Стратегия развития предприятия АО Продукты «Торговая Лига»

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Маркетинг
  • 61 61 страница
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 05.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТРАТЕГИЯ И ПОДХОДЫ К ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 6
1.1 Сущность и роль стратегического управления в деятельности современных компаний 6
1.2 Виды стратегий развития компаний и инструменты их реализации 16
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ И ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ АО ПРОДУКТЫ «ТОРГОВАЯ ЛИГА» 22
2.1 Анализ внутренней среды предприятия 22
2.2 Анализ внешней среды 33
2.3 SWOT – анализ 40
3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АО ПРОДУКТЫ «ТОРГОВАЯ ЛИГА» 43
3.1 Определение стратегических альтернатив и выбор стратегии 43
3.2 Последовательность осуществления стратегии развития АО Продукты «Торговая Лига» 48
3.3 Оценка экономической эффективности разработанной стратегии развития АО Продукты «Торговая Лига» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
Фрагмент для ознакомления

В процентном соотношении0%Стратегия концентрической (центрированной) диверсификации1. Отрасль не растет или имеет очень низкие темпы роста (20%).2. Добавление новых профильных продуктов способствует существенному улучшению реализации традиционной продукции (20%).3. Новые профильные продукты могут предлагаться на рынке по достаточно высоким конкурентным ценам (20%).4. Новые профильные продукты имеют сезонные колебания спроса, которые находятся в противофазе с колебаниями спроса на традиционные продукты (20%)5. Организация располагает сильной управленческой командой (20%).1. Отрасль развивается быстрыми темпами (0%);2. Профильные продукты организации не способствуют улучшению оборудования, существуют параллельно (0%);3. -4. -5. - В процентном соотношении0 %Таким образом, наиболее подходящей стратегий для АО Продукты «Торговая Лига» является стратегия развития рынков. 3.2 Последовательность осуществления стратегии развития АО Продукты «Торговая Лига»На основании анализа альтернативных стратегий для АО Продукты «Торговая Лига» была выбрана стратегия развития рынков, которая предполагает поиск дополнительного сегмента потребителей либо выход на новые географические рынки, либо функциональные. Основными целями стратегии развития рынков в рамках деятельности исследуемого предприятия являются:увеличение объемов продаж;увеличение количества покупателей. В рамках разрабатываемой стратегии необходима также разработка функциональных стратегий для решения выявленных ранее внутриорганизационных проблем (таблица 3.2). Таблица 3.2 – Разработка мероприятий для реализации стратегии развития рынков АО Продукты «Торговая Лига» Функциональная стратегияСтратегическая цель (задача)Меры для реализацииМаркетинговая стратегияУвеличение количества потребителей в сегменте онлайн продаж. Использование дополнительных каналов продвижения (сеть Интернет)Сбытовая стратегия Увеличение объемов продаж Разработка мероприятий по развитию онлайн-торговли (создание нового функционального подразделения доставки)Производственная стратегияПовышение качества обслуживания потребителей Внедрение новых технологий и решений в торговый процессФинансовая стратегияОбеспечение мероприятий для реализации стратегии необходимыми финансовыми ресурсамиАнализ и оценка затрат на реализацию стратегии развития. Продолжение таблицы 3.2 Функциональная стратегияСтратегическая цель (задача)Меры для реализацииКадровая стратегия Рост эффективности управленияРазработка мотивационной программы для сокращения уровня текучести персонала и увеличения объемов продаж Основным направлением стратегии развития рынков для АО Продукты «Торговая Лига» является разработка нового функционального подразделения доставки продуктов и развитие сегмента онлайн-продаж. В рамках данного направления необходима корректировка маркетинговой стратегии, которая заключается в дополнительном канале продвижения. У АО Продукты «Торговая Лига» есть собственный официальный сайт. На данном сайте размещена информация о компании, для акционеров, для поставщиков (пример договора), а также контакты. Работа сайта заключается только в ознакомлении потребителей с компанией и направлена в основном на акционеров и поставщиков. Для развития нового направления потребуется доработка сайта компании, а также его продвижение на просторах интернета. Доработка сайта заключается в том, чтобы сделать его максимально удобным для просмотра товаров и возможности заказа. Необходимо размещение каталога продуктов и товаров, корзины и информации по оплате. Для работы онлайн-продаж необходима также программа, с помощью которой сотрудники АО Продукты «Торговая Лига» смогут отслеживать поступающие заказы, а также остатки продуктов на складе. Эффективным продвижением сайта является инструмент SEO – продвижения, который позволит увеличить конверсию сайта по запросу доставки, и который не требует дополнительных затрат. Эффект от SEO – продвижения по прогнозным значениям позволит увеличить количество посетителей сайта на 10% через три месяца, через год работы – в три раза. В среднем, по прогнозам аналитиков, SEO продвижение и наличие сайта позволят добиться роста реальной клиентской базы на 50%.