Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 48 48 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 22.06.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания обучающихся в психолого-педагогической литературе 6
2. Особенности духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 15
3. Роль и функции взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников 24
4. Формы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Приложение 1 48
Фрагмент для ознакомления

Получая информацию из сети, мы не всегда анализируем её с точки зрения духовности и соответствия моральным принципам, что в дальнейшем приводит к снижению уровня развития духовно-нравственных ценностей. Таким образом, на данном этапе нашего исследования мы рассмотрели основные моменты процесса взаимодействия школы и семьи. Раскрыли цель и задачи для каждой стороны, определили значение (роль) каждой стороны, а также выделили функции и проблемы духовно-нравственного воспитания путём организации подобного вида взаимодействия.На следующем этапе работы мы провели анализ основных форм взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников.4. Формы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьниковВоспитание духовно-нравственных устоев в семье является частью широкого воспитательного процесса, участником которого обязательно является образовательное учреждение. Именно школа призвана активно участвовать в семейном воспитании школьников. Семья вместе со школой создает важнейший комплекс условий воспитывающей среды, определяющий эффективность всего образовательного процесса.Педагог должен максимально объединить интересы родителей и педагогов в формировании развитой личности.Усиление воспитательной функции образовательного учреждения невозможно без совершенствования содержания форм взаимодействия родителей, детей и педагогов.Рассмотрим формы организации взаимодействия могут быть использованы в рамках каждого из перечисленных модулей [2; 7; 8;12; 13; 16;17;19].Просветительская психолого-педагогическая деятельность.Встречи родителей с учителями (администрацией школы). Данный вид деятельности подразумевает индивидуальную или групповую форму общения, которая направлена на решение вопросов воспитания.Родительское собрание. Наиболее известная форма организации работы с родителями. Данная форма обеспечивает анализ деятельности в сфере воспитание. Виды собраний: организационные, просветительские, тематические, собрания-диспуты, итоговые. Тема родительских собраний определяется учителем и допускается обсуждение на родительском комитете.Родительский диспут (клуб). Интерактивная форма просветительской деятельности, которая становится в настоящее время достаточно популярной. При организации такой формы возможно использование дискуссионных методов обучения, так родители могут высказать своё мнение и обсудить плючы и минусы каждой позиции.Конференция по обмену опытом. Также достаточно интересный метод. На конференции возможно выступление разных спикеров, как учителей, так и родителей. Темы конференций должны оговариваться и выбираться наиболее проблемные для каждого конкретного случая.Практические занятия с родителями с привлечением специалистов. Данная форма работы предполагает достаточно широкое сотрудничество и восприятие нужной информации через работу с партнёрами общеобразовательного учреждения. Практикум дает возможность родителям развивать педагогические навыки и тренировать педагогическое мышление родителей.Переписка с родителями является письменной формой информирования родителей об успехах их детей. Возможно извещение родителей о предстоящей деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.2. Взаимодействие в рамках воспитательно-образовательного процесса.Театрализованные представления. В ходе подготовительного процесса формируются группы персонажей, состоящие из родителей вместе со своими детьми. Каждая группа самостоятельно готовит художественное выступление (активные родители привлекаются для исполнения сложных ролей).Участие в литературных чтениях (вечерах). Данные мероприятия позволяют обмениваться мнением о культуре, о литературных произведениях между подрастающим поколением и молодым. Такие вечера способствуют общему повышению уровня духовно-нравственного воспитания.Привлечение родителей к организации уроков. Например, хорошим опытом станет организация квест-игры, где родители будут выступать в качестве смотрителей станций. Также возможна организация разных спортивных и интеллектуальных конкурсов.Организация досуга: организация совместного отдыха, туров, экскурсий, просмотр и обсуждение фильмов, конкурсы, конкурсы, КВН, клубы выходного дня, кружки, организуемые родителями и т.