Скип и скиповая машина
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 28.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Теоретически-исследовательский раздел 5
1.1 Современный уровень оснащенности производств и технологических ремонтых служб на предприятиях РФ 5
1.2 Обзор отечественного и импортного скипового оборудования 12
1.3 Виды ремонта технологического оборудования 19
2. Практический экспериментальный раздел 28
2.1 Техническая характеристика оборудования 28
2.2 Обоснование выбора конструкции оборудования 29
2.3 Такелажные работы и требования к монтажу оборудования 33
2.4 Техническое обслуживание и эксплуатация оборудования 39
2.5 Техническая характеристика разрушений и износа оборудования 43
2.6 Прочностной расчет выбранной быстроизнашеваемой части оборудования 47
2.7 Ремонт выбранной быстроизнашиваемой части оборудования 51
2.8 Испытания оборудования после ремонта; 53
3.Безопасность и экологичность проекта 57
3.1 Охрана окружающей среды при выполнении монтажных работ 57
3.2 Техника безопасности при выполнении работ 60
Заключение 66
Литература 67
а) Построение эпюры MxЗначения изгибающих моментов в характерных сечениях вала:б) Построение эпюры MyЗначения изгибающих моментов в характерных сечениях вала:Расчет суммарных изгибающих моментов.Для характерных сечений вала:2.6. Построение эпюры эквивалентных (расчетных) моментов.Для характерных сечений вала:Определение диаметров характерных сечений вала.В результате диаметры характерных сечений вала определяются по формуле:Получены следующие значения диаметров:Проверочные расчет на жесткость по условиям работы вала показали соответсвие жесткости выполняемой нагрузке. При конструировании размеры валов определяются не только условием прочности, но в некоторых случаях и условием жесткости.2.7 Ремонт выбранной быстроизнашиваемой части оборудованияРазработаем технологию ремонта выбранной быстроизнашиваемой детали машины – приводной вал редуктора.Вал привода, сталь 45, дефекты- износ шеек под подшипники, износ, наплавка в среде углекислого газа, HRС 50-52.Расчет режимов при наплавке в среде углекислого газа.Диаметр детали 150 мм, по табл.13.Диаметр проволоки, ммДиаметр детали, ммI, AU, В1... 1,240...50130...16018...20Рисунок 2.8 ремонтный чертеж валаКоэффициент наплавки при наплавке на обратной полярности aн = 10...12 г/А-ч. Вылет электрода равен 8...15 мм.Расход углекислого газа составляет 8...20 л/мин. Наплавка осуществляется проволоками Нп-ЗОХГСА, Св-18ХГСА. Св-08Г2С, Св-12ГС, в состав которых должны обязательно входить раскислители - кремний, марганец.Твердость слоя, наплавленного низкоуглеродистой проволокой марки Св-08Г2С, Св-12ГС составляет НВ 200-250. и проволоками с содержанием углерода более 0,3% (ЗОХГСА и др.) после закалки достигает 50 HRC. Норму времени следует рассчитывать по формулам 8, 9, 10.Норма времени на выполнение наплавочных работ другими механизированными способами наплавки (Тн) складывается из следующих элементов затрат времени:(8)где ТO - основное время определяется по следующей формуле:(9)где l - длина наплавляемой поверхности детали, мм;n - количество наплавляемых деталей в партии, шт. (в учебных целях можно принять 7 – 22 шт.):ТВС - вспомогательное время наплавки (в учебных целях для механизированных способов наплавки принимается равным 2 – 4 мин.);ТДОП - дополнительное время определяется по следующей формуле:(10)где К = 10-14% - коэффициент, учитывающий долю дополнительного времени от основного и вспомогательного; TПЗ - принимается (в учебных целях) равным 16-20 мин. Тпз=20 мин. n=10 шт. Твс=3 мин.То=3.14*35*23/1000*4*0,1=6,3 мин.Тдоп=(6,3+3)*10/100=0,93 минТн = 6,3+3+0,93+20/10=12,23 мин.Механическая обработка покрытий. Выбор режимов резания.При твердости свыше HRC 40 следует применять шлифование. HRc=50.Шлифование наплавленных слоев с высокой твердостью рекомендуется производить кругами из электрокорунда хромистого при твердости CM1-СМ2 и скорости 30-35 м/с.Шлифование с поперечной подачей (методом врезания). Врезное шлифование является производительным методом обработки. Оно осуществляется с поперечной подачей до достижения необходимого размера поверхности (продольная подача отсутствует). Шлифовальный круг перекрывает всю (длину) ширину обрабатываемой поверхности детали. Основное время при поперечном шлифовании(32)где Sпоп - поперечная подача на один оборот детали (S = 0,0025-0,02 мм/об). Nд=1400 об\мин ,z= 2 мм.T=2/1400*0,0025=0,57 мин.