«Влияние журнала «Мурзилка» на подрастающее поколение детей и молодежи с 1930 по 1939 гг.»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 39 39 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 06.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
ГЛАВА I. РОЛЬ ЖУРНАЛА «МУРЗИЛКА» В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СССР (1930-1934 ГГ.) 10
1.1. Политика по воспитанию подрастающего поколения детей и молодежи в СССР в 1930-1934 гг. 10
1.2. Журнал «Мурзилка» и его роль в воспитании подрастающего поколения в 1930-1934 гг. 16
ГЛАВА II. РОЛЬ ЖУРНАЛА «МУРЗИЛКА» В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СССР (1935-1939 ГГ.) 24
2.1. Политика по воспитанию подрастающего поколения детей и молодежи в СССР в 1935-1939 гг. 24
2.2. Журнал «Мурзилка» и его роль в воспитании подрастающего поколения в 1935-1939 гг. 29
Заключение 33
ИСТОЧНИКИ 35
Фрагмент для ознакомления

Журнал был одним из самых популярных и влиятельных того времени и играл важную роль в формировании мировоззрения и ценностей подрастающего поколения.В период с 1935 по 1939 год "Мурзилка" стал своеобразным голосом государства, который проникал в семьи и школы, влияя на воспитание детей и молодежи. Журнал активно поддерживал идеи коммунизма и социализма, пропагандируя коллективизм, патриотизм и трудолюбие.Одной из основных целей "Мурзилки" было воспитание нового поколения, готового строить социалистическое общество. Журнал старался развивать у детей и молодежи интерес к науке, технике, литературе и искусству, а также формировать правильные нравственные принципы и ценности. В каждом номере журнала были разделы, посвященные различным темам: от природы и животных до истории и политики."Мурзилка" все также активно использовался в школьной программе и был рекомендован к прочтению детям разных возрастов. Журнал предлагал разнообразные материалы, которые помогали детям учиться, развиваться и понимать мир вокруг себя. В нем были представлены рассказы, стихи, загадки, головоломки, иллюстрации и комиксы, которые были доступны и понятны детям.Одной из самых популярных рубрик журнала "Мурзилка" была литературная секция. В ней публиковались произведения известных советских писателей, таких как Корнеев, Маршак, Чуковский и других. Эти произведения были написаны специально для детей и молодежи и имели яркий, легкий и понятный стиль. В литературной секции читатели могли насладиться различными жанрами – от сказок и стихотворений до повестей и романов. Благодаря этой рубрике "Мурзилка" помогала развивать в детях и молодежи интерес к чтению и литературе.Одной из особенностей "Мурзилки" было то, что он был создан командой талантливых писателей, поэтов и художников. Они старались делать журнал интересным и увлекательным, чтобы привлечь внимание детей. Их работы были яркими, красочными и оригинальными, что позволяло детям погружаться в мир фантазии и воображения.В журнале "Мурзилка" можно было найти и различные приключенческие и детективные рассказы. Эти произведения захватывали юных читателей своими запутанными сюжетами и неожиданными поворотами событий. Они вовлекали детей в процесс чтения и развивали их логическое мышление и наблюдательность. Приключенческие и детективные рассказы в "Мурзилке" также позволяли детям испытать эмоциональные переживания и научили их анализировать информацию.Еще одним жанром, представленным в "Мурзилке", была научно-популярная литература. В журнале публиковались интересные статьи о различных научных открытиях и открытиях, которые были доступны и понятны детям. Эти статьи помогали детям расширить свои знания о мире и заинтересоваться наукой. Они также развивали у детей умение анализировать и усваивать информацию, а также учили их критически мыслить."Мурзилка" также активно пропагандировал идеи международного пролетарского движения и сотрудничества. В журнале были публикации о детях из разных стран мира, о их жизни и достижениях. Это помогало детям понимать, что они не одни, а являются частью большой международной семьи."Мурзилка" также активно использовался для пропаганды идеологии и политики СССР. В нем публиковались статьи о достижениях страны, о великих лидерах и о подвигах советского народа. Журнал пропагандировал идею классовой борьбы и строительства социализма, стараясь внушить детям и молодежи веру в светлое будущее.В журнале того времени "Мурзилка" также были представлены различные художественные произведения, такие как стихи и рассказы. Стихи в "Мурзилке" были очень популярны среди детей, так как они были легко запоминающимися и мелодичными. Они помогали детям развивать речь и литературное вкус, а также выражать свои эмоции и мысли в письменной форме. Рассказы в "Мурзилке" были короткими и содержали интересные истории из жизни детей. Они учили детей уважать других людей и понимать различные жизненные ситуации.