Методика работы над басней

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 31 31 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 06.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение……………………………………………………………………2
Глава 1. Обоснование необходимости изучения басен на уроках литературы в школе.
1.1. Баснякак особый литературный жанр…………………………………………………..……………………………5
1.2. Художественные особенности басен И.А. Крылова………………………………………………………………..…………..8
Глава 2. Формирование теоретико-литературных понятий в преподавании басен Крылова…………………………………...………………22
2.1. Основные методы и приемы изучения басен И.А. Крылова в школах……………………………………………………………………………22
2.2.Практические особенности работы с текстами……………………………………………………………………..……24
Заключение………………………………………………………………..28
Список литературы……………………………………….………………30
Фрагмент для ознакомления

Язык басен Крылова оказал глубокое формирующее влияние на новую стилистическую систему русской литературы. Не только потому, что в нем с необычайной глубиной и ясностью воплотились основные тенденции развития русской литературы XIX века, но и потому, что в нем раскрылось блестящее языковое мастерство самого Крылова как великого народного поэта, обладающего покоряющей силой и замечательным художественным совершенством.Стиль Крылова чрезвычайно разнообразен, и даже П.А. Плетнев отметил одну из особенностей этого стиля. Даже старые идеи, которые "много раз появлялись у его предшественников", он облекает в новые образы, "как творения, трепещущие от свежести своего существования".Басенный стиль Крылова остается непревзойденным образцом русского сказочного стиля, лаконичного, живописного и быстро драматизируемого.По словам Белинского: "слава Крылова будет цвести все пышнее и пышнее, пока не замолкнет богатый язык, звучащий в устах великого и могучего русского народа".[3]Глава 2.Формирование теоретико-литературных понятий в преподавании басен Крылова.2.1. Основные методы и приемы изучения басен И.А. Крылова в школах.Методика работы с басней в начальной школе определяется особенностями басни как вида художественного произведения. В литературоведении басни определяются как аллегорические рассказы, имеющие дидактический характер. К основным характеристикам басен относятся мораль и наличие аллегории. Главными героями басен часто становятся животные, но это не обязательно (персонажи басен могут быть и людьми). Также для басен обязательна стихотворная форма (например, басни Толстого написаны в прозе).Одна из центральных проблем анализа басен в 1-3 классах связана с моралью и ее раскрытием в баснях. Когда анализировать мораль басни?В методике (например, В. Глобчак, Т.Ф. Завадская, Е.В. Карсалова). При традиционном подходе задача анализа басенного текста начинается с выявления его конкретного содержания. Далее необходимо выяснить аллегорическое содержание (кого обозначают персонажи аллегории), и, наконец, рассматривается мораль.Кононикин Н.П., Н.А. Щербакова рекомендуют читать мораль басни не раньше, чем ребенок поймет содержание конкретной части басни. Это происходит до тех пор, пока ученик не поймет особенности действующих лиц и не перенесет "особенности животных, изображенных в басне", в реальную человеческую среду.Другой способ работы с басней описан А.М. Лисовским.По мнению А.М. Лисовского, сразу после прочтения басни, без предварительного обсуждения, учащимся задается вопрос: "Какова основная мысль басни? Не анализируя текст басни, ученики высказывают свое мнение о главной мысли басни, а затем задают второй вопрос; А.Н. Лисовский говорит: "Выучив мораль, дети читают басню самостоятельно. Выучив мораль, дети читают басню самостоятельно.И то и другое становится осмысленным после того, как они поняли мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно понять отдельные части басни. Уникальные средства выражения языка Крылова полны истинного смысла". Таким образом, анализ басни идет от основной мысли к морали, а затем к конкретному содержанию. Возможность такого подхода нельзя полностью исключить. Это связано с тем, что во многом зависит от того, каковы основная мысль и мораль басни (возможно, они просты и понятны детям младшего возраста уже после первого прочтения). Однако, как показывают исследования психологов и методистов, а также школьный опыт, дети младшего школьного возраста проходят два этапа понимания басен: прямое узнавание (эмоционально-метафорическое узнавание) и косвенное узнавание (обобщенное и оценочное узнавание, связанное с раскрытием подтекстов и пониманием идей). В этом отношении чтение басни не является исключением. Напротив, произведение басни требует четкого распознавания конкретного и метафорического содержания аллегории в силу высокой степени обобщения, присущей морали. От правильного понимания конкретного содержания басни и мотивов поступков персонажей учащиеся переходят к выделению основной идеи басни.[5]Процесс выяснения морали басни означает для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, содержащихся в конкретных частях басни. Главная мысль - это вывод из конкретной части басни, а мораль - обобщенное выражение этой мысли.