Сбытовая стратегия заключается в создании нового функционального подразделения – доставки продуктов. В рамках данной стратегии необходимо увеличить штат компании на 4 сотрудника (2 сборщика заказов, 2 менеджера – диспетчера). Планируется привлечение водителей на собственных автомобилях по договору самозанятых, оплата которым будет осуществляться от количества доставленных заказов. Планируется, что это возможно будет привлекательным вариантом для таксистов, а также такой категории как женщины и пожилые люди, которые ищут работу разъездного характера. Производственная стратегия заключается во внедрении нового технологического торгового оборудования, такого как полки с RFID антеннами для отслеживания сроков годности товаров на базе одного проектного супермаркета для изучения влияния внедрения на уровень обслуживания и оптимизации издержек. Финансовая стратегия заключается в обеспечении мероприятий финансовыми ресурсами и анализе затрат на реализацию стратегии. Реализация мероприятий должна способствовать повышению рентабельности деятельности предприятия и повышению эффективности использования активов и собственного капитала. Одной из внутриорганизационных проблем АО Продукты «Торговая Лига» является высокая текучесть персонала, обусловленная недовольством сотрудников заработной плате и графиком работы. Для решения данной проблемы в рамках кадровой стратегии необходима разработка мотивационной программы, направленной на удержание персонала и повышение его производительности. Одним из направлений мотивационной программы может быть введение KPI(ключевых показателей эффективности) и пересмотр системы оплаты труда. Основными показателями эффективности сотрудников торгового зала могут быть: высокий уровень обслуживания, объем продаж, оказание помощи клиентам по работе с онлайн кассами (конверсия продаж через онлайн-кассы), и другие. Реализация мероприятий в рамках стратегии развития рынков позволит увеличить объем продаж предприятия, повысить эффективность деятельности, увеличить долю рынка в сегменте онлайн-продаж, повысить уровень конкурентоспособности, привлечь больше внимания к бренду и повысить уровень доверия к нему. 3.3 Оценка экономической эффективности разработанной стратегии развития АО Продукты «Торговая Лига»Оценка экономической эффективности разработанной стратегии заключается в расчете планируемых затрат и планируемых доходов от разработанных мероприятий и выявлении чистого финансового результата от их реализации. Основными затратами в рамках разработанной стратегии являются: расходы на доработку сайта и интеграция с программой доставки; оплата труда сотрудников нового подразделения; оплата ГСМ водителей. Доработка сайта требуется разово, на доработку необходимо 30 тыс. руб. Наиболее популярной программой по планированию маршрутов и мониторингу доставки является ЯндексМаршрутизация. Данная программа включает в себя рабочее место логиста (планирование маршрутов, мониторинг заказов (доставлено, отказов, опозданий, новые заказы), приложение для курьеров – водителей. Стоимость доступа к программе и интеграция с сайтом компании составит 412 121 руб. в год.На основании анализа вакансий «сборщик онлайн заказов» было выявлено, что в среднем по рынку компании предлагают заработную плату в районе 40 – 50 тыс. руб. Для расчета было принято среднее значение 45 тыс. руб. Заработная плата менеджеров – логистов в регионе варьируется от 50 до 60 тыс. руб. Для расчета принято максимальное значение 60 тыс. руб. Расходы на оплату труда представлены в таблице 3.3. Для работы подразделения необходимо 6 курьеров-водителей, которые будут работать посменно по 8 часов в сутки. Возможен найм курьеров по договору самозанятых, что позволит сократить затраты на отчисления в СФР. Оплата труда курьеров составит 40 тыс. руб. в месяц. Таблица 3.3 – Расходы на оплату труда сотрудников функционального подразделения «доставка» ДолжностьКоличество сотрудников, чел. Заработная плата в месяц, тыс. руб. Заработная плата в год, тыс. руб. Отчисления в СФРФОТ, тыс. руб. Менеджеры логисты26014404321872Сборщики