для оценки уровня тревожности и изучения особенностей личности пациента. Было выявлено, что у пациента преобладает выраженная тревожность, страхи относительно здоровья являются основными, а социальная изоляция усиливает его состояние.В ходе сессий психотерапии разработан индивидуальный план лечения, включающий когнитивно-поведенческие методики, стратегии управления стрессом, работу над иррациональными убеждениями и тренировки релаксации. Пациент активно участвует в терапевтическом процессе, выполняет домашние задания.При анализе клинического случая психотерапевт также учитывает динамику изменений в состоянии пациента, его реакции на терапию, взаимодействие с окружающей средой и социокультурные факторы, которые могут влиять на процесс лечения.По мере продвижения в терапии пациент начинает осознавать и преодолевать свои тревожные мысли и эмоции, улучшается его способность управлять стрессом и общаться в социальных ситуациях. Постепенно уменьшается частота и интенсивность панических приступов, а качество сна и общего самочувствия пациента улучшается.Пациенту регулярно предоставляется обратная связь по результатам терапии, обсуждаются достигнутые прогрессы и вырабатываются планы на будущее. Психотерапевт поддерживает клиента, помогая ему осознать и преодолеть прежние паттерны поведения и мышления, способствуя повышению его самооценки и улучшению качества жизни.Таким образом, подробное описание клинического случая позволяет увидеть все аспекты работы психотерапевта с пациентом, от начальной оценки и диагностики до разработки индивидуального плана лечения, проведения терапевтических сессий и оценки динамики изменений в состоянии клиентаПаническое расстройство.Пациентка, 32-летняя женщина по имени Анна, обратилась к психотерапевту со следующими жалобами: в последние несколько месяцев у нее начались периодические приступы неконтролируемой тревоги и паники. Проявления панических атак были следующие: внезапное чувство ужаса и страха, сердцебиение, чувство душной и удушающей атмосферы, головокружение, потливость, дрожь в теле, ощущение неотвязанности от реальности и страха умереть или потерять рассудок. Панические атаки происходили как в домашней обстановке, так и вне ее, что создавало неопределенность и беспокойство у Анны.Дальнейший анамнез позволил выявить, что у Анны также наблюдались симптомы хронической тревожности и повышенной восприимчивости к стрессу в повседневной жизни. Она испытывала переживания о том, что произойдет что-то ужасное или что ей угрожает опасность, даже когда конкретных причин для беспокойства не было. Эти мысли тесно связаны с ее паническими приступами и вызывали у нее дополнительную тревожность и беспокойство.Анна также сообщила, что ее панические атаки стали влиять на ее повседневную жизнь, вызывая социальную изоляцию, страх перед выходом на улицу или походами в магазин, а также нарушения сна и аппетита. Все это приводило к существенному ухудшению качества жизни Анны и затрудняло ее обычные повседневные функции.Психотерапевт провел дополнительное обследование и выяснил, что у Анны нет физиологических причин для ее панических симптомов, и диагностировал у нее паническое расстройство. После тщательного обсуждения с ней ее истории и симптоматики, был разработан план лечения, который включал когнитивно-поведенческую терапию и техники релаксации.В ходе терапии основное внимание уделялось работе с мыслями и убеждениями Анны, которые вызывали панические атаки, а также изучению того, как изменение поведенческих реакций и стратегий самоуспокоения может уменьшить интенсивность симптомов панического расстройства.Постепенно, благодаря сеансам психотерапии, регулярной практике релаксационных методик и поддержке специалиста, Анна начала ощущать улучшение своего состояния. У нее стали появляться новые навыки управления тревогой и паникой, и она смогла справляться с паническими атаками более эффективно. Это позволило ей вернуться к обычной жизни, постепенно преодолевая страхи и препятствия, которые ранее ограничивали ее.Таким образом, кейс Анны является примером успешной работы психотерапевта с пациентом, страдающим паническим расстройством, что привело к улучшению ее психологического благополучия, к возвращению к полноценной жизни.Важно отметить, что психотерапия требует последовательности и постоянства в работе как со стороны пациента, так и со стороны специалиста. Ключевыми моментами успеха в работе над паническим расстройством являются:1. Понимание и осознание пациентом своих симптомов и причин панических атак.2. Разработка индивидуального плана лечения с использованием когнитивно-поведенческих техник.3. Регулярные психотерапевтические сессии для исследования и изменения мыслей, вызывающих тревожность.4. Обучение методам релаксации и самоуспокоения для смягчения физических симптомов тревоги.5. Поддержка и мотивация со стороны психотерапевта на пути к выздоровлению.Этот клинический случай подчеркивает важность раннего обращения за помощью и взаимодействия с квалифицированным специалистом для эффективного лечения панического расстройства.Агорафобия. Пациентка: Анна, 35 лет, женщина, работает в офисе, не состоит в браке, без детей.Жалобы: Анна обратилась к психотерапевту с жалобами на повышенную тревожность, панические атаки и страх перед открытыми пространствами. Она сообщила о том, что последние несколько месяцев испытывает беспокойство и напряжение перед выходом из дома, особенно в людных местах и транспорте.