Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению на уроках технологии в 8-9 классах
Заказать уникальную дипломную работу- 79 79 страниц
- 51 + 51 источник
- Добавлена 09.08.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. РОЛЬ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ 8
1.1. Особенности уроков технологии как инструмента профессиональной ориентации 8
1.2. Влияние уроков технологии на формирование профессиональных интересов учащихся 15
1.3. Развитие профессиональных навыков и компетенций через уроки технологии 19
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ УЧАЩИХСЯ В 8-9 КЛАССАХ 24
2.1. Анализ профессиональных интересов и предпочтений учащихся 24
2.2. Профориентационные игры - как эффективное средство влияния на профессиональное самоопределение школьников 26
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ СПОМОЩЮ ИГР 43
3.1 Формирование знаний о мире профессиональной деятельности посредством профориентационных игр 43
3.2 Методика исследования влияния профориентационных игр на профессиональное самоопределение школьников…………………………….49
3.3 Оценка эффективности применения игр в профориентационной работе с учащимися…………………………………………………………………...…...57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Таблица 9 - Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)(Е.А. Климов)Текст опросника1а.Ухаживать за животными.или1б.Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).2а.Помогать больным.или2б.Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.3а.Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. или3б.Следить за состоянием и развитием растений.4а.Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и др.) или4б.Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.5а.Обсуждать научно-популярныекниги, статьи. или5б.Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).6а.Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).или6б.Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).7а.Копировать рисунки, или настраивать музыкальные инструменты.или7б.Управлять подъёмным краном, трактором, тепловозом и т.п.8а.Сообщить, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)или8б.Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов). 9а.Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.или9б.Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.10а.Лечить животных.или10б.Выполнять вычисления, расчёты.11а.Выводить новые сорта растений.или11б.Конструировать, новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)12а.Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.или12б.Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок). 13а.Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. или13б.Наблюдать, изучать жизнь микробов.14а.Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.или14б.Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.15а.Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).или15б.Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях.16а.Делать лабораторные анализы в больнице. или16б.Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.17а.Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. или17б.Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.18а.Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. или18б.Играть на сцене, принимать участие в концертах.19а.Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. или19б.Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.20а.Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.или20б.Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)Инструкция: «Предложим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, то какой вид деятельности вы бы предпочли? Ниже предложено 20 пар утверждений, обозначенных индексами «а» и «б», раскрывающих в краткой форме различные виды деятельности. Внимательно прочитав оба утверждения, знаком «+» отметьте то из них, которое более привлекательно для вас».Таблица 10 - Лист ответовФ.И.О.__________________________________________________________________Пол________возраст___________образование_________________________________Дата заполнения__________________________________________________________1а1б2а2б3а3б4а4б5а5б6а6б7а7б8а8б9а9б10а10б11а11б12а12б13а13б14а14б15а15б16а16б17а17б18а18б19а19б20а20бСумма Ч-П-Сумма Ч-Т-Сумма Ч-Ч-Сумма Ч-З-Сумма Ч-Х-
2. Барчук, О. исполин Выбор юрисдикция профиля: камышит Детско-родительская экватор профориентационная эмиссия игра для хворост девятиклассников шелест /О.Барчук//. ловушка Школьный жительство психолог: щепяной Приложение к цветной газете добрать «Первое подготовительный сентября» - финансы 2003 - финансы Январь заканчивать (№4) - гладкий с.8-9.
3. Белова, И.А. О юрисдикция проблемах камышит профориентационной экватор работы в эмиссия школе хворост /И.А. шелест Белова. ловушка Л.Я. жительство Французова // щепяной Социальные цветной исследования - добрать 2000 - №5- подготовительный с.103-105. Богусловский, М. финансы Своевременные заканчивать мысли // гладкий Управление хворост школой: шелест Приложение к цветной газете емкость «Первое предъявить сентября» - вдовица 2001 - эмиссия Сентябрь желание (№33) - беднеть с.5. щепяной
4. Божович, Л.И. Личность и ее олеандр формирование в желание детском жительство возрасте. - М.: хворост Просвещение, 2008 - с. 46-48.
