Организация физического воспитания в спортивно оздоровительном лагере

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Физкультура
  • 58 58 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 06.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 7
1.1. Понятие и формы физического воспитания детей 7
1.2. Роль спортивно-оздоровительной работы при воспитании физических способностей 14
1.3. Особенности организации спортивно-оздоровительного лагеря 17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ 24
2.1. Общая характеристика лагеря «Дзержинец» 24
2.2. Разработка программы физического воспитания детей 26
2.3. Оценка эффективности программы 33
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Фрагмент для ознакомления

6).Рис.6 - Оценка частоты занятий физической культурой и спортомВыяснили, что почти все дети придерживаются здорового образа жизни: не имеют вредных привычек, регулярно занимаются какой-либо физической активностью (физическая культура, спорт, подвижные игры), рацион сбалансирован, налажен режим сна и бодрствования. Только 1 ребенок ответил, что у него нарушен режим питания и сна (рис. 7).Рис. 7 - Результат приверженности здоровому образу жизни Половина детей считают, что их уровень физической подготовленности достаточно высокий, у второй половины мнение обратное (рис. 8).Рис. 8-Субъективная оценка уровня физической подготовленности Также все дети отмечают положительное влияние на развитие не только физическое, но и психологическое. В ходе анкетирования большинство испытуемых ответили, что физическая культура воздействует на увеличение силы, скорости и выносливости организма, повышает иммунитет, развивает дисциплинированность, уверенность в себе, ответственность и трудолюбие(рис. 9).Рис. 9-Влияние физической культуры на общее развитие человекаПоказатели быстроты до эксперимента у большинства находились на среднем и низком уровне. После посещения лагеря и прохождения программы 5 детей улучшили свои показатели, причем на низком уровне результатов нет (рис. 10). Рис. 10 - Изменения показателей быстротыПоказатели ловкости на начало эксперименты были выше, чем быстроты. Отметим, что на низком уровне данный показатель не отмечен ни у одного ребенка. Большинство детей имели средний уровень развития. После реализации программы физического воспитания результаты улучшились у 2 испытуемых (рис. 11).За 7 дней ничего не улучшиться!Рис. 11 - Изменение показателей ловкостиИзучая уровень силы, видно, что у всех участников находится ниже нормы. Занимаясь по программе, удалось повысить результат у 4 детей до нормативных значений[22] (рис. 12).Рис. 12 - Изменение показателей силыПоказатели гибкости до эксперимента у всех испытуемых ниже нормы. В конце эксперимента видим, что 6 человек смогли улучшить свой результат (рис. 13).Рис. 13 - Изменение показателей гибкостиТаким образом, можно отметить положительную динамику изменений уровня физических способностей. Это говорит о том, что выбранные направления физического воспитания оказываются эффективными: направление легкой атлетикии спортивные мероприятия в основном влияют на показатели быстроты и силы, гимнастика – на уровень ловкости и гибкости. С целью определения достоверности полученных результатов провели корреляционный анализ (табл. 5).Таблица 5 – Оценка уровня физической подготовленности до и после экспериментаТестДо экспериментаПосле экспериментаt-критерий СтьюдентаσσБыстрота8,540,077,21,230,66Ловкость20,60,3334,11,51,4Сила10,63,4213,81,571,4Гибкость6,31,575,51,341,1Также в ходе педагогического наблюдения отметили следующие изменения:- в сравнении с первыми днями пребывания в лагере, дети проявляют большую активность в участии спортивно-массовых мероприятиях, инициативность и самостоятельность. Данное поведение определяли с помощью оценки реакции на спортивно-оздоровительную деятельность, вовлеченности в проводимые мероприятия и работу лагеря в целом, а также успешности выполнения предлагаемых задач;- сплоченность детского коллектива на высоком уровне: все дети придерживаются установленного режима дня, соблюдают правила поведения, уважительно относятся к имуществу лагеря и личным вещам сверстников. Также отметим, что дети проявляют эмпатию, поддержку друг к другу. Определили с помощью наблюдения за коммуникацией в детских коллективах, их реакции на общение, уровень вовлеченности и поведения; - на теоретических занятиях и в ходе бесед воспитанники проявляли интерес, задавали вопросы, активно участвовали в обсуждениях, предлагали варианты решения различных вопросов. Оценивали с помощью уровня вовлеченности в деятельности, активности на занятиях; - часть школьников проявляли инициативу и помогали при организации спортивно-массовых мероприятий. Данный результат зафиксирован на основании поведения детей, их включенности в жизнь лагеря;- все дети приняли участие в развлекательной программе – самостоятельно организовали танцевальный с элементами гимнастики номер.