Содержание психологических трудностей соревновательной деятельности юных бадминтонистов на этапе начальной подготовки
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 34 + 34 источника
- Добавлена 01.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6-26
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВИДА СПОРТА «БАДМИНТОН» И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТСМЕНОВ. . . . . . . .. 6-10
1.1 Характеристика и особенности начальной подготовки игры в бадминтон………………………………….……… 6-11
1.2 Особенности соревновательной деятельности в группах начальной подготовки…………………………………….. 11-14
1.3 Психологическая подготовка и возможные трудности в избранном виде спорта в юном возрасте………... . 14-19
Выводы по первой главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАДМИНТОНИСТОВ 7-8 ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21-27
2.1 Организация и методы исследования психологических трудностей спортсменов 7-8 лет в группах начальной подготовки на соревновательном этапе. . . . . . . . . . . . . 21-24
2.2 Разработка программы преодоления психологических трудностей на занятиях бадминтоном у спортсменов 7-8 лет………………………………………………………... . . . 25-27
Выводы по второй главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30-34
Понимать собственные эмоции, внешне выражать их и контролировать могут лишь 2 человек (рис. 5).Рис. 5. Уровень эмоционального интеллектаТаким образом, у юных бадминтонистов сформированность эмоционального интеллекта недостаточна. Это проявляется тем, что в стрессовых ситуациях они затрудняются управлять интенсивностью эмоций, использовать для достижения своих целей. Среди основных психологических трудностей можно выделить волнение, страх, перенапряжение, давление со стороны.Разработка программы преодоления психологических трудностей на занятиях бадминтоном у спортсменов 7-8 летЮные бадминтонисты испытывают различные психологические трудности, которые мешают демонстрации высоких спортивных результатов, их надежности на соревнованиях. В связи с этим существует необходимость разработки программы для их преодоления. Цель программы: сохранение психического здоровья, снижения психоэмоционального перенапряжения в период соревнований. Успешность реализации программы может определяться на основе целеполагания: - Преобладание позитивного отношения к себе, окружающим, повышение уверенности в своих силах. - Совершенствование адекватного оценивания результатов своей деятельности, понимание природы своих поступков и результатов деятельности сверстников и взрослых.- Развитие основ критического мышления и способности к принятию решений в заданных условиях. - Повышение уровня самоконтроля и своевременная коррекция в зависимости от изменяющихся условий. Ожидаемые результаты:- достижение удовлетворенности детей от занятий бадминтоном;- повышение мотивированности и заинтересованности в занятиях бадминтоном;- формирование личностных качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, трудолюбия, взаимоуважения, взаимопомощи;- самореализация в спортивной деятельности;- обучение управлением эмоциями;- формирование навыков расслабления и снятия напряжения.Условия реализации программы.- укомплектованность штата сотрудников;- научно-методическое обеспечение;- материально-техническое оснащение лагеря;- финансирование программы;- мотивационное обеспечение.Содержание программы.Программа представляет собой комплекс мероприятий, разделенных на 3 большие группы в зависимости от целеполагания каждой из них (табл. 1): 1.Психологическое просвещение;2.Психологическая коррекция;3.Психологическое консультирование.Таблица 4План психологической работыНаименование мероприятияПримечаниеПериодичностьПсихологическое просвещениеБеседы на различные темы (разнообразие эмоций, способов их распознавания)Работы проводится как с детьми, так и тренерским составом, родителями1 раз в неделюДемонстрация кинофильмов/ мультфильмовВыбор осуществляется исходя из интересов учащихся1 раз в месяцБеседы, обсуждения вопросов с тренеромПроводятся во время занятий в зависимости от педагогических условийКаждое занятиеПсихологическая коррекцияИндивидуальные и групповые занятияПроводятся на этапе подготовки к соревнованиямПо требованиюИгры-тренингиПрименяются для снижения напряженности на занятиях1 раз в неделюПсихологическое консультированиеБеседыПроводятся для детей, родителей и тренеров с целью профилактики развития психологических трудностей1 раз в месяцИгры-тренингаНаправлены на обучение приемов саморелаксации, управления эмоциями1 раз в месяцВыводы по Главе 2Среди юных бадминтонистов, обучающихся на базе спортивного отделения ГБУ ДО «МГФСО» СШОР по бадминтону, в возрасте 7-8 лет имеют некоторые психологические трудности, а именно волнение, страх, перенапряжение, давление со стороны. Уровень эмоционального интеллекта у данных спортсменов находится на низком уровне, что свидетельствует об их неспособности управлять эмоциями в стрессовых ситуациях, в том числе в соревновательной деятельности.