Формирование первичного трудового коллектива
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 06.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 5
1.1 Понятие и функции трудового коллектива 5
1.2 Организационный климат и организационная культура 8
1.3 Факторы, влияющие на формирование первичного трудового коллектива 11
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 17
2.1. Основные принципы и этапы формирования первичного трудового коллектива 17
2.2. Роль руководителя в процессе формирования первичного трудового коллектива 19
2.3. Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются при формировании первичного трудового коллектива 31
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВИЧНОГО ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА 38
3.1. Влияние психологических факторов на эффективность работы первичного трудового коллектива 38
3.2. Психологические аспекты лидерства в первичном трудовом коллективе 42
3.3. Развитие и поддержка психологической атмосферы в первичном трудовом коллективе: рекомендации и практические советы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Трудовая активность влияет на производительность и качество работы, а духовная активность определяется творческим отношением к делу.Общественная активность свидетельствует об уровне психофизической и социально-психологической жизнедеятельности. Она проявляется в участии в общественно-политической жизни, социальных движениях и освоении новых экономических условий. Ключевые параметры - энергозатраты и время, затраченное на активность.1. Инициатива в труде, познании и общественном поведении.2. Удовлетворенность трудом и группой.3. Стабильность организации через ядро кадров и текучесть персонала.Стабильность организации важна, но абсолютная стагнация вредна для развития, взаимоотношений и новых идей. Требуется определенная текучесть кадров. Сработанность группы отражает ее устойчивость и прочность взаимодействия сотрудников, влияет на сплоченность и совместимость членов организации.Социальные психологи выявили взаимосвязь объективных и субъективных факторов в эффективности организаций. Сбалансированное материальное и моральное стимулирование труда важно для активности работников.- Наличие инициативной группы сотрудников, выдвигающих цели и инновации.- Влияние возраста сотрудников на их активность и результативность труда.Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом:- Результативность труда- Санитарно-гигиенические условия- Организация и стимулирование труда- Выбор профессии и места работы- Престиж профессии- Процессы принятия решенийСплоченность организации влияет на эффективность работы.- производительность труда, продуктивность, активность труда и общества, текучесть кадров. Платонов [1992] выделяет целенаправленность как ключевой фактор эффективности организации, связанный с достижением общих целей и совместной деятельностью трудового коллектива.Мотивированность членов группы включает побуждающую, направляющую и регулирующую функции, которые определяют осознание потребности в достижении целей группы, установление целей и способов деятельности, а также выбор оптимальных средств достижения целей и удовлетворения потребностей.Индивидуальные мотивы совместной деятельности включают меркантильные, коммуникативные, мериториальные, коллективистские и мотивы полезности.Мотивы достижения - желание достигнуть цели, стремление к успеху, самоактуализации. Эмоциональность проявляется в эмоциональном отношении людей к взаимодействию, в сходных способах переживания членами организации событий и настроений. Интенсивность и направленность эмоциональности группы влияют на ее эффективность.Факторы эффективности групповой деятельности: количество членов, длительность существования, композиция и организация группы.- Обеспечение группы ресурсами.- Коммуникация и информационные процессы.- Окружающая среда.- Положение группы в организации.- Уровень изолированности группы.- Тип задачи и ее сложность.1. Нормативные требования к структуре взаимодействия.2. Стиль руководства.• Уровень профессиональной подготовленности и опыт;• Стиль лидерства;• Мотивация;• Структура ролей;• Межличностные отношения.Ключевые мысли:- Сработанность и совместимость членов группы важны.- Зависимые переменные: эффективность деятельности, удовлетворенность членов группы, профессиональное и социально-психологическое развитие.- Факторы, влияющие на эффективность работы группы: организационные (статус, размер, состав группы).1) Окружение группы и их рабочее место.2) Важность задач и их характер.3) Свобода в организации работы для более эффективного и заинтересованного труда.Ключевые пути для эффективной работы коллектива - наличие сильного лидера, умение влиять на образцы поведения группы.Успех коллектива зависит от хорошего морально-психологического климата: взаимная поддержка, открытое обсуждение и желание оставаться в команде важны. Разнообразный состав коллектива способствует эффективности. Поддерживать сплоченность можно через различные мероприятия, формальные и неформальные.