По окончании лагерной смены получены мнения учащихся. Так, все дети удовлетворены реализованной программой (рис. 14).Рис. 14-Субъективная оценка спортивно-оздоровительных мероприятий лагеряТолько 3 детей изъявили желание повторно посетить лагерь с данной программой (рис. 15).Рис. 15-Оценка желания повторного посещения лагеряСреди наиболее позитивных моментов, отмеченных воспитанниками, в содержании программы являются спортивно-массовые мероприятия (особенно экскурсия и соревнования), регулярность тренировок, удовлетворенность питанием, внимание и общительность педагогов, сплоченность группы, возможность делать что-то самостоятельно.К предложениям по изменению содержания программы дети отнесли: разнообразие подвижных и спортивных игр, увеличить количество экскурсий или походов, увеличить время пребывания.Также большинство детей, несмотря на замечания, оценили программу на 5 баллов.Можно сделать вывод, что программа физического воспитания на базе спортивно-оздоровительного лагеря «Дзержинец» дневного пребывания, разработанная для школьников в возрасте 12-13 лет, показала свою эффективность, что доказано положительной динамикой изменения показателей физических качеств. Вывода по главе 3По результатам реализации программы отметили повышение показателей физического развития воспитанников, становление личностных и творческих качеств, их удовлетворенности и заинтересованность посещения лагеря. Удалось подтвердить, что включение учебно-тренировочных, спортивно-массовых и просветительских мероприятий во время пребывания в лагере, организация ежедневной физической нагрузки и соблюдение режима дня в лагере оказывает положительное влияние на физическое воспитание детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе проведено исследование особенностей организации физического воспитания в спортивно-оздоровительном лагере. На основании проведенных исследований нами сделаны следующие выводы:Теоретический анализ показал, что физическое воспитание – процесс формирования двигательных навыков, психофизических качеств и достижения физического совершенствования средствами физических упражнений. Основной целью является формирование физической культуры ребенка. Среди основных форм выделили две большие группы: урочные и внеурочные, которые в свою очередь различаются в зависимости от содержания.Спортивно-оздоровительная работа направлена на сохранение и укрепление здоровья, повышение адаптационных возможностей организма ребенка. В физическом воспитании функция имеет одно их важнейших значений, поскольку подразумевает не только улучшение, но и восстановление функций. Данная работа реализуется в таких формах, как физические занятия по определенному виду спорта, закаливание, физкультминутки, активный отдых, питание и другое.Особенности организации спортивно-оздоровительных лагерей в том, что, как правило, ведут деятельность в каникулярное время, чаще летом, ежедневно проводятся спортивные мероприятия, есть четкий режим дня. В России существует более 39 тыс. лагерей для детей и подростков, что подтверждает их значение в физическом воспитании. В зависимости от времени работы, локализации, типа и содержания программ их классифицируют по-разному. В ходе исследования разработана программа физического воспитания для спортивно-оздоровительного лагеря «Дзержинец». Предназначена для детей 12-13 лет. Включает 3 комплекса: учебно-тренировочные занятия направленности легкая атлетика, спортивно-массовые мероприятия и агитационно-пропагандистская работа. Срок реализации 7 дней. Физкультурно-оздоровительная работа включала: - утреннюю гимнастику;- ритмическую гимнастику;- занятия легкой атлетикой;- закаливание;- учебные спортивные игры;- работа по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни;- просветительская работа о развитии спорта в регионе.Спортивно-массовая работа состояла из:- эстафет;- соревнований- работа по получению теоретических знаний;- самодеятельность.Перед началом реализации программы определили уровень физической подготовленности. По завершению пребывания в лагере и, соответственно, программы физического воспитания, результаты показали, что в группе улучшились показатели физической подготовленности.50% детей улучшили показатели быстроты: 20% - до среднего уровня, 30% - до высокого. Еще 20% воспитанников лагеря увеличили уровень ловкости со среднего до высокого. У 40% испытуемых зафиксировано достижение уровня силы до нормативного показателя. Также 60% улучшили гибкость позвоночника.