История болезни: Анна рассказала, что около полугода назад у нее произошел сильный панический приступ во время поездки на общественном транспорте. С тех пор она стала избегать поездок на метро и автобусах из-за страха перед новыми приступами и ощущением утраты контроля.Осмотр: При осмотре Анна демонстрировала признаки тревоги, была напряженной и обеспокоенной. Она рассказала, что испытывает учащенное сердцебиение, потливость и тремор в теле при мысли о выходе из дома или нахождении в людных местах.Диагноз: На основании клинической картины и симптомов диагностирована агорафобия с паническими атаками.План лечения: План лечения включает в себя когнитивно-поведенческуютерапию для агорафобии, направленную на изменение негативных мыслей и поведенческих паттернов, способствующих страху и тревоге. Сеансы терапии будут включать работу над идентификацией и изменением искаженных мыслей, приводящих к тревоге, а также экспозиционные практики для постепенного привыкания к страшным ситуациям.Помимо этого, рекомендуется включить методики релаксации и дыхательные упражнения для уменьшения физических симптомов тревоги и улучшения самочувствия пациентки.С учетом индивидуальных особенностей Анны и ее готовности к работе над собой, терапевтический процесс будет адаптирован для достижения наилучших результатов и освобождения от страхов, связанных с агорафобией. Пациентке будет предоставлена поддержка и понимание во время лечения, а также инструменты для самостоятельной работы над собой в повседневной жизни.Эффективность терапии агорафобии зависит от ряда факторов, включая индивидуальные особенности пациента, степень выраженности симптомов, мотивацию к изменениям, качество отношения с терапевтом, а также последовательность и эффективность проводимых методов.В общем случае, когнитивно-поведенческая терапия, которая часто применяется для лечения агорафобии, показывает хорошие результаты. Пациенты могут наблюдать улучшение симптомов уже после нескольких сеансов терапии, однако для долгосрочных результатов часто требуется регулярные занятия и последовательное продолжение работ над собой.Динамика терапии может быть разной для каждого пациента. Некоторые пациенты могут заметить улучшения быстро и находиться на пути к выздоровлению, в то время как у других процесс может быть более постепенным. Важно помнить, что каждое изменение к лучшему, даже самое незначительное, значимо и важно для пациента.Следует отметить, что соблюдение рекомендаций терапевта, регулярные занятия, самостоятельная работа над собой и открытое общение с терапевтом способствуют более успешному проведению терапии и достижению целей лечения.Социальное тревожное расстройство.Пациент Алиса, женщина 28 лет, обратилась к психотерапевту с жалобами на чрезмерную тревожность и беспокойство в социальных ситуациях. Пациентка сообщила, что испытывает интенсивный страх и беспокойство перед встречами с новыми людьми, выступлениями на публике и даже во время общения с коллегами на работе. Она также отметила физиологические проявления тревоги, такие как учащенное сердцебиение, потливость и дрожь.Алиса рассказала, что избегает социальных событий и старается оставаться вдали от людей, чтобы избежать ситуаций, которые могут вызвать тревогу. Она также говорила о чувстве стыда и беспомощности из-за своей тревожности в социальных ситуациях. Симптомы тревоги начали проявляться около 2-х лет назад и ухудшились за последние несколько месяцев.Психотерапевт провел детальное клиническое интервью с Алисой, используя структурированные вопросы для оценки характера ее тревожности, длительности симптомов, наличия стрессов и сопутствующих эмоциональных расстройств. Также были использованы опросники для более точной оценки уровня тревожности и влияния на жизнь пациентки.Диагнозом у пациентки было установлено социальное тревожное расстройство. Психотерапевт начал работу с Алисой над разработкой стратегий справления с тревожностью, когнитивно-поведенческих методики техник, направленных на изменение негативных мыслей и поведения, связанных с социальной тревожностью.В рамках терапии были проведены следующие шаги:1. Идентификация и анализ негативных мыслей: Психотерапевт помог Алисе распознать и оценить негативные убеждения и мысли, которые вызывают тревогу в социальных ситуациях. Было рекомендовано вести дневник мыслей для отслеживания их частоты и контекста.2. Разработка стратегий справления: Алисе предложили практиковать методы релаксации, такие как дыхательные упражнения и прогрессивное мышечное расслабление, для снижения уровня тревоги в течение дня. Также были предложены техники медитации и практики осознанности.3. Экспозиция и привыкание: Психотерапевт провел с Алисой серию сеансов экспозиции, включая постепенное введение в социальные ситуации, которые вызывали у нее тревогу. Целью было постепенное преодоление страха и создание новых ассоциаций с социальными событиями.4. Поведенческая активация: Для повышения уровня активности и уверенности в себе, психотерапевт с Алисой разработали план постепенного включения в социальные действия и участия в групповых мероприятиях.Как результат, в течение нескольких месяцев терапии, Алиса сообщила о постепенном уменьшении тревожности в социальных ситуациях, улучшении самооценки и возросшей способности справляться с вызовами повседневной жизни.Она также заметила улучшение в своих межличностных отношениях и более комфортно чувствовала себя в различных социальных сценариях.