Психолого-педагогические условия повышения эффективности работы социального педагога с трудными детьми в образовательном учреждении
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 05.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты психолого-педагогические условия повышения эффективности работы социального педагога с трудными детьми 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика «трудных» подростков 5
1.2 Психологические аспекты работы социального педагога с трудными детьми 8
1.3 Педагогические подходы к работе социального педагога с трудными детьми 13
Выводы по 1-й главе 19
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогической деятельности с трудными подростками 20
2.1 Анализ работы в образовательном учреждении по социально-педагогической деятельности с трудными подростками 20
2.2 Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с трудными подростками 24
Выводы по 2-й главе 29
Заключение 30
Список литературы 31
Приложения 33
Участники реализации всех мероприятий: воспитанники Центра от 13 до 16 лет, в том числе «трудные» подростки. Ожидаемые результаты деятельность:- повышение интереса к общественной жизни, формирование чувства сопричастности к общественной жизни, формирование гражданской и патриотической позиции;- повышение уверенности в себе, повысить самооценку, сформировать ценностные ориентации;- формирование социальных навыков подростков.Таким образом, комплекс социально-педагогических мероприятий с трудными подростками в условиях учреждения дополнительного образования включает 4 модуля.Информационная грамотность. Цель: формирование ответственности у подростков за свои действия. Задачи: - предоставлять информацию о правонарушениях и ответственности, контролировать их; - предоставлять информацию о вреде наркотиков, табака, алкоголя; - формировать отношение к здоровому образу жизни. Деятельность модуля «Информационное просвещение» представлена в таблице 5 (приложение 3)[14].Модуль «Гражданское и патриотическое воспитание». Цель: сформировать правильный образ Отечества и чувство сопричастности судьбе своей страны; сформировать активную Гражданскую позицию; придерживаться ценностей демократического гражданского общества; социализировать подростков; развивать гражданское и патриотическое сознание.Частичная апробация программы проведена на подростках. Организован конкурс «Я гражданин России». Подросткам было предложено написать эссе на заданную тему. К сожалению, не всем подросткам удалось справиться с поставленной задачей, большинство подростков не могут четко и аргументировано объяснить, в чем заключается их гражданский долг.Проведена творческая работа «Государственные символы». Следует отметить, что изготовлением герба России интересовались все без исключения. Пошаговая инструкция изготовления гербов из картона была найдена в Интернете, поэтому у подростков не возникло никаких сложностей. Был организован показ фильма «Черное лето 1941 года». Все отметили, что смотрят фильм впервые. Обсуждения фильма были бурными, обе девушки даже плакали, мы чувствовали, что фильм никого не оставил равнодушным.При организации военно-спортивной игры «Зарница» к участию были приглашены не только подростки, посещающие Центр, но и подростки школы и даже несколько отцов. Игра прошла очень весело, после игры был организован «походный обед» - запеченная картошка, поджаривание хлеба на костре и пение военных песен «под гитару». 15 февраля в память о солдате был организован «день траура».солдат, погибших в Афганистане.Вместе с подростками они посетили памятник воинам-интернационалистам, посетили семьи погибших, оказали им посильную помощь (мальчики чистили снег, девочки убирали дом). Накануне Дня защитника Отечества были изготовлены макеты на тему «Военная техника». Модели зданий, танков и грузовиков делали из картона, пластиковых солдатиков привозили из дома, девочки из еловых веточек и ваты сделали лес.К празднику были оформлены выставка военной техники и стенд «поля сражений». 23 февраля конкурс «А ну-ка, ребята!» имело место. В конкурсе приняли активное участие все подростки, в конкурсе также участвовали задания на ловкость, силу, метание, прыжки, смекалку, находчивость и. логические задачи также были включены.В ходе мероприятий происходит повышение гражданского и патриотического сознания подростков:- повышение интереса подростков к памятным местам родного края (самостоятельно определять, где расположены памятные места Первомайска, планировать поездки);- повышенный интерес к героям Первомайска (подростки посещают семьи погибших и оказывают возможную помощь).