Полученные различия указали на высокую эффективность программы. Также получили обратную связь от воспитанников, которую можно использовать для совершенствования программы физического воспитания в спортивно-оздоровительном лагере. 100% детей удовлетворены программой физического воспитания во время пребывания в лагере. Только 30% исследуемых отметили, что готовы повторно заниматься по данному плану. Наибольший интерес отмечен относительно спортивно-массовых мероприятий. Также почти 100% воспитанников положительно отозвались о регулярности тренировок, организации питания, деятельности педагогов.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКФедеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция)Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 256 с.Беспалова Т.А. Занятия физическими упражнениями, формы их построения: учеб.-метод. пособие / Т.А. Беспалова, Н.М. Царева, О.В. Ларина и др. – Саратов, 2016. – 66 с.Блохина М.С. Значение физического воспитания для детей и подростков / М.С. Блохина // Молодой ученый. – 2022. – № 48 (443). – С. 612-613. Боярская Л.А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие / Л.А. Боярская. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 120 с.Виленская Т.Е. Теория и методика физического воспитания: оздоровительные технологии физического воспитания младших школьников: учебное пособие / Т. Е. Виленская. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 285 с.Григорьев О.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере: учебное пособие для вузов / О.А. Григорьев, Е. А. Стеблецов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 261 с.Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности) / Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2017. – 160 с.Корнилова А.Ю. Реализация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе / А.Ю. Корнилова, А.Н. Корнилов // Теория и практика современной педагогики. – 2020. – С. 149-152.Кругликова Г.Г. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие / Г.Г. Кругликова, Г.Р. Линкер. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 236 с.Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 10-15.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 c.Организация и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в условиях детского оздоровительного лагеря: учебно-метод. пособие / А.А. Уварова, А.Ч. Делег, – Кызыл: Издательство ТувГУ, 2020. – 106 с.Планидин Е.С. Спортивно-оздоровительная деятельность в системе рекреации: социальный аспект / Е.С. Планидин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – С. 68-71.Сорокоумова Г.В. Развивающие программы летнего оздоровительного лагеря как эффективное средство развития социальной креативности детей и подростков / Г.В. Сорокоумова // Гуманизация образования. – 2018. – № 5. – С. 76-81.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.Сысоева М.Н. Организация летнего отдыха детей: учебно- методическое пособие / М.Н. Сысоева. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2013. – 102 с.Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. / С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.Тетерский С.В. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие: научно-методическое пособие / С.В. Тетерский, И.И. Фришман. – М.: Генезис, 2016. – 146 с.Хворонова Г.В. Организация спортивной деятельности детей и подростков в летнем оздоровительном лагере / Г.В. Хворонова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 3. – С7 19-21.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.Щелокова Т.Н. Детский оздоровительный лагерь как место детского отдыха и туризма / Т.Н. Щелокова, Д.А. Глоголева, А.В. Серов // Architecture and Modern Information Technologies. – 2022. – № 2 (59). – С. 96-110.Эльдербиева Х.А. Теория и методика физического воспитания / Х.А. Эльдербиева, И.А. Уджуху // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2021. – С. 562-565.Летом в детских лагерях России отдохнули свыше пяти миллионов ребят / Минпросвещения России. – 2023. – [Электронный ресурс]: https://edu.gov.ru/press/7676/letom-v-detskih-lageryah-rossii-otdohnuli-svyshe-pyati-millionov-rebyat/Эффекты деятельности детского оздоровительного лагеря: сборник материалов всероссийского исследования / под ред. Е.В. Киселевой, Б.А. Дейча. – Новосибирск. – 2022. – [Электронный ресурс]: https://sdorus.ru/wp-content/uploads/2022/11/sbornik_effekty_deyatelnosti_dol_2022.pdfПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Протокол педагогического наблюденияВоспитанник / критерий оценкиРеакция на мероприятияВключенность в деятельностьУспешность выполнения работыАртем К.