В завершение терапии, психотерапевт провел с Алисой сеанс рефлексии, где были обсуждены ее достижения, прогресс и стратегии для поддержания улучшений в будущем. Был разработан план дальнейшей поддержки и преодоления вызовов, которые могут возникнуть на пути к долгосрочной стабильности.Алиса закончила терапию с более положительным настроем, уверенностью в себе и умением эффективно управлять своей тревожностью в социальных ситуациях. Она также изъявила желание использовать изученные навыки в повседневной жизни и продолжить работу над личностным ростом в долгосрочной перспективе.Специфические фобии.Пациент: Женщина, 30 лет, по профессии бухгалтер.Жалобы: Пациентка обратилась к психотерапевту со следующими жалобами. В течение последних 5 лет она столкнулась с повышенной тревожностью, паническими атаками, сильным дискомфортом и страхом при любом упоминании выступлений перед аудиторией. Причиной стало заблуждение, что ее окружающие будут критиковать и осуждать ее за возможные ошибки или несовершенства во время выступления.Анамнез болезни: Пациентка упоминает, что в детстве у нее не было аналогичных проблем, но после неудачного публичного выступления на работе 5 лет назад начались симптомы тревоги и страха. С каждым новым выступлением женщина испытывала усиливающуюся тревожность, что привело к избеганию публичных выступлений и повышенной напряженности на работе.Диагноз: По результатам диагностики и консультации психотерапевт поставил диагноз специфической фобии (социофобии) - страх перед публичными выступлениями.План лечения:После установления диагноза и согласования с пациентом был составлен план лечения, который включал когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) и методы экспозиции. Сессии терапии были направлены на идентификацию и изменение искаженных мыслей пациентки относительно выступлений, разработку стратегий справления социальной тревоги и проведение постепенной экспозиции к ситуациям публичных выступлений.Терапевтические методы включали в себя:1. Когнитивную перестройку: Пациентке помогали выявить и изменить негативные мысли и убеждения, вызывающие страх перед выступлениями. Были проведены упражнения по коррекции мышления и созданию более реалистичных суждений.2. Техники релаксации: Пациентке были предложены методы релаксации и дыхательные упражнения для снижения уровня тревожности и физиологического напряжения перед выступлениями.3. Экспозиция: Совместно с терапевтом пациентка составила поэтапный план экспозиции к ситуациям публичных выступлений. Начиная с малых шагов, например, выступлений перед несколькими близкими друзьями или коллегами, постепенно переходя к более сложным задачам выступлений перед большей аудиторией.4. Поддержка и обратная связь: Терапевт предоставлял пациентке эмоциональную поддержку и стимулировал ее процесс изменений. Важной частью терапии была обратная связь о прогрессе в преодолении страха и улучшении самочувствия.Прогноз: С учетом регулярности и преданности пациентки выполнению рекомендаций терапевта, а также эффективности терапевтических методов, прогноз ожидается благоприятным. Пациентка постепенно сможет справляться с тревогой перед публичными выступлениями и вернуть контроль над ситуацией.Такое комплексное и индивидуальное лечение позволяет рассматривать специфическую фобию как преодолимую проблему. Пациентка сможет развивать навыки саморегуляции, управления стрессом и преодоления социальных барьеров, что существенно улучшит ее качество жизни и профессиональную деятельность.Важно помнить, что каждый клинический случай уникален, и план лечения должен быть адаптирован к индивидуальным потребностям пациента. Психотерапия, особенно с использованием когнитивно-поведенческих методов, представляет эффективный инструмент для преодоления фобий и других психологических проблем.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлександровский Ю.А. Рациональная фармакотерапия в психиатрической практике [Электронный ресурс]: руководство для практикующих врачей/под общ. ред. Ю.А. Александровского, Н.Г. Незнанова - М.: Литтерра, 2014. - 1080 с. (Серия "Рациональная фармакотерапия") - ISBN 978-5-4235-0134-1 - Режим доступа: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN9785423501341.html.Алмагамбетова А.А. Клинические особенности и терапия генерализованного тревожного расстройства/А.А. Алмагамбетова, Ш.Б. Толеубаева, С.К. Сатаева, Е.А. Павлюкова//Наука и здравоохранение. - 2013. - N 4. - С. 71 - 74.Беккер Р.А. Клоназепам: обзор новейших данных по применению/Р.А. Беккер, Ю.В. Быков//Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. - 2017. - N 1. - С. 17 - 29.Беккер Р.А. Триттико (тразодон) - уникальный серотонинергический антидепрессант с рядом дополнительных свойств/Р.А. Беккер, Ю.В. Быков//Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. - 2018. - N 3 - 4. - С. 51 - 62.Бобров А.Е. Клинические, личностные и когнитивно-стилевые особенности больных с тревожными расстройствами/А.Е. Бобров, Е.В. Файзрахманова//Российский психиатрический журнал. - 2017. - N 5. - С. 50 - 58.Боголепова А.Н. Современные подходы к терапии тревожных расстройств у пациентов пожилого возраста/А.Н. Боголепова, Е.А. Коваленко, Е.В. Махнович//Медицинский совет. - 2017. - N 5. - С. 60 - 64.Быков Ю.В. Агомелатин: расширенные показания в психиатрии, неврологии и наркологии (обзор литературы)/Ю.В. Быков, Р.А. Беккер//Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. - 2018. - N 3 - 4. - С. 4 - 18.Быков Ю.