Освещение советских художественных фильмов в современной журналистике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 39 39 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 07.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Советский кинематограф и советская киножурналистика 6
1.1 Особенности советского кинематографа 6
1.2 Особенности советской киножурналистики 9
1.3 Освещение кинематографа в советской журналистике 12
Глава 2. Представление советского кинематографа в современной киножурналистике 15
2.1 Обзор современных журналистских исследований, посвященных советскому кинематографу 15
2.2 Анализ представления советского кинематографа в серии киноэссе платформы «Кинопоиск» 20
2.3 Определение роли советского наследия в современном
кинематографе 30
Заключение 34
Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Канонический вампир является ключевым персонажем хоррор-жанра, происходящим из готических романов и фольклора о неупокоенных душах, пьющих кровь живых. Изучение образа вампира в литературе и его развитие в кинематографе XX века привели к формированию современного представления о вампирах как о древних существах, ищущих кровь для вечной жизни, избегающих солнечного света и чеснока, спящих в гробах и способных превращаться в летучих мышей. В российской литературной традиции эти образы также были, но совершенно лишенные романтического флера, достаточно вспомнить «Семью вурдалака» и «Упыря»А.К. Толстого. Автор исследования делает вывод, что Сериал «Вампиры средней полосы» преобразует западный образ вампира, вписывая его в контекст современной российской действительности и советской ностальгии. Вместо традиционного западного вампира, сериал представляет уникальную русификацию этих существ, подчеркивая их связь с российской культурой через аллюзии и социальную принадлежность. Вампиры из Смоленска отображаются не только как мифические существа, но и как часть социальной структуры, благодаря взаимодействию с местом и выполнению социальной миссии. Сериал тесно переплетает советские мотивы с вампирской тематикой, создавая особое социальное и культурное пространство, которое сглаживает травмы национальной памяти. Такой авторский взгляд, как минимум, любопытен.В статье Л. Каверина «Феномен советского кино», отмечается, чтомногие советские режиссеры еще жили и творили в период 1990-х гг., ноЭ. Рязанов, Л. Гайдай, В. Меньшов, А. Эйрамджан значительно снизили качество своих фильмов.Но при этом, автор высоко оценивает такие фильмы, как «Остров» (2006); «Живой»; «Брестская крепость» (2010); «Дом Солнца» (2010), сериалы «Ликвидация» (2007) и «Ленинград 46» (2015). Эти фильмы и два последних сериала поднимают планку качества, потерянного в 90-е.Следует отметить цикл статей аналитических статей, посвященных советскому кинематографу на ресурсе: Страна СССР: все о Советском Союзе. Авторы не только рассказывают о советских фильмах и особенностях их производства, но и анализируют смыслы, эстетику, влияние на современный кинематограф. Е. Г. Лапина-Кратасюкв своей статье проводит социокультурный анализ фильма «Белое солнце пустыни» (1969, реж. Владимир Мотыль), через призму которого исследуются такие основополагающие понятия американского вестерна, как герой, антигерой и общество, но уже в контексте советского кинематографа. Автор представляет жанр «истерн» как уникальную нарративную структуру, которая не только отражает культурные взаимодействия между различными общественными укладами, но и исследует границы возможного расширения этих культурных связей.По мнению французской школы анализа кино, начальные кадры являются ключевыми для понимания всего кинопроизведения. Фильм «Белое солнце пустыни» в первых кадрах показывает пробуждение главного героя Сухова и его сон о русской природе и женщине. Эти сцены устанавливают контраст между мирным зелено-голубым пейзажем и жесткой реальностью желтой пустыни, а также намекают на пределы дозволенного в советском кино, используя образ обнаженных женских колен. Эти моменты вводят зрителя в тему пересечения двух миров и притяжения соблазна, пронизывающую весь фильм.Д.А. Хрюкин отмечает в своей статье, что проблема жанровых поисков и жанровой системысоветского кинематографа остается недостаточно развитой.