Методы коррекции поведения детей дошкольного возраста средствами игротерапии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 31 31 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 06.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение………………………………………………………...…………..3
Глава I. Теоретические аспекты изучения методов коррекции поведения детей дошкольного возраста средствами игротерапии…………………………6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста………………………………………………………………………...…..6
1.2 Особенности формирования норм поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….....9
1.3 Игротерапия как метод коррекции поведения детей дошкольного возраста……………………………………………………………………..…….12
Глава II. Эмпирическое исследование коррекции поведения детей дошкольного возраста средствами игротерапии……………………………….18
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов на констатирующем этапе исследования…………………………………………..18
2.2 Разработка комплекса занятий, направленных на профилактику агрессивности детей старшего дошкольного возраста………………...………20
2.3 Повторная диагностика уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………...………22
Заключение…………………………………………………………….….25
Список используемых источников……………….………………………27
Приложение 1……………………………………………………………...29
Приложение 2……………………………………………………………...31
Фрагмент для ознакомления

На основании этих результатов, мы пришли к выводу о необходимости проведения профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ посредством игротерапии.2.2 Разработка комплекса занятий, направленных на профилактику агрессивности детей старшего дошкольного возрастаВ игротерапии необходимо соблюдать следующие правила:- игра используется для диагностики, коррекции и обучения.- выбор игровых тем должен отражать их значимость для педагога и интерес для ребенка.- руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей.- спонтанные и направленные игры являются двумя взаимодополняющими фазами единого игрового процесса, где важна возможность импровизации.- соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит от индивидуальных потребностей детей, а не только от их возраста.- игра не комментируется взрослым, но может обсуждаться после ее окончания.- направленное воздействие на ребенка осуществляется через характеры, воспроизводимые воспитанником, педагогом или игровым персонажем.Основная задача коррекционной работы в рамках нормального детства заключается в обеспечении полноценного психического и личностного развития ребенка.На формирующем этапе работы нами был разработан комплекс игровых занятий, направленный на профилактику агрессивности детей старшего дошкольного возраста. (Приложение 2)Существуют различные типы коррекционно-развивающих игр для агрессивных детей:1. Игры, которые помогают детям научиться выражать свой гнев в приемлемой форме.2. Игры, которые учат детей саморегуляции и самоконтролю.3. Игры, которые помогают детям развить навыки общения.4. Игры, которые способствуют формированию эмпатии и доверия к другим людям.№Тип коррекционно-развивающих игрСодержание1Игры, которые помогают детям научиться выражать свой гнев в приемлемой форме.1. «Маленькое привидение» (Кряжева Н.Л.)2. «Рубка дров»3. «Стаканчик для криков»4. «Листок гнева»5. «Два барана» 6. «Бумажные мячики». (Фопель К.) 7. «Шалтай-болтай»2Игры, которые учат детей саморегуляции и самоконтролю.1. «Тёплый как солнце, лёгкий как дуновение ветра» (игровое упражнение)2. «Тучка» (игровое упражнение)3. «На море» (игровое упражнение)4. «Колпак мой треугольный» (старинная игра)5. «Разговор с руками» (Шевцова И.В.)6. «Говори!» (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)3Игры, которые помогают детям развить навыки общения.1. «Я не знаю» (дидактическая игра)2. «Попроси игрушку» (вербальный вариант) (игра с правилами)3. «Попроси игрушку» (невербальный вариант) (игра с правилами)4. «Скалолаз» (игра с правилами)5. «Цветочный дождь»4Игры, которые способствуют формированию эмпатии и доверия к другим людям1. «Это я. Узнай меня» (игра с правилами)2. «Дракон» (подвижная игра)3. «Доброе животное» (Кряжева Н.Л.)4. «Прогулка с компасом» (Коротаева Е. В.)5. «Головомяч». (Фопель К.)Таблица 2 – Комплекс игровых занятий, направленный на профилактику агрессивности детей старшего дошкольного возрастаДополнительные игровые приёмы: организация спортивных соревнований или игры с пластилином, песком и водой, чтобы помочь детям снять эмоциональное напряжение и конфликты. Использовали легкие мячи, подушки, резиновые молотки и другие подручные средства. 2.3 Повторная диагностика уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста Для определения эффективности работы на формирующем этапе исследования нами была проведена повторная диагностика уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста посредством той же методики, как и на констатирующем этапе исследования.