В. Сульпирид в терапии тревожных расстройств и тревожной симптоматики в рамках иных расстройств (обзор литературы)/Ю.В. Быков, Р.А. Беккер//Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. - 2016. - Т. 18, N 5. - С. 25 - 33.Вельтищев Д.Ю. Генерализованное тревожное расстройство: проблемы диагностики, прогноза и психофармакотерапии/Д.Ю. Вельтищев, А.С. Марченко//Современная терапия психических расстройств. - 2013. - N 1. - С. 17 - 23.Вельтищев Д.Ю. Диагностика и лечение генерализованного тревожного расстройства (обзор литературы)/Д.Ю. Вельтищев//Современная терапия психических расстройств. - 2018. - N 3. - С. 26 - 37.Волель Б.А. Когнитивные нарушения при тревожных расстройствах/Б.А. Волель, Д.С. Петелин, Р.В. Ахапкин, А.А. Малютина//Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2018. - Т. 10, N 1. - С. 78 - 82.Воробьева О.В. Пути повышения эффективности терапии тревожных расстройств в клинике нервных болезней/О.В. Воробьева//Психиатрия и психофармакотерапия - 2018. - N 2. - С. 10 - 15.Воробьева О.В. Пути повышения эффективности терапии тревожных расстройств в клинике нервных болезней/О.В. Воробьева//Психиатрия и психофармакотерапия - 2016. - N 1. - С. 34 - 39.Залуцкая Н.М. Генерализованное тревожное расстройство: современные теоретические модели и подходы к диагностике и терапии. Часть 1./Н.М. Залуцкая//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2014. - N 3. - С. 80 - 89.Залуцкая Н.М. Генерализованное тревожное расстройство: современные теоретические модели и подходы к диагностике и к терапии. Часть 2./Н.М. Залуцкая//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2014. - N 4. - С. 129 - 134.Караваева Т.А. Критерии и алгоритм диагностики генерализованного тревожного расстройства/Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.В. Полторак и др.//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2015. - N 3. - С. 124 - 130.Караваева Т.А. Принципы и алгоритмы психотерапии тревожных расстройств невротического уровня (тревожно-фобических, панического и генерализованного тревожного расстройств)/Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.В. Полторак//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2016. - N 4. - С. 42 - 51.Караваева Т.А. Принципы и алгоритмы психофармакологического лечения тревожных расстройств невротического уровня (тревожно-фобических, панического и генерализованного тревожного расстройств)/Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.В. Полторак, Ю.П. Колесова//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2016. - N 1. - С. 3 - 9.Караваева Т.А. Холистическая диагностика пограничных психических расстройств/Т.А. Караваева, А.П. Коцюбинский. - Санкт-Петербург: Спецлит, 2017. - 286 с.Костюкова Е.Г. Дифференцированная фармакотерапия генерализованного тревожного расстройства/Е.Г. Костюкова, М.Я. Ладыженский//Современная терапия психических расстройств. - 2018. - N 1. - С. 45 - 52.Левин О.С. Генерализованное тревожное расстройство: диагностика, коморбидность и лечение/О.С. Левин//Современная терапия в психиатрии и неврологии. - 2016. - N 2. - С. 4 - 10.Мартынихин И.А. Гендерные различия эпидемиологии и патогенеза депрессивных и тревожных расстройств в контексте их влияния на эффективность терапии сертралином (Золофтом)./И.А. Мартынихин//Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина. - 2019. - N 03. - С. 52 - 58.Медведев В.Э. Алимемазин в психиатрии и психосоматике/В.Э. Медведев//Психиатрия и психофармакотерапия - 2018. - N 3 - 4. - С. 26 - 33.Мосолов С.Н. Алгоритм биологической терапии генерализованного тревожного расстройства/С.Н. Мосолов, П.В. Алфимов//Современная терапия психических расстройств. - 2015. - N 2. - С. 24 - 28.Незнамов Г.Г. Субъективная оценка больными действия анксиолитиков: зависимость от структуры тревожных расстройств/Г.Г. Незнамов, М.В. Метлина, Н.И. Богданова и др.//Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. - 2017. - Т. 19, N 3. - С. 10 - 18.Незнанов Н.Г. Особенности диагностики генерализованного тревожного расстройства российскими психиатрами: результаты исследования с использованием оценки кратких клинических описаний/Н.Г. Незнанов, И.А. Мартынихин//Современная терапия психических расстройств. - 2018. - N 4. - С. 51 - 59.Незнанов Н.Г., Мартынихин И.А., Мосолов С.Н. Диагностика и терапия тревожных расстройств в Российской Федерации: результаты опроса врачей психиатров.//Современная терапия психических расстройств. - 2017, N 2, С. 2 - 15Николаев Н.А. Российский универсальный опросник количественной оценки приверженности к лечению (КОП-25)/Н.А. Николаев, Ю.П. Скирденко//Клиническая фармакологическая терапия. - 2018. - N 27(1). - С. 74 - 78.Осадший Ю.Ю. Место бензодиазепинов в современной терапии психических расстройств (обзор доказательных исследований)/Ю.Ю. Осадший, Р.А. Вобленко, Д.С. Арчаков, Е.А. Тараканова//Современная терапия психических расстройств. - 2016. - N 1. - С. 2 - 10.Ромасенко Л.В. Генерализованное тревожное расстройство у пациентов общей медицинской практики: клиника, лечение/Л.В. Ромасенко, Ю.А. Александровский, В.М. Махов и др.//Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. - 2015. - N 3 - С. 56 - 59.Холмогорова А.Б. Когнитивно-бихевиоральные модели и методы лечения генерализованного тревожного расстройства/А.Б. Холмогорова//Современная терапия психических расстройств. - 2014. - N 1. - С. 19 - 24.Шавловская О.А. Коррекция тревожных нарушений: фокус на коморбидного пациента/О.