Девиантное поведение в детсских организациях дополнительного образования
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 13 + 13 источников
- Добавлена 02.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы девиантного поведения в детских организациях дополнительного образования 5
1.1. Сущность и определений понятий «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение» 5
1.2. Принципы образования дополнительного образования детей 7
Глава 2. Дополнительное образование как средство профилактики девиантного поведения детей 13
2.1. Выявление детей, склонных к девиантному поведению 13
2.2. Направления профилактики девиантного поведения в детских организациях дополнительного образования 15
Заключение 19
Список литературы 21
Данный вывод обусловлен многочисленными фактами в реальной жизни, когда приходится применять кардинальные меры по лишению родителей их прав в отношении детей старшего подросткового возраста со сформировавшимся стилем поведения и отношения к окружающей его среде. В таких ситуациях приходится ребенка включать в сложный реабилитационный процесс, расходовать максимальные ресурсы и вместе с тем не всегда получать положительный результат работы. Можно выделить следующие элементы системы специальной совместной профилактики в образовательных учреждениях [4, c. 178]: – выявление и учет обучающихся, требующих особого педагогического внимания, в том числе определение детей «группы риска» по фактору семейного неблагополучия; – анализ причин отклонения в поведении; – определение и реализация мер направленных на коррекцию поведения. Задачи по определению и осуществлению практических мер по коррекции поведения обучающихся в той или иной мере решаются во всех образовательных учреждениях. Существующие проблемы можно свести к нескольким: – меры по коррекции поведения могут носить характер прямого давления на ребенка, характер требования изменить свое поведение, хотя на самом деле надо воздействовать на внешние факторы, провоцирующие отклонения в поведении; – принимаемые меры носят частичный характер, не используются возможности сотрудничества с органами социальной защиты населения, органами внутренних дел; – работа с родителями как основными педагогическими партнерами носит эпизодический характер. Одна из основных проблем, которую необходимо решать, связана с компетентностью педагогов. Для того чтобы решить вторую проблему, важно учитывать статус образовательного учреждения в данном районе, при этом значительное значение имеет активность директора этого учреждения. В связи с этим, при оценке профилактической деятельности образовательного учреждения является необходимым анализировать не только принятые меры, но также определять те организации, с которыми может быть полезное взаимодействие.Трудности работы с родителями в большой степени обусловлены прекращением практики посещения педагогами семей обучающихся и сужением самой сферы общения педагогов и родителей. Тогда как, например, в учреждениях дополнительного образования существуют самые разнообразные формы взаимодействия с семьей [9]: – конкурсные программы с участием родителей; – выставки совместных работ «Домашняя мастерская»; – открытое учебное занятие; – благодарственное письмо родителям;– информационный стенд; – клуб интересных встреч с родителями; – творческий отчет перед родителями; – консультация для родителей; – совместные праздники. Семья и образовательные учреждения для детей являются основными источниками формирования норм и правил поведения. Однако есть и другие факторы, воздействующие на ребенка – улица, средства массовой информации, места для проведения досуга. К тому же, не все семьи могут похвастаться благополучием. Поэтому, основным фактором в воспитании ребенка и защите его от негативного воздействия остается неравнодушие и любовь окружающих его людей – родителей, учителей, сверстников. Самое главное – не проходить мимо, когда замечаешь что–то необычное в поведении ребенка, не давать ему замкнуться на себе, не оставлять в трудных ситуациях. Наша общая задача – создать условия, помогающие каждому ребенку сделать правильный выбор образа жизни, способствующего сохранению и укреплению его физического и душевного здоровья.ЗаключениеОдин из главных преимуществ дополнительного образования заключается в его доступности, а также в возможности выбора направления деятельности ребенком с учетом его интересов и творческих способностей. Очень важно, чтобы ребенок уже в младшем школьном возрасте определился с выбором занятий по своим интересам.Девиантное поведение представляет собой нарушение установленных норм и правил, которые должны соблюдаться как внутри, так и вне организации. Такое поведение может принимать различные формы, включая агрессию, неповиновение, вандализм, воровство, драки в школе и многое другое.Роль учреждений дополнительного образования в этом контексте является неоценимой, поскольку они предоставляют детям возможность получить прекрасное образование в различных творческих объединениях, секциях, студиях и т.д. Однако, не каждый ребенок может определиться с выбором занятий в свободное время. В этом случае важную поддержку оказывают родители, подсказывая, каким видом творчества можно было бы заняться, ведь они лучше всех знают интересы и увлечения своих детей.Также важно, чтобы педагоги общеобразовательных школ помогали обучающимся проводить свой досуг интересно и с пользой. В свою очередь, учреждения дополнительного образования должны организовывать специальные выставки, конкурсы и соревнования с целью пропаганды детского творчества. Было бы замечательно, если педагоги дополнительного образования регулярно посещали школы для беседы с обучающимися, а также на родительские собрания в младших и средних классах, чтобы разъяснить родителям о важности организованного досуга их детей.