Особенности нейрофизиологического состояния детей младшего школьного возраста с высокой интеллектуальной нагрузкой.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Биология
  • 44 44 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 02.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Определение высокой интеллектуальной нагрузки и ее влияние на нейрофизиологическое состояние детей младшего школьного возраста 6
1.1 Понятие высокой интеллектуальной нагрузки 6
1.2 Влияние высокой интеллектуальной нагрузки на нейрофизиологическое состояние детей младшего школьного возраста 8
Глава 2: Особенности нейрофизиологического состояния детей младшего школьного возраста с высокой интеллектуальной нагрузкой 10
2.1 Повышенная активность мозга 10
2.2 Раннее формирование синаптических связей 13
2.3 Большая емкость обработки информации 14
2.4 Большая чувствительность к внешним раздражителям 15
2.5. Методы исследования нейрофизиологических особенностей 16
Глава 3. Стратегии поддержки и развития нейрофизиологического состояния детей младшего школьного возраста с высокой интеллектуальной нагрузкой 20
3.1 Индивидуальные образовательные программы 20
3.2 Развитие когнитивных навыков 21
3.3 Управление стрессом 22
3.4 Разнообразные формы обучения и поддержки 22
Заключение 25
Цитированная литература 27

Фрагмент для ознакомления

Хотя предельные нагрузки иногда нужны, поскольку интеллект активизируется в той мере, в какой условия будут максимально жесткими с точки зрения требований адаптации (Яковлев, 2017).3.2 Развитие когнитивных навыковМногие исследователи высказывают точку зрения, согласно которой применение специальных развивающих методов способно положительно влиять на уровень интеллекта(Карпенко, 2019).Развитие когнитивных навыков помогает младшим школьникам снизить уровень напряженности учебного процесса за счет автоматизации рутинных когнитивных процессов, экономии ресурсов нервной системы, повышения внимательности, расширения ресурсов памяти. Например, существуют методики «брейн-финтнеса» (психологические тренинги), тренинги, основанные на биологической обратной связи, которые позволяют тренировать мозг с помощью нейроинтерфейсов (Карпенко, 2019).3.3 Управление стрессомСовременная образовательная среда выступает в качестве стрессора и вызывает у обучающихся значительное психоэмоциональное напряжение. Психика детей более ранима, чем у взрослых, и при этом менее адаптирована к различным негативным эмоциональным ситуациям, проблемам в семье и/или в школе. Например, говоря о психотравмирующем факторе, важно учитывать, что для формирующейся психики ребёнка любая малозначимая для взрослого человека психологическая ситуация может быть психотравмирующей, особенно если у ребенка высокий уровень тревожности или нейротизма. Поскольку существует генетическая детерминированностьвысокой личностной тревожности и нейротизма, то таким детям необходима психолого-педагогическая поддержка. Во-Она должна включать своевременное выявление индивидуальных особенностей ребенка и коррекционную работу по снижению уровня тревожности и эмоциональной лабильности, овладению стратегиями совладания. Это является хорошей профилактикой школьного стресса и служит сохранению здоровья учащихся (Адамовская, 2021).3.4 Разнообразные формы обучения и поддержкиУ детей, обучающихся в различных образовательных средах, существуют различия в уровне развития когнитивных функций и личностных особенностей. Так, преподавание традиционными методами лучше развивает логическое мышление, а использование цифровых технологий снижает уровень умственной утомляемости(Гут, 2021).Влияние высокой интеллектуальной нагрузки может быть скомпенсировано за счёт уменьшения посторонней когнитивной нагрузки, обусловленной шумом из окружающей среды. Чтобы снизить напряженность учебного труда, возможна коррекция учебных программ по интеллектуальным, сенсорным, эмоциональным учебным нагрузкам. Рациональное распределение учебной нагрузки, обоснованное чередование с физической активностью учащихся позволит не только сохранить и активизировать адаптивные возможности школьников, но и повысить успеваемость (Ткачук, 2019).