п. Большой воспитательный эффект имеет целенаправленная совместная коллективная работа родителей класса.Общественно-полезные дела и участие в акциях. Имеют большой потенциал развития духовно-нравственных ценностей, так как через совместную деятельность приобщают детей к труду, любви и бережному отношению ко всему живому и т.д.Примером может стать посадка деревьев на пришкольной территории или помощь ветеранам ВОВ.Проектная или исследовательская деятельность. В настоящее время отвечает всем запросам ФГОС НОО. Организация работы по проекту способствует общему развитию, а также сплочению и появлению новых совместных интересов [23].Коллективно-творческие дела. Также можно использовать в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса.Примером может стать организация выставки «Мир глазами детей и родителей». Роль учителя в планировании и постановке сроков проведения. Младшие школьники совместно с родителями планируют свою творческую работу и реализуют её в рамках проекта.Управленческая деятельность родителей.Родительский комитет совместно с учителем планирует, подготавливает и выполняет всю общую работу по установлению контактов с родителями и оказанию помощи в воспитании детей класса; анализирует сотрудничество школы и семьи, подводит итоги.Родительский комитет участвует в общешкольных собраниях. Также возможен выбор общешкольного родительского комитета или представителя родителей.День открытых дверей. Мероприятия, направленные на ознакомление родителей с процессом организации образовательного процесса в учреждении.Беседы с администрацией школы. Родители совместно с учителем могут писать или в устной форме обращаться к администрации школы с целью модернизации образовательного и воспитательного процессов.Создание родительских комиссий. Редко реализуемая на практике форма взаимодействия, но на наш взгляд, она имеет место быть в современном мире, где все силы брошены на повышение качества образования. Родительские комиссии могут исследовать работу школьной столовой, анализировать использование современных технологий в процессе образования и т.д.Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семей.Беседы и консультирование в рамках образовательного учреждения. Тематическое консультирование позволяет оперативно решать возникающие вопросы в поведении, успеваемости, воспитании младших школьников.Тренинги для родителей дают родителям возможность временно почувствовать себя ребенком и пережить эмоциональные впечатления из детства.Участие родителей в педсовете. Администрация школы может попросить присутствовать родителей на педсоветах с целью общей работы по решению возникших проблем.Посещение семей на дому. Проводится с целью анализа стиля и качества воспитания в семье.Это были перечислены традиционные и достаточно часто применяемые в организации процесса взаимодействия Рассмотрев рекомендуемые формы взаимодействия, мы проанализируем практический опыт школы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37» г. Кемерово по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников.Конкретно рассмотрим опыт одного из учителей, которые проработал достаточно долго (39 лет) и скопил множество интересных способов взаимодействия с родителямиВ своей работе педагог использует разные формы сотрудничества с родителями:1. Родительское собрание. Она обязательно организует их раз в четверть и при необходимости (дополнительно) 1-2 собрания.2. Работа родительского комитета. Одной из функций родительского комитета в классе являются рейды по проверке тетрадей младших школьников, награждение лучших. Родительский комитет также проводит индивидуальную работу с родителями по ее просьбе (например, плохое поведение ребенка, неявка на родительское собрание, неблагополучная семья и т.п.).3. Индивидуальные беседы и консультации. Для их реализации учитель может привлечь психолога, администрацию и других родителей. По ее мнению, именно в индивидуальных беседах в большей степени решаются проблемы обучения отдельных учеников. По опыту работы она знает, что отцы подходят к этому виду работы более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты.4. Кружок. Родители ее класса помогают с театральным кружком. Музыканты разучивают песни и участвуют в театральных представлениях. В пошиве костюмов помогают родители, умеющие шить. Папы делают реквизит для спектаклей.5. Поход в лес. Однодневная поездка в лес в начале учебного года стала традицией в ее классе. Родители не только сопровождают детей, но и организуют привал, контролируют соблюдение основных правил поведения в