Административная и Уголовная ответственность за экономические проступки и преступления на автотранспорте. Особенности рассмотрения и расследования уголовных дел об экономических преступлениях на транспорте.
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 10.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1 Экономические правонарушения на автотранспорте 5
2 Административная ответственность за экономические проступки на автотранспорте 8
3 Уголовная ответственность за экономические преступления на автотранспорте. 11
4 Особенности рассмотрения и расследования уголовных дел об экономических преступлениях на транспорте 14
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Таким образом, важно понимать, что корыстные побуждения и корыстная цель являются важными признаками преступлений, но их использование может быть ограничено исходя из конкретной ситуации. Необходимо учитывать все факторы, которые могут повлиять на квалификацию преступления и принимать во внимание практику правоприменения.Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» закреплена необходимость при квалификации факта завладения чужим автомобилем или другим транспортным средством и поездки на нем установить наличие или отсутствие намерения присвоить его целиком или по частям. В пункте 20 того же постановления указано, что ситуация завладения транспортным средством в целях последующего разукомплектования и присвоения его частей, как и в случаях его обращения в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение.Итак, транспортные средства являются специфическим объектом хищений. Они не ограничены какими-либо правовыми или техническими параметрами, которые могут использоваться для их определения, так же как это сделано в статье 166 УК РФ. Однако, для целей квалификации преступления имеет значение стоимость автомобиля. Если стоимость автомобиля превышает 250 тысяч рублей, то это может быть квалифицировано как крупный размер, а если стоимость превышает 1 миллион рублей, то это уже будет особо крупный размер. Таким образом, стоимость автомобиля является основным фактором для квалификации преступления по статье об хищении транспортного средства. Однако, не стоит забывать и другие факторы, такие как способ завладения, наличие корыстных мотивов и другие обстоятельства, которые могут повлиять на квалификацию преступления.Должностные преступления часто связаны с корыстными мотивами, и могут проявляться в различных формах, в том числе через злоупотребление служебными полномочиями и служебный подлог. Такие преступления могут включать в себя неправомерное использование служебного автотранспорта, его присвоение или оформление прав на использование вне служебных нужд. Распространённым примером является предоставление взяток должностным лицам в виде дорогих автомобилей или услуг по их ремонту и обслуживанию по заниженным ценам. К новым видам злоупотреблений относится легализация сотрудниками ГИБДД автомобилей, изъятых в ходе операций, с последующей их незаконной продажей. Также автотранспорт может использоваться как объект контрабанды или в нелегальных операциях, связанных с государственными закупками.В расследовании экономических преступлений в сфере транспорта помогают как криминологические исследования, так и криминалистические методики. Среди специальных криминогенных детерминант, оказывающих влияние на совершение хищений и угонов транспортных средств, также можно выделить: – в большинстве случаев халатное отношение к сохранности транспортных средств со стороны владельцев (хищения транспортных средств совершаются преимущественно в неохраняемых местах, а сами автотранспортные средства зачастую не оборудуются даже элементарными охранными и противоугонными средствами); – излишне мягкую позицию судов при избрании уголовного наказания за факты хищения транспортных средств;– излишний либерализм в применении меры пресечения, связанной с заключением под стражу, к задержанным по подозрению в совершении хищений транспортных средств, который кроме всего прочего оказывает негативное влияние на эффективность применения в отношении авто-воров полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий и установление причастности к иным преступлениям; – отсутствие достаточного числа официально функционирующих доступных охраняемых мест для парковки (стоянки) личных автотранспортных средств, особенно в условиях крупных мегаполисов; – несовершенные механизмы, формы и методы межрегионального взаимодействия между правоохранительными структурами в общем и подразделениями органов внутренних дел в частности.Итак, сложность расследования экономических преступлений в сфере автотранспорта обусловлена рядом факторов. Ключевым аспектом является корыстный мотив, который требует тщательного анализа для правильной квалификации преступлений. Специфика транспортных средств как объектов преступления, разнообразие способов их завладения, а также необходимость установления корыстных мотивов и целей делает каждое дело уникальным и требующим индивидуального подхода. Сложности углубляются из-за наличия различных видов мотивов и целей, включая не только стремление к личному обогащению, но и такие факторы, как зависть или «спортивный интерес». Кроме того, мера пресечения и реальное лишение свободы часто не соответствуют масштабу преступлений, что снижает эффективность борьбы с автопреступностью. Все это указывает на необходимость совершенствования подходов к расследованию угонов и хищений автотранспорта, укрепления сотрудничества между региональными правоохранительными структурами и повышения общественной осведомленности о мерах по предотвращению таких преступлений.