Наука об управленческом поведении подчеркивает важность человеческих отношений между руководителем и подчиненными, противостоя вредным подходам к управлению. Руководитель должен нести ответственность честно и быть искренним. Использование власти для манипуляций и унижений приводит к презрению и недоверию.Доверие ключ к здоровому коллективу. Работоспособный коллектив должен иметь оптимальные размеры. Важно четко определить цели и стремиться к ним, находя компромисс между личными и коллективными интересами.Энергия человека - важный ресурс управления. Подчиненные нуждаются в мотивации для достижения целей организации.1. Коллективные цели требуют соответствия нормам и стандартам для достижения высоких результатов.2. Хороший коллектив постоянно ищет новые знания и методы работы, стимулируя творческое развитие сотрудников. Успешность управления зависит от творческой атмосферы в коллективе.Ключевые закономерности становления успешного коллектива: развитие группы, нормальные межличностные связи, гармония между формальными и неформальными отношениями, успешное взаимодействие руководителя и лидера.Необходимо правильное использование прямых и косвенных методов руководства коллективом. Прямые методы - убеждение, принуждение, внушение, указание на образец поведения. Косвенные - метод ориентирующей ситуации, символьная регуляция, изменение элементов исполнительской роли, формирующее стимулирование. Создание благоприятного социально-психологического климата.Ключевая цель руководителя - создать благоприятный психологический климат в коллективе. Это включает отношения по условиям совместной деятельности, с коллегами и с руководителем. Эти отношения оказывают влияние на удовлетворенность и психическое состояние работников.Конфликты с начальством часто приводят к уходу сотрудника. Взаимоотношения и успех коллектива зависят от стиля управления руководителя.3.2. Психологические аспекты лидерства в первичном трудовом коллективеПсихология группы людей включает в себя проявления духовной жизни определенного сообщества в общественно-исторических условиях. Она является важным элементом целого исследования психологии общества. Каждый коллектив представляет собой уникальное сочетание общих и частных условий своей деятельности, что определяет особенности его внутренней психологии. Таким образом, психология группы не является простым отражением общественной психологии, а представляет собой сложное сочетание общего и индивидуального.В сущности, взаимодействие психологии личности и коллектива позволяет увидеть, что каждый человек - отражение широкого спектра обстоятельств, и его психика формируется под воздействием различных факторов. Вопрос возникает: какова роль коллективной психологии в этом процессе? Индивиды, будучи частью общества, уже проникнуты влиянием общественных условий, что оказывает воздействие на их внутренний мир и формирует их индивидуальную психологию. Таким образом, каждая личность - уникальное отражение макро- и микроусловий, что делает их психологию неповторимой и специфичной.Сплавляя и объединяя результаты отражения, возникают уникальные групповые социально-психологические явления. Психология коллектива, отражая как общие, так и уникальные условия, вносит свой вклад в формирование общественной психологии. Важно отметить, что психология каждого коллектива отражает общественную психологию, учитывая локальные объективные и субъективные условия. В каждом коллективе присутствуют как общие, так и специфические особенности в психологии.В любом трудовом коллективе присутствуют неофициальные отношения между сотрудниками, которые основаны на общности интересов и симпатии. Запретить такие контакты было бы нереально, но они способствуют более близкому общению и сплочению коллектива. Руководитель, умеющий использовать эту неформальную сторону жизни коллектива в деловых целях, способствует развитию позитивных отношений между сотрудниками. Важно учитывать и поддерживать этот аспект жизни коллектива для успешной работы и взаимодействия.Влияние на атмосферу в коллективе является ключевым фактором для поддержания стабильности и эффективности работы. Люди с антиобщественными взглядами могут нанести вред своим поведением, поэтому важно поддерживать систематичное, непрерывное и последовательное воздействие на моральный климат. В случае, когда неофициальные связи в коллективе разнообразны и постоянно улучшаются, сотрудники легче справляются с трудностями и реже увольняются. Это является результатом обмена психологическими ценностями, которые составляют основу человеческого взаимодействия. Идеальным сценарием является совмещение формальных и неформальных аспектов в коллективе, где дружеские отношения не только не мешают работе, но и способствуют её успешному выполнению.Важно, чтобы руководитель осознавал, что в рамках каждой успешной группы обычно формируются и укрепляются разнообразные уникальные обычаи и традиции, играющие ключевую роль в ее единстве. Возможным примером идеала является группа, где люди с единомышленниками с энтузиазмом и радостью трудятся, поддерживают друг друга и поддерживают теплые отношения, основанные на общих ценностях и внешних интересах. Такая атмосфера, где персональные симпатии и чувство общности выходят за пределы рабочего места, создает специфическую психологическую обстановку.