Однако, именно жанровый подход представляется наиболее подходящим для анализа сложного и динамичного процесса развития кинематографа, так как он учитывает множество разнообразных факторов, влияющих на кино. Этот подход способствует преодолению устоявшихся бинарных стереотипов в восприятии и описании кинематографа позднесоветского периода, таких как подавление/сопротивление, служение системе/творческий поиск, госзаказ/самовыражение.Итак, анализ представления советского кинематографа в современной киножурналистике, позволяет сделать вывод, что советское кинематографическое наследие становится предметом особого внимания, поскольку оно несет в себе ключи к пониманию не только советских, но и национальных архетипических структур, влияющих на современные культурные коды и общественное сознание. Через анализ кинопроизведений, отражающих как героическое прошлое, так и его более трагичные аспекты, исследователи и киножурналисты вносят вклад в формирование более глубокого и многогранного восприятия истории, позволяя современному зрителю не только вспоминать, но и переосмысливать прошлое. Этот процесс способствует сближению прошлого и настоящего, обогащая современное культурное пространство новыми интерпретациями, что, в свою очередь, может усиливать национальную идентичность и способствовать развитию более осознанного и аналитического подхода к историческим событиям, отраженным в памяти народа. Советская эпоха преображается в миф в его наиболее благородном значении, как в народном эпосе, который передает человеческие представления о создании мира, природных явлениях, божествах и героях.Современная журналистика, выбирая объектом советский кинематограф, использует следующие жанры: заметка, обзор, рецензия, статья. Статья, в том числе, может быть представлена в научном контексте: культурологическом, лингвистическом, исследовать вопросы восприятия зрителей и т.п.Обзор современных журналистских работ, посвященных советскому кинематографу, позволяет выделить наиболее актуальные направления исследований: крылатые выражения в советских кинофильмах как предмет лингвокультурологического и социкультурогогического анализа и как элементы национальной идентичности; анализ творчества советских кинорежиссеров; контент- и семантический анализ названий советских фильмов; образы войны и врага; идеологемы; исследования соцреализма как метода отражения действительности; культурный потенциал советских кинофильмов; быт советского периода в контексте исторических и культурологических знаний; исследования различных индивидуальных и коллективных образов; советские кинофильмы для детей и т.п.Проведя анализ журналистских статей о советском кинематографе в течение последнего десятилетия, можно отметить тенденцию развития жанра кинокритики и кинорецензии через большое количество блогов, авторы которых не являются профессиональным журналистами, но использование формата видеоэссе, а также интерактивного общения со зрителями в виде комментариев и ответов на них позволяет создавать занимательный контент. При этом если автор позволяет критические замечания в адрес советских кинофильмов, то он подвергается откровенной обструкции. Более безопасным для таких авторов является выбор критического разбора поведения персонажей советских фильмов, такая форма дискуссии привлекает обычно много участников.Что касается профессиональной журналистики, то наблюдается значительное изменение тональности и смысловых акцентов в освещении культурных явлений советского периода. Если ранее анализ коллективной национальной памяти часто рассматривался через призму массового невроза и непродуктивной ностальгии, то теперь приходит время признания и глубокого понимания новых реальностей. XIX век подарил миру богатейший слой литературы, признанной классикой и ставшей национальным достоянием России. В XX веке ведущей формой искусства становится кино, при этом советские кинопроизведения постепенно занимают оправданное место классики русского кинематографа. В них заложены фундаменты жанров, сюжетов, уникальных актерских методик в духе Станиславского, режиссерских подходов и т.д., однако наиболее значимым является отражение в советском кинематографе национальных культурных кодов. Эти коды, хотя и претерпели трансформацию, остались неизменными в своей сути. Таким образом, советский кинематограф как классическое наследие продолжит привлекать внимание и будет предметом углубленного анализа и постоянного исследовательского интереса в сфере профессиональной журналистики.ЗаключениеСписок литературы2 главаАнаньев Д.