Остальные параметры (t, VД, nД) определяются также, как и при продольном шлифовании.Вспомогательное время (Тн) при шлифовании выбирается из таблицы 13.Тн=0,43 мин.Глубина шлифования:t = (0,005-0,015) мм - проход при круглом чистовом шлифовании;t = (0,010-0,025) мм - при черновом шлифовании.Число проходов:VД = 20-80 м/мин (для чернового шлифования). VД = 2-5 м/мин (для чистового шлифования).2.8 Испытания оборудования после ремонта;После ремонта и установки отремонтированных деталей производится испытания машины.Отремонтированное и отрегулированное оборудование подвергается испытанию, чтобы установить его пригодность для дальнейшей эксплуатации.Операции испытания оборудования на холостом ходу совершаются при соблюдении следующих условий и последовательности.Производят окончательный осмотр собранной машины, проверяют, все ли резьбовые соединения закреплены, закрыты ли краны, вентили, задвижки, надеты и закреплены ли кожухи и ограждения, закреплены ли крышки подшипников, надеты ли цепи и т. д. Убирают все инструменты, остатки материалов – мусор, грязь, тряпки, бумагу, тщательно проверяют, чтобы на машине и около нее не осталось посторонних предметов.Проверяют наличие смазки в корпусах подшипников, масленках и на всех поверхностях, подвергающихся трению, заменяют старую смазку на свежую или добавляют в таком количестве, чтобы ее было достаточно для непрерывной работы машины в течение 24 ч.Прокручивают вручную (если это возможно) вращающиеся детали машины и следят за ходом деталей: ход должен быть свободным, плавным, без каких-либо перекосов, затормаживающих движение.Если обнаруживаются неисправности, то их отмечают и немедленно устраняют, после чего проверку производят снова до тех пор, пока замеченные дефекты ремонта или сборки будут полностью устранены.Проверка движения и работы деталей машины вхолостую производится, как было указано выше, вручную, обычно путем прокручивания за муфту привода.Проверке подлежит минимум один полный цикл работы машины, но иногда этого бывает недостаточно и продолжительность проверки увеличивают. После того как проверена работа отдельных деталей и механизмов путем кратковременного прокручивания и устранены все замеченные дефекты и неисправности, включают машину на более продолжительный срок для работы вхолостую, без нагрузки, для испытания механической и электрической части машины.Срок испытания 4-6 ч. При проведении испытания машины не должно быть: несвойственных ей стуков, шумов, нагрева электродвигателя свыше 60°С, чрезмерного нагрева трущихся деталей; вибраций станины, кожухов, крышек и других деталей, укрепленных болтами.Результаты наблюдений записывают в журнал через каждые 15-20 мин. После осмотра и испытания составляется акт опробования на холостом ходу, в котором могут быть отмечены следующие результаты: ремонт и сборка проведены доброкачественно, машина может быть принята в эксплуатацию и сдана производственному цеху; ремонт и сборка проведены удовлетворительно, но при испытании выявились некоторые дефекты, которые могут быть быстро устранены, после чего машину можно передать в эксплуатацию без повторного испытания; ремонт и сборка проведены посредственно, при испытании выявились значительные дефекты, для устранения которых потребуется дополнительное время, после устранения выявленных дефектов машина должна быть испытана вторично; ремонт проведен явно недоброкачественно, машина собрана плохо, при испытании выявлена непригодность к эксплуатации, требуется устранение серьезных дефектов.Испытания машины под нагрузкой производятся в производственных условиях путем выполнения технологических операций в соответствии с технологической характеристикой машины. Нагрузку машины доводят до номинальной. Все механизмы машины должны работать четко и слаженно, как при испытании на холостом ходу.Рабочую нагрузку увеличивают постепенно, при этом следят внимательно за ее работой. Если работа идет нормально, нагрузку увеличивают и через 10-12 мин доводят до предусмотренной в паспорте.Продолжительность испытания под нагрузкой 1-2 ч. При этом кроме наблюдения за работой всех механизмов машины проверяют работу рабочих органов и определяют их работоспособность и производительность машины.Комиссия фиксирует результаты осмотра и испытания в специальном журнале испытания оборудования и принимает соответствующие решения, на основании которых составляется акт испытания оборудования.3.