онлайн заказов24510803241404Курьеры 6402880- 2880Итого1054006156Таким образом, расходы на оплату труда составят 6156 тыс. руб. Общие расходы на реализацию мероприятий в таком случае составят 6598,121 тыс. руб., из них ежегодные расходы составят 6568,121 тыс. руб., разовые расходы 30 тыс. руб. Планируется, что ежедневно сервисом доставки продуктов на дом воспользуются 40 потребителей, что составит в год 14400 заказов. Средний чек заказа для бесплатной доставки составит 2500 руб. Таким образом, прогнозируемый объем продаж сервиса в год составит 36 млн. руб. В таблице 3.4 представлен расчет прогнозируемой выручки, себестоимости продаж и прибыли предприятия с учетом реализации мероприятий. Поскольку доля себестоимости продаж АО «Продукты Торговая Лига» составляет ежегодно 67-68%, то новый размер себестоимости рассчитан как доля от прогнозируемого уровня выручки с учетом внедрения сервиса доставки. Себестоимость продаж составила 178465,2 тыс. руб., и увеличилась на 14,19% по сравнению с отчетным годом (2023). Таблица 3.4 – Эффективность предложенных мероприятий  20232024Абсолютное отклонение, тыс. руб.Темп роста, %Выручка23036626636636000,0115,63Себестоимость продаж156294178465,222171,2114,19Валовая прибыль7407287900,7813828,8118,67Коммерческие расходы6956176129,126568,1109,44Прибыль от продаж451111771,667260,7260,95Рентабельность деятельности1,964,422,5225,69Расходы на мероприятия вошли в коммерческие расходы и составили 76129,12 тыс. руб, и увеличились на 9,44% по отношению к отчетному году. Прогнозируемая прибыль от продаж при реализации стратегии составит 11771,66 тыс. руб, и увеличится более чем в 2,6 раз. Это позволит повысить эффективность деятельности предприятия и увеличить рентабельность деятельности на 2,5% по сравнению с базовым значением. Таким образом, разработанная стратегия эффективна, эффект от реализации стратегии очевиден и внушителен. Стратегия развития рынков позволит АО Продукты «Торговая Лига» увеличить объем продаж предприятия, повысить эффективность деятельности, увеличить долю рынка в сегменте онлайн-продаж, повысить уровень конкурентоспособности, привлечь больше внимания к бренду и повысить уровень доверия к нему.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе была рассмотрена тема «Стратегия развития предприятия». Основной целью работы стала разработка стратегии развития для АО Продукты «Торговая Лига». Для достижения главной цели были решены следующие задачи. В первой главе данной выпускной квалификационной работе проведен анализ теоретических аспектов стратегии и подходов к ее формированию. Рассмотрена сущность стратегического управления, стратегического планирования и роль стратегии для предприятия. Рассмотрены базовые стратегии, условия выбора стратегии и мероприятия, реализуемые в рамках стратегий. Во второй главе данной работы проведен стратегический анализ сильных и слабых сторон объекта исследования АО Продукты «Торговая Лига», а также возможности и угрозы внешней среды. Из выявленных внутриорганизационных проблем на АО Продукты «Торговая Лига» необходимо отметить снижение финансовых результатов, низкий уровень рентабельности, высокую текучесть персонала. Из преимуществ АО «Торговая Лига» необходимо отметить эффективную структуру баланса, высокую финансовую устойчивость, наличие финансовых резервов, эффективную маркетинговую политику, инновационность торгового процесса. При анализе влияния внешней среды на деятельность АО Продукты «Торговая Лига» был применен PEST– анализ, который показал, что общая оценка макроокружения составила -5, что говорит о негативном влиянии внешней среды на АО Продукты «Торговая Лига».На основании анализа факторов внешней среды были выявлены основные возможности, среди которых увеличение уровня потребления, открытие нового направления онлайн-продаж, доставки товаров, улучшение качества обслуживания путем внедрения новых технологий.Основными угрозами для АО Продукты «Торговая Лига» являются снижение конкурентоспособности, при условии внедрения новых технологий конкурентами, сокращение объемов оффлайн продаж, снижение доверия к бренду при условии реализации снижения качества продуктов, рост себестоимости. Для обобщения данной информации и выявления направлений развития был использован наиболее популярный метод – SWOT – анализ. Основными направления развития деятельности АО Продукты «Торговая Лига» при использовании возможностей и сильных сторон предприятия являются: развитие онлайн-продаж, которое предполагает открытие нового направления сбыта продукции – курьерскую доставку продуктов; внедрение новых технологий для улучшения качества обслуживания потребителей и снижения расходов предприятия на оплату труда, на порчу и кражу продуктов и товаров; эффективная маркетинговая политика позволит предприятию увеличить объемы продаж в связи с ростом потребления и улучшением финансового положения населения города.