Литература периода феодальной раздробленности и начала формирования централизованного государства (вторая треть XII – первая треть XV вв.). («Слово о полку Игореве», «Житие Александра Невского», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание и Мамаевом побоище»).Оглавление Введение 3 1. Общая характеристика русской литературы периода феодальной раздробленности и начала формирования централизованного государства 4 2. «Слово о полку Игореве» как исторический памятник истории Руси 7 3. Жизнеописание великого человека - «Повесть о житии Александра Невского» 10 4. «Повесть о разорении Рязани Батыем» 13 5. «Задонщина» 15 6. «Сказание и Мамаевом побоище» 18 Заключение 21 Список использованной литературы 22
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 8 + 8 источников
- Добавлена 01.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Общая характеристика русской литературы периода феодальной раздробленности и начала формирования централизованного государства 4
2. «Слово о полку Игореве» как исторический памятник истории Руси 7
3. Жизнеописание великого человека - «Повесть о житии Александра Невского» 10
4. «Повесть о разорении Рязани Батыем» 13
5. «Задонщина» 15
6. «Сказание и Мамаевом побоище» 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Первая часть пропитана горечью, описывается поражение русских и плач их жен, но вскоре сама природа предвещает близкую победу русских. Враг был побежден и спасается бегством."Задонщина" является поэтическим изложением событий, произошедших на Куликовом поле, и исторической повестью, цель которой - восхвалять победу русских князей над татаро-монголами.Автор "Задонщины" черпал исторические сведения из летописей, а в качестве литературного образца использовал другое древнерусское произведение - "Слово о полку Игореве". Поэтический план текста "Задонщины" был прямо взят из "Слова".Автор неслучайно использует образы и обороты из "Слова о полку Игореве", устанавливая параллели между прошлым и будущим, что придает "Задонщине" гражданский и исторический пафос [2, стр. 223]. В тексте произведения также присутствует личное отношение автора к описываемым событиям.Еще одной особенностью "Задонщины" является специфическое использование художественных средств, заимствованных из "Слова о полку Игореве". В тексте можно обнаружить прямые заимствования, а также использование фольклорных выражений, чаще всего в отрицательных сравнениях.Традиция воинской повести также повлияла на формирование текста "Задонщины"[1, стр. 350]. В произведении преобладает эпическое повествование, и эмоционально-лирическое начало представлено в меньшей степени, что позволяет отнести данное произведение к жанру воинской повести.«Сказание и Мамаевом побоище»"Сказание о Мамаевом побоище" - это древнерусский летописный текст, который описывает события, произошедшие в 1380 году во время битвы на Куликовом поле, также известной как Мамаево побоище. Это событие стало одним из ключевых моментов в истории Руси, когда русские княжества объединились для отражения нашествия Золотой Орды.Сказание описывает подготовку к битве, само сражение и его исход, а также героические подвиги русских воинов. Текст служит источником информации о важных событиях и личностях того времени и является одним из важных памятников древнерусской литературы [5, стр. 23].В «Сказании» описываются небесные видения, предвещавшие победу русского народа, а также приводится множество интересных подробностей этого события. В тексте содержатся и исторически достоверные факты, такие как маршрут русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, переправы через реки Оку и Дон, участие князей и воевод в сражении, а также действия Засадного полка и др. Однако присутствуют и некоторые легендарные эпизоды.Главным героем «Сказания» является Дмитрий Донской. Это произведение не только рассказ о Куликовской битве, но и посвящено восхвалению великого князя московского. Автор изображает Дмитрия как мудрого и смелого полководца, подчеркивая его воинскую доблесть и отвагу. Все остальные персонажи произведения вращаются вокруг Дмитрия Донского. Дмитрий является старшим среди русских князей, и все они – его верные помощники и вассалы, включая его младших братьев. Образ Дмитрия Донского в основном идеализирован, но в нем также просматриваются будущие тенденции обращения к личностному началу, и автор иногда описывает особые эмоции Дмитрия (грусть, ярость и т.д.).В «Сказании» поход Дмитрия Ивановича благословляет митрополит Киприан. Однако, в действительности в 1380 году митрополита Киприана не было в Москве. Это не ошибка автора, а литературно-публицистический прием. Автор, ставя своей задачей создать идеальный образ великого князя московского, хотел показать прочный союз московского князя с митрополитом всея Руси. И хотя исторически это не соответствует действительности, в литературном произведении он мог описать благословение Дмитрия и его войска митрополитом Киприаном, учитывая тот факт, что Киприан действительно был митрополитом всея Руси в это время.Во время Куликовской битвы в союз с Мамаем вступили рязанский князь Олег и литовский князь Ягайло, сын умершего в 1377 году литовского князя Ольгерда. В «Сказании» же, описывающем события 1380 года, литовским союзником Мамая называется Ольгерд. Это не ошибка, а сознательный литературно-публицистический прием. Для русских людей конца XIV - начала XV века, особенно для жителей Москвы, имя Ольгерда было связано с его походами на Московское княжество. Он был коварным и опасным врагом Руси, что отражено в летописях. Поэтому в то время, когда это имя было хорошо известно как имя опасного врага Москвы, его могли назвать союзником Мамая вместо Ягайло. В более позднее время такая замена имени уже не имела смысла.