А. С. Макаренко с умом отметил, что традиции играют роль социального клея, объединяющего коллектив, придавая ему особую атмосферу и индивидуальность. Общее времяпрепровождение с коллегами имеет свои преимущества не только в организации отдыха, но и в тайной работе над взаимопониманием и согласованием подходов к работе. Климат в коллективе не определяется просто суммой личностных характеристик сотрудников.В коллективе могут возникнуть различные динамики, которые формируются из взаимодействий людей, что не всегда приводит к позитивным результатам. Даже между самыми дружелюбными индивидуумами могут возникать негативные обстоятельства, которые могут привести к напряженности и конфликтам. Важно, чтобы руководитель осознавал, что конфликты являются неотъемлемой частью жизни. Имея определенные знания о природе конфликтов, причинах и способах их разрешения, руководитель может успешно управлять ситуацией. Каждый руководитель должен обладать базовыми навыками психотерапии, чтобы эффективно управлять конфликтами и создавать гармоничный коллектив. Если в коллективе царят негативные настроения, такие как вражда и непонимание, это может привести к бесполезным спорам и обострению отношений.Улучшение рабочей атмосферы в коллективе требует исследования социальной активности каждого работника и выявления наиболее агрессивных личностей для проведения соответствующих мер. Руководитель, формируя позитивное психологическое окружение, не только устраняет и уменьшает возможные раздражители, но и способствует повышению производительности и качества работы. Исследования современной науки подтверждают вредность негативных эмоциональных состояний для эффективности коллектива.Люди с хорошим здоровьем, столкнувшиеся с различными видами стресса, будь то переутомление, болезнь, утрата близкого человека или конфликты в семье, на работе или с друзьями, могут потерять свою психологическую устойчивость и столкнуться с невротическими состояниями. Некоторые люди имеют более слабую психику по природе или из-за жизненных обстоятельств. В таких случаях руководители должны выступать в роли психологов, помогая укрепить и защитить душу своих подчиненных, особенно если их работа связана с высоким уровнем психического напряжения, например, в авиации или на транспорте.Важно отметить, что каждый член коллектива влияет на атмосферу в организации. Руководитель и его команда психологов стремятся улучшить психологическое состояние подчиненных с помощью разговоров. Иногда сам руководитель может стать источником конфликтов из-за недостаточной квалификации и неопытности в управлении и взаимодействии с людьми.Моральная непослушность, жадность, стремление к успеху, грубость и холодность - все это проблемы, которые могут возникнуть из-за недостаточного воспитания. Слабые характеры, неустойчивость, склонность к вспышкам гнева и агрессии, а также желание контролировать и отсутствие честности - все это влияет на морально-психологическую обстановку. Важную роль в формировании этого климата играют руководители. Каждый из них уникален как личность и представляет определенный тип поведения в своей работе.3.3. Развитие и поддержка психологической атмосферы в первичном трудовом коллективе: рекомендации и практические советыДля улучшения атмосферы в коллективе и повышения социально-психологического климата, важно использовать различные методы и приемы. Организационные мероприятия играют ключевую роль в этом процессе. Например, можно пригласить специалиста по психологии для проведения разнообразных игр, семинаров и тренингов. Также важно организовать индивидуальные консультации для сотрудников и групповые занятия для отделов и всей организации. Это поможет улучшить взаимоотношения в коллективе и повысить эффективность работы предприятия.Для улучшения рабочей атмосферы и повышения производительности предлагается создать специальный клуб для сотрудников под названием "Центр эмоционального развития". В рамках участия в нем сотрудники смогут не только отдохнуть и восстановиться после работы, но и узнать новые методы саморегуляции, повысить свою самооценку и уверенность, развить навыки взаимодействия с коллегами, а также научиться эффективному решению конфликтных ситуаций.Для стимулирования сотрудников также будет проводиться работа по улучшению материальных условий труда, введение различных моральных и материальных поощрений, а также разработка системы кадрового развития для поощрения выдающихся работников и продвижения по карьерной лестнице.Спортивные занятия для персонала компании могут стать отличным способом улучшить атмосферу и эффективность работы. Это может включать в себя организацию соревнований между отделами, создание футбольной команды, выезды на природу для коллективных игр или прогулок на велосипедах. Такие мероприятия помогут не только улучшить физическую форму сотрудников, но и сплотить коллектив, что, в свою очередь, должно сказаться на повышении продуктивности и, соответственно, прибыли компании.