Реализация прав инвалидов в сфере социального обслуживания на примере комплексного центра социального обслуживания города рязань

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 59 59 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 07.07.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Нормативно правовые основы реализации прав инвалидов в сфере социального обслуживания 8
1.1. Обзор нормативно – правовых документов в сфере социального обслуживания инвалидов 8
1.2. Инвалиды как социальная группа 11
1.3. Анализ реализации прав инвалидов в Рязанской области 19
ГЛАВА 2 ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ИНВАЛИДОВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 26
2.1. Диагностика реализации прав инвалидов в сфере социального обслуживания на примере ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» 26
2.2. Проблемы, связанные с реализацией прав инвалидов в ГБУ РО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» 40
2.3. Сравнительный анализ реализации прав инвалидов в регионах Российской Федерации 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59

Фрагмент для ознакомления

Также обеспечить доступ к услугам переводчика-сурдолога для группы инвалидов со слуховыми проблемами.2) Улучшить сотрудничество с благотворительными организациями и активизировать поиск финансирования от предприятий, благотворительных организаций, спонсоров и населения для поддержки центра.3) Организовать проведение семинаров для родителей по вопросам воспитания, развития и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Также предоставить памятки родителям детей с ограниченными возможностями здоровья и организовать группы занятий с психологом для разгрузки.4) Обеспечить дистанционное взаимодействие учреждения с получателями социальных услуг среди инвалидов. Добавить на сайт контактные телефоны экстренной поддержки для специалистов города Рязани.Таким образом, данные мероприятия позволят совершенствовать деятельность по социальной помощи инвалидам в г. Рязань.2.3. Сравнительный анализ реализации прав инвалидов в регионах Российской ФедерацииРассмотрим вопросы реализации инвалидов на труд в регионах Российской Федерации.Власти Рязанской области принимают активные меры по поддержке инвалидов в вопросах профессионального развития и поиска работы. В частности, Министерство труда и социального развития региона организует целевые ярмарки вакансий, специализирующиеся на обучении и помощи в трудоустройстве для людей с особыми потребностями. Также для данных целей создаётся специальный реестр рабочих мест, где основное внимание уделяется позициям, подразумевающим частичную занятость и удобный график работы, что особенно важно для лиц с ограниченными возможностями здоровья.К тому же, в контексте региональных инициатив необходимо подчеркнуть важность стратегии, предусматривающей усиление взаимодействия между различными государственными структурами. Цель такого взаимодействия заключается в разработке и воплощении инициатив, которые ориентированы на профессиональную адаптацию лиц с ограниченными возможностями. Другой аспект включает поддержку граждан с инвалидностью в основании и развитии их личного предпринимательства, что позволяет им достичь большей независимости и создать условия для трудоустройства в домашних условиях или среде, наиболее удобной для них.В Ставропольском крае удалось сформировать положительный контекст в области трудоустройства людей с ограниченными возможностями, выстроить конструктивные взаимоотношения с работодателями относительно их приема на работу. Краевая служба занятости предоставляет комплекс государственных услуг с целью повышения их шансов в конкуренции на трудовом рынке. За последние три года, орган по трудоустройству края активно формировал базу доступных рабочих мест, привлекая предприятия к участию в мероприятиях по занятости населения. Чтобы облегчить доступ к работе для инвалидов, ежедневно обновляются данные на интернет-портале «Работа в России» и на веб-сайте stavzan.ru, который ежегодно посещают 1,5 миллиона пользователей. По последней статистике, в службы по труду края обратились 4,0 тысячи инвалидов, из которых трудоустроено 739 человек, что составляет 18,5% от их общего числа.Для определения потребностей в трудоустройстве, обучении, открытии собственного бизнеса и участие в программах занятости регулярно проводятся опросы среди неработающих инвалидов. Результаты таких опросов формируют основу для планирования будущей деятельности службы занятости края.На сегодняшний день в Дагестане реализуется инициатива, направленная на уменьшение давления на рыночную ситуацию в области труда, которая включает финансовую поддержку для создания и оснащения рабочих мест, адаптированных для людей с инвалидностью и родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. В поддержку работодателям выделяются средства до 50 тысяч рублей на покрытие расходов, которые связаны с приобретением необходимого оборудования. Среди примерных профессий, где устраиваются люди с инвалидностью, числятся: оператор компьютерного ввода, офис-менеджер, архивариус, бухгалтер, массажист, медицинская сестра, машинистка, инженер-энергетик, портной, специалист по социальной работе. В республике также ведется учет безработных с инвалидностью, родителей детей с инвалидностью и многодетных родителей, которые трудоустроены на рабочие места, в том числе специализированные, благодаря содействию центров занятости населения в муниципалитетах региона.