Поэтому гражданско-патриотическое воспитание подростков является эффективным средством воспитания гражданско-патриотического сознания подростков.Программа развития уверенности в себе и ценностной ориентации у подростков. Цель программы – развитие уверенности в себе через формирование ценностных ориентаций. Цели программы:- развивать мыслительные способности, самопознание;- развитие решительности, самостоятельности;- развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать с другими людьми;- развитие уверенности в себе, принятия себя, формирование адекватной самооценки.Общая продолжительность модуля – 36 часов. Модуль включает в себя 9 уроков, каждый продолжительностью 4 часа. Принципы поведения: доверие, искренность в общении; образовательная деятельность; творческая позиция; диалог; осознание поведения. Методы работы: диалоговые методы (беседа, дискуссия); развивающие упражнения и обучающие игры; рефлексивные методы; ролевые методы.Ожидаемым результатом освоения данной программы будет: формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе, развитие навыков целеполагания, формирование положительного отношения к себе, а также развитие навыков эмпатии и мышления, осознание личных ценностных ориентаций, стремление к личностному развитию,Модуль «Развитие социальных навыков». В программу включены уроки с использованием художественных техник. Занятия арт-терапией помогают развивать навыки взаимодействия, устранять негативные эмоциональные состояния, развивать навыки саморегуляции и самоконтроля, повышать уверенность в себе. Общая продолжительность модуля – 18 часов. Модуль включает в себя 9 уроков, каждый продолжительностью 2 часа.Программа развития социальных навыков у подростков включает также блок работы с родителями и педагогами. Цель работы с педагогами – сообщить об индивидуально-психологических особенностях личности трудных подростков и научиться эффективным способам взаимодействия с ними.Задачи: - распознавание и выявление собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с трудными подростками; формирование «ненаправленных» способов реагирования на негативные эмоции и приемов регулирования психического равновесия; снятие зажимов и личных и профессиональных ограничений; освоение метода контакта с трудными подростками и разработка поведенческих стратегий. План работы с преподавателями представлен в таблице 6 (приложение 4)[14].Содержание работы с родителями. Цель: создать психологические условия для преодоления родительских ограничений и предоставить родителям новый опыт взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков.Цели: переосмыслить роль и позицию родителя; взаимопонимание и взаимное уважение прав и потребностей каждого человека (родителей и детей); снизить тревожность и обрести уверенность в себе; формирование стремления обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; развивать эффективное поведение. План работы с родителями представлен в таблице 7 (приложение 4)[14].Содержание совместной работы педагогов, подростков и родителей. Цель: создать правовую базу для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, предотвращения их безнадзорности и правонарушений. План сотрудничества с педагогами, подростками и родителями представлен в таблице 8 (приложение 4)[14].Ожидаемые результаты: У подростков:- формирование умения контролировать свои эмоции;- формирование навыков социального поведения и развития в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;- формирование уверенности в себе.У родителей: переосмысление роли и позиции родителя, получение родителями нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. Педагоги: расширяют знания об индивидуально-психологических особенностях личности трудных подростков, развивают навыки эффективного взаимодействия с подростками. Проведение комплексного комплекса мероприятий с подростками будет способствовать:- повышению интереса к общественной жизни, создать чувство принадлежности к обществу;- формированию ценностных ориентаций;- повышению уверенность в себе, повысить самооценку;- формированию гражданской и патриотической позиции;- развитию социальных навыков.Выводы по 2-й главеИсследование показало, что подростки группы подростков имеются проблемы с успешной социализацией, что подтверждает важность социально-педагогической поддержки этих подростков через привлечение к социально-педагогической деятельности в создании дополнительного образования.Выявленные результаты исследования определили направленность социально-педагогического сопровождения и содержание всей социально-педагогической деятельности.