Для их преодоления разработана программа, которая включает 3 направления: психологическое просвещение, коррекция и консультации. Программа предполагает как работу с детьми, так и с тренерами, родителями. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе изучения научной литературы и результатов проведенного исследования, удалось решить следующие задачи:Бадминтон относится к атлетическим, высококоординационным видам спорта. Начальная подготовка спортсменов в бадминтоне начинается с 6-8-летнего возраста и направлена на улучшение общей физической подготовленности, обучение основным техническим и тактическим приемам. Соревновательная деятельность в группах начальной подготовки отличается тем, что в этот период составляет всего 3-6% от общего количества времени. В первую очередь она направлена на демонстрацию уровня физической подготовленности и освоенной техники. Используются контрольные, отборочные и реже основные соревнования.Психологическая подготовка является неотъемлемой часть в процессе обучения юных спортсменов. Ее значение определяется тем, что способствует формированию психических и личностных особенностей бадминтонистов, повышает их эффективность и надежность на последующих этапах подготовки.С целью изучения психологических трудностей в процессе соревновательной деятельности организовано исследование. В нем приняли участие 15 спортсменов 7-8 лет. Определили, что у большинства эмоциональный интеллект развит слабо. В структуре основных психологических трудностей преобладают волнение, страх, перенапряжение, давление со стороны.Для преодоления данных психологических трудностей предложена программа для учащихся в группах начальной подготовки в возрасте 7-8 лет. Разработаны 3 основные направления работы: психологическое просвещение, коррекция и консультации. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова, Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова – М.: Академический проект, 2012. – 340 с. Артамонова, Т.В. Гендерная дифференциация личности высококвалифицированных спортсменов / Т.В. Артамонова, Т.А. Шевченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 4 (38). – С. 9-13.Байгужина, О.В. Психофизиологический статус спортсменов, занимающихся бадминтоном / О.В. Байгужина, В.Б. Рубанович, О.Б. Никольская // Психология. Психофизиология. – 2021. – № 1. Т. 14. – С. 1-5.Барчукова, Г.В. Анализ соревновательной деятельности сильнейших бадминтонистов в зависимости от эффективности игровых перемещений / Г.В. Барчукова, В.С. Брусованкин, Т.М. Мигалина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 8 (186). – С. 40-48.Барчукова, Г.В. Спортивная подготовка юных бадминтонистов с применением компьютерных технологий: монография / Г.В. Барчукова, М. Тащтариан. – М.: Издательство ООО «Клевер Билдинг Компани», 2020. – 165 с.Бегиева, Б.М. Психолого-педагогические особенности младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихова // Вопросы науки и образования. – 2020. – С. 29-32.Беленко, И.С. Психофизиологические особенности у юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности / И.С. Беленко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 3 (81). – С. 54-58.Валеев, Ф.Г. Повышение скоростных характеристик игры в спортивном бадминтоне с учетом лабильности нервной системы: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Ф.Г. Валеев. – Казань, 1997. – 173 с.Ведерникова, Е.В. Психофизиологические особенности спортсменов-подростков разной спортивной специализации / Е.В. Ведерникова, М.А. Морозова, Е.Г. Шушканова, М.Н. Кротова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 2. – С. 64-67.Волохов, Д.А. Физическая подготовка бадминтонистов / Д.А. Волохов, Т.М. Федорова, А.А. Русина // Современные здоровьесберегающие технологии. – 2021. – № 1. – С. 20-30.Воронина, Г.А.Двигательнаяактивность и развитие детей младшего школьного возраста / Г.А. Воронина // Физическая культура в школе. – 2009. – № 8. – С. 27-29.Гайдамашко, И.В. Модель психологического сопровождения подготовки юных спортсменов / И.В. Гайдамашко, И.В. Бабичев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2022. – № 2 (94). – С. 203-210.Гилев, Г.А. Психологическая подготовка спортсмена / Г.А. Гилев, В.Н. Гладков, В.В. Владыкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 1 (155). – С. 291-295.Губа, В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В.П. Губа. – Смоленск.: ТО – информ. коммерческого агентства, 2009. – 221 с.Емшанова, Ю.А. Индивидуально-типологические особенности теннисистов и их влияние на соревновательную деятельность / Ю.А. Емшанова// Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 5. – С. 22-25.Жбанков, О.В. Специальная и физическая подготовка в бадминтоне /Жбанков О.