В Иркутской области активно действует специализированная программа, которая направлена на оказание помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в поиске работы. Данная программа носит наименование «Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов, многодетных родителей, а также родителей, которые ухаживают за детьми с инвалидностью, и предполагает создание специально адаптированных рабочих мест в Иркутской области для периода с 2019 по 2024 годы».Данная инициатива направлена на обеспечение равных возможностей на рынке труда для людей, которые столкнулись с определенными трудностями вследствие своего физического состояния. На сегодняшний день в регионе работает более 900 организаций, обеспечивающих доступ к нормированным рабочим местам, создавая условия для профессиональной деятельности инвалидов в соответствии с установленными квотами.Наравне с этим, в Иркутской области проходят образовательные и переподготовочные программы, которые предлагают обучение по различным специальностям, актуальным на рынке труда. Среди таких направлений: оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ), бухгалтер, менеджер, программист, кладовщик, плотник, фотограф. Такое образование позволяет лицам с инвалидностью приобрести профессиональные навыки или улучшить те, что у них уже есть, что в свою очередь повышает их конкурентоспособность на рынке труда.Таким образом, в Российской Федерации в целом и ее регионах в отдельности было принято множество актов, направленных на реализацию инвалидами права на труд, однако далеко не все они соблюдаются. Наказания за нарушение прав инвалидов и требований законодательства в этой области чересчур мягкие, а полномочия у контролирующих органов — слишком ограниченные.Что касается вопросов медицинской реабилитации инвалидов, то в 2023 году выделены дополнительные средства на увеличение объёмов медицинской реабилитации. Пройти её можно не только в стационарах и поликлиниках, но и в дневных стационарах и даже на дому, что особенно важно для отдалённых территорий и сельской местности. Развитыми регионами в данной сфере можно считать Москву, Пермский край, Свердловскую область. В большинстве субъектов Российской Федерации в систему межведомственного взаимодействия включено одновременно 6 органов исполнительной власти в сферах здравоохранения, социального обслуживания населения, образования, труда и занятости, культуры и спорта, которые позволяют реализовать мероприятия, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации и обеспечить доступность качественных и эффективных услуг по всем основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации, что обеспечивает реализацию таких принципов реабилитации, как адресность, доступность и комплексность, и на высоком уровне обеспечивает реализацию ИПРА инвалида и ИПРА ребенка-инвалида.Как показал анализ, в 51 субъекте Российской Федерации определен орган исполнительной власти, отвечающий за координацию при предоставлении услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (по состоянию на 1 марта 2023 года – в 22 субъектах)В большинстве субъектов Российской Федерации в качестве такого координатора выступает орган исполнительной власти в сфере социальной защиты; отмечаются примеры определения координатором органа исполнительной власти в сфере здравоохранения (1 субъект), в сфере информационной политики (1 субъект). Также в отдельных субъектах Российской Федерации координирующую роль выполняют Советы по делам инвалидов.Таким образом, сравнение субъектов РФ в сфере реализации прав инвалидов показал, что каждый субъект старается максимально реализовать положения федеральных законов.Вывод по второй главе.В Учреждении созданы все условия для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг на дому, в полустационарной форме, срочных социальных услуг. Из предоставленной информации можно сделать вывод, что ГБУРО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» активно развивает свою деятельность, обеспечивая разнообразные социальные услуги гражданам, нуждающимся в поддержке. Показатели деятельности учреждения, такие как количество предоставленных средств реабилитации, комплексных услуг «Сиделка», а также посещение отделения дневного пребывания, продемонстрировали положительную динамику за последние три года. Также учреждение выделило средства на обновление территории и приобретение нового оборудования, что свидетельствует о его стремлении улучшить условия оказания социальной поддержки.Сравнение субъектов РФ в сфере реализации прав инвалидов показал, что каждый субъект старается максимально реализовать положения федеральных законов.В рамках выявления актуальных проблем в сфере реализации прав инвалидов, на базе ГБУРО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» было проведено анкетирование. Анализ полученных данных показал, что в целом респонденты удовлетворены уровнем обслуживания в ГБУРО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань». Они получают информацию о предоставляемых услугах из различных источников и получают необходимую поддержку и информацию от специалистов центра, включая льготы и услуги для детей-инвалидов. Дети-инвалиды также получают квалифицированную помощь. Однако существует проблема с доступностью региона для инвалидов, так как отсутствие пандусов и специальных подъездов – это распространенная проблема во всей России.