А. Шавловская, С.Л. Кузнецов//Терапевтический архив. - 2018. - N 4. - С. 67 – 71.Bandelow B. Epidemiology of anxiety disorders in the 21st century/B.Bandelow, S. Michaelis//Dialogues Clin. Neurosci. - 2015. - Vol. 17(3). - Р. 327 - 335. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4610617Lijster J.M. The Age of Onset of Anxiety Disorders/J.M. Lijster, B. Dierckx, E.M. Utens et al.//Can. J. Psychiatry. - 2017 Vol. 62(4). - Р. 237 - 246. - doi: 10.1177/0706743716640757.Maron E. Biological markers of generalized anxiety disorder/E.Maron, D. Nutt/Dialogues Clin. Neurosci. - 2017. - Vol. 19(2) - Р. 147 - 158. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5573559Pavlova B. Prevalence of current anxiety disorders in people with bipolar disorder during euthymia: a meta-analysis/B. Pavlova, R.H. Perlis, O. Mantere et al.//Psychol. Med. - 2017. - Vol. 47(6). - Р. 1107 - 1115. Preti A. Prevalence, impact and treatment of generalised anxiety disorder in bipolar disorder: a systematic review and meta-analysis/A. Preti, J. Vrublevska, A.A. Veroniki et al.//Evid.BasedMent.Health. - 2016. - Vol. 19(3). - Р. 73 - 81. - doi: 10.1136/eb-2016-102412.Roles S. The largest meta-analysis of pharmaceutical treatments of Generalised Anxiety Disorder consolidates current knowledge and reveals convincing effectiveness of Venlafaxine/S. Roles//Evid.BasedNurs. - 2019. - Vol. 28. - pii: ebnurs-2019-103111. - doi: 10.1136/ebnurs-2019-103111. [Epub ahead of print].Slee A. Pharmacological treatments for generalised anxiety disorder: a systematic review and network meta-analysis/A. Slee, I. Nazareth, P. Bondaronek et al.//Lancet. - 2019. - Vol. 23, N 393 (10173). - Р. 768 - 777. Stein D.J. Epidemiology of anxiety disorders: from surveys to nosology and back/D.J. Stein, K.M. Scott, P. de Jonge, R. C. Kessler//Dialogues Clin. Neurosci. - 2017/-Vol. 19(2). - Р. 127 - 136.ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ1. Что представляет собой генерализованное тревожное расстройство и какие основные симптомы с ним связаны?2. Какие особенности характеризуют паническое расстройство и какие могут быть триггерами для панических атак?3. Что представляет собой агорафобия и какие основные стратегии лечения расстройства могут быть применены?4. Какие особенности социально-тревожного расстройства отличают его от других видов тревожных расстройств?5. Какие механизмы заложены в развитии специфической фобии и какие виды специфических фобий можно выделить?6. Какие факторы могут способствовать возникновению и ухудшению расстройств, связанных с тревогой и страхом?7. Каковы основные методы диагностики расстройств, связанных с тревогой и страхом, и какие инструменты используются для определения этих состояний?8. Как можно провести дифференциальную диагностику между различными видами тревожных и фобических расстройств?9. Какие подходы к лечению расстройств, связанных с тревогой и страхом, наиболее эффективны с точки зрения исследований и практической клинической работы?10. Какие меры профилактики можно предпринять для предотвращения возникновения тревожных и фобических расстройств у людей с предрасположенностью к ним?11. Какие биологические факторы могут играть роль в развитии тревожных и фобических расстройств?12. Какие психологические механизмы могут способствовать поддержанию тревоги и страха у людей с тревожными расстройствами?13. Какие социокультурные факторы могут оказывать влияние на развитие тревожных расстройств и фобий в различных культурах и обществах?14. Какова роль генетических факторов в возникновении и развитии расстройств, связанных с тревогой и страхом, и какие исследования подтверждают генетическую составляющую?15. Какие психотерапевтические подходы эффективны в лечении тревожных и фобических расстройств, и как они помогают пациентам преодолевать свои страхи?16. Каково понимание агорафобии и социально-тревожного расстройства в контексте межличностных отношений и социальной адаптации пациентов?17. Какие стратегии самоуправления и саморегуляции могут быть полезны для пациентов с тревожными расстройствами в повседневной жизни?18. Какие методы когнитивно-поведенческой терапии могут использоваться для изменения деструктивных мыслей и поведений у пациентов с тревожными расстройствами?19. Какие рекомендации можно дать близким и окружающим для поддержки людей, страдающих от тревожных расстройств?20. Какие техники работы с телом и сенсорной стимуляцией могут быть эффективны в уменьшении тревожности и улучшении самопочувствия у пациентов с тревожными расстройствами?21. Каковы основные принципы применения экспозиционной терапии в лечении фобий и других тревожных расстройств, и какие виды экспозиции могут быть использованы?22. Какие техники релаксации и медитации помогают снижать тревожность и страх у пациентов с тревожными расстройствами, и как они взаимодействуют с когнитивно-поведенческими методами?23. Какие психообразовательные программы могут быть эффективны в профилактике тревожных расстройств, особенно у детей и подростков?24. Какие признаки указывают на необходимость медикаментозного лечения при тревожных и фобических расстройствах, и каковы основные группы препаратов, применяемых в таких случаях?25. Каково влияние жизненных стрессоров и травматических событий на возникновение и течение тревожных расстройств, и какие стратегии адаптации могут быть полезны для пациентов?26. Какова роль эмоционального регулирования в управлении тревожностью и страхом у людей с тревожными и фобическими расстройствами?27. Какие механизмы могут лежать в основе развития тревожных фобий у конкретных лиц, и какие методы диагностики и оценки используются для распознавания этих механизмов?28. Какие биосоциальные модели объясняют возникновение и сохранение тревожных расстройств, и какие факторы влияют на развитие этих моделей?29. Какие методики и тесты используются для оценки уровня тревоги и страха у пациентов, и как эти данные помогают в планировании индивидуальной терапии?30. Каково влияние тревожных расстройств на общественную и профессиональную деятельность пациентов, и какие стратегии реабилитации могут помочь им в успешной адаптации?ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ1. Что характеризует генерализованное тревожное расстройство?a) Эпизодически возникающие панические атакиb) Навязчивые страхи перед конкретными ситуациями или объектамиc) Чрезмерная тревожность и беспокойство на протяжении длительного времени2. Какой наиболее характерный симптом панического расстройства?a) Избегание открытых или общественных местb) Необоснованные атаки интенсивной тревоги, сопровождающиеся физиологическими проявлениямиc) Страх перед выступлениями в обществе3. Что определяет агорафобию?a) Страх перед конкретными объектами или ситуациямиb) Избегание открытых или тесных пространств, мест, площадейc) Чрезмерная тревожность и беспокойство на протяжении длительного времени4. Симптомы какого расстройства чаще проявляются в ситуациях общения с незнакомыми людьми или в общественных мероприятиях?a) Генерализованное тревожное расстройствоb) Специфическая фобияc) Социально-тревожное расстройство5. Какая форма фобии характеризуется чрезмерным страхом перед конкретными объектами или ситуациями?a) Генерализованная фобияb) Агорафобияc) Специфическая фобия6. Какой из нижеперечисленных видов тревожных расстройств характеризуется наличием панических атак?a) Генерализованное тревожное расстройствоb) Паническое расстройствоc) Специфическая фобия7. Что обычно сопровождает панические атаки?a) Постоянная тревожность и беспокойствоb) Ощущение нереальности окружающего мира, деперсонализацияc) Чувство ужасающей угрозы, потеря контроля над собой8. Какое из этих расстройств характеризуется переживанием страха перед тем, что не будет возможности сбежать в случае возникновения панических симптомов?a) Генерализованное тревожное расстройствоb) Паническое расстройство с агорафобиейc) Социально-тревожное расстройство9. Что отличает специфическую фобию от других фобий?a) Страх перед конкретными объектами или ситуациямиb) Навязчивые страхи перед социальными контактамиc) Чувство тревоги и беспокойства на протяжении длительного времени10. Как называется страх перед местами, где человек может испытать паническую атаку и не получит помощи?a) Социально-тревожная фобияb) Агорафобияc) Специфическая фобия11. Что является основным критерием для диагностики панического расстройства?a) Наличие страха перед конкретными объектами или ситуациямиb) Внезапное возникновение панических атакc) Продолжительная тревожность и беспокойство12. Какие физиологические реакции типичны для тревожных расстройств?a) Повышенное артериальное давление и учащенное сердцебиениеb) Пониженное давление и замедленное сердцебиениеc) Повышенное желудочное кислотообразование13. Что характерно для генерализованного тревожного расстройства?a) Навязчивые страхи перед конкретными объектами или ситуациямиb) Чрезмерная тревожность и беспокойство на протяжении длительного времениc) Периодически возникающие панические атаки14. Что определяет фобию?a) Избегание открытых или общественных местb) Необоснованный страх перед конкретными объектами или ситуациямиc) Чрезмерная тревожность и беспокойство на протяжении длительного времени15. Как переживает люди, страдающие социально-тревожным расстройством?a) Бесконтрольные панические атаки и тревожность перед общественными ситуациямиb) Страх перед конкретными объектами или ситуациямиc) Многократные переживания унижения или оценки другими.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫДля изучения темы расстройств, связанных с тревогой и страхом, следует иметь следующее материально-техническое обеспечение:1. Учебные материалы: учебники, статьи, учебные пособия, журнальные статьи и другие издания, посвященные тревожным расстройствам.2. Интернет-ресурсы: доступ к актуальным и авторитетным онлайн-источникам, а также электронным библиотекам для получения информации о тревожных расстройствах.3. Психологические тесты и опросники: для изучения методик диагностики тревожных расстройств и их симптоматики.4. Видео-материалы: видеолекции, обучающие видеоролики и фильмы, посвященные теме тревожных расстройств.5. Программное обеспечение: специализированные программы для виртуальной реальности, тренинга управления стрессом, медитации и релаксации.6. Профессиональные консультации: доступ к психологам, психотерапевтам или специалистам по тревожным расстройствам для консультаций и советов.7. Методические пособия: материалы с методическими рекомендациями по работе с пациентами, страдающими от тревожных расстройств.Помимо перечисленного, важно также обеспечить себя спокойной обстановкой и временем для изучения и погружения в тему тревожных расстройств. Активное участие в обучающих мероприятиях, семинарах и конференциях по этой теме также может быть полезным для углубленного понимания и изучения расстройств, связанных с тревогой и страхом.