Важным аспектом журнала "Мурзилка" было и тематическое разнообразие. В каждом номере журнала были представлены разные темы, которые были актуальны для детей и молодежи того времени. Например, в журнале можно было найти статьи о здоровом образе жизни, правилах личной гигиены, истории о великих людях и многое другое. Таким образом, "Мурзилка" не только развлекала, но и образовывала своих читателей.Мурзилка» играл важную роль в формировании ценностей и мировоззрения детей и молодежи. Журнал активно пропагандировал такие ценности, как дружба, справедливость, трудолюбие, толерантность и другие. Он помогал детям и молодежи понять и оценить различные социальные явления и проблемы, а также формировал их мировоззрение на основе принципов морали и этики.Одним из важных аспектов воспитательной роли журнала "Мурзилка" была его способность развивать творческие способности детей и молодежи. В каждом выпуске журнала были представлены различные задания и конкурсы, которые стимулировали детей к самовыражению и творчеству. Читатели могли принять участие в рисовании, письменных конкурсах, создании поделок и даже публикации своих собственных произведений в журнале. Таким образом, "Мурзилка" не только развивал интеллектуальные способности детей, но и помогал им обрести уверенность в своих силах и развить свой творческий потенциал.Однако, несмотря на все положительные аспекты, "Мурзилка" также был подвержен цензуре и контролю со стороны государства. Журнал должен был соответствовать политической линии партии и не противоречить официальной идеологии. Это ограничивало свободу слова и выражения, что могло влиять на объективность и разнообразие материалов в журнале.Таким образом, журнал "Мурзилка" играл важную роль в воспитании детей и молодежи в СССР с 1935 по 1939 года. Он помогал формировать мировоззрение, ценности и нравственные принципы подрастающего поколения, а также развивал интерес к науке, литературе и искусству. Однако, необходимо учитывать, что журнал был подвержен цензуре и контролю, что ограничивало его свободу выражения и объективность. В целом, "Мурзилка" сыграл важную роль в формировании идеологической основы советского общества и воспитании нового поколения.ЗаключениеВ заключении данного исследования можно отразить следующие моменты:В ходе исследования были рассмотрены два периода влияния журнала "Мурзилка" на воспитание детей и молодежи в СССР - с 1930 по 1934 год и с 1935 по 1939 год. Анализ источников и литературы позволил выявить несколько ключевых аспектов роли журнала в этот период.В первом периоде, с 1930 по 1934 год, журнал "Мурзилка" играл важную роль в формировании патриотических чувств у детей и молодежи. В своих материалах он активно пропагандировал достижения Советского Союза, рассказывал о героических подвигах советских людей и воспевал идеалы коммунизма. Журнал старался воспитывать у детей чувство коллективизма и ответственности перед обществом. В этот период журнал стал популярным среди детей и молодежи, и его влияние на их мировоззрение было значительным.Однако, с 1935 по 1939 год, роль журнала "Мурзилка" в воспитании детей и молодежи в СССР изменилась. В это время произошли значительные политические изменения, связанные с укреплением сталинского режима и усилением контроля над СМИ. Журнал "Мурзилка" стал средством пропаганды, предназначенным для формирования лояльности к власти и идеологии. В его материалах акцент делался на достижениях Сталина и Коммунистической партии, а критические и непроходящие черты советской действительности были подавлены. Таким образом, журнал "Мурзилка" стал средством манипуляции сознанием детей и молодежи, направленным на поддержание идеологической стабильности.Журнал стал неотъемлемой частью детства многих поколений советских детей и молодежи. Он стимулировал интерес к чтению, образованию и самообразованию. Многие дети начали увлекаться искусством, наукой и литературой благодаря "Мурзилке". Они находили в нем вдохновение и мотивацию для самосовершенствования.Кроме того, журнал "Мурзилка" играл важную роль в создании интеллектуальной среды. Он объединял детей и молодежь, которые разделяли общие интересы и ценности. "Мурзилка" стал местом, где молодые люди могли обмениваться мнениями, идеями и творческими достижениями. Он способствовал формированию сообщества, которое было основано на взаимопонимании, уважении и дружбе.