По результатам исследования выли выявлены актуальные проблемы и предложены пути их решения:проблема: отсутствие работы Учреждения по информированию инвалидов о правах на социальную защиту. Решение: разработка и внедрение технологической карты, включающей в себя информацию о правах инвалидов на социальную защиту;проблема: низкий уровень индивидуальной работы с инвалидами. Решение: увеличить количество индивидуальных консультаций с инвалидами и родителями детей – инвалидов;проблема: низкий уровень вовлечения инвалидов в социально - культурную жизнь. Решение: активировать работу по развитию культурно-массовых мероприятий, доступных для инвалидов;проблема: нехватка квалифицированных кадров для работы с инвалидами. Решение: привлечение специалистов для работы в Учреждении.Таким образом, решив данные проблемы, ГБУРО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» сможет повысить эффективность реализации прав инвалидов на социальную защиту.ЗаключениеАнализ нормативно – правовой основы, регулирующей вопросы реализации прав инвалидов на социальную защиту показал, что на сегодняшний день сформирован большой массив федерального и регионального законодательства.Инвалидность - это состояние, при котором у человека есть какие-либо ограничения в физической или психической деятельности, что затрудняет ему участие в обыденной жизни и/или трудовой деятельности.Инвалидность может возникнуть в результате врожденных пороков, заболеваний или травмы. Ее степень зависит от характера и тяжести ограничений. В зависимости от этого, выделяют несколько групп инвалидов (первая, вторая, третья).Инвалидность может быть временной или постоянной. Во втором случае, инвалидности может требовать социальную защиту и поддержку со стороны общества и государства, включая специальную медицинскую помощь, социальное обеспечение и доступ к образованию и трудоустройству.Следует отметить, что инвалидность не является признаком неспособности человека к выполнению определенных задач и не свидетельствует об отсутствии его талантов, способностей и желания жить полноценной жизнью.Проведённый анализ деятельности органов государственной власти, которые занимаются социальной защитой инвалидов в Рязанской области, позволил сделать следующие выводы. Во-первых, органы государственной и муниципальной власти в Рязанской области активно занимаются проблемами социальной защиты инвалидов. В связи с этим были разработаны и приняты ряды законодательных актов, правовыенормы которых направлены на улучшения условий жизни и обеспечения прав инвалидов. Органы государственной власти создали многоуровневую систему социальной защиты инвалидов, которая включает в себя федеральные, региональные и муниципальные структуры. Были сформированы независимые инстанции, которые отвечают за контроль и надзор за исполнением прав инвалидов, в том числе органы по защите прав человека. Тем не менее, несмотря на все усилия органов государственной власти, все ещё существуют определённые проблемы сфере социального обслуживания инвалидов в Рязанской области. Исследование процесса реализации прав показалось, что существует недостаточность социальных услуг для инвалидов. Не все инвалиды получают необходимую помощь и поддержку, причём это особенно затрагивает людей с тяжелыми формами инвалидности и тех, кто живёт в отдалённых районах области. Главным фактором, который препятствует эффективной реализации прав инвалидов, является недостаточное финансирование социальной сферы. Несмотря на выделенные средства с федерального бюджета, их недостаточно для полного удовлетворения социальных потребностей инвалидов. Это приводит к дефициту социальных услуг, недостаточному обеспечению инвалидов медицинским средствами реабилитации и помощи, а также к низкому уровню жизни данной категории граждан.Другой фактор, который препятствуют эффективной реализации прав инвалидов, связан с отсутствием согласованности между различными органами государственных власти. Сложности в координации действий между федеральными, региональными и муниципальными структурами, что затрудняет реализацию мер по социальной защите инвалидов. Также отсутствует чёткая система мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной муниципальной власти, что не позволяет оперативно реагировать на проблемы инвалидов и корректировать деятельность соответствующих органов.В Учреждении созданы все условия для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в предоставлении социальных услуг на дому, в полустационарной форме, срочных социальных услуг. Из предоставленной информации можно сделать вывод, что ГБУРО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» активно развивает свою деятельность, обеспечивая разнообразные социальные услуги гражданам, нуждающимся в поддержке. Показатели деятельности учреждения, такие как количество предоставленных средств реабилитации, комплексных услуг «Сиделка», а также посещение отделения дневного пребывания, продемонстрировали положительную динамику за последние три года. Также учреждение выделило средства на обновление территории и приобретение нового оборудования, что свидетельствует о его стремлении улучшить условия оказания социальной поддержки.