лесу, устраивают соревнования. Дети с нетерпением ждут этого события и заранее обсуждают, как оно будет проходить.6. Заочные конкурсы. Многие родители часто не могут посещать школу из-за плотного графика, не все из них соглашаются участвовать в каком-либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех желающих и дают детям возможность равняться на своих родителей. Родители участвуют в школьной жизни своего ребенка, не выходя из дома. Просто невозможно передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких. Они смотрят на работы других, сравнивают, оценивают, обсуждают дома с родителями.7. Круглый стол. Педагог проводит его в неформальной обстановке за чашечкой чая. Цель круглого стола – не только решить насущные проблемы, но и сформировать сплоченный родительский коллектив.8. Исследовательская работа. В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта по сбору информации, работы с дополнительной литературой или умения форматировать материал, роль родителей велика. Исследовательскую работу поручает как отдельным семьям, так и всему классу. Родители помогали детям в поиске информации, выборе экспонатов для выставки и оформлении выставки рисунков. Например, в 2023 году родители и дети ее класса участвовали в проектах «Традиции русского народа», «Как появился чай в России» и проводили исследования.9. Праздники. Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их реализация позволяет родителям и педагогам найти нетрадиционные подходы к взаимодействию с детьми. Опыт работы показывает, что родители могут не только решать организационные задачи, но и быть активными участниками (художниками, членами жюри и т.д.).10. Семейные вечера. К этой форме работы привлекаются отдельные семьи. Например, в классе проводятся следующие мероприятия: конкурс «Читающая семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья». Отличие этих мероприятий в том, что в них обязательно участвуют оба родителя. Приветствуется также участие старших членов семьи, бабушек и дедушек («Бал поколений», «Наши любимые бабушки» и др.).11. Участие родителей в благотворительных акциях. Родители в классе всегда активно участвуют в жизни классного коллектива. С удовольствием участвуют и сами предлагают поучаствовать в благотворительных акциях: акция «От сердца к сердцу», целевая группа которой — люди с ограниченными возможностями, «Открытка ко Дню пожилых людей», экологические акции по сбору макулатуры, батареек, «Помоги бездомным», «Подари радость детям» и т. д.В своей практике учитель ежегодно ведет учет «участия родителей в жизни класса». Рядом с фамилией каждого ученика она ставит знак +, если родители участвовали в мероприятии, и – если нет. В конце года он подсчитывает количество баллов (+) и оповещает о них детей и родителей.Таким образом, формы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников играют ключевую роль в формировании гармоничной личности ребенка. В процессе их совместной работы реализуется комплексный подход, учитывающий, как образовательные, так и воспитательные потребности каждого ребенка. Важно поддерживать партнерские отношения между учителями и родителями, чтобы совместными усилиями формировать у детей устойчивые нравственные принципы и ценности, необходимые для успешной адаптации в обществе.Таким образом, подбор форм взаимодействия, а также анализ практической деятельности в рамках взаимодействия школы и семьи позволил нам сделать вывод о том, что в настоящее время большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию в целом, и взаимодействию школы и семьи в частности.Учитель начальных классов может использовать в своей деятельности все перечисленные в данном пункте, так как они показали свою эффективность на практике. Также возможна разработка и внедрения своих способов работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ процессе написания курсовой работы нами были решены следующие задачи:Раскрыть сущность и содержание духовно-нравственного воспитания обучающихся в психолого-педагогической литературе.Выявить особенности духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.Рассмотреть роль и функции взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников.Охарактеризовать формы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников.В соответствии с задачами было написано 4 пункта.В первом пункте мы отразили основные подходы к пониманию духовно-нравственного воспитания. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать выводы о том, что нет общего подхода. Чаще всего понятие духовно-нравственное воспитание раскрывается через определение таких терминов как «духовность» и «нравственность».