Однако все известные подходы к изучению басен в начальной школе на сегодняшний день себя не оправдывают. Интерес к басне как к виду литературного творчества падает, поэтому необходимо внести такие изменения в принятые в настоящее время методики изучения басен в начальной школе: узнавать этот мир, глядя на персонажей и картины басенного мира, созданного баснописцем; запоминать образы и картины басен; Умение узнавать этот мир, запоминать образы и картинки басен, на интуитивном уровне понимать ситуации и отношения персонажей, характерные для этого мира, и воспринимать все это как "подходящий" жизненный опыт прививается детям 8-9 лет.На наш взгляд, сегодня необходимо использовать монографический подход к изучению басен в начальных классах средней школы, что будет способствовать возрождению интереса к басням у учащихся средней школы.Иными словами, обосновать новый подход к изучению басен на уроках чтения в начальных классах, чтобы басенный материал XXI века был понятен и востребован учащимися средней школы, чтобы чтение басен способствовало их общему и литературному образованию, воспитанию и развитию.2.2. Практические особенности работы с текстамиИсследование проходило на базе МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗМосковская область, г. Орехово‑Зуево, проезд Клязьминский, дом 8. в 3 классе.Мы реализовали структурный план урока на примере фрагмента басни Крылова "Ворона и лисица":I. Подготовительная работаa)Беседа о повадках лисы и вороны, действующих лиц читаемой басни;II. прослушивание чтения или записи басни учителем; б).III. беседа об эмоциях и оценке.IV. анализ конкретного содержания басни:a). Выяснение структуры и организации басни:Учащиеся делят басню на три части.- Как вы думаете, какой момент является началом описываемого действия? Как он называется? (Сюжет).- В какой момент поведение достигает своего пика развития? Прочитайте текст и докажите это.- Прочитайте вывод о поведении.- Докажите, что лесть лисиц становилась все более частой, а восхищение ворон - все более частым.b). Определите мотивы поведения действующих лиц, их характеристики:- Почему лиса так хвалит ворону?- Как автор показал, что ворон - не тот, за кого его выдает лиса?- Каким человеком вы можете представить себе лису?- Каким человеком является ворона в этой басне?- Почему лисе удалось обмануть ворону?(Вороне нравилось, когда ее хвалили).c). Установите главную мысль конкретного содержания басни:- Как вы думаете, что хотел показать Крылов этой басней?- Кого и что он осуждает?vi. Проанализируйте мораль басни.- Чем можно заменить слова "лесть вульгарна" (неоправданная похвала - самая низкая)?- Словами из басни "Но все напрасно. В сердце льстеца всегда есть уголок" Как можно сказать иначе и что означают эти слова?- Давайте прочитаем первые четыре строки басни.Сравните наши слова с тем, как автор передал свою мысль. Где эта идея выражена более ярко и эмоционально?VII. Выберите аналогию из жизни.- Есть ли что-то подобное в вашей жизни? В компании ваших сверстников?- Если вы встретите человека, который несправедливо хвалит кого-то, чтобы получить преимущество, с кем из героев басни вы бы его ассоциировали?В дополнение к приведенным выше фрагментам урока можно использовать такие приемы, как чтение, анализ и последующее сравнение двух басен с похожим смыслом, например "Зеркало и обезьяна" и "Обезьяна и очки":- Какова основная идея (мораль) каждой басни?- Сравните две морали друг с другом. Объясните.- Чем обезьяна из басни "Обезьяна и очки" похожа на обезьяну из басни "Обезьяна и зеркало"? Докажите это.- Как можно выразить главную мысль этих басен в одном общем выводе? Чему учат эти басни?Одно из них - пробудить интерес учеников к процессу анализа басни, обратить их внимание на развитие действия, детали ситуации и характер главного героя. Ученикам необходимо ярко прочувствовать развитие действия и ярко передать образность произведения.Поэтому использование таких эффективных методических приемов, как драматизация басен, может быть очень действенным. Она способна привлечь внимание детей и повысить их интерес к произведению. Драматизация - это фактическое воспроизведение прочитанного вслух с использованием специфических выразительных средств, таких как имитация, жесты и действия. Этап драматизации - это полный художественный анализ текста, вхождение в роль (образ), и результаты этой работы, конечно, представляются в том лице, которое дает более полное художественное освоение произведения.Данный методический прием можно рассмотреть на примере фрагмента урока по драматизации басни "Ворона и лисица", которую читают дети в третьем классе начальной школы:Поговорим о вопросах.- Как вы думаете, где это произошло? (В лесу).- Что сделала ворона, когда получила сыр?- Как она забралась на ель?- Почему ворона не съела сыр сразу? (Задумалась).- Как вы думаете, о чем думала ворона?- Как вы можете это показать?- Кто ее видел?- Что именно привлекло внимание лисы?- Как вела себя лиса?- Как бы вы это показали?- О чем начала говорить лиса?- Как она говорила?- Как бы вы могли сказать это по-другому? (тихо, неуверенно).- Найдите, что сказала лиса, и прочитайте это.Благодаря проведенному выше анализу и накоплению фрагментов уроков, можно говорить о широком спектре применения басен на уроках чтения - не только как средства нравственного воспитания, но и как эффективного способа развития мышления, речи и воображения детей младшего школьного возраста.ЗаключениеРабота с баснями - одна из самых сложных задач при обучении чтению детей младшего школьного возраста.