№п/п Имя № вопроса баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1 Викториян ннннн н д н н н нннннннн1 2 Максим н ннннн н д н н н нннннннн1 3 Богдана д д д д н нннннд нд н д нннн74 Владимирн н н д н д д д н н нн ннннннд55 Дарьяд нд нн н д ннд д нн д нд д нн 86 Кристинан днн нд ннн н ннннндннд47Николайннннннддднднннннннн48Викторндднддндддднндннндд119Евгенияннднднддндднднднннн810Алексейддднддннннннннннннн511Юлияднннднддндннндднднд1012Дмитрийннднднндндннндннннн5Уровни агрессивности (%)Низкий СреднийВысокий58%42%0%Таблица 1 - Результаты исследования агрессивности по методике «Критерииагрессивности у ребёнка» на контрольном этапе (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)Рисунок 2 - Результаты исследования агрессивности по методике «Критерии агрессивности у ребёнка» на контрольном этапе (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко)Далее нами был проведен сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах исследования.Рисунок 3 – Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах исследованияПроведенный качественный анализ результатов контрольной диагностики уровней агрессивности детей показал, что в данной группе уровень агрессивности значительно снизился. Дети стали более спокойными, общительными, и у них наладился более позитивный контакт с родителями.ЗаключениеВ нашем исследовании мы изучали проблему коррекции поведения детей дошкольного возраста с помощью игротерапии. Как уже упоминалось ранее, данная проблема остается актуальной и в настоящее время. Детское поведение требует особого внимания, поскольку оно непосредственно влияет на то, как ребенок будет вести себя в обществе, на его самооценку и дальнейшее развитие личности.Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Различные методики, описываемые этим понятием, основаны на признании того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, ролевых игр и других методов. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжение, тревогу и страх перед окружающими, повышает самооценку и позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, уменьшая опасность социально значимых последствий.Проблема агрессии в современном мире, особенно в условиях России, где происходит разрушение устоявшихся ценностей и традиций, а также формирование новых, является очень актуальной как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо изучить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии, а также разработать методы профилактики и коррекции агрессивного и асоциального поведения.Основными факторами, влияющими на формирование детской агрессивности, являются семья, сверстники и средства массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, в основном, наблюдая за агрессивными действиями других людей. Общество, страдающее от агрессии и нетерпимости, заражает свое молодое поколение. Опасность заключается в том, что у нового поколения агрессия может стать врожденной и распространенной, превратившись из социальной патологии в социальную норму. Поэтому проблема агрессивного поведения детей сегодня является острой и очень актуальной.Сегодня необходимо провести системный анализ индивидуальных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, которые способствуют повышенной агрессивности в поведении детей. Именно на основе этого анализа должна строиться профилактическая и коррекционная работа. Раннее выявление проблемы агрессивности у детей, системный анализ причин ее возникновения и соответствующая возрасту коррекционная работа позволяют предотвратить негативные последствия в развитии поведения. Необнаружение начальных признаков агрессивности в поведении вовремя приводит к быстрому переходу этих проблем в хронические нарушения поведения.Нами была проведенадиагностика до начала и после коррекционных занятий для выявления эффективности применения игротерапии как технологии социальной коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Полученные нами результаты показали высокую эффективность данной технологии социальной работы. Мы подтвердили гипотезу нашего исследованияСписок используемых источников1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 520 с.2. Алфимова, М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова В.И. Трубников. // Вопросы психологии. - 2020. №6. - С.112-121.3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. - М.: Владос, 2001. - 512 с.4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Педагогика, 1994. – с. 278.5. Бурлачук, Л. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Бурлачук, С. Морозов. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.6. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М.: Просвещение, 1997. - 122 с.7. Возрастные особенности психического развития детей / под ред.И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. - М.: Академия, 2022. - 280 с.8. Ганова, Л. А. Феномен агрессивности и особенности личности / Л. А. Ганова. // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Сб. научных трудов. Вып. 2. 