Одной эффективныхформ обучения является коллективное взаимообучение. Сущность этой технологии в том, что все дети обучают каждого, и каждый обучает всех. Самым главным в структуре коллективного способа организации обучения является взаимное обучение. Данная технология помогает рационально организовать образовательный процесс. Наряду с такими формами работы, как индивидуальная работа ученика с учителем, работа ученика с источником знаний, работа ученика в группе сверстников, взаимообучение позволяет повысить эффективность обучения. Оно повышает интерес к учебе и мотивацию, создаёт «ситуации успеха», развивает самоконтроль и взаимоконтроль., В результате создаются условия для активной познавательной деятельности каждого ученика (Соколова, 2020)Больше внимания следует уделять адекватной физической нагрузке учащихся. Так, более низкие значения кинестетической функции и энергетических процессов организма соотносятся со сниженным уровнем социальной адаптации младших школьников (Бусыгина, 2018)Комплексный подход к развитию интеллектуальных и физических компетенций реализуется в организации когнитивно сложных активных перерывов (с выполнением заданий на внимание в режиме движения). Дети 6-8 лет в наибольшей степени нуждаются в таком образовательном компоненте и получают наибольшие познавательные выгоды от когнитивно-моторно-стимулирующего характера перерывов. Они успешно достигают сбалансированности номинальных, функциональных и воспринимаемых затруднений (т. е., соответствия между сложностью задачи, умением выполнять задание в заранее определенных условиях и реакцией на вызов). Такие кратковременные занятия улучшают физическое здоровье и когнитивные функции детей, хорошо мотивируют на обучение (Ермолова, 2020).Заключение по главе 3Обучение в образовательных учреждениях с высокой интеллектуальной нагрузкой требует мер поддержки младших школьников в сложный период адаптации к школе. Для этого необходим личностно-ориентированный подход, индивидуализация образовательных программ, чтобы подобрать каждому ребенку оптимальную для него учебную нагрузку. Необходимо внедрение различных форм обучения и применение специальных методик, направленных на развитие когнитивных навыков. Это, с одной стороны, позволит снизить когнитивную нагрузку, с другой – повысит способность детей справляться с учебной нагрузкой. Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, особенно необходимо детям с высоким уровнем тревожности и нейротизма. ЗаключениеВ данной курсовой работе были рассмотрены особенности нейрофизиологического состояния детей младшего школьного возраста с высокой интеллектуальной нагрузкой. На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы: 1. Для образовательных учреждений с углубленным изучением предметов характерна высокая напряженность учебного труда. Младшим школьникам сложнее справляться с высокой интеллектуальной нагрузкой в силу психофизиологических особенностей данного возрастного периода. С одной стороны, систематическая интеллектуальная нагрузка повышает когнитивные способности учащихся, с другой стороны – приводит к перенапряжению функциональных систем организма. Снижение функциональных резервов ЦНС и когнитивных способностей учащихся в условиях современной образовательной среды может являться фактором риска развития снижения адаптационного потенциала младших школьников.2. Дети, подверженные высоким интеллектуальным нагрузкам, обладают повышенной активностью мозга, ранним формированием синаптических связей, большой емкостью обработки информации. В то же время у детей отмечается большая чувствительность к внешним раздражителям, что обусловлено недостаточной зрелостью КБП, ее неспособностью эффективно тормозить процессы возбуждения, иррадиацией возбуждения от внешних стимулов, повышенным уровнем тревожности. 3. Стратегии поддержки и развития нейрофизиологического состояния детей с высокой интеллектуальной нагрузкой включают разработку индивидуальных образовательные программ, развитие когнитивных навыков, обучение стратегиям совладания со стрессом, применение разнообразных форм обучения. Необходима внутренняя дифференциация обучения для более адекватного и рационального построения, планирования предметного содержания учебной нагрузки, соответствующей личностным особенностям обучающихся. Эффективными методиками для развития когнитивных навыков являются методики «брейн-финтнеса» и нейроинтерфейсы. Для снижения стресса особое внимание следует уделять детям с повышенным