Нами был сделан вывод о том, что совокупность нравственности и духовности определяют основу личности каждого человека, следовательно, данные определения раскрывают основные сущностные характеристики каждого индивида. Духовность характеризует движение к достижению высших целей развития (самовоспитание, самообразование и т.д.), а нравственность характеризует поведение, что отражается в системе принятых личностью принципов взаимодействия с другими людьми и обществом в целом.Под духовно-нравственным воспитанием, в рамках данной курсовой работы мы рассматривали «процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, к другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе моральных норм и нравственных идеалов».Во втором пункте нашей работы мы рассмотрели особенности духовно-нравственного воспитания в младшем школьном возрасте. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать выводы о том, что младший школьный возраст является сенситивным для реализации эффективного процесса духовно-нравственного воспитания личности. Это связано с тем, что дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы, доверчивы, открыты эмоциональным воздействиям и склонны подражать взрослым.Третий пункт работы позволил нам обозначить роль и функции взаимодействия школы и семьи. В рамках данного пункта мы раскрыли цели и задачи взаимодействия, функции и роль каждого звена взаимодействия, формы организации, содержание и планируемые результаты.В соответствии с содержание третьего пункта нами были сделаны выводы о том, что в современном мире взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников играет невероятно важную роль. Обе структуры несут ответственность за формирование ценностных ориентаций детей, их нравственных принципов и мировоззрения. Только совместные усилия учителей и родителей могут обеспечить гармоничное развитие личности ребенка.Школа и семья имеют разные, но взаимосвязанные задачи в духовно-нравственном воспитании детей. Школа обеспечивает систематическое обучение и формирование знаний, развитие навыков и компетенций, а также социализацию ребенка в коллективе. Семья же создает основу для формирования ценностей, устанавливает правила и нормы поведения, воспитывает ответственность и уважение к другим людям. Только объединяя свои усилия, школа и семья могут создать благоприятные условия для полноценного развития личности ребенка.В четвёртом пункте особое внимание мы уделили основным формам взаимодействия школы и семьи. На сегодняшний день накоплено большое количество разнообразных способов взаимодействия учителя и родителей.Анализ практики педагога позволил сделать вывод, что между школой и семьей формируется доверительное отношение в плане духовно-нравственного воспитания.Таким образом, цель и задачи нашего исследования были достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВАвдулова, Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Текст: непосредственный,Владос, 2020. - 722 c.Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1 / Т.Л. Белоусова. - М.: Текст: непосредственный, Просвещение, 2020. - 628 c.Боброва, Л.В. Классные идеи для классного руководителя. Методические разработки для классных руководителей и организаторов внеклассной работы / Л.В. Боброва. - М.: Текст: непосредственный, Феникс, 2021. - 557 c.Божович Л. И. Б 76 Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.Виноградова, Н.А. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Н.А. Виноградова. - М.: Текст: непосредственный, Академия (Academia), 2024. - 172 c.Гейко, В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка//Начальная школа, 2020.- №3. Текст: электронный, С. 60-61.Головачева, С. В. Об уровнях взаимодействия семьи и школы / С. В. Головачева, С. П. Зубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 151-154. Головачева, С. В. Формы взаимодействии семьи и школы в воспитании младшего школьника / С. В. Головачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 154-156. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Текст: непосредственный,Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.Жедунова, Л.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Л.Г. Жедунова. - М.: Текст: непосредственный,Юрайт, 2024. - 765 c.Каптерев, П.Ф. Задачи семейного воспитания. Избранное Статьи, советы и рекомендации / П.Ф. Каптерев. - М.: Текст: электронный, Карапуз, 2021. - 796 c.Кролевецкая, О. П. Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения / О. П. Кролевецкая, О. А. Булавенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 393-394. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Текст: непосредственный, Сфера, 2020. - 581 c.Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Текст: непосредственный, Просвещение, 2020. - 224 c.Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н.П. Локалова. - М.: Текст: непосредственный, Ось-89, 2021. - 160 c.Маленкова, Л.И. Классный руководитель (воспитатель): педагогические основы и методика деятельности. Гриф УМО МО РФ / Л.И. Маленкова. - М.: Текст: непосредственный, Педагогическое общество России, 2020. - 827 c.Недвецкая, М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи / М.Н. Недвецкая. - М.: Текст: непосредственный, Перспектива, 2021. - 152 c.Нечаев, М. П. Классный руководитель. Психолого-педагогический мониторинг взаимодействия участников образовательного процесса / М.П. Нечаев, Е.И. Фадеева. - М.: Текст: непосредственный, Перспектива, 2020. - 152 c.Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. - М.: Текст: электронный, Книга по Требованию, 2023. - 328 c.Потомкина, Ю. Г. Генезис понятий «духовность» и «нравственность»: историко-теоретический аспект в России / Ю. Г. Потомкина. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98282/.Пустыльник, З. С. Использование метода анкетирования для изучения уровня вовлеченности родителей учащихся в процесс формирования организационной культуры школы / З. С. Пустыльник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 342-345. Сорокоумова Е.А. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика / Е.А. Сорокоумова, И.П. Маргун // Социально-гуманитарные знания. - 2024. -№5. Текст: электронный - С.184-191.Шишкин, А.Ф. Моральные ценности человечества / А.Ф. Шишкин, К.А. Шварцман. - М.: Текст: непосредственный, Мысль, 2020. - 271 c.Щукина, Ю.В. Идеалы и ценности младших школьников через анализ мультиков и сказок / Ю.В. Щукина, Н.С. Сахарова. - Москва: СИНТЕГ, Текст: непосредственный, 2019. - 159 c.Буцкая, А. А. Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников / А. А. Буцкая. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2020. — С. 261-263. Текст: электронный.Костина, И.А. Роль семьи в образовании детей младшего школьного возраста / И.А. Костина. — Текст: непосредственный // Образовательная социальная сеть. — 2021.Кудимова, Т. В. Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления содержания образования / Т. В. Кудимова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (6). — С. 79-81. Файзиева, Г. У. Эволюция морального самосознания в рамках онтогенетической модели Л. Кольберга / Г. У. Файзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 127-132.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 Текст: электронный.Хадикова Инесса Муратовна Принципы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде // БГЖ. 2019, Текст: электронный, №3 (28).Приложение 1Анализ практического опыта на примере МАОУ СОШ №37 г. Кемерово.В своей работе мы проанализировали опыт работы одного из учителей школы. И на основе представленного в 4 пункте работы отчёта о формах, который использует учитель в своей практической деятельности мы составили выводы и список рекомендаций.Список рекомендаций:использование методов диагностики (различные опросы, анкета, интервью). На наш взгляд учителю важно сохранять знание о динамике развития как учащихся в классе, так и детско-родительских отношения. Данные методы стоит применять, например, дважды в год (в начале года и в конце). Диагностика позволит выявить тенденцию к ухудшению или улучшения развития, а также поспособствует оперативному обнаружению проблем.включение родителей в образовательный процесс. Данный метод позволит организовывать оперативную работу по получению усваиваемых знаний, а также создаст доверительные отношения между родителями и педагогом путем видения процесса изнутри;организация общественно-полезных дел как в рамках школы, так и в рамках класса.


1.Авдулова, Т.П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника. Психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Текст: непосредственный, Владос, 2020. - 722 c.
2.Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1 / Т.Л. Белоусова. - М.: Текст: непосредственный, Просвещение, 2020. - 628 c.
3.Боброва, Л.В. Классные идеи для классного руководителя. Методические разработки для классных руководителей и организаторов внеклассной работы / Л.В. Боброва. - М.: Текст: непосредственный, Феникс, 2021. - 557 c.
4.Божович Л. И. Б 76 Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968.
5.Виноградова, Н.А. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Н.А. Виноградова. - М.: Текст: непосредственный, Академия (Academia), 2024. - 172 c.