Автор сказания допустил ошибки, например, «назначив» в год побоища архиепископом Коломны Геронтия, который занял эту должность более чем через семьдесят лет после битвы. Также он «назначил» архиепископом Новгорода Еуфимия, хотя человека с таким именем в XIV веке не было на этой должности. Литовское войско, которое шло на Куликово поле, автор сказания возглавляет великий князь Ольгерд, который умер за три года до Куликовской битвы.Темника Мамая автор сказания называет «царём», а не князем. Будучи церковником, автор сказания пытается показать Мамая язычником, поэтому описывает его призыв к Магомету, а также к другим богам, таким как Перун, Салават, Раклий и Хорс. Возможно, он выдумал рассказ о визите Дмитрия Ивановича к троицкому игумену Сергию Радонежскому, который предсказал победу над некими «половцами», отправку на бой «иноков» с языческими некалендарными именами Пересвет и Ослябя, а также изобразил рязанского князя Олега Ивановича предателем и придумал поединок перед Куликовской битвой брянского боярина Пересвета с «печенегом» Челубеем."Сказание о Мамаевом побоище" привлекало читателей не только своим подробным описанием Куликовской битвы, но и ярко выраженным сюжетом. Несмотря на риторический стиль, произведение заставляло читателей волноваться и сопереживать судьбе отдельных персонажей и развитию сюжетных перипетий [5, стр. 27]. Различные редакции памятника усложняли и увеличивали количество сюжетных эпизодов, делая "Сказание о Мамаевом побоище" не только историческим и публицистическим произведением, но и увлекательным литературным произведением."Сказание о Мамаевом побоище" считается одним из ключевых текстов, отражающих борьбу русского народа за свободу и независимость от монгольского ига, и его значение простирается на всю историю России.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что временной период второй трети XII – первой трети XV веков на Руси был периодом значительных изменений в литературе, обусловленных сложными историческими событиями того времени. В этот период литературные тексты были преимущественно религиозными. Важное место занимали духовные произведения, такие как жития святых, проповеди, притчи, молитвы. Они отражали духовные ценности и учения Православной Церкви, которые играли важную роль в жизни средневековой Руси.Также в этот период начали появляться первые летописи, которые фиксировали исторические события и предания, что позволяло сохранить память о прошлом для будущих поколений.В литературе этого периода выделяются такие известные произведения как «Слово о полку Игореве» (эпическое произведение, описывающее поход князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году), «Повесть временных лет» (летописное произведение, описывающее историю древней Руси от создания мира до 1110 года), «Житие Александра Невского» (жизнеописание святого князя Александра Невского, его подвигах, битвах и политических успехах), «Повесть о разорении Рязани Батыем» (описание событий 1237 года, когда город Рязань был атакован и разорен монголо-татарскими войсками), «Задонщина» (эпическое произведение, рассказывающее о событиях в России того периода) и пр.Важным литературным явлением стало также развитие устной народной поэзии, из которой вышли народные сказания и былины, передающие мудрость и героические подвиги русского народа.Таким образом, литература этого периода отражает сложные исторические процессы, связанные с формированием русского государства, борьбой за власть и сохранением национальной и культурной идентичности.Список использованной литературыАбашева Д.В. Литература Древней Руси / Д.В. Абашева. Москва: МПГУ, 2019. - 471 с.Адрианова-Перетц В.П. Воинские повести Древней Руси. / В.П. Адрианова-Перетц. Санкт-Петербург: Наука, 2013. - 358 с.Васильев Б.Л. Александр Невский. / Б.Л. Васильев, В.В. Долгов. Москва: Проспект, 2023. - 919 с.Евсеева И.А. "Повесть о разорении Рязани Батыем": редакция XVI и XVII веков. / И.А.Евсеева. Ленинград, 1985. - 217 с.Елагин В.С. "Сказание о Мамаевом побоище" как исторический источник. / В. С. Елагин. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. - 107 с.Лынова Е.П. История литературы Древней Руси (XI-начало XVI в.). / Е.П. Лынова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. - 193 с.Морозов Н.Г. «Повесть о житии Александра Невского»: особенности стиля и образной системы. / Н.Г.Морозов.// Ипатьевский вестник, №4(65), 2021, С. 27-33Слово о полку Игореве: сборник произведений древнерусской литературы. / перевод Д. С. Лихачева. Москва: АСТ, 2021. - 189 с.
1. Абашева Д.В. Литература Древней Руси / Д.В. Абашева. Москва: МПГУ, 2019. - 471 с.
2. Адрианова-Перетц В.П. Воинские повести Древней Руси. / В.П. Адрианова-Перетц. Санкт-Петербург: Наука, 2013. - 358 с.
3. Васильев Б.Л. Александр Невский. / Б.Л. Васильев, В.В. Долгов. Москва: Проспект, 2023. - 919 с.
4. Евсеева И.А. "Повесть о разорении Рязани Батыем": редакция XVI и XVII веков. / И.А. Евсеева. Ленинград, 1985. - 217 с.
5. Елагин В.С. "Сказание о Мамаевом побоище" как исторический источник. / В. С. Елагин. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. - 107 с.
6. Лынова Е.П. История литературы Древней Руси (XI-начало XVI в.). / Е.П. Лынова. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. - 193 с.
7. Морозов Н.Г. «Повесть о житии Александра Невского»: особенности стиля и образной системы. / Н.Г. Морозов. // Ипатьевский вестник, №4(65), 2021, С. 27-33
8. Слово о полку Игореве: сборник произведений древнерусской литературы. / перевод Д. С. Лихачева. Москва: АСТ, 2021. - 189 с.