уровнем тревожности и нейротизма. Для младших школьников эффективными формами обучения являются взаимообучение, а также когнитивно-моторно-стимулирующие занятия.4. Предполагается, что выбранные методы исследования – тест на зрительное произвольное внимание, тест зрительно-моторной реакции и электроэнцефалография – позволят выявить различия межполушарного взаимодействия, функционального состояния ЦНС и показателей мозговой активности у детей с высокой и с обычной интеллектуальной нагрузкой. Таким образом, данное исследование позволяет лучше понять специфику нейрофизиологического статуса ребенка с высокой интеллектуальной нагрузкой и может помочь родителям, педагогам, психологам в выборе оптимальных стратегий развития для таких детей.Цитированная литератураАдамовская. О. Н. и др. Особенности реакции вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем при выполнении когнитивной нагрузки у младших школьников с разным уровнем личностной тревожности и нейротизма / О. Н. Адамовская [и др.]//Science for education today. – 2021. – Т. 11. – №. 1. – С. 151-173.Андришунас, А. М. Негативное влияние интенсивности и напряженности учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья учащихся начальных классов / А. М. Андришунас, О. Ю. Устинова // Актуальные вопросы анализа риска при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пермь, 15–16 мая 2019 года. – Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2019. – С. 381-386. Аршинская,Е.Л. Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников /Е.Л. Аршинская// Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014.– N5(146). – С. 58–64Бирюкова, Н. Ю. Гигиена умственной деятельности школьников / Н. Ю. Бирюкова, Н. А. Кузьмина, А. Ю. Тычинская // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2017. – № 7. – С. 12-20. Бусыгина, А. Л.Выявление взаимосвязи между нейропсихологическими показателями детей младшего школьного возраста и особенностями педагогического общения в процессе их социальной адаптации / А. Л.Бусыгина, И. В., Архипова Т. А. Фирсова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – №. 4 (25). – С. 284-288.Гилева, О. Б. Биоэлектрическая активность головного мозга школьников с разной академической успешностью. Сообщение 1. Дети с разной академической успешностью как представители возрастной нормы //Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13. – №. 2. – С. 76-85.Гилева, О. Б. Биоэлектрическая активность головного мозга школьников с разной академической успешностью. Сообщение 2. Взаимосвязь успешности учебной деятельности и паттернов биоэлектрической активности коры головного мозга //Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13. – №. 3. – С. 80-92.Гравицкая, Е. Г. Характер нейропсихологических механизмов адаптации детей к школе //Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №. 78-3. – С. 226-228.Гут Ю. Н. и др. Когнитивные функции и личностные особенности школьников в разных образовательных средах / Ю. Н. Гут [и др.]//Перспективы науки и образования. – 2021. – №. 5 (53). – С. 323-333.Давыдов, Д. Г.Когнитивная эдукология / Давыдов Д. Г., Чмыхова Е. В., Качалова Л. М. //Эдукология. – 2020. – С. 98-180.Депутат И.С. Анализ распределения уровня постоянного потенциала головного мозга в оценке функционального состояния организма (обзор) / И.СДепутат [и др.]// Экология человека. - 2015. - Т. 22. - №10. - C. 27-36.Ермолова Т.В.Нейробиология когнитивных компетенций младшего школьного возраста: новейшие зарубежные исследования /Т.В.Ермолова [и др.] // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9. № 2. – С. 8–20.Зверева, Н.В. Клинико-психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание) / Н.ВЗверева [и др.] – М.: ООО «Сам полиграфист», 2017. – 46 с.Карпенко, М.П. Нейродидактика: Монография / М.П. Карпенко, Д.Г. Давыдов, Е.В. Чмыхова и др.; под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2019. – 282 с.Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Функциональное состояние школьников 6-7 лет при когнитивной нагрузке //Новые исследования. – 2016. – №. 2 (47). – С. 36-44.Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Функциональное состояние школьников при напряженной информационной нагрузке в начальный период адаптации к образовательной среде //Экология человека. – 2018. – №. 