2. Алмагамбетова А.А. Клинические особенности и терапия генерализованного тревожного расстройства/А.А. Алмагамбетова, Ш.Б. Толеубаева, С.К. Сатаева, Е.А. Павлюкова//Наука и здравоохранение. - 2013. - N 4. - С. 71 - 74.
3. Беккер Р.А. Клоназепам: обзор новейших данных по применению/Р.А. Беккер, Ю.В. Быков//Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. - 2017. - N 1. - С. 17 - 29.
4. Беккер Р.А. Триттико (тразодон) - уникальный серотонинергический антидепрессант с рядом дополнительных свойств/Р.А. Беккер, Ю.В. Быков//Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. - 2018. - N 3 - 4. - С. 51 - 62.
5. Бобров А.Е. Клинические, личностные и когнитивно-стилевые особенности больных с тревожными расстройствами/А.Е. Бобров, Е.В. Файзрахманова//Российский психиатрический журнал. - 2017. - N 5. - С. 50 - 58.
6. Боголепова А.Н. Современные подходы к терапии тревожных расстройств у пациентов пожилого возраста/А.Н. Боголепова, Е.А. Коваленко, Е.В. Махнович//Медицинский совет. - 2017. - N 5. - С. 60 - 64.
7. Быков Ю.В. Агомелатин: расширенные показания в психиатрии, неврологии и наркологии (обзор литературы)/Ю.В. Быков, Р.А. Беккер//Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. - 2018. - N 3 - 4. - С. 4 - 18.
8. Быков Ю.В. Сульпирид в терапии тревожных расстройств и тревожной симптоматики в рамках иных расстройств (обзор литературы)/Ю.В. Быков, Р.А. Беккер//Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. - 2016. - Т. 18, N 5. - С. 25 - 33.
9. Вельтищев Д.Ю. Генерализованное тревожное расстройство: проблемы диагностики, прогноза и психофармакотерапии/Д.Ю. Вельтищев, А.С. Марченко//Современная терапия психических расстройств. - 2013. - N 1. - С. 17 - 23.
10. Вельтищев Д.Ю. Диагностика и лечение генерализованного тревожного расстройства (обзор литературы)/Д.Ю. Вельтищев//Современная терапия психических расстройств. - 2018. - N 3. - С. 26 - 37.
11. Волель Б.А. Когнитивные нарушения при тревожных расстройствах/Б.А. Волель, Д.С. Петелин, Р.В. Ахапкин, А.А. Малютина//Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. - 2018. - Т. 10, N 1. - С. 78 - 82.
12. Воробьева О.В. Пути повышения эффективности терапии тревожных расстройств в клинике нервных болезней/О.В. Воробьева//Психиатрия и психофармакотерапия - 2018. - N 2. - С. 10 - 15.
13. Воробьева О.В. Пути повышения эффективности терапии тревожных расстройств в клинике нервных болезней/О.В. Воробьева//Психиатрия и психофармакотерапия - 2016. - N 1. - С. 34 - 39.
14. Залуцкая Н.М. Генерализованное тревожное расстройство: современные теоретические модели и подходы к диагностике и терапии. Часть 1./Н.М. Залуцкая//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2014. - N 3. - С. 80 - 89.
15. Залуцкая Н.М. Генерализованное тревожное расстройство: современные теоретические модели и подходы к диагностике и к терапии. Часть 2./Н.М. Залуцкая//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2014. - N 4. - С. 129 - 134.
16. Караваева Т.А. Критерии и алгоритм диагностики генерализованного тревожного расстройства/Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.В. Полторак и др.//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2015. - N 3. - С. 124 - 130.
17. Караваева Т.А. Принципы и алгоритмы психотерапии тревожных расстройств невротического уровня (тревожно-фобических, панического и генерализованного тревожного расстройств)/Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.В. Полторак//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2016. - N 4. - С. 42 - 51.
18. Караваева Т.А. Принципы и алгоритмы психофармакологического лечения тревожных расстройств невротического уровня (тревожно-фобических, панического и генерализованного тревожного расстройств)/Т.А. Караваева, А.В. Васильева, С.В. Полторак, Ю.П. Колесова//Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 2016. - N 1. - С. 3 - 9.
19. Караваева Т.А. Холистическая диагностика пограничных психических расстройств/Т.А. Караваева, А.П. Коцюбинский. - Санкт-Петербург: Спецлит, 2017. - 286 с.
20. Костюкова Е.Г. Дифференцированная фармакотерапия генерализованного тревожного расстройства/Е.Г. Костюкова, М.Я. Ладыженский//Современная терапия психических расстройств. - 2018. - N 1. - С. 45 - 52.
21. Левин О.С. Генерализованное тревожное расстройство: диагностика, коморбидность и лечение/О.С. Левин//Современная терапия в психиатрии и неврологии. - 2016. - N 2. - С. 4 - 10.