Для стимулирования творческого мышления и конкуренции среди коллектива предлагается устраивать соревнования по различным категориям, таким как лучшая идея проекта, лучший работник организации и лучший руководитель отдела. В качестве поощрения за достижения можно предлагать абонементы на посещение различных спортивных заведений, а также санаторные путевки для выдающихся сотрудников. Эти меры помогут улучшить атмосферу в коллективе и мотивировать сотрудников. Для повышения профессионального уровня сотрудников важно направлять их на курсы повышения квалификации, а также стимулировать самообучение, предоставляя доступ к специализированной литературе, обучающим программам и другим информационным ресурсам.Для улучшения профессиональных навыков сотрудников рекомендуется использовать внутренние ресурсы компании, а именно программистов, для создания специальной обучающей программы, адаптированной к уникальным условиям и специфике работы. Использование игрового подхода в обучении поможет сократить расходы на обучение, привлечет интерес сотрудников и способствует развитию их когнитивных способностей. Это также способствует улучшению общего психологического климата на предприятии.Исследования, на которые опираются социально-психологические методы, сфокусированы на нескольких ключевых аспектах:1. Определение роли лидера и неформальной структуры группы.2. Коррекция социально-психологических процессов и состояний в зависимости от уровня развития группы.3. Анализ мотивов и целей группы, их приоритетов и направлений.4. Исследование причин конфликтов внутри группы и применение методов их конструктивного разрешения.В целях улучшения атмосферы в коллективе и укрепления общественной культуры предлагается следующее:- Совершенствование оплаты труда для стимулирования усилий работников и увеличения эффективности производства;- Организация мероприятий, направленных на улучшение взаимодействия коллектива, что способствует снижению текучести кадров;- Коррекция как формальной, так и неформальной структуры группы;- Проведение социально-психологических тренингов и консультаций для коррекции межличностных отношений в трудовом коллективе.Необходимо активно стимулировать создание приятной атмосферы среди коллег, поддерживать регулярное общение как формальное, так и неформальное, что будет способствовать их развитию. Также важно организовывать мероприятия, направленные на укрепление стрессоустойчивости, чтобы смягчить отрицательные последствия, влияющие на психическое состояние. Эти действия в конечном итоге приведут к улучшению отношений в команде.Важно отметить, что для поддержания и укрепления организационной культуры необходимо обратить внимание на философию и практику управления. Руководство должно следить за тем, чтобы созданная стратегия развития компании соответствовала желаемой организационной культуре. Не менее важно поведение руководителя, который должен стать примером для подчиненных. Известно, что люди лучше всего усваивают новые образцы поведения через подражание, поэтому руководитель должен демонстрировать желаемое отношение к работе и поведение, чтобы его подчиненные могли следовать за ним.Обучение персонала играет ключевую роль в формировании желаемого отношения к работе и организации. Это не просто передача знаний и навыков, но и средство утверждения корпоративных ценностей и ожиданий от сотрудников. Повышение квалификации направлено на формирование желательного поведения и понимания того, какие действия будут поощряться.Система стимулирования должна соответствовать принципам корпоративной культуры и поддерживать желаемое поведение и результаты. Ее основная цель - стимулировать те действия и отношения к работе, которые отражают ценности и цели организации.Важно поддерживать организационную культуру в процессе выполнения основных функций управления. Поведение сотрудников существенно влияет на организационную культуру, и важно, чтобы руководство поощряло инициативу и самостоятельность подчиненных. Нарушение установленных принципов стимулирования может негативно сказаться на доверии к политике, проводимой руководством.Организационная культура является ключевым элементом жизненного потенциала организации. Она определяет не только принципы и методы работы, но и взаимоотношения между её членами. Важно понимать, что организационная культура формируется не только людьми, но и самой средой, в которой они действуют. Этот "диалог" между носителями культуры и самой культурой определяет успешность функционирования организации и её способность выживать в соревновательной среде.