9. – С. 18-26.Мухаметзянов, И. Ш. Информационная нагрузка, информационная перегрузка, избегание информации и их влияние на здоровье обучающихся в условиях цифровой образовательной среды / И. Ш. Мухаметзянов // Образовательное пространство в информационную эпоху : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 06–07 июня 2023 года. – Москва: Институт стратегии развития образования, 2023. – С. 539-545.Прима О., Суботялов М. Влияние профильного обучения на психофизиологические и функциональные особенности обучающихся (обзор) //Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2022. – Т. 4. – №. 1. – С. 59-76.Рябова, И. В. Влияние учебных нагрузок на адаптацию и состояние регуляторных систем организма младших школьников / Рябова И. В. [и др.] //Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20. – №. 4. – С. 55-61.Сергиенко, А. А. «Тест на оценку асимметрии произвольного зрительного внимания»: практическая актуальность, нормативы, проблема валидизации методики / А. А. Сергиенко // Психологическая диагностика. – 2017. – Т. 14, № 2. – С. 41-54. Сетко, А. Г.Физиолого-гигиеническая характеристика адаптационного потенциала организма первоклассников в условиях современного школьного образования / А. Г.Сетко, Е. В.Булычева, Е. И. Носова //Здоровье населения и среда обитания. – 2020. – №. 5 (326). – С. 18-24.Соколова, Л. В. Использование интенсивных образовательных технологий на уроках в начальной школе / Л. В. Соколова, А. В. Молчанова // Человеческий капитал. – 2020. – № 2(134). – С. 62-66.Ткачук Е.А. Оценка напряжённости учебного труда и адаптационного потенциала учащихся общеобразовательных учреждений традиционного и профильного типов / Е.А.Ткачук, Н.В.Ефимова, И.В.Мыльникова // Гигиена и санитария. – 2019. – № 98 (10). – С. 1129-1134.Хакимов, З. А. Использование электроэнцефалограммы: процесс изучения, расшифровка показателей и значений //журнал технических исследований. – 2022. – Т. 5. – №. 1.Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка одаренных детей: здоровье и способности. Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2017. – Т. 3, №2. – С. 61-71.

Цитированная литература
1. Адамовская. О. Н. и др. Особенности реакции вегетативной нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем при выполнении когнитивной нагрузки у младших школьников с разным уровнем личностной тревожности и нейротизма / О. Н. Адамовская [и др.] //Science for education today. – 2021. – Т. 11. – №. 1. – С. 151-173.
2. Андришунас, А. М. Негативное влияние интенсивности и напряженности учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья учащихся начальных классов / А. М. Андришунас, О. Ю. Устинова // Актуальные вопросы анализа риска при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Пермь, 15–16 мая 2019 года. – Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2019. – С. 381-386.
3. Аршинская, Е.Л. Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников / Е.Л. Аршинская // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014.– N 5(146). – С. 58–64
4. Бирюкова, Н. Ю. Гигиена умственной деятельности школьников / Н. Ю. Бирюкова, Н. А. Кузьмина, А. Ю. Тычинская // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2017. – № 7. – С. 12-20.
5. Бусыгина, А. Л. Выявление взаимосвязи между нейропсихологическими показателями детей младшего школьного возраста и особенностями педагогического общения в процессе их социальной адаптации / А. Л. Бусыгина, И. В., Архипова Т. А. Фирсова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – Т. 7. – №. 4 (25). – С. 284-288.
6. Гилева, О. Б. Биоэлектрическая активность головного мозга школьников с разной академической успешностью. Сообщение 1. Дети с разной академической успешностью как представители возрастной нормы //Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13. – №. 2. – С. 76-85.
7. Гилева, О. Б. Биоэлектрическая активность головного мозга школьников с разной академической успешностью. Сообщение 2. Взаимосвязь успешности учебной деятельности и паттернов биоэлектрической активности коры головного мозга //Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13. – №. 3. – С. 80-92.
8. Гравицкая, Е. Г. Характер нейропсихологических механизмов адаптации детей к школе //Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – №. 78-3. – С. 226-228.