22. Мартынихин И.А. Гендерные различия эпидемиологии и патогенеза депрессивных и тревожных расстройств в контексте их влияния на эффективность терапии сертралином (Золофтом)./И.А. Мартынихин//Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина. - 2019. - N 03. - С. 52 - 58.
23. Медведев В.Э. Алимемазин в психиатрии и психосоматике/В.Э. Медведев//Психиатрия и психофармакотерапия - 2018. - N 3 - 4. - С. 26 - 33.
24. Мосолов С.Н. Алгоритм биологической терапии генерализованного тревожного расстройства/С.Н. Мосолов, П.В. Алфимов//Современная терапия психических расстройств. - 2015. - N 2. - С. 24 - 28.
25. Незнамов Г.Г. Субъективная оценка больными действия анксиолитиков: зависимость от структуры тревожных расстройств/Г.Г. Незнамов, М.В. Метлина, Н.И. Богданова и др.//Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. - 2017. - Т. 19, N 3. - С. 10 - 18.
26. Незнанов Н.Г. Особенности диагностики генерализованного тревожного расстройства российскими психиатрами: результаты исследования с использованием оценки кратких клинических описаний/Н.Г. Незнанов, И.А. Мартынихин//Современная терапия психических расстройств. - 2018. - N 4. - С. 51 - 59.
27. Незнанов Н.Г., Мартынихин И.А., Мосолов С.Н. Диагностика и терапия тревожных расстройств в Российской Федерации: результаты опроса врачей психиатров.//Современная терапия психических расстройств. - 2017, N 2, С. 2 - 15
28. Николаев Н.А. Российский универсальный опросник количественной оценки приверженности к лечению (КОП-25)/Н.А. Николаев, Ю.П. Скирденко//Клиническая фармакологическая терапия. - 2018. - N 27(1). - С. 74 - 78.
29. Осадший Ю.Ю. Место бензодиазепинов в современной терапии психических расстройств (обзор доказательных исследований)/Ю.Ю. Осадший, Р.А. Вобленко, Д.С. Арчаков, Е.А. Тараканова//Современная терапия психических расстройств. - 2016. - N 1. - С. 2 - 10.
30. Ромасенко Л.В. Генерализованное тревожное расстройство у пациентов общей медицинской практики: клиника, лечение/Л.В. Ромасенко, Ю.А. Александровский, В.М. Махов и др.//Психиатрия и психофармакотерапия: журнал им. П.Б. Ганнушкина. - 2015. - N 3 - С. 56 - 59.
31. Холмогорова А.Б. Когнитивно-бихевиоральные модели и методы лечения генерализованного тревожного расстройства/А.Б. Холмогорова//Современная терапия психических расстройств. - 2014. - N 1. - С. 19 - 24.
32. Шавловская О.А. Коррекция тревожных нарушений: фокус на коморбидного пациента/О.А. Шавловская, С.Л. Кузнецов//Терапевтический архив. - 2018. - N 4. - С. 67 – 71.
33. Bandelow B. Epidemiology of anxiety disorders in the 21st century/B.Bandelow, S. Michaelis//Dialogues Clin. Neurosci. - 2015. - Vol. 17(3). - Р. 327 - 335. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4610617
34. Lijster J.M. The Age of Onset of Anxiety Disorders/J.M. Lijster, B. Dierckx, E.M. Utens et al.//Can. J. Psychiatry. - 2017 Vol. 62(4). - Р. 237 - 246. - doi: 10.1177/0706743716640757.
35. Maron E. Biological markers of generalized anxiety disorder/E.Maron, D. Nutt/Dialogues Clin. Neurosci. - 2017. - Vol. 19(2) - Р. 147 - 158. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5573559
36. Pavlova B. Prevalence of current anxiety disorders in people with bipolar disorder during euthymia: a meta-analysis/B. Pavlova, R.H. Perlis, O. Mantere et al.//Psychol. Med. - 2017. - Vol. 47(6). - Р. 1107 - 1115.
37. Preti A. Prevalence, impact and treatment of generalised anxiety disorder in bipolar disorder: a systematic review and meta-analysis/A. Preti, J. Vrublevska, A.A. Veroniki et al.//Evid.BasedMent.Health. - 2016. - Vol. 19(3). - Р. 73 - 81. - doi: 10.1136/eb-2016-102412.
38. Roles S. The largest meta-analysis of pharmaceutical treatments of Generalised Anxiety Disorder consolidates current knowledge and reveals convincing effectiveness of Venlafaxine/S. Roles//Evid.Based Nurs. - 2019. - Vol. 28. - pii: ebnurs-2019-103111. - doi: 10.1136/ebnurs-2019-103111. [Epub ahead of print].
39. Slee A. Pharmacological treatments for generalised anxiety disorder: a systematic review and network meta-analysis/A. Slee, I. Nazareth, P. Bondaronek et al.//Lancet. - 2019. - Vol. 23, N 393 (10173). - Р. 768 - 777.
40. Stein D.J. Epidemiology of anxiety disorders: from surveys to nosology and back/D.J. Stein, K.M. Scott, P. de Jonge, R. C. Kessler//Dialogues Clin. Neurosci. - 2017/-Vol. 19(2). - Р. 127 - 136.