В заключение, освещение вопросов административной и уголовной ответственности за экономические проступки и преступления в сфере автотранспорта подчеркивает растущую актуальность и сложность борьбы с такими деяниями. Увеличение количества автотранспорта и его высокая стоимость делают эту сферу привлекательной для преступных посягательств, поднимая вопросы о необходимости эффективного расследования и привлечения к ответственности. Анализ показывает, что, несмотря на разнообразие подходов к классификации экономических правонарушений и преступлений, корыстный мотив остается определяющим фактором, требующим особого внимания при расследовании. Сложности, возникающие при рассмотрении и расследовании таких дел, требуют от правоохранительных органов не только глубокого понимания специфики экономических преступлений на транспорте, но и применения комплексного подхода, включающего исследования, криминалистические методики и совершенствование механизмов межрегионального взаимодействия. В свете этих вызовов, усилия по совершенствованию методов борьбы с автопреступностью, улучшению законодательной базы и повышению квалификации специалистов в этой области становятся ключевыми направлениями в обеспечении правопорядка и безопасности в сфере автотранспорта.Список использованных источников«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // CЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 30.01.2024)«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ(ред. от 22.04.2024) // CЗ РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 30.01.2024)«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» : Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // CЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5555. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72388/ (дата обращения 30.01.2024)«О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 2, февраль, 2009. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82656/ (дата обращения 30.01.2024)Баранчикова М.В. Транспортные средства как предмет преступлений, совершенных из корыстных побуждений // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2021. – № 1 (86). – С. 20-26.Баранчикова М.В., Баумштейн А.Б. Мошенничество на вторичном рынке продажи автотранспорта и его связь с дорожно-транспортными преступлениями // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. – 2021.– № 1 (4). – С. 53-57.Гейн А.К. Корыстная цель как криминообразующий признак преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2010. – № 1 (11). – С. 46 – 54.«Показатели преступности России». Официальный сайтГенеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/crimestat (дата обращения 30.01.2024)Доронина, Н.Ю. Экономические преступления в сфере железнодорожного транспорта / Н. Ю. Доронина // Молодой ученый. – 2020. –– № 3 (293). – С. 172-175. Каримова Н.П. Проблемы отграничения кражи от смежных составов преступлений // Базис. – 2023.– № 1 (13). – С. 23-28.Росенко М.И. О подходах к исследованию правонарушений и преступлений в транспортной сфере // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 4 (220). – С. 108-111.Соловьев О.Г. Дискуссионные аспекты конструирования составов преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2021. – Т. 15. – № 4 (58). – С. 560-567.Тепляков В.П., Филимонов А.А. Характеристика преступлений, совершаемых в сфере нелегального автобизнеса // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков. – Москва. – 2022. – С. 76-82.Уголовное право России. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. Ю. В. Грачевой, А. И. Чучаева. – М.: Контракт, 2017. – 384 с.Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. / под ред. А. В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2015. – 1184 с.
1 «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // CЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 30.01.2024)
2 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ(ред. от 22.04.2024) // CЗ РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 1. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 30.01.2024)
3 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» : Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // CЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5555. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72388/ (дата обращения 30.01.2024)
4 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» : Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 2, февраль, 2009. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82656/ (дата обращения 30.01.2024)
5 Баранчикова М.В. Транспортные средства как предмет преступлений, совершенных из корыстных побуждений // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2021. – № 1 (86). – С. 20-26.
6 Баранчикова М.В., Баумштейн А.Б. Мошенничество на вторичном рынке продажи автотранспорта и его связь с дорожно-транспортными преступлениями // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. – 2021.– № 1 (4). – С. 53-57.
7 Гейн А.К. Корыстная цель как криминообразующий признак преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2010. – № 1 (11). – С. 46 – 54.
8 «Показатели преступности России». Официальный сайтГенеральной прокуратуры Российской Федерации. Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/crimestat (дата обращения 30.01.2024)
9 Доронина, Н.Ю. Экономические преступления в сфере железнодорожного транспорта / Н. Ю. Доронина // Молодой ученый. – 2020. –– № 3 (293). – С. 172-175.
10 Каримова Н.П. Проблемы отграничения кражи от смежных составов преступлений // Базис. – 2023.– № 1 (13). – С. 23-28.
11 Росенко М.И. О подходах к исследованию правонарушений и преступлений в транспортной сфере // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 4 (220). – С. 108-111.
12 Соловьев О.Г. Дискуссионные аспекты конструирования составов преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2021. – Т. 15. – № 4 (58). – С. 560-567.
13 Тепляков В.П., Филимонов А.А. Характеристика преступлений, совершаемых в сфере нелегального автобизнеса // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков. – Москва. – 2022. – С. 76-82.
14 Уголовное право России. Общая и Особенная части: учеб. / под ред. Ю. В. Грачевой, А. И. Чучаева. – М.: Контракт, 2017. – 384 с.
15 Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учеб. / под ред. А. В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2015. – 1184 с.