В. – М.: Издательство МГТУ им Н.Э. Баумана, 2011. – 340 с.Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: учебник / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.Жесткова, Ю.К. Бадминтон. Спортивная игра: учебно-методическое пособие / Ю.К. Жесткова, И.А. Галимов. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2011. – 118 с.Закамский, А.В. Оценка быстроты двигательных действий бадминтониста / А.В. Закамский, М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2013. – С. 1-4.Закамский, А.В. Оценка точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта / А.В. Закамский, М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 3(85). – С. 86-90.Зотова, Ф.Р. Физическая подготовка бадминтонистов: аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы / Ф.Р. Зотова, В.М. Газнанова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – № 2. Т. 11. – С. 85-96.Камалиева, Н.Ю. Бадминтон для начинающих: учебно- методическое пособие / Н.Ю. Камалиева, Н.Г. Искаков, А.С. Шалавина. – Казань: Казанский университет, 2021 – 57 с.Колодезникова, М.В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / М.В. Колодезникова // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 24. – С. 1715-1718.Мартынова, А.С. Совершенствование методики развития координационных способностей бадминтонистов на этапе начальной подготовки: дис. ... канд. пед. наук / А.С. Мартынова. – Набережные Челны, 2012. – 202 с.Мартынова, А.С. Экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки / А.С. Мартынова // Омский научный вестник. – 2008. – С. 192-196.Митусова, Е.Д. Скоростно-силовая подготовка спортсменов-бадминтонистов / Е.Д. Митусова, М.Ю. Золотова // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 12. – С. 98.Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для вузов/ А.Е. Ловягина. – М.: Изд-во Юрайт, 2020. – 531 с.Рыбаков, Д.П. Основы спортивного бадминтона / Д.П. Рыбаков, М.И. Штильман. – М.: ФиС, 1982. – 175 с.Смирнов, Ю.Н. Бадминтон: учебник / Ю.Н. Смирнов. – М.: Советский спорт, 2011. – 245 с.Сулеева, К. М. Интеграция физической и технической подготовки бадминтонистов / К. М. Сулеева, Г. Д. Бабушкин // Омский научный вестник. – 2015. – №. 3 (139). – С. 191-194.Тарасенко, Е.В. Эффективность применения бадминтона в физическом воспитании детей младшего школьного возраста / Е.В. Тарасенко, О.В. Тозик // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения. – 2020. – С. 849-855.Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «бадминтон» (тренировочный этап): метод. пособие / Г.В. Барчукова, А.А. Ивашин. – М.: ФГБУ ФЦПСР 2021. – 170 с.Турманидзе, А.В. Влияние аэробных и скоростно-силовых нагрузок на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы бадминтонистов различной спортивной квалификации: дис. ... канд. биол. наук / А.В. Турманидзе. – Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии, 2016. – 201 с.Турманидзе, В.Г. Обучение бадминтону на этапе начальной подготовки в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с различным уровнем физического здоровья: учебное пособие / В.Г. Турманидзе. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2013. – 192 с.
2.Артамонова, Т.В. Гендерная дифференциация личности высококвалифицированных спортсменов / Т.В. Артамонова, Т.А. Шевченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2008. – № 4 (38). – С. 9-13.
3.Байгужина, О.В. Психофизиологический статус спортсменов, занимающихся бадминтоном / О.В. Байгужина, В.Б. Рубанович, О.Б. Никольская // Психология. Психофизиология. – 2021. – № 1. Т. 14. – С. 1-5.
4.Барчукова, Г.В. Анализ соревновательной деятельности сильнейших бадминтонистов в зависимости от эффективности игровых перемещений / Г.В. Барчукова, В.С. Брусованкин, Т.М. Мигалина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 8 (186). – С. 40-48.
5.Барчукова, Г.В. Спортивная подготовка юных бадминтонистов с применением компьютерных технологий: монография / Г.В. Барчукова, М. Тащтариан. – М.: Издательство ООО «Клевер Билдинг Компани», 2020. – 165 с.
6.Бегиева, Б.М. Психолого-педагогические особенности младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихова // Вопросы науки и образования. – 2020. – С. 29-32.
7.Беленко, И.С. Психофизиологические особенности у юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности / И.С. Беленко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 3 (81). – С. 54-58.
8.Валеев, Ф.Г. Повышение скоростных характеристик игры в спортивном бадминтоне с учетом лабильности нервной системы: автореф. дис. ...канд. пед. наук / Ф.Г. Валеев. – Казань, 1997. – 173 с.
9.Ведерникова, Е.В. Психофизиологические особенности спортсменов-подростков разной спортивной специализации / Е.В. Ведерникова, М.А. Морозова, Е.Г. Шушканова, М.Н. Кротова // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 2. – С. 64-67.