1998, Кемерово - С. 108-115.9. Гаспаров, Е. Агрессивные дети / Е. Гаспаров // Дошкольное воспитание. – 1980. - № 2. – С. 57-60.10. Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж Глас., Дж. Стэнли. - М.: Наука, 1976.- 110 с.11. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987. – с. 192.12. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие / И. В Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е.Данилова, Т. В. Вохмянина. / Под ред. И. В.Дубровиной. – М.: Академия, 1998. -160 с.13. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника / А. В. Запорожец. - Минск: Педагогика, 1985. - 175 с.14. Захаров, А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка / А. И. Захаров. – М.: Педагогика, 1996. – 294 с.15. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова - М.: Просвещение, 1997. - 312 с.16. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. – М.: Педагогика, 1986. - с. 221.17. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М.: Арко, 1994. -269 с.18. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнимы и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М.: Педагогика, 2020. – с. 275 с.19. Никитин, Б. С. Развивающие игры / Б. С. Никитин. – М.: Педагогика, 2005. – с. 378.20. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.21. Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 2001. – с. 217.22. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекция игры / М. А. Панфилова – М.: Владос, 2000. – с. 315.23. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. - М.: Юнити, 1997. - 125 с.24. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. И. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. – с. 297.25. Психология человеческой агрессивности / под ред. К. В. Сельченок. – М.: Сфера, 1999. - 656 с.26. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: Просвещение, 1987. – 437 с.27. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - №5. - С.3-18.

. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 520 с.
2. Алфимова, М. В. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова В.И. Трубников. // Вопросы психологии. - 2020. №6. - С.112-121.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль / Л. Берковиц. - М.: Владос, 2001. - 512 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Педагогика, 1994. – с. 278.
5. Бурлачук, Л. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Бурлачук, С. Морозов. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
6. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М.: Просвещение, 1997. - 122 с.
7. Возрастные особенности психического развития детей / под ред.
И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. - М.: Академия, 2022. - 280 с.
8. Ганова, Л. А. Феномен агрессивности и особенности личности / Л. А. Ганова. // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Сб. научных трудов. Вып. 2. 1998, Кемерово - С. 108-115.
9. Гаспаров, Е. Агрессивные дети / Е. Гаспаров // Дошкольное воспитание. – 1980. - № 2. – С. 57-60.
10. Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж Глас., Дж. Стэнли. - М.: Наука, 1976.- 110 с.
11. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1987. – с. 192.
12. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учеб. пособие / И. В Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е.Данилова, Т. В. Вох¬мянина. / Под ред. И. В.Дубровиной. – М.: Академия, 1998. -160 с.
13. Запорожец, А. В. Эмоциональное развитие дошкольника / А. В. Запорожец. - Минск: Педагогика, 1985. - 175 с.
14. Захаров, А. И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка / А. И. Захаров. – М.: Педагогика, 1996. – 294 с.
15. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова - М.: Просвещение, 1997. - 312 с.
16. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. – М.: Педагогика, 1986. - с. 221.
17. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М.: Арко, 1994. -269 с.
18. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнимы и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – М.: Педагогика, 2020. – с. 275 с.
19. Никитин, Б. С. Развивающие игры / Б. С. Никитин. – М.: Педагогика, 2005. – с. 378.
20. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. - СПб.: Питер, 2002. - 640 с.
21. Отношения между сверстниками в группе детского сада / под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 2001. – с. 217.
22. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекция игры / М. А. Панфилова – М.: Владос, 2000. – с. 315.
23. Паренс, Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. - М.: Юнити, 1997. - 125 с.
24. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. И. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. М.: Педагогика, 1987. – с. 297.
25. Психология человеческой агрессивности / под ред. К. В. Сельченок. – М.: Сфера, 1999. - 656 с.
26. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М.: Просвещение, 1987. – 437 с.
27. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - №5. - С.3-18.