Таким образом, девиантное поведение в детских организациях дополнительного образования является серьезной проблемой, которая требует особого внимания и практических решений. Важно предоставить детям подходящую среду и обеспечить адекватное педагогическое воздействие, чтобы помочь им развить навыки и поведение, необходимые для успешной социализации и будущего успеха.Список литературыБитинас, Б.П. Методология и техника исследования воспитательных функций микросоциума. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Б.П. Битинас. – М. 1993.Брауэр, С.П. «Трудные дети» – дети, которым / С.П. Брауэр // Детский дом. 2011. № 39. – 21 с.Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.Гончарова, Н.М. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися: планирование, мониторинг развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями / Н.М. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 157 с.Иванова, И.В. Рефлексивно–ценностный подход в образовании: результаты исследования и перспективы развития / И.В. Иванова // Социально–политические исследования. – 2022. – № 4(17). – С. 80–94. Камнев, А.Н. Девиантное поведение: как организовать профилактику в лагерях и центрах? / А.Н. Камнев, А.С. Пушкина, В.В. Фадеев // Народное образование. – 2020. – № 3(1480). – С. 107–113. Мельников, С.В. Основы социальной работы: Учебник / С.В. Мельников, Г.В. Люткене. – М.: Ай Пи Ар Медиа, 2023. – 405 с. Мельников, С.В. Теоретические основы социальной работы: Учебник для СПО / С.В. Мельников, Г.В. Люткене. – Саратов, М.: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2023. – 374 с. Ситников, В.Л. Культурно–досуговая деятельность и особенности отражения девиантного подростка / В.Л. Ситников, А.С. Афанасьева // Российский девиантологический журнал. – 2023. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno–dosugovaya–deyatelnost–i–osobennosti–otrazheniya–deviantnogo–podrostka (дата обращения: 27.04.2024).Тарасевич, И.В. Школьный спорт как средство профилактики девиантного поведения / И.В. Тарасевич, Ю.А. Ерещенко, А.Е. Терентьев // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. – 2022. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy–sport–kak–sredstvo–profilaktiki–deviantnogo–povedeniya (дата обращения: 27.04.2024).Тенитилова, К.С. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно–криминальным поведением / К.С. Тенитилова, С.М. Абаева, В.Г. Беляева // МНИЖ. – 2022. – №4–3 (118). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya–reabilitatsiya–nesovershennoletnih–s–deviantno–kriminalnym–povedeniem (дата обращения: 27.04.2024).Шишкина, В.А. Участие педагога в психолого–педагогическом сопровождении обучающихся с девиантным поведением средней школы / В.А. Шишикина // Вестник науки и образования. – 2022. – №1–1 (121). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie–pedagoga–v–psihologo–pedagogicheskom–soprovozhdenii–obuchayuschihsya–s–deviantnym–povedeniem–sredney–shkoly (дата обращения: 27.04.2024).Шопина, С.С. Основные принципы обучения в системе дополнительного образования / С.С. Шопина // Молодой ученый. – 2022. – № 42 (437). – С. 249–251. – URL: https://moluch.ru/archive/437/95550/ (дата обращения: 27.04.2024).
2. Брауэр, С.П. «Трудные дети» – дети, которым / С.П. Брауэр // Детский дом. 2011. № 39. – 21 с.
3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.
4. Гончарова, Н.М. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися: планирование, мониторинг развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями / Н.М. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 157 с.
5. Иванова, И.В. Рефлексивно–ценностный подход в образовании: результаты исследования и перспективы развития / И.В. Иванова // Социально–политические исследования. – 2022. – № 4(17). – С. 80–94.
6. Камнев, А.Н. Девиантное поведение: как организовать профилактику в лагерях и центрах? / А.Н. Камнев, А.С. Пушкина, В.В. Фадеев // Народное образование. – 2020. – № 3(1480). – С. 107–113.
7. Мельников, С.В. Основы социальной работы: Учебник / С.В. Мельников, Г.В. Люткене. – М.: Ай Пи Ар Медиа, 2023. – 405 с.
8. Мельников, С.В. Теоретические основы социальной работы: Учебник для СПО / С.В. Мельников, Г.В. Люткене. – Саратов, М.: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2023. – 374 с.
9. Ситников, В.Л. Культурно–досуговая деятельность и особенности отражения девиантного подростка / В.Л. Ситников, А.С. Афанасьева // Российский девиантологический журнал. – 2023. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno–dosugovaya–deyatelnost–i–osobennosti–otrazheniya–deviantnogo–podrostka (дата обращения: 27.04.2024).
10. Тарасевич, И.В. Школьный спорт как средство профилактики девиантного поведения / И.В. Тарасевич, Ю.А. Ерещенко, А.Е. Терентьев // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. – 2022. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shkolnyy–sport–kak–sredstvo–profilaktiki–deviantnogo–povedeniya (дата обращения: 27.04.2024).
11. Тенитилова, К.С. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно–криминальным поведением / К.С. Тенитилова, С.М. Абаева, В.Г. Беляева // МНИЖ. – 2022. – №4–3 (118). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya–reabilitatsiya–nesovershennoletnih–s–deviantno–kriminalnym–povedeniem (дата обращения: 27.04.2024).
12. Шишкина, В.А. Участие педагога в психолого–педагогическом сопровождении обучающихся с девиантным поведением средней школы / В.А. Шишикина // Вестник науки и образования. – 2022. – №1–1 (121). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie–pedagoga–v–psihologo–pedagogicheskom–soprovozhdenii–obuchayuschihsya–s–deviantnym–povedeniem–sredney–shkoly (дата обращения: 27.04.2024).
13. Шопина, С.С. Основные принципы обучения в системе дополнительного образования / С.С. Шопина // Молодой ученый. – 2022. – № 42 (437). – С. 249–251. – URL: https://moluch.ru/archive/437/95550/ (дата обращения: 27.04.2024).