Сравнение субъектов РФ в сфере реализации прав инвалидов показал, что каждый субъект старается максимально реализовать положения федеральных законов.В рамках выявления актуальных проблем в сфере реализации прав инвалидов, на базе ГБУРО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» было проведено анкетирование. Анализ полученных данных показал, что в целом респонденты удовлетворены уровнем обслуживания в ГБУРО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань». Они получают информацию о предоставляемых услугах из различных источников и получают необходимую поддержку и информацию от специалистов центра, включая льготы и услуги для детей-инвалидов. Дети-инвалиды также получают квалифицированную помощь. Однако существует проблема с доступностью региона для инвалидов, так как отсутствие пандусов и специальных подъездов – это распространенная проблема во всей России.По результатам исследования выли выявлены актуальные проблемы и предложены пути их решения:проблема: отсутствие работы Учреждения по информированию инвалидов о правах на социальную защиту. Решение: разработка и внедрение технологической карты, включающей в себя информацию о правах инвалидов на социальную защиту;проблема: низкий уровень индивидуальной работы с инвалидами. Решение: увеличить количество индивидуальных консультаций с инвалидами и родителями детей – инвалидов;проблема: низкий уровень вовлечения инвалидов в социально - культурную жизнь. Решение: активировать работу по развитию культурно-массовых мероприятий, доступных для инвалидов;проблема: нехватка квалифицированных кадров для работы с инвалидами. Решение: привлечение специалистов для работы в Учреждении.Таким образом, решив данные проблемы, ГБУРО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязань» сможет повысить эффективность реализации прав инвалидов на социальную защиту.библиографичеСкий списокНормативно – правовые актыКонвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, № 6. 11.02.2013. ст. 468.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2020. – № 3. – Ст. 144.Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023 № 342-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. № 29. Ст. 3699.Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 25 декабря 2023 г. № 635-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 2 (часть II).Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023 № 635-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 52 (часть I). Ст. 7007.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023 № 293-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48. Ст. 4563.Закон Рязанской области от 10 ноября 2014 года № 66-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан на территории Рязанской области» (с изменениями на 5 июля 2023 года) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 11.11.2014.Закон Рязанской области от 7 декабря 2016 года № 86-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур на территории Рязанской области и к предоставляемым в них услугам» (с изменениями на 26 декабря 2022 года) // Рязанские ведомости. № 229. 2016.Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 588 «О признании лица инвалидом» (ред. от 28 ноября 2023 г. № 2003) // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. № 15. Ст. 2506.Постановления Правительства Рязанской области от 3 декабря 2014 года № 351 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Рязанской области» (с изменениями на 21 ноября 2023 года) // Рязанские ведомости. № 229. 2014.Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 28.11.2023) «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // Собрание законодательства Российской Федерации. № 15. 11.04.2022. Ст. 2506.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (с изменениями на 10 ноября 2023 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 4. 2006. Ст. 453.Научная и учебная литератураАверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. Стереотипное издание. – М.: Изд-во РАГС., 2020. – 124 с.Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» – М.: 2011. –713 с.Бабенко, Е.Ю. Совершенствование социально-страхового механизма воспроизводства трудовых ресурсов : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05, 08.00.10 / Бабенко Елена Юрьевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2007. - 188 с.БакалдинаЕ.С. Политика органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения : Региональный аспект : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02. - Орел, 2001. – 158 с.Бегидов, М. В. Социальная защита инвалидов : учебное пособие для вузов / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 98 с.Большой энциклопедический словарь медицинских терминов : более 100 тысяч терминов / под ред. Э. Г. Улумбекова ; [сост.: Белова Л. А. и др.]. - Москва :ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 2242 с.БуяноваМ.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: «КноРус»., 2019. – 480 с.Егорова М. С. Социальная политика России / М. С. Егорова, А. А. Смирнова // Экономические науки. – 2019. – № 5. – С. 302-304.Егорова, М. С. Социальная политика России / М. С. Егорова, А. А. Смирнова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 5-2. – С. 302-304. Жаворонков Р.