Безопасность и экологичность проекта3.1 Охрана окружающей среды при выполнении монтажных работВ период монтажа, эксплуатации подземного оборудования рудника наиболее вероятными отходами производственной деятельности могут являться:1. ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, электрические лампы накаливания отработанные;2. лом чёрных металлов;3. масла автомобильные и индустриальные отработанные;4. масла компрессорные;5. обтирочный материал, загрязнённый маслами;6. покрышки и пневматические камеры автомобильной техники отработанные, а также её отработанные масляные и воздушные фильтры;7. аккумуляторы свинцовые отработанные неразборные, со слитым электролитом;8. кислота аккумуляторная серная отработанная;9. отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (мусор и смёт с территории промышленных площадок);10. остатки и огарки стальных сварочных и наплавочных электродов;11. песок, загрязнённый маслами и т. п.Поскольку подавляющее большинство перечисленных отходов имеют определённый класс опасности для окружающей среды, проектом предусматривается ряд мероприятий, снижающих это опасное влияние.Предварительный сбор ртутных ламп осуществляется в закрытом помещении материального склада для временного хранения в таре завода-изготовителя. Хранение повреждённых ламп производится отдельно от целых в герметичной таре. По мере накопления данные отходы будут передаваться на демеркуризацию специализированной организации по договору.Кислота аккумуляторная серная отработанная будет собираться в стеклянную бутыль на территории аккумуляторной. В дальнейшем кислота аккумуляторная серная утилизируется вместе со щёлочью аккумуляторной отработанной при добавлении известкового молока.Аккумуляторы свинцовые отработанные не разобранные со слитым электролитом будут временно размещаться на специальной площадке на бетонированном полу с последующей передачей специализированной организации на переработку.Для временного складирования фильтров масляных отработанных, фильтров воздушных отработанных, обтирочного материала, загрязнённого маслами на территории горного цеха предусматривается установка металлических контейнеров и в дальнейшем передача специализированной организации для обезвреживания.Масла автомобильные отработанные, масла индустриальные отработанные, масла компрессорные отработанные планируется собирать в металлические бочки, установленные на металлические поддоны в закрытом помещении.По мере необходимости часть масел отработанных может использоваться в качестве смазочных материалов в производстве проектируемого рудника, а оставшаяся часть будет передаваться специализированной организации для обезвреживания.Временное складирование лома чёрных металлов, остатков и огарков стальных сварочных и наплавочных электродов будет производиться на открытой площадке. По мере формирования транспортной партии отходы будут передаваться специализированной организации на переработку.Песок, загрязнённый маслами, планируется собирать в металлический контейнер, установленный на бетонном полу, с последующей передачей специализированной организации для захоронения.Покрышки автомобильные отработанные и камеры пневматические отработанные планируется временно складировать на специальной площадке. По мере накопления данные виды отходов планируется передавать специализированной организации на переработку и утилизацию.Таким образом, содержание мероприятий по защите окружающей среды отпромышленных отходов строящегося горного предприятия заключается в их сборе, нейтрализации, временном хранении, транспортировании и передаче специализированной организации на утилизацию.Перечень планируемых мероприятий по утилизации отходов представлен в таблице 3.2.1.Таблица 3.1. Перечень возможных отходов предприятия и планируемые мероприятия по их утилизацииНаименование возможных отходов горного предприятияМесто временного накопленияПланируемая деятельность по утилизации123Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и бракТара завода-изготовителяСбор, временное размещение, транспортирование, передача специализированной организации на утилизациюКислота аккумуляторная серная отработаннаяСтеклянная бутыльСбор, временное размещение, нейтрализация щёлочью и известковым молочкомЩёлочи аккумуляторные отработанныеСтеклянная бутыльСбор, временное размещение, нейтрализация с кислотой аккумуляторной отработанной123Масла автомобильные и индустриальные