Художественная литература - одно из важнейших средств гармоничного развития личности. Литература расширяет жизненный опыт человека в геометрической прогрессии. Она обогащает, уточняет и активизирует словарный запас ребенка на основе формирования конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Великие русские педагоги в своих трудах утверждают, что классические басни не заменимы в качестве учебного пособия в современной начальной школе. Изучение басен в начальной школе имеет большое воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сторону детей и воспитания у них высоких нравственных качеств силой художественного языка. Ведь систематическое изучение и анализ смысла басен может развить мышление учащихся, улучшить их нравственные качества и обогатить их язык.От других произведений эпического жанра басню отличают такие традиционные и только ей присущие черты, как наличие морали (как средства обобщения и выражения главной мысли), вынужденное присутствие скрытого смысла в конкретном содержании, аллегория как способ показать очевидные пороки человека через внешние образы несвойственных ему животных. Использование следующих примеров является наиболее распространенным. Как вид эпической поэзии, басня является самой распространенной формой литературы. Басни сочетают в себе сильные стороны поэзии (эмоциональность, постоянный ритм, живые языковые средства и выразительность) с характерным для нее присутствием нравственных идей (выраженных аллегорически, но часто отраженных в форме морали).Это связано с тем, что басни содержат авторскую мудрость жизни и осуждают пороки людей в веселой и впечатляющей форме, одновременно учат детей думать и искать определенные параллели между героями и событиями басни и реальной жизнью. Несмотря на небольшое количество произведений этого жанра, изучаемых в начальной школе (не более 12 басен в традиционной программе третьего класса), использованию басен придается большое значение, и, несмотря на краткость произведений, басни оживают благодаря эмоциональной атмосфере и ярким образам героев. Они запомнились как образец поэтического творчества, сочетающего образность, глубокий смысл и высокий позитив.Список литературы1. Белинский В.Г. Басни Крылова. – Москва: Просвещение, 19542. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы/О.Ю.Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой. – Москва:Издат. Центр «Академия», 1999.- 400с.3.Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком (возрастной,гендерный, этнический и профессиональный аспекты). – СПб., 2005. – 324 с.4. Бунаков Н.Ф., Корф Н.А., Водовозов В.И., Тихомиров Д.И., ВахтеровВ.И. Учителю начальной школы./ сост. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. –Москва: «Просвещение» 19645. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помогиему учиться. – Спб: Союз, 20006. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическоепособие.- Москва: Вентана Граф, 2004- 256 с.7. Жукова В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М., 19938. Занков Л.В. О начальном обучении. – Москва, 19639.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь 1-4класс. – Москва, 200210. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся IV – X классов в процессеизучения литературы в школе. – Москва: Просвещение, 198311.Косова А. читаем басни Крылова./ Начальная школа, 2006 - №1912. Крылов И.А. Басни / Крылов И.А. – Москва: Изд-во олимп., 198313. Потебня А.А. Теоретическая поэтика: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / сост., вступ. ст. и коммент. А.Б. Муратова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.14. Савинкина Н.Б. Работа с образами и ее роль в формировании коммуникативной компетентности // Метод активизации: актуальные проблемы развития / Под ред. Г.А. Китайгороской – Москва, 2004. – с. 175-188.


Список литературы
1. Белинский В.Г. Басни Крылова. – Москва: Просвещение, 1954
2. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы/О.Ю.Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; под ред. О.Ю. Богдановой. – Москва:Издат. Центр «Академия», 1999.- 400с.
3.Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком (возрастной,
гендерный, этнический и профессиональный аспекты). – СПб., 2005. – 324 с.
4. Бунаков Н.Ф., Корф Н.А., Водовозов В.И., Тихомиров Д.И., Вахтеров
В.И. Учителю начальной школы./ сост. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. –
Москва: «Просвещение» 1964
5. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги
ему учиться. – Спб: Союз, 2000
6. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое
пособие.- Москва: Вентана Граф, 2004- 256 с.
7. Жукова В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М., 1993
8. Занков Л.В. О начальном обучении. – Москва, 1963
9.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Родная речь 1-4
класс. – Москва, 2002
10. Коровина В.Я. Развитие речи учащихся IV – X классов в процессе
изучения литературы в школе. – Москва: Просвещение, 1983
11.Косова А. читаем басни Крылова./ Начальная школа, 2006 - №19
12. Крылов И.А. Басни / Крылов И.А. – Москва: Изд-во олимп., 1983
13. Потебня А.А. Теоретическая поэтика: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / сост., вступ. ст. и коммент. А.Б. Муратова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.
14. Савинкина Н.Б. Работа с образами и ее роль в формировании коммуникативной компетентности // Метод активизации: актуальные проблемы развития / Под ред. Г.А. Китайгороской – Москва, 2004. – с. 175-188.