Сильные стороны компании помогут избежать возможных угроз, основными направлениями в данном случае станут: внедрение технологий и оптимизация бизнес-процессов, которые способствуют оптимизации расходов АО Продукты «Торговая Лига»; использование и внедрение новых технологий позволит создать устойчивое конкурентное преимущество компании. Слабые стороны АО Продукты «Торговая Лига» могут быть переведены в сильные стороны при условии роста объемов продаж в связи с увеличением спроса населения на продукты и товары повседневного спроса; разработка мотивационной программы позволит сократить текучесть сотрудников, недовольных уровнем заработной платы и стать драйвером роста объемов продаж. В третьей главе данной работы посредством матрицы Томпсона и Стрикленда. проведена оценка стратегических альтернатив и выбор стратегии развития АО Продукты «Торговая Лига». По результатам оценки стратегических альтернатив, которая проведена на основании соответствия условий выбора стратегий и текущих условий деятельности предприятия, выявлено, что наиболее подходящей стратегией на данном этапе для предприятия является стратегия развития рынков. Основными целями стратегии развития рынков в рамках деятельности исследуемого предприятия являются:увеличение объемов продаж;увеличение количества покупателей. В рамках реализации стратегии разработаны мероприятия по функциональным стратегиям. Основное мероприятие стратегии – формирование нового функционального подразделения «доставки продуктов на дом». Затраты на реализацию стратегии составят 6568,121 тыс. руб. Ежегодная дополнительная выручка составит 36млн. руб. Это позволит повысить рентабельность деятельности АО Продукты «Торговая Лига» до 4,4%. Стратегия развития рынков позволит АО Продукты «Торговая Лига» увеличить объем продаж предприятия, повысить эффективность деятельности, увеличить долю рынка в сегменте онлайн-продаж, повысить уровень конкурентоспособности, привлечь больше внимания к бренду и повысить уровень доверия к нему.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВИльиных Ю.М. Стратегическое планирование и эффективность управления экономическими системами / Ю.М. Ильиных// Современные наукоемкие технологии. – 2018. - №11. с. 33Руденко М.Н. Стратегическое планирование: учеб. пособие / М.Н. Руденко, Е.Д. Оборина. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2014. – 96 с.Лукиных М.И. Стратегический потенциал организации/М.И. Лукиных//Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. - №3а. – С. 118 – 125 Васильева Н.А. Развитие стратегического потенциала предприятий пищевой промышленности России в условиях глобальной конкуренции: методология, теория, практика: дис. … док. экон. наук. Саратов, 2012. 406 с.Филатова М.В. Формирование и развитие стратегического потенциала предприятий масложировой промышленности: дис. … канд. экон. наук. Воронеж, 2006. 207 с. Кузнецов А.В. Механизм управления стратегическим потенциалом производственной организации: дис. … канд. экон. наук. Саратов, 2011. 142 с.Карелина Е.Ю., Малеваник А.А. Понятие и структура стратегического потенциала компании/ Е.Ю. Карелина, А.А. Малеваник // Экономика и бизнес . – 2017. - №2. – с.12-19Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 453 с.Литвак, Б. Г. Стратегическое планирование и прогнозирование : учебник для вузов / Б. Г. Литвак. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 139 с.Марабаева Л.В., Горин И.А. Стратегический потенциал инновационного предприятия: содержание, структура, особенности / И.А. Горин, Л.В. Марабаева//Вестник Волжского университета им. В.Н. – 2013 . - №3. – с. 15-23Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 435 с.Попова А.С. Оценка стратегического потенциала организации/ Попова А.С.// Мир Инноваций. – 2018. - №3. – с. 48Лукиных М.И. Стратегический потенциал организации/М.И. Лукиных//Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. - №3а. – С. 118 – 125АО Продукты «Торговая Лига» Официальный сайт. [Электронный ресурс] режим доступа: https://torgovayaliga.ru/ (Дата обращения 03.05.2023ЕМИСС. Индексы физического объема ВВП РФ [Электронный ресурс].URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57370Росстат. Цены. Инфляция [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/priceРосстат. Уровень жизни [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/urov_81.xlsЕМИСС [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/62281Заседание Правительства. [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/news/51420/#Николаева Т.