А. Великая Отечественная война в освещении советского и российского кинематографа: основные тенденции и проблемы // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 4 (41). С. 26-39.Белобров К.В. Кинообзоры на YouTube как форма репрезентации интереса к кино // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. С. 71-75.Вознесенская М.М. «И вам не хворать!» (новая жизнь старой киноцитаты) // Русская речь. 2019. № 3. С. 20-28.Завершинская Н.А., Завершинская П.К. Кинематографические «прочтения» советской эпохи как проекция воспоминаний и забвений современного российского общества // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. – 2017. – № 3. – С. 13–19. DOI: 10.15593/perm.kipf/2017.3.02Как дети это выдерживают? / Путин высказался о советских мультиках. URL: https://dzen.ru/a/ZZ6v_ao_5U7a2pSs (дата обращения 01.05.2024).Лапина-Кратасюк Е.Г. Красное на белом: к вопросу о культурной специфике жанра «истерн» // Вопросы культурологии. 2011. № 5. С. 117-120.Лефман Т.О. Образ детства в отечественной анимации: от метафоры к мему // Культура и цивилизация. 2019. Том 9. № 6-1. С. 136-140.Маркова А.И. Особенности киножурналистики в видеоэссе YouTube-канала «КиноПоиск» // Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы V студенческой научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2021. С. 489-491.Маркова А.И. Современное видеоэссе: от инфотейнментадо кинокритики // Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы VI студенческой научно-практической конференции / отв. ред. Д.А. Михеева. Йошкар-Ола, 2022. С. 397-399.Новикова А.А., Чумакова В.П. Советские фильмы в новой медиасреде: идеализация или дискредитация представлений о прошлом? Обсерватория культуры. 2014;(2). С. 61-67. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2014-0-2-61-67Пархитько Н.П. К вопросу об искажении образа героя Великой Отечественной войны в современном отечественном кинематографе // Военная журналистика в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 223-226.Разлогов К.Э., Кочеляева Н.А. Диалоги с советским в российском и зарубежном кинематографе // Советское кино в мировом контексте. Коллективная монография. Москва: Гаудеамус, 2024. С. 581-590.Решетов, Д. П. Профессиональная кинокритика и кинокритика в блогосфере: опыт сравнительного анализа : выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки: 42.03.02 - Журналистика. - Барнаул, 2018.Саенкова-Мельницкая Л. П. Ценностно-оценочные принципы в кинокритике // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-otsenochnye-printsipy-v-kinokritike (дата обращения: 07.05.2024).Сальникова А.А. «Между Сциллой Кассы и Харибдой идеологии»: Об одном опыте исторической интерпретации советского деревенского кино // Диалог со временем. 2023. № 84. С. 354-361.Селезнев М. Что такое видеоэссе? // Искусство кино. 2021. URL: https://kinoart.ru/texts/chto-takoe-videoesse (дата обращения: 07.05.2024).Страна СССР: все о Советском Союзе. URL: https://www.strana-sssr.net/ (дата обращения 05.05.2024).Телюк О. Параграфы об аудиовизуальных эссе // Cineticle. URL: https://cineticle.com/magazine/issue-19/paragraphy-ob-audiovisualnyh-esse (дата обращения: 07.05.2024).Тихонова С.В. Телесность отечественного вампира в контексте советской ностальгии // CorpusMundi. 2023. Т. 4. № 1 (11). С. 29-49.Уставщикова Ю. Феномен и эстетика советского кино эпохи «застоя». URL: https://zhurkamurkamagazine.ru/2022/07/феномен-и-эстетика-советского-кино-эп/ (дата обращения 01.05.2024)Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ(ред. от 28.04.2023) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения 01.05.2024).Хрюкин Д.А. К вопросу о жанровом подходе в изучении кинематографа // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России: сборник научных трудов, посвященный Году российского кино. В 2 частях. Часть 2 / отв. ред. А. Д. Евменов. Санкт-Петербург, 2016. С. 153-160.Электронный ресурс «7 дней». – URL:https://7days.ru/kino/top/nazad-v-sssr-10-sovremennykh-filmov-i-serialov-o-sovetskoy-epokhe.htm (дата обращения 01.05.2024).Электронный ресурс Youtube. – URL:https://www.youtube.com/@kinopoisk (дата обращения 01.05.2024).


Ананьев Д.А. Великая Отечественная война в освещении советского и российского кинематографа: основные тенденции и проблемы // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 4 (41). С. 26-39.
Белобров К.В. Кинообзоры на YouTube как форма репрезентации интереса к кино // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. С. 71-75.