10.Волохов, Д.А. Физическая подготовка бадминтонистов / Д.А. Волохов, Т.М. Федорова, А.А. Русина // Современные здоровьесберегающие технологии. – 2021. – № 1. – С. 20-30.
11.Воронина, Г.А. Двигательная активность и развитие детей младшего школьного возраста / Г.А. Воронина // Физическая культура в школе. – 2009. – № 8. – С. 27-29.
12.Гайдамашко, И.В. Модель психологического сопровождения подготовки юных спортсменов / И.В. Гайдамашко, И.В. Бабичев // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2022. – № 2 (94). – С. 203-210.
13.Гилев, Г.А. Психологическая подготовка спортсмена / Г.А. Гилев, В.Н. Гладков, В.В. Владыкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 1 (155). – С. 291-295.
14.Губа, В.П. Индивидуальные особенности юных спортсменов / В.П. Губа. – Смоленск.: ТО – информ. коммерческого агентства, 2009. – 221 с.
15.Емшанова, Ю.А. Индивидуально-типологические особенности теннисистов и их влияние на соревновательную деятельность / Ю.А. Емшанова // Физическое воспитание студентов. – 2011. – № 5. – С. 22-25.
16.Жбанков, О.В. Специальная и физическая подготовка в бадминтоне / Жбанков О.В. – М.: Издательство МГТУ им Н.Э. Баумана, 2011. – 340 с.
17.Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: учебник / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
18.Жесткова, Ю.К. Бадминтон. Спортивная игра: учебно-методическое пособие / Ю.К. Жесткова, И.А. Галимов. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2011. – 118 с.
19.Закамский, А.В. Оценка быстроты двигательных действий бадминтониста / А.В. Закамский, М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2013. – С. 1-4.
20.Закамский, А.В. Оценка точности двигательных действий спортсмена игровых видов спорта / А.В. Закамский, М.М. Полевщиков, В.В. Роженцов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 3(85). – С. 86-90.
21.Зотова, Ф.Р. Физическая подготовка бадминтонистов: аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы / Ф.Р. Зотова, В.М. Газнанова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2023. – № 2. Т. 11. – С. 85-96.
22.Камалиева, Н.Ю. Бадминтон для начинающих: учебно- методическое пособие / Н.Ю. Камалиева, Н.Г. Искаков, А.С. Шалавина. – Казань: Казанский университет, 2021 – 57 с.
23.Колодезникова, М.В. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / М.В. Колодезникова // Инновации. Наука. Образование. – 2020. – № 24. – С. 1715-1718.
24.Мартынова, А.С. Совершенствование методики развития координационных способностей бадминтонистов на этапе начальной подготовки: дис. ... канд. пед. наук / А.С. Мартынова. – Набережные Челны, 2012. – 202 с.
25.Мартынова, А.С. Экспериментальное обоснование методики развития координационных способностей и психических функций у бадминтонистов на этапе начальной подготовки / А.С. Мартынова // Омский научный вестник. – 2008. – С. 192-196.
26.Митусова, Е.Д. Скоростно-силовая подготовка спортсменов-бадминтонистов / Е.Д. Митусова, М.Ю. Золотова // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 12. – С. 98.
27.Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для вузов / А.Е. Ловягина. – М.: Изд-во Юрайт, 2020. – 531 с.
28.Рыбаков, Д.П. Основы спортивного бадминтона / Д.П. Рыбаков, М.И. Штильман. – М.: ФиС, 1982. – 175 с.
29.Смирнов, Ю.Н. Бадминтон: учебник / Ю.Н. Смирнов. – М.: Советский спорт, 2011. – 245 с.
30.Сулеева, К. М. Интеграция физической и технической подготовки бадминтонистов / К. М. Сулеева, Г. Д. Бабушкин // Омский научный вестник. – 2015. – №. 3 (139). – С. 191-194.
31.Тарасенко, Е.В. Эффективность применения бадминтона в физическом воспитании детей младшего школьного возраста / Е.В. Тарасенко, О.В. Тозик // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения. – 2020. – С. 849-855.
32.Типовая программа спортивной подготовки по виду спорта «бадминтон» (тренировочный этап): метод. пособие / Г.В. Барчукова, А.А. Ивашин. – М.: ФГБУ ФЦПСР 2021. – 170 с.
33.Турманидзе, А.В. Влияние аэробных и скоростно-силовых нагрузок на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы бадминтонистов различной спортивной квалификации: дис. ... канд. биол. наук / А.В. Турманидзе. – Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии, 2016. – 201 с.
34.Турманидзе, В.Г. Обучение бадминтону на этапе начальной подготовки в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с различным уровнем физического здоровья: учебное пособие / В.Г. Турманидзе. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2013. – 192 с.