И. Новые технологии в розничной торговле и проблемы их внедрения/ Т.И. Николаева//Евразийский союз ученых, 2016. -№3(24). -с.79-80Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2017. – 576 с.Рынок продуктового ретейла в России по итогам 2023 года. Т-Ж. [Электронный ресурс] режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/list/conclusions-fmcg/ (дата обращения 05.05.2024)Яндекс Маршрутизация: тарифы на использование сервиса [Электронный ресурс] режим доступа: https://yandex.ru/routing/pricing (Дата обращения 05.05.2024)ПРИЛОЖЕНИЕ АТаблица А – Баланс АО Продукты «Торговая Лига»202120222023АктивВнеоборотные активыОсновные средства493454380238266Итого по разделу 1493454380238266Оборотные активыЗапасы199782819624949Дебиторская задолженность262476802608Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)580004800058000Денежные средства и денежные эквиваленты300824224392Прочие оборотные активы7851063450Итого по разделу 2843958736190399ПассивКапитал и резервыУставный капитал554255425542Переоценка внеоборотных активов711671167116Резервный капитал565565565Нераспределенная прибыль734167838376765Итого по разделу 3866399160689988Долгосрочные обязательства Отложенные обязательства 648655134540Прочие обязательства 324282882524844Итого по разделу 4389143433829384Краткосрочные обязательства Кредиторская задолженность818752199293Итого по разделу 5818752199293БАЛАНС133740131163128665

1.Ильиных Ю.М. Стратегическое планирование и эффективность управления экономическими системами / Ю.М. Ильиных// Современные наукоемкие технологии. – 2018. - №11. с. 33
2.Руденко М.Н. Стратегическое планирование: учеб. пособие / М.Н. Руденко, Е.Д. Оборина. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2014. – 96 с.
3.Лукиных М.И. Стратегический потенциал организации/М.И. Лукиных//Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. - №3а. – С. 118 – 125
4.Васильева Н.А. Развитие стратегического потенциала предприятий пищевой промышленности России в условиях глобальной конкуренции: методология, теория, практика: дис. … док. экон. наук. Саратов, 2012. 406 с.
5.Филатова М.В. Формирование и развитие стратегического потенциала предприятий масложировой промышленности: дис. … канд. экон. наук. Воронеж, 2006. 207 с.
6.Кузнецов А.В. Механизм управления стратегическим потенциалом производственной организации: дис. … канд. экон. наук. Саратов, 2011. 142 с.
7.Карелина Е.Ю., Малеваник А.А. Понятие и структура стратегического потенциала компании/ Е.Ю. Карелина, А.А. Малеваник // Экономика и бизнес . – 2017. - №2. – с.12-19
8.Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для вузов / Н. А. Казакова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 453 с.
9.Литвак, Б. Г. Стратегическое планирование и прогнозирование : учебник для вузов / Б. Г. Литвак. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 139 с.
10.Марабаева Л.В., Горин И.А. Стратегический потенциал инновационного предприятия: содержание, структура, особенности / И.А. Горин, Л.В. Марабаева//Вестник Волжского университета им. В.Н. – 2013 . - №3. – с. 15-23
11.Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент : учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 435 с.
12.Попова А.С. Оценка стратегического потенциала организации/ Попова А.С.// Мир Инноваций. – 2018. - №3. – с. 48
13.Лукиных М.И. Стратегический потенциал организации/М.И. Лукиных//Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. - №3а. – С. 118 – 125
14.АО Продукты «Торговая Лига» Официальный сайт. [Электронный ресурс] режим доступа: https://torgovayaliga.ru/ (Дата обращения 03.05.2023
15.ЕМИСС. Индексы физического объема ВВП РФ [Электронный ресурс].URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57370
16.Росстат. Цены. Инфляция [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/price
17.Росстат. Уровень жизни [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/urov_81.xls
18.ЕМИСС [Электронный ресурс]. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/62281
19.Заседание Правительства. [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/news/51420/#
20.Николаева Т.И. Новые технологии в розничной торговле и проблемы их внедрения/ Т.И. Николаева//Евразийский союз ученых, 2016. -№3(24). -с.79-80
21.Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2017. – 576 с.
22.Рынок продуктового ретейла в России по итогам 2023 года. Т-Ж. [Электронный ресурс] режим доступа: https://journal.tinkoff.ru/list/conclusions-fmcg/ (дата обращения 05.05.2024)
23.Яндекс Маршрутизация: тарифы на использование сервиса [Электронный ресурс] режим доступа: https://yandex.ru/routing/pricing (Дата обращения 05.05.2024)