отработанныеМеталлические бочкиСбор, временное размещение, транспортирование, использование в качестве смазочных материалов, передача на утилизацию специализированной организацииАккумуляторы свинцовые отработанные не разобранные, со слитым электролитомБетонированный пол в складском помещенииСбор, временное размещение, транспортирование, передача специализированной организации для утилизацииОбтирочный материал, загрязнённый масламиМеталлический контейнерСбор, временное размещение, транспортирование, передача специализированной организации для утилизацииОтходы твёрдых производственных материалов, загрязнённых нефтяными и минеральными жировыми продуктами (фильтры автомобильные отработанные)Металлический контейнерСбор, временное размещение, транспортирование, передача специализированной организации для утилизацииПокрышки и камеры пневматические отработанныеСпециальная площадка с бетонированным поломСбор, временное размещение, транспортирование, передача специализированной организации для утилизацииПесок, загрязнённый масламиМеталлический контейнерСбор, временное размещение, транспортирование, передача специализированной организации для утилизацииЛом чёрных металловСпециальная площадка с бетонированным покрытиемСбор, временное размещение, транспортирование, передача специализированной организации для переработки3.2 Техника безопасности при выполнении работВесь комплекс операций при монтаже монтажных конструкций выполняется в условиях повышенного риска, требующих строгого соблюдения правил техники безопасности и инструкций по монтажу, которые должны быть предоставлены лицом, ответственным за монтажные работы.Общие требования:1) к работе по монтажу допускаются сотрудники, достигшие возраста не менее 18 лет и прошедшие соответствующую подготовку, обладающие профессиональными навыками для работы монтажниками и не имеющие гендерных противопоказаний для выполняемой работы.2) монтажники обязаны соблюдать требования охраны труда для обеспечения защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работ:- расположение рабочих мест на значительной высоте;- движущиеся конструкции;- обрушение незакрепленных элементов тентовых конструкций;- развал вышеуказанных материалов, инструментов.3) для защиты от механических воздействий монтажники обязаны использовать хлопчатобумажные костюмы, перчатки с накладками для ладоней, кожаные ботинки на нескользящей подошве, а также костюмы с утепленными подкладками и утепленные ботинки для зимнего периода года.4) находясь на месте проведения работ, монтажники должны носить защитные шлемы. Кроме того, при работе на высоте монтажники должны пользоваться ремнями безопасности.5) находясь на территории производственной площадки, в производственных и бытовых помещениях, на рабочих площадках и рабочих рабочих местах, монтажники обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые в данной организации.6) допуск посторонних лиц, а также работников в состоянии алкогольного опьянения в указанные места запрещен.7) во время повседневной деятельности монтажники должны:-использовать в процессе работ малогабаритные механизированные инструменты, согласно их прямому назначению, в соответствии с инструкциями производителей;- поддерживать порядок на рабочих местах, очищать их от мусора, снега, льда и не допускать нарушений правил хранения материалов и конструкций.8) монтажники обязаны немедленно уведомлять своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, обо всех несчастных случаях, произошедших на производстве, или об ухудшении состояния их здоровья, включая появление острого профессионального заболевания (отравления).Требования безопасности перед началом монтажных работ:1) перед началом работ монтажник должен:- пройти инструктаж на рабочем месте с учетом специфики выполняемой работы;- надеть каску, спецодежду, специальную обувь установленного образца;получить задание на работу от начальника или руководителя работ.2) после получения задания монтажник должен:- подготовить необходимые средства индивидуальной защиты, в том числе: ремень безопасности и страховочную веревку - при выполнении альпинистских работ;Монтажник не должен приступать к работе при:- неисправностях технологического оборудования, средств защиты работников, указанных в инструкциях изготовителей, использование которых не допускается;- несвоевременном проведении регулярных испытаний или истечении срока службы средств защиты работников, установленного изготовителем;- недостаточное освещение рабочих мест и подходов к ним. Обнаруженные неисправности должны быть устранены самостоятельно, а если это невозможно, монтажники обязаны сообщить о них начальнику или руководителю работ.