Основными направлениями социально-педагогической деятельности должны быть:- развитие социальных навыков подростков;- повышение уверенности в себе;- формирование интереса подростков к общественной жизни.ЗаключениеИсследование психолого-педагогических условий для повышения эффективности работы социального педагога с трудными детьми в образовательном учреждении позволяет сделать следующие выводы:1. Важность понимания психологических особенностей и индивидуальных потребностей каждого ребенка для успешного взаимодействия социального педагога с ним.2. Необходимость создания благоприятной образовательной среды, способствующей развитию у детей навыков саморегуляции и социальной адаптации.3. Значимость сотрудничества социального педагога с другими специалистами (психологами, учителями, родителями) для комплексного подхода к работе с детьми.4. Важность постоянного профессионального развития и обучения для социального педагога для эффективного решения возникающих задач.5. Изучение и применение психолого-педагогических условий способствует улучшению качества работы социального педагога с трудными детьми в образовательном учреждении и способствует их успешной социализации и развитию.Таким образом, эффективность работы социального педагога с трудными детьми в образовательном учреждении зависит от множества факторов, включая понимание психологических особенностей детей, создание благоприятной образовательной среды, сотрудничество с другими специалистами и постоянное профессиональное развитие.Развитие этих психолого-педагогических условий не только способствует улучшению работы социального педагога, но и дает возможность детям с трудностями эффективнее интегрироваться в образовательную среду, развивать свои навыки и достигать успехов. Список литературы1. Аксенова Л. Н. Социальная педагогика в специальном образовании./ Аксенова Л. Н. - М.: Издательский центр «Академия», 2022. - 192с.2. Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе / Л. Д. Баранова. - Волгоград: Учитель, 2020. - 187 с. 3. Василькова Ю. В. Социальная педагогика./ Василькова Ю. В. – М.: Издательский центр «Академия»,2021–440с.4. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. / А. Д. Гонеев.- М.: Издательский центр «Академия», 2021. - С. 114. 5. Дорошенко О. М. Социальная педагогика в схемах и таблицах./ Дорошенко О. М. - М.: Лань. 2023. 84 с.6. Дубровина И. В. «Практическая психология в лабиринтах современного образования. Монография» // И. В. Дубровина, Изд-во: Московский психолого-социальный университет, 2021–464 с.7. Завражнов, В. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением. / В. В. Завражнов, Г. А. Романова. // Молодой ученый. - 2022. - № 26 (130). - С. 588-590. 8. Менщикова, А. Н. Специфика социальной работы с трудными подростками / А. Н. Менщикова. // Молодой ученый. - 2021. - № 24 (366). - С. 338-340. 9. Петрова В. Г. Работа социального педагога с «трудными» детьми в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – Т. 32. – С. 174–175.10. Сулимина О. В. Проблема становления личностных и социальных регуляторов в период перехода от детства к взрослости // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2022. № 2. - C. 91–101.Электронные ресурсы11. «Шкала социальной компетентности». А.М. Прихожан Режим доступа URL: https://psychlib.ru/mgppu/PDl-2007/PDL-001.HTM?ysclid (дата обращения 03.05.2024)12. Журавель М.А. Социально-педагогическая работа с трудными подростками в образовательной среде. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-rabota (дата обращения 03.05.2024)13. Кондрачук О.С. Особенности работы социально-психологической службы образовательного учреждения с «Трудными» детьми. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-sotsialno-psihologicheskoy-sluzhb (дата обращения 03.05.2024)14. МАО ЦДО г. Первомайск. Режим доступа URL: https://dopobrazovanie.edusite.ru/(дата обращения 03.05.2024)15. Рыбачук Д.А. Специфика социально-педагогической работы с трудными подростками. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sotsialno-pedagogicheskoy (дата обращения 03.05.2024)ПриложенияПриложение 1Таблица 1 Уровни сформированности самостоятельности и организованности трудных подростковУровниКоличество подростков, в чел.Количество подростков, в %Высокий716Средний2351Низкий1533Рисунок 1 - Процентное распределение уровня самостоятельностиТаблица 2Уровни сформированности уверенности в себе трудных подростковУровниКоличество подростков, в чел.