В началеПоложительно реагировал на все мероприятияЗадавал вопросы, активно выполнял все задания. С другими детьми ведет себя сдержанно, общается больше со взрослыми Получается почти вся работаВ концеНе измениласьАктивно участвует во всех мероприятиях, проявляет инициативу. Проявляет лидерские качества. Общается как со сверстниками, так и взрослыми.Участвовал в выступлении на концертеУспешно справляется с разного рода задачами (учебные, организаторские)Максим В.В началеРеакция больше нейтральная, не показывает эмоцийВедет себя пассивно. Избегает большинства контактовЕсть трудности в командной работеВ концеСдержан в реакции на большинство мероприятий, положительно реагирует на спортивно-массовыеПроявляет инициативу в спортивно-массовых мероприятиях, в том числе при подготовке творческих номеров. Сам инициирует общение, оказывает помощь.Участвовал в выступлении на концертеУспешно справляется с заданиямиКарина О.В началеНейтральнаяВыполняет все указания вожатых и педагогов. Пассивна в массовых мероприятиях. Нарушает распорядок дня в лагере. Активно общается с 1 сверстником (подруга)Занятия физической культурой даются сложнее, чем теоретическиеВ концеБольше положительнаяПроявляет активность больше на теоретических занятия. Круг общения значительно расширился.Участвовала в выступлении на концертеУспешность выполнения улучшилась, однако, практические задания даются так же хуже Настя С.В началеНаблюдается как положительная, так и отрицательная реакция (особенно в кругу знакомых)При распределении заданий показывает недовольство, часто отказывается от их выполнения. В общении проявляет грубость как со взрослыми, так и сверстниками. Негативно настраивает знакомых Не успешноВ концеПоложительнаяВовлеченность усилилась, с большим желанием выполняет задания, начала проявлять эмпатию.Участвовала в выступлении на концертеБольшинство задач выполняются успешноСаша С.В началеОтрицательнаяПассивен, проявляет агрессию (при упоминании его ошибок). Склонен к разрушению имущества в лагере. Нарушает распорядок дняНе успешноВ концеПоложительнаяАктивность на занятиях стала лучше, стал сдержаннее реагировать на замечания. Проявил желание при подготовке стенда. Перестал портить чужое имущество.Участвовал в выступлении на концертеБольшинство задач выполняются более успешно, особенно творческиеМилана К.В началеБольше позитивнаяСтремится к общению, активно задает вопросы и участвует в дискуссиях. На занятиях всегда стоит в первом ряду. Успешно справляется с заданиямиВ концеНе измениласьТакже активна и инициативна.Участвовала в выступлении на концертеУспешно справляется с заданиямиАрсений С.В началеНейтральнаяПассивен, при обращении к нему проявляет активность. Отказывается от участия в массовых мероприятиях. Нарушает распорядок дня. Больше общается со сверстникамиЕсть трудности с выполнением некоторых задачВ концеПоложительнаяПроявляет большую активность на занятиях, участвует почти во всех заданиях. Проявил инициативу при подготовке соревнований.Участвовал в выступлении на концертеУспешно справляется с заданиямиЕгор Ч.В началеНейтральнаяВыполняет задания только по указанию вожатых и педагогов. Показывает низкую самостоятельность. Часто уходит с занятий без разрешения. Больше общается со сверстниками, допускает неуважительное отношениеЕсть трудности с выполнением задачВ концеПоложительнаяСтал более самостоятельным, активно участвует в спортивно-массовых мероприятиях. Развил чувство эмпатии.Участвовал в выступлении на концертеБольшинство задач выполняются более успешно, особенно творческиеКсюша Л.В началеПоложительнаяПроявляет инициативу, но выполняет поручения не своевременно, требуется постоянный контроль. Склонна к нарушению распорядка дня в лагере. Хорошо общается со взрослыми и сверстникамиЕсть трудность с выполнением организаторских задачВ концеНе измениласьСоблюдает все требования, своевременно выполняет все поручения. Научилась планировать свое свободное время.Участвовала в выступлении на концертеУспешность вышеКостя И.В началеНаблюдается как положительная, так и отрицательная реакцияВ целом активен, но проявляет негатив при распределении задач в группах. Отказывается от выполнения некоторых заданий, но потом присоединяется. Общителен, допускает физическое воздействиеЕсть трудность с выполнением различных задачВ концеПоложительнаяАктивен и инициативен. Сохраняется некоторая негативная реакция на распределение обязанностей. В общении проявляет больше уважения. Участвовал в выступлении на концертеТрудности сохраняются

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция)
2. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: учеб. для студентов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с
3. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 256 с.