Требования безопасности при проведении монтажных работ:- Монтажные работы должны выполняться в соответствии с технологией и в последовательности, указанной в инструкции по монтажу конструкции.- На рабочей площадке не должно быть деталей и оборудования, которые не используются при монтаже.- Место установки должно быть огорожено с установленными знаками безопасности и предупреждающими плакатами.- На месте установки, где проводятся монтажные работы, запрещается проводить другие работы и нахождение посторонних лиц.- При выполнении сборочных операций не допускается проверять соосность отверстий, проверять совпадение отверстий в монтируемых деталях пальцами, проверку необходимо проводить с помощью конических оправок.- Способы упаковки элементов конструкции должны соответствовать инструкции по сборке.- Устанавливаемые элементы конструкции перед подъемом следует очистить от загрязнений.- Элементы монтируемых конструкций должны быть защищены от раскачивания и вращения гибкими тросами во время перемещения.-Присутствие монтажников на конструктивных элементах, удерживаемых краном, не допускается.-Людям не разрешается находиться под смонтированными конструктивными элементами до их установки в проектное положение и закрепления.- Во время перерывов в работе не разрешается оставлять подъемные элементы конструкции и оборудование на весу.- Перед началом монтажных работ необходимо установить процедуру обмена условными сигналами между руководителем монтажа и крановщиком. При монтаже конструкций сигналы крановщику должен подавать только один человек: при строповке деталей, при установке их в проектное положение бригадиром, за исключением сигнала "Стоп", который может подать любой сотрудник.заметивший очевидную опасность.При перемещении конструкций к месту установки с помощью крана монтажники обязаны соблюдать следующие размеры их приближения как для ранее установленных конструкций, так и для существующих зданий и сооружений:1) допустимый вылет стрелы крана составляет не более 1 м;2) минимальный зазор при переносе конструкций выше ранее установленного на 0,5 м.Скобы (крепежные стойки и т.д.) для временного крепления монтируемых конструкций должны быть закреплены на надежно установленных опорах. Количество скоб, их материал и поперечное сечение, способы натяжения и точки крепления должны соответствовать инструкции по монтажу. Скобы должны располагаться за пределами размеров протектора и оборудования. Скобы не должны касаться острых углов других конструкций.Выпрямление конструктивных элементов, установленных в проектное положение, следует производить после их постоянного или временного крепления в соответствии с инструкцией по монтажу, соблюдая требования техники безопасности.При монтаже конструкций двумя кранами монтажники обязаны строповать, поднимать и устанавливать конструкцию в проектное положение под непосредственным наблюдением лица, ответственного за безопасную эксплуатацию перемещаемых грузов с помощью крана.Если необходимо выполнять работы на высоте, монтажники обязаны использовать ремни безопасности с предохранительным устройством. В то же время монтажники должны соблюдать требования инструкций по охране труда для работников, выполняющих альпинистские работы.Монтаж технологического оборудования возможен только при наличии указания на требования безопасности и технические решения, описанные в проекте монтажных работ. При монтаже простого оборудования достаточно иметь технологическую записку или технологическую карту, в которой в полном объеме указаны меры безопасности: методы безопасного производства монтажных работ, организация рабочих мест, подбор устройств для безопасной работы монтажников, расположение и зоны эксплуатации монтажных механизмов и определение границы опасных зон. Меры безопасности разработаны в строгом соответствии с правилами безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора, строительными нормами и правилами и нормативными документами для безопасного проведения монтажных работ.