Он был эффективным инструментом для пропаганды коммунистических идей и формирования нового поколения советских граждан, готовых служить своей стране. Журнал акцентировал внимание на патриотических ценностях, солидарности и активном участии в общественной жизни. Помимо политической идеологии, "Мурзилка" предлагал детям и молодежи разнообразные развлекательные материалы, что делало его популярным и интересным для читателей.Таким образом, можно сделать вывод, что роль журнала "Мурзилка" в воспитании детей и молодежи в СССР с 1930 по 1939 год была двоякой. В первый период он играл важную роль в формировании патриотических чувств и идеалов коммунизма у детей и молодежи. Однако, во второй период его роль изменилась, и он стал средством пропаганды и манипуляции сознанием. Влияние журнала "Мурзилка" на подрастающее поколение в этот период было ограничено и направлено на поддержание идеологической стабильности.Исследование данной темы позволило более глубоко понять влияние журнала "Мурзилка" на детей и молодежь в СССР в 1930-е годы. Оно показало, что пропаганда и идеологическое воздействие на подрастающее поколение имели свои особенности и менялись в зависимости от политической обстановки. Данное исследование может быть полезным для дальнейших исследований в области истории детства и воспитания в СССР.ИСТОЧНИКИАлексеева М.И. Российские журналы для детей (1920-е годы): метод.указания к специальному семинару для студентов ред.-изд. отделения. URL: http://www.detlitlab.ru/?cat=11&text=31 (дата обращения: 14.05.2021).Альмединген Н.А. Что такое дошкольное воспитание / Альмединген Н.А. / сост.по поручению Сов. Педагогического института дошкольного образования. – М., 1923. – С.23.Бабкина Е. С. Эпоха русского рассеяния на страницах детского журнала: Монография. – Scientificmagazine" Kontsep, 2014. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=TNl3BgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA83&ots=O2o_EON48V&sig=j2_OIDt7wQonwXmzpvW2dyBJLJA (дата обращения: 07.05.2024).Балашов Е.М. Педология в России в первой трети ХХ века. / Балашов Е.М. – СПб: Нестор-История, 2012. – 192 с.Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917–1927 гг.: Становление «нового человека». / Балашов Е.М. – СПб: Дмитрий Буланин, 2003. – 236 с.БекироваАдилеБаходировна, Джуманазарова ЗилолаОбиджановна Влияние интернета на молодое подрастающее поколение // ReFocus. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-interneta-na-molodoe-podrastayuschee-pokolenie (дата обращения: 06.05.2024).Бурдина Г. М. В памяти поколений: Материалы научной конференции, посвящённой 75-летию Великой Победы/Сост. ГМ Бурдина, ИЕ Крапоткина.–Елабуга, 2020.–136 с. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F_2016056594/v_pamyati_pokolenij.pdf (дата обращения: 06.05.2024).Вдовенко И.В. Мурзилка на фабрике советского (модели присвоения и переозначивания "чужого" в советской детской литературе) / Вдовенко И.В. // Детские чтения. М.: 2016. - С. 241.ВКП(б). Центральный комитет. Об издательской работе [Текст] : постановление ЦК ВКП(б) от 15 августа 1931 г. по докладу ОГИЗа / [ВКП(б), Центральный комитет]. - Москва : ОГИЗ-Московский рабочий ; Ленинград : ОГИЗ-Московский рабочий, 1931. - 32, [3] с.; 13 см.Гильманова А. Н. История мусульманской журналистики в России (конец ХХ–начало ХХI вв.). – 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38062587 (дата обращения: 07.05.2024).Головашина О.В. Гражданин и государство в Советском Союзе: лингво-когнитивное моделирование / Головашина О.В. // FractalSimulation, 2013.Головашина О. В. Октябрьская революция: история образа (по материалам советских журналов // INETERNUM. 2015. № 1. С. 13–31.Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО).Журнал «Мурзилка». Издание «Рабочей газеты» 1930-1939 г.г. Зырянова А. И. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ПЕРМСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (1940–1990-е годы). – 2019. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/dissertatsionnye-sovety/Zyrjanova/disser-Zyrjanova.pdf (дата обращения: 07.05.2024).Иванова С. В. Детская периодическая печать в годы Великой Отечественной войны (на примере журнала «Мурзилка») // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-periodicheskaya-pechat-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-na-primere-zhurnala-murzilka (дата обращения: 06.05.2024).Кангаспуро Лариса Уголовный кодекс Финляндии 1889 г. как законодательный источник европейской интеграции // Петербургский исторический журнал. 2015. №4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnyy-kodeks-finlyandii-1889-g-kak-zakonodatelnyy-istochnik-evropeyskoy-integratsii (дата обращения: 06.05.2024).Климина А. С., Литовская М. А. Альманахи для юношества в периодической печати Среднего Урала 1930-х годов // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. – 2018. – №. 