5. Буякас, вдовица Т.М. хвойный Проблема и экзамен психотехника добрать самоопределения гладкий личности/Т.М. химикат Буякас//Воросы хворост психологии.-2002.-№ экватор 2.-С,28-40
6. Валитов, М.С. юрисдикция Оценка камышит эффективности экватор использование эмиссия игровых хворост средств в шелест профорентационной ловушка работе со жительство старшеклассниками щепяной //Вестник цветной Московского добрать университета. подготовительный Сер. 14. финансы Психология. - финансы 1991 - № 1 - с. заканчивать 26-33.
7. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Б. А. Сосновский [и др.] ; под редакцией Б. А. Сосновского. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024- с.30.
8. ворост Кулагина, вдовица И.Ю. хвойный Возрастная экзамен психология: добрать Полный гладкий жизненный химикат цикл хворост развития экватор человека. цейтнот Учебное артикул пособие для подготовительный студентов феномен высших экватор учебных щебенка заведений/И.Ю. щепяной Кулагина, желание В.Н. шелест Колюцкий.-М.: ТЦ химикат «Сфера», землепользование 2001.-464с.
9. ворост Подлеснова, Н. вдовица Выбирая хвойный профессию/Н. экзамен Подлеснова, И. добрать Руденко//Семья и гладкий школа.-2001.-№ химикат 11-12.-С.19-21 . хворост Психологическое экватор сопровождение цейтнот выбора артикул профессии/ Под подготовительный ред. феномен Л.М, экватор Митиной.-М.,1998 . щебенка Кондаков, щепяной И.Н. желание Диагностика шелест профессиональных химикат установок землепользование подростков/ форпост И.Н. нарасти Кондаков// экватор Вопросы подготовительный психологии.-1997.-№ хвойный 2.-С.122-130.
10. Гурова, Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007 – 95 с.
11. дикция Неверкович, щебенка С.Д., Самоукина, Н.В. цветной Опыт шелест применения щепяной организационного - емкость обучающих игр в цейтнот школьной олеандр профориентации // организованного Вестник шелест Московского щепяной университета. феномен Сер. 14, эмиссия Психология, экватор 1990 - юрисдикция с.49-51.
12. дикция Пряжников, Н.С. частное Школьная минимум профориентация: добрать реальность и юредический мечты // жительство Школьный артикул психолого: вдовица Приложение к юстиция газете здание «Первое добрать сентября», цветной 2003 - финансы Январь подъезд (№4) - с. добрать 8-9.
13. емлепользованиеВербицкий, А.А. щепяной Психолого-педагогические цветной особенности землепользование деловой беднеть игры, как олеандр формы юстиция знаково-контекстного гладкий обучения // здание Игровое хвойный моделирование: емкость методика и цветной практика. добрать Новосибирск: нарасти Наука, 2010 - с. землепользование 78-79.
14. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания : учебник и практикум для вузов / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 230 с. .
15. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - Академический
16. землепользование Игры - хвойный обучение, щепяной тренинг, цветной досуг: В 4 землепользование кн./ Под беднеть редакцией олеандр В.В. юстиция Петрусин- гладкий ского. здание М.:Новая хвойный школа, емкость 1994 - с. цветной 201.
17. Изиева, Б. А. Профориентационная работа педагога с учащимися // Вестник СПИ. 2012. №1 (4).
18. исполин Буянов, М.И. юрисдикция Беседы о камышит детской экватор психиатрии. - М.: эмиссия Просвещение. - хворост 1989 - шелест с.28.
19. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia, 2004 – 301 с.
20. Климова, Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013.
21. л Осухова, Н. нарасти Поверить в землепользование себя. частное Особенности экзамен личностно-профессионального артикул самоопределения щепяной старшеклассников / юрисдикция Н.Осухова // вдовица Школный вдовица психолог: щебенка Приложение к химикат газете. цветной «Первое шелест сентября», щепяной 2003 - емкость Январь (№ 4) - с.6 цейтнот 22. олеандр Практикум по организованного общей, шелест экспериментальной и щепяной прикладной феномен психологии / Под эмиссия редакцией экватор А.А. юрисдикция Крылова, гладкий С.А. предъявить Маничева, финансы Спб-Питер, цветной 2000 - щебенка с.74.
22. ловушка Грецов, А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. -
23. ловушка Социальное щебенка положение и подготовительный уровень шелест жизни экзамен населения добрать России // заканчивать Стат. Сб. - М.: химикат Госкомстат экспорт России, хворост 2001 - ловушка с.71.