Управление культурой – это длительный процесс, который не похож на быстрый починку проблем. Основные убеждения, закрепленные глубоко в сознании, верованиях и поведении сотрудников, изменить невозможно за короткое время. Этот процесс включает в себя непрерывное обучение новых сотрудников, постоянное выяснение их ценностей и убеждений, постоянное внимание как к общим принципам, так и к деталям повседневной жизни организации и, наконец, правильное планирование всей этой деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕФормирование результативности производства и высококачественной конкурентоспособной продукции зависит от создания высококвалифицированных трудовых коллективов. Для оптимального подбора персонала необходимо организациям определить источники набора кадров. Система мотивации, как индивидуальная, так и коллективная, играет ключевую роль в качестве работы трудового коллектива. Главной ячейкой, объединяющей всех работников организации для достижения целей, является трудовой коллектив.Для достижения успеха в работе команды необходимо в первую очередь обеспечить психологически комфортную атмосферу среди сотрудников. Руководителю важно сплотить трудовой коллектив, что является ключевым фактором в развитии внутригрупповых отношений. Управление персоналом играет значительную роль в жизни организации, так как без участия людей невозможно достичь поставленных целей. Поэтому формирование высококвалифицированной рабочей группы и создание благоприятной психологической атмосферы в ней являются сложными задачами для руководителя.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Дроздов, И.Н. Управление развитием организации: учебное пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток: ПИППККГС, 2021. - 109 с.2. Евтихов, О.В. Психология управления персоналом: теория и практика / О.В. Евтихов. - СПб. : Речь, 2020. - 319 с.3. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учебное пособие / А.В. Карпов. - М. : Гардарики, 2022. - 584 с:4. Мороз, И.И. Психология деятельности и учебный менеджмент: учебное пособие / И.И. Мороз. - Симферополь : «Таврия», 2021. - 239 с.5. Организационная психология: учебное пособие / Е.Н. Викентьева, Т.П. Емельянова, И.В. Землянская, Е.Д. Короткина, И.Г. Сизова ; под. ред. Т.П. Емельяновой. - Тверь :Твер. гос. ун-т, 2022. - 203 с.6. Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие / А.А. Урбанович. - Мн.: Харвест, 2021. - 640 с. - (Библиотека практической психологии).7. Боссиди, Л. Искусство результативного управления / Л. Боссиди, Р. Чаран. - М. : ООО «Изд-во «Добрая книга», 2020. - 288 с.8. Вересов, Н.Н. Психология управления: учебное пособие / Н.Н. Вересов. - М., Воронеж : МОДЭК, 2021. - 303 с.9. Гарбер, И.Е. Психология управления: методические материалы к учебному курсу / И.Е. Гарбер. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2021. - 100 с.10. Глумаков, В.Н. Организационное поведение: учебное пособие / В.Н. Глумаков. - М.: Вузовский Учебник , 2022. - 352 с.11. Добреньков, В.И. Управление человеческими ресурсами: социально-психологический подход: учебное пособие для вузов / В.И. Добреньков, А.П. Жабин, Ю.А.Афонин. - М: Университет, 2020. - 359 с.12. Дроздов, И.Н. Психологический практикум по курсу "Психология профессиональной деятельности госслужащих" : учебно-методическое пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток : ПИППККГС, 2021. - 74 с.13. Дроздов, И.Н. Психология профессиональной деятельности государственных служащих : практическое пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток : ПИППККГС, 2022. - 81 с.14. Дроздов, И.Н. Психология управленческой деятельности в муниципальном образовании : учебно-методическое пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток : ПИГМУ, 2022. - 98 с.15. Дроздов, И.Н. Руководитель в системе оценки и отбора персонала : учебное пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток : ПИППККГС, 2021. - 102 с.16. Дроздов, И.Н. Управление отношениями в процессе изменений в организации : учебное пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток : ПИППККГС, 2021. - 130 с.17. Дроздов, И.Н. Управление персоналом : курс лекций / И.Н. Дроздов. - Владивосток : ПИППККГС, 2022. - 80 с.18. Дроздов, И.Н. Управление профессиональным развитием муниципальных служащих: учебно-методическое пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток: ПИГМУ, 2021. - 96 с.19. Дуракова, И.Б.Управление персоналом: учебник / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова и др. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 569 с.20. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2021. - 512 с:21. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления (080100) / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 335 с.22. Как стать успешным предпринимателем в современном обществе [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://bizataka.ru/biznes-start/osnovy-biznesa/kak-stat-uspeshnym-predprinimatelem-v-sovremennom-obschestve.html23. Как стать предпринимателем [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://all-startups.ru/svoj-biznes-2/upravlenie-predpriyatiem/kak-stat-predprinimatelem.html24. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник для вузов / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М. : ИНФРА-М, 2022. - 383 с.25. Кого и за что стирали в порошок [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.drozdovland.ru/index.php?action=add&id=641&add& rod=592
2. Евтихов, О.В. Психология управления персоналом: теория и практика / О.В. Евтихов. - СПб. : Речь, 2020. - 319 с.
3. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учебное пособие / А.В. Карпов. - М. : Гардарики, 2022. - 584 с:
4. Мороз, И.И. Психология деятельности и учебный менеджмент: учебное пособие / И.И. Мороз. - Симферополь : «Таврия», 2021. - 239 с.
5. Организационная психология: учебное пособие / Е.Н. Викентьева, Т.П. Емельянова, И.В. Землянская, Е.Д. Короткина, И.Г. Сизова ; под. ред. Т.П. Емельяновой. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2022. - 203 с.
6. Урбанович, А.А. Психология управления: учебное пособие / А.А. Урбанович. - Мн.: Харвест, 2021. - 640 с. - (Библиотека практической психологии).
7. Боссиди, Л. Искусство результативного управления / Л. Боссиди, Р. Чаран. - М. : ООО «Изд-во «Добрая книга», 2020. - 288 с.
8. Вересов, Н.Н. Психология управления: учебное пособие / Н.Н. Вересов. - М., Воронеж : МОДЭК, 2021. - 303 с.
9. Гарбер, И.Е. Психология управления: методические материалы к учебному курсу / И.Е. Гарбер. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2021. - 100 с.
10. Глумаков, В.Н. Организационное поведение: учебное пособие / В.Н. Глумаков. - М.: Вузовский Учебник , 2022. - 352 с.
11. Добреньков, В.И. Управление человеческими ресурсами: социально-психологический подход: учебное пособие для вузов / В.И. Добреньков, А.П. Жабин, Ю.А.Афонин. - М: Университет, 2020. - 359 с.
12. Дроздов, И.Н. Психологический практикум по курсу "Психология профессиональной деятельности госслужащих" : учебно-методическое пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток : ПИППККГС, 2021. - 74 с.
13. Дроздов, И.Н. Психология профессиональной деятельности государственных служащих : практическое пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток : ПИППККГС, 2022. - 81 с.
14. Дроздов, И.Н. Психология управленческой деятельности в муниципальном образовании : учебно-методическое пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток : ПИГМУ, 2022. - 98 с.
15. Дроздов, И.Н. Руководитель в системе оценки и отбора персонала : учебное пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток : ПИППККГС, 2021. - 102 с.
16. Дроздов, И.Н. Управление отношениями в процессе изменений в организации : учебное пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток : ПИППККГС, 2021. - 130 с.
17. Дроздов, И.Н. Управление персоналом : курс лекций / И.Н. Дроздов. - Владивосток : ПИППККГС, 2022. - 80 с.
18. Дроздов, И.Н. Управление профессиональным развитием муниципальных служащих: учебно-методическое пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток: ПИГМУ, 2021. - 96 с.
19. Дуракова, И.Б.Управление персоналом: учебник / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова и др. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 569 с.
20. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2021. - 512 с:
21. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления (080100) / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. - 335 с.
22. Как стать успешным предпринимателем в современном обществе [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://bizataka.ru/biznes-start/osnovy-biznesa/kak-stat-uspeshnym-predprinimatelem-v-sovremennom-obschestve.html
23. Как стать предпринимателем [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://all-startups.ru/svoj-biznes-2/upravlenie-predpriyatiem/kak-stat-predprinimatelem.html
24. Карташова, Л.В. Организационное поведение: учебник для вузов / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М. : ИНФРА-М, 2022. - 383 с.
25. Кого и за что стирали в порошок [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.drozdovland.ru/index.php?action=add&id=641&add& rod=592