6.Гейко, В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка//Начальная школа, 2020.- №3. Текст: электронный, С. 60-61.
7.Головачева, С. В. Об уровнях взаимодействия семьи и школы / С. В. Головачева, С. П. Зубова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 151-154.
8.Головачева, С. В. Формы взаимодействии семьи и школы в воспитании младшего школьника / С. В. Головачева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 52 (499). — С. 154-156.
9.Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Текст: непосредственный, Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
10.Жедунова, Л.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Л.Г. Жедунова. - М.: Текст: непосредственный, Юрайт, 2024. - 765 c.
11.Каптерев, П.Ф. Задачи семейного воспитания. Избранное Статьи, советы и рекомендации / П.Ф. Каптерев. - М.: Текст: электронный, Карапуз, 2021. - 796 c.
12.Кролевецкая, О. П. Формы и методы сотрудничества образовательной организации и семьи на разных ступенях обучения / О. П. Кролевецкая, О. А. Булавенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 50 (445). — С. 393-394.
13.Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Текст: непосредственный, Сфера, 2020. - 581 c.
14.Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Текст: непосредственный, Просвещение, 2020. - 224 c.
15.Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников. В 2 частях. Часть 2. Материалы к урокам психологического развития / Н.П. Локалова. - М.: Текст: непосредственный, Ось-89, 2021. - 160 c.
16.Маленкова, Л.И. Классный руководитель (воспитатель): педагогические основы и методика деятельности. Гриф УМО МО РФ / Л.И. Маленкова. - М.: Текст: непосредственный, Педагогическое общество России, 2020. - 827 c.
17.Недвецкая, М.Н. Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи / М.Н. Недвецкая. - М.: Текст: непосредственный, Перспектива, 2021. - 152 c.
18.Нечаев, М. П. Классный руководитель. Психолого-педагогический мониторинг взаимодействия участников образовательного процесса / М.П. Нечаев, Е.И. Фадеева. - М.: Текст: непосредственный, Перспектива, 2020. - 152 c.
19.Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. - М.: Текст: электронный, Книга по Требованию, 2023. - 328 c.
20.Потомкина, Ю. Г. Генезис понятий «духовность» и «нравственность»: историко-теоретический аспект в России / Ю. Г. Потомкина. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98282/.
21.Пустыльник, З. С. Использование метода анкетирования для изучения уровня вовлеченности родителей учащихся в процесс формирования организационной культуры школы / З. С. Пустыльник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 342-345.
22.Сорокоумова Е.А. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика / Е.А. Сорокоумова, И.П. Маргун // Социально-гуманитарные знания. - 2024. -№5. Текст: электронный - С.184-191.
23.Шишкин, А.Ф. Моральные ценности человечества / А.Ф. Шишкин, К.А. Шварцман. - М.: Текст: непосредственный, Мысль, 2020. - 271 c.
24.Щукина, Ю.В. Идеалы и ценности младших школьников через анализ мультиков и сказок / Ю.В. Щукина, Н.С. Сахарова. - Москва: СИНТЕГ, Текст: непосредственный, 2019. - 159 c.
25.Буцкая, А. А. Основные принципы духовно-нравственного воспитания школьников / А. А. Буцкая. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2020. — С. 261-263. Текст: электронный.
26.Костина, И.А. Роль семьи в образовании детей младшего школьного возраста / И.А. Костина. — Текст: непосредственный // Образовательная социальная сеть. — 2021.
27.Кудимова, Т. В. Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления содержания образования / Т. В. Кудимова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (6). — С. 79-81.
28.Файзиева, Г. У. Эволюция морального самосознания в рамках онтогенетической модели Л. Кольберга / Г. У. Файзиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 127-132.
29.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв.приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 Текст: электронный.
30.Хадикова Инесса Муратовна Принципы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде // БГЖ. 2019, Текст: электронный, №3 (28).