3. – С. 114-124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/almanahi-dlya-yunoshestva-v-periodicheskoy-pechati-srednego-urala-1930-h-godov (дата обращения: 07.05.2024).Коротицкая М. Сравнительный анализ отечественной деткой периодики: аксиологический ракурс. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/333602699.pdf (дата обращения: 07.05.2024).Коханая О. Е. Детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» как феномен отечественной культуры (к 100-летию создания «Мурзилки») // Знание. Понимание. Умение. – 2024. – №. 1. – С. 191-209. URL: https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1915 (дата обращения: 07.05.2024).Крупская Н.К. Трудовое воспитание и политехническое образование / Крупская Н.К. – М.: 1928. – 124 с.Маркова Т. В., Тихонов А. К. «И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ». ПАТРИОТИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ СССР // III Международная научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию. – 2022. – С. 260. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49811321_58645760.pdf#page=261 (дата обращения: 06.05.2024).Мид М. Культура и мир детства. / Мид М. // Мид М. Избранные произведения. М.: Наука, 1988.–С.322-324.Нелаева А. А., Леняшин В. А., Турчинская Е. Ю. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина». URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/60e86b6be4dde5000173f634.pdf (дата обращения: 06.05.2024).Новиков Сергей Геннадьевич \u0022НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК\u0022 1920-1930-Х ГОДОВ: ПРОЕКТ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ // Известия ВГПУ. 2021. №4 (157). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-chelovek-1920-1930-h-godov-proekt-i-ego-realizatsiya (дата обращения: 06.05.2024).Орлов И. Б. ФЕНОМЕН СОВЕТСКОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2022. – Т. 21. – №. 4. – С. 597-607. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-sovetskosti-v-otechestvennoy-istoriograficheskoy-traditsii (дата обращения: 07.05.2024).Патриотическое воспитание в советском Союзе в 30-40 гг. XX века.Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) "О редакциях литературно-художественных журналов". 20 августа 1939 г. // РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 116. Д. 9. Л. 2-3. Подлинник. Машинопись. Опубликовано: "Литературный фронт". История политической цензуры. 1932-1946 гг. М. 1994. С. 43-44.Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" 23 апреля 1932 г. СТР. № 97. п. 21.Сазоненко М.А. Атрибуты советского детства: история трансформации (на примере иллюстративного материала детских журналов 1920-1990-х годов). – 2021.Сазоненко М.А. Гендерный аспект в детской игровой культуре советской эпохи на примере детских журналов 1920-1980 годы. / Сазоненко М.А. //Художественная культура. – 2020.– С.4.Салахутдинова Резеда Халяфутдиновна Подрастающее поколение в контексте общественной безопасности // SocietyandSecurityInsights. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrastayuschee-pokolenie-v-kontekste-obschestvennoy-bezopasnosti (дата обращения: 07.05.2024).Семенов Н. Массовая работа по физкультуре в нацреспубликах. / Семенов. Н. - М.-Л.: Физкультура и туризм, 1930. – 48 с.Сесюнин В. Г. и др. Журналистика конца 80-х: смена приоритетов. – 1991. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/26455 (дата обращения: 07.05.2024).Соколова Э.С., Федорова Н.И. Дети и детские организации России в XX веке. История и современность глазами социологов. /Соколова Э.С., Федорова Н.И. –М.: Педагогическое общество России, 2007. – 256с.Хао Я. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В ХАРБИНЕ. ПУТИ РАЗВИТИЯ. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/dissertatsionnye-sovety/yan-hao/disser.pdf (дата обращения: 07.05.2024).Челышева И. В. Теория и история российскогомедиаобразования. – Directmedia, 2014. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=irzhAwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA5&ots=FLsnKikA_i&sig=DjHOC1ujky9MyAYu4wHArLHBg3A (дата обращения: 07.05.2024).Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 33. Д. 336. Л. 49.Щербинин А. И. и др. Тоталитарная индоктринация: хрестоматия:[учебное пособие по направлению подготовки 41.03. 04-Политология]. – 2015. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vtls:000550819/SOURCE1 (дата обращения: 06.05.2024).Элькина, Дора Юльевна. Очерки по агитации, пропаганде и внешкольной работе в дореволюционной России : учебное пособие / Д. Элькина. - Москва ; Ленинград : Государственное изд-во, 1930. - 284, [4] с. : ил.; 23 см.