24. ловушка Степанова, М. Кем щебенка быть? // подготовительный Школьный шелест психолого: экзамен Приложение к добрать газете заканчивать «Первое химикат сентября», экспорт 2003 - хворост Январь ловушка (№4) - частное с.5.
25. Овсянникова, С.К. Организация профориентационной работы в школе. Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2013. – 136 с.
26. Павлова, Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006 - 118 с.
27. Панина, С. В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум для вузов / С. В. Панина, Т. А. Макаренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 363 с.
28. проект Фонд «Мир», 2006.
29. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004 - 120 с.
30. Прошицкая, Е.Н. подготовительный Практикум по шелест выбору экзамен профессий. добрать Москва. заканчивать Просвещение, химикат 1995.
31. Пряжников, Н.С. вдовица «Направления и хвойный методы экзамен профориентации»// добрать Директор гладкий школы.-2006г.-№2. химикат С.79-84.
32. Пряжников, Н.С. Игровые минимум карточные добрать методики в юредический профориентации жительство школьников // артикул Школа и вдовица производство, юстиция 1990 - №2 - с. здание 22-23.
33. Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учеб.-метод. пособие / Н. С. Пряжников. М.: МОДЭК, 2018 - 392 с.
34. Пряжников, Н.С. Оценка минимум эффективности добрать профессионального юредический самоопределения // жительство Школа и артикул производство, вдовица 1997 - №2 - юстиция с.92.
35. Пряжников, Н.С. Пространство минимум самоопределения // добрать Народное юредический образование, жительство 2001 - №6 - с. артикул 106-110.
36. Пряжников, Н.С. Профессиональное и минимум личностное добрать самоопределение. юредический Воронеж. жительство 1996-с.
37. Пряжников, Н.С. частное Игра минимум знакомит с добрать профессией юредический /Н.Пряжников жительство //Народное артикул образование, вдовица 2002 - №8 - с. юстиция 188-190.
38. Пряжников, Н.С. частное Профессиональное минимум самоопределение в добрать стране юредический бесценного жительство труда // артикул Народное вдовица образование, юстиция 2001 - №4 - с. здание 161.
39. Пряжников, Н.С.. частное Профессиональные минимум игровые добрать упражнения // юредический Школа и жительство производство, артикул 1996 - № 2 - вдовица с.8-9.
40. Пряжников, ца Н.С., хвойный Пряжникова, экзамен Л.Е. добрать Профориентация. М.: гладкий ИНФРА-М, химикат 2006г.
41. Пряжников, щебенкаН.С. Игровые щепяной карточные желание методики в шелест профориентации химикат школьников//Шк.и землепользование пр-во.-1990.-№2.-с.22-23
42. Савенков, А. И. Психология воспитания : учебное пособие для вузов / А. И. Савенков. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 154 с.
43. Спб, 2006 – 234 с.
44. Тюшев, Ю.В. Выбор профессии : тренинг для подростков / Ю.В.Тюшев. СПб. : Питер, 2017 - 160 с.
45. Улина, Н.П. Педагогические условия форсмирования готовности старшекласников к профессиональному самоопределению: Дисс…к-та пед. наук, МаГУ, Магнитогорск, 2005.
46. Усова, С.Н. Профориентационная работа в пространстве внеурочной деятельности: смешанные форматы и современные технологии // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. №3 (63).
47. хворост Климов, вдовица Е.А. Как хвойный выбирать экзамен профессию: КН. для добрать учащихся ст. гладкий классов химикат сред. хворост шк./Е.А. экватор Климов.-М.: цейтнот Просвещение, артикул 1990.-192с. т
48. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2021 - 96 с.
49. Чистяков, Н.Н., подготовительный шелест Буянова, Т.А., экзамен добрать Касаткина, Н.Э. заканчивать Учителю химикат труда о экспорт профессиональной хворост ориентации ловушка учащихся. частное М.:Просвещение, феномен 1999 - с. хворост 5-6. здание 37. хворост цветной Симоненко, В.Д.. химикат Профессиональное здание самоопределение щепяной школьников. землепользование Брянск, организованного 1995.
50. Чистякова, С.Н. подготовительный Твоя шелест профессиональная экзамен карьера. добрать Дидактический заканчивать материал. химикат Москва. экспорт Просвещение, хворост 2000.
51. Чистякова, С.Н.землепользование Технология. Профессиональный успех. 10-11 классы / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2011 - 176 с.