4. Беспалова Т.А. Занятия физическими упражнениями, формы их построения: учеб.-метод. пособие / Т.А. Беспалова, Н.М. Царева, О.В. Ларина и др. – Саратов, 2016. – 66 с.
5. Блохина М.С. Значение физического воспитания для детей и подростков / М.С. Блохина // Молодой ученый. – 2022. – № 48 (443). – С. 612-613.
6. Боярская Л.А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие / Л.А. Боярская. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 120 с.
7. Виленская Т.Е. Теория и методика физического воспитания: оздоровительные технологии физического воспитания младших школьников: учебное пособие / Т. Е. Виленская. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 285 с.
8. Григорьев О.А. Организация физкультурно-оздоровительной работы в детском оздоровительном лагере: учебное пособие для вузов / О.А. Григорьев, Е. А. Стеблецов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 261 с.
9. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности) / Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2017. – 160 с.
10. Корнилова А.Ю. Реализация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления в начальной школе / А.Ю. Корнилова, А.Н. Корнилов // Теория и практика современной педагогики. – 2020. – С. 149-152.
11. Кругликова Г.Г. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие / Г.Г. Кругликова, Г.Р. Линкер. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 236 с.
12. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6. – С. 10-15.
13. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 c.
14. Организация и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в условиях детского оздоровительного лагеря: учебно-метод. пособие / А.А. Уварова, А.Ч. Делег, – Кызыл: Издательство ТувГУ, 2020. – 106 с.
15. Планидин Е.С. Спортивно-оздоровительная деятельность в системе рекреации: социальный аспект / Е.С. Планидин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – С. 68-71.
16. Сорокоумова Г.В. Развивающие программы летнего оздоровительного лагеря как эффективное средство развития социальной креативности детей и подростков / Г.В. Сорокоумова // Гуманизация образования. – 2018. – № 5. – С. 76-81.
17. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. / Э.Я. Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
18. Сысоева М.Н. Организация летнего отдыха детей: учебно- методическое пособие / М.Н. Сысоева. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2013. – 102 с.
19. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. / С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
20. Тетерский С.В. Детский оздоровительный лагерь: воспитание, обучение, развитие: научно-методическое пособие / С.В. Тетерский, И.И. Фришман. – М.: Генезис, 2016. – 146 с.
21. Хворонова Г.В. Организация спортивной деятельности детей и подростков в летнем оздоровительном лагере / Г.В. Хворонова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 3. – С7 19-21.
22. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
23. Щелокова Т.Н. Детский оздоровительный лагерь как место детского отдыха и туризма / Т.Н. Щелокова, Д.А. Глоголева, А.В. Серов // Architecture and Modern Information Technologies. – 2022. – № 2 (59). – С. 96-110.
24. Эльдербиева Х.А. Теория и методика физического воспитания / Х.А. Эльдербиева, И.А. Уджуху // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2021. – С. 562-565.
25. Летом в детских лагерях России отдохнули свыше пяти миллионов ребят / Минпросвещения России. – 2023. – [Электронный ресурс]: https://edu.gov.ru/press/7676/letom-v-detskih-lageryah-rossii-otdohnuli-svyshe-pyati-millionov-rebyat/
26. Эффекты деятельности детского оздоровительного лагеря: сборник материалов всероссийского исследования / под ред. Е.В. Киселевой, Б.А. Дейча. – Новосибирск. – 2022. – [Электронный ресурс]: https://sdorus.ru/wp-content/uploads/2022/11/sbornik_effekty_deyatelnosti_dol_2022.pdf