9. Гут Ю. Н. и др. Когнитивные функции и личностные особенности школьников в разных образовательных средах / Ю. Н. Гут [и др.]//Перспективы науки и образования. – 2021. – №. 5 (53). – С. 323-333.
10. Давыдов, Д. Г. Когнитивная эдукология / Давыдов Д. Г., Чмыхова Е. В., Качалова Л. М. //Эдукология. – 2020. – С. 98-180.
11. Депутат И.С. Анализ распределения уровня постоянного потенциала головного мозга в оценке функционального состояния организма (обзор) / И.С Депутат [и др.]// Экология человека. - 2015. - Т. 22. - №10. - C. 27-36.
12. Ермолова Т.В. Нейробиология когнитивных компетенций младшего школьного возраста: новейшие зарубежные исследования / Т.В. Ермолова [и др.] // Современная зарубежная психология. – 2020. – Т. 9. № 2. – С. 8–20.
13. Зверева, Н.В. Клинико-психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание) / Н.В Зверева [и др.] – М.: ООО «Сам полиграфист», 2017. – 46 с.
14. Карпенко, М.П. Нейродидактика: Монография / М.П. Карпенко, Д.Г. Давыдов, Е.В. Чмыхова и др.; под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд-во СГУ, 2019. – 282 с.
15. Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Функциональное состояние школьников 6-7 лет при когнитивной нагрузке //Новые исследования. – 2016. – №. 2 (47). – С. 36-44.
16. Криволапчук И. А., Чернова М. Б. Функциональное состояние школьников при напряженной информационной нагрузке в начальный период адаптации к образовательной среде //Экология человека. – 2018. – №. 9. – С. 18-26.
17. Мухаметзянов, И. Ш. Информационная нагрузка, информационная перегрузка, избегание информации и их влияние на здоровье обучающихся в условиях цифровой образовательной среды / И. Ш. Мухаметзянов // Образовательное пространство в информационную эпоху : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Москва, 06–07 июня 2023 года. – Москва: Институт стратегии развития образования, 2023. – С. 539-545.
18. Прима О., Суботялов М. Влияние профильного обучения на психофизиологические и функциональные особенности обучающихся (обзор) //Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. – 2022. – Т. 4. – №. 1. – С. 59-76.
19. Рябова, И. В. Влияние учебных нагрузок на адаптацию и состояние регуляторных систем организма младших школьников / Рябова И. В. [и др.] //Человек. Спорт. Медицина. – 2020. – Т. 20. – №. 4. – С. 55-61.
20. Сергиенко, А. А. «Тест на оценку асимметрии произвольного зрительного внимания»: практическая актуальность, нормативы, проблема валидизации методики / А. А. Сергиенко // Психологическая диагностика. – 2017. – Т. 14, № 2. – С. 41-54.
21. Сетко, А. Г. Физиолого-гигиеническая характеристика адаптационного потенциала организма первоклассников в условиях современного школьного образования / А. Г. Сетко, Е. В. Булычева, Е. И. Носова //Здоровье населения и среда обитания. – 2020. – №. 5 (326). – С. 18-24.
22. Соколова, Л. В. Использование интенсивных образовательных технологий на уроках в начальной школе / Л. В. Соколова, А. В. Молчанова // Человеческий капитал. – 2020. – № 2(134). – С. 62-66.
23. Ткачук Е.А. Оценка напряжённости учебного труда и адаптационного потенциала учащихся общеобразовательных учреждений традиционного и профильного типов / Е.А. Ткачук, Н.В. Ефимова, И.В. Мыльникова // Гигиена и санитария. – 2019. – № 98 (10). – С. 1129-1134.
24. Хакимов, З. А. Использование электроэнцефалограммы: процесс изучения, расшифровка показателей и значений //журнал технических исследований. – 2022. – Т. 5. – №. 1.
25. Яковлев, Б.П. Психическая нагрузка одаренных детей: здоровье и способности. Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2017. – Т. 3, №2. – С. 61-71.