Перед началом монтажа технологического оборудования необходимо определить места прохода и проезда к месту монтажа, а также установить опасные зоны, ограничив их предупреждающими знаками и надписями. Искусственное освещение при проведении монтажных работ допускается только в соответствии с нормами электрического освещения для строительно-монтажных работ.Оборудование также демонтируется в соответствии с ППР или технологической запиской, в которой указана последовательность операций по демонтажу, что исключает возможность потери устойчивости всего оборудования, обрушения и потери деталей и комплектующих оборудования. Следует также помнить о местах хранения отдельных деталей и узлов демонтированного оборудования, приступить к разборке после обесточивания оборудования.ЗаключениеВ данном дипломном проекте произведен информационный обзор существующих скиповых подъемных установок отечественного и импортного производства. Получена подробная информации об эксплуатационных характеристиках стандартного исполнения. Произведен выбор оптимальной машины. Рассмотрены виды ремонтов технологичесих машин, организация ремонта. Приведена технология ремонта быстроизнашиваемой детали механизма- промежуточный вал подъемной машиныВ результате выполнения дипломного проекта мной была рассомтрена и выбрана скиповая машина для подъема выработанной породы, поскольку является наиболее актуальной и эффективной.В проекте также представлены расчеты основных параметров подъемной установки, а также ремонтный чертежи технология ремонта детали.Литература1 Хаджиков, Р.Н. Горная механика. [Текст] / Р.Н. Хаджиков, С.А. Бутаков – М.: Недра, 1992. – 407 с.2 Завозин, Л.Ф. Шахтные подъемные установки. [Текст] / Л.Ф. Завозин – М.: Недра, 1985. – 368 с.2. Правицкий Н.К. "Рудничные подъемные установки"М.Машиностроение. 1990 г. 354 с.3. Федоров М.М. "Шахтные подъемные установки", Москва: Недра, 1979 г4. Батищев А.Н., Голубев И.Г., Лялякин В.П. "Восстановление деталейсельскохозяйственной техники". "Информагротех" 2005г.5. Батищев А.Н., Чех В.Ф. "Надёжность и ремонт машин". Часть 2. Москва 2006 г.6. Ванин Е.Л. "Монтаж промышленного оборудовния. М."Космос", 2001 г.7. Голубев И.Г., Балабенцева З.Н. "Восстановление и упрочнение деталейгазотермическими методами нанесения покрытий". Москва 2010 г.8. Гузенков П.Г. "Детали машин". "Высшая школа" 2010 г.9. Денисенко Г.Ф. "Охрана труда". Москва. "Высшая школа", 1985 г.10. Ермолов Л.С., Кряжков В.М., Черкун B.C. "Основы надёжности машин"."Колос" 2010 г.11. Конкин М.Ю. Ресурсосбережение при эксплуатации автотранспортной техники: Автореферат дисс... канд. техн. наук. - М.: МГАУ, 1998. – 16 с.12. Конкин М.Ю. Ресурсосбережение при эксплуатации автотракторной техники. - М.: Информагротех, 2010. – 73 с.13. Пучин Е.А., Дидманидзе О.Н., Новиков В.С., и др. Технология монтажа промышленного оборудования. – М.: УМЦ «Триада». – Ч.1, 2006. – 348 с.14. Рекомендации по созданию и эксплуатации поточно-механизированных линий восстановления деталей. - М.: ГОСНИТИ, 2012.15. Молодых Н.В., Зенкин Л.С. "Восстановление деталей машин"."Машиностроение", 2012 г.Приложение 1
2 Завозин, Л.Ф. Шахтные подъемные установки. [Текст] / Л.Ф. Завозин – М.: Недра, 1985. – 368 с.
2. Правицкий Н.К. "Рудничные подъемные установки"М.Машиностроение. 1990 г. 354 с.
3. Федоров М.М. "Шахтные подъемные установки", Москва: Недра, 1979 г
4. Батищев А.Н., Голубев И.Г., Лялякин В.П. "Восстановление деталей сельскохозяйственной техники". "Информагротех" 2005г.
5. Батищев А.Н., Чех В.Ф. "Надёжность и ремонт машин". Часть 2. Москва 2006 г.
6. Ванин Е.Л. "Монтаж промышленного оборудовния. М. "Космос", 2001 г.
7. Голубев И.Г., Балабенцева З.Н. "Восстановление и упрочнение деталей газотермическими методами нанесения покрытий". Москва 2010 г.
8. Гузенков П.Г. "Детали машин". "Высшая школа" 2010 г.
9. Денисенко Г.Ф. "Охрана труда". Москва. "Высшая школа", 1985 г.
10. Ермолов Л.С., Кряжков В.М., Черкун B.C. "Основы надёжности машин". "Колос" 2010 г.
11. Конкин М.Ю. Ресурсосбережение при эксплуатации автотранспортной техники: Автореферат дисс... канд. техн. наук. - М.: МГАУ, 1998. – 16 с.
12. Конкин М.Ю. Ресурсосбережение при эксплуатации автотракторной техники. - М.: Информагротех, 2010. – 73 с.
13. Пучин Е.А., Дидманидзе О.Н., Новиков В.С., и др. Технология монтажа промышленного оборудования. – М.: УМЦ «Триада». – Ч.1, 2006. – 348 с.
14. Рекомендации по созданию и эксплуатации поточно-механизированных линий восстановления деталей. - М.: ГОСНИТИ, 2012.
15. Молодых Н.В., Зенкин Л.С. "Восстановление деталей машин". "Машиностроение", 2012 г.