Н. Системные проблемы правового регулирования социальной защиты инвалидов и пандемия COVID-19 // Социальное и пенсионное право. 2021. № 2. - С. 9 - 13.Жаворонков, Р. Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты) / Р. Н. Жаворонков. – Москва : У Никитских ворот, 2020. – 248 с. Жаворонков, Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты) : монография / Р. Н. Жаворонков. - Москва : У Никитских ворот, 2020. - 247 с.Зозуля, Т.В. Психическое здоровье пожилых людей : методическое пособие для социальных работников / Т. В. Зозуля. - Москва : АНО «СПО «СОТИС», 2008. – 143 с.Камаха, А. А. Социальная защита инвалидов в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» / А. А. Камаха // Политика, государство и право. – 2016. – № 1(49). – С. 18-20. МирзабалаеваФ.И. Проблемы трудоустройства инвалидов на региональном рынке труда // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2012. — Вып. 5. — С. 62–66.Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп : учеб. пособие / [В. С. Штоколок, Н. А. Дубровина, Л. А. Боярская, А. А. Токмаков ; под общ. ред. В. С. Штоколка] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург :Изд- во Урал. ун-та, 2018. – 136 с.ФуряеваТ.В. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья: в 2 ч. / Татьяна Васильевна. Изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. – 189 с.Шувалова, И. А. Защита прав инвалидов : учебное пособие / И. А. Шувалова. - Москва : ИНФРА-М, 2020. – 192 с.Ресурсы интернетВсемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.who.int/ru (дата обращения: 02.02.2024)Интерактивный портал службы занятости населения Ставропольского края министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края [Электронный ресурс]. - URL: https://stavzan.ru/?ref=website-popularity (дата обращения: 02.02.2024)Официальный сайт Комплексного центра социального обслуживания населения города Рязань [Электронный ресурс]. – URL: https://kcson-ryazan.ryazanszn.ru/ (дата обращения: 10.01.2024)Официальный сайт Правительства Рязанской области. Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области [Электронный ресурс]. – URL: https://mintrudsoc.ryazan.gov.ru/activities/direction/soc_ser/info/ (дата обращения: 10.01.2024)Официальный сайт Управления социальной защиты населения Рязанской области [Электронный ресурс]. – URL: https://upr.ryazanszn.ru/ (дата обращения: 10.01.2024)Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Численность инвалидов по группе инвалидности в разрезе субъектов РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_1.3.xlsx (дата обращения: 20.01.2024)Приложение 1Таблица - Общая численность инвалидов по группам за 2020 – 2022 гг .Территорияна 1 января 2023ВсегоВсего без детей-инвалидов1-я группа2-я группа3-я группадети-инвалиды1234567Российская Федерация1093262010210793128182145056724423300721827Рязанская область1203551161231310961917410974232на 1 января 2022Российская Федерация1133057410601586130405447443714553161728988Рязанская область124 830120 56313 47165 71041 3824 267на 1 января 2021Российская Федерация1163295810928989136757949824344578976703969Рязанская область130 252126 09714 54670 50941 0424 155Приложение 2Рисунок - Общая численность инвалидов в рязанской области за 2020 – 2022 гг.Приложение 3АнкетаКакие трудности, связанные с инвалидностью наиболее актуальны для Вас или Вашего ребенка?»СамообслуживаниеПолучение образованияТрудоустройствоЭмоциональное состояние«Какими из перечисленных ниже мер социального обслуживания Вы пользуетесь, и в какой мере они Вас устраивают?»Социально-психологическое консультированиеСоциально-психологическая коррекцияСоциальный патронажПосещение культурно-массовых мероприятийСоциальная реабилитация

Нормативно – правовые акты
1. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, № 6. 11.02.2013. ст. 468.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2020. – № 3. – Ст. 144.
3. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023 № 342-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. № 29. Ст. 3699.
4. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 25 декабря 2023 г. № 635-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. № 2 (часть II).
5. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023 № 635-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 52 (часть I). Ст. 7007.
6. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 10.07.2023 № 293-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48. Ст. 4563.
7. Закон Рязанской области от 10 ноября 2014 года № 66-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан на территории Рязанской области» (с изменениями на 5 июля 2023 года) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 11.11.2014.
8. Закон Рязанской области от 7 декабря 2016 года № 86-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур на территории Рязанской области и к предоставляемым в них услугам» (с изменениями на 26 декабря 2022 года) // Рязанские ведомости. № 229. 2016.
9. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 588 «О признании лица инвалидом» (ред. от 28 ноября 2023 г. № 2003) // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. № 15. Ст. 2506.
10. Постановления Правительства Рязанской области от 3 декабря 2014 года № 351 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Рязанской области» (с изменениями на 21 ноября 2023 года) // Рязанские ведомости. № 229. 2014.