Вознесенская М.М. «И вам не хворать!» (новая жизнь старой киноцитаты) // Русская речь. 2019. № 3. С. 20-28.
Завершинская Н.А., Завершинская П.К. Кинематографические «прочтения» советской эпохи как проекция воспоминаний и забвений современного российского общества // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. – 2017. – № 3. – С. 13–19. DOI: 10.15593/perm.kipf/2017.3.02
Как дети это выдерживают? / Путин высказался о советских мультиках. URL: https://dzen.ru/a/ZZ6v_ao_5U7a2pSs (дата обращения 01.05.2024).
Лапина-Кратасюк Е.Г. Красное на белом: к вопросу о культурной специфике жанра «истерн» // Вопросы культурологии. 2011. № 5. С. 117-120.
Лефман Т.О. Образ детства в отечественной анимации: от метафоры к мему // Культура и цивилизация. 2019. Том 9. № 6-1. С. 136-140.
Маркова А.И. Особенности киножурналистики в видеоэссе YouTube-канала «КиноПоиск» // Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы V студенческой научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2021. С. 489-491.
Маркова А.И. Современное видеоэссе: от инфотейнмента до кинокритики // Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы VI студенческой научно-практической конференции / отв. ред. Д.А. Михеева. Йошкар-Ола, 2022. С. 397-399.
Новикова А.А., Чумакова В.П. Советские фильмы в новой медиасреде: идеализация или дискредитация представлений о прошлом? Обсерватория культуры. 2014;(2). С. 61-67. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2014-0-2-61-67
Пархитько Н.П. К вопросу об искажении образа героя Великой Отечественной войны в современном отечественном кинематографе // Военная журналистика в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 223-226.
Разлогов К.Э., Кочеляева Н.А. Диалоги с советским в российском и зарубежном кинематографе // Советское кино в мировом контексте. Коллективная монография. Москва: Гаудеамус, 2024. С. 581-590.
Решетов, Д. П. Профессиональная кинокритика и кинокритика в блогосфере: опыт сравнительного анализа : выпускная квалификационная работа бакалавра по направлению подготовки: 42.03.02 - Журналистика. - Барнаул, 2018.
Саенкова-Мельницкая Л. П. Ценностно-оценочные принципы в кинокритике // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-otsenochnye-printsipy-v-kinokritike (дата обращения: 07.05.2024).
Сальникова А.А. «Между Сциллой Кассы и Харибдой идеологии»: Об одном опыте исторической интерпретации советского деревенского кино // Диалог со временем. 2023. № 84. С. 354-361.
Селезнев М. Что такое видеоэссе? // Искусство кино. 2021. URL: https://kinoart.ru/texts/chto-takoe-videoesse (дата обращения: 07.05.2024).
Страна СССР: все о Советском Союзе. URL: https://www.strana-sssr.net/ (дата обращения 05.05.2024).
Телюк О. Параграфы об аудиовизуальных эссе // Cineticle. URL: https://cineticle.com/magazine/issue-19/paragraphy-ob-audiovisualnyh-esse (дата обращения: 07.05.2024).
Тихонова С.В. Телесность отечественного вампира в контексте советской ностальгии // Corpus Mundi. 2023. Т. 4. № 1 (11). С. 29-49.
Уставщикова Ю. Феномен и эстетика советского кино эпохи «застоя». URL: https://zhurkamurkamagazine.ru/2022/07/феномен-и-эстетика-советского-кино-эп/ (дата обращения 01.05.2024)
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения 01.05.2024).
Хрюкин Д.А. К вопросу о жанровом подходе в изучении кинематографа // Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России: сборник научных трудов, посвященный Году российского кино. В 2 частях. Часть 2 / отв. ред. А. Д. Евменов. Санкт-Петербург, 2016. С. 153-160.
Электронный ресурс «7 дней». – URL: https://7days.ru/kino/top/nazad-v-sssr-10-sovremennykh-filmov-i-serialov-o-sovetskoy-epokhe.htm (дата обращения 01.05.2024).
Электронный ресурс Youtube. – URL: https://www.youtube.com/@kinopoisk (дата обращения 01.05.2024).