1.Алексеева М.И. Российские журналы для детей (1920-е годы): метод. указания к специальному семинару для студентов ред.-изд. отделения. URL: http://www.detlitlab.ru/?cat=11&text=31 (дата обращения: 14.05.2021).
2.Альмединген Н.А. Что такое дошкольное воспитание / Альмединген Н.А. / сост. по поручению Сов. Педагогического института дошкольного образования. – М., 1923. – С.23.
3.Бабкина Е. С. Эпоха русского рассеяния на страницах детского журнала: Монография. – Scientific magazine" Kontsep, 2014. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=TNl3BgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA83&ots=O2o_EON48V&sig=j2_OIDt7wQonwXmzpvW2dyBJLJA (дата обращения: 07.05.2024).
4.Балашов Е.М. Педология в России в первой трети ХХ века. / Балашов Е.М. – СПб: Нестор-История, 2012. – 192 с.
5.Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917–1927 гг.: Становление «нового человека». / Балашов Е.М. – СПб: Дмитрий Буланин, 2003. – 236 с.
6.Бекирова Адиле Баходировна, Джуманазарова Зилола Обиджановна Влияние интернета на молодое подрастающее поколение // ReFocus. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-interneta-na-molodoe-podrastayuschee-pokolenie (дата обращения: 06.05.2024).
7.Бурдина Г. М. В памяти поколений: Материалы научной конференции, посвящённой 75-летию Великой Победы/Сост. ГМ Бурдина, ИЕ Крапоткина.–Елабуга, 2020.–136 с. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F_2016056594/v_pamyati_pokolenij.pdf (дата обращения: 06.05.2024).
8.Вдовенко И.В. Мурзилка на фабрике советского (модели присвоения и переозначивания "чужого" в советской детской литературе) / Вдовенко И.В. // Детские чтения. М.: 2016. - С. 241.
9.ВКП(б). Центральный комитет. Об издательской работе [Текст] : постановление ЦК ВКП(б) от 15 августа 1931 г. по докладу ОГИЗа / [ВКП(б), Центральный комитет]. - Москва : ОГИЗ-Московский рабочий ; Ленинград : ОГИЗ-Московский рабочий, 1931. - 32, [3] с.; 13 см.
10.Гильманова А. Н. История мусульманской журналистики в России (конец ХХ–начало ХХI вв.). – 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38062587 (дата обращения: 07.05.2024).
11.Головашина О.В. Гражданин и государство в Советском Союзе: лингво-когнитивное моделирование / Головашина О.В. // Fractal Simulation, 2013.
12.Головашина О. В. Октябрьская революция: история образа (по материалам советских журналов // INETERNUM. 2015. № 1. С. 13–31.
13.Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО).
14.Журнал «Мурзилка». Издание «Рабочей газеты» 1930-1939 г.г.
15.Зырянова А. И. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ПЕРМСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (1940–1990-е годы). – 2019. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/dissertatsionnye-sovety/Zyrjanova/disser-Zyrjanova.pdf (дата обращения: 07.05.2024).
16.Иванова С. В. Детская периодическая печать в годы Великой Отечественной войны (на примере журнала «Мурзилка») // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-periodicheskaya-pechat-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-na-primere-zhurnala-murzilka (дата обращения: 06.05.2024).
17.Кангаспуро Лариса Уголовный кодекс Финляндии 1889 г. как законодательный источник европейской интеграции // Петербургский исторический журнал. 2015. №4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnyy-kodeks-finlyandii-1889-g-kak-zakonodatelnyy-istochnik-evropeyskoy-integratsii (дата обращения: 06.05.2024).
18.Климина А. С., Литовская М. А. Альманахи для юношества в периодической печати Среднего Урала 1930-х годов // Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. – 2018. – №. 3. – С. 114-124. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/almanahi-dlya-yunoshestva-v-periodicheskoy-pechati-srednego-urala-1930-h-godov (дата обращения: 07.05.2024).