11. Постановление Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (ред. от 28.11.2023) «О признании лица инвалидом» (вместе с «Правилами признания лица инвалидом») // Собрание законодательства Российской Федерации. № 15. 11.04.2022. Ст. 2506.
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» (с изменениями на 10 ноября 2023 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. № 4. 2006. Ст. 453.

Научная и учебная литература
13. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. Стереотипное издание. – М.: Изд-во РАГС., 2020. – 124 с.
14. Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» – М.: 2011. –713 с.
15. Бабенко, Е.Ю. Совершенствование социально-страхового механизма воспроизводства трудовых ресурсов : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05, 08.00.10 / Бабенко Елена Юрьевна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2007. - 188 с.
16. Бакалдина Е.С. Политика органов исполнительной власти в сфере социальной защиты населения : Региональный аспект : диссертация ... кандидата политических наук : 23.00.02. - Орел, 2001. – 158 с.
17. Бегидов, М. В. Социальная защита инвалидов : учебное пособие для вузов / М. В. Бегидов, Т. П. Бегидова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 98 с.
18. Большой энциклопедический словарь медицинских терминов : более 100 тысяч терминов / под ред. Э. Г. Улумбекова ; [сост.: Белова Л. А. и др.]. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 2242 с.
19. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения: учебное пособие. – М.: «КноРус»., 2019. – 480 с.
20. Егорова М. С. Социальная политика России / М. С. Егорова, А. А. Смирнова // Экономические науки. – 2019. – № 5. – С. 302-304.
21. Егорова, М. С. Социальная политика России / М. С. Егорова, А. А. Смирнова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 5-2. – С. 302-304.
22. Жаворонков Р.Н. Системные проблемы правового регулирования социальной защиты инвалидов и пандемия COVID-19 // Социальное и пенсионное право. 2021. № 2. - С. 9 - 13.
23. Жаворонков, Р. Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты) / Р. Н. Жаворонков. – Москва : У Никитских ворот, 2020. – 248 с.
24. Жаворонков, Р.Н. Социальная защита инвалидов: вчера, сегодня, завтра (правовые аспекты) : монография / Р. Н. Жаворонков. - Москва : У Никитских ворот, 2020. - 247 с.
25. Зозуля, Т.В. Психическое здоровье пожилых людей : методическое пособие для социальных работников / Т. В. Зозуля. - Москва : АНО «СПО «СОТИС», 2008. – 143 с.
26. Камаха, А. А. Социальная защита инвалидов в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» / А. А. Камаха // Политика, государство и право. – 2016. – № 1(49). – С. 18-20.
27. Мирзабалаева Ф.И. Проблемы трудоустройства инвалидов на региональном рынке труда // Вестник Дагестанского государственного университета. — 2012. — Вып. 5. — С. 62–66.
28. Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп : учеб. пособие / [В. С. Штоколок, Н. А. Дубровина, Л. А. Боярская, А. А. Токмаков ; под общ. ред. В. С. Штоколка] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд- во Урал. ун-та, 2018. – 136 с.
29. Фуряева Т.В. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья: в 2 ч. / Татьяна Васильевна. Изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. – 189 с.
30. Шувалова, И. А. Защита прав инвалидов : учебное пособие / И. А. Шувалова. - Москва : ИНФРА-М, 2020. – 192 с.

Ресурсы интернет
31. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.who.int/ru (дата обращения: 02.02.2024)
32. Интерактивный портал службы занятости населения Ставропольского края министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края [Электронный ресурс]. - URL: https://stavzan.ru/?ref=website-popularity (дата обращения: 02.02.2024)
33. Официальный сайт Комплексного центра социального обслуживания населения города Рязань [Электронный ресурс]. – URL: https://kcson-ryazan.ryazanszn.ru/ (дата обращения: 10.01.2024)
34. Официальный сайт Правительства Рязанской области. Министерство труда и социальной защиты населения Рязанской области [Электронный ресурс]. – URL: https://mintrudsoc.ryazan.gov.ru/activities/direction/soc_ser/info/ (дата обращения: 10.01.2024)
35. Официальный сайт Управления социальной защиты населения Рязанской области [Электронный ресурс]. – URL: https://upr.ryazanszn.ru/ (дата обращения: 10.01.2024)
36. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Численность инвалидов по группе инвалидности в разрезе субъектов РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_1.3.xlsx (дата обращения: 20.01.2024)