Количество подростков, в %Высокий915,7Средний1633,5Низкий2248,8Приложение 2Рисунок 2 - Процентное распределение уровня самостоятельностиТаблица 3Уровни сформированности у трудных подростков отношений к своим обязанностямУровниКоличество подростков, в чел.Количество подростков, в %Высокий511,2Средний2248,8Низкий1840Рисунок 3 - Процентное распределение сформированности отношений к своим обязанностямПриложение 3Таблица 4Уровни сформированности у трудных подростков интереса к социальной жизни, наличия увлечений, владения современными технологиямиУровниКоличество подростков, в чел.Количество подростков, в %Высокий817,8Средний2657,8Низкий1124,4Рисунок 4 - Процентное распределение сформированности у трудных подростков интереса к социальной жизниТаблица 5Модуль «Информационное просвещение»Название мероприятияФормаСредства«Подросток. Правонарушения и ответственность»Экскурсия в ОМВД, ОГИБДД г. ПервомайскБеседы со специалистами в рамках единого дня профилактики«Умей сказать - «Нет!» Помощь в преодолении склонности к употреблению ПАВ и табакокуренияКруглый столИзготовление плакатов, Просмотр и обсуждение видеороликов Беседы со специалистами. Тренинг «Умей сказать «Нет!»«Здоровым быть - здорово!» Пропаганда здорового образа жизниАгитбригадаЛистовки. Буклеты. Оформление информационного стенда«Поколение ХХI века»Информационно-просветительский кластерБеседа. Встреча с представителем РПЦПриложение 4Таблица 6План работы с педагогамиТемаФорма работыТрудные подростки, кто они?Тематическая консультацияНарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков.Тематическая консультация.Мир моих эмоций.Семинар-практикум.Жизнь без конфликтовСеминар-практикум.Таблица 7План работы с родителями подростковТемаФорма работыВозрастные особенности подростков. Новообразования подросткового возраста.Тематическая консультация.Нарушение внутрисемейных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков.Тематическая консультация.Развитие навыков бесконфликтного взаимодействия с подростками.Тренинг.Развитие толерантности, эмпатии.Тренинг.Таблица 8План совместной работыНазвание мероприятияФормаСредства«Твоя безопасность»АкцияРазработка и распространение информационные листовок."Подросток и закон!"АкцияРазработка и распространение информационные листовок.«Ветеран живет рядом»АкцияПомощь ветеранам ВОВ по хозяйству«Дорогой Добрых Дел»Антитабачная эстафетаПодготовка и раздача календарей с информацией о вреде курения.
2. Баранова Л.Д. Социальный педагог в школе / Л. Д. Баранова. - Волгоград: Учитель, 2020. - 187 с.
3. Василькова Ю. В. Социальная педагогика./ Василькова Ю. В. – М.: Издательский центр «Академия»,2021–440с.
4. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. / А. Д. Гонеев.- М.: Издательский центр «Академия», 2021. - С. 114.
5. Дорошенко О. М. Социальная педагогика в схемах и таблицах./ Дорошенко О. М. - М.: Лань. 2023. 84 с.
6. Дубровина И. В. «Практическая психология в лабиринтах современного образования. Монография» // И. В. Дубровина, Изд-во: Московский психолого-социальный университет, 2021–464 с.
7. Завражнов, В. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением. / В. В. Завражнов, Г. А. Романова. // Молодой ученый. - 2022. - № 26 (130). - С. 588-590.
8. Менщикова, А. Н. Специфика социальной работы с трудными подростками / А. Н. Менщикова. // Молодой ученый. - 2021. - № 24 (366). - С. 338-340.
9. Петрова В. Г. Работа социального педагога с «трудными» детьми в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – Т. 32. – С. 174–175.
10. Сулимина О. В. Проблема становления личностных и социальных регуляторов в период перехода от детства к взрослости // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2022. № 2. - C. 91–101.
Электронные ресурсы
11. «Шкала социальной компетентности». А.М. Прихожан Режим доступа URL: https://psychlib.ru/mgppu/PDl-2007/PDL-001.HTM?ysclid (дата обращения 03.05.2024)
12. Журавель М.А. Социально-педагогическая работа с трудными подростками в образовательной среде. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskaya-rabota (дата обращения 03.05.2024)
13. Кондрачук О.С. Особенности работы социально-психологической службы образовательного учреждения с «Трудными» детьми. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-raboty-sotsialno-psihologicheskoy-sluzhb (дата обращения 03.05.2024)
14. МАО ЦДО г. Первомайск. Режим доступа URL: https://dopobrazovanie.edusite.ru/(дата обращения 03.05.2024)
15. Рыбачук Д.А. Специфика социально-педагогической работы с трудными подростками. Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sotsialno-pedagogicheskoy (дата обращения 03.05.2024)