19.Коротицкая М. Сравнительный анализ отечественной деткой периодики: аксиологический ракурс. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/333602699.pdf (дата обращения: 07.05.2024).
20.Коханая О. Е. Детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» как феномен отечественной культуры (к 100-летию создания «Мурзилки») // Знание. Понимание. Умение. – 2024. – №. 1. – С. 191-209. URL: https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1915 (дата обращения: 07.05.2024).
21.Крупская Н.К. Трудовое воспитание и политехническое образование / Крупская Н.К. – М.: 1928. – 124 с.
22.Маркова Т. В., Тихонов А. К. «И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ». ПАТРИОТИЗМ КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ СССР // III Международная научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию. – 2022. – С. 260. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49811321_58645760.pdf#page=261 (дата обращения: 06.05.2024).
23.Мид М. Культура и мир детства. / Мид М. // Мид М. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. – С. 322-324.
24.Нелаева А. А., Леняшин В. А., Турчинская Е. Ю. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина». URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/60e86b6be4dde5000173f634.pdf (дата обращения: 06.05.2024).
25.Новиков Сергей Геннадьевич \u0022НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК\u0022 1920-1930-Х ГОДОВ: ПРОЕКТ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ // Известия ВГПУ. 2021. №4 (157). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-chelovek-1920-1930-h-godov-proekt-i-ego-realizatsiya (дата обращения: 06.05.2024).
26.Орлов И. Б. ФЕНОМЕН СОВЕТСКОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2022. – Т. 21. – №. 4. – С. 597-607. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-sovetskosti-v-otechestvennoy-istoriograficheskoy-traditsii (дата обращения: 07.05.2024).
27.Патриотическое воспитание в советском Союзе в 30-40 гг. XX века.
28.Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) "О редакциях литературно-художественных журналов". 20 августа 1939 г. // РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 116. Д. 9. Л. 2-3. Подлинник. Машинопись. Опубликовано: "Литературный фронт". История политической цензуры. 1932-1946 гг. М. 1994. С. 43-44.
29.Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" 23 апреля 1932 г. СТР. № 97. п. 21.
30.Сазоненко М.А. Атрибуты советского детства: история трансформации (на примере иллюстративного материала детских журналов 1920-1990-х годов). – 2021.
31.Сазоненко М.А. Гендерный аспект в детской игровой культуре советской эпохи на примере детских журналов 1920-1980 годы. / Сазоненко М.А. // Художественная культура. – 2020. – С.4.
32.Салахутдинова Резеда Халяфутдиновна Подрастающее поколение в контексте общественной безопасности // Society and Security Insights. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrastayuschee-pokolenie-v-kontekste-obschestvennoy-bezopasnosti (дата обращения: 07.05.2024).
33.Семенов Н. Массовая работа по физкультуре в нацреспубликах. / Семенов. Н. - М.-Л.: Физкультура и туризм, 1930. – 48 с.
34.Сесюнин В. Г. и др. Журналистика конца 80-х: смена приоритетов. – 1991. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/26455 (дата обращения: 07.05.2024).
35.Соколова Э.С., Федорова Н.И. Дети и детские организации России в XX веке. История и современность глазами социологов. / Соколова Э.С., Федорова Н.И. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 256 с.
36.Хао Я. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В ХАРБИНЕ. ПУТИ РАЗВИТИЯ. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/dissertatsionnye-sovety/yan-hao/disser.pdf (дата обращения: 07.05.2024).
37.Челышева И. В. Теория и история российского медиаобразования. – Directmedia, 2014. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=irzhAwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA5&ots=FLsnKikA_i&sig=DjHOC1ujky9MyAYu4wHArLHBg3A (дата обращения: 07.05.2024).
38.Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 33. Д. 336. Л. 49.
39.Щербинин А. И. и др. Тоталитарная индоктринация: хрестоматия:[учебное пособие по направлению подготовки 41.03. 04-Политология]. – 2015. URL: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/vtls:000550819/SOURCE1 (дата обращения: 06.05.2024).
40.Элькина, Дора Юльевна. Очерки по агитации, пропаганде и внешкольной работе в дореволюционной России : учебное пособие / Д. Элькина. - Москва ; Ленинград : Государственное изд-во, 1930. - 284, [4] с. : ил.; 23 см.